Христианский подвиг отца галлагера, или как голод православие и католицизм объединил

Христианский подвиг отца галлагера, или как голод православие и католицизм объединил 

Неудача Йоганки

После того, как войска хана Батыя вторглись в Венгрию, монахи надолго забыли о планах крестить прародину. Вспомнили о них лишь в 1320 году, когда в ставку ордынских ханов стали во множестве съезжаться послы из Европы. Многие из них надеялись заключить с ордынцами союз, а татары искали союзников для дальнейшего покорения мира. Ханы делали вид, что крестились, привечали иезуитов и даже держали несколько католических алтарей.

Подогреваемые их интересом, венгры решили предпринять еще одну попытку крещения народов Урала и Сибири. Об этой попытке подробно писал монах Йоганка Венгр. Несколько братьев сумели через занятые ордынцами земли добраться до Башкирии (Баскардии), в которой тогда было пять городов.

По свидетельству Йоганки, их миссия опять провалились, и они сумели крестить лишь несколько «венгров», живущих там. Дальнейшая дорога в Сибирь испугала монахов – их напугали вечные снега, собачьи упряжки, на которых следовало передвигаться, а главное, свирепость местных унгров, которые скальпировали врагов и развешивали скальпы на деревьях.

Когда из Сибири в Баскардию прибыл посол, который был согласен проводить монахов к язычникам, ожидавшим крещения, монахи неожиданно заболели и отказались ехать.

На этом попытки крестить обских унгров в католическую веру закончились.

« Какие болезни достались нам от неандертальцев

Назад, на родину!

Больше других католиков на восток стремились венгры – монахи бенедиктинцы и минориты, их вдохновляла не только идея миссионерства, но и поиски прародины, которая, согласно легендам, находилась где-то на Урале, восточнее реки Итиль (Белой), откуда семеро древних венгерских вождей вывели свои племена на поиски новых земель. Принявшие католицизм в X веке, венгры мечтали не только увидеть землю предков, но и просветить их, обратив в латинскую веру.

Первыми на восток в XIII веке, буквально за несколько лет до нашествия хана Батыя на Русь,  отправились шесть монахов-католиков. Дороги на прародину они не знали, и целых три года скитались по восточным странам, пока не погибли один за одним. Последний из оставшихся в живых монахов сумел проникнуть дальше остальных на восток. Каким-то образом он поднакопил денег, переоделся купцом и где-то в Средней Азии сумел встретить людей, говоривших на венгерском. От них он узнал дорогу в Старейшую Венгрию и тотчас же поспешил домой, чтобы сообщить братьям-католикам благую весть. Он надеялся показать дорогу сам, но неожиданно по приезду заболел и умер.

Тем не менее братия его монастыря решила продолжить дело и в 1235 году собрала новую экспедицию на восток. Четыре монаха, отпустив бороды и переодевшись в мирское платье, предприняли вторую попытку проповеди католицизма народам Урала. Об этом путешествии стало известно благодаря их письмам на родину, опубликованным в 1940 году в сборнике «Исторический архив. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе».

Возможно, в глубине души монахи надеялись крестить и татар, о веротерпимости которых были наслышаны.

В дороге

Путь венгерских пилигримов проходил через Византию. В Константинополе братья сели на корабль, который отвез их в столицу «страны черкесов» – Тмутаракань. Тмутараканские князья были православными, но в жизни их оставалось еще много языческих пережитков. Например, у князя был гарем, в котором томилось больше сотни женщин. Монахи нашли прибежище у женщины, заведовавшей гаремом.

Следующей страной, в которую они попали, была страна яссов – то есть осетин. Яссам принадлежали предгорья Кавказа, Кабарда и долина реки Кубань. Здесь у католиков закончились деньги, и им пришлось просить милостыню. Воинственные яссы тоже были православными, чтили крест и воскресный день, в который останавливалась даже кровная вражда. Но небогатые крестьяне подавали мало, и монахи провели на Кавказе почти полгода.

За это время они впали в такое отчаяние, что были согласны продать друг друга в рабство, но желающих купить рабов, которые не обладали навыками ремесел, не нашлось. Поэтому два монаха решили вернуться обратно, а двое – Герард и Юлиан, кое-как насушив в дорогу сухарей, с попутчиками-язычниками двинулись дальше – в Среднюю Азию.

Как и следовало ожидать, в дороге они были ограблены и брошены. Брат Герард от голода и холода заболел, и Юлиану пришлось тащить его на себе. Лишь через месяц измученные монахи сумели добраться до сарацинского города Бунды. Увы, брат Герард не выдержал дальнейшей дороги и умер. Сердобольные мусульмане приютили умирающего монаха и похоронили его на городском кладбище.

Юлиан сумел наняться слугой к мусульманину, который с семьей отправлялся в Волжскую Булгарию, и добрался до этой страны. В одном из булгарских городов он встретил женщину, которая заговорила с ним на языке, весьма похожем на венгерский.

Новая знакомая поведала монаху, что она – с реки Итиль, и что ее выдали замуж за булгара, но она до сих пор тоскует по родине. Она рассказала монаху, как добраться до Старейшей Венгрии, и Юлиан за два дня верхом достиг заветных земель.

Здесь его ждало разочарование. Унгры поклонялись идолам, приносили жертвы, ели волчатину и не ведали землепашества. Они оказались настолько воинственными, что находились в союзе с монголами, а монгольский посол поведал монаху, что войско Батыя уже вторглось на Русь. Понимая, что вот-вот окажется отрезанным от Европы, монах через север Руси и Польшу уехал домой. Так провалились вторая миссия по крещению восточных народов в католичество.

Папская миссия помощи

Когда происходят бедствия подобного масштаба, людям свойственно забывать обо всех спорах и стремиться помочь ближнему. Так и капиталистический Запад отложил до поры политические и идеологические разногласия с коммунистической Россией – для помощи голодающим было организовано международное движение по сбору средств. Не остались в стороне и религиозные организации, в том числе Римско-Католическая церковь.

В 1922 году началась подготовка по отправке в Советскую Россию добровольцев-волонтеров для спасения голодающих. Действо это вошло в историю как Папская миссия помощи, директором которой назначили основателя и директора школы дипломатической службы, американского иезуита Эдмунда А. Уолша. Он совершил несколько подготовительных командировок, в том числе объехал регионы России, чтобы выяснить, каким из них помощь требуется в первую очередь, а затем, прихватив двух других американских иезуитов – Джорджа А. Фаррелла и Луиса Дж. Галлагера, прибыл в Москву. 

Руководитель Папской миссии помощи в России Эдмунд А. Уолш

По просьбе советских властей первым регионом в списке папских посланников стал Крым. 29 сентября 1922 года они открыли первую бесплатную столовую в Евпатории, где горячее питание ежедневно получали до 1 тысячи человек. Всего за месяц миссионеры охватили весь Южный Крым, доведя количество детских обедов до 20 тысяч. В октябре их деятельность была направлена уже на северную часть полуострова. Когда в Крыму питание было налажено, часть сотрудников отправилась в другие регионы России для открытия новых отделений. 

К концу 1922 года Папской миссией помощи на территории России было открыто 269 бесплатных столовых, в которых питание получали 82 тысячи голодающих. 

Однако один регион пока оставался вне поля зрения Папской миссии – Оренбургская губерния. К декабрю 1922 года в губернии насчитывалось более 400 тысяч голодающих (к марту 1923 года это количество выросло еще на 100 тысяч). Только за период с 1 января по 1 ноября 1922 года в губернии от голода умерли 50 тысяч человек. Тогда, откликнувшись на беду местного населения, в Оренбургскую губернию отправился Луис Джозеф Галлагер. 

Спасение Оренбургской губернии

По прибытии в Оренбург Галлагер набрал команду из 12 человек для работы в городе и 17 человек для работы в уездах. Местные власти предоставили им помещение для конторы. Правда, не сразу – первые две недели посланникам Папы пришлось коротать зимние ночи в своем автомобиле. Да и выделенное помещение нуждалось в серьезном вмешательстве ремонтников. Но эти трудности добровольцев не пугали и не замедляли их работу.

Наиболее нуждающейся территорией оказалась Киргизская (Казахская) АССР, столицей которой в то время был Оренбург. По итогу проверки Галлагером и его командой было открыто три базисных склада – в Акбулаке (сейчас Оренбургская область), Актюбинске и Джуруне (ныне Казахстан), а также налажены железнодорожные поставки продовольствияв них. Чуть позже на их основе раскинули широчайшую сеть пунктов питания. 

Всего к 1 мая в Оренбургской губернии и Северном Казахстане было открыто 207 бесплатных столовых, обеспечивающих едой порядка 25,5 тысячи человек. В Акбулакском районе действовало 70 питательных пунктов, способных прокормить более 5900 детей. 

Всего с января по май посланниками Папской миссии в Оренбуржье было передано голодающим более 160 тонн муки, 95 тонн крупы, 41 тонна риса, 10 тонн сала, 6 тонн какао и 21 тонна сахара. 

В июне 1923 года миссия папских посланников по преодолению последствий голода была выполнена, а их работа на Южном Урале окончена. 

Однако работа Галлагера в России на этом не окончилась – по личной просьбе Папы он отправился на поиски мощей святого Андрея Боболи. Этот особо почитаемый поляками и белорусами святой жил в XVII веке и прославился своей ученостью и проповедями. В 1657 году его зверски замучили и убили казаки Богдана Хмельницкого. 

Андрей Боболя

На просьбу отдать тело одного святого за спасение нескольких сотен тысяч человек Советское правительство ответило согласием и договорилось о всяческом сотрудничестве знающих людей. В конце концов мощи были найдены – в Москве на выставке «Гигиена» в музее Наркомздрава. 

Оказалось, что тело Андрея Боболи проделало немалый путь. До 1702 года оно было погребено в Пинске, пока его не откопали для Петра I. В 1808 году нетленные мощи перевезли в собор Полоцка, который после этого события стал одним из популярнейших для паломников местом. Однако в 1922 году с собором произошло то же, что и с большинством других церквей этого богоборческого периода, а мощи были отданы московским студентам-медикам. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: