Каксина Евдокия Даниловна
Я хочу вас познакомить с Евдокией Даниловной Каксиной, краеведом, любящий свою малую родину, поэтессой, любящая свой край, любовь чувствуется в каждой строчке стихотворений на родном, хантыйском языке. Евдокия Даниловна училась в Казымской средней школе, в 2008 году окончила филологический факультет Югорского университета по специальности «учитель родного языка и литературы» Первые стихи Евдокия Даниловна начала писать в школьные годы, в поэзии звучат воспоминания о детстве, о родных людях, о маме, о бабушке. До школы Евдокия Даниловна воспитывалась у дедушки и бабушки по отцовской линии. Именно они научили любить природу, видеть в ней всю красоту, всё живое и пользоваться ее волшебным языком. Евдокия Даниловна является знатоком фольклора и традиционной культуры ханты и активно делится своими знаниями через статьи и фольклорные сборники с читателями. Обряды, связанные с рождением ребенка в хантыйской семье. Односельчане уважают Евдокию Даниловну, обращаются за помощью во в разных жизненных ситуация, она всегда приходит на помощь. Провести обряды, связанные с рождением ребенка, узнать в кого из умерших родственников, воскресла «душа» родившегося ребенка, когда этот обряд не проведен и не определено, в кого душа воскресла, ребенок плачет, беспокойный. У мужчин ,по поверьям воскрешается душа 5 раз, у женщин 4 раза. Семейные обряды в традиционной культуре народа ханты существуют и в наши дни, молодые родители прислушиваются к советам взрослых, родителей и стараются соблюдать, ведь в них заложен глубокий смысл, направленный на здоровье и благополучие семьи, детей. У ребенка в семье, при рождении, получается четыре мамы, родная мама, «пукан анки- досл. Перевод с хант.яз.»пупковая мать», раньше, когда не было больниц «пукан анки» присутствовала на родах, та которая отрезала пуповину. А ребенка называли «пукан пух» или «пукан эви».»Алтум анки»- «несущая мать» которая несла из родильного дома домой ребенка». «Пярн анки»- крестная мать. Пока ребенок маленький мамы оберегают его, оказывают знаки внимания, вырастая, он становится помощником, помощницей. Родители сами назначают своему ребенку «социальных» родителей, приглашают в гости , дарят подарки. Таким образом, ребенок, если оставался сиротой, он не оставался один,его обязательно брали «социальные» родители.
Постфактум
И всё же, во всей противоречивости и хаотичности тромаганского праздника удалось нам увидеть самое настоящее чудо. Среди нескольких десятков человек, прибывших под Русскинскую, был один, для посторонних незаметный совсем. Сидел в углу, слушал. На второй день начал петь. Невероятные, завораживающие пластика, голос… Молчали и слушали все, потому что не слушать было невозможно. Это был Семён Григорьевич Рынков.
Один вождь семинолов сказал: мы в коммерцию включили перья (традиционный головной обряд индейских вождей), наш боевой клич, и всё. Это вы видите в фильмах, на праздниках… Остальное мы оставили себе. Табу.
Пытаясь анализировать то, что происходит сегодня с хантыйской культурой, смею предположить, что мы можем оказаться не столь щепетильны
Важно понимать, что такие как Сергей Васильевич Кечимов, Семён Григорьевич Рынков – это вовсе не бренд Югры. Это – наше табу.
Праздничные игры
Традиционный хантыйский праздник «Медвежьи игры», деревня Русскинская
Сколько народов – столько разновидностей Медвежьего праздника. Ученые говорят о трех основных его типах – угорском (у хантов, манси, коми), северном (у эвенков, эвенов, кетов, якутов), амуро-сахалинском (у коренных жителей Дальнего Востока). В первых двух вариантах почести воздаются медведю, добытому охотниками. В третьем – медведя специально выращивают в неволе для проведения ритуала.
Самый сложный, разнообразный и продолжительный Медвежий праздник – угорский.
В старину у некоторых родов хантов и манси существовал запрет на добычу медведя и употребление его мяса. В те времена во фратрии Пор («медвежьем роде») проводили праздники, длившиеся с дня зимнего солнцестояния в декабре до весеннего равноденствия в марте. Их устраивали семь лет подряд, затем делали семилетний перерыв.
В старинной версии хантыйского праздника медведя представляла его шкура.
Люди исполняли специальные «медвежьи» песни, сказания, далее шли «призывные песни» и «птичьи танцы» – так вызывались божества и духи предков.
Всего за дни «Медвежьих игр» звучит до 300 ритуальных песен.
По традиции мясо едят в последнюю ночь праздника. Кости медведя хоронили в лесу, череп вешали на высокий пень или прятали, так же как шкуру, в сакральном месте.
Медвежьи праздники в честь добычи зверя появились позже и длились пять дней, если убит медведь, и четыре – если медведица. Обряды проходили ночью. Охотник, добывший медведя, вел праздник от имени зверя. Украшенную медвежью шкуру вносили в помещение, окуренное дымом чаги, и располагали в традиционной и древней «жертвенной позе». Перед медведем ставили угощения, иногда приносили ему в жертву оленя, кланялись, целовали лапу, затем исполняли «медвежьи» песни, танцы, сценки.
Экскурсия в историю..
Хантыйские стойбища.., когда- то наполненные жизнью стоят, ждут, когда вновь возродится жизнь на их стойбище, пронесутся олени, потопчут белоснежный ягель. Хантыйские поселения, еще их раньше они называли «юртами», которые расположены на реке Амня, проживали люди из рода Тарлиных, рода Ерныховых, рода Каксиных. Есть недалеко от п. Казым Каксинская гора, поселение рода Каксиных. Это древнее городище, вызывает до сих пор интерес археологов, историков России: Новосибирска, Екатеринбурга, уже не первую экспедицию встречает это историческое место. В 1980 году, 1992 году, в 2019 году. Археологи находят экспонаты, характеризующую эпоху той поры – предметы быта, изделия из бронзы, керамику, останки керамической глиняной посуды, ножички, наконечники стрел, украшения. Оборонительная крепость, высотой 9-10 метров над уровнем воды, окружена была рвами…Исследователь прошлого столетия Александр Александрович Дунин — Горкавич описывает реки северного края, описывает быт, народы северной части Западной Сибири в трехтомнике «Тобольский Север» Установлены памятные стелы, они устанавливают в местах, где жил и трудился А.А.Дунин — Горкавич. На них указана дата пребывания лесовода и выдержка с описанием места из трудов ученого. На сегодняшний день памятные знаки установлены в деревне Юильск и сёлах Полноват и с.Казым.Богатый фольклор нашего народа сохранился в песнях, которые и исполняются на медвежьих игрищах. Медвежьи игрища С особенным почитанием относимся к медведю, считая его своим прародителем. У северных народов сохранился культ, священный праздник – Медвежьи игрища — проводят на нашей территории, пока есть носители культуры, передается следующим поколениям. В период советской власти, они были запрещены. Работая в Архиве Белоярского района, нашла много заметок, отчитываясь, избачи докладывали, что народ тайно посещает праздник, ходили ночами, тайно. Зрелище праздника захватывает, погружаясь в обряд, слушая песни, которые поют исполнители обряда. Смешные сценки, в которых высмеивают человеческие пороки, жадность, лень, страх, участвуют и зрители. День ОленеводаУ нас в поселке проводится ежегодный праздник «День Оленевода». В с. Казым находится одно из оленеводческих хозяйств ХМАО – Югры, куда съезжаются показать свое мастерство оленеводы со всех оленеводческих бригад. «Оленьи бега», где все умение и удаль, мастерство своего нелегкой работы демонстрируют оленеводы
Жилье
Чум – традиционное жилище ханты и манси. Коническую постройку с деревянным каркасом очень удобно перевозить. Установка дома занимала у кочевников около 40 минут. Внутреннее убранство чума:
- Шест. Главный элемент дома состоял из 20-30 жердей. Он был очень прочным и не прогибался под тяжестью покрытия и снега.
- Очаг. Его располагали точно под верхушкой жилища. Огонь считали живым существом. Когда хозяйка шила новое платье, она обязательно отрезала кусок ткани и бросала в очаг.
- Спальные места. В жилище пространство четко разграничено. Почетное место предназначалось для гостей, дальше к двери располагались члены семьи. Причем мужское население размещалось ближе к очагу, а женское – к выходу.
Ритуал эвенков
Эвенкийская фигурка медведя бронзового века с верховьев Енисея.
У эвенков обряд совершался только над медведем, убитым в берлоге (другие способы добычи были не в счет). Охотник, нашедший берлогу, сообщал об этом другому роду: поскольку медведь считался братом человека, то и добыть его мог только чужак. Над берлогой охотники кричали по-вороньи, иногда махали руками, словно крыльями, – будили медведя и одновременно «переводили» вину на птиц. В день охоты в стойбище относили только шкуру и сало (его делили между всеми семьями), а на следующий день привозили из леса тушу. Люди также встречали ее «вороньим» криком.
Череп медведя возле национального эвенкийского села Аим, Хабаровский край.
В первый день Медвежьего праздника до полуночи варили шею животного, исполняли танцы, подражающие движениям медведя. Лица при этом мазали сажей, чтобы походить на ворон или чужеродцев. После трапезы молча расходились. В следующие дни все повторялось с другими частями туши. В последний день варили голову, а затем медвежий череп хоронили – уносили подальше от стойбища и насаживали на подрубленный ствол молодого кедра, мордой в сторону леса (чтобы медведь не вернулся). Некоторое время хоронившие зверя пятились назад и возвращались в стойбище, где шаман совершал над ними обряд очищения. Считалось, что после этого душа медведя стала посредником между Хозяином верхнего мира и людьми.
История
Экспозиция «Пещерные медведи», комплекс «Самаровский останец. Археопарк», Ханты-Мансийск
Культ медведя распространен с древности и связан с архаичными верованиями. В святилищах I тыс. до н. э. в Предуралье и Сибири археологи обнаружили многочисленные изделия, изображающие медведя: металлические бляшки, полые фигурки – пронизки. На многих из них животное предстает в «жертвенной позе» – с головой, лежащей между лап. Так шкуру медведя укладывают во время посвященных ему ритуалов и в наши дни.
Примерно 2000 лет назад у разных народов стали появляться «медвежьи» орнаменты – например, узор «след медведя» (крестики, образующие сетку). Тогда же возникают и многочисленные мифы, в которых, с одной стороны, обосновывается возможность охоты на медведя, а с другой – предписывается делать это со всем уважением и с соблюдением обязательных правил-обрядов.
Орнамент «Медвежьи следы
День оленеводов
Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.
Сидя вокруг него, остальные мужчины пили кровь, отрезали кусочки мяса и ели. Закончив свою ритуальную трапезу, они отходили от туши, туда садились женщины и дети. Этот веселый, развлекательный праздник проводился с учетом древних традиций. В спортивных состязаниях нужно было показать навыки охотника, управления оленьими и собачьими упряжками.
Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода. Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей
К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому
Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.
Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!
Ханты и манси – родственные сибирские народы. В свое время они были храбрыми охотниками, слава о которых доходила до Москвы. Теперь это небольшая группа жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округа. Удивительно, но этот народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Обские угры (обобщенное название народов) занимаются скотоводством, охотой и продолжают верить в духов.
Саамский бубен
В старину Медвежий праздник отмечали и кольские саамы, сейчас эту традицию возрождает Национальный культурный центр села Ловозеро. Все ритуалы на саамских Медвежьих играх – от гаданий об исходе охоты до танцев – сопровождает бубен. В числе других «музыкальных инструментов» – погремушка из охотничьего копья с прикрепленным медным кольцом, свистулька нюрк, имитирующая крик чайки, свист березовых и ивовых прутьев.
Акварель «Село Ловозеро», 1937 г.
На Медвежьих играх саамы исполняют особыеблагодарственные песни – йоиги. Они подражают голосам зверей и птиц – волка, оленя, ворона, глухаря, собаки, гагары, кукушки. Также проводят конкурс на лучший медвежий рык.
Ритуальные танцы, помимо того, что имитируют движения животных и птиц, изображают рисунок культовых саамских лабиринтов, вращение Земли вокруг Солнца, процесс охоты на медведя. Завершается праздник обрядом очищения – как и у других народов.
Литература
1. Матюков, А. К. День Вороны / А. К. Матюков; А. К. Матюков, Е. А. Иваненко; рец. Р. Г. Решетникова; Департамент по вопр. малочисл. народов Севера Ханты-Манс. автонм. округа — Югры. — Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Баско, 2008 — 20с. Ил ..
2. Пятникова, Т. . Р Традиционные обряды хантов Усть-казымского Приобья / Тамара Романовна; Т. Р. Пятникова. — Белоярский; Екатеринбург:. Баско, 2008 — 77, с.
3. Молданова, Т. . А Пелымский Торум — устроитель медвежьих игрищ / А. Татьяна; Татьяна Молданова; ответ. ред. — Д-р. ист. наук Н. В. Лукина; Правительство Ханты-Манс. автоном. окр. — Югра, Департамент по вопр. малочисл. народов Севера; Югор. гос. ун-т. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2010 — 221, с ..
4. Край родной. Азбука краеведения: Россия. Югра. Урай / авт.-сост. О. Н. Гаврилова; редкол:. А. Н. Сафонов . — Екатеринбург:. СВ-96, 2001 — 392 с. : Ил.
5. Медвежьи игрища казымских хантов / . — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004 — 35, с . Фотоил.
6. Чернецов, В. Н. Медвежий праздник у обских угров / В. Н. Чернецов; В. Н. Чернецов; пер. с нем. и публ. Н. В. Лукиной. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.
-
Сообщение о фильме несколько дней из жизни обломова
-
Регги сообщение на английском
-
Проверка жил на сообщение
-
Сообщение о перегреве телефона
- Сообщение на тему хозяйство западной сибири
Религия
До конца XVI века духовная жизнь обских угров была обособленной. Верования народов сочетали в себе ритуалы, шаманизм, поклонение духам.
Религиозные традиции ханты и манси не были однозначными. Некоторые верили в три сферы мироздания: верхнюю, где царствовал бог Торум; среднюю, где жили люди, звери и духи; и нижнюю – обиталище мертвецов и Куль Отыра – неприятеля небесного Торума. Существовала и иная, горизонтальная картина мира, когда верхний мир связывался с верховьями Оби, нижний – с низовьями реки, а средний – с землей.
Начатая в XVII столетии христианизация региона не коснулась основ религии народа, но все-таки оставила заметный след. Практически в каждой семье есть православная икона. Но лики святых сравнивают с языческими богами. Николай Чудотворец для хантов и манси олицетворяет Торума, Богородица – богиню земли Калтась-эква.
Издревле народы почитали духов. Одни из них помогали, а другие – вредили человеку. Для борьбы с силами зла совершались обряды и строго соблюдались правила и запреты. Место вокруг костра считалось священным. Туда нельзя было бросать мусор, втыкать нож или другое орудие.
Охотники проводили церемонии с черепами и шкурами зверей, чтобы убитые животные как можно быстрее возродились.
Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала вскоре после рождения ребенка.
Народы не сомневались, что после смерти человек становится духом, которому живые обязаны делать подношения.
История
Культ медведя ранее был распространен повсеместно, но сегодня сохранился в полной мере только на территории Югры.
История почитания медведя прослеживается с начала III тыс. до н.э., именно этим периодом датированы наскальные изображения медведя. А вот артефакты – металлические бляхи, отлитые в форме фигурки, где можно наблюдать медведя в жертвенной позе, археологи относят к V в н.э.
Обряд «пупи хот» устраивается по случаю добычи медведя, голова которого в жертвенной позе располагается в передней, мужской части дома. Чествуют зверя в течение 4 или 5 дней. В этот период в определенной последовательности мужчины, наряжаясь в специальную одежду, изображают духов-покровителей, сверхъестественных существ, людей с реки Печоры, исполняя песни, танцы и сценические диалоговые действия от лица персонажей.
Историю жизни главного персонажа можно узнать из песен, входящих в репертуар обряда «пупи хот». В мифе спуска медведя на землю рассказывается о жизни зверя у своего отца Великого Торума. Глядя вниз, он хотел познать манящую и загадочную земную жизнь. После долгих уговоров отец разрешает ему уйти в мир людей. Но сын Небесного отца Торума нарушил правила и стал смертным, как все живые существа на земле. И чтобы Медведь вновь смог подняться вверх, к своему отцу, люди, приехавшие на праздник, должны совершить ритуальные действия отражающие ценности и нормы сосуществования в обществе, природе. Исполняемые песни, танцы, сценки отмечаются на специальной палочке, называемой шемлаӈ юх, количество которых может доходить до 500. В обряде применяют особую табуированную лексику: «медвежий язык». После завершения обряда начинается траур, который длится 4 или 5 дней, в этот период люди обращают добрые помыслы Матери Земле и верховному отцу Торуму.
Кухня
Основу рациона питания северных жителей составляли сырая, вареная, сушеная, копченая рыба и мясо.
- Оленина. Одним из любимых лакомств считалось свежее сырое мясо.
- Порса – толчёная мелкая сушёная рыба.
- Строганина – тонкие ломтики свежемороженной рыбы или мяса оленя.
- Юкола – сушено-вяленая рыба. Благодаря долгому сроку хранения, обычно, юколу заготавливали на зиму.
По традиции ханты и манси пекут хлеб в печке под открытым небом. Ее протапливают, извлекают зону и кладут внутрь тесто.
Древний народ очень бережно относится к продуктам питания. Хозяйка не допустит, чтобы остатки еды и особенно хлеба оказались в мусорном ведре. А если крошки окажутся на полу, мизгирь-паук подберет их и отнесет Торуму. Божество увидит, что человек пренебрежительно обращается с пищей, которую он ему ниспослал, разозлится и накажет семью голодом и несчастьями.
Свежий хлеб возбраняется резать ножом – продукт еще живой и лезвие причиняет ему страдания, поэтому правильнее отламывать куски руками.
Брат-медведь
Николай Дявгода, «Медвежий праздник»
Древние люди окружали медведя почтением, потому что считали его прародителем, тотемным животным, верили в его покровительство, приносящее здоровье и удачу в охоте. Оберегами служили шкура, когти, зубы животного, а в роли первой колотушки шаманского бубна выступала медвежья лапа.
Смесь уважения и страха привели к тому, что во многих языках медведю даются иносказательные, «зашифрованные» имена: он и «дедушка», и «дядя», и «хозяин», и «сосед», и просто «зверь». Почтение почтением, но лучше лишний раз медведя не поминать – а то, не дай бог, явится, когда не ждали.
«Сила крупных зверей, хитрость, изворотливость, необыкновенное чутье и масса инстинктов, которых лишен человек – все это дает достаточно основания относиться к животным как к существам крайне разумным и даже во многих отношениях превосходящих человека».
Этнограф Константин Рычков
Традиция умерла или традиция появилась?
Традиции лесных людей испокон веков строились на запретах. В марте на Тром-Агане на наших глаза один из запретов был нарушен.
— Нам-то, женщинам, конечно, нельзя петь, особенно священные песни, — рассказывает впервые попавшая на праздник коренная жительница Надежда Покачева. — Но мы же поставили медведю стол, попросили, пусть он нам разрешит, чтобы в честь него его песни исполнить. С другой стороны, если бы женщины не было… У медведя же тоже женщина есть. Если бы их не было – на земле бы ничего не было. Это всё женщина творит. Вот поэтому и решили мы тоже спеть ему. Не хочется это терять.
— Трудно было решиться выйти публично петь?
— Конечно, трудно. Боишься. Есть ведь тут люди знающие…
— То есть, как на экзамене стояли, боялись, да?
— Да (смеётся).
Много ли ещё запретов придётся нарушить, пока обряд стабилизируется в современном мире? И приемлемо ли будет само слово «обряд»? Возможно, останется только «праздник». Или «шоу».
Медвежий праздник на Тром-Агане в марте 2016 года Фото: Фото автора/ Евгений Романов
Маски. Шоу.
Один из самых лакомых кусков Медвежьего праздника — сценки, где в комической форме высмеиваются глупость, скупость, жадность, лживость и другие пороки. Они-то и пошли в первую очередь гулять по фестивалям и национальным праздникам. Доступно. Привлекательно. Опять же, – брэнд…
Герой одного из моих фильмов, комментируя своё выступление в сценке, говорит: да я на Медвежьих игрищах и не был ни разу. Так, где-то видел, что-то слышал… Вот, придумываю, прыгаю…
В марте на Тром-Агане, буквально на глазах участников, родилась сценка и на современную тему.
— Все сценки, которые есть на Медвежьем празднике, породило время, — комментирует свой дебют исполнительница Аграфена Песикова. — Я решила показать в сценке недостатки чиновников, нефтяников и прочих «сопровождающих лиц», то есть, то, что происходит у нас сегодня сплошь и рядом. Какие ещё темы современные? Например, как ханты и русские не понимают друг друга. Это до сих пор проблема: непонимание между национальностями. Как живут дети в интернате, тоже есть недостатки, тоже сценки могут появиться… Это живая жизнь.
Так, с помощью Медвежьего праздника, у коренных жителей может появиться ещё одна возможность диалога со светской властью. Если власть это позволит.
Фото: Фото автора/ Евгений Романов
Поклонение
Станковая графика «Коми языческий медвежий праздник», Игнатов.
В мифологии разных северных народов медведю отводятся разные роли. В фольклоре народов коми и ханты медведя называют лесным человеком, или хозяином леса. Считается, что он понимает любой человеческий язык. Поэтому на охоте принято просить у животного прощения. Для них мишка выступает в образе мудрого Старика посредником между мирами людей и духов. Человеком, превратившимся в животное, считали медведя и селькупы. А для нганасанских шаманов медведь был проводником в потусторонний мир.
Фигурка медведя. Эвенки. Начало ХХ века.
У разных групп эвенков медведь считался первым обитателем земли, прародителем эвенкийского народа и даже создателем мира: эвенкийские мифы сообщают, что домашние олени появились из шерсти медведя; он же сделал бурундука полосатым, карася – плоским, кедровку – ненасытной и т. д.
В одном из эвенкийских мифов рассказывается о девушке, провалившейся в берлогу, проведшей зиму с медведем и родившей медвежонка. Позже она вышла замуж и родила сына. Однажды старший и младший братья решили помериться силами, брат-человек в пылу состязания убил брата-медведя. Тот, умирая, оставил заветы, как нужно охотиться на медведя и хоронить его. Эвенки следуют им и поныне.
New Horizons (новые горизонты)
«…Прогресс предполагает изменения в традиционном укладе жизни. Нам свойственно уничтожать одно, чтобы создать другое. Но и обратное тоже верно, — эти слова из зачётной работы ещё одной из моих студенток. — Невозможно стремиться к звездам и одновременно есть сырое мясо на Медвежьем празднике…».
Уверяю – возможно. Горжусь, что жизнь свела меня с представителями нового, современного поколения хантыйской молодёжи.
— Неоднократно, вот и в прошлом году, чуть ли не на Красной площади хотели Медвежьи игрища показывать — все наши категорически были против, — рассказывает Руслан Богордаев, представитель молодёжной организации обско-угорских народов, г. Ханты-Мансийск. — Здесь много сакрального есть, чего нельзя на общую публику показывать. Вот традиционную одежду сегодня, когда выносят на сцену, на публику — она искажается: большие узоры появляются там, и так далее. Медвежий праздник тоже ждёт несомненное искажение, если это будут в массах показывать.
— Расскажи о роли молодёжки в сохранении праздника.
— Одна из задач нашей молодёжи – успеть записать и сохранить то, что наши старейшины нам показывают. Стараемся городских ребят приобщать. У нас уровень владения языком не очень серьёзный, пока на базе сценок мы это изучаем. Там небольшой набор слов – с этим справляемся. А вот задача максимум – научиться, чтобы каждый хотя бы по одной песне ритуальной мог исполнять.
— Зачем?
— Чтобы сохранить и передать своим детям.
— В тайге держит и многое даёт земля, вам в городе труднее, вы оторваны…
— Безусловно. Медвежьи игрища — это как раз то связующее звено с нашими предками, с нашей землёй, с нашими традициями, и изучая их, мы чувствуем себя коренными.
— Я, допустим, не хочу утратить тот фольклор красочный, который передавали нам из поколения в поколение, — рассказывает ещё один представитель молодёжного движения Югры, Александр Айпин. — Ведь это же целый театр хантыйский: здесь и песни, и танцы, и сценки, и сказки…
Здесь раскрывается вся суть, душа и сердце народа. Душа северного человека, красочная, как северное сияние. Люди здесь собираются и поют, для себя, – про обыкновенную жизнь, про быт, про природу, про зверей, про птиц… Находясь бок о бок с природой, показывают и рассказывают это в танцах, песнях… Цивилизация цивилизацией, но в телевизоре и в квартирке, в принципе, ничего хорошего нет, если ты там закроешься и будешь сидеть. Эти машины, вся эта суета городская… Сейчас многие молодые ребята начинают осознавать, что отходить не надо и сами к родному, к корням тянутся. Я хотел бы, чтобы у нас на Агане тоже появилась такая традиция, медведя играть.
Традиция была заложена в прошедшие выходные. В Мегионе состоялся первый Региональный музейный фестиваль «Хатлые» (Солнышко), где в числе прочих была представлена и фольклорная программа «Тунты Вэш» (Берестяная маска) с элементами обряда Медвежьи игрища, при участии незаменимых уже Сергея Кечимова и Тимофея Молданова.
Фото: Фото автора/ Наиль Ибраев