Очень суровое лето в очень красивых местах

Взвод Тоболкиных

В мае 1966 года в газете «Советское Зауралье» была опубликована фотография: три бравых солдата у танка. Под ней короткая подпись: «В годы Великой Отечественной войны в одном танковом экипаже сражались за свободу и независимость нашей Родины три брата Тоболкиных – Олимпий, Федор и Иосиф».

Но на фронте были все братья Тоболкины – Олимпий, Федор, Иосиф, Георгий, Евпатий и их сестра Зинаида

Фотографиями и необычной историей отважной семьи поделились с нами заводоуковские музейщики

Еще перед войной Тоболкины из села Семеново, что под Заводоуковском, перебрались на Дальний Восток. Олимпий работал в Дальневосточном институте эпидемиологии и микробиологии, Иосиф служил мастером в оружейной мастерской. Когда началась Великая Отечественная, братья стали проситься на фронт. Но оба были освобождены от призыва. Федор же по состоянию здоровья вообще был негоден к военной службе. И тогда Олимпий нашел выход. В июле 1941 года Тоболкины отправили письмо командующему Второй Краснознаменной армии Терехину:

«Уважаемый товарищ генерал! В суровые и грозные дни, когда немецко-фашистские войска вероломно напали на нашу Родину, а закованные в броню отборные дивизии рвутся к жизненно важным центрам социалистической Отчизны, мы, братья Тоболкины – Олимпий, Федор и Иосиф, просим добровольно зачислить нас в ряды Красной Армии и направить в бронетанковую часть, чтобы составить семейный танковый экипаж. Заверяем вас, что приложим все усилия, чтобы стать умелыми воинами и оправдать высокое доверие Родины в борьбе с ненавистным врагом».

Командарм, сам танкист, поддержал патриотический почин Тоболкиных. Братья попали в недавно созданную в Амурской области 74-ю танковую бригаду. Олимпий стал командиром машины, Федор механиком-водителем, а Иосиф – башенным стрелком.

Вскоре Олимпию пришла идея создать второй танковый экипаж. Он уговорил братьев и сестру попроситься к ним в бригаду. К тому времени Георгий служил в артиллерии, Евпатий имел «белый билет» – освобождение от службы по болезни, а Зинаида была летчицей. Кстати, она единственная женщина в Советском Союзе, которая пересела с самолета на танк.

«Как хорошо вы придумали – создать второй танковый экипаж Тоболкиных, – писала девушка своим братьям. – Мне не хотелось расставаться с авиацией. Я люблю небо. Но не думайте, что я приношу себя в жертву, расставаясь со своей мечтой. Я знаю, что быть танкистом нелегко, меня ждут трудные испытания. Но я постараюсь не отставать от вас, делить с вами горести и радости наравне. Я не буду вам обузой».

«Взвод Тоболкиных» – так называли в бригаде подразделение, в котором служили наши земляки. Вскоре Олимпий получил офицерское звание и стал командиром взвода.

Всю войну прослужили Тоболкины на Дальнем Востоке. В августе 1945 года громили японцев, пройдя от Приморья до китайского Харбина. Здесь опаленные войной танки участвовали в победном параде частей Первой Краснознаменной армии.

После войны Олимпий и Иосиф остались на Дальнем Востоке, Евпатий переехал в Тюмень, а Георгий, Федор и Зинаида вернулись в Заводоуковск. Сейчас ветеранов уже нет с нами, но память о них хранят дети, внуки и правнуки.

Екатеринбург

После лесного спокойствия и умиротворения даже Екатеринбург кажется слишком большим и шумным, будто это какие-то каменные джунгли вроде Шанхая. А ведь это всего лишь город с полуторамиллионным населением. Столица Урала встретила нас затяжным дождём. Быть может, от этого и впечатление от города осталось несколько мрачное. Да и достопримечательности здесь такие, невесёлые: храм на месте Ипатьевского дома, в котором была убита царская семья; недостроенная телебашня – символ краха советской империи и место притяжения отчаявшихся самоубийц; Плотинка, где постоянно шумит вода, напоминая о быстротечности нашей жизни. Здесь много памятников, музеев – есть что посмотреть. Самое красивое здание – дом Севастьянова в стиле барокко, выкрашенный в яркие цвета. Из новых достопримечательностей интересен небоскрёб «Высоцкий» со смотровой площадкой на 52-м этаже и музеем В.С. Высоцкого.

На лицах людей не видно никакого налета среднерусской провинциальности, напротив, возможно именно благодаря удаленности от российских столиц люди здесь дышат полной грудью, у них честные, открытые лица и незамутненный взгляд, мол, мы здесь «сами с усами». Но это лишь первые, мимолетные ощущения — на большее времени, к сожалению, не хватило.

Аракуль

Озёр на Урале много, они очень разные, но все красивые. Одно из самых живописных – озеро Аракуль, находящееся между городами Касли и Верхний Уфалей. Особенный шарм ему придает расположенный вдоль одного из берегов скальный массив Шихан. Это скалы естественного происхождения и довольно причудливой формы. Издали они напоминают то ли Великую Китайскую стену, то ли пластины на хребте какого-то гигантского динозавра. Само озеро очень спокойное, умиротворенное, недаром его любят рыбаки. Прямо на берегу сооружают они из камней своеобразные коптильни, в которых готовят свой улов. Вдоль берега озера, среди деревьев, вьётся симпатичная дорожка, по которой приятно прогуляться в пригожий денёк. Можно полакомиться земляникой, созревающей прямо под ногами, можно полазить по камням, любуясь открывающимися видами на озеро и Шихан.

Журавль как символ долголетия

Деревня, почему тебя называют исчезающей и забытой? Как может стереться то место, где родилось и выросло не одно поколение людей! Ведь не важно, существует ли карта с нанесением самого крошечного населенного пункта, важно другое – наша память. Только в своих мыслях человек способен хранить не одну историю дат и событий, праздников и имен дорогих людей

Источник фотографии: tumentoday.ru

Желание написать о поселке Партизан Абатского района возникло уже давно. Хотелось найти особенную частичку прошлого, которая и сегодня весьма актуальна и полезна. Партизан, как и любое поселение района, имеет свои корни и историю. Люди, проживающие в поселке в разное время, имели общую особенность – не пасовать перед трудностями. Там и сейчас нет асфальтированной дороги, газового отопления и централизованного водопровода, однако партизанская жизнь продолжается.

Улица Зеленая всегда отличалась необычным убранством своих домов: выразительные цветочные клумбы, яркие наличники на окнах, деревянные расписные ворота через дом

Но самое главное, что приковывало внимание, – это наличие посередине улицы колодцев-журавлей. В одно время их было на улице два

Вот они-то и стали той ниточкой, соединившей прошлое и настоящее.

Журавль – символ здоровья и долголетия, удачи и плодовитости. В настоящее время колодцы-журавли встречаются крайне редко, хотя ранее они были более распространены. Был ли какой скрытый смысл при их закладке, как выбирали подходящее место? Эти вопросы, пожалуй, уже ушли в историю и об ответах на них можно только догадываться.

Почему партизанские жители построили колодцы-журавли? Может, они верили, что они прослужат им не один десяток лет и всем в них хватит воды? Когда и кем были вообще они построены?

Много вопросов, а спросить-то у кого? Разговоры с членами совета ветеранов поселка Партизан, беседа с коренными жителями улицы не дали конкретного результата. Но все они сводились к одному человеку, который непременно мог помочь в возникшем вопросе.

Николай Егорович Вигант – в недавние годы глава Партизанского сельского поселения и житель улицы Зеленой; сейчас на пенсии и живет в Абатске. Умный, ответственный и заинтересовавшийся мужчина с удовольствием поделился своими воспоминаниями:

– Первый колодец-журавль на улице Зеленой обустроен примерно с 1935 по 1940 годы, в это время проходило массовое заселение совхоза. Глубина колодца около семи метров. Журавли ставили потому, что в те времена другого метода не знали или его и не было. Каждый житель улицы ходил на колодец со своим ведром, цеплял его на маятниковый замок.

На хвостовой стороне журавля вывешивали груз, чтобы легче было поднимать ведро с водой. Колодец копали сами жители улицы Петр Каржавин, Кондрат Гетман, Иван Янышев, Николай Зайцев, братья Мухины, Егор Герасимов, Егор Вигант, Петр Кувалдин, Александр Штальмахер. К сожалению, это люди, которых уже нет в живых: наши отцы и деды.

Ремонт журавля осуществляло в 1970 году уже следующее поколение – их дети Александр Мухин, Николай Вигант. Где-то в 1990-х годах обустраивали и подделывали верхнюю часть колодца, занимался этим Алексей Лапин. Уже позднее, в 1995–1996 годах, в колодец была опущена бетонная труба и добавлен простой ворот. 

Этот колодец навсегда останется в памяти старшего поколения как самый первый журавль, появившийся на территории Партизанского поселения. Колодцы, построенные с ним в одно время, с годами забросят, закопают и забудут об их существовании. А этот красавец, сделанный на возвышенности, всегда будет полон воды, а рядом всегда будут добрые люди, желающие из него напиться.

В 1961 году на противоположной стороне улицы, буквально через четыре дома, был выкопан и оборудован еще один журавль, которым пользуются и по сегодняшний день. Что-то ремонтировали, заменяли, но сама идея такого типа колодца устраивает местных жителей, и они не спешат его заменять.

И пусть сейчас все чаще можно увидеть объявления о бурении скважин, вода в них не всегда соответствует заявленным требованиям, да и удовольствие это не из дешевых. Хочется сказать, что до сих пор жители с Зеленой улицы пользуются общественными колодцами, у каждого из которых есть своя давняя история! Вода в этих колодцах всегда чиста и прозрачна.

Три поколения выросло на той воде, четвертое поколение подрастает.

История создания

Это была необычная, но очень простая, как по конструкции, так и в изготовлении, машина. Создатели вездехода приняли участие в автопробеге любительских конструкций на приз журнала «Техника — молодежи». Это был первый успех. И на этом Кулыгин, конечно же, не остановился. После создания вездехода «Ухта», Александр задумал построить автомобиль своей мечты. Его самодельный автомобиль, названный «Панголина», получился очень похожим на «Ламборджини».

Возможно, сходство просто случайно, а может Кулыгин специально копировал формы легендарного суперкара. Кулыгин наделил «Панголину» очень редким кузовом, который называется «shooting brake». Это нечто среднее между купе и универсалом. Выклейка кузова производилась в Москве, а окончательные сборочные работы Александр Кулыгин провел в Ухте при помощи своих кружковцев-пионеров, не имея никакой серьезной технической базы. По какой-то причине все матрицы после окончания работ были уничтожены, и «Панголина» обречена была остаться в единственном экземпляре.

Через год после создания, «Панголина» приехала в Москву. Доставка осуществлялась поездом: самостоятельно автомобиль с низкой посадкой доехать до Москвы из Ухты не смог бы из-за плохих дорог. Там автомобиль попал на страницы журналов и телевидение – о нем узнал весь СССР.

Чудеса инженерной мысли

В 1885 году появилось в Очёре ещё одно свидетельство ума и таланта наших предков: инженер-механик Николай Иванович Мальцев и горный инженер Пётр Александрович Вологдин, отец выдающегося советскогоученого В. П. Вологдина, спроектировали, отлили и установили в Очёре уникальные чугунные солнечные часы. Единственные на Урале часы чугунного литья, они и по сей день стоят недалеко от завода
(по ул. Революционной), показывая астрономическое время.

Солнечные часы (фото Е. Шадская)

Хроника тех лет, кропотливо собранная по воспоминаниям и документам краеведомА. В. Нецветаевым, вообще пестрит сведениями о всякого рода удивительных поделках и изобретениях. Так, в 1890 году заводской токарь А. С. Тиунов смастерил маленький пароход, который три года ходил по очёрскому пруду. В тот же год другой заводской умелец изобрёл и построил водяной велосипед. Это был молодой слесарь механического цеха Н. Шляпин.

Благодаря памяти старых рабочих до сих пор жива молва о слесаре и кузнеце
Ф. Д. Мощеникове, делавшем напильники. Он сам приготовлял какие-то
особенные смеси для их закалки, которые хранил в строгой тайне, и напильники его работы были, как тогда говорили, вечными.

Базы отдыха

Для туристов, не хотевших доказывать свое превосходство над стихией, национальный парк «Югыд ва» предоставил более размеренные, но не менее эстетически прекрасные места! Любители спокойного отдыха выбирали базы отдыха Санавож и Переправа в Интинском филиале, гостевой дом в с. Подчерье. И, несмотря на сложную транспортную доступность, эти базы не пустовали все лето.

Приют «Переправа»

Приют «Переправа» находится на берегу одной из быстрых и красивых рек Приполярного Урала – Кожим. Отдых здесь – это тихий отдых с друзьями, семьей, созерцание, видолечение. Вдыхая чистый и холодный воздух Уральских гор, ощущается вся красота и первозданность северной природы.

База Санавож

В 6 км ниже ручья Пеленгичей находится база Санавож. Название она получила по ручью, вытекающему напротив из ущелья между вершинами Санаиз и Колокол. Отсюда можно совершить прогулки к скалам-останцам выветривания Каменная Баба и Золотой Дед, Гротам реки Балбанью, подземному источнику, прогуляться по экотропам на гору Обзорная и к скале Бегемот.

Гостевой дом в селе Подчерье

Гостевой дом в селе Подчерье открывает свои двери для тех, кто любит отдыхать на природе и попариться в хорошей северной бане. Это идеальное завершение сплава по реке Подчерем.

И снова Незепетровск

Когда мы садились в самолёт, уже рассвело. Последние минуты на уральской земле. О чём думалось в этот момент? О том, что когда в Нязепетровске поднимаешься на Шиханку, под самой горой стоит покосившаяся заброшенная бревенчатая избушка, и ветер хлопает её деревянными ставнями, будто хочет что-то сказать. А когда взберешься на вершину горы, сперва рассмотришь город, лежащий перед тобой как на ладони, а потом будешь всматриваться в самые дальние дали, туда, где синие уральские горы сливаются с горизонтом…

О том, что на скале Серный Ключ близ Нязепетровска такая звенящая тишина, что кажется – время остановилось. Там, внизу, мерно несёт свои воды река Уфа, а здесь, наверху, тихонько шелестят берёзы да поскрипывают сосны, и непонятно уже, кто ты такой: советский турист, отправившийся сюда в палаточный поход, или крепостной мастер с завода, собирающий здесь целебные травы, или, быть может, кержак-старовер, вышедший на эти рубежи, спасаясь от бесконечной погони?

Когда полвека назад мой дед покинул эти края навсегда и увёз семью в Ленинград, он искал лучшей доли для своих детей и внуков. Теперь я глубоко благодарен ему за это решение. Здесь, на пасмурных финских берегах – моя родина. Но и Урал никуда не делся, и он всегда во мне был. Это капсула родовой памяти, до поры до времени хранившаяся в глубинах моего сознания. Теперь она активирована.

Музей мертвецов Палермо

Снимать и фотографировать в катакомбах нельзя, но туристы (я тоже) этот запрет нарушают. Запрет на фото вполне понятен — люди хотят сохранить уважение к останкам тут покоящимся, иначе смерть превратилась бы в непрерывную сэлфи зону. Фотографироваться с трупами у меня намерения не было. Но все рано не смогла удержаться не сохранить несколько личных доказательств спуска в поля смерти.

Палермские катакомбы одно из мест на земле, где человеческому телу не дают распасться в прах. Последние трупы появились в этом хранилище в 1920-х годах.
Как сообщают источники, хоронить на том месте стали монахи капуцины своих собратьев. И в какой-то момент сориентировались, что тела похороненных не разлагаются, а высушиваются. Интересно, как они это прошарили?

Во всяком случае после этого полезного открытия — нетленность тела — один из потенциальных признаков святости, монахи стали подыгрывать природе. Почва, которая была на кладбище помогала хорошо сохранять трупы. Монахи стали их дополнительно бальзамировать. Сначала немного высушивали в спецкамере, потом обрабатывали уксусом и оставляли. В отличие от тел, одежда ветшала, тогда ее стали со временем менять. Потом к монахам попросились и гражданские. Видимо формула — сохраненное тело = святость действовала не только для трупа Ленина, но для сицилийцев. За право быть похороненным в катакомбах платили большие деньги. В конце XIX века лавочку прикрыли. В катакомбы стали помещать трупы только в самых особых случаях.

Для меня все равно осталось загадкой, для чего они развесили трупы прямо на стенах?

Фильмы страшилки сделали свое дело — мертвые люди в катакомбах воспринимаются как киношный реквизит. Их лица искривлены, при желании их можно потрогать и… они беззащитны. У меня желания дотронуться до черепа или клока волос не возникло. Зато было ощущение, что вместо уважения, над мертвецами издеваются. Не отпускают их. Трудно понять зачем? Тело любимого кем-то человека изменяется до безобразия и вместо теплых, согревающих воспоминаний, ты видишь безобразный оскал. Зачем?

Там лежат женщины, военные, священники, мужчины, есть даже крипта умерших детей. Самая известная двухлетняя девочка Роза Ломбардо — гордость бальзамировщика. После смерти еще исполнилось 100 лет. Отец заплатил бальзамировщику, тот ввел формалин таким образом, что девочка лежит как живая, сохранились пушистые ресницы и даже глазные яблоки выступают. Жуть.

В катакомбах нет какого-то особого запаха, спускаться неглубоко.

«А функция заката такова…»

Именно здесь можно осознать, почему сибиряки так любят и ценят свой край. Красота, покой и невероятная сила, таящаяся в этих глубоких просторах. Пребывание здесь в течение нескольких часов заменит вам многодневный отдых где-нибудь на шумном морском пляже. 

Здесь ты находишься один на один с уникальной природой. Можно просто присесть на травку и в полной тишине любоваться окрестностями. В таких местах прекрасно думается, мечтается. Природа сама дарит вам огромными порциями позитив и умиротворение. В суетной городской жизни каждому из нас не хватает именно таких часов уединения и слияния с природой.

Можно, конечно, и не пытаться присвоить всю эту прелесть только себе, а провести время на фоне такой красоты вместе с близким человеком или в компании друзей. В любом случае ни один из ваших попутчиков не останется равнодушным к ко всему увиденному. 

Безусловно, не будет лишним в такой поездке и горячий чай в термосе с бутербродами и вкусной выпечкой, которую можно купить заранее в Абатском. Как известно, аппетит активно атакует организм человека, когда тот находится на природе.

Музей сегодня

Сегодня Брединский историко-краеведческий музей предстаёт многочисленными гранями: в виде «сокровищницы», творческой «лаборатории», «сбора лиц», «машины времени», «живого организма». В фондах музея числится 6062 единицы хранения, среди которых есть уникальные экспонаты.

Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область

При входе в зал экспозиции представлена выставка фотографических раритетов из мастерской В. Щербакова (справа), а слева – экспозиция мастера декоративно-прикладного искусства Светланы Михайловны Романовой.

Самая посещаемая и заметная экспозиция в музее – это история заселения и освоения Новолинейного района в разделе экспозиции «Казачья изба».

Автор фотографии: Фёдор Жижилев

Индустриальная страница брединской истории представляют в разделе шахтерского прошлого Полтаво-Брединских шахт. Материал о брединских шахтах собран и представлен в музее и на сайте МОУ БСОШ №2.

Автор фотографии: Фёдор Жижилев

Силами сотрудников музея разработаны постоянно действующие и сменные экспозиции. В музее постоянно организуются выставки, а также организация праздников улиц и микрорайонов поселка Бреды.

Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область
Брединский историко-краеведческий музей, Челябинская область

Коллектив Брединского музея из шести человек под руководством Александры Скорик живёт полноценной творческой жизнью, создавая и сохраняя историю и память для будущих поколений.

Как уничтожалась легенда

Благодаря «Панголине», прославившей своего создателя, Александр в 1987 году получил предложения от ВАЗа и АЗЛК влиться в их конструкторские бюро. Выбрав АЗЛК, Александр работал в Управлении конструкторских и экспериментальных работ. В 90-е Кулыгин, разочаровавшись в работе на АЗЛК, продает своё творение за немалые по тем временам 38000 рублей и эмигрирует в США. Автомобиль приобрел некий подмосковный бизнесмен, который буквально «уничтожил» уникальный автомобиль колхозными переделками. Примерно в середине 90-х кузов зачем-то серьезно переделали (возможно, после аварии), а так как кузовные матрицы были уничтожены, было решено удалить крышу.

Но, как выяснилось, крыша выполняла роль силового элемента и после того, как ее удалили, кузов начал «проседать» посередине. Чтобы исправить это, под днище вварили усиливающие балки. После ремонта авто было покрашено в цвет «Красный Феррари«. Так же машина потеряла свой оригинальный «ломающийся» «дворник», место которого занял обычный стеклоочиститель с задней двери ВАЗа восьмой модели. Стекла были затонированы, колесные диски заменены на обычные, а в багажнике появилась аудиосистема с CD-чейнджером и сабвуфером. Изуродованный автомобиль сохранился и потом был продан в музей издания «Авто-Ревю«, где какое-то время находился в экспозиции. После ликвидации музея, «Панголина» находится в удовлетворительном состоянии, но требует серьезных восстановительных работ по кузову и некоторым агрегатам, сегодня стоит в музее на Рогожском валу.

«Панголина» — легендарное ноу-хау

Кстати, имя «Панголина» автомобиль получил за схожесть со зверьком-броненосцем Панголином. Кузов был собран из стеклопластиковых панелей, навешанных на пространственную трубчатую раму, такую конструкцию имели многие самодельные авто, но в остальном он был очень оригинален. Вместо традиционных дверей – поднимающийся на двух гидроцилиндрах колпак. Оригинальное и очень стильное решение однажды сыграло злую шутку с создателем. Его пришлось вызволять из автомобиля после того, как из гидропривода ушло давление, а колпак оказался настолько тяжелым, что Александр самостоятельно его поднять не смог. Колпак объединял боковые двери, крышу и лобовое стекло (оно было сделано из лобового стекла микроавтобуса РАФ). Лобовое стекло «Панголины» оснастили «ломающимся» стеклоочистителем. Александр собрал его из двух «дворников» от автобуса «Икарус«. Кинематика устройства была настолько хороша, что лобовое стекло очищалось на 95%. Это по праву считалось «ноу-хау» конструктора.

В автомобиле были очень удобные сиденья. Их сделали в стиле самолетных, с высокими спинками. У «Панголины» были выдвижные фары. Целая секция из 4-х прямоугольных фар располагалась по центру капота и выдвигалась при необходимости. Это было очень необычно и эффектно, а также улучшало аэродинамику автомобиля, когда фары не использовались. Александр самостоятельно изготовил колесные диски и обул их в низкопрофильную резину. Это было большой редкостью в СССР.

В качестве двигателя конструктор задумывал использовать оппозитный силовой агрегат, напоминающий традиционный двигатель внутреннего сгорания, в котором цилиндры имеют особое расположение — горизонтальное, но впоследствии, скорее всего из-за дороговизны, остановился на стандартной 1,2-литровой «четверке» от ВАЗовской «классики», который выдавал 62 л.с. Прогрессивная конструкция, легкий стеклопластиковый кузов и продуманная аэродинамика дали потрясающий результат: несмотря на применение стандартного двигателя «Панголина» разгонялась до 180 км/ч. «Жигули» того времени так гонять не умели. Вместе со своим создателем «Панголина» участвовала в ряде всесоюзных автопробегов и даже посетила международную автовыставку «ЭКСПО-85» в городе Пловдив, в Болгарии. Правда для выезда за границу конструкторам пришлось установить две дополнительные подъемные фары, стандартные зеркала заднего вида и стандартные колеса. Кузов был перекрашен.

Берёзы шумят

Привязанность к заводу, суровая, но прекрасная природа его окрестностей, широкий рукотворный пруд, каждодневный труд, должно быть, по-особенному влияли на характер очёрцев. Они любили свой поселок и как могли преображали его.

В 1883 году под руководством служащего Алексея Тимофеевича Голубева рабочие завода и ученики школы на плотине вдоль заводской стены посадили берёзовую аллею (ныне Павловская аллея). Саженцы возили на лошадях из Широкого Лога. В тот день стояла ненастная погода, и Голубев, чтобы подбодрить энтузиастов, говорил: «Ребята, трудно нам, но помянут нас добрым словом…». Спустя сто лет Очёр без этой берёзовой аллеи просто немыслим…

Павловская аллея (фото Е. Шадская)

Антон Павлович Чехов, проезжавший в ту пору — в 1890 году — через Урал на Сахалин, писал с дороги своей сестре о том впечатлении, которое оставили у него мастеровые-уральцы:

Сказанные с прищуром, с улыбкой слова эти как нельзя лучше дополняют коллективный портрет очёрцев конца XIX столетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: