Перенос Ослянской пристани
Со временем вариант отправки кушвинского железа по Чусовой стал более важным, чем его доставка в Кунгур. В 1744 году заработала Илимская пильная мельница. Казённую Ослянскую пристань в том же году перенесли ниже и расположили на правом берегу Чусовой. Впоследствии рядом расположилась заводская Ушковская пристань.
Ослянскую пристань в 1744 году перенесли ниже, на правый берег Чусовой.Автор — Елена Вяткина.
1744 год — год основания деревни Ослянская Пристань. Он указан в путеводителе-лоции «Река Чусовая», изданном под редакцией Евгения Тамплона в 2010 г.
В «Энциклопедии Свердловской области» Николая Рундквиста в качестве времени основания деревни-пристани приводится 1775 год, что считаю ошибочным.
Железо Кушвинских заводов, прибывшее по Гороблагодатскому тракту, грузили в илимские барки. Автор — Дмитрий Латышев.
Железо Кушвинских заводов, прибывшее по Гороблагодатскому тракту, требовалось грузить в готовые илимские барки с правого берега Чусовой. Вряд ли потребовалось целых тридцать лет, чтобы догадаться о переносе Ослянской Пристани! Первоначальное её расположение на левом берегу Чусовой напротив Кровяного берега было рассчитано на доставку грузов до Кунгура.
Корни деревьев удерживали осыпающийся берег, помнивший времена караванного вала. Автор — Дмитрий Латышев.
Ещё одним доказательством, что Ослянская Пристань на правом берегу Чусовой возникла задолго до 1775 года, является журнал управителя Кушвинского завода, гитенфервальтера Н. Бахорева. Вместе с караванным управителем прапорщиком Н. Дириным он руководил особым караваном 1753 года. Тогда по реке Чусовой вместе с заводским железом сплавили более десяти тысяч дорогих мраморных плиток «для выполнения ответственнейшего задания от императрицы».
28 апреля 1753 года сплавщики «по полуночи в 6-ом часу из деревни Сулемской отправились в путь» и прибыли на Ослянскую пристань.Автор — Дмитрий Латышев.
К.А. Уланов изучил журнал Бахорева в Госархиве Свердловской области. Вот что он пишет: «28 апреля 1753 года сплавщики «по полуночи в 6-ом часу из деревни Сулемской отправились в путь» и прибыли на Ослянскую пристань. Илимские, курьинские, уткинские 37 коломенок прибыли на пристань 26 апреля, забрали весь груз, но отплыть смогли только «по убытии в реке Чусовой воды» 28 апреля.
За Нижним мысом мы обогнули остров, лодка пошла вдоль Верхней Ослянки.Автор — Дмитрий Латышев.
Оставшиеся 12 коломенок «проплыли 27 числа мимо, за тем, что уже на той пристани тягости не осталось». Два однолетних судна миновали Ослянскую пристань 25 апреля. 29 апреля операция закончилась – «по полуночи в 5-ом часу, с Ослянской пристани на казенной коломенке караванный управитель прапорщик Дирин отправился в путь благополучно».
Бахорев и его команда в апреле 1753 года верхом на лошадях отправились с Ослянской пристани на Кушвинский завод. Автор — Дмитрий Латышев.
Бахорев и его команда в 6 часов утра верхом на лошадях отправились с Ослянской пристани на Кушвинский завод, «худою дорогою того дня доехали только до деревни Луковки, где за дождем и поздним временем ночевали».
30 апреля в 5 часов утра выехали из Луковки. «За великим разливом в речках воды» смогли добраться только до деревни Серебряной и заночевать».
Ещё в 1753 году на месте нынешней Верхней Ослянки было поселение с избами и конным двором, от которого «худая дорога» вела на Кушвинский завод.Автор — Дмитрий Латышев.
Таким образом, ещё в 1753 году на месте нынешней Верхней Ослянки было поселение с избами и конным двором, от которого «худая дорога» вела на Кушвинский завод. Полагаю, что в 2019 году деревне Ослянская Пристань (ныне Верхняя Ослянка) исполнилось 275 лет! Мои поздравления всем ослянцам!
Полагаю, что в 2019 году деревне Ослянская Пристань (Верхняя Ослянка) исполнилось 275 лет! Автор — Дмитрий Латышев.
Соборная гора
Соборная гора, или гора Свободы, — одно из красивейших мест Плеса, которое облюбовали художники. На каждом шагу здесь пишут картины. На горе высотой 54 м находится самая известная смотровая площадка города с панорамными видами на его окрестности и прекрасную Волгу.
В 12 веке на Соборной горе построили первую оборонительную крепость, с которой Плес начал свое существование. К сожалению, крепость не сохранилась — сегодня туристы могут увидеть здесь лишь остатки вала. Еще на горе есть старейшее сохранившееся здание города — Успенский собор — и памятник Василию I, при котором его возвели.
Рыбалка на плесе
Плес – отличное место для ловли рыбы. Рыбалка на плесе позволяет варьировать ловлю по глубине и скорости течения: чем ближе к крутому берегу, тем глубже и быстрее. Часто на плесах у донных обрывов ловят самую крупную рыбу. Ловить можно и на спиннинг, и на дорожку, и на традиционный поплавок. Любителям зимней рыбалки плес также будет в тему. Зимой плес раньше других участков реки покроется надежным льдом. Глубокие плесы – излюбленное место зимовки рыбы.
Стабильное течение создает благоприятный кислородный режим для рыбы. Поэтому на плесах ловится и судак и щука, лещ и сом. Крупные плесы обладают разнообразным рельефом дна – ямы и углубления, коряжники и подводные гривы.
Например, Волжский плес Рыбинского водохранилища отличается большими размерами. Он образован затопленной поймами рек Волги, Сутки, Ильд. Плес отличается изрезанной береговой линией и наличием островов (Радовский, Зеленый, Трясьё, Шумаровский). По старым руслам в плесе присутствует сильное течение.
Калашная улица
Это старейшая улица в Плесе. Она маленькая, но пройти мимо сложно: там есть большая вывеска. Улица находится прямо напротив Торговой площади.
В 17—18 веках на Калашной располагались амбары, склады и купеческие лавки, питейные дома и трактиры. В наши дни на улице — большая красивая ярмарка с деревянными рядами. С прилавков продают сувениры из Костромы и Плеса, картины, обереги, льняные изделия, игрушки, расписанную посуду и другие предметы. Большую часть изделий изготавливают вручную местные мастера.
Калашная улица — одна из основных достопримечательностей города. Фото: NsdPower / Shutterstock
Дом Яблонского
Звезда Коноваловки оказалась с позолотой. Стройка буксовала. Яблонский перевалил текущие дела по строительству завода на инженера Д.С. Вяткина. Помощник Осипа Самойловича, наоборот, в инженерном деле понимал больше, чем в светских аферах.
Мы бродили по каютам и залам этого «Титаника», разглядывая камни фундаментов дома Яблонского и провалившиеся подвалы. Автор — Михаил Латышев
Коноваловскому заводу не суждено было заработать в полную силу и он, как «Титаник», ушёл в историю, растворился в глубинах чусовского леса.
Мы бродили по каютам и залам этого «Титаника», разглядывая камни фундаментов дома Яблонского и провалившиеся подвалы.
Дом О.С. Яблонского был с большим подземельем. Сейчас оно затоплено.Автор — Михаил Латышев
Дом был с большим подземельем. Сейчас оно затоплено мутной водой, в которой плавают бутылки из-под водки, брошенные местными «искателями». Фундаменты давали представление о размахе двухэтажного дворца.
Фундаменты давали представление о размахе двухэтажного дворца.Автор — Михаил Латышев
Вечером у нашей стоянки появился на лодке пожилой рыбак Александр, уроженец деревни Чизмы. Он рассказал нам, что ещё в детстве бывал в Коноваловке. Малышом его когда-то заманил в лодку дед с помощью кулька конфет и отвёз сюда, к бабке — внука показать.
Александру, уроженцу Чизмы, дед рассказывал, что дом Яблонского был «о пятидесяти углах», весьма сложной архитектуры. И что дом этот разобрали и сплавили до Чусового – а вот обратно собрать никто не смог!Автор — Михаил Латышев
«Видишь, я до сих пор из лодки не вылезаю», — сказал он мне. Александру его дед рассказывал, что дом Яблонского был «о пятидесяти углах», сложной архитектуры. И что дом этот разобрали и сплавили до Чусового – а вот обратно собрать никто не смог! Интересно, как выглядел этот замок-призрак?
Обратимся снова за помощью к Шатрабаеву:
«Не потому ли душа у Вяткина отдыхала, когда за рояль садилась Зинаида Яблонская, и эта ярко освещенная гостиная с голубыми обоями и лакированным полом, с люстрой посреди потолка и ажурными зеркалами между большими окнами, выходящими на белесую гладь замерзшего Чусовского плеса, отогревали от будничных передряг неожиданно устроенной в «медвежьем углу» стройки».
«Не потому ли душа у Вяткина отдыхала, когда за рояль садилась Зинаида Яблонская…» Автор — Михаил Латышев
«Иные чувства испытывал инженер Вяткин, когда бывал у Яблонского в домашнем кабинете, который одновременно был приёмной для местных чиновников. Здесь посреди комнаты находился широкий и длинный коричневый стол, а на нём, словно царская корона над цветными головными уборами, возвышался большой самовар, возле которого теснились чайные приборы и ваза с фруктами; на окнах висели полуоткрытые темно-малиновые портьеры. От такой же сумрачной мебели, дивана и кресел комната казалась маленькой и стесняющей не только движения, но и мысли постороннего человека».
«Посреди комнаты находился длинный коричневый стол, а на нём возвышался большой самовар… на окнах висели полуоткрытые темно-малиновые портьеры».Автор — Михаил Латышев
«Кроме гувернантки, скромной, но расторопной девушки с аккуратно уложенной на затылке с помощью невидимых шпилек тяжелой светлой косой, в доме служили муж с женой — повара, дворник с пожилой матушкой и садовник, в ведении которого была вся дворовая живность, в том числе требующая особого внимания свора борзых».
За руинами дома Яблонского я нашёл, что искал. Остался кое-где след от дороги, ведущей в сторону Коноваловского депо. Ну не пешком же Осип Самойлыч изволили в депо являться!
Остался кое-где след от дороги, ведущей в сторону Коноваловского депо.Автор — Михаил Латышев
А перед домом действительно, светло так, и священная Чуоси видна, как на ладони. Словно ты у окон, «выходящих на белёсую гладь Чусовского плеса».
Солнышко садится в небесах голубыми обоями, а ты выходишь на пригорок к бережку – и слышится музыка с террасы. Прекрасная дама в строгом платье играет на рояле вальсы Штрауса…
Не осталось ни дорожек, ни яблоневых садов, ни павлинов. Только старая скамеечка со столиком виднеется в траве – посидеть, подумать о судьбах людей.
Не осталось ни дорожек, ни яблоневых садов, ни павлинов. Только старая скамеечка со столиком виднеется в траве. Автор — Михаил Латышев
Я смотрел на пышный ковёр лугового разнотравья, застилавший коноваловские улочки-линии. Чусовая мерцала вдали, скрытая огромными мохнатыми лапами разросшихся пихт.
Не верилось, что путейцы и служащие, сумевшие покорить тайгу, истинные строители нового, вдруг оказались здесь в мясорубке.
Корни исседонов
Полагаю, что первично название Осляна. Так называется деревня на берегу Ласьвы в Краснокамском районе Пермского края. На её месте находились древние селища Осляны V–VI веков нашей эры. Они имеют тонкий культурный слой из-за масштабных переселений в южно-таёжном Прикамье, происходивших в I-ом тысячелетии. Река Ласьва — правый приток Камы. Её коми название означает «река по низинному ровному лугу» (А.С. Кривощёкова-Гантман). Рядом находится село Мысы.
Село Верхняя Ослянка стоит на правом берегу Чусовой. Интересно, что поблизости были деревни с именами Верхние и Нижние Мысы, располагавшиеся на низинном лугу левобережья.
Село Верхняя Ослянка стоит на правом берегу Чусовой.Автор — Дмитрий Латышев
Так же татарское село Югары Ослан (Верхний Услон) расположено на обрывистом мысу правого берега Волги. В X–XII веках на Чусовой стояли касабы Великой Булгарии. И всё же первыми хозяевами Реки Теснин были предки коми.
Слово Ос-Ляна разобьём на части и поищем его корни в финно-угорских языках.
Что означает корень ОС ?
Геродот описал древнее племя исседон, которое в исторических документах позже упоминалось как «ису», в арабской транскрипции – «вису». На территории былой страны Вису этот корень до сих пор сохранился у северных коми в виде «йос», в значении «народ».
Народ «йос», «ису» обитал, в основном, по рекам Сысоле, Выми, Каме и Вятке. Исседоны не спускались южнее Ижевска и не проникали севернее Ижмы (по Н.Я. Марру).
Предположительно, на Каме, Вятке, Белой, Чусовой обитали их соседи – тиссагеты, восточнее – йирки, охотники на лесных зверей.
Позже часть исседон переселилась к жителям Ижмы, Печоры и Верхней Вычегды, где в названиях рек проявилось племенное «вису». Левый приток Сысолы носит название Визин (Вис-дин). В.И. Лыткин обнаружил корень «вис» в имени рек Вишера, притоков Вычегды, Камы и Колвы (Вишерка), которые коми зовут Висьöр (коми, удм. öр — «русло, ложе реки»).
Ивдельская река Ушма, приток Лозьвы, раньше носила имя Висум! Левые притоки Камы и Выми (бассейн Северной Двины) называются одинаково – Весляна, причём в местных диалектах – Вис-Ляна.
Что означает ЛЯНА?
Это могло быть древнее финско-балтийское слово lama, означающее «узкая длинная долина». В I тысячелетии финно-угорские племена назвали Ламой реку на территории нынешнего Подмосковья. Волок Ламский упоминается в суздальской летописи от 1178 года.
Тогда Осляна = Йос-Лама означает поселение людей в узкой длинной долине реки, возможно, на пути к волоку.
Осляна – Йос-Лама может означать поселение в узкой длинной долине реки.Автор — Дмитрий Латышев
На этом можно было исследование и закончить. Однако нужно учесть общепризнанную версию от слова «оселок». К тому же не возбраняется сочинить ещё дюжину других.
Начнём с того, что Ляна изначально могло быть словом Лямпа.
Каким образом?
Рассматривая прапермский корень lun (lump) со значениями «день / юг«, В.В. Напольских показал, что «переход (ассимиляция) *-np- > *-mp- вполне естественен и мог иметь место уже в прапермском или древнеудмуртском». То есть происходила замена звукосочетаний в названиях от «мп» к «н». Таким образом, название Ос-Ляна могло появиться из Ос-Лямпа при ассимиляции. Слово «лямпа» на коми-пермяцком языке издавна означает охотничью лыжу-голицу.
Получается, что Ос-Ляна = Йос-Лямпа – это такой «лыжный народ»? А как ещё передвигаться по заметённому глубоким снегом «низинному ровному лугу»? Вис-Ляна = Вис-Лямпа. Коми – народ охотников, именно среди них появились Люди-Лыжники.
Набережная Плеса
Набережную построили по указу Екатерины II. Специальная комиссия занималась планировкой зданий, из которых строили только те, что одобряла сама императрица. Многие дома 18—19 веков сохранились до наших дней. В основном это купеческие усадьбы: например, Дом с мезонином, усадьба купца Громова, усадьба купца Новожилова.
Набережная протянулась вдоль реки на 1,5 км по улице Советской. Она выглядит красиво и ухоженно. Неудивительно, что это одно из самых посещаемых туристами мест города: здесь есть старинная архитектура, интересные скульптуры, речной вокзал и деревянные причалы с многочисленными лодками и катерами. Отсюда открываются потрясающие виды на Волгу.
По набережной Плеса приятно ходить. Когда я гуляла здесь, людей почти не было
Вдоль реки много причалов для лодок и катеров местных жителей
На набережной стоит заглянуть в магазины и закусочные, в которых продают вкусную копченую рыбу и углы — полуоткрытые пирожки с начинкой из копченого леща. Местные жители называют их традиционным блюдом Плеса. Одно из самых популярных мест, чтобы попробовать углы, — закусочная «Рыбный угол». Там пирожок стоит около 130 Р.
Еще на набережной есть «Дачница» — скульптура девушки из 19 века. В легком платье и шляпке, она сидит на лавочке и любуется пейзажем через мольберт.
Рядом со скульптурой «Дачница» часто фотографируются туристы
Недалеко от скульптуры находится лавочка в тени — то что нужно для отдыха
Как добраться
На машине. Мы с родителями ехали в Плес на автомобиле из Калуги через Москву. Из нее добраться до Плеса можно по Горьковскому или Ярославскому шоссе. Расстояние от Мкада в первом случае — 350 км, во втором — 380. Дорога займет около 6 часов.
С конца весны и до начала осени в выходные и праздничные дни въезд в Плес на личных автомобилях разрешен только тем, кто живет, работает в городе или забронировал там гостиницу. Это связано с высокой туристической загруженностью Плеса.
На границе города находится оборудованная парковка, где можно оставить машину. В 2020 году место стоило 200 Р в сутки. В конце 2022, судя по отзывам на «Яндекс-картах», — 150 Р. Отсюда до центра идет микроавтобус, который оснащен табличкой с логотипом города — зелено-голубым сердцем. Проезд на нем бесплатный при предъявлении квитанции об оплате парковки. Автобус курсирует с 10:00 до 22:00, но более точного расписания я не нашла.
До исторической части города можно дойти и пешком за 15—20 минут: Соборная гора, где начинается наш маршрут, находится всего в 1,3 км от парковки. Когда туристов немного, разрешают доехать до центра на своем автомобиле.
На автобусе. В 2021 году до автостанции Плеса из Москвы с Центрального автовокзала ежедневно в 18:00 отправлялся автобус. Время в пути — 7 часов, билет стоил от 850 Р. В феврале 2023 такого рейса нет.
На поезде. В Плесе нет собственного железнодорожного вокзала, но можно добраться до Иванова, а там пересесть на автобус или заказать такси. Из Москвы до Иванова ходит скоростной поезд «Ласточка». Он отправляется с Курского и Восточного вокзалов несколько раз в день. Время в пути — меньше 4 часов, билет стоит от 750 Р.
Ночной поезд до Иванова ходит ежедневно с Ярославского вокзала. Дорога занимает почти 7 часов, билет в плацкарт или купе стоит от 950 Р. Подробности — в «Яндекс-расписаниях».
Каждый день из Иванова до автостанции Плеса отправляется несколько автобусных рейсов. Ехать примерно 1,5 часа, билет стоит от 245 Р. Такси обойдется примерно в 2300 Р. Рейтинг лучших служб такси Иванова и их телефоны есть на сайте reiting-taksi.ru. В городе работает приложение «Яндекс-гоу».
На теплоходе. Круиз по Волге на теплоходе — самый долгий и дорогой, но в то же время самый интересный способ попасть в город. Теплоходы с остановкой в Плесе ходят по разным маршрутам из Москвы и Санкт-Петербурга. Например, место в каюте на теплоходе, который летом 2023 года отправится в недельный круиз из Москвы с посещением нескольких городов, обойдется минимум в 45 000 Р.
Религиозная принадлежность
Большинство чувашей исповедуют православие, второй по значению религией является мусульманство. Тем не менее, традиционные верования имеют большое влияние на формирование мировоззрения. Исходя из чувашской мифологии, существует три мира: верхний, средний и нижний. Верхний мир — обиталище верховного божества, здесь же находятся непорочные души и души нерожденных младенцев. Средний мир — мир людей. После смерти душа праведника переходит сначала на радугу, а потом в верхний мир. Грешники низвергаются с в нижний мир, где варятся души нечестивцев. Земля, согласно чувашским мифам, квадратная и чуваши живут в самом её центре. «Священное дерево» поддерживает небосвод посередине, в то время как по углам земного квадрата он покоится на золотом, серебряном, медном, а также каменном столбах. Вокруг земли — океан, волны которого постоянно разрушают сушу. Когда разрушение достигнет территории чувашей, наступит конец света. Популярны были также анимизм (вера в одушевлённость природы) и поклонение духам предков.
Чувашский национальный костюм отличается обилием декоративных элементов. Чуваши мужчины носят рубаху из холста, штаны и головной убор, в холодное время года добавляются кафтан и овечья шуба. На ногах, в зависимости от сезона, валенки, сапоги или лапти. Чуваши женщины надевают рубашки с нагрудными медальонами, широкие татарские штаны, фартук с нагрудником. Особое значение имеют женские головные уборы: тухья для незамужних девушек и хушпу — показатель замужнего статуса. Они щедро расшиваются бисером и монетами. Вся одежда декорируется вышивкой, служащей не только украшением наряда, но и носителем сакральной информации о сотворении мира, символически изображая дерево жизни, восьмиконечные звезды и цветы. В каждой этнографической группе свои любимые цвета. Так, южане всегда отдавали предпочтение ярким оттенкам, а на северо-западные любят светлые ткани, мужчины чуваши низовых и средненизовых групп традиционно носят онучи белого цвета, а представители верховых групп предпочитают черные.
Пища
В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.
Еще одно традиционное блюдо — хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан — так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.
Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.
Самобытная культура
От чувашской культуры осталось множество песен и сказок, элементов фольклора. У народа было принято на праздниках играть на инструментах: пузыре, гуслях, барабанах. Впоследствии появились скрипка и гармонь, стали сочинять новые застольные песни. Издавна существовали разные предания, которые отчасти были связаны с верованиями народа. Перед присоединением территорий Чувашии к России население было языческим. Верили в разные божества, одухотворяли природные явления и объекты. В определенное время совершали жертвоприношения, в знак благодарности или ради хорошего урожая. Главным среди прочих божеств считали бога Неба — Тура (иначе — Тора). Чуваши глубоко чтили память о предках. Строго соблюдали обряды поминовения. На могилах, обычно, устанавливали столбы из деревьев определенной породы. Для умерших женщин ставили липы, а для мужчин — дубы. Впоследствии большая часть населения приняла православную веру. Многие обычаи изменились, некоторые со временем были утрачены или забыты.
Богатыри-лыжники. Йиркап и Пера
Герои эпоса коми богатыри Пера и Йиркап – лыжники. Найденная в Коми «первая лыжа» могла служить в ритуалах, посвящённых великану-охотнику Йиркапу. По легенде, однажды великан увидел на берегу озера Синдор драку водяного Васы и лешего Ворсы. Васа побеждал Ворсу, так как был в своей стихии. Тогда Йиркап пришёл на помощь лешему, выстрелив в водяного из лука.
В благодарность за спасение леший посоветовал найти в лесу «своё дерево» — Ас Пу. Йиркап отыскал Ас Пу — собака три года, не переставая, лаяла на сосну! Ударил охотник её топором — из ствола засочилась кровь. Тогда он сделал из неё лыжи.
Как тут не вспомнить красные сосны у Кровяного Берега близ Ослянки. Может быть, Ляна – это Лямпа из той сосны? На языке коми сосна с красниной означает лянӧда пожӧм (лянӧд – краснина в дереве).
Богатырь Йиркап летит на чудесных лыжах. Автор — Елена Стрельченя
По преданиям, великий охотник Йиркап летал на чудесных лыжах необыкновенной скорости. «Сделал лыжи — они сами идут. Как шапку положит на них, они стоят, шапку взял — помчались лыжи, как стрела». Печь не протопилась, и хлеб ещё не остыл, а великан успевал слетать на угодья за триста вёрст туда и обратно от села.
Погоня Йиркапа за Голубым Оленем. Автор — А.В. Мошев
У древнейшей лыжи из торфяника Вис I загнутый конец венчает искусная лосиная голова. Древний охотник, вырезавший её, считал, что тем самым он магически придаст лыжам невероятную скорость бегущего по тайге лося. Чем не волшебная лыжа Йиркапа! Да и с таким коньком-тормозом можно было брать самые крутые склоны.
Другой лыжник-богатырь, Пера родился от брака Кудым Оша с дочерью вогульского вождя Мань-Ньяыссу. Пера добыл коми-пермякам огонь, он научил их «ковать и кричить железо, вооружил дружины других вождей, объединил их в могучее войско, отогнал врагов от великих рек и оковал железными скобами тыны пермяцких городищ».
«И все поклонились Пера-богатырю: скоты и кони, зверьё в лесах, рыбы в водах, птицы запели стройно, леса шумели…
«И все поклонились Пера-богатырю: скоты и кони, зверьё в лесах, рыбы в водах, птицы запели стройно, леса шумели, каждое дерево само по себе, сосна да ель, кедр да пихта, осина да береза. Пера стоял нагой, как могучий кедр, навечный юноша, бело-златовласый, и солнце уже вливало золото своё в его тело».
В древней парме лыжи-лямпы несли охотникам жизнь и смерть. «Если идёшь на медведя — готовь мягкую постель, если идёшь на лося — готовь гроб и могилу», — говорили коми.
«Если идёшь на медведя — готовь мягкую постель, если идёшь на лося — готовь гроб и могилу», — говорили коми.
Лыжами мерилось всё. Лыжа символизирует крыло птицы, которая для коми является национальным символом. В полёте Йиркап мог догнать любого зверя, даже чудесного Голубого оленя!
Погоня за Голубым Оленем. Автор — В.Г. Игнатов
Млечный путь светится в ночном небе россыпью звёзд. Эту россыпь древние коми называли Лямпа туй — Лыжный след!
У меня из головы никак не шла «лиловая лыжа» Ослянского Камня. Могли ли древние коми видеть «лыжи» не только в небе, но в горах и реках?
Предыдущие рассказы серии «Потусторонний Кын»:
1. Первое утро
2. Ящеры на Гребешках
3. По Долгому Лугу до бойца Стенового
4. Мултык — Лесной Старик
5. От Востряка на Бабенский плёс
6. Низовские Бабенки
7. Пристань у Кровяного Берега
8. Верхняя Ослянка
Дом-музей Исаака Левитана
Дом-музей расположен в купеческом особняке Солодовникова на набережной. Там в 1888—1889 годах художник жил и творил вместе со своими друзьями — Софьей Кувшинниковой и Алексеем Степановым.
За время проживания в Плесе восхищенный его пейзажами Левитан создал 23 полотна и две сотни эскизов. Именно здесь он написал известные картины: «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Березовая роща».
Экспозиция музея представлена в трех залах. В первом можно узнать краткую биографию художника. Фотографии подробно описывают его жизнь в Плесе. В отдельной витрине выставлены личные вещи Левитана, подаренные ему родственниками: палитра, коробочка для марок, наконечник трости и мастихин — инструмент, использующийся в масляной живописи.
Во втором зале — выставка картин Левитана и его друзей и другие личные вещи автора. Третий зал расположен на втором этаже дома, в мезонине. Там находятся мемориальные комнаты художника и его друзей — туристы могут увидеть обстановку 19 века.
Дом-музей Левитана работает с 10:00 до 17:00 в зимнее время и с 10:00 до 18:00 — в летнее. Понедельник — выходной. Стоимость билета для взрослого — 200 Р. Вход для студентов и школьников — 120 Р.
Так выглядит дом-музей со стороны набережной. Фото: Ivan Varyukhin / Shutterstock
Плес и затон: в чем разница?
Плес и затон являются разными частями водной системы. Однако они имеют различия в своем происхождении, внешнем виде и роли в экосистеме.
Затон (заводь) – это участок реки без течения, отгороженный косой или иным препятствием от основного русла. Часто затоны формируются из старицы реки. Затоны обычно являются неглубокими водоемами с медленным течением, которое обусловлено перепадам уровней в основном русле. На затонах можно встретить флору и фауну как и на основной реке, но они являются более чувствительными к изменениям в окружающей среде.
Затоны могут сооружаться искусственно с помощью возведения дамб. Такие затоны служат бухтами для лодочных станций и защищают суда от ледохода и штормов.
Плесы, с другой стороны, образуются в результате наличия препятствий, таких как камни или деревья, сужение русла, перекаты, которые мешают потоку воды. Плесы имеют более быстрое течение, чем затоны, и могут быть очень глубокими. Также на плесах можно найти разные виды рыб и других водных организмов, которые адаптировались к условиям быстрого течения.
Плес нередко образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интенсивно размывается дно.