Традиции народов Урала
Урал — многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.
Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться — препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.
Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.
Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал — это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:
Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.
Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.
Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.
Каслинское литье из моей коллекции
Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:
Слайд 8МарийцыМарийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня
же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.Часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО. После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием. Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений. С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам. Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.
Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога.Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева. Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Башкиры
Башкиры – тюркский народ Южного Урала, проживающий на территориях Республики Башкортостан и Челябинской области.
Долгое время башкиры были кочевниками, и только к XIX веку стали оседать. Основными занятиями стали земледелие, животноводство и бортничество.
Коренные народы Урала: башкиры
Здесь любят кумыс, айран, конскую колбасу и всеми любимый чак-чак с ароматным башкирским медом. Едят здесь много, угощают щедро, встречают гостей радушно, а праздники отмечают пышно и громко.
В России проживает около 1,5 млн башкир, из которых 1,2 млн – в Республике Башкортостан.
Путешествуете по Уралу? Мы подготовили для вас интересную статью об уральских сувенирах и о том, где можно их раздобыть!
Необычный праздник
Туристам, которые хотят воочию понаблюдать интересные обычаи и ритуалы, стоит приехать на Урал ближе к Змеиному празднику. Его празднуют 25 сентября. Корни этого обычая уходят ещё в язычество, хотя позже он трансформировался в христианский Артамонов день.
В это время на Урале обычно уже прохладно, поэтому змеиный царь выходит из глубины земли, созывает всех своих подданных, чтобы увести с собой в недра на всю зиму до следующей весны. Был один важный момент: местные на Змеиный праздник могли подсмотреть, где группируются эти змеи, потому что вход в подземное царство у них расположен в тех местах, где есть большие самородки. Если разработать там прииск, можно быстро стать очень богатым.
Народы Урала и их традиции
Урал — многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.
Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться — препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.
Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.
Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал — это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:
Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.
Уральские самоцветы
Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.
Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции — это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.
Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.
Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.
Каслинское литье из моей коллекции
Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:
Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала — думаю, объяснять ничего не надо.
Но вот про следующую фамилию — хочется подробней. Строгановы — род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века — баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки
И даже — внимание! — в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.
Народы Урала и русские
В это же время, в IX-XII веках, на западе от Урала появились несколько государств, самыми известными из которых были Киевская Русь и Волжская Булгария. Эти государства (а также возникшие после распада Киевской Руси отдельные княжества) поддерживали весьма тесные торговые отношения с народами Урала, а некоторые земли даже оказались в их подчинении. Известно, что под властью Волжской Булгарии находились народы, жившие в нижнем и среднем течении Камы. Народы Северного Предуралья (территория нынешней республики Коми) платили дань Новгороду. В XII — начале XIII века между русскими княжествами даже началось соперничество за Урал.
Однако вскоре случилось опустошившее Русь нашествие монголо-татар. В их подчинении оказались и многие народы Южного Урала. По этой причине движение русских на восток было приостановлено почти на полтора века.
Со временем государство монголов (Золотая Орда) стало слабеть. К северу от него вокруг Москвы формировалось и набирало силу новое государство, впоследствии ставшее Россией. После снятия татаро-монгольского ига в 1480 году и после победы над одним из главных соперников за собирание русских земель — Новгородским княжеством, — Московская Русь стала быстро расширяться в направлении Урала и Сибири.
В конце XV века в состав России окончательно вошла территория, носившая название «Пермь Великая» и расположенная в верховьях Камы и Вычегды (сейчас там находится Пермский край). Первые города русских на Урале появились ещё почти за век до этого: Анфалов городок (1409 год), Усолье Камское (ныне Соликамск — 1430 год).
Освоение Перми проходило не без сопротивления со стороны соседних воинственных народов, например, сибирских татар. Для защиты от врагов на Руси издавна возводили укрепления — кремли. Урал не стал исключением. Первый кремль на Урале был построен в 1535 году в городе Чердынь.
Спустя два десятилетия к России была присоединена Башкирия. Как следует, были построены русские укрепления (первым стала крепость Уфа, основанная в 1574 году; ныне столица республики Башкортостан).
Как и при освоении многих других территорий, значительную роль в деле присоединения Урала к России сыграли купцы и религиозные деятели. Стефан Пермский, ставший впоследствии епископом Перми Вычегдской (так называли территорию, расположенную к северо-западу от Перми Великой), был миссионером и, по некоторым сведениям, однажды бывал на Урале, где крестил многих язычников. Среди купцов наиболее известны Строгановы (XVI век), которым во владение была отдана довольно большая территория вдоль Камы. Они поддерживали торговые связи со многими народами Зауралья, их деятельность способствовала развитию промышленности и культуры.
С именем Строгановых связано ещё одно важное событие в истории Урала — поход Ермака
Рывок в Сибирь
По мнению большинства историков, важным событием, едва ли не прорывом в Средний Урал и Сибирь стал поход Ермака (1582-1585 годы)
Это так, но важно отметить, что народы Сибири ещё в начале XVI века платили дань России (то есть находились в зависимости от неё), но потом отказались. Именно этот отказ, а также участившиеся нападения на русские владения в Предуралье, были одной из причин похода
Так или иначе, именно после «покорения Сибири Ермаком» началось активное заселение русскими Урала.
Возможно, исторический поход стал также стимулом для других землепроходцев. Во всяком случае, всего через полвека русский человек ступил на берег Тихого океана. Кроме того, поход Ермака стал сюжетом для нескольких знаменитых картин. Например, вот для этой.
О самом походе известно не так уж и много, а в рамках данной статьи можно сказать и того меньше. Нельзя сказать, кто был основным инициатором похода, но скорее всего это были Строгановы, которым изрядно досаждали набеги сибирских татар.
Поход начался в 1582 году (по другой версии, в 1581). Ермак с небольшой дружиной поднялся до среднего течения реки Чусовой, спустился последовательно по Тагилу, Туре и Тоболу до места впадения реки Тобол в Иртыш, где находилась столица сибирских татар — город Кашлык. Разбив отряд татар, Ермак повернул на север, одержав ещё несколько побед. Но в 1585 году он погиб в столкновении с отрядом татар. Его дружина распалась.
Вскоре после гибели Ермака в Сибирь вступило большое правительственное русское войско, которое окончательно завоевало эту территорию. Центром Сибири стал основанный в 1587 году Тобольск.
Что нас ждёт? Перспективы Урала
В заключение статьи позвольте выразить несколько мыслей по вопросу дальнейшего развития Урала и его места в будущем России.
Уральский экономический район обладает высокоразвитым многоотраслевым хозяйством при наличии значительных запасов собственных природных ресурсов. Здесь надо отметить, что подобное сочетание характерно и для некоторых развивающихся стран, которым эксперты предсказывают скорое превращение в один из центров мирового хозяйства.
Уральский регион имеет отличное экономико-географическое положение: он граничит и с высокоразвитыми и с ресурсными районами, является промежуточным звеном между Европейской и Азиатской частями России (что также предполагает развитие транспортной сети).
При сохранении нынешнего промышленного и сельскохозяйственного потенциала и дополнении их некоторыми чертами постиндустриального хозяйства (информатизация, развитие сферы услуг и инфраструктуры) Урал может вновь занять лидирующее положение в нашей стране.
Одним из возможных путей достижения этой цели может стать создание мощной туристической сферы и рекреационного хозяйства. Предпосылки есть. Во-первых, это значительная протяжённость Урала с севера на юг и как следствие разнообразие ландшафтов. Двигаясь по автомагистралям, можно всего за день пересечь тайгу и оказаться в зоне степей. Во-вторых, это огромное количество памятников природы. В-третьих, это история, оставившая в подарок большое количество исторических достопримечательностей, среди которых есть уникальные.
Хотя есть и серьёзные проблемы, среди которых: неважная экологическая обстановка, недоразвитость транспортной сети, отсутствие продуманных туристических маршрутов, малое количество информации о многих достопримечательностях. К счастью, всё их можно решить.
Будут оправданы эти надежды или нет, зависит во многом от самих уральцев. От того, хотят ли они, чтобы Урал занимал первую строчку в рейтинге самых популярных достопримечательностях России или же первое место в списке самых грязных мест страны.
А сайт «Ураловед» постарается внести свою скромную лепту в общее дело — рассказать о природных и исторических достопримечательностях Урала, которые стоит посмотреть.
Павел Сёмин, 2011Uraloved.ru
Для оформления статьи были использованы карты следующих источников:
Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2006
Отношение к детям
Одна из традиций народов среднего и других частей Урала — стремление иметь семью, детей, для которых делать всё возможное. К новорожденным всегда было очень трепетное отношение. Существовал такой обычай: на малыша в первый день жизни надевали овечий кожух мехом наружу и несли его вокруг дома. Считалось, что только после этого он становится полноценным членом рода.
В люльку к мальчику клали какой-нибудь инструмент, чтобы он стал настоящим мастером в этом деле, когда вырастет, а девочкам возле подушки клали букетик льна.
В 3 года проводили особый ритуал — «постриг», во время него по-разному подчёркивали половую принадлежность ребёнка. Все друзья и родственники приходили к родителям с подарками, которые пригодятся позже: мальчикам — инструменты или уздечку, а девочкам — нитки, шерсть и пр. Дочери в этом время впервые плели косичку, а сыновей стригли «кружком». Всех нужно было накормить, принять приятные пожелания и подарки.
На Урале почти каждая семья была многодетной, но при этом все старшие сыновья и дочери помогали присматривать за младшими. В семье всегда царила атмосфера взаимной поддержки. С малых лет дочерей обучали не только рукоделию и правилам поведения, но и потешкам, колыбельным и народным песням. Сыновей к плотническому делу и земледелию приобщали отцы, и при этом рассказывали им былины. Таким образом культурное наследие передавалось вместе с практическими знаниями.
Вогулы (манси)
Манси – маленький северный народ. В его прафинно-угорском названии mańćɜ звучат слова «человек» и «мужчина».
Русские вслед за коми-пермяками стали звать их вогулами (на языке коми – «дикий», «чужой»)
Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения.
Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство.
Народы манси на Урале
Основная территория современных манси — Ханты-Мансийский автономный округ, часто называемый Югра, по названию угорских народов. Незначительное количество так называемых «уральских манси» обитает в северной части Свердловской области.
Сейчас порядка 80% манси полностью ассимилировались и живут в городах или поселках. Многие из них считают русский язык родным, и лишь 13% свободно говорят на мансийском.
Всего в России проживает около 12 тысяч человек, которые относят себя к этому народу.
Манси сегодня
Слайд 6УдмуртыНарод Удмуртии преимущественно проживает в Удмуртской республике. Это коренное население Предуралья,
формировавшееся под влиянием русских поселенцев. Немалую роль в их жизни сыграли тюркские племена. Сейчас удмурты успешно развивают хозяйство и живут насыщенной жизнью.Существует несколько гипотез происхождения. Одной из наиболее распространенных является гипотеза возникновения от иранского «-мурт». Слово «мурт» буквально означает «человек», а вот «уд» пока что остается загадкой. Раньше русские удмуртов называли вотяками.В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.Удмуртский язык входит в уральскую семью, к которой принадлежат эстонцы, финны, венгры. Можно с точностью сказать, что удмурты принадлежат к финно-угорскому народу, а их ближайшие языковые родственники — коми. Существует несколько диалектов удмуртского, а также говоры срединного типа.Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок
Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат. Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен.Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать. Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры
Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность.Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом. Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых.