История села
- Топоним
Название своё село могло получить от слова араме, что с башкирского означает — урема, место у реки, поросшее густым кустарником.
Или от ромашки (Anthemis tinctoria), в изобилии растущей не только близ села, но далеко за пределами его по направлению к югу, в местности, принадлежащей в прежнее время также к Аромашевскому приходу.
- Аромашевская слобода
Поселение, носившее тогда название Аромашевской слободы, затем села Аромашево, находилось на почтовой дороге (затем упразднённой) из Екатеринбурга в Верхотурье. Главным занятием в XVII веке было хлебопашество для снабжения хлебом служилых людей в городах и острогах северной Сибири.
Арамашево образовалось в 1632 году как форпост для охраны от набегов кочевых племён и слобода для распашки земли. Со скалы Церковный Камень (42 метров) на скалистом берегу реки Реж открывается великолепный вид на всю долину реки и скалистый противоположный берег с Камнем.
В 1655—1656 годах в слободе были сооружены укрепления для защиты от калмыков, делавших набеги на те места. «Около церкви и государевых житниц был поставлен острог рубленый в вышину две сажени печатных да и башни рубленая четвероугольная с проезжими воротами, пятая башня глухая рубленая в вышину до 3 сажени печатных, а в них по два моста. А крепостей около острогу поставлены надолбы двойные; а круг острогу и башен 180 сажени печатных», куда, в случае опасности, собирались все жители слободы и, запершись, отсиживались и отстреливались от «воровских и неприятельских людей», не имевших огнестрельного оружия, а бившихся лишь лучным боем. Впоследствии, когда появились южные поселения, Аромашевская слобода стала безопасной и укрепления в ней не стали поддерживать. На земле, отведённой в пользование Аромашевской слободе, в 1734 году находилось 31 селение, которые в административном отношении также причислялись к слободе, хотя в то же время все Аромашевские крестьяне были причислены к Алапаевским казённым заводам.
- XX век
В начале XX века главным занятием сельчан было хлебопашество и заводские работы по рубке и доставке дров, перевозке руды и железа в Алапаевский и Нижне-Тагильский заводы, но с проведением местных заводских железных дорог работы эти постепенно приходят в упадок.
С 1960-х годов работал совхоз «Арамашевский».
- XXI век
В феврале 2007 года была построена первая очередь тепличного комплекса по выращиванию роз по голландским технологиям.
Географическое положение
Село Арамашево
муниципального образования «Алапаевское» расположено в лесистой местности на левом берегу реки Реж при устье левого притока Шайтанка . В пределах населённого пункта находятся несколько скал Мамин Камень, Церковный Камень, Шайтан-Камень, Шуриков-Камень и другие. Село находится к северо-востоку от Екатеринбурга , к юго-востоку от Нижнего Тагила , в 28 километров к югу от города Алапаевска (по автотрассе — 33 километра) и в 4 километрах на восток от железнодорожной станции Самоцвет направления Каменск-Уральский — Алапаевск — Нижний Тагил . К северу от села Арамашево через реку Шайтанка расположена деревня Косякова . Рядом с селом и деревней проходит шоссе из Алапаевска , на котором рядом с селом находится развилка на два шоссе регионального значения: Алапаевск — Реж и Алапаевск — Артёмовский . Церковный Камень получил название после строительства храма на его вершине . В окрестностях находится родник Крещенский, в лесу под горой, в болотистой местности. В праздник Крещения Господня прихожане проводят возле него молебен, а затем набирают святой воды . Местность возвышенная, сухая, снабженная проточною водою; почва здесь преимущественно черноземная .
Государево железное и укладное дело
В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года .
Арамашевский краеведческий музей
Краеведческий музей в селе Арамашево основал краевед, турист и учитель географии в местной школе И. С. Кесарев в 1962 году. Первоначальная экспозиция состояла из даров школьников (старинные предметы быта, минералогические находки), которые дети приносили учителю за хорошие отметки. Вся коллекция музея предусмотрительно разделена на три зала. В первом демонстрируются найденные самоцветы и редкие минералы. Во втором расположена стилизованная уральская изба с русской печью и так называемым «бабьим» углом (здесь ютятся раритетные самовары, лампы, утюги на углях). И, наконец, в третьем «рабочем» зале вы сможете увидеть все виды крестьянских промыслов и ремесел. Что только тут не увидишь — старые поделки кузнецов и гончаров, берестяные туески с цветами и инициалами, однорукие пилы, с которыми под силу было в одиночку построить дом, льномялки, бытовые весы, коровьи колокольчики и множество других занятных вещей, о предназначении которых сразу и не догадаешься.
Недавно был открыт ещё один зал, в котором представлена экспозиция, посвященная арамашевцам, которые защищали свою Родину.
Также в Краеведческом музее меня очень обрадовала классная комната. Пусть парты уже и новые, но собрание старинных школьных вещей вернула меня в счастливое школьное время.
Краеведческий музей села Арамашево находится по адресу: Алапаевский район, село Арамашево, ул. Советская, 38. Стоимость входного билета, без экскурсовода, стоит 40 рублей с человека. Цена действительна на апрель 2016 года.
Будете в Арамашево с детьми, обязательно посетите Краеведческий музей, им будет крайне полезно и интересно.
Село Мироново
Через двадцать минут наш автомобиль подъезжает к селу Мироново. Перед мостом справа, недалеко от дороги на небольшой скале поставлен мемориальный крест (N57°29.112’ E61°43.648’) в память о расстрелянных местных священниках. На нем надпись: «Сей крест установлен в память убиения Богоборческой властью священников села Мироново Верхотурского уезда 13 августа 1918 иерея Иоасафа Степановича Панова и иерея Иоанна Иоанновича Шишева прославленных в 2002 году в соборе новомученников и исповедников российских».
Как известно, село от деревни отличается в первую очередь наличием церкви. Поэтому, когда в 1759 году в Мироново построили деревянный Георгиевский храм (N57°29.217’ E61°43.017’), деревня сразу же получила сельский статус. В 1818 году вместо деревянной церкви возводится каменная. В 1932 году ее попытались снести с помощью тракторов, но церковь выстояла. В наше время специалисты признали ее не подлежащей восстановлению, но местные жители решили иначе. В данный момент Георгиевский храм почти полностью возрожден, а на отреставрированной колокольне электронная система каждый час исполняет колокольные перезвоны.
Географическое положение[править | править код]
Село Арамашево муниципального образования «Алапаевское» расположено в лесистой местности на левом берегу реки Реж при устье левого притока Шайтанки. В пределах населённого пункта находятся несколько скал Мамин Камень, Церковный Камень, Шайтан-Камень, Шуриков-Камень и другие. Село находится к северо-востоку от Екатеринбурга, к юго-востоку от Нижнего Тагила, в 28 километров к югу от города Алапаевска (по автотрассе — 33 километра) и в 4 километрах на восток от железнодорожной станции Самоцвет направления Каменск-Уральский — Алапаевск — Нижний Тагил. К северу от села Арамашево через реку Шайтанка расположена деревня Косякова. Рядом с селом и деревней проходит шоссе из Алапаевска, на котором рядом с селом находится развилка на два шоссе регионального значения: Алапаевск — Реж и Алапаевск — Артёмовский. Церковный Камень получил название после строительства храма на его вершине. В окрестностях находится родник Крещенский, в лесу под горой, в болотистой местности. В праздник Крещения Господня прихожане проводят возле него молебен, а затем набирают святой воды. Местность возвышенная, сухая, снабжённая проточною водою; почва здесь преимущественно чернозёмная.
Деревня Колташи и Невьянск
Последний запланированный пункт на нашем маршруте, это деревня Колташи, родина известного уральского горщика Данилы Зверева. Именно он послужил прообразом Данилы-мастера в знаменитом сказе Павла Петровича Бажова «Каменный цветок»
Но, к нашему великому сожалению, небо затягивается черными грозовыми тучами, и начинается сильнейший ливень. Мы решаем, что приключений нам уже предостаточно, и пора поворачивать в сторону дома. Под проливным дождем проезжаем через Невьянск, где находится известная на весь мир наклонная башня, и через пару часов приближаемся к родным местам. Наша двухдневная «кругосветка» закончилась, оставив нам на память массу впечатлений, фотографий и замечательных сувениров!
Промышленность
Предприятия села: ООО агрофирма «Арко», ООО агрофирма «Никон», ООО «ГринТерра», ООО «Тонкушина и К», ЗАО «Стиль-Профи-Л», СПК «УралКатышкаГаз», ППО с/х ПК «Арамашевский», КХ Борисихина, КХ Вяткина, КХ Пономарёва, КХ Пономарёвой.
«…и ходили по уральским домам сибирские маляры и предлагали разрисовать стены, двери и потолки деревенских изб. Хочешь, хозяин?»
Я впервые узнала, что на Урале
были такие традиции. Село Арамашево
. Бывшая учительница русского и литературы Вера Васильевна Реутова
сначала относила свою пенсию на восстановление храма. А затем, в самые сложные 90-е года, когда разорялся совхоз и деревенские мужики спивались, начала вместе со своим мужем и детьми восстанавливать деревенское наследие — избу с уральской росписью — на свои скромные сбережения.
Копеечные пенсии двух учителей и огромное созидательное чувство «сохранить для детей» это историческое расписное богатство XVI-XVII веков. Небольшой домашний комплекс недалеко от называется «Уральских изб Душа живая»
. Удивительно, как люди стараются сохранить и познакомить нас с традициями и ритуалами, что были свойственны уральской глубинке.
Здесь проводятся экскурсии, мастер-классы и забавные конкурсы, лишь бы привлечь сюда побольше народу, особенно детишек, что бы они начали гордиться своими народными корнями. Посмотрите на улыбки этих нарядных девчонок, которые с большой радостью включились в восстановление семейных ритуалов. А сколько счастья в глазах нарядных взрослых?!
Мы узнали об этом душевном благодаря Наталье Беленковой
и путеводителю по Свердловской области
от Дома книги
. Как здорово, что можно путешествовать не только во время длительных отпусков, но и на протяжении дня по родным просторам!».
Шайтанское месторождение
Проехав мимо карьеров, мы начинаем внимательно всматриваться во все грунтовки, отходящие влево от основной трассы и, наконец, замечаем то, что нам нужно: едва заметная, залитая глубокими лужами дорога, петляя, уходит в сторону леса.
Упоминание об этой дороге я нашел в одном из многочисленных путеводителей по Уралу. Она должна привести нас к очень интересной старинной выработке. В 1786 году здесь был открыт уникальный камень – знаменитый шайтанский агат-переливт, не имеющий аналогов во всем мире. Большую роль в открытии этого самоцвета сыграла Екатерина II, увлекавшаяся резьбой по камню. Для поиска агатов, которые наиболее подходили для этих целей, она и отправила специальную экспедицию на Урал. После открытия Шайтанского месторождения камень быстро вошел в моду – для петербуржских дворцов из переливта изготавливались столешницы и камины, а среди вельмож становятся популярными вырезанные из него геммы и камеи.
Через полчаса мы упираемся в непроходимое болото. При попытке его форсировать слетаем с колеи и «по самые уши» утопаем в грязи. Неожиданно из болота появляется крепкий мужичок в камуфляже. Он помогает нам вытолкать автомобиль на более сухое место. Знакомимся. Мужичок оказывается местным фермером. У него где-то здесь, за болотами около 150 гектаров сенокосных угодий. Я спрашиваю его про месторождение, он долго пытается сообразить, чего мы хотим, потом машет рукой в сторону леса: «В той стороне есть какие-то большие, затопленные ямы…».
Изрядно поплутав по бурелому и густым зарослям наша группа неожиданно выходит к небольшому озерку, берега которого усыпаны обломками переливта! Это и есть та самая старинная выработка! (N57°25.582’ E61°1.467’). Без зазрения совести «затуманщики» набирают полные карманы самоцветов и, уставшие, но довольные, возвращаются обратно к машине.
Из истории села
Столетия назад село находилось на почтовом тракте и считалось слободой. Его жители занимались, в основном, земледелием; сеяли пшеницу и рожь. Первые упоминания об этом поселении относятся к 1692 г. Дипломаты, направленные Петром Великим в Китай, описали эти места как чрезвычайно красивые, изобилующие лесами, лугами, реками и озерами, возделанными полями. Один из летописцев, Адам Брандт, написал так: «Здесь очень красиво, ничего подобного я не встречал в своей жизни».
Основные фортификационные сооружения в селе были воздвигнуты в 55-56 гг. XVII в. для защиты от калмыков. Со временем набеги прекратились, и необходимость в укреплении Арамашево отпала, слобода стала безопасной. В ведении Арамашевской слободы находилось 31 небольшое селение, крестьяне которого числились за Алапаевским заводом.
Санаторий «Озеро Молтаево»
В советское время ученые заинтересовались грязью озера Молтаево. По-научному она называется сапропелем (в переводе с греческого «гниющий ил»). Сапропель образуется в пресных водоемах лесной зоны в результате отмирания и разложения на дне водоема водорослей, водных насекомых, рачков и других организмов при недостатке кислорода. В среднем слой сапропеля в этом озере составляет 4 метра. А общие запасы сапропеля оценивают почти в 8 миллионов тонн. Впрочем, молтаевская грязь состоит из четырех разнородных слоев, отличающиеся по составу. Наиболее полезен первый слой — оливково-серого цвета. Средние слои содержат много извести, а самый нижний – глину.
Лечебная грязь богата белками, углеводами, азотом, битумами, летучими жирными кислотами, полезными витаминами и минеральными веществами. За счет своего состава молтаевский сапропель активизирует защитные силы организма. Целебная грязь лечит кожные, вегето-сосудистые, нервные, гинекологические заболевания, болезни суставов, экземы, ожоги и т.д. Оказывает общеукрепляющее и тонизирующее действие.
Но есть и противопоказания, лучение грязью не рекомендуется при острых воспалительных процессах, гипертонической болезни, сердечно-сосудистых болезнях, онкологических заболеваниях, туберкулезе.
Молтаевский сапропель уникален. Есть и другие подобные места, но Молтаево считается самым-самым.
В 1945 году на озере Молтаево началось строительство бальнеогрязевого курорта. Он возводился как силами местных жителей, так и с использованием труда пленных немцев. Помогали и промышленные предприятия. Архитектура была в стиле сталинского классицизма. Строительство было завершено в 1950 году, на следующий год санаторий принял первых пациентов.
Как пишет Алексей Рычков в книге «Режевские сокровища: По реке Реж», в 1965 году тут лечился известный советский актер, режиссер и сценарист Евгений Матвеев. Во время съёмок фильма «Жеребёнок» он упал с лошади и получил серьёзную травму. Врачи посоветовали ехать на Урал и пройти лечение на курорте «Озеро Молтаево». Именно здесь, по воспоминаниям Ю. Сеначина, он написал основную часть сценария своего фильма «Цыган».
Здесь поправили свое здоровье тысячи людей. Рассказывают и о поистине чудесных случаях исцеления. Некоторых сюда приносили на руках, а после лечения молтаевскими грязями они уходили самостоятельно.
В санатории работала грязе- и водолечебница, столовая, клуб с кинотеатром, имелась сауна, спортивная площадка, библиотека. Летом можно было покататься на лодке, а зимой — на лыжах по лесу. В наши дни можно увидеть остатки работавшего некогда фонтана, от которого вниз спускается заросшая кустами каменная лестница, рядом — наполовину разбитые скульптуры физкультурников.
В начале 1950-х годов неподалеку на реке Реж построили дом отдыха (затем курорт) «Самоцвет». В отличие от санатория на озере Молтаево, «Самоцвет» работает и в наши дни, активно используя лечебную молтаевскую грязь. Он же продает грязь в точках продаж и через аптеки. Стоит она недешево.
В 1990-е годы санаторию «Молтаево» не повезло с руководством и он был закрыт. Сейчас от знаменитой лечебницы остались лишь руины в лесу, которые частично разобрали на стройматериалы местные жители.
Даже сейчас руины санатория выглядят достаточно живописно. А как было, когда санаторий действовал!
На главном корпусе красуется темный силуэт советской звезды.
От бывшего санатория к озеру ведет сгнивший от времени деревянный настил. В прошлом там была лодочная станция.
Сейчас на озере Молтаево нет ни одного санатория, но местная грязь пользуется большим спросом. Ведется промышленная добыча грязи, которую везут на курорт «Самоцвет», в некоторые больницы, для производства БАД.
UPD. В 2021 году руины главного корпуса санатория сгорели.
Часовня Александра Невского
Родина часовни – старинное село Останино Алапаевского района. В советское время ее приспособили под склад столовой, а потом вовсе забросили.
В Нижней Синячихе перевезенную часовню поставили на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре (восьмерик с ротондой наверху), издали напоминает скорее беседку для отдыха.
Летом 2015 года в основании часовни археологи раскопали древнее святилище и бронзолитейное производство, действовавшие с 1 тысячелетия до нашей эры и вплоть до средневековья. Основная масса находок относится к так называемой петрогромской археологической культуре. Среди находок керамика, большое количество костей, наконечники стрел, жилья, иголки, украшения. Наиболее интересные находки: трехлопастной бронзовый наконечник стрелы скифского типа, поясная накладка, серьга и бронзовая иголка.
Государево железное и укладное дело
В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года .
Государево железное и укладное дело
В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года .
Экспозиция музея
В музейный комплекс входят более 20 различных зданий и сооружений, в том числе три усадьбы крестьян 17,18,19 веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой. Так же в музее представлены предметы быта и орудия труда крестьян, единственная в мире коллекция народной росписи по дереву (Урал, Западная Сибирь, XIX в.), иконы местного письма XVIII и XIX вв, рукописные и старопечатные
Спасо-Преображенская церковь
В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенская храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.
Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.
Крестьянские усадьбы
В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.
В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.
Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.
Часовни
Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня «Ильи Пророка» относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.
Общественная архитектура
Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.
Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.
Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.
Двухэтажный шестистенный дом в своё время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего Центральную Россию и Сибирь.
История
Село было основано как Аромашевская слобода. По одной из версий её название произошло от слова «арамэ». В переводе с башкирского языка оно звучит как «место у речного берега, поросшего густым кустарником». По другой — от ромашки, растущей на местности, где позже была основана слобода.
В 17 столетии сельчане в основном занимались выращиванием сельскохозяйственных культур, в частности пшеницы. Её поставляли в близлежащие города, а также остроги, находящиеся в пределах Северной Сибири.
Первоначально Аромашевская слобода выполняла функцию форпоста, защищая подступы к русским рубежам от воинствующих кочевников. Одновременно местные жители занимались освоением свободных земель для возделывания сельскохозяйственных культур.
На рубеже 19-20 столетий кроме выращивания пшеницы, сельчане занимались перевозкой железной руды и дров. Они предназначались для снабжения Нижне-Тагильского и Алапаевского заводов.
Со временем этот род деятельности стал неактуален, поскольку были построены и введены в эксплуатацию железнодорожные линии местного значения. В советскую эпоху на территории села функционировал одноимённый совхоз.
Башня Арамашевского острога
Эта башенка деревянной крепости с частоколом из заостренных сверху бревен — реконструкция. И неудивительно, ведь крепости и остроги на Урале ставили в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор они до нас просто не дошли.
На крыше башни дозорная вышка с шатровым завершением. Отсюда вели наблюдение за округой. Место для реконструкции удачно выбрано перед спуском в долину реки. Стоящая на фоне пруда башня производит особенное впечатление.
И.Д. Самойлов вспоминал:
В прошлом такой острог стоял на высокой скале над рекой Реж – на месте нынешнего села Арамашево (кстати, можете заехать туда по пути в Нижнюю Синячиху). Сейчас на месте крепости в Арамашево возвышается каменная церковь.
Использованные материалы
-
Ожгибесова О. Аромашево: о прошлом для будущего. Очерки по истории Аромашевского района. — Курган: ИПП «Зауралье», 2013, с. 9,10,15,21,36,73,78,87,89,121.
- Список населенных мест Тобольской губернии. — Тобольск, 1912, с. 136-137.
- Ишимский округ // Список населенных пунктов Уральской области. Том IV.- Свердловск, 1928, с. 12-13.
Итоги Всероссийской переписи населения — 2010: Стат. сб. в 10-ти частях. Ч.1. Численность населения и его размещение в Тюменской области./Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. – Т., 2012. С.29.
Приходы и церкви Тобольской епархии / Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. – Тобольск : Тип. Епарх. Братства, 1913, с.67.
Россия. Полное географическое описание нашего отечества / Под ред. В.П. Семенова-Тянь-Шанского. Т.16. Западная Сибирь., СПб., 1907, с. 436.
Важнейшие ярмарки губернии. С оборотом в 100 000 руб. и свыше. (По сведениям 1913 года) // Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год. — Тобольск, 1915, с.136.
Общие сведения о Тобольской губернии / Тобольская губерния. Список населенных мест по сведениям 1868-1869 годов. — Санкт-Петербург, 1871, с. CXIII.
Тобольская губерния // Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг. Т. 60. — СПб., 1871, с.51.
Тобольская губерния. Населенные места // Волости и населенные места 1893 года. Выпуски 10 и 11. Тобольская и Енисейская губернии. С. 31.
Список населенных мест Тобольской губернии. — Тобольск, 1912, с. 137.
Ишимский округ // Список населенных пунктов Уральской области. Том IV.- Свердловск, 1928, с. 12.
Тюменская область // Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» —
См. Ожгибесова О. Аромашево: о прошлом для будущего…., с.111. По другим сведениям, бывшей восьмилетней школы или бывшей церковной школы. См. Село Аромашевское, страница официального сайта Тобольской епархии — Крамор Г. Духовное торжество в селе Аромашево, новостное сообщение на официальном сайте Ишимской епархии, 19 июня 2014 —
Указ Ишимской епархии №25 от 25 июля 2014 года —
Государево железное и укладное дело
В 1654 году вблизи Арамашевской слободы были обнаружены запасы железной руды. По указу верхотурского воеводы Льва Измайлова было начато «Государево железное и укладное дело», которое было поручено верхотурскому боярскому сыну Панкратию Перхурову. В ноябре 1654 года в Ирбитской слободе была проведена перепись кузнецов и гулящих людей для посылки в Арамашевскую слободу. П.Перхуров представил отписку ирбитскому приказчику Григорию Дирипу о необходимом количестве людей. В Арамашевскую слободу прибыли кузницы и гулящие люди из Невьянской слободы, привлекали работников и из Усть- Ирбитской слободы. Общее руководство и контроль над строительством завода осуществлял верхотурский воевода Л. Т. Измайлов, железоделательный завод был запущен и работал как минимум до марта 1655 года.