Полуночное месторождение

Песочница для взрослых: месторождения полезных ископаемых свердловской области

История возникновения музея «Кижи»

Уже в 16 веке на острове Кижи располагался Спасский православный приход, который включал в себя несколько храмов. Главными из них были церковь Преображения Господня и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Позже, в 17 веке, в Кижском погосте появилось еще несколько приходов, каждый из которых располагал собственным храмом. Таким образом, на острове появилось еще семь новых церквей:

  • церковь Успения Богородицы, находящаяся в Космозере;
  • церковь Николая Чудотворца, установленная в Чеболакше;
  • церковь Святого Ильи Пророка в Типиницах;
  • церковь Преображения Господня, расположенная в Малой Губе;
  • церковь Николая Чудотворца, занимающая территорию в Лижме;
  • церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе;
  • церковь Великомученицы Варвары, размещенная в Яндомозере.

Строительство заводов в Кижах

Дальнейшее развитие острова связано с деятельностью купца Гаврилова, который возвел в Кижском погосте завод по производству меди в 1669 году. В дальнейшем добычей и плавлением медной руды занимались датские специалисты Марселис и Бутенант.

Они построили еще несколько заводов в округе. Однако со временем производство стало убыточным, и их перепрофилировали — стали получать железо.

Всё это привели к народным восстаниям, самым масштабным из которых оказался бунт 1769-1771 годов. В конце концов власти подавили восстание, казнили руководителей, а многих крестьян сослали в Сибирь на каторжные работы.

В 18 веке провели реформу, согласно которой территория Кижского прихода была существенно уменьшена. Погост как административное образование был упразднен, после чего появилась Кижская волость (в дальнейшем деление на погосты вернули).

Как остров стал популярным

Остров Кижи постепенно получал всё большую известность в Российской империи. В 19 веке здесь побывали многие знаменитые личности: архитектор Л.В Даль, живописец И.Э. Грабарь, художник И.Я. Билибин, инженер М.В. Красовский. Они были восхищены красотой церквей и зодческими решениями.

Фото: Alvov / Shutterstock.com

Тогда же стали печатать почтовые открытки, на которых запечатлевали красоты Кижского прихода. Художники начали изображать погост на своих картинах. Одним из известных произведений является полотно «На далеком Севере» живописца И.М. Шлуглейта.

Развитие погоста в 20 веке

По окончании Октябрьской революции Кижский погост стал государственным памятником. Церковные службы в Преображенской церкви и церкви Покрова Богородицы проводились вплоть до 1937 года, после чего они были прекращены.

В период Великой Отечественной войны остров Кижи оказался в оккупации, а некоторые иконы переместили в Финляндию. В дальнейшем их вернули в церкви погоста.

После масштабной реставрации храмов, проведенной в период с 1949 по 1966 годы, основали Государственный историко-архитектурный музей «Кижи». Тогда на остров привезли множество домов, часовен и других построек из других регионов Карелии, которые дополнили архитектуру погоста.

В 1993 году снова открыли Кижский православный приход, а с 1994 года стали проводить богослужения. На сегодняшний день музей деревянного зодчества под открытым небом доступен всем желающим.

Происхождение названия

Откуда произошло название Кижи? Многие считают, что оно связано со словом kiz веппского происхождения, которое означает мох. Другие же связывают его с другим веппским словом – kiši, переводимое как игрище.

Интересно, что местные жители при произношении названия Кижи ставят ударение на первый слог. Однако туристы чаще всего используют ударение на второй слог – такое произношение уже широко закрепилось.

История первая. Рудник

Выходы марганцевой руды в районе речки Полуночной обнаружил Поликарп Петровия Мездрин в 1920 году. Он-то и считается первооткрывателем месторождения, сыгравшего впоследствии большую роль в судьбе страны в годы войны. Кстати, его заслугу оценили только много лет спустя поощрительным денежным вознаграждением (посмертно).

До войны 92 процента марганца в СССР получали на Украине в Никополе, и в Чиатуре в Грузии. В 1939 году фашистская Германия развязала Вторую Мировую войну, в воздухе запахло порохом, немецкие войска вплотную приблизились к нашим границам. Руководство СССР прекрасно понимало уязвимость источников стратегического сырья, расположенных в центре страны, поэтому на XVIII съезде партии большевиков было принято решение о развитии горнорудной промышленности на Урале и в Сибири, в том числе и добычи марганцевых руд. Тогда то и вспомнили о Полуночном месторождении и уже к концу 1939 года были составлены проекты его эксплуатации.

В 1940 г. началась детальная разведка и определено место разработки рудника, тогда же, совместным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б), было принято решение о строительстве железной дороги Ивдель – Полуночное. Первые работы по добыче марганцевой руды на месторождении были начаты в августе 1941 года, когда уже вовсю шла война. Добытую на руднике руду возили машинами на железнодорожную станцию Ивдель по лежнёвой дороге. По свидетельствам очевидцев, руду в карьере добывали вручную и, хотя работы велись круглосуточно, объёмы были небольшими. Точно также не были механизированы и все погрузочные работы, руду в железнодорожные вагоны грузили носилками. На всех работах, как в карьере, так и на погрузке, использовался труд заключённых Ивдельлага. Резкое повышение добычи марганца произошло поздней осенью 1941-го, когда в Полуночное из Днепропетровской области был эвакуирован трест «Никополь-Марганец». Вместе с работниками предприятия в Ивдель прибыли 170 железнодорожных вагонов с горнопромышленным оборудованием, что значительно снизило процент ручного труда и повысило объём добычи руды. Однако перевозка от рудника до станции по-прежнему осуществлялась автомобилями, что сильно сдерживало отгрузку. До конца 1941 года на заводы удалось отгрузить всего 6035 тонн руды, которая послужила основой для производства доменного ферромарганца на Кушвинском метзаводе, а с ноября на – Магнитогорском металлургическом комбинате. Параллельно с разработкой рудника начались работы по строительству железной дороги. На устройстве насыпей и укладке путей работали заключенные того же Ивдельлага. Темпы работы возросли, когда в сентябре-октябре на Северный Урал прибыли эшелоны с трудармейцами. В основном это были советские немцы из Поволжья. Число рабочих на стройке выросло до двух тысяч человек. Осень 1941 года выдалась дождливой, а зима небывало холодной. Депортированные немцы своей теплой одежды не имели, не выдавалась и теплая спецодежда. Холод, болезни и скудный паёк делали свое чёрное дело. Смертность на строительстве железной дороги была крайне высокой. В августе 1942 года путь был подведен к руднику, и сразу началось движение грузовых поездов. Первое время они двигались со скоростью 5-10 км в час, так как земляное полотно, отсыпанное зимой начало давать просадку, деформируя шпальную решётку. Для обеспечения движения, на всём протяжении пути, в течение нескольких месяцев, постоянно работали бригады по восстановлению железнодорожного полотна. С вводом железной дороги ежемесячная отгрузка руды достигла 25-28 тысяч тонн.

А всего за годы войны в Полуночном добыли 935 тысяч тонн марганцевой руды. Добыча и отправка марганца на заводы Урала находилась под жестким контролем Ставки Верховного Главнокомандования. Фронту нужны были танки, а без марганца не было броневой стали. Трудовой подвиг и вклад в победу работников Полуночного рудника трудно переоценить. 3 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны 46 рабочих и ИТР рудника были награждены орденами и медалями. Но вот война закончилась, и потребность в марганце, в больших объёмах отпала. Начиная с 1955 года планы по добыче руды стали постепенно сокращаться. Окончательно работы были свёрнуты в 1962 году, а летом 1964 года были затоплены недостроенные шахты № 7 и № 8. Информация о том, что существовало, когда то, такое месторождение Полуночное, осталась только в XII томе монументальной монографии «Геология СССР», вышедшей в 1969 году.

3D-охота в средневековом тире

Фото: tirskif.ru 

Окунуться в атмосферу средневековых традиций и овладеть техникой стрельбы из лука и арбалета можно в тире «Скиф». Обучение проводят профессиональные инструкторы – победители турниров по стрельбе из лука, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта международного класса. Занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах до 5 человек. К обучению допускаются взрослые и дети от 12 лет. Персональная полуторачасовая тренировка с инструктором стоит 1500 рублей.

Более того, в 3D-тире вы сможете почувствовать себя настоящим охотником, пытаясь с одного выстрела завалить резинового кабанчика в натуральную величину, который притаился за пригорком. Здесь все как на настоящей охоте: за «подранка» лучник получает 5 очков, за «смертельный» выстрел – 11 очков, а попадание в рога и копыта резиновых зверей считается промахом.

Для опытных стрелков-спортсменов и охотников-профессионалов в «Скифе» есть отличная площадка с 25-метровой дистанцией. Тренироваться в стрельбе можно как со своим луком, так и брать в аренду оборудование клуба. Кроме этого, в клубе работает школа метания ножей, топоров и ножевого боя. Занятия проводятся еженедельно по вторникам в 19:00.

Калужское шоссе, д. 8, поселение Мосрентген
    Смотреть на карте

ПОЧЕМУ ПОЛУНОЧНОЕ?

Необычное имя у этого рабочего поселка — Полуночное. Вроде бы старое, а на деле и названию и самому городу нет еще и двадцати лет.

Начало всему положил Поликарп Мездрин, обыкновенный терщик и золотоискатель. Кряжистый, заросший до самых глаз черной бородой, Поликарп среди своей братии считался непревзойденным знатоком камня. В 1918 году пришлось ему наняться подсобным рабочим в партию по изысканию линии железной дороги. Как-то при прорубке просеки увидел он в корнях вывороченного дерева куски неизвестной ему руды. Оказавшийся поблизости инженер сказал, что это марганец.

— А зачем он? — полюбопытствовал Мездрин.

Инженер объяснил.

Мездрин вспомнил, что много похожих камней — мягких, с красноватым отливом он встречал к северу от Ивделя. Выбрался в эти места. Собрал образцы, отправил их в Богословский горный округ. Геологи подтвердили — марганец. Марганцевой руды на Земле не так уж много. Встречается она в Индии, Бразилии, Африке, у нас — в Никополе и Чнатуре.

Всем известна марганцовка — окисел марганца, применяющийся в медицине как дезинфицирующее средство. Но главная польза марганца — способность делать сталь более прочной. Марганец — стратегическое сырье, без которого не может производиться высокосортная броня. Руководитель одного из американских сталелитейных концернов Джирдлер говорил, что марганец в минуту войны окажется дороже золота. И действительно, в годы второй мировой войны сталелитейная промышленность Америки испытывала острый недостаток в этом металле. Немецкие и японские подводные лодки особенно настойчиво охотились за транспортами с марганцевой рудой.

В 1942 году уральская металлургия оказалась отрезанной от марганцевых месторождений Украины и Кавказа. Над страной нависла угроза марганцевого голода. На карту была поставлена жизнь всей черной металлургии.

И тогда далеко в тайге, вдоль тропки от старого городка золотоискателей Ивделя к ханты-мансийской деревне Няксимволь возник новый фронт. Сюда устремились тысячи людей. В невероятно короткие сроки началась добыча марганца, была проложена сплошная дорога из бревен, настланных на болотную хлябь.

Первое время марганец добывали открытым способом, но очень быстро верхний слой руды иссяк, и люди перешли в шахты. Втрое-вчетверо-перевыполнял норму неистовый забойщик Абрам Яковлевич Кириленко. Он работал до изнеможения и уходил тогда, когда руки уже не могли держать отбойного молотка. За войну он один дал двадцать один эшелон руды, по пятьдесят вагонов в каждом. Из них десять эшелонов сверх плана. Бригада проходчика Савелия Федоровича Дукача пробила семидесятиметровую шахту за три месяца, в то время как в мирные годы не в стужу, не в тайге, а на юге более мелкая шахта строилась года полтора-два. Слесарь Даниил Антонович Лотошко всю войну ремонтировал старые экскаваторы. По шесть-семь суток он не бывал дома, собирая машины из рухляди. Однажды с металлургического завода пришел состав за марганцем. Завод работал уже на последних запасах и мог бы через сутки остановиться совсем. А в этот момент оказалось, что грузить руду нечем — все экскаваторы стояли неисправными. К слесарю пришел главный инженер Ситников. «Можешь ли сделать хоть один?» — спросил он. «Постараюсь», — ответил слесарь. И вот в сорокаградусную стужу, при свете костров, Лотошко стал перебирать старые детали. А через четыре часа два экскаватора начали грузить марганец для завода.

— Запишут ли твою работу в историю? — спросил как-то управляющий рудника Новиков и, подумав, закончил серьезно: — Наверное, запишут. Должны записать!

В суровое военное время рудник спас жизнь черной металлургии Урала. Оборонные заводы бесперебойно получали марганец.

Не оправдались расчеты врага лишить нашу страну брони.

Интересна одна деталь: 11 ноября 1942 года немцы предприняли отчаянную попытку уничтожить североуральский рудник. Специально оборудованные для дальних полетов самолеты должны были разбомбить рудник. Эта откровенная авантюра, конечно, провалилась. Часть самолетов была рассеяна огнем советских истребителей, часть попросту заблудилась и погибла.

Откуда же появилось название — Полуночное?

Некоторые старожилы объясняют это так. В первое время, когда расчищали тайгу, строили шахты, жилье, все это место попросту называлось «рудник». Никто как-то не замечал, что на горе, окруженной со всех сторон голубой тайгой, быстро рос поселок. Большинство его жителей работало. Шахтеры вставали рано, задолго до света, а заканчивали работу поздно ночью. Они никогда не видели своего поселка при солнечном освещении. А его надо как-то назвать, не оставлять же без имени! Вот и назвали Полуночным. Назвали в память о тех грозных первых днях, когда решалась судьба Родины.

Скалы на реке Талице

Ещё одно интересное и красивое место, заслуживающее внимания, расположено слева от дороги Ивдель – Вижай, не доезжая до моста через Талицу. Здесь, на берегу реки Талицы, возвышаются впечатляющие скалы, по форме напоминающие гигантские зубцы. Забравшись на одну из скал, вы будете вознаграждены живописными видами. Здесь же есть удобное место для стоянки. Природа на Талице вообще очень красива. А во время летнего солнцестояния можно оценить ещё и белые ночи.

Близ этих скал тоже была подкомандировка лесозаготовителей. На одной из скал раньше было изображение Сталина. Его было видно при спуске с горы по старой дороге. После закрытия лагеря и развенчания культа личности его уничтожили.

На полянке у скал можно заметить металлическую пирамидку. Как рассказала жительница Ивделя Надежда Алексеева, раньше она была на кладбище, которое было выше за скалой. На нём остался только один железный крест. 

Есть скалы и выше по течению. А на правом берегу Южной Талицы был лагпункт «Пещерный». По словам знакомых Юрия Навроцкого, в имеющихся там пещерах содержали военнопленных немцев из числа эсесовцев. Воспоминаний заключенных об этом лагпункте не встречается, лишь поверхностные упоминания. На месте «Пещерного» я пока не побывал.

Остатки фундаментов лагерных построек можно увидеть поблизости вдоль дороги на Вижай. Встречаются отдельные кирпичи, брёвна, различные железные конструкции, просто ямы и т.д. За мостом через Талицу справа от дороги есть родник.

Религия

Ивдель является старейшим местом распространения православия на Северном Урале.

В 1907 году во имя великомученика Никиты была освящена деревянная, однопрестольная церковь, которая была закрыта в 1930 году. В советское время она была снесена.

В 1994 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был открыт деревянный, однопрестольный Благовещенский молитвенный дом. Сегодня это храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Летом 2000 года на территории ИТК был заложен деревянный храм во имя святого апостола Андрея Первозванного, а в мае 2006 года он уже был освящён. Строительство велось силами заключённых.

В посёлке гидролизного завода в 2008 году была построена церковь в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

Кносский дворец в древнегреческой мифологии

Кносский дворец неразрывно связан с одним из самых популярных древнегреческих мифов, в котором повествуется о гигантском кровожадном человеке-быке – Минотавре. Это чудовище, которое раз в девять лет пожирало семь прекрасных девушек и юношей, обитало в огромном лабиринте. Справедливости ради стоит отметить, что этот миф появился тогда, когда развалины Кносского дворца уже были погребены под слоем земли. Тесей, правивший Афинами, смог убить в ожесточенной схватке Минотавра, и с тех пор жители близлежащих островов и городов перестали присылать на Крит своих юных жителей.

Найти путь из лабиринта, который предположительно находился возле Кносского дворца (или непосредственно под ним), помогла Тесею знаменитая нить Ариадны. Из каких источников древним грекам, передававшим из поколения в поколение миф о Тесее, Минотавре и Ариадне, было известно о существовании Кносского дворца и минойской цивилизации, до сих пор остается загадкой. Перед раскопками Артур Эванс полагался исключительно на достоверность этого мифа и, как показало время, он оказался абсолютно прав, а может, в мифе о чудовище есть доля истины….

Зал царицы

Достопримечательности Ивделя

Город Ивдель хоть и совсем небольшой, но здесь есть что посмотреть.

На въезде в город слева от дороги гостей встречает Ивдельская кедровая роща. Это старый окультуренный кедровник. Считается самым северным припоселковым кедровником Свердловской области (если не считать одиночные деревья кедра в Бурмантово). Здесь насчитывается до 300 кедров возрастом от 130 до 170–200 лет. Некоторые деревья – в несколько обхватов. На ветках можно заметить кедровые шишки. Интересно, что в древности в этой роще располагались захоронения манси.

В кедровой роще создан городской парк, при желании можно покачаться на колоритных качелях. Большую часть территории рощи занимают деревья прочих пород и стадион. Ивдельская кедровая роща с 1983 года имеет статус ботанического и археологического памятника природы Свердловской области.

Дальше дорога пересекает по мосту живописную реку Ивдель, за которой вы попадаете в центр города. Недавно на левом берегу реки Ивдель построили красивую набережную. Удивительное место для столь небольшого городка. Прогуляться по ивдельской набережной – одно удовольствие. Можно посидеть на лавочке с видом на реку и расслабиться после долгой дороги.

За набережной виднеется не так давно построенная деревянная Благовещенская церковь. Она начиналась с молитвенного дома, открытого тут в 1994 году.

Но вернемся к мосту через реку. За ним улица Механошина приводит к памятнику жертвам Великой Отечественной войны с вечным огнем и фамилиями погибших.

За мемориалом находится городская площадь. Как и в любом другом российском городе, на ней стоит памятник В.И. Ленину. С севера площадь ограничивает здание администрации Ивделя, а с востока стоит здание кинотеатра «Северный маяк». Это главный культурный центр города. Кстати, до революции на этом месте стояла Никитская церковь.

На противоположной стороне площади стоит красивое деревянное здание Ивдельского историко-этнографического музея (ул. Данилова, 78, тел. +7 (34386) 2-23-49). Начало музею положил в 1928 году учитель И.Е. Уваров (1884–1958), собиравший исторические артефакты и документы об истории города. Спустя год в клубе была открыта первая музейная выставка, состоящая из находок Уварова. В 1940-е годы было принято решение о создании полноценного музея. В 1973 году музею передали одно из старейших зданий города, построенное в XIX веке. Экспозиция состоит из семи разделов с отдельными залами. Здесь представлены животный и растительный мир, дореволюционная история, история Ивделя с 1917 по 1945 годы, промышленность, образование и здравоохранение, а также минералы. Отдельный зал посвящен коренным жителям – манси.

Неподалеку от музея, на улице Данилова, можно увидеть и сфотографироваться у арт-объекта «Я люблю Ивдель». 

В окрестностях города немногим выше по течению на реке Ивдель стоят красивые скалы. К ним ведет тропа вдоль левого берега реки. Скалы достигают в высоту до 70 м, тянутся около 2 км. Имеют многочисленные столбовидные выступы, местами даже напоминая знаменитые Усьвинские Столбы. Склоны и вершины покрыты хвойным лесом. Сама река Ивдель пригодна для туристических сплавов. Правда, некогда чистейшую северную реку отравила компания УГМК, принадлежащая олигарху Козицыну.

При посещении Ивделя и его окрестностей в конце июня – начале июля можно полюбоваться белыми ночами. Если продолжить путь на север, то можно посмотреть уникальную архитектуру посёлка Полуночного, а также необычную плотину в скалах и «каменные казематы» времён Ивдельлага

Полезные ископаемые Свердловской области

Свердловская область в свое время подарила геологам целый букет открытий: именно здесь была найдена первая российская и европейская платина, первые самоцветы (изумруд, топаз, аметист и др.), первое в России россыпное золото, уникальные поделочные камни. Здесь же был обнаружен минерал, подаривший миру хром – крокоит.

Сейчас на территории Свердловской области добывают нефть и газ, уголь, хромиты, ванадий, медь. Кроме того, здесь расположено около 27 крупных месторождений железных руд, запасов которых по прогнозам хватит на период более 150 лет. По большей части, добытая руда используется для удовлетворения потребностей металлургических предприятий области. В целом здесь добывается около 20% российского железа.

Интересная веха уральской истории связана с добычей здесь марганца. Во времена Великой Отечественной войны марганец, добытый на месторождении Полуночное, использовался в качестве основы для изготовления бронированной стали, что дало месторождению статус стратегического объекта. Вражеским силам это месторождение, само собой, было поперек горла. Тогда Гитлер разработал план об уничтожении Полуночного, который должны были привести в исполнение засланные сюда пилоты-смертники. Не смотря на то, что план так и остался нереализованным, свидетельства о нем до сих пор сохранились.

Здесь же находится второе по количеству запасов в России месторождение бокситов, включающее 43% запасов всей области – Черемуховское. А началась добыча руды с похода в 1931 году уральского геолога Николая Каржавина в музей Туринска, где он заметил экспонат окрещенный «убогими железными рудами». Заинтригованный ученый начал проводить исследования, в ходе которых выяснилось, что «убогие руды» это – бокситы, использующиеся в качестве сырья для выплавки алюминия. Спустя год в Свердловской области было открыто первое месторождение североуральских бокситов «Красная шапочка». Впоследствии, оно стало самым крупным месторождением Среднего Урала по добыче.

Еще один рекорд свердловской земли – месторождение хризотил-асбеста Баженовское. Открыто оно было в 1885 году недалеко от современного города Асбест, а на сегодняшний день является самым крупным месторождением мира. Сейчас на территории Свердловской области расположено 6 крупных месторождений минерала, запасы которых равняются 56% от всех запасов страны.

Всё для юных надымчан

Фото: Юлия Чудинова/ «Ямал-Медиа»

В Надыме работают гимназия и семь школ, две из них с углубленным изучением отдельных предметов, 15 детских садов, а также 2 детских школы искусств.

Надымские школьники могут учиться, к примеру, в Газпром-классе, педагогическом классе, индустриальном или медицинском классе. В 2022 году появились казачий и спортивно-хоккейный классы.

Фото: Юлия Чудинова/ «Ямал-Медиа»

Для досуга в распоряжении горожан и гостей Дом молодежи, Музей истории и археологии г. Надыма, Дом природы, дом культуры «Прометей», первый открывшийся в УрФО роллер-парк «Адреналин», Ледовый дворец спорта и другие учреждения. Мероприятия в городе на любой вкус — от автоквеста до спектакля местных артистов «Дорогая Елена Сергеевна».

Где находится Надым и как добраться

Фото: Андрей Ткачёв/ «Ямал-Медиа»

Город получил свое название в честь одноименной реки и находится на ее левом берегу, в 100 километрах от полярного круга, в центре Ямало-Ненецкого автономного округа, юго-восточнее Салехарда.

Расстояния:

  • 290 километров до Салехарда;
  • 1002 километра до Тюмени;
  • 2151 километр до Москвы.

Круглогодичное сообщение по автодороге между Салехардом и Надымом появилось в конце 2020 года. Ранее из одного города в другой ямальцы добирались по зимнику. Как правило, по одному на сезонную трассу старались не выезжать. В машине всегда была лопата, запас топлива, трос, теплые вещи. Ямальская погода не раз играла злую шутку с легкомысленными путешественниками. Пожалуй, у каждого местного, кто хоть раз ездил по этому зимнику, найдется байка о том, как пришлось вызволять из застрявшего в глубокой снежной колее гостя региона. Сейчас между Салехардом и Надымом трижды в неделю ходит пассажирский автобус.

Добраться из Москвы в Надым можно самолетом. Удобнее всего это сделать прямыми авиарейсами. Они летают пять раз в неделю. Столько же раз в неделю летают рейсы из Тюмени.

  • 3 часа 15 минут длится перелет из Москвы
  • 6 часов 55 минут уйдет на перелет с пересадкой в Тюмени

Фото: Андрей Ткачёв/ «Ямал-Медиа»

Еще один вариант поездки — для любителей долгих путешествий на автомобиле. Летом путь лежит по трассе, связывающей Надым с Новым Уренгоем, Ноябрьском, Сургутом и далее с Тюменью.

Зимой часть автомобилистов выбирают альтернативный маршрут — через поселки Ягельный и Приозерный, а далее по зимнику через Андру на Приобье, откуда уже есть автодорога.

Фото: Андрей Ткачёв/ «Ямал-Медиа»

Климат в Надыме субарктический, континентальный. Среднегодовая температура воздуха минус 6,6 градуса. Холоднее всего в январе, самый теплый месяц — июль.

  • — 24 градуса — средняя температура января, — 57,7 абсолютный минимум месяца
  • + 13,5 — средняя температура июля, +34,7 — абсолютный максимум месяца

Площадь города составляет 18,5 квадратных километров.

Численность населения на 1.09.2022 — 46 228 человек.

Краткая история: от Голландии Петра I до Новой Голландии

С 1703 г. – официальной даты основания города – Санкт-Петербург, остается одним из главных центров кораблестроения России. Именно здесь на левом берегу Невы около Адмиралтейства были сооружены первые верфи. Петр I привлекал к строительству кораблей голландских специалистов. Из-за иностранной речи, звучавшей здесь, и стиля жизни, характерного для европейского порта, это место стали называть Голландией.

Леса, предназначенные для строительства кораблей, хранились в больших деревянных амбарах. Со временем помещений стало не хватать. Поэтому было принято решение о сооружении новых амбаров на территории, которая появилась в 1719 г. в 960 м от Адмиралтейства. Тогда закончилось сооружение двух каналов – Крюкова и Адмиралтейского, – прорытых к Мойке. В результате появился остров, названный Петром I (так утверждает легенда) Новой Голландией.

Этапы дальнейшей истории этого уголка Петербурга отмечены следующими событиями:

  • 1732–1738 гг. – строительство деревянных сараев для хранения дубового корабельного леса; воплощением проекта в жизнь руководил Иван Коробов – русский реставратор и архитектор;
  • к середине XVIII столетия склады обветшали, поэтому потребовалась основательная реконструкция помещений;
  • 1763–1765 гг. – разработка проектов строительства новых каменных складов; автор плана – Савва Чевакинский; декор фасада зданий и арок разрабатывал Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот – русский архитектор французского происхождения;
  • 1773–1779 гг. – проект был переработан и воплощен в жизнь Иоганном Герардом – русским архитектором немецкого происхождения; комплекс представлял собой архитектурный ансамбль, соответствующий канонам раннего классицизма в зодчестве;
  • 1828 г. – сооружение морской тюрьмы, которая из-за своей круглой формы получила народное название «Бутылка»; автор проекта – А. Е. Штауберт; долгое время помещения внутри сооружения использовались как склады, швейная мастерская и госпиталь; в качестве тюрьмы здание начало функционировать с 1863 г;
  • в 1849 г. рядом с тюрьмой был построен особняк коменданта;
  • 1891 г. – открытие научно-технической лаборатории;
  • 1894 г. – начал использоваться опытовый бассейн, созданный по инициативе Дмитрия Менделеева – прославленного русского ученого.

XX столетие началось с печального события в истории Новой Голландии. Сильный пожар уничтожил многие складские помещения. Последствия бедствия удалось устранить к 1902 г. Благодаря Алексею Крылову – русскому механику и кораблестроителю, – был восстановлен и расширен опытовый бассейн. В это же время появилась радиостанция, поддерживавшая связь с двумя флотами: Черноморским и Балтийским.

В трагический период блокады Ленинграда остров пострадал от бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Многие склады, а также радиостанция и опытовый бассейн были разрушены или серьезно повреждены. Долгое время на острове не проводилось никаких восстановительных работ. Лишь с конца XX столетия общественность стала проявлять интерес к острову Новая Голландия. Это произошло благодаря архитектору В. Б

Фабрицкому, выступившему с инициативой превращения исторически важного места в культурный центр Северной столицы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: