«христос в темнице». пермская деревянная скульптура

Тайны чудского леса

Шлют к чертям? Радуйтесь. Мы знаем, где они живут! И там очень красиво.

Это север Пермского края. Зима здесь наметает такие сугробы, что верхушек сосен не видно, а снег такой белизны, что брызжет синью. В крепкий морозец здесь ничего нет звонче музыки хрусталя – легкого скрипа миллионов снежинок под валенками. И нет большего счастья, чем спокойные тихие вечера в деревянной избе под томные напевы метели и уютный треск дров в печи.

В этих краях весной прямо под ногами путаются пистики (хвощ полевой), из которых варят сытную кашу и делают изумительно вкусные посикунчики (пирожки).

Летом – возвращаешься с «тихой охоты» из леса с полными корзинами. Здесь самые отборные белые грибы, отменные рыжики и маслята, лакомая черника, очень сладкая малина и вкусная морошка. Осень богата на бруснику и клюкву. Реки полны рыбы, леса – дичи. От столицы Прикамья – Перми – до Пармайлово чуть больше 300 километров.

Эта небольшая коми-пермяцкая деревенька стоит на старом сибирском тракте, бабиновской дороге, которая около 200 лет соединяла Европейскую Россию с Азией.

Местные жители – коми-пермяки – называют её по-своему – «Пармайыл», в переводе с коми-пермяцкого «вершина Пармы».

Здесь, на границах Пермского края, мало что изменилось. Время как будто остановилось взглянуть на таежные красоты и в задумчивости остановило свой бег.

Раньше в этих местах жила когда-то жила чудь. Рядышком, между Пармайлово и соседней деревушкой Митино расположен Митинский курганный некрополь.

Предметы так называемого пермского звериного стиля, найденные во время археологических раскопок на могильнике, можно и сейчас увидеть в Пермском краеведческом музее.

Из эпоса коми-пермяков:

По легендам, с приходом русских и повальной христианизацией не захотела чудь принять чужую веру и «ушла под землю»: вырыли они большую яму, зашли туда все – старики, женщины, мужчины, дети и срубили стойки, заживо себя похоронив.

Но даже после принятия христианства местный народ упорно продолжал поклоняться языческим богам.

Не смогли коми-пермяки, приняв православие, молиться плоским иконам, чему яркое подтверждение – один из главных символов Пермского края – пермские боги (пермская деревянная скульптура). Местные жители вырезали из дерева фигуры Иисуса и святых, по сути, продолжая традицию поклонения деревянным идолам.

Более того, коми-пермяки одевали и обували деревянных богов (меняя со временем одежду и обувь), приносили им угощения и дары, веря, что по ночам скульптуры оживают. И даже священники смотрели на эти чудачества бывших язычников, закрыв глаза, боясь, начавши террор против «пермских богов», потерять паству.

Продолжают и сейчас местные мастера-самоучки вырезать из дерева языческих беззлобных богов, хитрых леших, пакостливых кикимор, благодушных водяных, сварливых баба-ёжек (вы же знаете, что русская баба Яга имеет финно-угорские корни?) – в общем, всю нечисть, которая водится в коми-пермяцких лесах и мирно соседствует с местными жителями.

Здесь, на вершине Пармы, и водятся все эти сказочные существа – в этом месте они нашли свое пристанище.

Собственный свой бестиарий создал в деревне Пармайлово Коми-Пермяцкого округа Егор Федорович Утробин.

«…И шестикрылый серафим. На перепутье мне явился…»

Ещё в коллекции галереи находится множество скульптур серафимов, херувимов и ангелов. Всего их больше ста, и основная часть расположена в хранении. Изображений Небесных сил так много в музейном собрании потому, что они были одним из типичных и наиболее распространённых элементов декора иконостаса в XVIII — XIX веках. Кроме того, в изображении ангелов не было жесткого канона, что давало резчикам определённую свободу творчества и фантазии. В коллекции есть летящие и коленопреклонённые ангелы, держащие свиток или рипиду, а также трубящие ангелы — предвестники Апокалипсиса. До недавнего времени один из таких ангелов с трубой был символом Пермской художественной галереи. Отдельно выделяются ангелы с Орудиями Страстей Христовых — такие композиции называют Страстной ангельский чин, который отдельным рядом располагался на иконостасе. В экспозиции галереи ангелов с Орудиями Страстей можно увидеть наверху композиции «Христос в темнице» из посёлка Пашия.

Бог Отец – неканоничные изображения

На Седьмом Вселенском Соборе говорилось, что изображать можно только Сына – как ипостась Святой Троицы, поскольку Он зримо воплотился, став Человеком. Большой Московский Собор (1666-1667) вообще категорично постановил, что Бога Отца изображать не следует. Однако это совсем не мешало появлению изображений Бога Отца и в церковных росписях, и в деревянной скульптуре.

Саваоф

– Чаще всего изображения Бога Отца были частью композиции, например в Распятиях, могли помещаться над Царскими Вратами на иконостасе, – говорит Ксения Зубакина. – Но есть в нашей коллекции изображения Саваофа, предстающие как отдельный сюжет. Например, грандиозная скульптура из города Лысьвы XVIII века.

Обычно Саваоф изображался по пояс, как бы парящим в облаках, в лучах сияния – и облака, и лучи создавались из дерева, с благословляющим жестом и с царскими атрибутами. Так, Саваоф из нашей коллекции держит в руках державу и скипетр. Нимб у Саваофа обычно треугольный, как символ Святой Троицы. Кроме того, Бог Отец чаще всего изображается в виде седовласого старца, но как раз на лысьвенской скульптуре Саваоф представлен как молодой мужчина с вьющимися волосами, со странной бородой, которая идет по самому краю подбородка. Явно у мастера был какой-то иконографический источник, о котором мы до сих пор не знаем.

Д. Домнин. Саваоф

Это второй случай, когда мы знаем имя резчика – Дмитрий Домнин. Домнин был крепостным, который переехал в Лысьву для строительства завода, и параллельно он, видимо, создавал деревянные скульптуры для храма в Лысьве, который строился как раз в 1799 году.

Понятно, что не мог крепостной из деревни Верхние Муллы приехать в город и взять и просто из головы придумать подобный образ. Тем более, стилистически сама скульптура напоминает европейскую гравюру – по тому, как работает рельеф, как делаются складки по трубным лучикам и облакам. Библии Пиксатора, отдельные листы гравюр с XVII века начинают широко распространяться по разным регионам России, в том числе доходят до Прикамья и до Урала. Так что, возможно, но это опять из разряда предположений, что образцом для этого Саваофа послужил сюжет европейской гравюры.

Фото: Анатолий Долматов, Валерий Заровнянных, Гюнай Мусаева

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Мастер, который приручил чертей

Природа сама подсказывала мастеру-самоучке сюжеты.

Вначале чудищ размещал в своей небольшой усадьбе, а после тесно им стало.

Рядом с домом местная администрация выделила гектар земли. И сейчас там целый музей под открытым небом.

На этой земле Егор возвёл в одиночку и на свои деньги трехэтажный сказочный терем, вокруг которого посадил деревья, населив лес языческими чудищами.

Рассказывает: в 90-е годы, когда без денег сидели, истуканы у него выходили все злые и страшные. «В колхозе работали с утра до вечера, а денег не давали. Потом лучше жить стало. Истуканы стали получаться добрее», – смеется он.

Впрочем, если вглядеться – вся нечисть у Егора Федоровича получается какая-то беззлобная и добродушная. Ее даже маленькие дети не пугаются.

Сегодня в чудном лесу живёт больше пятидесяти нечисти различной масти: здесь и черти, и лешие, и бабки-ежки.

Рядом гуляют «подвыпившие веселые пармайловские мужики, возвращающиеся домой с магазина».

Охраняют парк русские богатыри – Алеша Попович, Добрыня Никитич. Рядом – герои коми-пермяцкого эпоса – Кудым-Ош, Пера-богатырь. Многие экспонаты созданы по мотивам русских и коми-пермяцких народных сказок и легенд.

А самый заметный экспонат, охраняющий этот парк и этот сказочный лес, – огромная фигура в шесть метров высотой! То ли леший, то ли герой коми-пермяцкого эпоса – возвышался он над лесами, над деревней, над дорогой, и словно размахивал палкой (похожей на крест), кажется, что в лёгкой насмешке: как легко на этой земле уживается и православие и язычество, сплетаясь-переплетаясь так, что не понятно, где одно, а где другое.

Век дерева недолог, многие фигуры стали гнить.

Сейчас, конечно, различные пропитки продают для дерева, для того чтобы продлить его век. Но это – деньги.

Ведь прибыли от парка никакой, только расходы. За погляд Егор Федорович деньги не берет. В парк может зайти любой и посмотреть всю эту красоту бесплатно. Проезжают мимо машины – обычно всегда останавливаются, парк – по дороге, и его сразу видно.

Пенсия у хранителя парка, отработавшего всю жизнь трактористом в совхозе, небольшая. Старается, как может, содержит на нее свой парк.

Называет сумму – копейки.

Но мелькает и сожаление порой: кому все это оставлять?

Живут в музее под открытым небом у Егора все «язычники» дружно, всем хватает места на добродушной гостеприимной коми-пермяцкой земле.

Так и стоят они в парке, словно заигравшись в игру «Морская фигура». Днём («фигура замри!») – нечисть отдыхает, хитро заглядываясь на заезжих туристов и незаметно наблюдая за ними. Ночью («море волнуется – раз») «лес» оживает и живёт своей языческой жизнью, все тайны которого известны только его создателю – мастеру «деревянных дел» Егору Федоровичу Утробину, человеку, который приручил нечисть.

Христос в темнице

Иконография «Христос в темнице» явно связана с Ecce Homo (с лат. – «Се Человек»), отсылающей нас к евангельскому рассказу: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19: 2-5).

Образ, созданный Самим Христом. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Пример такой иконографии мы видим в картине Караваджо (ок. 1605 года), в более расширенном варианте – в картине Иеронима Босха (1500). Если в таких вариантах Христос изображается не Один, с гонителями, несколькими или целой толпой, то в близкой иконографии «Муж скорбей» (латинское название Vir dolorum) Спаситель представлен в терновом венце, в багрянице, но в одиночестве (иногда с Ним изображают двух ангелов), оставленный всеми, в ожидании казни…

– В пермской коллекции этот сюжет был значительно видоизменен, – говорит Ксения Зубакина. – Местная скульптура – это свободные вариации на тему. Например, на пермских скульптурах нигде нет багряницы, хотя в других музеях я видела скульптуры Христа из других регионов в багрянице.

Христос в темнице

Также мастера не делают большого акцента на изображении ран и истекающей из них крови. Кроме того, добавляется этнографический момент в изображении Христа: в Его лике передаются черты местного населения, тех людей, которые были в окружении мастера.

В результате появляется образ Господа, но очень близкий для простых верующих. О таком отношении говорят рассказы старожилов деревень и сел, которые записывал собиратель нашей коллекции Николай Серебренников в двадцатых годах XX века.

Местные говорили, что, когда смотришь на скульптуру, Бога жалко, настолько, что плакать хочется.

Когда скульптуры забирались в музей, верующие очень тяжело расставались с ними.

Если посмотреть на лик Христа скульптуры, которая происходит из церкви Спасо-Преображения села Усть-Косьва, и сравнить с фотографиями коми-пермяцких крестьян начала XX века, то сходство почти стопроцентное.

У трех скульптур из нашей коллекции странная одежда – длинная синяя рубаха, подпоясанная широким плетеным поясом. Это одеяние не описывается в священных текстах, и до сих пор до конца непонятно, что это такое. Одна из гипотез говорит, что одеяние очень похоже на повседневную коми-пермяцкую крестьянскую одежду, которая называлась шабур. Шабур – подобие русского летнего кафтана, верхняя одежда с запахом, подпоясанная широким поясом, сделанная из синего домотканого льна.

Христос в темнице

Если говорить про сам сюжет страстей Христовых, не везде он воспроизводится местными резчиками именно как страдание – где-то Христос изображается задумчивым, погруженным в Себя, где-то, наоборот, это очень мощный образ, напоминающий верующим о грядущем Воскресении.

«Видишь, там на горе, возвышается крест»

В пермской деревянной скульптуре несколько разных сюжетов, но самым частым является распятие Христа. В коллекции более сотни распятий, и у распространённости именно этого сюжета есть несколько причин, причём одна вытекает из другой.

Первая заключается в истории и традициях самой церковной деревянной скульптуры в России:

«Вопрос о происхождении типологии этих скульптур остаётся не до конца исследованным, — рассказывает заместитель директора ПГХГ по научной работе Ольга Старцева, — ведь для православия более характерны плоскостные изображения — икона, фреска. Конечно, резная пластика известна в древнерусском искусстве с глубокой древности. Это были резные образки и иконки, кресты, энколпионы, киотные скульптуры большей или меньшей рельефности. Периодом расцвета православной пластики на Руси принято считать XV — XVI века. То есть движение по пути развития объёмного изображения было, и в этом нет ничего противоречащего православному канону. Отношение официальной православной церкви к статуям в храме было крайне противоречивым. В русской истории были периоды подъёма православной скульптуры, её популярности и почитания, но периодически появлялись официальные запреты. Постановление церковного Собора 1666-1667 годов запретило объёмную скульптуру в храмах, сделав исключение лишь для композиции „Распятие с предстоящими“. В XVIII-XIX веках во многих районах России резные образы Христа, Саваофа, ангелов и святых не только продолжали оставаться в храмах, но и создавались новые. В первую очередь это касается территорий, удалённых от центра, расположенных на севере, в районе Архангельска, Вологды, Сольвычегодска, и на востоке, в районе Иркутска и Красноярска. Это явление было столь распространенным, что в 1722 и в 1832 годах Святейший Синод снова принимает постановления о недопустимости скульптур в православном храме. Повторяемость запретов говорит, скорее всего, о том, что на местах, особенно в удалённой провинции, указы воспринимались как временная дисциплинарная мера».

Но такие запреты всё-таки имели свои исключения, к которым и относились распятия:

«Православная скульптура в храмах периодически была под запретом святейшего Синода. Но именно распятия разрешалось помещать в храм, — объясняет Ксения Зубакина. — Распятие размещалось на вершине иконостаса — навершии. Именно с распятий началось насыщение храмов православной скульптурой. Практически в любых подобных коллекциях всегда много распятий. Часто они были с предстоящими — это отдельные фигуры библейских героев. Ближе всего к кресту стоят Богоматерь слева и Иоанн Богослов справа. Поэтому скульптур Богоматери и Иоанна Богослова у нас в коллекции тоже много. Иногда само распятие от всего комплекса утрачено, а фигуры Богоматери и Богослова сохранились».

В экспозиции представлены в основном большемерные экспонаты, а в фонде хранится множество других распятий — напрестольные, выносные для крестного хода. Есть даже целая композиция распятия с десятью предстоящими: Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной, сотником Лонгином и шестью ангелами. В таких композициях только ангелы держат Орудия Страстей — то, чем пытали Христа (розги, клещи, копье), но здесь сохранились только гвоздь и колонна позорного столба.

Но, пожалуй, самое яркое и необычное распятие — это одна из работ резчика Никона Кирьянова, которой дали условное название: «Распятие, окружённое тридцатью четырьмя головками херувимов». Описывать словами, как выглядит эта удивительная и поражающая воображение скульптура, бесполезно, это надо видеть. По словам Ксении Зубакиной, у российских и иностранных специалистов узнавали, есть ли аналогичные памятники в других музейных коллекциях, и выяснили, что нет. Так что это распятие можно считать поистине уникальным.

Да и сам факт того, что известно имя и точные годы жизни (1860 — 1906) автора деревянной храмовой скульптуры, тоже по-своему уникален. Никон Кирьянов — резчик-самоучка, жил в селе Габово Карагайского района. Он вырезал статуи специально для одной из двух часовен, которые сельчане построили для себя сами. По воспоминаниям старожилов деревни, в этой часовне находилось около пятисот скульптур Кирьянова, а сейчас в коллекции галереи — восемнадцать его произведений. Все они очень узнаваемы благодаря яркому стилю автора, который сейчас причисляют к наивному искусству.

Ныроб

(полный размер)»
class=»nk-width-small nk-margin-bottom

nk-margin-left nk-float-right
«>
Идентичность Ныроба сформировалась под влиянием трагичного эпизода русской истории, связанного с борьбой за царский престол двух боярских родов. Опасаясь конкуренции со стороны братьев Романовых, Борис Годунов под предлогом предотвращения готовящейся смуты заслал их всех в дальние дали. Туда, откуда, как ему казалось, нельзя выбраться. Так 25-летний Михаил Никитич в 1601-м очутился на краю Перми Великой, в Ныробке, где и сгинул спустя год. Оковы узника, яма, в которой он был заточён, и место его первоначального захоронения стали предметом особого почитания, а впоследствии, выражаясь языком территориального маркетинга, брендом посёлка.

После восхождения на трон в 1613 году Михаила Фёдоровича Романова ныробцы стали посылать ему челобитные. Вознося образ мученика, они рассказывали царю и о своих страданиях, пережитых вместе с его родным дядей, о том, что пятерых мужиков, чьи жёны и дети подкармливали боярина, отправили в Казань на пытки, о том, что один из них не вернулся, и так далее. В ответных грамотах из столицы сообщалось о необходимости устроить в Ныробе храм, чтоб люди могли молиться об упокоении души «невинного страдальца». На тот момент церковь в Ныробе уже существовала, в одной из найденных грамот сообщается, что в 1617 году она сгорела. Детали переписки ныробцев и царя подробно описаны в первой книге Георгия Чагина «Колва, Чусовское, Печора: история, культура, быт от древности до 1917 года».

(полный размер)»>

В 1736 году на месте могилы Михаила Никитича была освящена Богоявленская церковь, в которой вплоть до закрытия в 1920-е годы находилась его усыпальница и хранились оковы. Во время кампании по борьбе с религией в Ныробе было уничтожено всё, что напоминало о Романовых. Лишь кандалы были переданы в Чердынский краеведческий музей.

(полный размер)»
class=»nk-width-small nk-margin-bottom

nk-margin-right nk-float-left
«>
В 1935 году депутаты райсовета, по словам профессора, с гордостью извещали наркома обороны СССР Климента Ворошилова (в 1913 году отбывал в Ныробе ссылку. — Авт.) о развитии ­родного посёлка: «Приедешь — не узнаешь: деревья высадили, тротуары замостили, в одной церкви у нас теперь баня, в другой — кузница и парашютная вышка». Для мытья народа советские власти оборудовали Богоявленский храм, для ковки железа и закаливания характера молодёжи — Никольский собор, лучший образец архитектуры барокко XVIII века на Урале. «Помню это устройство, — рассказывает Георгий Николаевич. — По наружной лестнице поднимались к главному барабану, который уже был без купола, и спускались на парашюте внутрь здания. Сам первоклассником туда лазил».

В 1934 году уничтожили колокольню, возвышавшуюся между двумя церквями. На одном из колоколов содержалась надпись на немецком языке «Изготовлен в Германии в 1600 году». Возможно, в Ныроб его прислали Романовы.

Об эпохе атеизма напоминает уродливая деревянная вышка, похожая на тюремную. Её поставили в 1950-е годы, чтобы разместить аппаратуру для связи с Государственным банком в Москве районного отделения, открытого в Богоявленской церкви. Банк прекратил свою деятельность 10 лет назад, но здание бывшего храма до сих пор находится на его балансе. Стены разрушаются, из помещения вынесено всё, что было можно, — даже полы и штукатурка. Ни государство, ни церковь не берут на себя расходы на восстановление.

(полный размер)»>

Никольский собор во второй половине XX века служил почтой. Теперь является памятником архитектуры и действующим храмом.

Образ святителя Николая

Один из традиционных образов, который любили создавать мастера деревянной скульптуры – святитель Николай. Причем изображали святого чудотворца в особой иконографии с мечом и храмом в руках. Такой извод называется «Святитель Николай Можайский» или «Никола Можайский».

По преданию, появление этого образа связано с чудесным избавлением Можайска от врагов. В XIII или XIV веке верующие молились в храме святителю Николаю, чтобы тот помог спасти город от осаждавшего его войска, как считают, татаро-монгольского. И, по молитвам, верующим было видение святителя – в одной поднятой руке он держал меч, словно защищая город, в другой – град Можайск, словно сохраняя его. Такой образ потом сделали можайские мастера из дерева, град в руке святителя порой изображается в виде храма или просто некоего строения.

Св. Николай Можайский

– В XVI веке и позднее подобная иконография распространялась в разных регионах в России, в том числе в Пермском крае, – рассказывает Ксения Зубакина. – Если говорить о нашей коллекции, то самые ранние памятники – это как раз образы Николая Можайского, которые датируются рубежом XVII – начала XVIII века. Это могли быть большемерные скульптуры в человеческий рост, камерные скульптуры высотой 40-50 сантиметров. Но особенность и тех, и других – все они были рассчитаны на фронтальный обзор и помещались в киоты. Даже для большемерных изображений создавались киоты со створками, створки большую часть времени были закрыты и открывались лишь на время богослужения. Большинство киотов не сохранилось.

Св. Николай. Фрагмент

Ранние памятники созданы именно в иконописной традиции, они очень цельные, лаконичные, выполненные в нескольких плоскостях. В них нет движения, объема, который присутствует в скульптурах в XVIII-XIX веке, нет мелкой проработки ткани, драпировки, волос, тела. Подробности добавляются с помощью росписи: складки, волосы на голове, морщины на лице.

Божественные тайны

Несмотря на множество исследований и статей о коллекции Пермской деревянной скульптуры, в ней ещё остаётся много неизвестного и неизученного. Так, например, остаются лакуны в изучении вопроса о влиянии католичества и способах проникновения черт католической храмовой скульптуры в православную храмовую пластику Прикамья.

Ольга Старцева: «Это влияние налицо, отрицать его нельзя. Например, в некоторых памятниках мы можем проследить очевидное влияние стилистики барокко. При этом мы пока не имеем никаких документальных подтверждений того, что русские резчики обучались у европейских мастеров. Всегда говорится, что западноевропейское влияние в этих изображениях есть, особенно в Спасах, но какими путями оно шло и как усваивалось мастером-резчиком, доподлинно не известно. Мы знаем, что большая часть священников были выпускниками Киево-Могилянской академии. Это Русский запад, и там как раз в христианской культуре вполне естественно существуют объёмные изображения. Кроме того, на наших землях после Северной войны осело много пленных шведов, поляков, литовцев. Многие из них жили при храмах. Этот факт тоже нельзя сбрасывать со счетов. Возможно, это были разные люди, пёстрые по социальному составу. Мы не знаем, насколько они были грамотны, что у них было при себе — какие литературные источники и прочее. Конечно, такие связи существовали, но мы не имеем прямых свидетельств, что кто-то из русских мастеров обучался у них».

Наверняка в столь обширной и разнообразной коллекции пермской деревянной скульптуры таится ещё немало подобных загадок. Пока пермские боги сохраняют тайны в своей обители. Но наверняка рано или поздно какие-то из них будут обязательно раскрыты, и мы узнаем об этих удивительных произведениях искусства ещё больше.

Чердынь

полный размер)»>

Имя бывшей столицы Перми Великой происходит от коми-пермяцкого «Чердынь» («Шордынь») и означает «Поселение в устье небольшой речки». Это не вымышленное, а реально существующее место, увидеть которое можно, стоя лицом ко входу в гостиницу «Старая пристань» и глядя налево. Сама гостиница расположена у подножия Троицкого холма тоже не случайно. Недалеко отсюда раньше находилась настоящая пристань. Георгий Чагин помнит те дни, когда к ней причаливали двухпалубные пароходы.

(полный размер)»>

Взойдя на холм, оказываемся в самом сердце Чердыни. В древности у ­коми-пермяков здесь было языческое святилище и городище. В 1535 году по указу царя на Троицкой горе был сооружён первый на Урале русский деревянный Кремль. Проектными и строительными работами руководил мастер Давид Курчев, являвшийся, по мнению исследователей, предком поэта Александра Пушкина. Кремль был спланирован и органично вписан в рельеф местности. Возведённые по периметру холма стены повторяли его очертания. Главная из шести башен — Спасская, высотой 15 м, была размещена на севере. Восточный склон обращён к Колве. С западной стороны был насыпан земляной вал длиной около 130 м и вырыт ров глубиной до 15 м, заполнявшийся водой. На территории Кремля была построена воеводская канцелярия, куда из Покчи переехало руководство Перми Великой, и с того момента за Чердынью официально закрепился статус города.

(полный размер)»>

Рядом с канцелярией появился первый храм, названный во имя Благовещения Богородицы. Впоследствии его заменили на храм Рождества Христова. Оба они были деревянными. К началу XVII века в Чердыни насчитывалось 16 деревянных церквей. Самой сложной по устройству, судя по описаниям, была шатровая Никольская церковь с пятиярусным иконостасом. Она просуществовала дольше остальных и сгорела 2 июня 1792 года при пожаре, поглотившем почти весь город — 350 домов. В память о ней купцы установили каменный столб с иконой Николая Чудотворца.

(полный размер)»
class=»nk-width-small nk-margin-bottom

nk-margin-left nk-float-right
«>
Первая каменная церковь — Святой Троицы — была построена в 1838 году, в 1930-е её сровняли с землёй. В коллекции галереи хранятся шесть экспонатов, вывезенные Николаем Серебренниковым из этого храма и позволяющие представить фрагменты его внутреннего убранства до уничтожения.

На сегодняшний день в Чердыни сохранилось шесть церквей. Воскресенский собор, построенный в 1750—1785 годах, возвышается на Троицкой горе. В 1908—1911 годах он был реконструирован по проекту Александра Турчевича. Затянули бы чуть-чуть с работами, и город никогда не обрёл бы такой архитектурной вертикали. С середины 1930-х до конца 1990-х годов в соборе располагался районный дом культуры. В 2007 году здание было возвращено верующим.

(полный размер)»>

Центральный ансамбль дополняют ещё три сооружения XVIII века: Богоявленская, Преображенская и Успенская церкви.

(полный размер)»>

За оградой Троицкого холма в старину располагалось кладбище, где похоронены самые знатные люди Чердыни. В XX веке всё это было разрушено. Остался лишь фундамент, на котором в 2012 году установили деревянную церковь 1917 года, привезённую из деревни Бигичи. Точнее, привезли только брёвна от колокольни, остальное — новодел. Внутри и вокруг Кремля проводилось множество раскопок и найдено несколько уникальных предметов. Самыми значительными являются серебряные монеты: одна времён князя Василия II Тёмного, направившего в 1451 году в Чердынь своего наместника Михаила Ермолича; вторая — периода князя Ивана III Васильевича, присоединившего в 1505 году Пермь Великую к Москве. Древняя земля посылает знаки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: