Описание системы
Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии — около 8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды (ул. Уральского Комсомола, пос. Кирпичного завода, Лесозавод) полностью разобраны. Трамвайный путь проходит не только через городские кварталы преимущественно низкоэтажной застройки (брежневской на Северном поселке и сталинской на Южном), но и через заросшие луга и тайгу.
Состояние путей среднее. Состояние контактной сети — плохое.
Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, два тупика (один не используется) для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.
Волчанский трамвай |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Волчанская (Базарная) | |||||||||
|
Первомайская | ||||||||
|
6-й разрез | ||||||||
|
Западный борт | ||||||||
База ОРСа | |||||||||
«Администрация» | |||||||||
Пролетарская | |||||||||
|
Разрез «Восточный» | ||||||||
|
|||||||||
|
Трамвайное депо | ||||||||
|
Депо трам. парка Волчанск-2 | ||||||||
|
|||||||||
|
Разрез № 5 | ||||||||
|
В Карпинск | ||||||||
Маршрутная сеть
Маршрутная сеть на карте
Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28—29 минут в сторону Волчанска-1 (Сев. часть) и 23—24 минуты в сторону Волчанска-2 (Южн. часть). На линии работает один вагон. До 2000-х годов на линии максимально использовалось 4 вагона с интервалом 15 минут. До 2004 года до 14 часов в первую смену работало 2 вагона с интервалом 30 минут. До 2011 года, рейсы выполнялись каждый час (от депо в 05 минут, с Волчанска-1 — в 35 минут каждого часа) с 6:05 до 23:05. С января 2016 года от депо (Южная часть) трамваи отправляются ежедневно в 7:00 (только по рабочим дням), 8:00, 9:00, 10:00, 16:00, 17:00, 18:00, 19:00, 20:00, 21:00; от Волчанска-1 (Северная часть) — через 30 минут (7:30 и т.д., 21:30). По состоянию на начало года, по тому же расписанию 2 вагона совершают 10 рейсов в день, перевозя за рейс до 25 человек.
Интересные факты
Согласно местной небылице, Волчанск был занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый маленький город в мире, где есть своё трамвайное движение. Такую историю первоначально закинули гостям города сами волчанцы, откуда она превратилась в популярную байку как в городе, так и за его пределами. В настоящее время многочисленные рассказы о городе ошибочно упоминают этот «факт».
Тем не менее, 30 марта 2009 года Волчанск занесён в книгу рекордов России, где официально подтверждено, что этот город — самый маленький в России, где работает трамвай.
Что касается книги рекордов Гиннеса, то мысли подать заявку были, однако нашелся город в Германии — Бад-Шандау — с населением около 3 тысяч человек, где тоже есть свой трамвай. Поэтому теперь подавать заявку смысла нет.
Существующая ситуация и перспективы
Организационные изменения, вызвавшие финансовые трудности в 2010 году, вызывали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако на 2011 год из областного бюджета были выделены небольшие средства на работу трамвая в Волчанске, но этот объём средств настолько мал, что едва удастся поддерживать трамвайное хозяйство в рабочем состоянии. Тем не менее, вплоть до весны 2019 года система продолжала стабильно работать.
В 2019 г. сдана новая автодорога между двумя частями города параллельно трамвайной линии, которая существенно сократила путь движения по Волчанску и предлагает более прямой путь, нежели трамвай. В результате этого Волчанский трамвай оказался под угрозой закрытия из-за практически полного оттока пассажиров на автобус и легковой автотранспорт.
В начале 2022 на маршруте курсируют 2 вагона. Они совершают 10 рейсов в день, перевозя за рейс до 25 человек. Участки трамвайных путей обновляются ежегодно — средства на это выделяет муниципалитет.
Согласно программе комплексного развития транспортной инфраструктуры Волчанского городского округа на 2019-2030 годы, протяженность отремонтированных трамвайных путей в 2019-2024 составит 5 км, контактной сети в 2019-2021 — 1,5 км. Также планируется осуществить ремонт опор контактной сети (2022-2024), приобрести запасные части для трамваев.
Подвижной состав
Трамвайный вагон 71-605Трамвайный вагон 71-619КТТрамвайный вагон 71-402
Подвижной состав насчитывает вагон 71-605 (бортовой номер 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3). Последний прибыл в город в январе 2008 года. Таким образом, Волчанск полностью обновил свой подвижной состав и не испытывает проблем с недостачей вагонов.
Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено состоянием контактной сети.
В 2001 году город получил, к 100-летию поселения, новый трамвай от губернатора Э.Э. Росселя.
В депо до 2013 года находилась платформа от вагона КТП-1 (б/н) которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы использовали для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.
В качестве склада использовался кузов вагона МТВ-82.
По 2009 год в депо находился снегоочиститель ГС-4 (б/н), однажды разворованный охотниками за цветным металлом. Волчанцы планировали восстановить машину, но планы реализованы не были: вагон в итоге был разобран. Чистка снега производится трактором.
В 2016 году трамвай 71-402 был списан.
В августе 2018 года, силами ООО «Городской Электрический Транспорт» были произведены работы по ремонту и наладке трамвайного вагона 71-619КТ (б/н 3). Были произведён ремонт блоков БУ и КА, установлены новые аккумуляторные батареи. Работа вагона осложняется чрезмерным износом контактной сети и слишком малым напряжением при нагрузке в северной части города. На 2019 год в расходы заложено добавление фидерного кабеля до середины линии в районе остановки Лесозавод (База ОРСа), и замены нескольких километров контактного провода.
По состоянию на сентябрь 2018 года работали 71-608КМ (б/н 1), 71-605 (б/н 8), 71-619КТ (б/н 3), для перевозки пассажиров используются вагоны № 1 и № 3.
С 2019 года работают только 71-608КМ (б/н 1) и 71-605 (б/н 8), остальные трамваи оставлены от эксплуатации, новый трамвайный вагон 71-619КТ (б/н 3) не работал из-за поломки блока управления. В январе 2020 вновь работает
История
Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года, состоялся пробный трамвайный рейс. Он был неудачным из-за сильных морозов и неопытности водителей. Трамвайное движение стало регулярным ко второй половине 1952 года. Трамвай ходил только до посёлка кирпичного завода, где насчитывалось тогда 74 дома. . В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.
В 1952-53 линию протянули до посёлка 4-го разреза, позднее — до разреза №5 и, наконец, летом 1953 года до Карпинска. Работали две городских трамвайных линии: первая — на Лесную Волчанку и вторая — на угольный разрез № 5.
Вторая линия была разобрана в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года и была разобрана по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.
С начала лета 2019 года по январь 2020 года система временно не работала в связи с прокладкой автодороги.
Перспективы
Несмотря на кажущуюся абсурдность существования трамвая в таком маленьком городке и несмотря на столь маленький выпуск на линию (соответственно, большие интервалы движения), трамвай в Волчанске работает и будет работать. Обновленный парк вагонов, статус символа города, а также — самое главное — амбициозный, закалённый и напористый характер руководителя трамвайного предприятия Сметанникова Александра Анатольевича — всё это является неплохим подспорьем для стабильной работы этой уникальной транспортной системы.
Задача работников предприятия — сохранить трамвай в непростых экономических и политических реалиях российской жизни, работать на благо родного города.
Трамвайное депо обзаведётся небольшим автобусным парком, который будет помогать трамваю на время остановки движения по различным причинам. При этом на муниципальных автобусах будут действовать те же льготы и проездные билеты, что и на трамвае. Цель создания автобусного парка — сохранение трамвайного парка.