«боинг-737»: причины крушений данного типа самолетов

Катастрофа

Самолёт выполнял пассажирский рейс вне расписания (дополнительный) из Ленинграда в Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Над Ленинградом в это время стояла хорошая погода: облачность 8 баллов, слабый северо-западный ветер (320° 7 м/с) и видимость 10 километров. По другим данным, небо было ясным, а видимость достигала 20 километров. Взлёт выполнялся с полосы 28 по магнитному курсу 279°. После получения разрешения на взлёт, в 18:00:08 экипаж начал разгон по полосе, а через минуту командир Данилов через бортрадиста доложил о выполнении взлёта. В ответ диспетчер дал условия по выходу из зоны аэропорта, на что с борта подтвердили получение информации.

Через 2,5 минуты Ил-18 выполнял первый разворот, когда КВС неожиданно доложил на землю: Загорелось табло «пожар четвёртого двигателя», опасная вибрация, разворачиваемся. Впереди по курсу и юго-западнее аэропорта Пулково находился военный аэродром Горелово. Авиадиспетчеры аэропорта Пулково связались со своими военными коллегами, после чего предложили экипажу борта 75559 выполнить посадку там. Однако КВС Данилов отказался от этого варианта. Тогда диспетчер передал условия захода на посадку по магнитному курсу 279°, поэтому экипаж продолжил выполнять разворот, но теперь уже для полёта по «коробочке». Спустя 2 минуты 53 секунды с момента взлёта авиалайнер находился в середине второго разворота, а экипаж передал:Четвёртый двигатель во флюгере. Спустя 5 минут 12 секунд после взлёта и в начале третьего разворота с самолёта запросили, чтобы в аэропорту их встречала пожарная машина. Ещё через 43 секунды (5 минут 55 секунд после взлёта) командир передал тревожное сообщение: Двигатель четвёртый горит. Согласно показаниям очевидцев на земле, пожар двигателя начал наблюдаться ещё между вторым и третьим разворотами при прохождении траверза полосы, при этом шлейф от огня растянулся на две длины фюзеляжа лайнера (около 70 метров).

Экипажу было предложено выполнить посадку на ещё одном военном аэродроме — Пушкине, но командир вновь ответил отказом, заявив, что будет выполнять по схеме заход на посадку в Пулково. Выполнив четвёртый разворот, самолёт вошёл в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Авиалайнер в посадочной конфигурации (шасси выпущены, закрылки установлены на 30°) следовал точно на глиссаде и прошёл ДПРМ на установленных высоте, скорости и курсе, когда усилившийся пожар за 5—7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости. До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: Падаем, конец. Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевёрнутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался. Катастрофа произошла в 70 метрах от рельсового полотна Лужского направления Октябрьской железной дороги (участок между платформами Аэропорт и Александровская), по которой в этот момент двигался электропоезд пригородного сообщения. Место падения самолета в 2480 метрах от торца полосы и в 242 метрах правее продолжения её оси (). Обломки самолёта разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли (в некоторых источниках указывается число в 118 погибших).

На настоящее время (2014 год) данная катастрофа по числу жертв занимает третье место в истории ленинградской/петербургской авиации (после катастроф Ту-154 под Донецком (170 погибших) и Як-42 под Наровлей (132 погибших)), и, совместно с катастрофой под Адлером, второе место в истории Ил-18 (после катастрофы под Воронежем, 111 погибших). Тринадцатое место среди крупнейших авиакатастроф в России (на 2014 год) и в Советском Союзе. Крупнейшая авиакатастрофа на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Впоследствии вблизи места катастрофы () родственниками погибших были посажены несколько деревьев, среди которых разбито небольшое мемориальное кладбище (кенотаф?). В память по погибшим членам экипажа на кладбище Памяти жертв 9-го января установлен мемориал.

Наводнение в Тирляне

Вечером 7 августа 1994 года после шедших почти двое суток непрерывных ливневых дождей не выдержала плотина местного водохранилища, принадлежавшая листопрокатному производству Белорецкого металлургического комбината. На низинную часть поселка Тирлян, где располагались промышленные объекты, станция узкоколейной железной дороги, линии электроснабжения и связи, водопровод и большое количество частных жилых домов обрушился водяной вал высотой около десяти метров. Тогда за четыре часа на поселок обрушилось более десяти миллионов кубометров воды — два полных объема пруда. Стихия нанесла огромный материальный ущерб и унесла 29 человеческих жизней. Позднее от переохлаждения и других заболеваний, полученных в тот вечер, скончалось еще несколько человек.

В память о погибших в наводнение 1994 года земляках, тирлянцы на месте трагедии установили памятный знак, на котором высечены имена всех пострадавших. 7 августа здесь проводятся траурный митинг и богослужение. На берегу пруда работники гидрокомплекса разбили сквер, в котором высадили хвойные деревья и устроили цветник. Больше о Тирляне можно почитать здесь: Прогулка по Тирлянскому: церковь, ставшая клубом, старая пожарная станция и другие достопримечательности

Физические термины простыми словам

Взрослые люди осознают причину возникновения этого процесса, но ребенок дошкольного возраста задает вопросы, почему появляется белый след от самолета, что это и как получается такая необычная картина. Припомнив школьный опыт уроков физики, удастся легко растолковать малышу суть появления полос в небе. Неплохой аналогией для такого пояснения становится природа появления осадков – дождя или снега.

Часто за пролетающим в небе самолетом остается белый след

Поскольку подобное явление относится к круговороту воды, здесь следует начать объяснение с нескольких агрегатных состояний жидкости. Ведь все мы знаем, что из твердого состояния (лед) вода переходит в жидкое под действием тепла.

Далее, при разнице температур нескольких объектов воздействия жидкость трансформируется в газообразное состояние – пар. Из этого вида вода способна вновь принять жидкую форму. Последнее превращение физики называют конденсацией, а доказать это явление получится на простом опыте в домашних условиях. Например, запотевание зеркал в ванной после принятия горячего душа.

Правда, это соединение не считается стойким, поэтому через непродолжительное время туман рассеивается, смешиваясь с атмосферой. Это происходит вследствие выравнивания температуры соединения с окружающей средой.

Но для малыша не стоит столь подробно и правильно описывать происходящее. Когда вы принимаете ванну, температура жидкости намного превышает такой же показатель воздуха. Вследствие этого туман при контакте с прохладным стеклом опускается в форме капель – это и есть конденсат. Таким же простым языком можно объяснить ребенку, почему самолет оставляет в небе след.

Выполним небольшое исследование

Такой эффект оседания пара вполне возможно организовать самому и проанализировать все действия и результат. Наберите жидкость – лучше всего простую воду – в пластиковую емкость и поставьте ее в морозильную камеру на 15–25 минут.

После истечения этого времени достаньте контейнер и посмотрите, как вместилище постепенно покрывается влагой – это и есть конденсат. Подобное появление капель происходит из-за соприкосновения теплого воздуха с ледяной поверхностью бутылки. В результате взаимодействия разницы температур выделяется влага.

Простейшее исследование появления капель

По такой же причине на растениях ранним утром появляется роса. Теперь получится понятными для ребенка словами растолковать, откуда она берется. Ведь в ночное время на улице становится холоднее, чем днем. Поэтому при соприкосновении прохладного воздуха с теплой поверхностью растений происходит превращение пара в капли росы. Еще одним наглядным примером становится появление пара изо рта на морозе.

Российский самолет разбился на Синае. Что известно на данный момент

Flickr/ daspaddy

Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» потерпел крушение на Синае. К настоящему моменту уже обнаружено место падения самолета. Спасатели приступили к разбору того, что осталось от самолета.

Российский самолет А321 авиакомпании «Когалымавиа», который выполнял рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синае. По предварительной информации все 217 пассажиров и семь членов экипажа погибли.

Посольство РФ в Египте выясняет все обстоятельства случившегося. Египетская сторона направила спасателей к месту крушения. МЧС России проведет экстренное заседание рабочей группы правительственной комиссии, три самолета МЧС готовы к вылету в Египет, сообщили в ведомстве. Каир заявил о введении режима ЧС на Синае в связи с катастрофой российского авиалайнера.

Президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву сформировать госкомиссию в связи с катастрофой самолета «Когалымавиа» в Египте.

Исчез с радаров

Лайнер Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», который выполнял рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, вылетел из Египта в 6.51 (мск) и пропал с экранов радаров через 23 минуты. На борту находилось 217 пассажиров и семь членов экипажа. Лайнер исчез с радаров в районе Кипра, поэтому в течение получаса не было понятно точное место вылета, а также возможного крушения. Позже египетские СМИ сообщили, что обломки самолета были обнаружены в центре Синайского полуострова. Затем последовало подтверждение официального Каира.

Как сообщил РИА Новости в аэропорту Шарм-эш-Шейха, пилот пропавшего российского самолета после взлета запросил изменения маршрута и посадку в аэропорту Каира. Причиной для такого запроса могли стать технические неполадки о которых сообщил пилот, добавил собеседник агентства.

По данным источника в аэропорту, египетские инженерные службы не досматривали авиалайнер, этим занимаются инженеры российской компании-перевозчика.

Режим ЧС на Синае

Правительство Египта уже официально объявило об обнаружении обломков самолета. Место крушения лайнера расположено в центральной части Синая в горах между районами Эль-Кантала и Эль-Лаксима. Каир направил спасателей к месту крушения.

Сообщается, что на месте крушения найдены тела сотни человек. Кроме того есть информация о том, что из-под обломков самолета доносятся голоса пассажиров.

Между тем египетские СМИ передают, что в связи с крушением российского лайнера в провинции Северный Синай установлен режим чрезвычайной ситуации. По данным источников в администрации провинции, в состояние повышенной готовности приведены все больницы и служба «скорой помощи».

Самолеты МЧС вылетят к месту крушения

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что сотрудники посольства России в Египте выясняют ситуацию с крушением авиалайнера. «Как только будет получена уточненная информация, она будет предоставлена СМИ», — написала она на своей странице в Facebook.

В МЧС России заявили, что в связи с чрезвычайным происшествием пройдет экстренное собрание рабочей группы правительственной комиссии. В ведомстве также заявили, что три самолета МЧС РФ готовы к вылету в Египет связи с возможным крушением российского лайнера.

Признаков попадания ракеты нет

Египетский портал «Йоум7» между тем сообщил, что российский самолет потерпел крушение из-за проблем с двигателями, признаков попадания ракеты нет. «Поступала информация о неполадках в двигателях и потере контроля над машиной. Лайнер следовал на высоте 30 тысяч футов, что исключает вероятность теракта или попадания ракеты, запущенной с земли», — сообщил портал со ссылкой на осведомленный источник.

По его словам, уже создана техническая комиссия, которая направляется в район катастрофы, чтобы собрать информацию и сделать официальное заключение о причинах падения лайнера.

Столкновение двух Ан-2 – 29 жертв

Когда и где. 7 мая 1977 года в небе над Тавдой столкнулись два самолёта Ан-2.

Детали. В 13:33 из тюменского аэропорта Плеханово вылетел Ан-2, который выполнял дополнительный рейс 397 в Тавду. При этом в Тавду не поступило никаких данных о полёте.

В 13:53 из Тавды после совершения там промежуточной посадки вылетел Ан-2, следовавший по маршруту Свердловск – Тюмень. Диспетчер дал разрешение экипажу этого борта на выход из зоны аэропорта, после чего, не зная о встречном самолёте, на 20 минут ушёл со своего рабочего места.

Летя навстречу друг другу в сложных метеоусловиях, лётчики не увидели один другого, и в районе деревни Новосёловка самолёты врезались друг в друга левыми полукоробками, после чего упали на поле и разрушились.

Число жертв. Погибли 4 члена экипажей (по два в каждой машине) и 25 пассажиров (13+12).

Причины. Согласно выводам комиссии, к катастрофе привели неудовлетворительное обеспечение полётов на местных воздушных линиях в Тюменском и Уральском управлениях гражданской авиации и отсутствие авиадиспетчера аэропорта Тавда на рабочем месте, а также внезапное попадание экипажей в сложные метеоусловия, затруднявшие выполнение визуальных полётов.

Катастрофа Як-40 – 38 жертв

Когда и где. 7 октября 1978 года при взлёте из аэропорта Кольцово разбился Як-40, летевший по маршруту Свердловск – Кустанай – Джамбул.

Детали. На момент взлёта воздушного судна небо над аэропортом было затянуто тучами и шёл небольшой дождь. Во время разгона по взлётно-посадочной полосе у самолёта отказал левый двигатель. Экипаж связался с диспетчером и сообщил о неисправности, на что получил указание выполнить левый разворот для совершения посадки. Начав выполнять этот манёвр, самолёт на полной скорости врезался в склон холма. От ударов (сначала о деревья, а потом о землю) Як-40 разрушился, взорвался и сгорел в семи километрах от аэропорта.

Число жертв. Погибли 34 пассажира (в том числе 4 ребёнка) и 4 члена экипажа.

Причины. В ходе расследования причин катастрофы было установлено, что экипаж не включил противообледенительную систему перед взлётом, хотя были условия возможного обледенения двигателей. Это и привело к отказу одного из них. Имела место и ошибка диспетчера, который дал команду выполнять первый разворот на высоте 100 метров, тогда как, согласно правилам, безопасная высота первого разворота при взлёте таким курсом, которым шёл Як-40, – это 350 метров. Кроме того, диспетчер не предупредил экипаж о возможном столкновении с препятствиями.

3 первые катастрофы входят в ТОП-100 крупнейших авиакатастроф СССР (14-е, 15-е и 78-81-е места

Посадка «на спор»

В составе штаба пожаротушения УПО (управления пожарной охраны) находился инженер, а ныне начальник испытательной пожарной лаборатории полковник Валерий Фрыгин. На него и других пожарных как раз и навалилась печальная обязанность — собирать обгоревшие трупы и их фрагменты. — Не у всех хватало сил без содрогания созерцать такую жуткую картину, — вспоминает ветеран. — В салоне работать можно было только в противогазе. Когда я нырнул в закопченный разлом корпуса, сразу же увидел висящих у меня над головой мёртвых людей, пристегнутых ремнями. Ведь самолёт-то в ходе падения перевернулся, и все кресла с пассажирами оказались «вверх ногами» и как бы на потолке. Утром в зал аэропорта стали пускать родственников погибших — для опознания. В числе других из Грозного в Куйбышев для выполнения скорбной миссии, прилетел и знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, у которого в авиакатастрофе погиб один из родственников. В тот же день специальным рейсом «Аэрофлота» тела жертв катастрофы были отправлены в Чечню. Как мы говорили выше, из 93 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту самолёта в момент катастрофы, впоследствии в живых остались только 24, в том числе командир экипажа Александр Клюев. Из 14 детей спасся лишь один мальчик, житель Грозного Арслан Паршоев. Тем рейсом он летел вместе с отцом, который во время катастрофы вынес оебенка из горящего салона через пролом в корпусе, но сам погиб, когда вернулся за кем-то из близких. Примерно через две недели после трагедии правительственная комиссия получила в свои руки весомое доказательство того, что главным и единственным виновником гибели 69 человек стал… командир корабля пилот первого класса Александр Клюев. Суть его служебного проступка, в условиях полёта моментально обернувшегося тяжким преступлением, на первый взгляд звучит невероятно. Однако «чёрный ящик» с абсолютной точностью зафиксировал разговор первого пилота с другими членами экипажа. Из этого разговора следовало, что в момент приближения самолёта к аэропорту Куру-моч, командир… поспорил с коллегами: он, мол, посадит машину «вслепую», по одним только показаниям приборов. Клюев закрыл обзорные окна кабины металлическими шторками, после чего и повёл «тушку» к земле. Однако это был как раз тот случай, когда даже у опытного пилота, что называется, «дрогнула рука»… Все дальнейшее читателю уже известно. Процесс по делу Александра Клюева проходил в Москве, в Верховном суде РСФСР, в закрытом для прессы и общественности режиме. В итоге пилот был признан виновным по статье 85, часть 1, УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»), и его приговорили к максимальному сроку, предусмотренному этой статьей, — к 15 годам лишения свободы. Правда, потом дело командира Ту-134 было пересмотрено, и срок заключения ему сократили до шести лет. По некоторым данным, после освобождения, вплоть до 1994 года, Клюев жил в самарском пригороде, а затем уехал в Ульяновскую область.

Метки: Тайны 20 века, гибель, катастрофа, самолёт, авария, Самара, Куйбышев, 1986, посадка, аэропорт, Ту-134, октябрь

  • Назад
  • Вперед

Пожар на SSJ100 в Шереметьево (2019)

Трагедия 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево еще свежа в памяти. Лайнер, на борту которого было семьдесят восемь человек, начал возвращение в аэропорт вскоре после вылета. По некоторым данным, в самолет попала молния.

Едва коснувшись полосы, лайнер подпрыгнул и дважды ударился шасси. Их подломившиеся стойки пробили топливные баки, которые были полными почти под завязку. Вспыхнуло пламя, которое мгновенно проникло в салон, вызвав панику среди пассажиров. Итогом трагедии стали тридцать семь человеческих жизней.

Главным виновником катастрофы был признан командир экипажа Денис Евдокимов, совершивший, по мнению следствия, несколько фатальных ошибок.

Главной виной пилота стала посадка при полных баках. По мнению следователей, командир должен был или выработать его, или продолжить полет на Мурманск.

Однако, командир корабля с обвинением не согласился, а расследование этой трагедии продолжается до сих пор.

P. S. Гражданская авиация существует уже более века, и знает в своей истории немало больших катастроф. И за все это время спецам удалось выявить лишь три основных причины трагедий: ошибка пилотов, технические неисправности и теракт.

Однако, глядя на вышеописанные истории, приходишь к выводу, что чаще причиной аварий становится банальная невнимательность, усталость и паника — хорошо знакомые нам чувства и эмоции.

Сколько самолетов падает в год

Согласно Википедии, за последние 6 лет в мире произошло 107 авиакатастроф со смертельным исходом, в которых погибло 3245 человек. В год это примерно 540 жертв

Важно уточнить, что в статистике учтены как коммерческие лайнеры, так и частные небольшие самолеты, а количество жертв указано с учетом погибших на земле. То есть, если падающий самолет протаранил автобус с 10 пассажирами, то они тоже учтены в статистике

Поэтому реальные цифры авиакатастроф пассажирских самолетов значительно меньше.

2010 год: 14 аварий, в которых погибло 792 человека. Самая масштабная трагедия – неудачная посадка индийского лоукостера на Боинге 737 (158 жертв) и падение польского ТУ-154 под Смоленском (96 погибших).

2011 год прошел без громких падений самолетов. Самое большое число жертв (77 человек) было в иранском Боинге 727, который не удалось посадить из-за плохих метеоусловий. Всего же было зафиксировано 45 авиакатастроф, в которых погибло 552 человека. Как понятно из статистики, в основном, это были легкие самолеты, на борту которых было не больше 10 человек.

2012 год: 23 аварии, 315 погибших. Самый тяжелый случай – падение пакистанского Боинга 737, в котором погибли все находящиеся на борту (127 человек).

2013 год был относительно спокойным: всего 5 аварий самолетов, общее количество жертв – 128 человек. 50 из них погибло в Боинге 737, разбившемся под Казанью.

2014 год крепко подпортил статистику авиакомпаниям: 15 аварий, с общим количеством жертв – 980 человек. Наиболее масштабное происшествие – сбитый над Украиной Боинг 777, на борту которого находилось 298 человек.

2015 год унес 478 жизней всего в 5 авиакатастрофах. Наиболее громкая – упавший над Египтом в результате теракта российский Airbus A321, жертвами которого стало 224 человека.

2016 год запомнился крушением ТУ-154 Минобороны России, в котором погибло 100 человек (92 пассажира и 8 членов экипажа. Всего же за 12 месяцев авиатранспорт стал причиной смерти 389 человек.

2017 год вошел в историю как самый безопасный за всю историю существования гражданской авиации. Всего за 12 месяцев погибло 67 человек.

2018 год начался с крушения пассажирского самолета Ан-148 в Подмосковье. Погиб 71 человек. В следующие месяцы произошло еще ряд крупных пассажирских аварий. За последние 10 лет 2018 год стал самым массовым по числу жертв – среди погибших числится 773 человека.

2019 год запомнился неудачной посадкой в Шереметьево самолета Сухой Суперджет, в результате пожара погиб 41 пассажир. А в самой крупной авиакатастрофе этого год под Аддис Абебой погибло 157 человек. Проблема на борту возникла спустя 6 минут после взлета. Итогом 2019 года стало 261 жертва в авиакатасрофе.

2020 год начался с трагедии. Во время новогодних праздников потерпел крушение сразу после взлета самолет, направляющийся по маршруту Тегеран-Киев. Причиной падения назвали случайно выпущенную по самолету ракету ПВО Ирана. Погибли все пассажиры и члены экипажа – 176 человек.

Воспоминание № 3 «Лучше переплачу, но выберу нормальную авиакомпанию, а не местный лоукостер»

Екатерина Астафьева готова переплатить, чтобы не летать местными лоукостерами

Наверное, самый ужасный перелет в моей жизни случился в Индонезии местными авиалиниями на далекий остров Флорес.

Началось все с того, что рейс туда задержали примерно на 4 часа. Мы сидели в толпе индонезийцев и англоговорящих туристов. Всю информацию сообщали на местном языке, а их английский от местного отличался примерно никак. Все, что удалось выяснить: на Флоресе дождь, ждем, пока закончится.

Через 4 часа мы, не веря своему счастью, шли в самолет. Нас вез тогда новый, с пылу-жару, «Сухой суперджет» — «Гуд сукой», как нам радостно сообщил кто-то из персонала, сияя зубами.

Спустя примерно полчаса в воздухе мы почувствовали, что начинаем разворачиваться в обратную сторону. По громкой связи нам сообщили: что-то там «киберконян». Мы решили, что это фамилия пилота, а потом догадались, что на злополучном острове снова дождь.

Нас, злющих и голодных, снова отвели в крошечный зал ожидания перед гейтом. Разумеется, ни о какой кормежке речь не шла, а в ближайшей лавке продавали только омерзительные острые чипсы.

Прошло еще около часа, попытка номер два. Когда мы увидели посадочную полосу на острове, нам стало не по себе: очень узкая и со всех сторон горы. В первый и последний раз хлопали при посадке Киберконяну: он молодец.

Аэропорт оказался бараком, до которого мы шли пешком. Там нас ждал квест по получению багажа. В окошко выбрасывали сумки — то, что ты успел выдернуть в толпе, теперь твои вещи. К счастью, для нас все обошлось парой синяков.

Обратно таких приключений не было. Кроме того что за нашу неделю на Флоресе авиакомпания разорилась и, как выяснилось в аэропорту, рейс отменили. Несколько душераздирающих диалогов по телефону, братание с немцами и австралийцами, которые ждали тот же несуществующий самолет, и в итоге чудесное спасение. Наши билеты переоформили на рейс другой авиакомпании после того, как мы все по очереди стали жаловаться на горячую линию индонезийского агентства авиасообщения.

В общем, с тех пор я уж лучше переплачу, но выберу нормальную авиакомпанию, а не местный лоукостер.

Примечания

  1. ↑ . AirDisaster.ru. Дата обращения: 8 августа 2014.
  2. ↑  (англ.) (недоступная ссылка). B3A Aircraft Accidents Archives. Дата обращения: 8 августа 2014.
  3. ↑  (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 12 марта 2013.
  4. ↑ . russianplanes.net. Дата обращения: 8 августа 2014.
  5.  (недоступная ссылка). OneSpotter.com. Дата обращения: 18 октября 2014.
  6.  (недоступная ссылка). Пассажирский транспорт Ленинградской области. Дата обращения: 18 октября 2014.
  7. Согласно данным на мемориальных плитах
  8. ↑  (недоступная ссылка). AVIASAFETY.ru. Дата обращения: 9 августа 2014.
  9.  (англ.) (недоступная ссылка). B3A Aircraft Accidents Archives. Дата обращения: 8 августа 2014.
  10.  (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 8 августа 2014.
  11.  (англ.). Aviation Safety Network. Дата обращения: 8 августа 2014.
  12.  (недоступная ссылка). Dream Air (13 марта 2010). Дата обращения: 9 августа 2014.
  13. Валерий Савин. . Новости Казахстана (17 июля 2010). Дата обращения: 9 августа 2014.
  14. Николай Якубович. Глава 13. Самолет для народа // Неизвестный Ильюшин. Триумфы отечественного авиапрома. — М.: Эксмо, Яуза, 2012. — 550 с. — (Война и мы. Авиаконструкторы). — ISBN 978-5-699-59106-0.

Катастрофа Ту-134А – 27 жертв

Когда и где. 13 января 1990 года в районе Первоуральска в самолете Ту-134А, летевшем из Тюмени в Волгоград, возник пожар в багажном отсеке.

Детали. Лётчики сумели увести машину за пределы жилых домов, а оказавшись за чертой города, решили совершить аварийную посадку на совхозное поле, покрытое глубоким снегом.

Коснувшись земли и промчавшись по ней 148 метров, самолёт подскочил вверх и пролетел 104 метра, после чего опять коснулся земли, проехал 44 метра и вновь поднялся вверх. Пролетев ещё 180 метров, авиалайнер в третий – и последний – раз коснулся земли и через несколько секунд врезался крылом в стационарную систему орошения. От удара самолёт перевернулся, и на «спине» его протащило ещё несколько десятков метров – прямо на деревья лесополосы…

Число жертв. На месте катастрофы погибли 2 члена экипажа и 22 пассажира. Позже в больницах Первоуральска от ран скончались ещё 2 члена экипажа и 1 пассажир.

Выжили 42 пассажира и 2 члена экипажа (это единственная в пятёрке катастрофа, где есть спасшиеся).

Причины. Согласно проведённым исследованиям было определено, что пожар возник из-за короткого замыкания электрических проводов, вызванного нарушением изоляции.

Каменный памятник на месте трагедии – второй по счёту. Первый – из нержавейки – был украден вскоре после установки: видимо, его сдали в пункт приёма металлолома

Все пять крупнейших свердловских авиакатастроф произошли в СССР. Самая страшная трагедия постсоветского времени случилась 9 мая 1993 года в Нижнем Тагиле. Тогда во время демонстрационного полёта самолёт Як-52 рухнул на Театральную площадь. Погибли пилот и 18 зрителей

АП 23 – убить конкурентов

В 90-х годах, когда Ан-2 еще выпускался серийно в Польше и массово использовался не только у нас, американцы «продавили» унификацию российских авиационных правил (АП) со штатовским аналогом FAR-23 по некоторым статьям. Так, в АП 23 появилось ограничение количества пассажиров до девяти человек для однодвигательного самолета с взлетным весом до 5700 килограммов. Как известно, советский однодвигательный самолет Ан-2 имел взлетный вес 5500 килограммов и при этом перевозил 12–14 пассажиров плюс два пилота. А вдобавок ко всему американцы увидели замечательную разработку Т-101, превосходящую их аналог – самолет Cessna 208 Caravan по многим параметрам.

Сегодня, вместо того чтобы Росавиации и МАК взялись пересмотреть явно недружественные авиационные правила, принятые в порыве братания с заокеанскими «партнерами», мы подгоняем под их правило отечественное производство легких самолетов.

А основной конкурент Ан-2 – американский самолет Cessna 208 Caravan сейчас благополучно летает по всему миру (в том числе и в России), перевозя от 9 до 13 пассажиров, не считая двоих пилотов, по специальному разрешению авиационных властей США. А модификация Cessna 208B Grand Caravan успешно ныне возит 14 пассажиров на однодвигательном самолете.

В поисках виновного

За 15 лет и в Германии, на территории которой произошла катастрофа, и в Швейцарии, где базируется Skyguide, и в Испании — пункте назначения российского лайнера, состоялось множество судов по делу о крушении самолётов над Боденским озером.

Было много вопросов как к диспетчерской компании, так и к германской стороне, которая не имела права поручать частной швейцарской фирме руководить полётом. Но представители Skyguide сразу после трагедии заявили, что вина лежит на российских пилотах, которые якобы не поняли указаний операторов центра полётов, из-за чего и произошло столкновение.

Тем не менее в 2004 году Германия опубликовала документ с итогами расследования, где в заключение было сказано, что в столкновении Ту‑154 с Boeing виноваты швейцарские диспетчеры. Skyguide вынуждена была признать вину, и через два года после трагедии директор диспетчерской компании принёс извинения семьям погибших.

Окончательный вердикт в отношении восьми сотрудников компании Skyguide был вынесен в 2007 году

Четырёх менеджеров признали виновными в причинении смерти по неосторожности, троих суд приговорил к условному заключению, одному был выписан штраф. Ещё четверых обвиняемых суд оправдал. Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась

Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS

Семьям погибших диспетчерская компания выплатила денежные компенсации, сумма которых не озвучивалась. Однако помимо претензий к Skyguide родственники подали иски на две американские компании, которые отвечали за автоматизированную систему безопасности самолётов TСAS.

Исполнительный директор Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерий Постников в беседе с RT подчеркнул, что обвинять в авиационных катастрофах кого-то одного неправильно.

Собеседник RT отметил, что вся система построена на взаимосвязи инструментальных и человеческих факторов, которые не должны позволить катастрофе произойти. При этом он добавил, что столкновение воздушных судов в небе — одно из самых редких событий, случающихся в авиации.

В интервью RT Постников заявил, что в крушении самолётов над Боденским озером «нельзя вешать всю вину на одного диспетчера».

«В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, — это абсолютно неприемлемо», — заключил эксперт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: