Как раньше добывали соль?

Музей истории соли (усть-боровской солеваренный завод)

Музей истории соли

Основные экспозиции музея расположены в бывшей двухэтажной конторе сользавода, построенной в 1884 году. Она же являлась загородной усадьбой Рязанцевых. Заводоуправление располагалось на первом этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых – на втором. Дом украшен деревянной резьбой.

Экспозиции музея рассказывают о самой соли и ее особенностях, об истории соляных промыслов, о солепромышленниках Рязанцевых и т.д. Работают здесь и временные выставки.

В музее вы узнаете, что в прошлом соль ценилась куда больше, чем в настоящее время. Кое-где она даже служила заменой денег. В истории известны случаи соляных бунтов при повышении налогов на соль. Да и слово солдат неспроста имеет сочетание «сол»…

Музей не раз страдал от пожаров. Зимой 1996 года огонь повредил три комнаты на втором этаже конторы. В 2003 году сгорело три амбара. 23 февраля 2005 года новая напасть — в здании конторы произошел сильный пожар. Сгорел почти весь второй этаж, после чего музей долго восстанавливали. Пока открыли только первый этаж (это случилось в 2014 году).

На территории Музея истории соли сохранилось 10 объектов культурного наследия – памятников федерального значения деревянной промышленной архитектуры XIX века: две рассолоподъемные башни, два ларя, три варницы, амбар, изба и контора. Завод не имеет аналогов в России.

Добыча соли начиналась с сооружения рассолоподъемных башен. Всего на территории завода было пробурено 14 скважин глубиной от 170 до 215 метров. У каждой из них было свое имя. В скважины устанавливались изготовленные из толстого ствола дерева матичные трубы диаметром до 62 сантиметров, с толщиной стенок 9-11 сантиметров. Проходка скважин занимала от 3 до 5 лет. Рассолоподъемная труба была самым дорогим элементом солеваренного производства.

Сначала рассол поднимали с помощью насоса на конной тяге, затем стали использоваться паровые машины.

Над скважинами строились рассолоподъемные башни. По внешнему виду они очень напоминали крепостные башни. Представляли собой квадратный сруб 9х9 метров, высотой 16 метров. В центре крыши было отверстие для выхода штанги насоса.

Из рассолоподъемной башни по специальному желобу (а позже по трубам) рассол шел в соляной ларь – прямоугольный чан для хранения рассола. Там рассол отстаивался перед поступлением в соляную варницу. Стенки ларей были укреплены деревянными брусками, в противном случае их просто могло разорвать под напором рассола. Одна рассолоподъемная башня могла питать несколько ларей. Длина ларя составляла более 10 метров, ширина — 5,6 метра, высота — 2,4 метра.

Отстоявшийся концентрированный соляной рассол шел по трубам или желобам на чрены варниц. Они выглядят, как большие квадратные сковороды, которые собирались из чренных полиц (листов толщиной до 14 мм) с помощью заклепок. Сверху чрены закрывались колпаками из дерева, по бокам которых имелись отверстия для выемки соли, а вверху отходили пароотводные трубки.

В варнице под действием температуры вода испарялась и из кипящего рассола образовывались твердые кристаллы соли. Выварка одной партии соли продолжалась около суток

Важно было поддерживать равномерную температуру. До 1952 года использовались дрова, лишь потом перешли на каменный уголь

За процессом следил повар. На Усть-Боровском заводе действовало до 12 варниц.

Но соль все равно оставалась влажной. Специальными лопатами ее перекидывали на деревянные полати, где она окончательно подсыхала.

Готовую к продаже соль насыпали в мешки и относили в амбары, стоящие на берегу реки Камы. Носили мешки на своих плечах и мужчины, и женщины. Из-за этого соль оседала на ушах, отчего возникла поговорка «Пермяк – соленые уши». Лишь в 1907 году для доставки соли в амбары построили солекатные дорожки.

Амбары были самыми большими постройками на территории солеваренного завода. Их длина достигала 52 метров, ширина – 19 метров, а высота – 15 метров. В один амбар входило около 100 тысяч пудов соли. Стены амбаров укреплялись деревянными стойками. Соль в амбары засыпали сверху. Каждый амбар состоял из пяти изолированных друг от друга отсеков. К весне каждый из них был полон.

Из амбаров соль загружали на баржи и отправляли по Каме в крупные города. Весной, во время половодья баржи подходили вплотную к амбарам. Когда-то соль-пермянку ценила вся страна.

Усть-Боровской завод — единственный в России солеваренный завод-музей под открытым небом.  На территории сользавода проходят и событийные мероприятия. Самое крупное из них – фестиваль кузнечного мастерства «Огни Гефеста». Музей истории соли стоит посетить во время знакомства с достопримечательностями города Соликамска.

От поваренной соли – к калийной

На старинной фотографии, выставленной в музее, рядом с соленосами запечатлён весовщик – Павел Степанович Рязанцев – отец первооткрывателя соликамского калия Николая Павловича Рязанцева. Отец и сын работали вместе. Но затем Николай закончил Кунгурское техническое училище и устроился на Троицкий солеваренный завод техником. В 1906 году руководство дало ему задание – пробурить новую скважину и определить, как залегают соляные пласты. Промышленники искали более дешёвый способ добычи соли. При бурении Николай Рязанцев наткнулся на пласт калийной соли. Это открытие стало настоящей промышленной революцией в стране. Сейчас в музее истории соли хранятся керны каменной соли, сильвинита и карналлита времён начала строительства Соликамского калийного комбината.

Рассказывая о музее истории соли, нельзя не упомянуть о его создателях. Первым директором, когда экспозиции, связанные с местным солеварением, были ещё в составе городского краеведческого музея, был Эвальд Везнер. Тогда на территории музея находилось только несколько объектов, оставшихся от бывшего Усть-Боровского завода. Остальные остались за забором. Их разрушало время, непогода, часть из них разобрали вандалы. Беспокоясь о сохранности исторических ценностей, Эвальд Губертович поднял эту тему в 1986 г. на Всесоюзной конференции «Соль и освоение края», проходившей на бывшем сользаводе. Тогда и приняли решение о создании музея истории соли. Эвальду Везнеру удалось организовать местных школьников и студентов на субботники по благоустройству территории, уходу за объектами. Будущий музей создавали всем миром. Но в 90-е эти работы остановили. Затем последовала череда пожаров, в которых многие деревянные здания пострадали. Более 10 лет музей находился в забвении.

В 2013 г. к руководству музеем пришла Юлия Сырчикова, которая руководит им и по сей день. Ей удалось создать команду единомышленников, которая не жалеет сил и времени для развития культурного объекта. В 2015 г. Юлия Александровна выиграла первый грант от фонда Владимира Потанина. Благодаря этому у музея появился сайт. Всего с 2013 г. она написала, выиграла и с помощью команды реализовала 22 гранта – городских, краевых и российских. Благодаря её инициативе и усилиям всего коллектива о музее истории соли в Соликамске знают не только в Пермском крае, но и далеко за его пределами.

Подаренные солонки

Усть-Боровской соляной завод действовал до 1972 г. К этому времени предприятие морально и физически устарело. Почти за 100 лет своего существования оно не меняло своей технологии – рассолы поднимали со стометровой глубины, выпаривали в варницах и готовую соль рассыпали по мешкам. На территории музея все объекты солеваренного промысла сохранились в первозданном виде. Это три варницы, две рассольных башни, два ларя для отстаивания рассола, один амбар для хранения соли, здание конторы завода 1884 г. и изба XIX века. Одну солеваренную цепочку – рассольную башню, варницу, ларь и амбар передали в музей деревянного зодчества, расположенный в деревне Хохловка недалеко от Перми. Но в этой башне нельзя увидеть процесс добычи соли. А Музей истории соли в Усть-Боровой в 2019 г. выиграл грант краевого министерства культуры, благодаря которому с помощью технологии дополненной реальности можно увидеть, как поднимали с большой глубины рассол, из которого потом выпаривали соль.

А ещё рассольные башни стоили из брёвен, которые предварительно выдерживали в соляном растворе. Это делалось для того, чтобы древесина не гнила, ведь соль – естественный консервант. И сейчас, не смотря на то, что башни уже давно не работают, на брёвнах, из которых они сложены, выступает соль. Посетители, которым всё хочется узнать на ощупь и на вкус, постоянно пытаются лизнуть и эти брёвна.

В феврале 2005 г. в здании конторы завода случился пожар. Огонь повредил помещения второго этажа и часть мезонина. Уже к лету того же года фасад здания восстановили, но уже без украшений, которые были раньше. В 2014 г. отремонтировали первый этаж конторы завода. Места здесь для экспозиций немного, поэтому организовывают небольшие выставки. Огромным интересом у посетителей пользуется коллекция солонок. Большая часть её досталась музею в подарок от жительницы Уфы Елены Стрельниковой. В 2018 г. она прислала письмо, в котором рассказала, что всю жизнь собирала ёмкости для хранения соли. Но коллекция так разрослась, что не помещается дома. Сотрудники музея отправились в Уфу и привезли полный багажник легковой машины солонок. Теперь посетители музея присылают свои экспонаты, пополняя коллекцию.

Сотрудники музея в соцсетях разместили просьбу посылать или привозить образцы соли из других стран. Так появилась соль, добытая в Германии, Болгарии, Словении. А гость из Франции, приехавший к своей невесте, проживающей в Пермском крае, привёз соль, собранную на соляных промыслах острова Ре, и маленького плюшевого ослика, которого тоже сейчас выставляют в музее.

Пермяк – солёные уши

В центре краевой столицы – в Перми – есть скульптурная композиция «Пермяк – солёные уши». Гости Пермского края с удовольствием фотографируются на её фоне. Но мало кто знает, что выражение это родилось на соляных промыслах.

О значении соли и способах её добычи вы можете узнать в единственном в России музее истории соли, расположенном на севере Пермского края в Соликамске. Он был открыт в 80-х годах XX века как филиал Соликамского краеведческого музея на месте бывшего Усть-Боровского солеваренного завода. С 12 января 2012 г. это отдельный музей.

Завод был основан в 1878 г. купцом Александром Рязанцевым на левом берегу реки Камы близ впадения в нее реки Боровой. Купец арендовал у крестьян земли, на которых ничего не росло. При этом он обещал построить на пустыре завод, обеспечить местных жителей рабочими местами, нести расходы на медицинское обслуживание работников и их семей, обязался обучать детей в школе. И он выполнил своё слово. В то время Усть-Боровской солеваренный завод был единственным предприятием, на которое, несмотря на суровые условия труда, стремились попасть местные жители.

Вокруг солеварен Рязанцева возник рабочий посёлок Боровск, который со временем слился с селом Усть-Боровским и сейчас является частью Соликамска. Здесь стали добывать соль, которую называли «Пермянкой», как и всю соль, вываренную на Прикамских соляных промыслах, начиная с XV века.

В музее есть фотография конца XIX века, запечатлевшая соленосов амбара. За спиной у них огромные мешки. Для женщин норма была – 3 пуда, это 48 кг соли. Мужчины таскали по 5–5,5 пудов, что составляло 80–88 кг. «Пермянка» – соль мелкая, она сыпалась на голову, попадала на уши и раздражала кожу. Отмывать ее было некогда, поэтому соль въедалась в уши, отчего они становились красными, воспалялись и шелушились. Когда человек снимал головной убор, становились видны его просоленные уши. Отсюда и пошло «солёное» прозвище, которое распространилось на всех жителей края.

Примерить на себя

У работников завода смена длилась от 8 до 12 часов. Дети начинали трудиться на солеваренном промысле с 11–12 лет и раньше. «Оповещалами», например, нанимали даже 8-летних детей, которые бегали по дворам и пели под окнами работников сользавода молитвы – созывали их на смену. Ребята постарше (12–17 лет) служили ездоками на лошадях. Они беспрерывно гоняли лошадей по кругу, чем приводили в движение конный ворот для стабильной подачи рассола. Такая смена длилась шесть часов. Рассказы о детском труде, да ещё возможность попробовать мешки соли «на вес» обычно производят на подростков больше впечатление.

Особенно внимательно слушают школьники рассказ об ярыжках (подсобных рабочих). Им приходилось смазывать огромную сковороду-цырен, на которой выпаривали соль, ржаным тестом. Площадь такой сковороды – около 400 кв. м. Она состояла из нескольких частей, соединённых между собой клёпками. Чтобы рассол не протёк через щели, нагревающийся цырен очень быстро нужно было промазать ржаным тестом, смешанным со слюной, а не с водой. Благодаря соединению со слюной в тесте образуется крахмал, который помогает законопатить щели. Ярыжки в лаптях заскакивали на сковороду и, пританцовывая от нестерпимого жара, промазывали сковороду тестом.

Подаренные солонки

Усть-Боровской соляной завод действовал до 1972 г. К этому времени предприятие морально и физически устарело. Почти за 100 лет своего существования оно не меняло своей технологии – рассолы поднимали со стометровой глубины, выпаривали в варницах и готовую соль рассыпали по мешкам.

На территории музея все объекты солеваренного промысла сохранились в первозданном виде. Это три варницы, две рассольных башни, два ларя для отстаивания рассола, один амбар для хранения соли, здание конторы завода 1884 г. и изба XIX века. Одну солеваренную цепочку – рассольную башню, варницу, ларь и амбар передали в музей деревянного зодчества, расположенный в деревне Хохловка недалеко от Перми. Но в этой башне нельзя увидеть процесс добычи соли. А Музей истории соли в Усть-Боровой в 2019 г. выиграл грант краевого министерства культуры, благодаря которому с помощью технологии дополненной реальности можно увидеть, как поднимали с большой глубины рассол, из которого потом выпаривали соль.

А ещё рассольные башни строили из брёвен, которые предварительно выдерживали в соляном растворе. Это делалось для того, чтобы древесина не гнила, ведь соль – естественный консервант. И сейчас, несмотря на то, что башни уже давно не работают, на брёвнах, из которых они сложены, выступает соль. Посетители, которым всё хочется узнать на ощупь и на вкус, постоянно пытаются лизнуть и эти брёвна.

В феврале 2005 г. в здании конторы завода случился пожар. Огонь повредил помещения второго этажа и часть мезонина. Уже к лету того же года фасад здания восстановили, но уже без украшений, которые были раньше. В 2014 г. отремонтировали первый этаж конторы завода. Места здесь для экспозиций немного, поэтому организовывают небольшие выставки.

Огромным интересом у посетителей пользуется коллекция солонок. Большая часть её досталась музею в подарок от жительницы Уфы Елены Стрельниковой. В 2018 г. она прислала письмо, в котором рассказала, что всю жизнь собирала ёмкости для хранения соли. Но коллекция так разрослась, что не помещается дома. Сотрудники музея отправились в Уфу и привезли полный багажник легковой машины солонок. Теперь посетители музея присылают свои экспонаты, пополняя коллекцию.

Сотрудники музея в соцсетях разместили просьбу посылать или привозить образцы соли из других стран. Так появилась соль, добытая в Германии, Болгарии, Словении. А гость из Франции, приехавший к своей невесте, проживающей в Пермском крае, привёз соль, собранную на соляных промыслах острова Ре, и маленького плюшевого ослика, которого тоже сейчас выставляют в музее.

Подаренные солонки

Усть-Боровской соляной завод действовал до 1972 г. К этому времени предприятие морально и физически устарело. Почти за 100 лет своего существования оно не меняло своей технологии – рассолы поднимали со стометровой глубины, выпаривали в варницах и готовую соль рассыпали по мешкам. На территории музея все объекты солеваренного промысла сохранились в первозданном виде. Это три варницы, две рассольных башни, два ларя для отстаивания рассола, один амбар для хранения соли, здание конторы завода 1884 г. и изба XIX века. Одну солеваренную цепочку – рассольную башню, варницу, ларь и амбар передали в музей деревянного зодчества, расположенный в деревне Хохловка недалеко от Перми. Но в этой башне нельзя увидеть процесс добычи соли. А Музей истории соли в Усть-Боровой в 2019 г. выиграл грант краевого министерства культуры, благодаря которому с помощью технологии дополненной реальности можно увидеть, как поднимали с большой глубины рассол, из которого потом выпаривали соль.

А ещё рассольные башни стоили из брёвен, которые предварительно выдерживали в соляном растворе. Это делалось для того, чтобы древесина не гнила, ведь соль – естественный консервант. И сейчас, не смотря на то, что башни уже давно не работают, на брёвнах, из которых они сложены, выступает соль. Посетители, которым всё хочется узнать на ощупь и на вкус, постоянно пытаются лизнуть и эти брёвна.

В феврале 2005 г. в здании конторы завода случился пожар. Огонь повредил помещения второго этажа и часть мезонина. Уже к лету того же года фасад здания восстановили, но уже без украшений, которые были раньше. В 2014 г. отремонтировали первый этаж конторы завода. Места здесь для экспозиций немного, поэтому организовывают небольшие выставки. Огромным интересом у посетителей пользуется коллекция солонок. Большая часть её досталась музею в подарок от жительницы Уфы Елены Стрельниковой. В 2018 г. она прислала письмо, в котором рассказала, что всю жизнь собирала ёмкости для хранения соли. Но коллекция так разрослась, что не помещается дома. Сотрудники музея отправились в Уфу и привезли полный багажник легковой машины солонок. Теперь посетители музея присылают свои экспонаты, пополняя коллекцию.

Сотрудники музея в соцсетях разместили просьбу посылать или привозить образцы соли из других стран. Так появилась соль, добытая в Германии, Болгарии, Словении. А гость из Франции, приехавший к своей невесте, проживающей в Пермском крае, привёз соль, собранную на соляных промыслах острова Ре, и маленького плюшевого ослика, которого тоже сейчас выставляют в музее.

Примерить на себя

У работников завода смена длилась от 8 до 12 часов. Дети начинали трудиться на солеваренном промысле с 11–12 лет и раньше. «Оповещалами», например, нанимали даже 8-летних детей, которые бегали по дворам и пели под окнами работников сользавода молитвы – созывали их на смену. Ребята постарше (12–17 лет) служили ездоками на лошадях. Они беспрерывно гоняли лошадей по кругу, чем приводили в движение конный ворот для стабильной подачи рассола. Такая смена длилась шесть часов. Рассказы о детском труде, да ещё возможность попробовать мешки соли «на вес» обычно производят на подростков больше впечатление.

Особенно внимательно слушают школьники рассказ об ярыжках (подсобных рабочих). Им приходилось смазывать огромную сковороду-цырен, на которой выпаривали соль, ржаным тестом. Площадь такой сковороды – около 400 кв. м. Она состояла из нескольких частей, соединённых между собой клёпками. Чтобы рассол не протёк через щели, нагревающийся цырен очень быстро нужно было промазать ржаным тестом, смешанным со слюной, а не с водой. Благодаря соединению со слюной в тесте образуется крахмал, который помогает законопатить щели. Ярыжки в лаптях заскакивали на сковороду и, пританцовывая от нестерпимого жара, промазывали сковороду тестом.

Пермяк – солёные уши

В центре краевой столицы – в Перми – есть скульптурная композиция «Пермяк – солёные уши». Гости Пермского края с удовольствием фотографируются на её фоне. Но мало кто знает, что выражение это родилось на соляных промыслах.

О значении соли и способах её добычи вы можете узнать в единственном в России музее истории соли, расположенном на севере Пермского края в Соликамске. Он был открыт в 80-х годах XX века как филиал Соликамского краеведческого музея на месте бывшего Усть-Боровского солеваренного завода. С 12 января 2012 г. это отдельный музей.

Завод был основан в 1878 г. купцом Александром Рязанцевым на левом берегу реки Камы близ впадения в нее реки Боровой. Купец арендовал у крестьян земли, на которых ничего не росло. При этом он обещал построить на пустыре завод, обеспечить местных жителей рабочими местами, нести расходы на медицинское обслуживание работников и их семей, обязался обучать детей в школе. И он выполнил своё слово. В то время Усть-Боровской солеваренный завод был единственным предприятием, на которое, несмотря на суровые условия труда, стремились попасть местные жители.

Вокруг солеварен Рязанцева возник рабочий посёлок Боровск, который со временем слился с селом Усть-Боровским и сейчас является частью Соликамска. Здесь стали добывать соль, которую называли «Пермянкой», как и всю соль, вываренную на Прикамских соляных промыслах, начиная с XV века.

В музее есть фотография конца XIX века, запечатлевшая соленосов у амбара. За спиной у них огромные мешки. Для женщин норма была – 3 пуда, это 48 кг соли. Мужчины таскали по 5–5,5 пудов, что составляло 80–88 кг. «Пермянка» – соль мелкая, она сыпалась на голову, попадала на уши и раздражала кожу. Отмывать ее было некогда, поэтому соль въедалась в уши, отчего они становились красными, воспалялись и шелушились. Когда человек снимал головной убор, становились видны его просоленные уши. Отсюда и пошло «солёное» прозвище, которое распространилось на всех жителей края.

Примерить на себя

У работников завода смена длилась от 8 до 12 часов. Дети начинали трудиться на солеваренном промысле с 11–12 лет и раньше. «Оповещалами», например, нанимали даже 8-летних детей, которые бегали по дворам и пели под окнами работников сользавода молитвы – созывали их на смену. Ребята постарше (12–17 лет) служили ездоками на лошадях. Они беспрерывно гоняли лошадей по кругу, чем приводили в движение конный ворот для стабильной подачи рассола. Такая смена длилась шесть часов. Рассказы о детском труде, да ещё возможность попробовать мешки соли «на вес» обычно производят на подростков больше впечатление.

Особенно внимательно слушают школьники рассказ об ярыжках (подсобных рабочих). Им приходилось смазывать огромную сковороду-цырен, на которой выпаривали соль, ржаным тестом. Площадь такой сковороды – около 400 кв. м. Она состояла из нескольких частей, соединённых между собой клёпками. Чтобы рассол не протёк через щели, нагревающийся цырен очень быстро нужно было промазать ржаным тестом, смешанным со слюной, а не с водой. Благодаря соединению со слюной в тесте образуется крахмал, который помогает законопатить щели. Ярыжки в лаптях заскакивали на сковороду и, пританцовывая от нестерпимого жара, промазывали сковороду тестом.

От поваренной соли – к калийной

На старинной фотографии, выставленной в музее, рядом с соленосами запечатлён весовщик Павел Степанович Рязанцев – отец первооткрывателя соликамского калия Николая Павловича Рязанцева. Отец и сын работали вместе. Но затем Николай закончил Кунгурское техническое училище и устроился на Троицкий солеваренный завод техником.

В 1906 году руководство дало ему задание – пробурить новую скважину и определить, как залегают соляные пласты. Промышленники искали более дешёвый способ добычи соли. При бурении Николай Рязанцев наткнулся на пласт калийной соли. Это открытие стало настоящей промышленной революцией в стране. Сейчас в музее истории соли хранятся керны каменной соли, сильвинита и карналлита времён начала строительства Соликамского калийного комбината.  

Рассказывая о музее истории соли, нельзя не упомянуть о его создателях. Первым директором, когда экспозиции, связанные с местным солеварением, были ещё в составе городского краеведческого музея, был Эвальд Везнер. Тогда на территории музея находилось только несколько объектов, оставшихся от бывшего Усть-Боровского завода. Остальные остались за забором. Их разрушало время, непогода, часть из них разобрали вандалы.

Беспокоясь о сохранности исторических ценностей, Эвальд Губертович поднял эту тему в 1986 г. на Всесоюзной конференции «Соль и освоение края», проходившей на бывшем сользаводе. Тогда и приняли решение о создании музея истории соли. Эвальду Везнеру удалось организовать местных школьников и студентов на субботники по благоустройству территории, уходу за объектами.

Будущий музей создавали всем миром. Но в 90-е эти работы остановили. Затем последовала череда пожаров, в которых многие деревянные здания пострадали. Более 10 лет музей находился в забвении.

В 2013 г. к руководству музеем пришла Юлия Сырчикова, которая руководит им и по сей день. Ей удалось создать команду единомышленников, которая не жалеет сил и времени для развития культурного объекта. В 2015 г. Юлия Александровна выиграла первый грант от фонда Владимира Потанина. Благодаря этому у музея появился сайт.

Всего с 2013 г. она написала, выиграла и с помощью команды реализовала 22 гранта – городских, краевых и российских. Благодаря её инициативе и усилиям всего коллектива о музее истории соли в Соликамске знают не только в Пермском крае, но и далеко за его пределами. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: