Новая жизнь
Спустя век, здание снова стало возвращать себе купеческий шик — в 2010 году в доме начали открывать
первые бутики, среди них салон марки Paris Hilton. И как модницы Новониколаевска примеряли платья в кирпичном
доме в центре города, так и жительница Новосибирска могла купить дорогой наряд в том же месте.
Затем в 2011 году в доме открылся первый бар — Friends. Это
камерное место быстро стало популярным местом у молодежи. После первого успеха в здании стали
открываться и другие кафе, рестораны и бары.
В непростой период пандемии коронавируса кафе и бары обустроили летники
на крыше и пристройки и во внутреннем дворе. А затем в пристройке, где печатали
листовки и книги, открыли «Типографию»: единое пространство с барами и
ресторанами. Оно скрыто от любопытных глаз, не заметно с улицы, поэтому в числе гостей одни и те же люди, только посвященные.
Но как и прежде, в легендарном здании можно потрогать выщербленные красные кирпичи, серый гранит и крючки, порассматривать балкон или
подняться по лестнице, чтобы ощутить дыхание истории.
Дом городских учреждений
Где находится: Садовая, 55—57, Вознесенский проспект, 40—42Годы строительства: 1904—1906Архитектор: Александр ЛишневскийДоступ: свободный в рабочие часы МФЦКоротко о проекте: большой угловой дом в смешанном стиле — модерн с элементами псевдоготики
Немного истории. Дом городских учреждений строили по заказу властей для размещения городских структур, поэтому в декоре несколько раз воспроизводится герб Санкт-Петербурга. С момента постройки здесь располагались самые разные административные учреждения — от училищ, военного ведомства и городской типографии до городского музея и мастерской по изготовлению номерных знаков.
Здание увенчано башенками и напоминает европейскую городскую ратушу. Фасад украшен готическими скульптурами, среди которых много чудовищ: кричащих химер, гаргулий, летучих мышей, чертей и сов. Этот декор часто называют вампирским.
Архитектор Александр Лишневский любил такой стиль. Он украсил чудищами и многие другие здания Петербурга. Например, на доходном доме Лишневского можно было увидеть лик Мефистофеля, но в 2015 году его сбили ломом. На доходном доме Корелина изображены длиннобородые старцы с высунутыми языками и черти, которых седлают младенцы.
Сегодня в Доме городских учреждений расположены государственный многофункциональный центр, налоговая и другие административные службы Адмиралтейского района. Благодаря тому, что здание всегда принадлежало городским властям, удалось сохранить внутренний декор: лепнину, оконную фурнитуру, а местами даже оригинальные стекла. Они красиво деформировались: со временем стекло становится неоднородным, как бы стекает вниз. Удивительно, что после 100 лет жизни здания остались такие хрупкие вещи.
Герб Санкт-Петербурга и сова высотой около двух метров на одном из фасадов здания Во дворе-колодце Дома городских учреждений тоже живут чудища У башни во дворе — основание интересной формы, как будто чашечка цветка
Представляю, как кто-то ходит оформлять документы в здешний МФЦ, — пожалуй, делать это в Доме городских учреждений немного приятнее. Здорово чувствовать связь поколений: сколько людей мучились здесь с документами до тебя. К тому же декор из летучих обезьян и орущих гаргулий вполне соотносится с эмоциями, которые испытываешь во время прохождения бюрократических квестов.
Интересный факт. Проект архитектора Лишневского, по которому построен дом, занял в конкурсе только второе место. Однако в то время в Петербурге действовало ограничение по высоте застройки в 11 саженей — это около 2350 метров, потому что ни одно здание не могло быть выше Зимнего дворца. Дом победителя конкурса был спроектирован слишком высоким. Уменьшение высоты привело бы к искажению пропорций всех помещений, так что от него отказались.
Первый ТЦ в истории города
Богач и будущий первый мэр города Суриков построил дом
на углу Новониколаевского проспекта и
улицы Гудимовской (Коммунистическая) в самом сердце Новониколаевска. Затем купец Никон
Молчанов с братом возвели свой дом со стороны Воронцовской (нынешняя
Свердлова). В начале XX века между этими домами существовал проход.
Здание на Красном проспекте, 22 в 1910 году
Фото: Музей Новосибирска
Дом братьев Молчановых выделяется элегантным балконом с
видом на Красный проспект, который не изменился с 1908 года.
На его кованой
решетке до сих пор можно разглядеть вензеля и буквы «СБМ», что значит
«Собенников и братья Молчановы», так назывался торговый дом, который открылся в
этом здании.
Фото: Sibnet.ru
«Стена отделана приобским гранитом, это практически
родственник Чертова камня, который стоит у детской больницы. Гранит сделан по
интересной технологии — берется блок, вырезается прямоугольный параллелепипед,
затем от него отбивают гранитные блоки, получается интересная форма», —
рассказал экскурсовод Иван Голодяев.
Если дом Молчановых имеет полноценную отделку обским гранитом на первом
этаже, то примыкающий к нему дом Сурикова попроще и выполнен только из красного кирпича.
Место, где стыкуются дом Сурикова и Молчановых
Фото: Sibnet.ru
Суриков владел несколькими домами в Новониколаевске и «лишние» здания сдавал. Самым первым арендатором здания на Красном проспекте, 22 стал знаменитый Сибирский банк — первое финансовое заведение города.
Затем в доме достроили второй этаж. На первом расположился торговый дом «Суриков и сыновья магазин» и готового платья Фоменко. На втором этаже — гостиница «Николаевское подворье» и номера «Европа».
Если зайти в подъезд, где расположен бар Friends, то можно
увидеть лестницу с кованными перилами, которой больше 120 лет. А в перекрытии
этажей установлена необычная балка.
Фото: Sibnet.ru
«На балке надпись НАД СБГО №23 — это Надеждинский сталерельсовой
завод (сейчас Надеждинский металлургический завод). До первой мировой войны — это
был знак качества», — сказал Голодяев.
На доме сохранились и другие исторические элементы.
До сих пор в кирпичной кладке возле окна видны крючок и железный штырь.
Когда-то окна дореволюционных магазинов закрывали огромными
ставнями, которые держались на штырях, а когда открывались, то их держал
крючок, которому уже 120 лет.
Фото: Sibnet.ru
Дома Сурикова и Молчановых, изначально стоявшие рядом, но отделенные проходом, со временем прирастали пристройками и вскоре практически сомкнулись в единое здание.
Краеведы считают, что в доме Молчанова минимум две части, а
в доме Сурикова даже три, то есть хозяева со временем пристраивали новые подъезды, чтобы сдать побольше «квадратов» в аренду. Фактически, это пример одной из первых «точечных» застроек в
Новосибирске.
Универмаг «У Красного моста»
Где находится: набережная Мойки, 73, Гороховая, 15Годы строительства: 1906—1907Архитекторы: Владимир Липский, Константин де РошфорДоступ: свободныйКоротко о проекте: первый в России многоэтажный магазин с мансардой
Немного истории. Дом возвели по заказу торговой фирмы «С. Эсдерс и К. Схейфальс». В нем открылся универмаг, который назвали по месту расположения: рядом находится Красный мост через Мойку.
Здание не случайно напоминает дом компании «Зингер», который построили на пару лет раньше: в основе обоих строений похожие металлические каркасы. Дом увенчан стеклянной башенкой с орнаментом и шпилем, а фасад украшен изображениями кувшинок и гирляндами. Еще на нем написаны имена первых владельцев — их восстановили при реставрации в 2010—2014 годах.
До революции магазин считался самым модным в Санкт-Петербурге. В нем одевались представители высших сословий вплоть до жены Николая Второго, императрицы Александры Федоровны. В советское время здесь располагалась швейная фабрика имени Володарского. Сегодня универмаг Au Pont Rouge — «У Красного моста» — собрал под своей крышей магазины премиальных брендов. Получается, что с самого основания он сохраняет первоначальное предназначение, пусть и с небольшими вариациями.
Башня универмага украшена шпилем в виде жезла бога Меркурия — покровителя торговли Фасады украшены вставками из красного камня. На них золотыми буквами выведены старомодные названия предметов гардероба — совсем как в царской России
Меня трогают дореволюционные названия товаров на фасаде универмага. Представляю, как заходила бы туда за тужуркой, шляпкой или галошами. Но сейчас побаиваюсь заглядывать в него: магазин выглядит слишком элитным. Это меня отпугивает. К тому же в большие окна видно, что посетителей там практически нет. Сложно себе представить, как выглядел магазин в начале 20 века, когда он был полон дам и господ из высших сословий.
Интересный факт. Шпиль универмага демонтировали в 1930-х годах: считали, что он мешает телесигналу. По другой версии, потому, что он слишком заметен на фоне Адмиралтейства. Позже разобрали и купол. Башню над универмагом построили заново при реконструкции здания. Оригинальных чертежей не сохранилось, так что работы выполнялись по старым фотографиям.
Загадочная рюмка
За более чем столетнюю историю дом стал одной из самых узнаваемых построек района и оброс легендами. Большинство из них связаны, разумеется, с необычным украшением его угловой башни. Итак…
Легенда первая
Купец Филатов так любил кутить, что едва не растратил все свои средства. Он смог вовремя остановиться, снова разбогател и построил доходный дом, на крыше которого поставил перевернутую рюмку как символ отказа от алкоголя.
Легенда вторая
Действительно, ходили слухи, что доходный дом с дешевыми квартирами построила мать купца по совету священника, чтобы сын покончил с пьянством. Совет действительно помог: добрый молодец бросил пить, а женщина велела установить на угловую башню нового дома перевернутую рюмку.
Легенда третья
Говорят также, что дом построил Филатов-старший, чтобы сын-гуляка отказался от выпивки. Отец купца пообещал подарить ему новое жилье, если тот бросит пить, и отпрыск согласился.
Легенда четвертая
У первых трех версий есть много противников, которые рассказывают, что купец Яков Филатов был попечителем московской старообрядческой общины – одной из важнейших в Российской империи. Учитывая, что за пьянство старообрядцы пожизненно отлучали человека от церкви, а за курение – посмертно, в «алкогольную» версию верится с трудом, а перевернутая рюмка – это просто перевернутая рюмка.
Легенда пятая
Самой правдивой кажется версия, по которой архитектор Дубовский, мастер стиля модерн и любитель средневековой романтики, задумал дом как олицетворение подводного царства. Из перевернутой чаши, а не рюмки, «растеклись» по стенам здания обитатели морских глубин: ундины, ракушки, кальмары, рыбы, морские водоросли, моллюски и невиданные чудища. Можно предположить, что доходный дом Филатова был воплощением городской крепости, защищенной от суеты: пугающая рыбья голова под линией карниза угловой башни напоминает о горгульях на средневековых соборах, а «рюмка» – об остроконечных башенках на замках европейских феодалов.
Перевернутая «рюмка» – не единственный предмет посуды, который украшает здание: под высоким козырьком слева на фасаде со стороны Остоженки внимательный взгляд заметит «чайную ложку». Фото: Фотобанк Лори
Здание доходного дома до наших дней сохранило статус жилого дома. После революции в нем находились коммуналки, которые в конце прошлого столетия постепенно переделали в обычные квартиры. В начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали и она по сей день красуется в центре столицы.
Фото: Фотобанк Лори
ул. Остоженка, дом 3/14, строение 1
Смотреть на карте
Доходный дом Ларисы Нижинской, или Египетский дом
Где находится: Захарьевская, 23Годы строительства: 1911—1913Архитектор: Михаил Сонгайло
Доступ: по договоренности с жильцамиКоротко о проекте: доходный дом в стиле модерн со скульптурами фараонов и другими символами на тему Древнего Египта
Немного истории. Дом строили по заказу жены чиновника Ларисы Нежинской как доходный. Предполагалось, что состоятельные люди будут снимать в нем многокомнатное и комфортное жилье. Но доходов от сдачи квартир внаем владельцы так и не успели увидеть: в 1917 году семья Нежинских эмигрировала.
Здание начали строить в стиле неоклассицизм, но по желанию хозяйки в последний момент декор поменяли на египетский. Предполагаемые атланты превратились в бога солнца Ра. Статуи охраняют вход в каждую парадную, словно в гробницу фараона. В руках у Ра коптский крест — символ жизни.
Женские фигуры кариатид, которые должны были поддерживать своими головами элементы фасада, стали головами богини любви и плодородия Хатхор. Если присмотреться, можно разглядеть ее коровьи уши.
Египетская тематика в архитектуре — распространенное явление в Петербурге. Сфинксы охраняют Египетский мост через Фонтанку и смотрят друг на друга на Университетской набережной. В Пушкине в екатерининские времена построили пирамиду и Египетские ворота. Дом на Захарьевской встает с ними в один ряд, но других жилых домов с настолько сложным египетским декором в городе не найти. Захарьевская улица застроена довольно однообразно, и тем неожиданнее наткнуться здесь на портал в Древний Египет.
В Египетском доме в разное время располагались посольства Румынии и Бельгии и редакция журнала «Искусство Ленинграда». Сейчас это элитный жилой дом, как и сто лет назад.
Интересный факт. В Петербурге есть легенда: если влюбленные поцелуются под аркой, которая ведет во двор дома, богиня любви Хатхор навеки скрепит их союз.
Статуи бога Ра стоят на страже парадных входов в дом. Дверь украшена резьбой в том же стиле Размноженное изображение богини Хатхор с коровьими ушами Арка украшена изображениями птиц и барельефами в виде колонн. Из декора выбивается газовая труба под потолком
Двойной двор-колодец дома купца Елисеева на Фонтанке
Вход во двор сейчас свободный, и мы легко туда заходим. При этом соблюдаем тишину, чтобы не беспокоить жильцов.
Первое, что бросается в глаза, это длинная длинная арка с изгибом, похожа на тоннель с «рельсами». Это связано не только с формой участка, но ещё и решало проблему с шумом, идущим от оживлённой Фонтанки.
По бокам тротуары, углы которых обрамлены железом, напоминающим рельсы. Это сделано, чтобы колёса кареты не портили тротуар. Сверху арку украшает лепнина.
Арка во двор дома Г.Г. Елисеева
Двор у дома Елисеевых классический колодец, причём двойной. Первый двор-колодец производит впечатление парадного. Хотя сейчас уже заметно потрёпан. Чувствуется, что здесь давно не было капитального ремонта и скорее всего много коммунальных квартир.
Внутренний фасад дома Елисеевых
Обратите внимание на будку на крыше (см. фото сверху)
Это скорее всего для размещения лифтовой машины. Есть основания считать, что доходный дом Елисеева обладал некоторыми благами цивилизации, как то — паровой лифт, водопровод, канализация, отопление.
В парадном дворе много лепнины.
Фасад в первом дворе дома Елисеевых
Вид снизу на классический петербургский дом колодец.
Двор-колодец дома Елисеевых на Фонтанке
Второй дворик попроще, лепнина только на уровне первого этажа. Его украшает приметный фонтанчик с головой льва и кусок стены за ним, обшитый крупным камнем. Красиво смотрится перспектива второй арки.
Арка во второй дворикФонтан со львом во дворе доходного дома Елисеевых на Фонтанке
Над головой льва дата строительства дома Елисеевых — 1889-90 годы.
Магазин купцов Елисеевых
Где находится: Невский проспект, 56Годы строительства: 1902Архитектор: Гавриил БарановскийДоступ: свободныйКоротко о проекте: здание магазина в стиле ранний модерн с высокими витринами и скульптурами на фасаде
Немного истории. Здание построили по заказу торгового товарищества «Братья Елисеевы». В дореволюционной России в нем был магазин колониальных товаров, один из лучших винных погребов в Европе и помещения, которые сдавали театральным труппам. До сих пор в одном из помещений Елисеевского располагается Театр комедии имени Акимова.
Не заметить здание трудно: даже на парадном Невском проспекте оно выделяется вычурностью отделки, витражами и стеклянной витриной высотой несколько этажей
Роскошная отделка должна была привлечь внимание потенциальных покупателей к процветающему торговому дому. В 1903 году фасад украсили четырьмя скульптурами — символами торговли, промышленности, искусства и науки
В 2010-х здание отреставрировали. Интерьеры воссоздали по эскизам начала 20 века, близким к историческим. Сейчас Елисеевский внутри — это большой зал с высокими потолками, позолоченной лепниной и колоннами, многочисленными люстрами разной формы и красивой зеркальной нишей. Она выполнена в характерной для модерна полукруглой форме. Над зеркалом на уровне второго этажа — небольшой балкон.
В 2012 году витрины Елисеевского магазина украсили движущимися театральными куклами из сказки «Щелкунчик» работы Михаила Шемякина.
Витрина магазина Елисеевых с театральными куклами из «Щелкунчика». Здесь всегда собираются толпы завороженных детей Слева — скульптура «Наука», справа — «Промышленность» Скульптура бога Меркурия — покровителя торговли
В советское время торговый дом Елисеевых назывался гастрономом № 1. Сейчас он снова функционирует как магазин деликатесов и кафе. Сомневаюсь, что кто-то ходит сюда за продуктами каждый день. Пачка макарон с черным трюфелем здесь стоит 1500 Р, полусухая колбаса «Петербургская премьера» — 3900 Р за килограмм. Думаю, нужно быть очень большим любителем сыра, чтобы покупать «Вайзенкейзе легкий» по 6200 Р за кило.
Зато магазин отлично подходит для покупки гастрономических сувениров: мармелад «Персидский горошек» обойдется в 1200 Р за 190 граммов, набор из восьми шоколадных конфет от местных шоколатье — в 1000 Р. Упаковки многих товаров стилизованы под начало 20 века: например, часть названий написана по правилам дореволюционной орфографии и характерными для той эпохи шрифтами.
В Елисеевском каждый день людно и празднично. Часто можно послушать живой джаз, который исполняет ансамбль на балконе. Туристы любят заглянуть полюбоваться необычными продуктами в роскошных модерновых интерьерах и выпить кофе под пальмой в центре зала. Я сама больше всего люблю разглядывать искусно разукрашенные марципановые помидоры, кукурузу и инжир. Они стоят 11 000 Р за килограмм.
Интересный факт. Говорят, владелец магазина Григорий Елисеев переплавил все свое золото в люстру, которая висела в торговом зале. Купец бежал от революции в Париж, но надеялся вернуться в Петербург и посчитал магазин надежным местом для хранения своих богатств. Но это всего лишь легенда: люстра появилась в торговом зале только в 1930-х годах.
История о любви и семейной трагедии Елисеевых
В заключении расскажу трогательную историю о любви и семейной трагедии купца Елисеева.
Человек он был волевой и талантливый. Хотел создать, как бы сейчас сказали, бизнес-империю и «завоевать» Америку. Но семья, у него было 4 сына и одна дочь, не поддержала его в этом. Дети были равнодушны к бизнесу и не хотели продолжать дело отца. Мать была на стороне детей.
Купец Г.Г. Елисеев и его семья
Всё это так или иначе вылилось в то, что на одном из приёмов он увидел жену одного мелкого купца и потерял дар речи. В общем влюбился. Купец тот не стал возражать, а вот супруга Елисеева категорически отказывала в разводе, несмотря на любые отступные, которые он предлагал ей. Тогда для купцов было в порядке вещей иметь «хобби» на стороне и его жена думала, что это будет обычным увлечением. Но конфликт нарастал, супруга ушла в депрессию и потом умерла.
Он не посетил её похороны, в ответ на это сыновья публично отказались от наследства.
Он женился на новой возлюбленной через четыре недели после смерти супруги. Сыновья окончательно отвернулись от него и покинули дом. А когда он внёс имя новой супруги в свою дворянскую родословную, он отказались и от дворянства.
С ним оставалась только его 15-летняя дочь Машенька. Но братья хитростью выкрали её и потом до революции шли судебные тяжбы.
Во время революции он успел с новой супругой эмигрировать, в зарубежных банках денег у него было много, поэтому он не бедствовал.
После революции им всем пришлось нелегко. Одного из сыновей, опытного врача расстреляли по разнарядке в 1938 году, о чём есть памятная табличка на доме. Дочери Маше пришлось написать отказанную на отца. Какое-то время она даже работала водителем трамвая.
Сам Григорий Елисеев прожил длинную жизнь, умер в 1949 году пережив свою новую жену. Она была младше его на 19 лет и умерла в 1944 году.
Вот такая вот судьба человека, стены дома которого мы только что с вами видели.
Как появился дом Елисеева
Григорий Елисеев — известный и очень богатый купец, самый успешный из рода купцов Елисеевых, берущих корни из экономических крестьян. Благодаря своему таланту предпринимателя развил семейный бизнес и достиг, пожалуй, наивысшего статуса, на который мог претендовать купец в Российской империи.
Это тот самый купец, чей Елисеевский магазин стоит на Невском проспекте.
Вернувшись после учёбы из-за границы, он решил расширить бизнес и заняться доходными домами, скупал землю и построил довольно много домов. Проект этого дома он заказал у архитектора Г.В. Барановского. Он и ранее работал с ним, проектировал ему дома и магазины, в том числе известное здание Елисеевского магазина на Невском проспекте. Результат работы Барановского на Фонтанке так понравился купцу Елисееву, что тот в благодарность подарил архитектору там квартиру. Семья Елисеевых также жила в этом доме.
Дом купца Елисеева, историческая репродукция
Дом Елисеева выглядит богато и своим фасадом ярко выделяется среди других строений.
Стиль здания – эклектика. Окна в керамических барельефах, изящные карнизы выдаются вперед по типу венецианских дворцов. Но планировка дома простая, нет необходимости играть с высотой корпусов, так как Фонтанка широкая. Всё здание стоит вдоль красной линии.
Облицовка дома сделана мелким кирпичом без штукатурки, что не характерно для того времени. Отсутствие штукатурки продлило «жизнь» фасаду здания.
Рядом вход в гостиницу с одноименным наименование «Отель Елисеевский». Сохранились красивые «зонтики» на парадным входом.
Зонтики и вход в отель Елисеевский с фасада здания
На фасаде дома установлена мемориальная доска в честь выдающегося русского танцовщика Юрия Владимировича Соловьёва, который жил в этом доме с 1944 по 1960 год.
Мемориальная доска, посвящённая танцовщику Юрию Владимировичу Соловьёву
А собственно вход во двор через эти железные ворота.
Вход во двор дома Елисеевых, набережная Фонтанки 64
Маркетинговый ход
С 1890-х годов в Москве началась эра арендного жилья. С развитием промышленности и науки в Москву устремились люди свободных профессий – рабочие, студенты, инженеры, научные работники. Все они нуждались в жилье, но не могли позволить себе его купить. Рост спроса на аренду вызвал волну строительства жилья для найма: город начал застраиваться так называемыми «доходными домами», в которых сдавались внаем меблированные комнаты, квартиры и даже мастерские.
Дома дешевых квартир братьев Бахрушиных на Болотной площади. Из «Альбом зданий Московского Городского Управления». Фототипия П. Павлова, 1900-е гг.
Арендное жилье делилось на четыре категории: престижные дома «барского» типа, апартаменты для высокооплачиваемых служащих и частных предпринимателей, меблированные комнаты для служащих со средними доходами, подвалы с «каморочными» комнатами и ночлежками для бедняков. За койко-место в доходном доме платить нужно было в среднем 5 копеек за ночь, а за самую дешевую комнату – около 20. В домах для чиновников со средним доходом комната стоила 10-15 рублей в месяц.
В начале XX века конкуренция между владельцами арендного жилья была нешуточная. Что нужно было сделать, чтобы обойти конкурентов? Построить особенный дом, о котором все будут говорить
Так, например, предприниматель Сергей Перлов решил перестроить свой дом на Мясницкой в восточном стиле, чтобы привлечь внимание чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли Хунчжана, который собирался приехать на коронацию Николая II. Легендарный «чайный дом» сохранился до сих пор
Не исключено, что и рюмка на башенке доходного дома Якова Филатова – не что иное как умелый маркетинговый ход.
Чайный магазин Перлова на Мясницкой улице. Фото: Елена Коромыслова / Shutterstock.com
Сейчас здание на Остоженке считается ярким примером архитектуры Москвы Серебряного века, но в начале прошлого столетия архитекторское решение многие восприняли скептически. Газета «Московский еженедельник» писала: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки!..». Антиреклама? Отнюдь. Создатели «дома под рюмкой» добились главного – здание мелькнуло во всех московских газетах (да еще и с точным адресом).
Доходный дом купца Полежаева
Где находится: Старорусская, 5, Новгородская, 3Годы строительства: 1913—1915Архитектор: Иван ЯковлевДоступ: по договоренности с жильцамиКоротко о проекте: грандиозный многоквартирный дом из двух корпусов с двумя эркерами-башенками и шпилями
Немного истории. Доходный дом был возведен по заказу купца-хлеботорговца Михаила Полежаева. В 1915 году он считался передовым: с газоснабжением, электричеством, паровым отоплением, лифтами и даже горячей водой. Изначально он предназначался для сдачи квартир внаем состоятельным чиновникам и купцам. В советское время здесь обустроили коммуналки — в некоторых квартирах стало по 20 комнат.
Дом притягивает внимание своей монументальностью, контрастной отделкой фасада в песочном и красном цветах и тремя башенками. В отличие от большинства петербургских зданий он обладает не только внутренним, но и парадным двором
Это небольшое пространство перед парадным входом в дом, зажатое между боковыми корпусами.
В доме ни разу не проводили капитальный ремонт, и это сказывается на состоянии внутренних помещений. Фасады все еще выглядят притягательно, но в окнах часто можно заметить листы фанеры вместо стекол или просто зияющие дыры.
Башенка в доме Полежаева тоже жилая Парадные дворы, как у дома Полежаевых, называются курдонерами — от французского «двор чести». Сейчас там паркуют машины
До сих пор сохранилось по два входа в квартиры — с парадной и черной лестницы. Черная лестница чаще всего приводит к входу в общую коммунальную кухню, а парадная — в коридор с комнатами. Жильцы обычно отдают предпочтение той, что находится ближе к входу в их комнату, если их не смущает замусоренность и темнота черной.
Здание видится мне эдаким домом с привидениями. Там легко запутаться и заплутать на бесконечных парадных и непарадных лестницах — с первого раза не всегда получается выбрать нужную из шестнадцати возможных.
Парадные в доме довольно мрачные и неухоженные. Под слоем пыли можно разглядеть узор на перилах и оригинальную плитку на полу. Но отсутствие ремонта сказывается: стены часто исписаны граффити или изъедены следами отвалившейся штукатурки.
Я бывала в гостях в коммуналках дома купца Полежаева. В тех квартирах, где мне довелось бывать, длинные коридоры, в которых расположено по пять-семь комнат. На огромной кухне сиротски стоят газовые плиты: как мне объясняли, там только готовят, а есть принято в своих комнатах. В квартире один раздельный санузел. В ванной — газовая колонка, а на стене туалета висят персональные сиденья для унитаза — у каждого жильца или семьи свое.
Часто вижу на «Авито» объявления о сдаче здесь комнат. Если хочется недорого, за 12 000 Р в месяц, и по-петербургски пожить в городе, к ним стоит присмотреться. Но если вы опасаетесь тараканов, не стоит.
Интересный факт. В этом доме режиссер Владимир Бортко разместил «нехорошую квартиру» в своем телесериале «Мастер и Маргарита». Еще здание снимали в «Бандитском Петербурге».