Река белая

Сочинение по картине кузнецова допрос салавата на башкирском языке

Детство и юность

Точных документальных данных о ранней биографии Салавата Юлаева нет. Дата рождения 16 июня 1754 года установлена с его собственных слов при допросе: в 1775-м сподвижник Пугачева сообщил Тайной экспедиции сената, что ему 21-й год от роду. В качестве месяца и дня позднее стали использовать середину года. Будущий народный герой появился на свет в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской области Оренбургской губернии. Сейчас этого населенного пункта не существует – деревню уничтожили государственные войска при подавлении пугачевского восстания.

Памятник Салавату Юлаеву у дома Госсобрания / Википедия

Салават происходил из уважаемой семьи: его отец служил сотником в Российской армии, позже был назначен волостным старшиной. Юлай Азналин был хорошим солдатом и во время Польского похода против сторонников Барской конфедерации получил в качестве награды малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, мужчина передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

Юлай Азналин был безграмотным, но сыну обеспечил возможность учебы. Точно не известно, где и как Салават учился: возможно, в исламских религиозных школах, возможно, у частных учителей. Однако юноша был обучен чтению и письму, знал язык тюрки, да и с русским затруднений не испытывал. От отца юноша впитал тягу к справедливости и любовь к родине и своему народу. Впоследствии именно это привело молодого человека на сторону повстанцев и решило его судьбу.

На берегу реки

Противоположный берег реки, как правило, мягок и приветлив. Так и манит лесными зарослями, тропинками, уводящими на будто специально созданные для туристов уютные полянки. Река вьется среди всей этой красоты по причудливой траектории, время от времени раздваиваясь, чтобы обежать созданные ею же небольшие, почти идеально круглой формы, островки. Напуганные нашим появлением дружные стайки уток спешно удирают, шумно хлопая крыльями, перебирая лапками, но не взлетая. Впечатление, что бегут они прямо по воде. Райская картинка!

Вода здесь настолько чистая, что даже на глубине двух, а может быть, и больше метров отчетливо просматривается каменистое, с галькой и песочком, дно. Веселые стайки рыбок деловито шныряют на просторе, подобно городским воробьям. Бросишь им кусочек хлеба, и сходство становится еще более явственным: как по команде набрасываются на угощение, каждый норовит выхватить лучший кусочек, а съедена последняя крошка – только их и видели. Если всмотреться внимательнее, то можно разглядеть парочку крупных полосатых окуней.

Эти не будут суетливо бегать за какими-то подачками. С глубоким (во всех смыслах) чувством собственного достоинства почти неподвижно колышутся они где-то у самого дна. Ближе к излучинам вся эта рыбья братия исчезает под длинными прядями золотисто-зеленых водорослей. Можно бесконечно любоваться их бесконечными переливами в солнечных лучах, и тогда приходит понимание… река-красавица – действительно живое существо!

Пришло время раскрыть тайну – «Компас Урала» побывал на реке Белой! В водах этой великой башкирской реки умывались Салават Юлаев и Емельян Пугачев. Два славных города – Белорецк и Агидель – гордо носят имена, позаимствованные у реки, на которой они стоят.

Белая река на правах хозяйки величественно протекает через главный город Башкирии – Уфу. Река Белая воспета с живописи и поэзии, а в название этой статьи вынесены строки стихотворения Вадима Бакулина. Посвященная этой реке песня ДДТ – хит на все времена.

Известно, что далеко не всегда эта великая башкирская река одаривает путешественника прекрасной погодой и щедрым уловом. Славится она своими капризами и строптивым нравом, но для тех, кто приходит к ней с добром, она становится смирной и приветливой. Видимо, наша дружная компания пришлась ей по нраву.

Наш августовский сплав по реке Белой оказался сплошным собранием приятных сюрпризов. Солнце жгло по полной программе, поджаривая нас как грешников на сковородке, то и дело сшибая с катамаранов самых перегревшихся в ласковые объятия прохладной воды. Весело приветствовали друг друга отдыхающие на берегу либо проплывающие мимо товарищи по счастью. В эти погожие деньки туристов на Белой было великое множество, но места хватало всем, никто никому не мешал, и даже особенно шумных компаний нам, к счастью, не встретилось.

Биография Салавата

Но вернёмся к Салавату Юлаеву. Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню: «Между первых взгорьев нашли мы ручей Кулмяк, у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница…» Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г., холст, масло

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 — в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

Картина «Допрос Салавата Юлаева»

17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.

Река Белая отличное место для отдыха или поездка выходного дня :-)

Всем доброго времени. Каждое лето я стараюсь найти ещё одно неизведанное мною место для хорошего отдыха на природе. Вот и в этот раз друзья позвали отдохнуть на речку Белая. Не долго думая собрались и в путь! Как оказалось ехать надо было не далеко -115 км. от Иркутска в сторону Усолье-Сибирского, а точнее за Белореченское.Приехали:

Вот такую поляну отгородили для себя :-)

Полный размер

За лагерем чудесный сосновый лес.

Полный размер

Так как народу было много, то поставили две кухни :-)

Ну и пока распаковывались, младший готовил угли для шашлыков :-)

Полный размер

А вот такой красивый вид открылся нашему взору :-)

Полный размер

Река сильно обмелела, но зато детям есть лягушатник, чем они тут же и воспользовались :-)

Полный размер

На другом берегу красивый скальник :-)

Полный размер

Ну и хочу отметить чистоту воды! Просто идеально :-) Да и ктому же тёплая как парное молоко. Метров двадцать по пояс, течения практически нет. Дети были в восторге!

Полный размер

А это вид на лагерь со стороны речки :-)

Полный размер

Ну и куда же мы без рыбалки :-) Да и просто приятно прокатиться на по речке на лодке :-) исследуя укромные уголки :-)

Вечерний улов :-)

Противоположный берег весьма крут, да и под ним большая глубина и сильное течение :-)

Не удержались и высадились :-)

На купались в доволь, наелись и на загорались :-) Рыбалка может была бы и лучше, но стояла жара под 36. Так же хочу отметить, что есть и песочный пляж, где мы с детворой строили замки и воевали за каналы :-) А самое главное, что мне запомнилось, это чистая тёплая вода и воздух соснового леса! Так что всем рекомендую посетить это чудесное место :-)П.С. Ориентир надо держать на базу отдыха Белая за Белоречкой :-)

Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2

Вы здесь: Путешествие по Башкирии > Отчеты о путешествиях по Башкирии > Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2

Начало здесь: “Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 1”

Давайте продолжим нашу экскурсию по залам музея Салавата Юлаева в селе Малояз Салаватского района Республики Башкортостан. Как я уже писал выше, в музее достаточно много копий исторических документов, в том числе созданных лично Салаватом или его приближенными. Вот, к примеру, наставление полковника Салавата Елаева (так в документе) атаману красноуфимских казаков М. И. Попову (Иванову) о том, как управлять Красноуфимском и его жителями. Записал полковой писарь Петр Лутохин.

Вот еще один документ: ордер (предупреждение) атамана И. С. Кузнецова и полковника С

Юлаева Осинской земской избе о мерах предосторожности в связи с прибытием карательного отряда секунд-майора Д. А

Гагрина из Казани в Кунгур от 26 января 1774 года.

Помимо документов, представление о той смутной эпохе позволяют составить манекены в одеждах, оружие и амуниция повстанцев, макеты зданий, орудия пыток пленных казаков и крестьян.

Налучье, лук, колчан и стрелы башкирского повстанца

Солдат царской армии времен Крестьянской войны 1773-1775 гг.

Солдат-пушкарь царской армии

Еще один тяжелый во всех смыслах экспонат музея в Малоязе – это кандалы, в которые заковывались заключенные. Их порою одевали на человека один раз. И не снимали всю отведенную ему Богом и мучителями жизнь.

Весьма интересна 3d-панорама сражения бунтовщиков с правительственными царскими войсками. Полагаю, что ничего общего с реальными военно-историческими событиями эта объемная картина не имеет, тем не менее, накал борьбы передан неплохо.

В малоязском музее много картин (их копий), посвященных Салавату. Вот, к примеру, работа Н. П. Ванчухина “Поэт”:

Салават Юлаев и Емельян Пугачев, увы, автора картины назвать не могу, не запомнил.

Взгляд художника А. П. Лежнева на поимку Салавата. 1930 г., холст, масло. Правда, экскурсовод раскритиковала эту работу, поскольку “Салавата, стоящего на лыжах, нельзя было поймать”.

К сожалению, сабля и седло Салавата Юлаева в этом музее – не настоящие.

На рукоятке сабли – изображение волка, традиционного символического животного всех башкир. Есть версия, что слово “башкир” происходит от тюркского словосочетания “баш курт” или “баш корт”, то есть головной волк, вожак стаи.

И, наконец, гигантских размеров картины с видами деревень Текеево и Азналино – родовых гнезд Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина. К сожалению, обе деревни были сожжены царскими карателями после подавления пугачевского бунта.

Деревня Текеево, родина Салавата Юлаева

И деревня Азналино.

Нам удалось проехать к тому самому месту, где когда-то находилась деревня Текеево. Перейдите на эту страницу, чтобы продолжить занимательное путешествие по пути легендарного Салавата Юлаева. Вас ждут занимательный фоторепортаж и редкое видео.

Впервые статья “Музей Салавата Юлаева в Малоязе. Часть 2” была опубликована на сайте “Путешествие по Башкирии“. Авторские права защищены!

Статья написана: 01.06.2015, обновлена: 23.08.2017 1.06.2015

Бой у Лягушино

Емельян Иванович Пугачев

Итак, получив информацию об изменившейся обстановке, подполковник тут же пересматривает планы и выдвигается навстречу остаткам армии Пугачева, к Нижне-Увельской слободе. Путь его лежал по почтовому тракту, соединявшему Кундравинскую слободу и Троицкую крепость. И здесь, отойдя от Кундравов около 20 верст он столкнулся с отрядом Пугачева. Как известно, после разгрома у Троицкой крепости, Пугачев с остатками своей армии пошел к Нижне-Увельской слободе, взял ее и отправился дальше. А навстречу ему шел отряд подполковника Михельсона. Встреча была неожиданной для обеих сторон. Опять предоставлю слово самому Михельсону.

«Отшед дватцать верст на выходе из лесу усмотрена была великая толпа людей, по самой меньшей мере две тысячи человек в поле, растоянием от меня верстах в пяти. Я имев известие, что Пугачев разбит, никак себе не мог представить, чтоб сия толпа была Пугаечева, а более думал, что идет корпус Его Высокопревосходителства господина генерал порутчика и ковалера Деколонга, почему и послал разведать, а сам выбрав на выходе из лесу удобное место построился к бою (ожидает встретить сотоварища Деколонга, но готовится к бою — какова выучка!). Злодеи, как скоро увидели моих разъездных человек тритцать на них бросились, а толпа стала подвигатся вперед, отшед с версту повернулись направо против леваго моего фланга. Сколь неудобно мне и было повернутся налево и пройти лес, чтоб их встретить, однако сие должен был зделать».

В обозе Михельсона было довольно много больных и раненых и он не мог оставить их без прикрытия, поэтому был вынужден совершать неудобные маневры. Пройдя три версты и заняв позицию на поляне он принял бой: «злодеи спешивши половину своей толпы бросились прямо на мои пушки, невзирая на силный урон подошед ударили в копья, однако нашими штыками были приняты хорошо. А Пугачев своею конницею старался ворватся ко мне во фланг и имев удачу смять бывшую на том фланге часть иноверческой команды щитая себя победителем бросился в разсыпку. Я, приметя сие, приказал всей ковалерии идти прямо в отаку на злодейской фронт, а сам взяв с собою свои эскадроны и Изюмских гусар ударил на изменника и на сообщников ево яицких казаков с такою удачею, что злодеи сколь ни старались усиливатся были обращены в бег, и преследованы верст за пятнатцать, потеряв на месте и в догону по меншей мере до шести сот человек, в числе коих атаман Белобородов, и Аника (?), немалое число башкир и яицких казаков с их атаманом, живых взято до четырех сот человек, болшая часть заводских крестьян, в числе коих атаман Васев и так называемой полковник Иван Козьмин, яицких казаков три человека, да злодейской артиллерии главной предводитель Андрей Салмин, а злодей Пугачев помощью леса и за усталостью моих лошадей, розсыпавшись по лесу ушел».

Произошло все это в районе деревни Лягушино, она же позже поселок Ключевский 2-й. Деревня эта и сегодня существует – в Чебаркульском районе Челябинской области.

Как выглядел Салават Юлаев?

О внешности национального героя Башкирии мы можем судить лишь по кратким описаниям в исторических документах. Например, в именной описи Уфимской провинциальной канцелярии от 2 октября 1775 года указано, что Салават Юлаев ростом в два аршина и четыре с половиной вершка, что равно 162 – 164 сантиметрам. Цвет волос и глаз – черный.

Прижизненных портретов Салавата нет и, скорее всего, никогда и не было. Мусульманская традиция того времени не поощряла создание изображений людей в каком-либо виде. Маловероятно также, что портрет повстанца мог быть написан художником-любителем того времени, например, из ставки Пугачева или участником допроса Салавата. Все-таки Салават не был единственным “бригадиром” Пугачева. А вот портреты самого “императора Петра III”, написанные художниками с натуры, существуют (смотрите ниже).

Репродукция картины Г. Мустафина “Салават Юлаев”.

Все образы башкирского героя Салавата Юлаева – это вольная трактовка и фантазия художников, литераторов и кинематографистов. Даже самые яркие и выдающиеся его портреты условны и не могут претендовать на истину. Внешность Салавата останется загадкой навсегда.

Портрет Салавата Юлаева. Художник – Ф. Ф. Ислахов.

Вероятнее всего, Салават имел типично азиатскую, башкирскую внешность. Был коренаст и приземист. Его участие в конных баталиях говорит в пользу той версии, что герой был хорошо развит физически, имел сильные руки и ноги.

Можно также предположить, что внешность героя вряд ли вызывала умиление и радость у современников, скорее, наоборот: страх и трепет. В столь юном возрасте бригадирами и доверенными лицами Пугачева мог стать, скажем так, лишь суровый на вид человек, не иначе. Но это, опять же, наши версии и предположения.

Образ Салавата в фильме 1940-го года “Салават Юлаев” (режиссер – Яков Протазанов) создал блестящий башкирский актер Арслан Мубаряков.

К слову, для башкирского народа Салават Юпаев считается героем. Следует отметить, что творец очень ответственно подошел к работе: он долгое время изучал деятельность этого выдающегося человека, побывал в местах его пребывания. Наверное, потому полотно получилось естественным и прекрасным.

На холсте изображены допрашивающие и, собственно, сам Салават. Он смело и гордо глядит им в глаза, источает решительность, смелость и благородство. По его волевому лицу видно, что он не скажет своим оппонентам ни слова.… А если и скажет, то уж точно не встанет пред ними на колени.

Цветовая гамма приятная, но не яркая. Судя по серым, каменным стенам, такое впечатление, что действие происходит в замке, в темнице, адаптированной под допросную. Возможно, где – то рядом находится темная комната, где содержится сам обвиняемый. Допрашивающие изображены в количестве трех человек. Присутствует и четвертый. Но он, очевидно гонец. Пожилой мужчина что-то шепчет на ухо тучному господину, наверняка, главному.

Несмотря на возможность изощренных пыток, которые, ему, скорее всего, предстоят, Салават не испытывает страха. На его лице не дрожит ни одной мышцы, взор решителен и слегка дерзок. Следует отметить, на этом сделан особый акцент – поскольку главный герой изображен лицом к зрителям, а представители власти – спинами.

Вполне очевидно, что палачи уже готовят орудия наказания. Это подсознательно передается зрителю. Предчувствует казнь и сам Салават. Однако его не страшит подобная участь. Ведь для героя лучше стойко умереть за правое дело, чем сдаться либо начать сотрудничать со своими противниками.

Салават сохраняет присутствие боевого духа. И, кажется, что он не дрогнет, какой бы вердикт не был вынесен. Он свысока смотрит на своих мучителей. Наверняка, им и не снилась подобная стойкость.

В целом, картина очень интересна. Она позволяет нам лицезреть исторический момент и проникаться состоянием главного героя, у которого стоит поучиться выносливости, смелости и умению сохранять самообладание даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Пугачевский бунт

История жизни и славы Салавата Юлаева неразрывно связана с трагическими событиями конца XVIII века и именем Емельяна Пугачева. В 1773 году на Урале вспыхнул крестьянский бунт под предводительством этого авантюриста, преступника и самозванца, умело воспользовавшегося безграмотностью народов Урала и Поволжья и их надеждами на лучшую жизнь.

Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева. Портрет сделан в месте его содержания – в Московском остроге.

Емельян Пугачев, представившийся простому люду “чудом спасшимся царем-освободителем Петром III”, щедро раздавал “блага” всем, кто примкнул к его отрядам: вечную вольность, жалование из государевой казны, землю, освобождение от налогов и рекрутских наборов и прочее (отражены в его Манифесте от 31 июля 1774 года). И люди ему верили. По некоторым данным, в Крестьянское восстание 1773 – 1775 годов были вовлечены свыше 1 млн человек на Урале и в Поволжье.

Участие башкир и Салавата Юлаева в восстании под знаменами Пугачева – это, в первую очередь, борьба за собственные интересы, свою землю, знак протеста против различных притеснений и обмана, шедшего со стороны царских властей и заводчиков на протяжении многих десятилетий. Примечательно, что когда войска Пугачева в июле 1774 года направились в центральную часть России, на Москву, башкирские отряды предпочли остаться на родине, в Башкирии, и продолжать борьбу за свою землю. Подробнее о причинах восстания и ходе повстанческой борьбы.

Внимание! При копировании материалов с сайта “Салават Юлаев. Биография и творчество башкирского национального героя” ставится ссылка на первоисточник

Сплавы по реке Белой

Белая (она же Агидель) пользуется большой популярностью среди туристов со всей страны. На протяжении всего лета по ней сплавляются туристы. Река доступна даже начинающим сплавщикам, поскольку не имеет порогов и сложных участков. Многие приезжают сюда на отдых.

Туристы по достоинству оценили великолепные пейзажи, прибрежные скалы, многочисленные пещеры.

Начинать сплав можно от скалы Арский камень или ниже – от села Кага (Белорецкий район республики Башкортостан). От Белорецка до Каги сюда ходят автобусы. Из достопримечательностей Каги можно отметить Никольский храм, святой источник и гору Благодать.

Если свободного времени у вас немного, то начать сплав можно и ниже по течению – от села Старосубхангулово.

В верховьях места достаточно дикие. По берегам реки Белой поднимаются красивейшие скалы, сложенные известняком. В них, а также в долинах притоков Белой и логов расположено много пещер. Многие из них легкодоступны, в другие же можно попасть только имея достаточный опыт и снаряжение.

Самая известная пещера на реке Белой – Капова (Шульган-Таш). Она стала знаменитой на весь мир благодаря открытию внутри древних наскальных рисунков.

Хотя пещера расположена на территории заповедника, туристов сюда пускают. Но только в привходовую часть. Основная часть пещеры закрыта на замок. Древние рисунки не увидеть, но недалеко от входа на скальной стене выполнена их копия. Также вызывает восхищение у путешественников огромный входной грот пещеры.

С пещерой Шульган-Таш связано много легенд, она упоминается в башкирских эпосах «Урал-Батыр», «Акбузат», «Кара-Юрга» и других. Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издавна являлись для местных народов объектом поклонения, здесь совершались религиозные обряды.

В XVIII веке здесь бывали известные ученые П.И. Рычков и И.И. Лепехин, впервые описавшие пещеру в своих трудах. А еще заповедник «Шульган-Таш» известен своими дикими пчелами – «бурзянкой». Здесь даже создан посвященный им музей.

Есть несколько вариантов, где можно закончить сплав по реке Белой. Можно остановиться у кордона «Шульган-Таш», либо в селе Иргизлы. А можно отправиться дальше – до плотины Юмагузинского водохранилища, но тогда придется грести по стоячей воде водоема долгих 57 километров.

Зато в этой части немало живописных скал. Здесь же находится Кутукское карстовое урочище с глубочайшей пещерой Урала – Сумган-Кутук.

Юмагузинское водохранилище построено в 2003 году вопреки протестам экологов. В итоге было уничтожено много удивительных мест, а ниже плотины река сильно мелеет. В результате строительства плотины затопило нижнюю часть пещеры Сумган-Кутук. Да и популярный водный маршрут по Белой изрядно сократился. Кстати, если будете заканчивать маршрут в районе плотины Юмагузинского водохранилища, то учтите, что проход по ней платный, а о выброске отсюда нужно договариваться заранее.

Далее, после устья реки Нугуш река Белая выходит на равнину, долина расширяется и река превращается в равнинную. Хотя и здесь встречаются любопытные достопримечательности. Около города Стерлитамак возвышаются Стерлитамакские Шиханы.

Рыбы в Белой немного, но на уху при желании наловить можно. Встречаются плотва, окунь, щука, налим, судак, лещ, ерш, пескарь, а также «уральская форель» – хариус.

Побывать на Белой стоит не только для сплава, но и во время автопутешествий. Например, в верхней части течения этой реки около города Белорецка стоит побывать на овеянной легендами скале Арский камень.

Капова пещера (башк. Шүлгәнташ)

Одна из крупнейших многоэтажных карстовых пещер Урала, давшая имя заповеднику, на территории которого она находится, известна прежде всего наскальными рисунками первобытного человека, датируемых XV – XII тысячелетиями до нашей эры. Это единственная пещера в России, да и в Восточной и Центральной Европе, с живописью эпохи палеолита. Притом по количеству найденных рисунков Шульган-Таш опережает даже знаменитые пещеры Западной Европы. К настоящему времени исследовано около двухсот рисунков и реликтовых пятен. Общая протяженность обнаруженных подземных ходов пещеры составляет более трёх километров. В 2019 году был открыт четвёртый этаж пещеры со множеством сталактитов возрастом свыше ста тысяч лет.

Макет пещеры Шульган-Таш

Благодаря своей легдоступности пещера стала слишком популярной. Очень многим хотелось посмотреть на рисунки первобытных людей и оставить рядом свой автограф. А ведь на такие древние рисунки даже дышать нельзя. Из-за большого количества людей микроклимат пещеры меняется, и на её стенах появляется влага, смывая наскальные изображения возрастом в десятки тысяч лет. Ради сохранности оригиналов живописи первобытного человека в 1971 году пещера была закрыта для свободного посещения. Сегодня обычным посетителям доступна лишь небольшая входная часть пещеры, на стенах которой можно рассмотреть выполненные в натуральную величину копии наскальных изображений. Залы пещеры с древними рисунками законсервированы.

Не успели мы опомниться, как экскурсия закончилась и наш экскурсовод, собрав фонари, убежала. Остальные экскурсанты тоже как-то быстро разошлись и мы остались одни. Теперь можно было спокойно осмотреть то, что не успели. Я буду показывать фотки и рассказывать немного задом наперёд, ведь мы уже покидали пещеру.

Вход в пещеру представляет собой внушительных размеров арку. Высота портала достигает тридцати метров. Особо впечатляет вид изнутри пещеры.

Портал во внешний мир

Снаружи вход в Капову пещеру выглядит не столь эффектно, как из тёмного подземного царства.

Вход в Капову пещеру

Пещера имеет два названия: Капова и Шульган-Таш. Считается, что Каповой пещера стала либо слову «капать» (с потолка пещеры капает вода), либо слову «капище». Пещера Шульган-Таш с расположенным около неё Голубым озером испокон веков являлась священным местом. Именно поэтому на стенах пещеры так много доисторических изображений. Древние люди не использовали пещеру в качестве жилища, они приходили сюда поклоняться своим богам. В средние века в пещере находилось языческое капище.

Намного интересней происхождение башкирского названия «Шульган-Таш». В дословном переводе с башкирского оно означает «вода умерла в камне» (шүлгән — «вода умерла, исчезла», таш — «камень»). Река Шульган (башк. Шүлгән) протяженностью тринадцать километров исчезает в карсте лишь в трёх километрах от пещеры, чтобы пройдя около пяти километров подземными лабиринтами, появиться из глубокого Голубого озера в трёхстах метрах от своего устья. А ещё Шульган — имя одного из главных персонажей башкирского эпоса «Урал-батыр». По эпосу Шульган — повелитель подземного мира.

Обросшее легендами, как и сама пещера, Голубое озеро находится слева у входа в пещеру. Небольшое озеро диаметром около трёх метров имеет глубину не менее 88 метров. До этой глубины оно было исследовано водолазами. Фактически водоём представляет собой русло реки Шульган, вставшее вертикально. Река частично течёт под землёй по нижнему этажу пещеры, выходя на поверхность через Голубое озеро. Обычно реки падают водопадами из пещер, а эта наоборот прорвалась вверх сквозь скалы. Подземную реку с озером хорошо видно на представленном в музее Каповой пещеры .

В эпосе говорится, что Урал-батыр обезвредил источник мёртвой воды у Каповой пещеры, выпив из него воду и заплатив за это своей жизнью. Считается, что Голубое озеро — источник живой воды. Кристально прозрачная вода Голубого озера непригодна для питья из-за содержащихся в ней примесей, но благодаря им имеет лечебные свойства.

Голубое озеро
(источник живой воды)

Рядом с источником живой воды, слева у входа в пещеру, находится Круглое озеро — источник мёртвой воды. Это малюсенькое озерцо глубиной шесть метров выглядит неприглядно.

Круглое озеро
(источник мёртвой воды)

Вход в пещеру скрывается в известняковых скалах на южном склоне горы Сарыкускан на правом берегу реки Белой. Река Шульган видна на переднем плане перед входом в пещеру. Выйдя из подземелья, буквально через триста метров она впадает в реку Белую. Сложно представить, что такая речушка, пусть и за миллионы лет, создала столь огромную пещеру. Кстати, 7 мая вход в пещеру был открыт, никем не охранялся, и люди приходили сюда и без всяких экскурсий.

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Мой город“ по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Мой родной город. Конспекты
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018

Речевое развитие :Развивать связную речь;учить выразитльному чтению стихов.

Атрибуты: иллюстрации, открытки, указка, мячик.

Ход:

Воспитатель: В каком городе мы с вами живем?

Город Бирск купеческий

На горе красуется,

Высоко над речкою,

В зелени все улицы.

Ели, сосны, яблони,

Купола блестящие,

С переправы, с гавани

Чайки ввысь летящие.

Милый, тихий, сказочный

Бирск парит над Белою.

Как в шкатулке праздничной

В нём душой и телом я.

Нравятся мне граждане

Городка уютного,

Есть в улыбке каждого

Доброта попутная.

Воспитатель: Что такое родина? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Не зря ведь пословицы гласят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Каждый кулик свое болото хвалит», «На чужой стороне и весна не красна»

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд –

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (улица)

— Какие улицы в нашем городе? (широкие, длинные, красивые, светлые)

(ребенок читает)

В большом городе живу,

Очень я его люблю.

Улицы широкие,

Все дома высокие.

— Какие дома в нашем городе?

(ребенок читает стихотворение)

Дома бывают разные:

Зеленые и красные,

Высокие и низкие,

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные –

Вроде бы обычные.

Дошкольные, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилые,

Красивые такие,

Полезные, прекрасные,-

Дома бывают разные.

Давайте поиграем в игру: «Что есть в доме?» (воспитатель по кругу дает детям мячик, а дети, передавая, его друг другу называют: окна, стены, потолок, пол, двери и т. д.)

— Молодцы!

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игра: «Что в доме может быть этой формы?»

Треугольник — крыша.

Квадрат — пол, потолок, окно, дверь, ковер, балкон.

Круг — окно, стол, глазок, крыша.

Прямоугольник — дверь, окно, труба.

— Молодцы!

Воспитатель: — Ребята, вы сказали, что дома в нашем городе разные.

Как мы назовем дом из кирпича – кирпичный,

из камня – каменный,

из стекла – стеклянный,

из дерева – деревянный.

— Молодцы!

— Где обычно строят города? (у реки)

(ребенок читает стихотворение)

Эту белую речку –невесту небес –

В расписной колыбели качают берёзы.

Её воды чисты и прозрачны, как слёзы,

И слагает ей стансы таинственный лес.

(2 ребенок читает)

Иногда по утрам одевают её

Вереницы густого молочного пара.

Увидав красоту эту, каждый поймёт,

Что река моя Белой зовётся недаром.

Наш город стоит на реке Белая.

Посмотрите на фотографии нашего города. Узнаетели вы места где бывали с родителями?

(дети называют достопримечательности родного города)

Одной из достопримечательностей является мост.

«Из металла – великан,

добрым делом он увлекся –

Поперек реки улегся.

По нему, забыв о чуде, переходят реку люди»

Что нужно построить, чтобы соединить два берега? (мост)

Игра: «Дети парами изображают мосты, после этого дети берутся за руки – получается мост дружбы».

— Очень красивый город ночью. Что устанавливают на улицах, чтобы было ночью светло? (фонари)

(дети под музыку изображают фонари)

— Какое время суток любит фонарь? (ночь, вечер)

— Какая от него польза? (освещает улицу, приносит радость)

— В городе есть парки, кинотеатр, физкультурный комплекс, где люди отдыхают. В Бирске все больше появляется новых домов, хорошеет город, люди высаживают деревья, цветы, ухаживают за ними.

Наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город.

Послушайте стихотворение о дружбе народов (читает ребенок)

Живем в согласье мы семьёй одной

И на душе бушует счастья май.

На радость нам цвети, как сад весной,

Наш Бирский, сердцу милый край!

Я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки:

О, родина, край не забвенья!

Тебя я всем сердцем люблю,

Твою красоту дорогую

Всю жизнь я в душе сберегу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: