Освоение урала и сибири

Сообщение о бабиновской дороге

Строительство Бабиновской дороги.

В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ по которому предписывалось всем желающим прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и мансийскую тропу расширил до величины дороги.

В подчинение Артемию Бабинову выделялось 40 крестьян и два целовальника, в обязанность которых входили расчистка и обустройство дороги, строительство мостов через имевшиеся на пути реки.

В 1595 году началось строительство. Официально Бабиновский тракт начинался от Соборной колокольни города Соликамск, где тогда находилась городская управа. В 1597 году Бабиновская дорога была готова до мансийского селения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры, где годом позже началось строительство города Верхотурье.

Это редчайший в истории России случай, когда всего за пару лет 40 человек построили целую дорогу, соорудив 9 мостов через реки и проложив несколько десятков гатей и настилов. Общая протяженность дороги составляла около 270 верст (300 км), но это было гораздо короче любого другого пути в Сибирь.

Для охраны дороги выстроены: Растеский караул, Павдинский, Лялинский, Кошайский караулы и таможня в крепости Верхотурье.

В 1598 году Бабиновская дорога приобрела статус правительственного тракта как «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». В следующие годы дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска.

Изначально Бабиновская дорога из Соликамска была только до Верхотурья, использовалась зимой после промерзания болот и рек. Чуть позже ее более благоустроили.

Таинственная деревня у Бабиновского тракта

фото: Лёха Бездорогофф

Бабиновский тракт проходил еще через один населенный пункт – Свердловский поселок Растесс, имеющий дурную славу у жителей Урала. Легенда гласит, что это была простая деревенька, с обычными деревенскими жителями, которые в один день просто исчезли.

Однажды люди из соседского поселения поняли, что давно не видели жителей Растесса и отправили местных мужичков, проверить все ли там в порядке. Назад мужички вернулись перепуганные и бледные. «В деревне не осталось ни одного жителя, — говорили они. — При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется». На следующий день стало известно, что сельское кладбище также опустело – все могилы били вырыты.

Читать далее

А что Артемий Бабинов?

За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его «вождем сибирской дороги». Похоронен на старом кладбище в селе Верх-Яйва.

 Использованы материалы и фото с сайтов:

http://wikimapia.org/16448053/ru/Бывший-Бабиновский-тракт

http://www.urbibl.ru/Stat/Dostoprimechatelnosti/pervaya_suhopu

http://northural.ru/article/babinovskaya_doroga

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бабиновская_дорога

http://gosudarevadoroga.ru

https://uraloved.ru

Бабиновская дорога.

30 Ноябрь 2012
admin

Бабиновская дорога. Она 200 лет прослужила главным путем в Сибирь.  По этой дороге шли русские землепроходцы. Ерофей Хабаров, Владимир Атласов и многие другие. По этой дороге Россия перетекает в Сибирь и разливается до Тихого океана. Как будто перед плотиной копился, копился народ и, прорвавшись, за 100 лет разлился до самой Камчатки.

Первопроходцами   новых рубежей страны были северные русы — поморы. Они не были порабощены и соответственно имели свободу перемещения. Это были люди особого склада. Мужественные, выносливые, закаленные суровым  северным климатом. Это были выходцы из Сольвычегодска, Великого Устюга, Тотьмы, Каргаполя и других поморских городов. Самобытная северная русская культура, обычаи, образ жизни перетекали в Сибирь. Например валенки  у нас стойко ассоциируются с Сибирью, а между тем их родина — Великий Устюг. 

По этой дороге шли и каторжники среди которых были известные личности: мятежный протопоп Аввакум, Ганнибал — прадед Пушкина, который был отправлен в Томск в 1727 году вскоре после смерти Петра за то, что примкнул к группе недовольных возвышением Меншикова. А затем и сам светлейший князь Меньшиков.

Как это начиналось. Урал, конец XVI века. Ермакова дорога в Сибирь через Чердынь и по северным рекам в 2000 верст очень неудобная и царь Федор Иоанович приказывает отыскать другую.

Жили в деревне Усолка Соликамского уезда Артемий и Фома — родные братья. Но они поссорились из-за жены Артемия.  Такой возник у них любовный треугольник. Оттого-то и получили кличку  Бабины. Из-за бабы поссорились.

Артемий  выследил вогулов как они ходят на западную сторону хребта с восточной совершать свои обряды в Чаньвинскую пещеру. Он шел, отмечая путь сломаными ветками. Если бы они его заметили, то наверняка бы убили.  И Артемий вызвался показать Чердынскому воеводе путь через Уральские горы.  Воеводе не понравилась кликуха Бабин и он предложил добавить -ов, получилось Бабинов. Был создан отряд из 40 человек, и за 2 года они построили дорогу в 260 верст, в 7 раз короче прежней. И стала она называться Бабиновская государева дорога. Камск-Тавда-Верхотурье. Через определенное расстояние ставили ямы — ямские деревни. Отсюда и название новой профессии — ямщик.

В награду Бабинов получил царскую грамоту на управление этой дорогой, освобождение от податей, т.е. налоговые льготы, чтобы он ее обустроил и получал дивиденты за это. С 1595 по 1597 год продолжалось строительство дороги: расчистка и прокладка мостов через встречающиеся реки и ручьи, строительство застав — станций для смены лошадей и отдыха.  В 1597 году Нером-Кар переименовали в Верхотурье и начали строить город, посадили там воеводу и воинский гарнизон.

В 2013 году в окрестностях Соликамска поставили памятный знак Артемию Бабинову (фото вверху).

Бабиновская дорога имела длину 260 верст. Получается, что это русская платная дорога 17 века, отданная частнику в концессию. Новую сибирскую дорогу в народе так и назовут — Бабиновский тракт. В том же 1597 году впервые отправили в Сибирь ссыльных 50 человек угличан, обвиненных в убийстве царевича Дмитрия. Они отправились на строительство и поселение в город Пелым.

Вначале Бабиновская дорога могла использоваться только зимой, когда замерзали болота, реки. Но позднее ее как-то замостили, продолжили расчистку от пней и кореньев, расширили. Движение стало круглый год. На недавно обретенные земли за Камнем надо было везти практически все: соль, порох, хлеб, ткани и т.д. и во все возрастающих объемах. Везли казну, почту, хлебные припасы для сибирских поселенцев. Можно сказать это была дорога жизни. По этой дороге прошли тысячи крестьян и посадских людей, чтобы найти свободу и заработок.

Почти 200 лет это был единственный путь между Европой и Азией. Бабиновская дорога открыла не только путь в Сибирские просторы, но и новую эпоху в истории Русского государства. Только в 1735 году была построена дорога на Екатеринбург и Бабиновский тракт утратил свое значение. А в 1763 году ее и вовсе закрыли.

Теперь Бабиновский тракт давно заброшен и порос лесом. По нему можно проехать только на вездеходе.

P.S. Когда мы ходили в поход 3 категории (пешка) на Северный Урал в Коми, то пересекали Бабиновскую дорогу, на участке от Мань-Пупы-нера в сторону Торре-порре-из. Но она была в августе сухая, просто просека.

Народы Урала и русские

В это же время, в IX-XII веках, на западе от Урала появились несколько государств, самыми известными из которых были Киевская Русь и Волжская Булгария. Эти государства (а также возникшие после распада Киевской Руси отдельные княжества) поддерживали весьма тесные торговые отношения с народами Урала, а некоторые земли даже оказались в их подчинении. Известно, что под властью Волжской Булгарии находились народы, жившие в нижнем и среднем течении Камы. Народы Северного Предуралья (территория нынешней республики Коми) платили дань Новгороду. В XII — начале XIII века между русскими княжествами даже началось соперничество за Урал.

Однако вскоре случилось опустошившее Русь нашествие монголо-татар. В их подчинении оказались и многие народы Южного Урала. По этой причине движение русских на восток было приостановлено почти на полтора века.

Со временем государство монголов (Золотая Орда) стало слабеть. К северу от него вокруг Москвы формировалось и набирало силу новое государство, впоследствии ставшее Россией. После снятия татаро-монгольского ига в 1480 году и после победы над одним из главных соперников за собирание русских земель — Новгородским княжеством, — Московская Русь стала быстро расширяться в направлении Урала и Сибири.

В конце XV века в состав России окончательно вошла территория, носившая название «Пермь Великая» и расположенная в верховьях Камы и Вычегды (сейчас там находится Пермский край). Первые города русских на Урале появились ещё почти за век до этого: Анфалов городок (1409 год), Усолье Камское (ныне Соликамск — 1430 год).

Освоение Перми проходило не без сопротивления со стороны соседних воинственных народов, например, сибирских татар. Для защиты от врагов на Руси издавна возводили укрепления — кремли. Урал не стал исключением. Первый кремль на Урале был построен в 1535 году в городе Чердынь.

Спустя два десятилетия к России была присоединена Башкирия. Как следует, были построены русские укрепления (первым стала крепость Уфа, основанная в 1574 году; ныне столица республики Башкортостан).

Как и при освоении многих других территорий, значительную роль в деле присоединения Урала к России сыграли купцы и религиозные деятели. Стефан Пермский, ставший впоследствии епископом Перми Вычегдской (так называли территорию, расположенную к северо-западу от Перми Великой), был миссионером и, по некоторым сведениям, однажды бывал на Урале, где крестил многих язычников. Среди купцов наиболее известны Строгановы (XVI век), которым во владение была отдана довольно большая территория вдоль Камы. Они поддерживали торговые связи со многими народами Зауралья, их деятельность способствовала развитию промышленности и культуры.

С именем Строгановых связано ещё одно важное событие в истории Урала — поход Ермака

Бабиновский тракт принимал множество известных личностей

В свое время Бабиновский тракт повидал немалое количество людей, которые на сегодняшний день известны не только в России, но и за рубежом как выдающиеся деятели культуры, искусства, географии, политики и т.д. Так, в 1731 году по тракту не только прошел, но и оставил свой след Григорий Демидов, создав в окрестностях Соликамска один из первых в России ботанических садов. А в 1733 году по Бабиновскрой дороге проследовала научная экспедиция во главе с Витусом Берингом. В ее состав входили астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых — Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки.

Также в разное время на Бабиновском тракте бывали протопоп Аввакум, князь Меньшиков, родственник А.С. Пушкина – Ганнибал и другие.

Что нас ждёт? Перспективы Урала

В заключение статьи позвольте выразить несколько мыслей по вопросу дальнейшего развития Урала и его места в будущем России.

Уральский экономический район обладает высокоразвитым многоотраслевым хозяйством при наличии значительных запасов собственных природных ресурсов. Здесь надо отметить, что подобное сочетание характерно и для некоторых развивающихся стран, которым эксперты предсказывают скорое превращение в один из центров мирового хозяйства.

Уральский регион имеет отличное экономико-географическое положение: он граничит и с высокоразвитыми и с ресурсными районами, является промежуточным звеном между Европейской и Азиатской частями России (что также предполагает развитие транспортной сети).

При сохранении нынешнего промышленного и сельскохозяйственного потенциала и дополнении их некоторыми чертами постиндустриального хозяйства (информатизация, развитие сферы услуг и инфраструктуры) Урал может вновь занять лидирующее положение в нашей стране.

Одним из возможных путей достижения этой цели может стать создание мощной туристической сферы и рекреационного хозяйства. Предпосылки есть. Во-первых, это значительная протяжённость Урала с севера на юг и как следствие разнообразие ландшафтов. Двигаясь по автомагистралям, можно всего за день пересечь тайгу и оказаться в зоне степей. Во-вторых, это огромное количество памятников природы. В-третьих, это история, оставившая в подарок большое количество исторических достопримечательностей, среди которых есть уникальные.

Хотя есть и серьёзные проблемы, среди которых: неважная экологическая обстановка, недоразвитость транспортной сети, отсутствие продуманных туристических маршрутов, малое количество информации о многих достопримечательностях. К счастью, всё их можно решить.

Будут оправданы эти надежды или нет, зависит во многом от самих уральцев. От того, хотят ли они, чтобы Урал занимал первую строчку в рейтинге самых популярных достопримечательностях России или же первое место в списке самых грязных мест страны.

А сайт «Ураловед» постарается внести свою скромную лепту в общее дело — рассказать о природных и исторических достопримечательностях Урала, которые стоит посмотреть.

Павел Сёмин, 2011Uraloved.ru

Для оформления статьи были использованы карты следующих источников:

Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2006

Бабиновская дорога

Освоение Урала и Сибири в 16 веке сдерживалось трудностями передвижения по водным путям, проходившим в малодоступных северных районах Урала. В 1595 г. крестьянин деревни Верхняя Усолка Соликамского уезда Артемий Сафонович
Бабинов разведал новую прямую сухопутную дорогу от Соликамска на верховья Туры, а в 1597 г. началось ее строительство.
Бабиновская дорога протяженностью в 263 версты в 7 раз сократила путь в Сибирь. С верховьев Туры шел удобный и короткий водный путь к основным сибирским городам — Тюмени и Тобольску. Здесь имелись строевой лес и плодородные земли. Под руководством Бабинова дорогу строили Соликамские посошные люди. Благодаря смекалке и энергии талантливого инженера-самоучки она была создана в короткий срок.

Вскоре по Бабиновской дороге хлынул не только поток грузов, но и русских переселенцев, служилых и торговых людей, и дорога надолго стала основным путем, связывавшим
Сибирь с центром Русского государства.

Одновременно со строительством Бабиновской дороги началось строительство нового города в верховьях Туры, в котором разместилась главная сибирская таможня. Место для города было выбрано удачно — на высоком скалистом мысу левого берега реки Туры были поставлены укрепления деревянного кремля. Город стал новой перевалочной базой в Зауралье, в связи с чем Лозьвинский городок был ликвидирован, его укрепления сплавлены в Пелым, а гарнизон переведен в новый город, получивший название Верхотурье.

Продолжение Бабиновской дороги до Тюмени.

Дальше Верхотурья на восток дорога заканчивалась. Торговые люди прибывали в Верхотурье по весне, ожидали ледохода, строили барки и спускались по реке Туре до Тюмени и Тобольска. Из Сибири возвращались глубокой осенью тоже по Туре. В Верхотурье с барок перегружали товар в амбары, дожидались санного пути и на санях везли сибирские богатства по всей России.

Естественно, такой режим торговли не устраивал купцов и в начале 1600 годов Артемий Бабинов берется за продление своей дороги до Тюмени по суше. В 1620-е годы дорога проложена от Верхотурья через р.Тагил к нынешнему Махнёво. Дальше вдоль Тагила и Туры на Туринскую слободу и далее до Тюмени.

Освоение Урала русскими

После похода Ермака Урал стал активно заселяться и осваиваться.

Начали строиться первые города на Среднем Урале и в Сибири. На протяжении трёх лет, с 1595 по 1597 год, прокладывалась Бабиновская дорога, на которой в 1598 году был основан город Верхотурье — «ворота в Сибирь».

В начале XVII века начали поступать первые сообщения об открытии на Урале месторождений руд — железной и медной.

В начале следующего века были построены первые металлургические заводы. Почти параллельно с этим возникали административные центры: Екатеринбург (1723), Оренбург (1735), Челябинск (1736). В 1720 году в городе Кунгуре была учреждена Канцелярия горных дел. Это означало не только экономическое присоединение, но и фактическое закрепление государственной власти России на Урале.

Бабиновская дорога и ее значение для России.

Бабиновская дорога не была первой и единственной из ценральной России в Сибирь, но она исполнила важную историческую роль в судьбе России. По ней доставлялись царские указы, казна, проезжали почтовые кареты, разного рода делегации и экспедиции, по ней же гнали и каторжан. Собственно по ней происходило освоение Сибири и Дальнего Востока и отчасти «Русской Америки» – Аляски. Предоставленное ей властью право быть монополистом на торговом пути между западной Россией и Сибирью Бабиновская дорога, выражаясь современным языком, стала примером рационального использования функции управления людскими и товарными потоками на протяжении более 170 лет.

«Манси быстро покидают эти земли, когда здесь появляются новые кочевники»

— Получается, что это тюркские племена?

— Я бы сказал, что там были как монгольские племена, так и племена тюркские. Отличия между ними были очень незначительные. Зачастую по названию этих племен, которые указываются, например, в текстах у Абулгази, не всегда можем четко понять, это тюркские племена или монгольские. Рашид-ад-Дин делал классификацию тюркских племен, внутри которых выделял монгольские племена, считая, что монгольские племена были частью тюркских племен.

Есть замечательные раскопки Чинги-Туры – будущей столицы Тюменского ханства. Наталья Петровна Матвеева пишет о том, что к 1280-м годам, судя по радиоуглеродному анализу, в том городище, которое в дальнейшем будет называться Чинги-Турой, явно происходит изменение обряда домостроительства. Предшествующий обряд домостроительства, связанный с угорским населением, уходит, приходит новый обряд строительства, который связан с новыми кочевыми группами населения. Появляются наземные дома, в то время как у предшествующих групп были землянки или полуземлянки.

Тем самым к 1270-1280-м годам однозначно на юге Западной Сибири состав населения кардинально изменяется: резко увеличивается численность именно тюркских и монгольских кочевников, а предшествующие группы населения, как правило, выталкиваются в таежную зону, где превращаются в тех самых манси, которых мы знаем и сейчас. Таким образом, поэтапно на протяжении примерно 80 лет постепенно менялось население.

Марк Григорьевич здесь ставит интересную проблему. Если на самом деле воины Западной Сибири в значительной степени ушли в Западный поход, то сколько этих воинов вернулись обратно? Мы понимаем, что процент гибели был очень большой, особенно среди непрофессиональных подразделений. Тогда вытеснение манси к северу облегчалось тем, что значительная часть их мужчины ушли в Западный поход и могли не вернуться. Понятно, что в Западной Сибири оставались дети, женщины, старики. Естественно, они быстро покидают эти земли, когда здесь появляются новые кочевники.

Рывок в Сибирь

По мнению большинства историков, важным событием, едва ли не прорывом в Средний Урал и Сибирь стал поход Ермака (1582-1585 годы)

Это так, но важно отметить, что народы Сибири ещё в начале XVI века платили дань России (то есть находились в зависимости от неё), но потом отказались. Именно этот отказ, а также участившиеся нападения на русские владения в Предуралье, были одной из причин похода

Так или иначе, именно после «покорения Сибири Ермаком» началось активное заселение русскими Урала.

Возможно, исторический поход стал также стимулом для других землепроходцев. Во всяком случае, всего через полвека русский человек ступил на берег Тихого океана. Кроме того, поход Ермака стал сюжетом для нескольких знаменитых картин. Например, вот для этой.

О самом походе известно не так уж и много, а в рамках данной статьи можно сказать и того меньше. Нельзя сказать, кто был основным инициатором похода, но скорее всего это были Строгановы, которым изрядно досаждали набеги сибирских татар.

Поход начался в 1582 году (по другой версии, в 1581). Ермак с небольшой дружиной поднялся до среднего течения реки Чусовой, спустился последовательно по Тагилу, Туре и Тоболу до места впадения реки Тобол в Иртыш, где находилась столица сибирских татар — город Кашлык. Разбив отряд татар, Ермак повернул на север, одержав ещё несколько побед. Но в 1585 году он погиб в столкновении с отрядом татар. Его дружина распалась.

Вскоре после гибели Ермака в Сибирь вступило большое правительственное русское войско, которое окончательно завоевало эту территорию. Центром Сибири стал основанный в 1587 году Тобольск.

Значение Бабиновской дороги

Будучи гораздо короче использовавшейся ранее дороги, проходившей через Чердынь, она сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий Бабиновская дорога была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель.

21 апреля (2 мая)  года от Москвы до Тобольска была учреждена почта. В 1736 году В. Н. Татищев подал Сенату доношение о качестве работы сибирской почты, где среди прочего предложил проложить почтовый тракт по иному маршруту: Москва — Казань — Сарапул — Кунгур — Екатеринбург — Тобольск (Сибирско-Московский тракт), мотивируя тем, что предлагаемый путь более короткий и равнинный. Фактически идея Татищева реализовалась только в 1754 году, когда по предложению Берг-коллегии Сенат указал Ямской канцелярии учредить почтовый тракт от Москвы до Тобольска через Казань, Кунгур и Екатеринбург, при этом отправлять посылки и курьеров предписывалось по прежней дороге через Верхотурье. Но в дальнейшем Бабиновская дорога утратила своё значение, в 1763 году Верхотурская таможня была закрыта и тракт официально упразднён.

Экономическое развитие Урала в XVIII-XX веках

Дважды за свою историю Урал становился одним из важнейших  экономических и стратегических районов страны. В первый раз это  произошло в период правления Петра I и было связано с именем  заводчиков и помещиков Демидовых. Благодаря строительству  большого количества железоделательных и медеплавильных заводов Урал стал важнейшей металлургической базой страны, сохраняя этот статус на протяжении более ста лет. Во время Северной войны со Швецией уральские заводы снабжали армию пушками и ядрами.  Россия в XVIII веке сделалась мировым лидером по выплавке железа  и сохраняла этот статус до середины следующего столетия.

Но, конечно же, лидерство Урала держалось не только на развитой  металлургии, но и на добыче уникальных сокровищ — золота,  платины, самоцветов и полудрагоценных камней. Золото на Урале нашли ещё в 1745 году. Платина была открыта в первой четверти следующего века. Первые находки самоцветов относятся ещё к XVII столетию, но пик пришелся на XIX век. Именно тогда на Урале были найдены алмазы и изумруды. Ну а «фирменный» уральский камень — малахит — добывался ещё в XVIII веке.

Второй расцвет Урала пришёлся на годы индустриализации (1928-1941) и Второй мировой войны (1939-1945 гг.) В ходе первых трёх пятилеток здесь были построены огромные металлургические и машиностроительные заводы, такие как Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, завод тяжёлого машиностроения «Уралмаш» в Екатеринбурге и т.д. Во время войны многие предприятия были эвакуированы из оккупированных районов на Урал.

Труд миллионов уральцев в годы войны немало способствовал победе. Помимо всего сказанного, Урал обладал важнейшими стратегическими запасами марганца (месторождение Полуночное на севере Свердловской области). Оно было единственным доступным в то время. Марганец использовался для изготовления танковой брони. Значимость месторождения была столь высока, что в фашистской Германии разрабатывали проект диверсии на нём, к счастью для нашей страны оставшийся нереализованным.

В конце двадцатого века темпы экономического роста вновь стали падать, начался отток населения в другие регионы страны. Тем не менее, Урал по-прежнему является одним из важнейших экономических районов страны, удерживая первые-вторые места по важным промышленным показателям. Кроме того, не стоит забывать, что Магнитогорский металлургический комбинат до сих пор является крупнейшим предприятием отрасли в стране.

Так что, возможно, нынешняя пауза — это только затишье перед очередным скачком.

Итоги и последствия присоединения Сибири

В результате подвига русских первопроходцев и картографов, военных и дипломатических усилий, движения промышленных людей и крестьян Московское царство узнало, присоединило и начало освоение колоссальных пространств за Уралом — более 13 млн кв. км (сегодня это — около 77% территории страны). Сибирь и Дальний Восток стали неотъемлемой частью России и неиссякаемым источником её богатства: пушнина, соль, медь, селитра, золото и серебро, драгоценные камни, древесина, уголь, нефть, газ, уран, редкие металлы — никель, платина, свинец, кобальт… Михаил Ломоносов, который говорил, что «российское могущество прирастать будет Сибирью», был на сто процентов прав. Российская империя и Советский Союз черпали из Сибири ресурсы, которые позволяли компенсировать несовершенство политической системы государства и качество его экономики. Достаточно вспомнить недавнее прошлое. Сибирские запасы металлов, угля, нефти и газа, востребованные заграничными покупателями, спасли от краха плановую экономику СССР в 1970-е годы; они и теперь обеспечивают Россию энергией и промышленным сырьём, а в течение трёх постсоветских десятилетий обеспечивали её экономику доходами, позволявшими насыщать рынок импортными товарами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: