Содержание
-
Слайд 1
Жешарт
Усть — Вымь
Микунь
Айкино -
Слайд 2
В Усть – Вымском районе 53 населённых пункта, 2 городских поселения и 10 поселений.
-
Слайд 3
Карта Усть – Вымского района
-
Слайд 4
-
Слайд 5
Сама деревня Вогваздино возникла в 1668 г. Тогда она называлась «Боровой».В 1959 г. к Вогваздино подошла железная дорога, здесь была организована ж.-д. ст. в 2000-156 чел.
-
Слайд 6
Вогваздино (вок) – место у брата Василия. Местные жители часто деревню называют (яг) –бор, по её расположению в сухом сосновом бору.
-
Слайд 7
село Усть-Вымь
-
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
Село Усть-Вымь возникло в 1380 г. Село находится в 72 км от города Сыктывкар . Названо оно так, потому что
находится в устье реки Вымь. Живёт в селе 760 человек. -
Слайд 12
Станция города Микунь.
-
Слайд 13
Ми́кунь (коми Микунь) — город (с 1959) в России, в Усть-Вымском районе Республики Коми. Административный центр городского поселения «Микунь». Население — 10 088 чел. (2015). Город расположен в 96 км (по железной дороге) и 108 км (по автомобильной асфальтированной дороге) от Сыктывкара. Микунь находится между реками Чая, Дозморка и Чуб (правый приток Дозморки), в 15 км от села Айкино (райцентр Усть-Вымского района).
Ми́кунь (коми Микунь) — город (с 1959) в России, в Усть-Вымском районе Республики Коми.
Административный центр городского поселения «Микунь».
Население — 10 088 чел. (2015).
Микунь находится между реками Чая, Дозморка и Чуб (правый приток Дозморки), в 15 км от села Айкино (райцентр Усть-Вымскогорайона)
Микуньдор – «принадлежащий Николаю». -
Слайд 14
ВОЗНИК В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА Северной железной дороги в конце 1930-х – начале 1940-х гг.как ж-д станция. При станции образовался поселок,преобразованный 12 мая 1948 года в рабочий поселок. С проведением от Микуни железных дорог в Сыктывкар и на Удору станция стала крупным железнодорожным узлом .
-
Слайд 15
Айкатыла
Айкатыла -
Слайд 16
Айкино(Айкатыла)- село, центр сельской администрации и Усть-Вымского района. Древнейшей частью села является вывшая д. Шыжам. Само Айкино возникло в 1608. Впервые д. Айкино упомянута в переписной книге 1646, 2 двора, в которых жили Василий Власович и Степан Фёдорович Саковы.
В давние времена на берегах Эжвы обосновался мощный род и возглавлял его Ай, то есть отец и старейшина. Этот род пришёл из низовьев Вычегды в поисках места, где бы поселиться, что бы кругом было бы землю пахать, и чтобы этой земли было много. И нашлось такое место. -
Слайд 17
В Эжву впадала Шежамка, в ШежамкуНёмыд. Гора, река и красота. Места лучше не сыскать. И решил здесь Ай обоснаваться. Сначала они лес стали валить, а затем строить дома, потом они пожгли сваленный лес и стали землю пахать. Назвали это место «тылой», то есть пожогой. С тех пор и зовут это место Айкина или Айкатыла. Куда делся Ай никто не знает.
-
Слайд 18
-
Слайд 19
Возник в конце 1930 г. В 1949 г. Здесь находилось значительное количество высланных (немцев, западных украинцев, бывших кулаков ).В посёлке занимались лесозаготовками.
В 2000 г. проживало 730 человек.
Ручей по коми означает «шор». -
Слайд 20
-
Слайд 21
Люди жили близ Гама уже в X-XIIвв.Село впервые упомянуто в 1586г. 49 дворов. Фамилию имел только 1 житель- Микифорко Туркин. В 1930г. в Гаме имелись больница, изба-читальня, агропункт, ветеринарный пункт, пароходная стоянка, потребительское общество, комитет крестьянской общественной взаимопомощи, участок милиции и школы.
-
Слайд 22
-
Слайд 23
-
Слайд 24
Село Межег расположено на правом берегу Вычегды.
В 3 км к северу-востоку от села расположена станция Межег. Посёлок при станции первоначально также назывался Межог, в 1976 году для устранения путаницы между двумя населёнными пунктами его переименовали в Донаёль. Название села происходит от слова меж которое означает – «место имеющее излучину».Действительно , Вычегда возле села делает большой изгиб. -
Слайд 25
Посмотреть все слайды
На приеме у уездного врача
Музей в Усть-Выми размещается в здании бывшей земской больницы, построенной в самом начале прошлого века. Экспозиция здесь вполне традиционная для районных музеев: археологические находки, царские монетки, портреты и биографии известных земляков (в данном случае – автора пьесы «Свадьба с приданым» Николая Дьяконова). Широко представлены материалы по христианизации древних коми. В частности, есть картина, на которой изображено, как Стефан Пермский сжигает языческих идолов, а зыряне сокрушаются по этому поводу.
Очень интересные в музее старинные фотографии, которые можно рассматривать часами, подмечая с каждым разом все новые детали. Запечатленные на них первые пионеры и колхозники пристально всматриваются в далекое будущее. Вот на одном коллективном снимке бородатый мужчина держит за шею ребенка. Видимо, тот заснул, а отец решил хотя бы таким образом запечатлеть своего сына или дочь. На снимке 1924 года первые пионеры села. Самодельные галстуки, впереди голоногий барабанщик, позади – знамя с надписью: «На смену».
Недавно в музее появилась новая экспозиция «Кабинет земского врача». Стол, кушетка, ширма, рукомойник, весы, этажерка, вешалка с плащом, шляпой и зонтиком. На этажерке – дореволюционные врачебные издания с печатью усть-вымской земской больницы. В этом кабинете вспомнились рассказы о врачебной практике Михаила Булгакова и Викентия Вересаева, фильм Алексея Балабанова «Морфий». На полках среди банок и склянок прячется бутылка из-под гематогена с надписью: «СССР. Главмясо». Мало кто помнит, что когда-то гематоген выпускался в жидком виде и только потом стал жевательным.
Врачебный кабинет в старинном больничном здании – настоящая изюминка музея. Земская больница была открыта в 1903 году. Тогда же было построено и первое больничное здание. В 1911 году над ним сделали второй этаж. Рядом построены еще три корпуса. Это была единственная больница на семь волостей, а это более 20 тысяч жителей. Комплекс больничных зданий – один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в республике.
Русская православная церковь
- Стефановская церковь (предположительно построена в 1755—1766 годах).
- Михаило-Архангельская церковь (1795).
- Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь
Михайло-Архангельский мужской монастырь был основан святителем Стефаном Пермским в XIV веке. В последующие два столетия в Усть-Выми находился Владычный городок и кафедра Пермских епископов. Монастырь был упразднён в 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II.
Вновь открыт 21 марта 1996 года постановлением Священного синода Русской православной церкви по ходатайству епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима.
640 лет селу Усть-Вымь
В 2020 г. село Усть-Вымь отмечает 640 лет со дня его основания. В связи с этой датой Историко-этнографический музей села Усть-Вымь начнет знакомить Вас с Почетными гражданами села Усть-Вымь, которые внесли вклад в развитие села.Дьяконова Александра Ивановна родилась 31 марта 1922 г. в д. Бисарпи, Балезинского района Удмуртской АССР. В 1948г. окончила ФЗО в г. Сарапул, получила профессию мастер-маслодел. (Фото №1)
С 1948 – 1952 гг. работала в колхозе «Память Логинова» в с. Усть-Вымь.1962 – 1994 гг. – телятница, свинарка «совхоз Усть — Вымский».В 1986 году присвоено звание «Почетный гражданин села Усть-Вымь».В 1989 году присвоено звание «Почетный гражданин Усть-Вымского района».Имела награды и звания:1965 г. – «Отличник сельского хозяйства Коми АССР».1976 г. – медаль «За трудовую доблесть», 6 трудовых медалей.1980 г. – «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».Лыткина Галина Питиримовна родилась 20 февраля 1928 г. в д. Красная гора села Усть-Вымь. В 1945 г. окончила Усть-Вымское педучилище. В 1947 г. Галина Питримовна окончила театральную студию при Сыктывкарском драмтеатре. С 1947 г. Лыткина Г.П. актриса Коми республиканского драматического театра. (Фото №2)
Имела звания и награды: 1960 г. — «Заслуженная артистка Коми АССР»;1967 г. — «Народная артистка Коми АССР»;1982 г. — «Заслуженная артистка РСФСР»;1984 г. – «Почетный гражданин Усть-Вымского района»;1986 г. – «Почетный гражданин села Усть-Вымь»;1987 г. – «Лауреат Государственной премии Коми АССР».Шашева Валентина Вячеславовна родилась 20 января 1920 г. в селе Оквад, Усть-Вымского района. В 1942 г. окончила Коми педагогический институт г. Сыктывкар. Учительствовала с 1942 – 1945гг. в Коквицкой, Гамской, Оквадской школах. С 1945 – 1976 гг. преподавала в Усть-Вымской средней школе. (Фото №3)
Имела звания и награды:1986 г. – «Почетный гражданин села Усть-Вымь»;1996 г. – «Почетный гражданин Усть-Вымского района»Имела шесть трудовых наград.Некрасов Николай Иванович родился 1 марта 1934 г. в д. Камсамас, Усть-Вымского района.
С 1957 по 1968 гг. – работал на комсомольской работе;С 1969 по 1978 гг. – секретарь парткома совхоза «Усть-Вымский»;В 1972 г. окончил Высшую Партийную школу г. Ленинграда.С 1981 по 1994 гг. – Председатель исполкома Усть-Вымского сельского совета.С 1994 г. по 2005 г. Глава администрации Усть-Вымского сельского совета. (Фото № 4)Имел звания и награды:1970 г. – медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»;1985 г. – медаль «Ветеран труда»;1986 г. – «Почетный гражданин села Усть-Вымь»;1991 г. – «Заслуженный работник науки и культуры Коми АССР»;1997 г. – «Почетный гражданин Усть-Вымского района». Николай Иванович имел немало наград в спортивной сфере, так же был отмечен почетными грамотами Русской православной церкви.Исаков Николай Андрианович родился в 1925 г. в д. Кырс, Семуковского сельского совета, Усть-Вымского района.
С 1940 – 1943 гг. – работал в колхозе «Булганина».С февраля 1943 г. по апрель 1945 г. – участвовал в Великой Отечественной войне.С 1947 по 1956 гг. – председатель колхоза «Красноармеец».В мае 1957 г. окончил Советско-партийную школу в г. Сыктывкаре.С мая 1959 г. по февраль 1973 г. – директор совхоза «Усть-Вымский».С 1973г. по 1984г. – управляющий межрайобъединения Сыктывдинской сельхозтехники. (Фото №5)Имел звания и награды:Орден «Отечественной войны I степени»;Орден «Славы III степени»;Медаль «За Отвагу» всего 18 орденов и медалей.1986 г. – Почетный гражданин Усть-Вымского района».
Подробнее:https://vk.com/public184643806?w=wall-184643806_319
Робинзон Крузо – первый турист
Первым интуристом в Усть-Выми можно смело назвать Робинзона Крузо. Удивительно, как моряк из Йорка, который двадцать восемь лет прожил на необитаемом острове, мог оказаться в этих краях. Робинзон – это все-таки литературный персонаж. Но волей придумавшего его Даниеля Дефо после возвращения в Англию Робинзон путешествовал по России и во время этой поездки побывал в Коми крае. В частности, Даниель Дефо упомянул про село Усть-Вымь.
После выхода первого «островного» тома, писатель, вдохновленный успехом, продолжил робинзонаду, и Крузо стал героем не одного романа, а литературной трилогии. В оригинале второй том называется «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо, составляющие вторую и последнюю часть его жизни, и захватывающее изложение его путешествий по трем частям света, написанные им самим». В СССР название сократили до первых четырех слов. Первый полный перевод двух частей «Робинзона» на русский язык появился в 1843 году. В СССР было академическое издание 1935 года, а следующее вышло только в 1996 году. В последние годы второй том робинзонады стали переиздавать чаще. В этой книге герой снова отправляется в скитания: посещает свой остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой России. В завершение странствий, которые длились десять лет и девять месяцев, он и побывал в Коми крае.
В подлинность всех совершенных Робинзоном путешествий читатели той эпохи верили совершенно так же, как и в реальность его существования. Робинзон колесит по Южной Америке, затем отправляется на свой остров, находит там достаточно многочисленную колонию поселенцев, состоящую из испанцев и англичан. Крузо проводит на острове реформы, разруливает конфликты, передает поселенцам инструменты и технологии и отбывает дальше в восточные моря. Робинзон огибает Африку у мыса Доброй Надежды, затем посещает Мадагаскар и Индию. На море в схватке с дикарями гибнет Пятница. Оставшийся без спутника путешественник оказывается с грузом опиума в Китае, где лишается корабля. Он узнает, что в Пекин прибыл караван московских купцов, и решает вернуться с ними на родину по суше. Его путь пройдет через всю Азию, Сибирь и европейский север России.
«Через пять дней мы прибыли в Вестиму (Усть-Вымь) на реке Вычегде, впадающей в Двину, и таким образом счастливо приблизились к концу нашего сухопутного путешествия, ибо река Вычегда судоходна, и нас отделяло только семь дней пути от Архангельска, – пишет автор Робинзона о Коми крае. – Из Вестимы мы прибыли третьего июля к Яренску».
Наверное, для развития местного туризма в усть-вымском музее можно было бы оформить хотя бы небольшой стенд, посвященный визиту Робинзона в село: карту его маршрута, шапку из козьего меха, подзорную трубу, разные издания книги. Это бы не только заинтересовало местных школьников, но и могло бы привлечь туристов. А если наладить еще производство сувениров «робинзоновской» тематики, то они бы не залеживались на прилавке.
Добраться в Якшу легче всего на лосе
Август 18, 2016
—
Актуально
Поселок Якша у многих ассоциируется с уникальной лосефермой, которая здесь появилась еще в 40-х годах прошлого столетия.
Пожалуй, единственное, что не изменилось с тех далеких времен, так это качество дороги, ведущей в райцентр. Если ею не заняться на исходе лета, поселок уже осенью и вовсе может оказаться отрезанным от «большой земли».
Напомним, что лосиная ферма в Якше была первой в мире. Широкой общественности она стала известна благодаря художественному фильму «Повесть о лесном великане», снятом в Печоро-Илычском заповеднике в 1954 году легендарным режиссером Александром Згуриди.
Ветеран авиации сыктывкарец Юрий Бобылев – один из немногих, кто с ним встречался. В тот период Юрий Александрович летал на По-2. Не было в Троицко-Печорском районе ни одного населенного пункта, где бы он не бывал.
– Александр Згуриди со своей помощницей какое-то время жили в нашей пилотской, – рассказывает Юрий Александрович. – Весной аэродромное поле в Троицко-Печорске и посадочная площадка в деревне Мамыль, откуда на быстроходном катере можно было добраться до Якши минут за двадцать, были покрыты паводковой водой. Благодаря неблагоприятным погодным условиям, мне впервые в жизни удалось встретиться и пообщаться со столь интеллигентными людьми. Они рассказали множество «киношных» историй. Московские гости к тому времени успели побывать во многих уголках мира. Я с упоением их слушал. Они говорили так, как будто читали хорошо написанную книгу. Надо отметить, что Александр Михайлович любил снимать кинофильмы с участием животных. Стали классикой такие его кинопроизведения как «Черная гора» и «Рикки-Тикки-Тави».
…Но вернемся к нынешней дороге
Под шумок о важности развития туризма для Республики Коми местные власти в целях экономии бюджетных средств планировали с трех до одного раза в неделю сократить выезд рейсовых автобусов из Троицко-Печорска до Якши. Благодаря вмешательству депутата райсовета Сергея Козлова удалось отстоять прежний график движения автобусов.
Дорога до Якши постоянно приходит в негодность из-за того, что ее утюжат большегрузные лесовозы
Они же чаще всего и становятся жертвами плохой дороги – их заносит в кювет.
В основном именно из Якши туристы добираются до плато Маньпупунер. Власти надеются, что эти места привлекут не только отечественных, но и иностранных любителей природы. Но последние тут достаточно редкие гости, в том числе и из-за неразвитой инфраструктуры. Они попросту не понимают, почему в условиях мирного времени возникают такие трудности, которых в принципе не должно быть.
Будем надеяться, что лучшие времена у Якши еще впереди. Тем более, что совсем недавно на встрече с жителями Троицко-Печорского района врио Главы Коми Сергей Гапликов обещал решить проблему с дорожным сообщением.Сергей Морохин.
Мне нравится
Твитнуть
Поделиться
В Телеграмм
В Одноклассники
Г[править]
Нет фото | Часовня НикольскаяАдрес: Гажакерес Номер объекта: 1100368000 Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: кон. XIX в. Памятник архитектуры. В документе указано старое название деревни (с ошибкой) — Поп-Керес. |
Нет фото | Школа церковно-приходская, в которой учились видные деятели науки и культуры, общественные деятели Коми краяАдрес: Гам , Интернациональная улица, 44Номер объекта: 1100000054 / Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: 1901-1918 гг. Памятник архитектуры регионального значения. |
Нет фото | Место боя красноармейского отряда с белогвардейцамиАдрес: Гам Номер объекта: 1100000055 Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: Памятник истории. |
Нет фото | Церковь архангела МихаилаАдрес: Гам Номер объекта: 1100357000 Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: 1851 г. Памятник архитектуры. |
История
Церковь на месте вещей березы (фотография 1908 года)
Согласно «Житию Стефана Пермского», составленному Епифанием Премудрым на рубеже XIV—XV веков, иеромонах Стефан построил церковь «на мѣсте, нарицаемѣм на Усть-Вымы, идѣже Вымь-река своим устьем вошла въ Вычегду-реку, идѣже последи создана бысть обитель его большая, еже потом и епископья его наречена бысть. Егда же свяща церковь сию, яко быти ей нарече во имя <…> Благовѣщениа». Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись уточняет, что произошло это в 1380 году, а близ того места была «кумирница» пермян-язычников.
В 1383 году из Ростовской епархии была выделена особая Пермская епархия с кафедрой в Усть-Выми.
В 1392 году город был осаждён вогулами, спустившимися с верховьев Вычегды во главе с Памом-сотником. Узнав о возможном приближении устюжан, вогулы отступили.
В 1589 году кафедральный центр Пермской епархии перенесли из Усть-Выми в Вологду.
В конце XVI века основатель Усть-Вымской Архангельской пустыни Мисаил начал вести Вычегодско-Вымскую летопись. После его смерти она была продолжена священником Усть-Вымской Благовещенской церкви Евтихием. По их именам летопись получила второе название — «Мисаило-Евтихиевская».
«Книга Большому чертежу» (1627 год) сообщает, что река Вымь (из-за ошибочного перевода названа Птицей) впадает в Вычегду «с вышней стороны, под городом под Старою Пермью».
С 1922 по 1928 год село было центром Усть-Вымского уезда, а с 1929 по 1943 год — центром Усть-Вымского района, после чего районный центр был перенесён в село Айкино.
Усть-Вымь[править]
Церковь Михаила Архангела | Церковь Михаила АрхангелаАдрес: Усть-Вымь , Заручейная улица, 39Номер объекта: 1100337000 / Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: 1795 г. Памятник архитектуры регионального значения. |
Нет фото | Ансамбль Усть-Вымской земской больницыАдрес: Усть-Вымь , Совхозная улица, 29, 31, 32Номер объекта: 1130048000 / Ссылки: галереяОписание: 1902-1911 г. Памятник архитектуры регионального значения. |
Нет фото | Дом земского врачаАдрес: Усть-Вымь , Совхозная улица, 29Номер объекта: 1130048002 / Ссылки: галереяОписание: 1906-1907 гг. Памятник архитектуры регионального значения. |
Нет фото | Главный корпусАдрес: Усть-Вымь , Совхозная улица, 31Номер объекта: 1130048001 / Ссылки: галереяОписание: 1902-1904 гг., 1911 г. Памятник архитектуры регионального значения. |
Нет фото | «Заразный» баракАдрес: Усть-Вымь , Совхозная улица, 32Номер объекта: 1130048003 / Ссылки: галереяОписание: 1911 г. Памятник архитектуры регионального значения. |
Церковь Стефана Пермского | Церковь Стефана ПермскогоАдрес: Усть-Вымь , Центральная улица, 66Номер объекта: 1100198000 / Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: 1759 г. Памятник архитектуры регионального значения. |
Нет фото | Братская могила советских активистов П.С. Ганова, П.А. Логинова, Н.В. Гургина и М.П. Жданова, убитых белобандитамиАдрес: Усть-Вымь Номер объекта: 1100195000 Ссылки: галереяОписание: Памятник истории. |
Нет фото | Дом купца П.Г. КамбаловаАдрес: Усть-Вымь Номер объекта: 1100336000 Ссылки: галереяОписание: кон. XIX в. Памятник архитектуры. |
Усть-Вымский историко-культурный центр (музейный комплекс) | Усть-Вымский историко-культурный центр (музейный комплекс)Адрес: Усть-Вымь Номер объекта: 1100000079 Ссылки: галереяОписание: Памятник архитектуры. |
Чем еще знаменить Усть-Вымь
О богатой истории вымской земли свидетельствует тот факт, что на Выми (правда, в Княжпогостском районе) находится самый известный археологический памятник – Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги и монеты, а также серебряный ритон. Несколько древних артефактов, найденных при его раскопках, хранятся в Эрмитаже. Самые известные из них – это деревянная чаша и серебряный ритон. Ритуальный сосуд-ритон относится к изделиям так называемого сасанидского серебра. Это древнеиранские изделия из серебра (посуда, монеты, украшения), поступавшие в результате торгового обмена на Север в эпоху раннего Средневековья. А вот чашу из березового капа вырезали северные умельцы. Эти артефакты свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Вероятно, пришлые группы людей из азиатских степей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением.
С районом связаны молодые годы всемирно известного социолога Питирима Сорокина, который родился в 1889 году в старинном вымском селе Туръя (Княжпогостский район). В деревне Гам Усть-Вымского района маленький Питирим начал осваивать грамоту в местной двухлетке.
Уникальностью Усть-Вымского района можно назвать то, что райцентр здесь не в Усть-Выми, а в селе Айкино. А единственный город на территории муниципалитета – Микунь. В рукописи 1680 года Усть-Вымь упоминается как город Старая Пермь. С 1922 по 1928 год село было центром Усть-Вымского уезда, а с 1929 по 1943 год – центром Усть-Вымского района, после чего райцентр был перенесен в Айкино.
К[править]
Нет фото | Часовня Введения во храм Пресвятой БогородицыАдрес: Камсамас Номер объекта: 1100365000 Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: сер. XIX в. Памятник архитектуры. |
Нет фото | Часовня ПокровскаяАдрес: Карыбйыв (бывш.)Номер объекта: 1100366000 Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: сер. XIX в. Памятник архитектуры. |
Нет фото | Братская могила 26 коммунистов, убитых белогвардейцамиАдрес: Коквицы , напротив жилого дома № 60Номер объекта: 1100194000 / Ссылки: галереяОписание: 1919 г. Памятник истории регионального значения. |
Нет фото | Памятник жертвам белогвардейского террора в 1919 г.Адрес: Коквицы , в центре, на братской могиле, напротив жилого дома № 60Номер объекта: 1100199000 / Ссылки: галереяОписание: 1963 г., автор Э.З. Эдельгаус. Памятник монументального искусства регионального значения. |
Нет фото | ЧасовняАдрес: Кырс Номер объекта: 1100364000 Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: кон. XIX в. Памятник архитектуры. |
На месте прокудливой березы
Усть-Вымь – одно из старейших поселений в Коми. Еще в давние времена здесь было поселение Перми Вычегодской. Местный народ поклонялся своим богам, и здесь находилось крупное языческое святилище. Была в пантеоне и так называемая прокудливая береза (прокудливый означает проказливый, шаловливый или пакостливый).
В 1380 году на вымскую землю из ростовского монастыря пришел Стефан Пермский. Миссионер срубил древнюю березу, вырубил лес на холме и поставил «келию и дом молитвенный». С этого времени началась официальная история села. В 1384 году рукоположенный в епископы святитель Стефан приступает к храмовому обустройству Пермской епархии. Своей резиденцией он выбрал Усть-Вымь. Первый зырянский монастырь возвели на месте прокудливой березы. При монастыре была открыта первая в Коми крае школа, в которой готовили священнические кадры.
Преемники Стефана превратили Усть-Вымь в укрепленный городок, за валом и деревянными стенами которого находились церкви, монастырь и «двор владычен большой». В первой половине пятнадцатого века Усть-Вымь стала военно-административным и епархиальным центром края. Село находилось на перекрестке путей, ведущих за Урал через реки Вымь и Верхняя Вычегда. По мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно теряет свое значение. Но она оставалась центром епископских владений на зырянской территории, а также местом паломничества к чудотворным мощам епископов Пермских – Герасима, Питирима и Ионы.
В начале восемнадцатого века в Усть-Выми, первом из селений Коми края, начинается каменное строительство. Путешественник академик Иван Лепехин, знакомясь в 1771 году с зырянским краем, поражался красоте и убранству усть-вымских храмов. В 1990 году село Усть-Вымь включено в список исторических населенных мест России. В 1996 году был возрожден Михайло-Архангельский монастырь, под обустройство обители выделена территория на ее историческом месте.
В честь 625-летия прихода в Усть-Вымь Стефана Пермского в центре села установили памятник – птицу счастья – работу скульптора Владимира Рохина. Это двенадцатиметровый металлический столб, увенчанный флюгером в виде железной птицы.
Большинство туристов приезжают в Усть-Вымь именно для того, чтобы побывать в старинных храмах, набрать в источнике святой воды, увидеть монастырь. В местной церкви для нас провели небольшую экскурсию, рассказали о святынях. В храме поразили макет трехмачтового парусника и множество тяжелых камней, привезенных священником из паломничества по святым местам.
Рядом с храмовым комплексом и по сей день растет несколько берез – вполне прокудливого вида.
А[править]
Нет фото | Школа ремесленнаяАдрес: Айкино Номер объекта: 1100000053 Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: Памятник архитектуры. |
Нет фото | Братская могила 11 советских активистов волости, убитых белобандитамиАдрес: Айкино , улица Коинова, южнее завода БРУНомер объекта: 1100196000 / Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: 1919 г. Памятник истории регионального значения. по постановлению адрес — Шежам. |
Здание, где была организована первая партийная ячейка села | Здание, где была организована первая партийная ячейка селаАдрес: Айкино , Центральная улица, 160Номер объекта: 1100273000 / Ссылки: галерея, паспорт объектаОписание: Памятник истории регионального значения. Сейчас в здании находится Айкинский центральный музей. |
Преображенская церковь | Преображенская церковьАдрес: Айкино , Центральная улица, 303Номер объекта: 1100000075 Ссылки: галереяОписание: Памятник архитектуры. |