Лесная тропа оголихина

Деревянные дома белорецка: особенная архитектура города. маршрут в мобильном приложении «куда»

Новая эра

В 1926 году Белорецкий заводской поселок стал ГОРОДОМ. Он был частью огромной железнодорожной сети, которая пролегала по лесам и горам красивейших мест Южного Урала. Протяженность БУЖД была около 300 километров. А Белорецк стал столицей горнометаллургической империи.

Паровоз на территории Белорецкого завода

К 1940 году Белорецкий завод уже было не узнать. Он превратился в Белорецкий Металлургический Комбинат. Он представлял собой уже полный цикл производства от горнорудной добычи до сортопроката. А Белорецкая узкоколейка была полноправным подразделением комбината, на которой трудились тысячи человек.

Поезда ходили каждые два часа. В том числе существовала пассажирское сообщение. 8 пассажирских вагонов ходили каждый день из Запрудовки (Катав-Ивановск) до Белорецка и обратно. До 1979 года составы тянулись паровозами.

GPS-КООРДИНАТЫ

53.968149361067645, 58.40900849888758

Автор текста: Наталия Сметнева

Источники материалов и фотографий:

1. Открытые источники сети Интернет

2. Белорецкий, П. Другая история Белорецка / П. Белорецкий. – Белорецк, 2009. – 158 с.

3. Матвеева, А. Кино в Белорецке: Как развивалась киноиндустрия в Белорецке и какую роль сыграли наши родные края в истории отечественного кино / А. Матвеева // Металлург. – 2016. — № 28. – С. 11.

4. Ситнова, Е.Н., Абутаева, С.З. Кино в Белоречье: библиографические очерки / Е.Н. Ситнова, С.З. Абутаева. МБУК Централизованная библиотечная система МР Белорецкий район РБ; ИК Наш город. – Белорецк, 2016. – 60 с.

5. Матвеева, К.А. Белорецк: вчера и сегодня / К.А. Матвеева. 1 том. — Белорецк, 2015.

Как добраться до Малиновой горы

Самая ближайшая вершина к Белорецку – 1-я Малиновка, за ней – Малиновая 2-я, а самая дальняя и самая высокая – 3-я Малиновка. Тропинки соединяют все три вершины, поэтому вам не составит большого труда перемещаться от одной к другой.

От Белорецка необходимо выезжать на дорогу до деревни Отнурок. Попасть на эту дорогу можно по улицам Малиновая и Гоголя.

Гора МалиноваяФотограф: Rustam Nkl

Первый вариант

Если вы хотите попасть на Малиновую-1, вам предстоит проехать по грунтовой дороге прям к броду через реку Нура. Как раз за ним и начинается тропинка к вершине. Поднявшись на первую вершину, вы можете дойти и до Малиновой-3, заглянув на Малиновку-2. От  Малиновой-1 до Малиновой-3 около 4 км.

Координаты начала дороги на эту вершину 53.981539°, 58.346201°.
Сама вершина: 54.003209°, 58.316775°.

Другой вариант

Пойти со стороны Малиновой-3. Дорога также будет идти от деревни Отнурок. Но на этот раз, дорога начинается за мостом через речку Левый Отнурок, который располагается на въезде в деревню. Грунтовка приведет вас к реке Нура, где сейчас построили пешеходный мостик для туристов. Путь составит 5 километров.

Координаты начала тропы: 54.045444°, 58.326444°

Вершина горы Малиновой 3-й: 54.020532°, 58.291595°.

Что это такое?

Белорецкая узкоколейная железная дорога (БУЖД) соединила Белорецк с транссибирской магистралью в 1912 году. Ее существование сильно изменило образ жизни местного населения, превратило Белоречье в уникальный, неповторимый уголок Урала. Белорецкая узкоколейка соединила историческое наследие первых русских горнопромышленников, природу Южного Урала, традиции и быт горнозаводских поселков.

Маршрут памяти Алии Султановой

Монумент «Паровоз»– одна из точек маршрута по Белорецку, который мы создаем в память об Алие Султановой. Узнать об идее маршрута, кому он посвящен и подробностях его создания можно в нашей СТАТЬЕ

Та самая Оголихинская тропа

Задумав непростой проект строительства лесной тропы, Оголихин тревожился, что может не одолеть столь физически тяжелую работу. Но силы с каждым днём всё прибывали от мыслей о воплощении благого дела, и Виктор Дмитриевич сумел осуществить свою мечту: подарил людям прекрасную прогулочную дорожку!

Новая тропа начиналась от улицы Некрасова, переваливала через гребень горы, бежала дальше через лес противоположного склона, врезаясь в него правым бортом. Левый нижний край подпирала каменная стенка. Полого спустившись в долину, дорога пересекала Гуменный ключ и устремлялась к другому склону, и казалось — не будет её конца…

В своём первозданном виде Оголихинская тропа (как её стали называть впоследствии) просуществовала недолго. До сегодняшнего дня сохранилось лишь 2,5 км построенной Виктором Дмитриевичем дороги — от её начала по улице Некрасова до шламонакопителя. Эта часть трассы выполнялась более тщательно и была лучше укреплена. Практически с самого начала это место было наиболее популярно у людей. Остальная (большая часть тропы) со временем стала зарастать травой и кустарником, а в некоторых местах и вовсе была сравнена с землёй — на этих площадях сажали картофель.

Сохранившаяся часть тропы практически не изменилась внешне и по-прежнему используется людьми для прогулок. На Оголихинскую тропу каждый приходит за своим: одни укрепляют здоровье и физическую форму, другие направляются по ней в заветные ягодные или грибные местечки, третьи отдыхают душой, четвертые подзаряжаются энергией и вдохновением.

Идти по тропе легко и приятно: устланная хвоей, она мягко пружинит под ногами, и сколько бы ты не шёл — не устаёшь. Это же относится и к бегу.

Здесь можно бесконечно любоваться деревьями, кустарниками, растениями и даже корягами, стараясь угадать в них знакомые силуэты. Зимой сосновые иглы покрываются изящными узорами из инея, а на ветках деревьев различными фигурками скапливается пушистый снег. Человеческая фантазия позволяет увидеть то, чего, возможно, не могут узреть другие.

По словам знакомой Виктора Дмитриевича, его тропа получила признание постепенно: первыми оценили её удобство туристы, потом легкоатлеты, горожане совершали по ней прогулки, наслаждаясь тишиной и тенистостью леса. Обрела со временем она популярность и у лыжников.

ВТОРОЙ МУЗЕЙ

В 1960 году было принято постановление Бюро ГК КПСС об открытии историко-краеведческого музея на общественных началах.

За работу над музеем взялась заведующая Отделом культуры Исполкома Горсовета. Комната, выделенная под музей, располагалась в здании Отдела культуры. Музей включал в себя стенды и планшеты предприятий города с образцами выпускаемой продукции. И небольшие исторические справки. Музей не был популярным, а вскоре жители города и во все потеряли к нему интерес.

Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Ознакомиться со всеми достопримечательностями Белорецка, найти их описания и фото можете в мобильном приложении КУДА! Скачивайте приложение уже сейчас в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

ОГРАЖДЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ БЕЛОРЕЦКА

Рядом со зданием музея располагается чугунное ограждение с историей Белорецка – «Летопись Белоречья». Оно появилось в 2021 году.

Ограждение – это 16 металлических полотен, расположенных по хронологии истории города Белорецк. В центре звена – дата из истории города. С двух сторон от даты – силуэты водонапорной башни и изображение сюжета, иллюстрирующего дату.

Каждый, кто заинтересовался определенным отрезком истории, может навести смартфон на QR-код, который установлен на каждом звене ограждения.

Ограждение с историей Белорецка

Больше достопримечательностей Белорецка вы найдете в комплексном маршруте памяти Алии Султановой !Доступно в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

После революции

После революции строительство узкоколейной железной дороги продолжилось. Одной из причин этому стало истощение запасов железной руды на Аршинском руднике, около Тирляна. Выбор новой ветки БУЖД выпал на Инзер и Тукан. Цель – обеспечить Белорецк топливом и транспортировать металл с заводов в Зигазе, Лапыште и Инзере. А также снабдить Белорецкий завод железной рудой с Туканского рудника.

Строительство новой ветки началось в 1921 году. Участок до Ишли построили к 1924 году. Участки Белорецк-Инзер, протяженностью 126 километров, Ишля-Тукан – 53 км и ветка на Карталинскую запань, длиной 2 км, сдали к октябрю 1927 года.

Вспомогательные ветки к карьерам у Западной Майгашли и Тары, а также до села Зигаза, были построены чуть позже.

ТРЕТИЙ МУЗЕЙ

Современный музей, тот, который мы сейчас знаем, был открыт 20 марта 1969 года. Он состоял из отдела природы, зала истории завода дореволюционного периода, зала о событиях революции и гражданской войны, зала советского периода.

В музее были представлены палеонтологические находки, чучела животных, металлургическое сырье, предметы быта крепостных крестьян и башкир, гости музея могли также познакомиться с восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны и узнать о знаменитых белоречанах, удостоенных высоким наградам и премиям.

Экспозиция музея Белорецка

ПОЧЕМУ СТОИТ ПРИЕХАТЬ?

Если вы любите архитектуру, но думаете, что красивее Питера и Парижа уже ничего не увидите – предлагаем вам получить новый опыт. Деревянная архитектура хоть и не такая богатая на позолоту, мрамор и чугунное литье, но заслуживает отдельного внимания! Возможности дерева весьма ограничены, тем более если вспомнить, что технологии того времени не предоставляли широких возможностей на обработку материала и исполнение особенных художественных замыслов.

Однако, не смотря на всю ограниченность ресурсов, эти дома являются важной исторической частью как архитектуры, так и культуры в целом. И мы уверены, что вы не пожалеете потраченного времени на то, чтобы ознакомиться с этими прекрасными образцами деревянной архитектуры города Белорецка

Фотографии: Мария Бородавкина

Шагни за горизонт вместе с «Маршрутом впечатлений»

По концепции всего проекта «Шагни за горизонт» лестница  и смотровая площадка на скале Уроки — это часть «маршрута впечатления». Лестница соединяет части парка: и смотровую площадку на вершине скалы Уроки и площадку у мемориального монумента, посвященного металлургам Белорецка, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны и участникам Трудового фронта, от которой можно перейти к следующей достопримечательности – в небольшой исторический сквер перед проходной БМК.

Мемориальный монумент металлургам Белорецка, павшим в боях за Родину в годы ВОВФотограф: Марина Чеботаева

Обязательно стоит здесь прогуляться вечером. Мягкий теплый свет проходит через тонкие вертикальные прорези металлической лестницы. Подсветка перил по всей длине лестничных маршей обеспечивает комфортную освещённость внутри. Неяркая подсветка скальных выступов идеально вписывается в природный ландшафт, составляя единое целое.

Центральная смотровая площадка расположена на высоте двадцати метров. С нее открывается превосходный вид на Белорецкий металлургический комбинат и часть города. В глаза бросаются потемневшие от работы и от времени корпуса и трубы. Это доменный цех. В 1894 году была пущена первая мартеновская печь, а в 2002 году домны и мартены по экономическим соображениям были выведены из эксплуатации. Теперь это только часть истории комбината. Позже печи хотели демонтировать, но этого не случилось. Также отлично просматривается здание заводоуправления из красного кирпича, характерной для начала XX века кладки. Плотина, пешеходный мост через реку Белую с чугунными ограждениями, городской пруд, мемориальный комплекс, комбинат, Нижнее селение, гряда южно-уральских гор – поистине превосходная панорама!

Вид со смотровой площадки на скале УрокиФотограф: Марина Чеботаева

Скала Уроки, где расположились лестница и смотровая площадка, всегда были излюбленным местом любителей адреналина. Именно здесь пробуют свои силы скалолазы Белорецка. Есть и те, кто без специального оборудования и навыков гуляет по скальным массивам!

Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Ознакомиться со всеми достопримечательностями Белорецка, найти ох описания и фото ОЧЕНЬ скоро можно будет в мобильном приложении КУДА! Скачивайте приложение уже сейчас в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

На нижней площадке у основания ленточной лестницы есть еще один спортивный объект. У стен старой ГЭС реконструировали ледодром Уроки. В зимний период здесь проводят ежегодный  чемпионат и первенство Башкортостана по альпинизму в дисциплине ледолазание. В прошлом именно Белорецк стал центром развития ледолазания в Башкортостане и в девяностые годы началось развития этого вида спорта.

Вид со смотровой площадки на скале УрокиФотограф: Марина Чеботаева

Что еще посмотреть?

Борисовы печи

В долине реки Айгир в конце XIX – начале XX столетия углежоги жгли древесный уголь для Инзерского завода. Маршрут к печам интересный и комфортный — красивый лес, поля, ручьи.

Скала Ханифа

В поселке Айгир находится живописная скала Ханифа (названа в память о местном жителе).

Подробнее

Деревня Айгир и легенда скалы хребта Караташ

Айгирские скалы (Зубы Шурале). Фото: Юлия Микушина

Слезы Айгуль

Дополнить незабываемые впечатления об Уральских горах можно на лесной прогулке по ближайшим красивым местам. С небольшим водопадом на речке Айгир связана легенда о любви девушки Айгуль к смелому и благородному Айгиру, сыну Иремеля. Между двумя возлюбленными третьим лишним оказался Инзер.

В поединке между Айгиром и Инзером побежденным стал Айгир, и после своей смерти он обратился в камень. Айгуль не смогла смириться с гибелью возлюбленного, и из ее слез появился водопад.

Айгирские скалы (Зубы Шурале). Фото: Сергей Межин

Караташ (гора Уфа)

С башкирского языка Караташ переводится как «Черный камень». Вид с вершины открывается замечательный: виден поселок Айгир, просматриваются отроги Южно-Уральских гор и река Большой Инзер.

Айгирские скалы (Зубы Шурале). Фото: Сергей Межин

Черничная гора

Популярный маршрут, его можно запланировать в качестве похода выходного дня из поселка Айгир. Дорога на Черничную гору идет по сосновому бору, в этих местах действительно много черники и растет костяника.

Подробнее

Айгирские скалы (Зубы Шурале). Фото: Оксана Карманова

Лестница на скале Уроки

Лестница – прекрасна! Металлические ограждения лестницы выполнены из кортеновской стали. Это вечная сталь с бархатистой фактурой, ее плотная окисная пленка препятствует проникновению воды к металлу. Особенность этого материала в том, что сначала у него гладкая серебристая поверхность, а со временем цвет меняется от бархатисто-бронзовых до насыщенно-коричневых оттенков. По задумке авторов проекта эти приобретенные ржавые оттенки отлично впишутся в местный природный ландшафт, по рельефу которого сбегает лестница. Использование металла также отражает непрерывную связь города с металлургической промышленностью.

Лестница на скале УрокиФотограф: Марина Чеботаева

Словно металлическая лента лестница огибает каменные выступы и крепко впивается основаниями в скалы. Спускаясь по ней, можно остановиться на нескольких смотровых площадках, которые находятся на разных уровнях, тем самым обеспечивают разные точки обзора на пути на разных высотах. Имеются скамейки. Сами ступени выполнены из перфорированных листов. Поэтому при спуске по лестнице у особо впечатлительных захватывает дух: под ногами маячат скалы, а высота столбов, на которых держится это строение, местами достигает десяти метров! А благодаря высоким ограждениям здесь можно гулять и с детьми, чувствуя себя в безопасности.

ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ

Идея создания краеведческого музея принадлежит краеведу Михаилу Чурко. Именно он первым начал заниматься вопросом создания в городе музея, в котором были бы собраны дары природы, результаты заводской деятельности, примеры национальной одежды и предметы быта.

В 1924 году Михаил Чурко написал в Уфу о необходимости создания такого музея.

В 1927 году он открывает «Естественно-исторический просветительский музей», который быстро становится популярным среди жителей города.

Но в 1937 году Михаил Чурко был репрессирован, его документы и реликвии были утрачены бесцельно. И первый музей Белорецка закончил свое существование.

Историко-краеведческий музей Белорецка сейчас

ДИРЕКТОРСКИЕ ДОМА

История города неразрывно связана с Белорецким металлургическим комбинатом, который за 260 лет существования переходил от одних владельцев к другим. В период с 1874-1917 гг. Белорецкий завод был частью торгового дома «Вогау и Ко«. В это время завод стал именоваться «Акционерным обществом чугуноплавильных и железоделательных заводов Пашковых».

МАРШРУТ ПО БЕЛОРЕЦКУ»
Наша команда сейчас работает над созданием комплексного маршрута по городу Белорецк в память Алии Султановой. Подробнее о проекте можно прочитать в нашем МАТЕРИАЛЕ! Маршрут очень скоро будет доступен в мобильном приложении «КУДА». Скачивайте приложение в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Правление АО «Вогау и Ко« не только способствовало переоборудованию и развитию Белорецкого завода, но и оставило след в архитектуре города Белорецк. По инициативе управляющих предприятием для проживания высокопоставленных заводских чиновников были построены четыре дома. Именно поэтому за ними закрепилось название «Директорские дома».

Проекты домов разрабатывались по заказу «Вогау и Ко« в Германии, откуда готовые чертежи и пояснения отправлялись для воплощения в Белорецк. Здания выполнялись в соответствии с немецкими архитектурными тенденциями XIX века. Высокие асимметричные дома с многоскатными крышами, амбразурными окнами и пилястрами отличались внешней строгостью и массивностью. Использование в качестве строительного материала красного огнеупорного кирпича подчеркивало практичность и долговечность зданий, хотя и несколько омрачало их экстерьер.

«Директорские дома» располагались по адресам: ул. Садовая, 27, улица Садовая, 28, улица Красная, 7, улица Красная, 9.

Первые два дома по улице Садовой были построены в конце XIX века. В доме № 28 жил датский инженер, руководитель Проволочно-гвоздарного завода Кнудт Лорентцен. После революции здесь обосновался городской клуб имени К. Маркса (директор — В.П. Лукашинский), ставший общественным центром городской интеллигенции.

Внешний вид «Директорских домов»: ул. Садовая, д. 27Внешний вид «Директорских домов»: а — ул. Садовая, д. 28

Следующие два дома (по улице Красной) были построены в 1914-1916 гг. Первым на месте деревянного дома был возведен дом № 9, а чуть позже № 7. В зданиях по ул. Красной впервые была применена система парового отопления (старые паровые котлы находятся там и сейчас).

Впоследствии комнаты дома № 7 преобразовали в коммунальные квартиры, а в доме № 7 разместили детский сад.

Оба сооружения сохранились по сей день и внесены в реестр памятников городской архитектуры. Сегодня эти здания являются многоквартирными домами и от внутреннего убранства «директорских домов» ничего не осталось. Дома по ул. Садовой, к сожалению, были разрушены и снесены в 2008 г., так как в реестре памятников городской архитектуры отсутствовали.

Внешний вид «Директорских домов»: ул. Красная, д. 7Внешний вид «Директорских домов»: ул. Красная, д. 9

Памятник Скорбящей матери

Совсем недавно на Аллее появился ещё один памятник. 22 июня 2022 года в память всех матерей, потерявших своих сыновей и дочерей на полях сражений в войнах и локальных вооружённых конфликтах, белоречане открыли памятник Скорбящей матери. Авторы скульптуры — белоречане Сергей и Александр Ёлкины. Образ скорбящей матери передаёт всю тягость, всю боль и тяжёлую участь женщин, матерей, чьи близкие уходили на войну.

Памятник Скорбящей материФото из открытого интернет-источника

В современном мире, мы не часто задумываемся о том – какой подвиг совершили наши воины для того, чтобы над нашей головой было мирное и чистое небо. Такие места, как Аллея героев, нам даёт возможность вспомнить об этом, задуматься о истинных ценностях жизни.

Автор текста: Юлия Казанцева

Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Ознакомиться со всеми достопримечательностями Белорецка, найти их описания и фото можете в мобильном приложении КУДА! Скачивайте приложение уже сейчас в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Строительство тропы

Для создания беговой дорожки Виктор Дмитриевич выбрал гору, расположенную вдоль нынешнего Октябрьского поселка и Нижнего селения, с уже вытянувшимся сосновым лесочком, посаженным после войны. Прежний лес был полностью вырублен на дрова в лихие военные годы. За гребнем увала течёт говорливый ручей — Гуменный ключ.

В эти места белоречане любили ходить за щедрыми урожаями ягод и грибов или на прогулку, чтобы вдохнуть свежего лесного воздуха, аромата теплой сосновой хвои и просто отдохнуть от будничных дел. Спортсмены, также как сам Виктор Дмитриевич, тренировались, бегали по лесу. Но крутые склоны горы затрудняли перемещение по ней, а в дождливую погоду или после таяния снега здесь становилось грязно и скользко, ходить становилось ещё неудобнее. Вот и решил Оголихин помочь людям.

План Оголихинской тропы, составленный Виктором Дмитриевичем

Полученный во время службы опыт работы геодезистом пригодился Виктору Дмитриевичу при строительстве. Он изучил место будущей работы, посоветовался с врачом и местным тренером, одобрившими его замысел. Самостоятельно начертил план беговой дорожки (предусмотрительно изобразил его на дощечке — для лучшей сохранности), произвёл разметку будущей дорожки и обзавёлся инструментами (киркой, лопатой, тачкой, вёдрами). К слову, расположение беговой дорожки было спроектировано настолько искусно, что во время работы не пришлось срубить ни одного дерева. 22 апреля 1970 г., в день 100-летия со дня рождения почитаемого вождя В.И. Ленина, Виктор Дмитриевич начал строительство тропы.

Ежедневно, не изменяя своей допенсионной привычке, просыпался Оголихин ровно за 10 минут до заводского гудка (который, к слову и сейчас также исправно звучит 6 раз в сутки, напоминая жителям о начале и об окончании рабочей смены на комбинате), пил чай, забирал приготовленный супругой свёрток с едой, инструменты и шёл на 12-часовую рабочую смену. График работы составлял себе сам: с 10 утра до 10 вечера он старательно откалывал от скалы камни, выкладывал ими подпорные стенки, засыпал ямы, срезал мешавшие бугры, выкорчёвывал разросшиеся ветвистые кустарники, пни, возил песок и шлак, утрамбовывал насыпь, снимал и укладывал дёрн, выравнивал дорогу. По различным данным, в отдельных местах высота выложенных камнем подпорных стенок достигала 0,5-1,0 м. При необходимости Оголихин роет водоотводные кюветы, уплотняет насыпанный грунт, окантовывает дорожку дёрном. За один день он отрывал до 500 вёдер грунта и укладывал в дорожное полотно, выстраивая от 10 до 15 м дороги.

В первое лето Виктор Дмитриевич построил малое кольцо. Всего предполагалось сделать два кольца: большое (7,0 км) и малое (5,0 км). Всю тропу Оголихин выложил за 5 лет.

Выходные Виктор Дмитриевич позволял себе лишь в дождливые дни и зимой. С приходом весны и пока не выпадет снег он продолжал кропотливо заниматься строительством. Будучи скромным человеком, помощи в работе он не просил, да её особо не предлагали. Некоторые люди даже считали его чудаком, недоумевая, для чего он взваливал на себя столь непростое, физически тяжёлое строительство лесной дороги? Впрочем, на чужие суждения Виктор Дмитриевич внимания не обращал и просто делал то, что было ему по душе. Он знал, что белоречане обязательно полюбят его творение, главным вознаграждением для Оголихина стало признание его многолетнего труда.

Так и работал Виктор Дмитриевич без посторонней помощи: сам себе изыскатель, проектировщик, заказчик и подрядчик. Сам у себя и принимал готовый объект.

Однажды один из его друзей привёл на тропу опытного инженера-строителя. Увидев трассу, тот поразился чистоте и изяществу сделанного: механизаторы с бульдозерами и грейдерами не смогли бы тут развернуться, на покорёжив всё кругом. А тут ювелирная работа!

Начало истории

Строительство БУЖД началось в 1909 году по инициативе торгового дома «Вогау и Ко», который владел белорецкими заводами. Железная дорогая должна была соединить развивающийся промышленный регион с главной транспортной артерией России – транссибирской магистралью.

Тогда по всей России начинается экономический подъем, значительно увеличивается производство чугуна и стали, древесного угля, разрабатываются новые месторождения полезных ископаемых, выросли объемы заготовки леса.

Если сейчас вам может показаться выбор направления довольно странным, то спешим заметить, что на тот момент горная часть Южного Урала была заселена НАМНОГО плотнее, чем сейчас. Люди занимались выжигом угля, заготовкой леса, охотой и скотоводством. В тайге существовало множество выселков и хуторков.

Строительство Белорецкой узкоколейки.Фото из архива Катав-Ивановскогокраеведческого музея

145 километров (по некоторым источникам — 150 км) железнодорожного полотна были проложены в тяжелейших условиях по горным ландшафтам региона за каких-то три года. Железная дорога связывала Катав-Ивановск и Белорецк.

Движение по железной дороге было запущено уже в 1912 году. Благодаря появлению железной дороги, старинный металлургический завод Белорецка значительно преобразился, а поселок Белорецк превратился в город Белорецк.

С 1912 года по 1914 год велось строительство 16-километровой ветки до Журболота, где добывали торф. Рабочей силы не хватало, поэтому строительством занимались наемные работники из Китая.

Также были проекты по строительству железной дороги до горы Магнитной. Ведь именно там производилась основная добыча железной руды для Белорецкого завода. Однако, Октябрьская революция прервала эти планы и начатое строительство прекратилось, так и не успев привести к результату.

Монумент «Паровоз»

Вот такая история, пожалуй, самой красивой железной дороги в России. Чудесные пейзажи, открывающиеся перед глазами пассажиров, перевалы через горные хребты, одинокие полустанки в заповедных лесах, мосты через бурные речки и бесконечная романтика горных долин.

Выемка в скале пос. ТирлянскийСледы от БУЖД

Узкоколейный паровоз ГР-231, созданный в 1953 году, стал олицетворением трудовой доблести Белоречья. И, конечно, напоминанием о существовавшей узкоколейной железной дороги, вдохнувшей новую жизнь в горные районы Южного Урала. Настоящий символ эпохи, на который вы все еще можете полюбоваться!

Карта БУЖД

Пугачев в Белорецке

Восстание Емельяна Пугачева, начавшееся в 1773 г., не обошло стороной и Белорецкую землю: сгорели или были разграблены все одиннадцать заводов Твердышева, перебиты сотни неповинных женщин, детей, мужчин, живших в заводских поселках.

В том же 1773 г. скончался Иван Борисович Твердышев. По одной из версий, причиной смерти стало расстройство из-за гибели его заводов. Однако, Е.П. Карнович в книге «Замечательные богатства частных лиц в России» (1874 г.) подчеркивает, что Твердышев «умер незадолго до крестьянского восстания». Поэтому, другой версией его кончины считается старость.

К весне 1775 г. из 1724 белорецких крестьян разного возраста погибло и пропало без вести 786 человек. Оставшиеся в живых в большинстве своем «за болезнями домов себе строить и заводские работы исправлять не в состоянии». В апреле для восстановительных работ поначалу смогли перевести лишь 150 работников.

Больше всех в период восстания пострадал Белорецкий завод, потерявший заводских и крестьянских строений, агрегатов, материалов, наличных денег, домашнего скота на сумму почти в 216 тысяч рублей. В течение трех лет твердышевские заводы не производили продукцию

Через некоторое время Яков Твердышев сумел получить самую крупную ссуду в 180 тысяч рублей в рассрочку на 10 лет. Уже через полтора года работали почти все заводы. Это, действительно, напоминало чудесное возрождение из пепла. Первым был введен в действие Катав-Ивановский завод. 13 ноября 1776 г., реставрированная домна Белорецкого завода выдала первую плавку. Заново отстроили из камня две молотовые фабрики. В этом же году восстановили медные заводы: Воскресенский, Архангельский, Преображенский, Верхоторский. Работу Покровского завода возобновлять не стали.

Кинотеатр «Металлург» сейчас

И только в 2011 году начались работы по реконструкции кинотеатра. В 2016 году рамках  проведения Года кино особое внимание было уделено развитию системы кинопоказа в регионах страны и прежде всего в малых городах с населением не превышающем 100 тыс. человек

В частности, предусмотрено выделение субсидий организациям кинематографии на приобретение современного кинооборудования для кинозалов при условии произведенного в них ремонта. В связи с этим, был проведен конкурс, по итогам которого Фонд кино составил перечень получателей средств в целях создания условий для показа национальных фильмов. В список вошли восемь кинозалов нашей республики, среди которых и белорецкий кинотеатр «Металлург».

Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Ознакомиться со всеми достопримечательностями Белорецка, найти ох описания и фото ОЧЕНЬ скоро можно будет в мобильном приложении КУДА! Скачивайте приложение уже сейчас в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Сейчас 3D-кинотеатр «Металлург» — это современный кинокомплекс, место для отдыха и развлечения всей семьи.

Ресторан и сцена на первом этаже кинотеатра «Металлург»

При сохранении своего первоначального вида он полностью соответствует современным требованиям кинопроката. В кинотеатре имеется гардероб, кассы, два кинозала (малый — на 80 посадочных мест и большой — на 149 мест), зона с игровыми автоматами. На первом этаже располагается ресторан со сценой, где можно отдохнуть и перекусить, а также организовать праздник. В помещении кинотеатра часто проводятся свадебные фото- и видеосессии.

Один из залов кинотеатра «Металлург»

Городской парк «Шагни за горизонт»

Недалеко от строящегося собора раскинул свои зеленые просторы городской парк. Еще несколько лет назад сюда не особо любили заглядывать местные жители. Сейчас же погулять по новым парковым дорожкам приезжают даже из соседних регионов.

В 2020 году Белорецк при поддержке Института развития городов и сел Башкортостана выиграл федеральный грант. Проект «Шагни за горизонт» является частью проекта «Квартал вдохновения». Жители Белорецка путем голосования выбрали территорию для последующего благоустройства. Далее был разработан проект, также с привлечением горожан, и уже в 2021 году была осуществлена большая часть задуманного.

Эко-тропа в парке «Шагни за горизонт»Источник фотографий: институт развития городов Башкортостана

Эко-тропа –  знаковый элемент проекта «Шагни за горизонт» и отправная точка для тех, кто хочет познакомиться с природой Белорецкого района. Этот «Маршрут исследователя Белоречья» проходит через весь лесной массив парка. Дорожки покрыты специальным нескользящим материалом. Вдоль них размещены  интерактивные и спортивные объекты, имитирующие главные туристические и природные достопримечательности, есть скамейки. На склонах реки Белой имеются беседки, из которых открываются красивые виды на окрестности города.

Парк «Шагни за горизонт»Источник фотографий: Институт развития городов Башкортостана

Еще один центральный элемент — это лестница из кортеновской стали. Спускаясь по выступам и скалам, она соединяет нижнюю площадку у монумента и верхнюю центральную смотровую площадку. С верхней смотровой площадки открывается потрясающая панорама на Белорецкий комбинат, пруд, плотину и часть города. Для любителей самокатов и велосипедов в парке есть специальная площадка.  Для молодых мамочек с детишками организована отличная детская площадка с различным игровым оборудованием. Недалеко от нее имеется спортивная зона с антивандальными тренажерами и навесом для проведения небольших мероприятий и различных встреч. Разрушенная со временем сцена была реконструирована. Теперь здесь стоит амфитеатр, в котором проводят тематические вечера, танцы и дискотеки, как в недалеком прошлом!

Лестница на скале Уроки

А зимой в городском парке открыт для посещения дом Деда Мороза. На территории всего парка проложили множество асфальтовых и гравийных дорожек для любого вида передвижения. Немаловажным является наличие вдоль дорожек маркировки для слабовидящих и табличек. Полноценное освещение по всей территории парка позволяет посещать его в любое время. С уверенностью можно сказать, что городской парк культуры и отдыха «Шагни за горизонт» становится визитной карточкой города Белорецка!

Маршрут в мобильном приложении «КУДА»
Ознакомиться со всеми достопримечательностями Белорецка, найти их описания и фото можете в мобильном приложении КУДА! Скачивайте приложение уже сейчас в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Автор текста: Елена Майская

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: