«Воспитываем глину!»
В соседней комнате властвовал хозяин мастерской – Сергей Васильевич Масликов. Речь гончара самобытна и насыщена старинными словами, гончарными терминами. Надо было запоминать, что и как там называется.
Сначала стали «воспитывать» глину — пропустили её через специальные валики, потом агрегат наподобие мясорубки выдавил, уже освобождённую от воздуха, пластичную глиняную «колбасу». Вот она и стала материалом для дальнейшей работы. Недаром говорят, что наблюдать, как трудится другой человек, можно бесконечно – завораживает!
Глина была такой послушной в руках мастера, так волшебно сворачивалась то в кувшин, то в горшок, то в цветочную вазу, что казалось, вот сейчас тоже сяду за гончарный круг и создам шедевр. Как бы ни так!
Ребята резво усаживались на место гончара, круг вертелся, а вот глина была совсем непослушной. Вернее, она была очень капризной – так и норовила прошмыгнуть между пальцами или смяться в лепёшку. Но удовольствие от пары минут за гончарным кругом было гарантировано каждому – лица светились от счастья, а руки были испачканы жёлтой глиной.
Напоследок мы накупили всяческих глиняных поделок – от магнитов и колокольчиков, до ваз и горшочков. Изделия очень красивые, а цены очень доступные. Довольные, с покупками и самодельными глиняными котятами мы загрузились в автобус, чтобы продолжить наше путешествие.
Слайд 12В России первые самовары появились в 18в., когда употребление чая стало
прочно входить в повседневный обиход нашего народа. О производстве самоваров одно из первых упоминаний относится к 1767г. В этом году самовары уже числятся в реестре изделий Троицкого завода Турчаниновых на Урале — вблизи Усолья.На родине чая, в Китае, воду для заварки кипятили в обыкновенных медных чайниках. Русская смекалка пошла дальше — внутри «чайника» появилась труба — кувшин, куда закладывали горячие угли. Но использовалось это приспособление первоначально не для приготовления напитка из «Поднебесной империи», а для питья исконно русского неповторимого напитка сбитня, сваренного из мёда с добавлением лечебных трав и пряностей.В XVIII веке на Урале в большом количестве изготавливались кухни — самовары. Их с успехом использовали путешественники по Сибири, беря с собой в дальнюю дорогу. Кухни — самовары были просты и по форме напоминали собой братину. Это тот же самовар, но разделенный внутри перегородками на два — три отсека. Остановятся путники после трудной дороги где-нибудь посреди тайги на привал, достанут заветную кухоньку, нарубят сухих веток или шишек еловых насобирают, и совсем не долго ждать, когда кухня — самовар, словно скатерть — самобранка, приготовит им и суп наваристый из таёжной дичи, и кашу, и чай.Иногда на уральских заводах изготавливались самовары также в форме репки и рюмки.
Колокололитейное дело
Если вы интересовались историей Урала, вам наверняка знакомо имя Никиты Демидова. В 1720-е годы он владел восемью из двадцати металлургических заводов России. За всю историю под руководством династии Демидовых находилось около 50 предприятий.
Как уже мог догадаться читатель, колокололитейное дело зародилось благодаря Никите Демидову. В 1702 году по его распоряжению на Урале был отлит первый колокол. В 1790 году в Невьянске был воздвигнут колокололитейный завод. Позднее колокола начали делать в Екатеринбурге и Каменске-Уральском.
Интересное по теме:
Династия Демидовых: мы вспомним, как всё начиналось
Русские ремесла, народные промыслы Урала. Как отливают колокола
Колокольный завод «Пятков и Ко»
«Пятков и Ко» – первое в России частное предприятие, где начали лить колокола. Завод был построен в Каменске-Уральском в 1991 году и работает по сей день. Колокола уральского завода можно увидеть на соборах Москвы, Московской области и многих других прилегающих регионов.
Ежегодно с 2005 года в городе проводится колокольный фестиваль «Каменск-Уральский — колокольная столица», куда съезжаются лучшие звонари России!
Читайте подробнее о колокольном заводе
г. Невьянск – демидовское «горное царство»
В автобусе Дмитрий Эдуардович рассказывал нам, что Невьянск стал первым городом-заводом в России и был основан в 1701 году в тот день, когда осуществили первую плавку металла. Обычно, подробности из заводской жизни скучны и неинтересны детям, но поездка к Невьянской башне, это не только знакомство с историей завода, это множество загадочных легенд и преданий, окутывающее таинственной завесой наклонную башню.
Первую легенду мы услышали в башенной арестантской комнате. Якобы Акинфий Демидов держал там в заключении рабочих, которые чеканили для него монеты (нелегально, разумеется). А чтобы скрыть потом факт такой «незаконной финансовой деятельности» открыл шлюзы невьянского пруда и затопил подвалы вместе с рабочими. Но это всего лишь легенда.
Далее мы стали подниматься на каждый этаж наклонной башни. Стены у неё порядка двух метров толщиной, очень крутые ступени и низкие своды. Большой интерес у ребят вызвал наклон Невьянской башни. Экскурсовод нам объяснил, что у башни отклонение от вертикали составляет примерно 2 м. По мнению специалистов, башня наклонилась во время строительства и достраивалась с учетом появившегося наклона, а ещё она имеет необычную саблевидную форму (как турецкий кинжал).
Внутри башни был и кабинет Демидова, где он вершил дела своего «горного царства» и комната, для чеканки монет и знаменитая слуховая комната. Она находится на шестом этаже башни, знаменита особым акустическим эффектом — слово, сказанное шепотом в одном углу, громко слышится в противоположном. В этой комнате дети развлекались дольше обычного – стояли по углам и шептались, а слышно действительно очень хорошо. Секрет такой акустики в точном расчёте сводчатого потолка, по которому звук перемещается на противоположное направление, при этом в центре комнаты ничего не слышно.
После Невьянской наклонной башни мы поехали в местное кафе «Демидов», где с удовольствием пообедали после насыщенной экскурсии
Домой мы возвращались уставшие, но довольные. В автобусе ребята сделали симпатичные открытки своими руками под руководством нашего замечательного экскурсовода, немного поиграли, послушали музыку, кто-то вздремнул.
В 16 часов автобус плавно подъехал к школе, где ребят встречали соскучившиеся родители. Самодельные глиняные котята были благополучно разобраны владельцами…
Суббота прошла исключительно позитивно и познавательно. Наверно, это была наша последняя экскурсия в этом учебном году, да и с этими ребятами тоже. Они у нас классные – добрые, весёлые и любопытные. Надеемся, что и пятом классе они не утратят своего огонька и азарта путешественников.
Ярмарка без покупателей
Согласно федеральному закону народный промысел — это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику — это «источник добывания средств существования». А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей — единицы.
Восхищаются, но не покупают, — сетует кружевница Елена Епифанова. — В понимании публики наши изделия — это недорогая и малогабаритная «сувенирка». Но, например, вот эта накидка — полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.
Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, — считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. — И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.
Проведение фестиваля — один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.
В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи — меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов… Наиболее эффектно «выступили» ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел — «эпицентре» развития традиционных народных промыслов на Ямале.
Слайд 8Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории
современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном. Почти двести лет назад началась систематическая разработка уникального месторождения медных руд и малахита – Меднорудянского карьера. Это событие стало знаковым, оказав большое влияние на развитие Нижнего Тагила, и сделало его известным за пределами Урала и России, так как с началом разработки богатейшего Меднорудянского месторождения в 1814 г., медная промышленность в Нижнетагильском горном округе становится важнейшей отраслью. Образцы минералов и целые коллекции месторождения разошлись по всему миру. Меднорудянский малахит стал той базой, благодаря которой получило расцвет камнерезное искусство России и этот период называют «малахитовой эпохой» камнерезного дела нашей страны.
Слайд 3На Руси исстари использовали бересту в строительстве как стойкий прокладочный материал,
делали из нее домашнюю утварь, игрушки, лодки, обувь, рыболовные снасти, каркасы для женских головных уборов, корзины, люльки и даже использовали в качестве материала для письма.История местного бурачного промысла (именно таким забавным словом «бурак» чаще всего называли туески) начиналась в Верхних Таволгах, облюбованных в XVII веке старообрядцами. Здесь изготовлением берестяных изделий занимались целыми семьями; мужчины – заготовкой сырья и созданием формы, женщины мудрили над украшением.За его многовековую историю мастера накопили немало секретов. Они приспособились украшать свои туеса и лукошки резьбой, узорочьем, тиснением, красить и расписывать, превращая когда-то незатейливое деревенское занятие в настоящее искусство, создавая народные художественные «школы», рождая и укрепляя местные традиции, развивая и популяризируя промысел.Особенно успешной и продуктивной для тагильской бересты была вторая половина XIX века, когда кустарный берестяной промысел переживал настоящий бум, а изделия местных бурачников гремели на всю Россию.
Бренд или обуза?
Очередной спад промысла, который длится и по сегодняшний день, пришёлся на начало 90-х.
Сейчас в Нижнем Тагиле росписью подносов занимаются четыре фирмы, самая большая из которых – как раз «Тагильская артель» (6 художников). На самом деле мастеров, владеющих уникальной техникой лаковой росписи по металлу, гораздо больше, но рабочих мест для них нет. Впрочем, и «Тагильская артель» переживает сегодня свои худшие времена. Здание, в котором она располагается, принадлежит администрации города, и сейчас решено мастеров оттуда переселить в цеха предприятия «Евраз НТМК». Пока артель находилась на Старом Демидовском заводе, у художников была возможность проводить мастер-классы, водить экскурсии по своему цеху, а главное – продавать изделия туристам, которых тут много. На металлургическом комбинате – жёсткая пропускная система, а это значит, что посторонние (экскурсионные группы, покупатели) в цех не попадут.
Не говоря уже о том, что из-за оптимизации на предприятии артель лишают ещё двух рабочих мест – что опять же будет губительно для мастерской, ведь как и в любом промысле – каждый здесь отвечает за определённый участок работы.
Мастера надеются лишь на то, что власти, которые считают тагильский поднос брендом и гордостью города, услышат их, и оставят на прежнем месте. А ещё включат эту замечательную мастерскую (куда и раньше с удовольствием приезжали гости со всей страны и мира) в туристический маршрут нашей области. Это будет первым шагом к формированию рынка сбыта…
Потерявши плачем
Турпоток избавляет от главной для большинства народных промыслов «головной боли» — заботы о рынке сбыта. Увы, маркетингу ремесленники не обучены. Вкупе с другими проблемами — нехваткой финансов, высоким износом оборудования, сокращением сырьевой базы — это, по мнению председателя правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадия Дрожжина, ведет к тому, что ремесла вот-вот достигнут точки невозврата.
Нужно развивать индустрию сбыта, — уверен Дрожжин. — У нас единицы специализированных салонов на всю Россию. Например, в Нижнем Новгороде не магазин — жемчужинка! 700 квадратных метров, которые посещали все известные люди, от Ельцина до Тэтчер. Почему бы не выделить такие же помещения в каждом миллионнике? Регионы должны заботиться о промыслах, ведь это прежде всего духовность, а не экономика.
На недавнем круглом столе в Екатеринбурге предложили устраивать презентации изделий ремесленников на совещаниях, где собираются руководители — более платежеспособная категория, чем обычные посетители ярмарок (кстати, Минпромторг РФ предлагает разрешить чиновникам получать подарки дороже трех тысяч рублей при условии, что это изделия народных промыслов).
Другое предложение — «скрестить» традицию и современный дизайн. К примеру, использовать элементы чугунного литья и мотивы традиционной домовой росписи в интерьерах гостиниц. Тем более что у гостей региона есть спрос на аутентичность. Например, туристы из Китая несколько лет назад прислали заявку: «Хотим жить в центре Екатеринбурга, но в традиционных русских избах». Сейчас, увы, даже сувениры с местным колоритом непросто найти, за исключением бажовских ящерок да шкатулок (к слову, из заирского, а не уральского малахита).
Необходима поддержка организации ярмарок, фестивалей, — считает исследователь народных промыслов Урала Ольга Крутеева. — И информирование. Взять хотя бы тагильский поднос: до тагильчан такого никто не делал, всем известные жостовские появились позже. Наша уральская уникальность — в соединении традиции с промышленностью, этот промысел и возник как дополнение к производству. Но даже местные школьники о гжели слышали, а об урало-сибирской росписи — ничего.
прямая речь
Денис Мантуров, министр промышленности РФ:
За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги, в то время как мы, поклоняясь разрекламированным брендам, забываем о своих национальных шедеврах. Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес россиян к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов — важнейшая государственная задача.
Слайд 7Истинно тагильский народный промысел – лакированные подносы. Музей лаковой росписи помещается
в красивом двухэтажном деревянном доме, где жили основатели подносного дела, крепостные художники Худояровы, которые изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину.Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов – главная из которых красавица-роза – законченность композиции, утонченная вязь орнаментов; форма изделий прямоугольная, круглая, овальная, гитаровидная.Лаковая роспись по металлу относится к одной из отраслей художественной промышленности, которая использует традиционную технологию изготовления предметов повседневности. Несмотря на все трудности тагильский поднос продолжает жить.Сейчас в Тагиле около 50 художников, серьезно занимающихся лаковой росписью.
Камнерезное и ювелирное искусство
Камнерезное искусство считается визитной карточкой Урала: недаром писатель Павел Бажов воспевал горные богатства края в своих сказах! Из уральских самоцветов местные мастера по сей день изготавливают украшения, статуэтки, посуду и многие другие предметы.
Ремесло зародилось в XVIII веке. В то время на Урале было открыто множество богатых месторождений яшмы, мрамора, агата, малахита и многих других пород. Из уральских самоцветов изготавливали украшения, вазы, шкатулки и даже мебель. В XIX веке фабрика в Екатеринбурге достигла своего рассвета: изделия уральских мастеров не раз демонстрировались в Европе.
Где познакомиться с камнерезным промыслом?
С камнерезным искусством Урала, а также многими другими народными промыслами можно познакомиться в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В музее есть отдельные экспозиции, посвященные ювелирному искусству и каслинскому литью.
Уральские ювелиры
На нашем портале мы много писали об уральских ювелирах. С их творчеством вы можете познакомиться в следующих статьях:
- Екатеринбургский художник по камню Анатолий Жуков
- Цветы тагильского камнереза. Виктор Михайлович Васильев
- Екатеринбургский камнерез Денис Богомазов
Регионы бытования
Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки — до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч — пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу «мастер года» поощрен 80 тысячами.
К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно — 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.
По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей — на пять процентов меньше, чем годом ранее.
За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…
10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.
Тонкости росписи
Фото: Наталья Шадрина
В «Тагильской артели» мастера осуществляют все этапы создания тагильского подноса. Сегодня это редкость, поскольку в основном художники рисуют на дому, а сушить и лакировать подносы приходят в артель.
– Мы с Ириной Заруцкой учились в одной группе в училище у Агриппины Васильевны Афанасьевой, поясняет Надежда Петухова. – Она нам показывала, как краску правильно набирать, как кисть готовить, как писать эту знаменитую тагильскую розу и как собирать сам букет. Самое главное – живопись должна выполняться в несколько приёмов – или прописок, а после каждого следующего слоя идёт просушка и зачистка – по традиции многослойность чувствоваться не должна.
– Кисти мы храним в морозилке, чтобы не высохли, – возвращается с инструментами и палитрой художница Ирина Заруцкая. – А ещё, когда новую кисточку берёшь, обмакиваешь её в растительное масло – нужно сидеть и выбирать жёсткие ворсинки – это тоже Агриппина Васильевна учила, – вот так выискиваешь жёсткую ворсинку, прижимаешь её кончиком и вытаскиваешь. И так каждую кисточку – а для работы их нужно 15 минимум. У кисточки есть острый кончик и пяточка – это обязательно. На кончик – светлую краску, на пяточку потемнее. Это и есть знаменитый уральский двухцветный мазок, который одновременно и форму строит и пишет бликовку – придаёт объём.
– Кроме двухцветного мазка от изначальной примитивной росписи не осталось практически ничего, – продолжает Ирина Заруцкая, – Не потому, что не умеют, а потому, что искусство должно развиваться. Поначалу мы так и рисовали три цветочка, причём той краской, которая просто была на заводе – как правило, синей, зелёной и красной. Жёлтую краску, например, было практически не достать. А сейчас – глаз радуется, какую красоту порой девчонки пишут. Если бы роспись не развивалась, не появилась бы на наших подносах и знаменитая рябинка. Ведь в 80-х придумала её художница из нашего цеха – Тамара Юдина. Теперь все думают, что это традиционный узор.
Слайд 5Невьянская икона – вершина уральского горнозаводского старообрядческого иконописания, признана сегодня всем
научным сообществом, как Невьянская школа иконописи.
Невьянская икона выделяется высоким уровнем исполнения, харАктерными пейзажами, включающими в себя географические подробности, интересной архитектурой, использовавшей градостроительные реалии 18-19 вв., а также обилием золота и высоким уровнем обработки основы. Невьяная икона создавалась и бытовала, как правило, в Невьянске, Нижнем Тагиле, Черноисточинске, Верх-Нейвинске, Екатеринбурге и в других местах компактного расселения уральских старообрядцев.Явление, несмотря на свой высокий уровень и всероссийское значение – сугубо местное. На сегодняшний день невьянская икона, благодаря историкам и искусствоведам уральского университета и всего научного сообщества, занимает достойное место в сокровищнице мирового искусства.Музей невьянской иконы, первый частный музей иконы в России, был основан историком, собирателем Евгением Ройзманом в 1999 году и является крупнейшим собранием памятников этой школы.
Слайд 13Много тысячелетий назад были открыты удивительные свойства сплава самородных металлов меди
и олова. 20 процентов олова, добавленные к меди давали такой замечательный акустический эффект, что вся последующая наука не придумала ничего нового.Это и был колокольный сплав. Считалось, что звон колокола отпугивает злых духов, молнии, эпидемии и т.д. Русский колокольный звон — это совершенно другое пространство, живущее не по законам, а по дыханию народной души и православного духа.Вековые традиции уральских мастеровых, сильнейшая академическая школа уральской металлургии, практический опыт работы в литейном производстве – всё это и позволило в 1991г. появиться на свет небольшому по индустриальным меркам предприятию, а затем стать одной из самых крупных и известных колокольных фирм новой России. Каменские колокола неповторимы по благозвучию. Сейчас в Каменске-Уральском ежегодно проходят фестивали колокольного звона в рамках празднования Царских дней памяти царской семьи. Фестиваль ежегодно собирает лучших звонарей со всей России и тысячи зрителей.
Слайд 10Уральская (или Урало-Сибирская) роспись включает в себя гармоничную и поразительную по
своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома.Существует два направления расписной утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Первое получило распространение в поселках при демидовских заводах — Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском, и стало ремеслом городским. Второе, стало ремеслом сельских районов Урала и было сосредоточено в наиболее заселённых посёлках.Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин).
Гончарное ремесло
Слыхали ли вы о знаменитом сысертском фарфоре? Или может быть на полке вашего дома красуется изящный глиняный кувшин, покрытый блестящей глазурью? Подобные керамические изделия являются визитной карточкой Среднего Урала, и мы сейчас расскажем, почему.
Сысертский фарфор
Сысертский фарфор – один из самых узнаваемых народных промыслов не только Свердловской области, но и всего Урала. Изготавливать первую керамическую посуду здесь начали еще в XIX веке в мастерской «Гончарка», которой владели братья Харитоновы.
Сысертский фарфор. Народные промыслу Урала, Свердловская область
В 1928 году на месте мастерской возник артель, где начали выпускать посуду, статуэтки и игрушки.
Сам фарфор придумал в середине ХХ века Николай Иноземцев. Материал отличался особой легкостью и изящностью, и посуда из него получалась невероятно красивой и искусной. Все изделия расписывались вручную и приобретали свой неповторимый уникальный стиль. Так выпуск фарфоровых изделий прославился на всю Россию.
Подробнее о сысертском фарфоре на портале Наш Урал и весь мир!
Таволжская керамика
Гончарный промысел на Урале достиг рассвета в деревнях Верхние и Нижние Таволги близ города Невьянска. Изделия из красной глины здесь начали изготавливать в XVII веке. Только представьте: до революции здесь работало несколько десятков мастерских!
По данным исторических источников в 1887 году в селе Нижних Таволгах было 59 мастерских, в которых работало более 100 гончаров.
Народные промыслы Урала. Гончарное ремесло в Свердловской области, Нижние Таволги
Приобрести изделие из красной глины можно и сейчас. В деревне Нижние Таволги работает мастерская «Таволжская керамика», где регулярно проводят мастер-классы по изготовлению простых глиняных изделий.
Читайте подробнее о таволжской керамике
Глиняные свистухи Николая Колодкина
Сухоложские свистухи – уникальные диковинные керамические игрушки-свистульки, которые мастерит Николай Колодкин в городе Сухой Лог.
Русские ремесла, народные промыслы Урала. Мастерская Николая Колодкина
За свою жизнь Николай посвятил много времени изучению рисунка, живописи и скульптуры, исследовал весь Сухоложский район с его богатыми залежами глины и как результат – разработал своё авторское ремесло! Мастер начал изготавливать игрушки, аналогов которым не во всём мире. Такие сувениры заказывают путешественники и коллекционеры не только из России, но и из Финляндии, Франции, Израиля и США.
Читайте подробнее о Сухоложских свистухах
Слайд 6Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного
Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области. Для «своедельных» тканей, получаемых в крестьянских хозяйствах, была характерна малая плотность, большая толщина, широкое использование натуральных красителей и ограниченный набор цветов для окраски нитей и тканей. Все многообразие тканей, изготовляемых для одежды можно условно разделить на следующие группы: ткани для праздничной одежды (тонкий льняной холст), ткани для нательной одежды (льняной или конопляный холст), ткани для горничной одежды (посконный холст), ткани для верхней одежды (сукно, шерстяные ткани). Все ткани отличались друг от друга техническими характеристиками и имели собственные названия. В основном названия отражали качества сырья, из которого производился данный сорт ткани (например, пачесный холст, волоконь), дальнейшее использование тканей, технические характеристики ткани (рядина, толстина, уряпшина), внешний вид ткани (крашенина, полосатина, пешечки).
Слайд 4Сундуки на Урале, как и повсюду, делали с незапамятных времен, но
подлинное мастерство принесли на Урал старообрядцы с Волги и Керженца, издавна слывшие искусными мастерами-древоделами. Почти одновременно с «железным делом» на Невьянском заводе возник и неведомый прежде в этих краях сундучный промысел.Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей, иногда число их доходило до семи: одни делали деревянные ящики, другие — металлические замки, третьи — ручки, петли, четвертые — подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.Сундук представлял из себя законченное целостное произведение декоративно-прикладного искусства, его объемы и плоскости гармонично соединялись, роспись либо имела общность в сюжетах, либо могла иметь на каждой стороне вполне самостоятельную картину, но тогда единство придавал узор обрамлений.Невьянские сундуки пользовались большим спросом на всех российских ярмарках. Более того, их охотно скупали торговцы с Востока: нескончаемым потоком сундуки уплывали через Троицк в Персию, Бухару, Турцию, Иран и даже в Индию и Китай.
Поддержать падающего
На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое — фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и «предпродажной подготовки» этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.
Второе предприятие — керамический завод в Таволгах — в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска — 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов — зарплата, оставшиеся десять процентов — сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.
Не вижу я никакой региональной поддержки, — говорит Назаров. — Скажем, туризм — большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?
Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта — выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.
Мастер класс «Лепим из глины котёнка»
В небольшой комнате с деревянными стеллажами, печами и длинным столом, расположилась наша группа. Ребятам рассказали (и показали!) технологию ручной лепки из глины. Далее каждый смог под руководством мастера самостоятельно слепить свою собственную глиняную поделку – котёнка.
Глядя на горящие глаза ребят, на прикушенный от старания язычок, понимаешь, что им это необыкновенно интересно. Лепили старательно, в комнатке было тихо, хвастались друг перед другом своими котятами и чтобы не перепутать с другими, украшали свою поделку кто как может – кто шляпку ему нахлобучил, кто бантик приклеил или рыбку в лапы дал. Готовых котят мы поместили в ячейки от коробки для яиц и отправились в соседнее помещение.
Село Нижние Таволги. Частная гончарная мастерская Сергея Масликова
А вот и с. Нижние Таволги. Наш огромный автобус припарковался у небольшого деревянного дома с вывеской «Гончар из Таволог». Я уже не первый раз посещаю это место, поэтому сразу отметила, что произошли некоторые изменения – появились новые постройки, двор стал более благоустроенным.
Вот уже более 160 лет насчитывает династия сельских гончаров Масликовых. Место уникальное, ведь это единственная гончарная мастерская, которая на протяжении многих лет, не только хранит традиции ремесла, но и щедро делится опытом с подрастающим поколением. Нашим современным городским детям, привыкшим к новейшим информационным технологиям, было непривычно видеть старинный инструмент в мастерской и самобытное убранство. Но там действительно всё настоящее.