Мбоу «сепычевская средняя общеобразовательная школа» верещагинского района проект «родное село сепыч» проект выполнили: учащиеся кружка «занимательная. — презентация

Кез — страна чудес или путешествие к истоку камы | удмуртия

Люпиновые поля

Мы поехали в Кез из Ижевска на своей машине и, проехав Якшур-Бодью, увидели их — необъятные поля нашей русской лаванды — люпина.

Удмуртия. Якшур-бодьинский район. Люпины.

Вдоль дороги, насколько хватало глаз, колыхалось фиолетовое поле. Я давно искала подходящее поле для фотосессии в люпинах и конечно мы остановились здесь.

Удмуртия. Якшур-бодьинский район. Люпины.

Люпины или волчьи бобы зацветают у нас в июне, и начинается «люпиновое безумие» — девушки устремляются в поля ради красивых фотографий. На самом деле встретить люпины можно даже в Исландии!

Как и в полях Прованса в люпиновых зарослях вас атакуют тысячи насекомых, поэтому запаситесь средствами от комаров.

Удмуртия. Якшур-бодьинский район. Люпины.

Нафотографировавшись в люпинах мы отправились дальше на север.

Удмуртия. Поселок Игра.

По дороге заправили в машину в Игре, встретив там вот такой забавный паровозик.

Верещагинский краеведческий музей

Открылся музей в 1985 году в качестве школьного. Все эти годы он рос и развивался и на сегодняшний день может похвастать большим количеством экспозиций. 

Часть из них являются традиционными, которые можно в разных интерпретациях встретить в любом другом музее Урала и России, – рассказывающими о городе в военные годы, о жизни дореволюционных крестьян и т. д. Однако есть и уникальные экспозиции.

Например, большая часть музея рассказывает о железнодорожной жизни города. Дело в том, что сам город был создан именно как железнодорожная станция, да и многие другие важные вехи в его истории были связаны с железной дорогой.

Экскурсоводы обратят внимание на множество интересных нюансов в жизни верещагинцев, связанных с этой деятельностью. Например, расскажут о машинистихах — так называли жен машинистов поездов

Нужно признать, это были счастливые женщины –на зарплату мужа можно было прокормить четверых детей, женщина могла не работать, заниматься только домашним хозяйством.

Небольшой уголок связан с пребыванием здесь художника Василия Васильевича Верещагина. Хотя вопрос этот до сих пор является спорным – многие исследователи утверждают, что Верещагин никогда не был на этой станции, так как путешествовал совсем по другой линии. Но, как бы там ни было, верещагинцыподдерживают эту легенду и даже назвали в честь прославленного баталиста город. 

Адрес: ул. Ленина 20 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым

Когда мы спросили у наших гостеприимных хозяев «Живицы», что еще можно посмотреть поблизости, они однозначно порекомендовали съездить в деревню Тортым и увидеть Покровскую церковь архитектора Чарушина. Дорога от Кеза снова встретила нас отсутствием асфальта, и здесь, в отличие от дороги на Кулигу, нам даже не попадались встречные машины. Уже подъезжая к Тортыму, мы увидели купола церкви, появляющиеся за пригорком.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Сонная деревня встречала нас старыми деревянными домиками, мальчишками, гоняющими на велосипедах и одинокой коровой, пасущейся возле церкви. Время как будто замедлило свой бег, и мы оказались вдали от суеты городов и шумного сельского праздника. А на все это взирала с высоты красная громада кирпичной церкви с зияющими дырами окон и зелеными маковками башенок. Подойдя к храму, мы подумали, что входная дверь закрыта и решили обойти церковь по периметру.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Но тут нас окликнул местный житель и сказал, что дверь не заперта и можно войти внутрь храма. Отодвинув кирпич, придерживающий дверь, мы открыли старые деревянные двери храма, помнившего, как жители окрестных деревень строили его, как приходили сюда перед уходом на фронт Великой Отечественной войны проститься с родной землей, как сделали в советские годы здесь сельский клуб. Войдя внутрь, мы изумленно взирали на освещенный струившимся из окон светом лик Христа на белой стене храма

Икона в пятне солнечного света приковывала внимание

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Несмотря на разруху, храм потрясающе красив и его уже начали реставрировать. Видно, что процесс этот долгий и денег не хватает. Нам не встретились строители, зато мы увидели уже возрождающиеся элементы внутренней отделки, лепнину и иконостас. Как мы потом узнали, летом здесь проходят богослужения. Церковную утварь привозят из храма Рождества Христова в Кезу.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Но храм нуждается в дальнейшей реставрации, особенно его крыша. И, тем не менее, храм произвел на нас даже большее впечатление, чем богатые, отделанные позолотой внутри и снаружи церкви. В его простоте и заброшенности было некое величие и красота архитектурной формы, созданной Чарушиным в начале ХХ века.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Немного об истории церкви в д. Тортым. С 1862 по 1865 гг. богослужения совершались в молитвенном доме, построенном на средства прихожан. Деревянная церковь была построена на средства прихожан с одним престолом в 1865 г. и освящена в честь Афонской иконы Пресвятой Богородицы “Утоли моя печали” 24 января 1866 г.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

В 1865 г. при церкви было открыто церковно-приходское попечительство, в 1882 г. — одноклассная смешанная церковно-приходская школа, а 1 ноября 1897 г. открыта воскресная школа для взрослых.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Каменный храм начали строить в 1909 году. На строительстве работали крестьяне Тортымского прихода. Всего было 26 деревень. Последний крест был поднят в 1910 году. После этого начались внутренние отделочные работы. Служение в церкви началось в 1916 году, недавно в 2016 году состоялся праздник, посвященный столетию церкви. К знаменательной дате была проведена праздничная литургия и организован крестный ход.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Осмотрев церковь изнутри, мы решили подняться на колокольню. Туда ведет деревянная лестница с кое-где обвалившимися ступенями.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Вот такие колокола теперь являются голосом храма.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

Сквозь арки колокольни видны разрушающиеся купола церкви.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

На купол колокольни ведет железная лесенка, по которой мы, игравшие в «Ночной дозор», все-таки не рискнули подняться.

Удмуртия. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Тортым.

С колокольни открываются потрясающие виды на окрестные пейзажи.

Небольшое видео о храме:

На реставрацию церкви можно внести пожертвования. Хотя расчетного счета у Прихода пока нет, помочь восстановлению Покровского храма можно через реквизиты Прихода храма Рождества Христова п. Кез, с пометкой или сообщением для Тортымской церкви.

Кездурский водопад

Знаете ли вы, что в Удмуртии есть водопады? Один из них находится рядом с Кезом в Кездуре. От трассы к водопаду ведет тропинка через сосновый лес.

Удмуртия. Кездурский водопад.

А вот и красавец водопад, не Ниагарский, конечно, но очень живописный и красивый. Местные жители приходят сюда за водой.

Удмуртия. Кездурский водопад.

Вы знаете, что у каждого водопада есть своя наяда — нимфа источника? Наяды — это необыкновенной красоты девушки со струящимися подобно волнам волосами. Никто в точности не может сказать, откуда произошли эти прекрасные хранительницы ручьев и рек. В одних мифах говорится, что наяды были дочерями Зевса, иные легенды утверждали, что родителями прелестных нимф были Океан — бог древней реки, опоясывающей весь мир, и Тефия или Тефида — одна из титанид, дочерей Геи и Урана. Древние греки изображали их похожими на русалок, но, в отличие от этих созданий, у наяд не было хвостов. Люди, живущие на берегах водоема, оберегаемого наядой, верили, что поклонение прекрасным духам-хранительницам увеличит их урожай и сделает землю плодородной.

Удмуртия. Кездурский водопад.

Наяды — хранительницы ручьев и рек, и жизнь их неразрывно связана с водным источником, в котором они живут. У водных нимф долгий век, и все же они не бессмертны. Тело их состоит из воды, и если ручей, в котором живет наяда, пересохнет, то и дух источника неминуемо погибнет. Поэтому нужно беречь родники и источники. Наяды, отличные целительницы и прорицательницы. Река или ручей, в котором живет прелестная нимфа, обретает магические свойства. Используя воду из реки можно залечить даже серьезные раны, а заглянув в воды, можно увидеть будущее.

На самом деле «наядам» приходится одевать кроссовки под платье, чтобы пройти к водопаду.

Удмуртия. Кездурский водопад.

Мы тоже набрали с собой прохладной водицы, она оказалась восхитительно вкусной! Уже после нашего отъезда к водопаду появился удобный спуск, рядом поставили беседку, скамейки и организовали место для костра. В облагораживании территории принял участие хозяин этнокомплекса «Живица» — Петр Александрович.

Посмотрите наш видеоролик о «Живице» и Кездурском водопаде:

Поселок Кез

Строительство железной дороги в Вятской губернии в 1899 году, которая связала центр России с Сибирью, привело к тому, что в глухом лесисто-болотистом крае было выбрано место для станции рядом с речкой. Река нужна была для устройства водокачки, чтобы заправлять паровозы водой. Так на реке Лып возникла станция Кез. А 1 ноября 1899 года специальной комиссией железная дорога была сдана в эксплуатацию. Эту дату и принято считать днем рождения станции и поселка Кез.

Ну и, конечно, одна из достопримечательностей поселка — знаменитый «Агапыч». Когда мы первый раз приехали в Кез и спросили, где можно поужинать, нас отправили именно сюда. И нынче летом, приехав поздно вечером в пятницу, поужинать можно было только в «Агапыче». Но в этот раз мы попали на дискотеку!

Удмуртия. Поселок Кез. Агапыч.

Подойдя к дверям, мы увидели женщин, собирающих деньги за вход на дискотеку. Сережа робко сказал, что нам только покушать. Женщина, сурово взглянув на него, спросила: «Ну, вы же танцевать не будете? Тогда заходите так.» Мы поспешили вовнутрь и увидели типичную сельскую дискотеку, за вход на которую нужно отдать всего 50 рублей! Зато вы услышите классные песни от 90-х до современных, увидите традиционные «сумки в круг» и погрузитесь в давно забытую атмосферу дискотек 1990-х. У барной стойки мы заказали еду, ужин обошелся нам в 250 рублей на 2-х! Еда оказалась очень даже неплохой. Мы наелись, навеселились, хоть и не танцевали, и пошли отдыхать.

Как добраться до Кеза

Можно доехать до Кеза из Ижевска на автобусе с центрального автовокзала, ехать около 4 часов.

Но проще всего приехать из Ижевска или Перми на машине. Также, что бы добраться до Кеза, можно воспользоваться сервисом BlaBlaCar.

Из Москвы до Кеза можно добраться на поезде:

Ж/Д расписание Москва — Кез:

Отправление Дата поездки Прибытие В пути Примерные цены
13:35 07:13 +1 17 ч. 37 мин.

Плацкарт
4 401

Купе
6 653

Люкс
24 573

13:50 10:09 +1 20 ч. 18 мин.

Плацкарт
3 861

Купе
3 426

Из Ижевска тоже ходят поезда через Кез:

Ж/Д расписание Ижевск — Кез:

Отправление Дата поездки Прибытие В пути Примерные цены
03:25 07:00 3 ч. 34 мин.

Плацкарт
1 352

Купе
1 477

Встреча с лосями

Главные чудеса ждали нас на пути домой. Серёжа все сокрушался, что никогда не видел лосей в лесу. И только мы выехали из Кеза, увидели двух пасущихся у дороги лосей!

Удмуртия. Кезский район. Лоси.

Остановившись на дороге и заглушив двигатель, мы их сфотографировали и сняли на видео.

Удмуртия. Кезский район. Лоси.

Лоси спокойно паслись и не вызывали тревоги.

Удмуртия. Кезский район. Лоси.

В итоге мы ехали к Ижевску уже в сумерках. Проехали наши люпиновые поля. Ничто не предвещало беды. Но вдруг в темноте появляется темная фигура и перед Якшур-Бодьей в нашу машину врезается лось! Мы успели резко остановиться и все остались живы, включая лося, который, не останавливаясь, побежал дальше. Но немного пострадала машина — лобовое стекло и фару надо менять. Вот так, проехав 11 тыс. км по Европе в прошлом году, нашли своего лося недалеко от Ижевска.

Лось оставил нам на память свою шерсть на разбитом лобовом стекле. По счастью за нами никто не ехал, и наша скорость была небольшой. Подписаться на новые статьи!

Производство рапсового масла

Второй день в Верещагино мы начали с посещения местного производства.

Здесь делают рапсовое масло, которое выжимают из семян рапса – растения с желтыми цветами, коим усеяны многие поля на Урале.

Производство появилось не так давно, поэтому многие помещения еще будут достраиваться. Масло сравнивают с оливковым по полезным свойствам. Нас провели по нескольким производственным помещениям, рассказав обо всех процессах, которые здесь происходят.

Жмых, оставшийся от производства масла, смешанный с зерном идет на корм буренкам. В рапсе содержится много протеина, необходимого коровам для нормального развития.

Интересно, что ферма является роботизированной – дойку производит специальный аппарат, который можно увидеть на фото.

Каждая буренка имеет нечто вроде чипа, который считывается воротами доильного аппарата и, когда подходит время, механизм открывает двери для определенной коровы.

Находится ферма в 5–10 минутах езды на машине от производства.

За воротами фермы уложено несколько десятков, а может и сотен стогов сена. Пройти мимо мы тоже не смогли – слишком уж живописно они желтели на фоне елей. 

Гора Байгурезь

На обратном пути в Ижевск мы решили посмотреть на самое известно чудо Дебесского района Удмуртии — Байгурезь. Находится гора рядом с Дебесами, если ехать со стороны Ижевска через Дебесы в сторону Кеза, то она будет буквально сразу после Дебес слева. С трассы ведёт проселочная дорога через поля. Мы даже немного запутались в клубке дорог в полях, но, смотря по навигатору и ориентируясь на другие машины, мы нашили это место. К обзорной точке на машине не подъедешь. Поэтому машину оставляем у информационного щита и идем метров 200 через лес с комарами. Но открывающиеся виды того стоят!

Волшебная гора Байгурезь гордо возвышается над быстрой Чепцой. Зовут ее и богатой и немой горой.

Удмуртия. Дебесский район. Гора Байгурезь. Вид на реку Чепца.

Удмуртские легенды приписывают Байгурезь мистическую и чудотворную силу. Даже существует традиция в период летнего солнцестояния подниматься на вершину горы с кружкой кумышки. Если донесёшь до вершины полную кружку и выпьешь ее на горе, можно загадать любое желание, и оно исполнится!

Удмуртия. Дебесский район. Гора Байгурезь. Вид на реку Чепца.

Гора является памятником природы. Рядом с видовой точкой есть деревянный стол со скамейками. Если комары вас не смущают, можно устроить пикник. Когда мы подошли, как раз одна шумная компания собиралась домой.

Вид с горы Байгурезь на видео:

Церковный приют для девочек

Посетили мы и приют для девочек при Свято-Лазаревском женском монастыре. Раньше во главе обоих заведений стоял один человек – благочинный храмов Верещагинского округа Пермской епархии священник Борис Кицко, из казаков, сам многодетный отец. Он и организовал в 1995 году оба приюта. Сейчас девичий приют окормляет другой человек. 

Здесь нас потрясло не столько само место, сколько люди, в нем живущие, – нас встретили так радушно, словно мы родные люди. Мало того, что нас накормили, рассказали обо всем, что нас интересовало, и провели экскурсию, так девочки еще и спели для нас. Ощущения и впрямь незабываемые и очень теплые оставил после себя монастырь.

Фестиваль удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл»

Когда, мы отдыхали в «Живице», здесь как раз начинался Фестиваль удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл». Сережа даже купил себе футболку фестиваля! Более 150 человек приняли участие во всех мероприятиях фестиваля и 47 участников изучали удмуртский язык.

Удмуртия. Кез. Этнокомплекс «Живица». На фестивале удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл» с Евгенией Лекомцевой.

Мы как раз попали на его открытие и посмотрели концерт.

Удмуртия. Кез. Этнокомплекс «Живица». Фестиваль удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл».

Приезжать сюда надо за теплом и радушием гостеприимных хозяев, за чистым воздухом и тишиной.

Удмуртия. Кез. Этнокомплекс «Живица». Фестиваль удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл».

Фестиваль старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкие МЫ?»

Уже несколько лет в Кулиге проводится фестиваль старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкие МЫ?». Именно на этот фестиваль мы и приехали 30 июня в Кулигу.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

В этом году Пятый старообрядческий фестиваль в Кулиге носил название «Полотенце — дорога жизни».

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

По указателям мы приехали к парку истока реки Камы. Из-за праздника машины не пускали к самому парку. Но думаю в обычный день туда без проблем можно подъехать. Оказавшись на празднике, мы первом делом увидели множество полотенец.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Крестьянский дом издавна украшали нарядными полотенцами, расшитыми различными узорами. Они сопровождали человека всю жизнь: от рождения до смерти, в горе и радости, служили подарками и оберегами. Полотенце, действительно можно назвать дорогой жизни.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

На празднике можно было увидеть, как ткут полотенца.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Поучаствовать в мастер-классах.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Полюбоваться на выставку полотенец.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Наше видео о празднике и истоке реки Камы:

Вспомнив торговое прошлое села, на фестивале проходила большая ярмарка местных и приезжих «купцов». Были тут гости и с соседнего Пермского края.

Вот знакомый нам по Кезу «Агапыч» приехал. Если честно, мы ожидали, что на празднике насладимся удмуртской и русской кухней, но в основном предлагали только шашлыки. Кое-кто организовывал застолья прямо у своих торговых палаток.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Даже Почта России была! Оказывается, почта проводила специальное гашение почтовых карточек, выпущенных к фестивалю старообрядческой культуры «ИСТОКИ КАкие МЫ?» Специально к открытию фестиваля Удмуртский филиал Почты России совместно с администрацией МО «Кезский район» выпустили ограниченную серию художественных немаркированных почтовых карточек и изготовили сувенирную печать. На почтовых карточках был изображен парк истока реки Камы.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

А на сцене выступали множество местных и приезжих коллективов. Конечно, и тут без полотенец не обошлось!

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Зрители, несмотря на жару и солнце, активно поддерживали артистов.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Небольшой отрывок праздничного концерта:

На праздник съехалось очень много фольклорных коллективов из самых разных деревень и поселков, разных районов Удмуртии и других регионов России.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

На фестивале старообрядческой культуры, по сложившейся традиции, были не только выступления фольклорных коллективов, но и встречи земляков.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Это был настоящий сельский праздник — шумный и веселый, с песнями и плясками, куда съехались жители окрестных сел и деревень, а также городов.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Была даже организована фотозона с бесплатными и платными локациями. В таком вот платьице с косичками можно было сделать снимок бесплатно.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

А за фото в подсолнухах уже надо было платить.

Удмуртия. Село Кулига. Парк истока реки Камы. Фестиваль старообрядческой культуры.

Село Сепыч

Во второй половине дня мы отправились осматривать один из интереснейших населенных пунктов Верещагинского района – село Сепыч. Славится оно, в первую очередь, как место локализации старообрядчества, поэтому и достопримечательности здесь соответствующие. 

Сепыч находится в 40 километрах от Верещагино. Дорога местами не самая хорошая, но в целом проехать можно и на обычной легковушке.

Здесь мы посетили старообрядческий музей, где выставлено множество интересных экспонатов, показывающих традиции староверов. А удивительный экскурсовод музея расскажет множество подробностей о каждом из них.

Например, здесь можно увидеть детскую «соску», выполненную из коровьего рога и соска.

Адрес: Сепыч, ул. Мира, 11 

А затем мы отправились в старообрядческую церковь. Она есть и в Верещагино, однако в городской храм попасть может не каждый. Он не ориентирован на туристов: зайти сюда без надлежащей одежды и без соблюдения традиций невозможно.

А вот в Сепыче в церковь пускают и обычных туристов, которые приходят не совсем подготовленными к посещению подобных заведений. Нам, к сожалению, внутрь зайти не довелось. Снаружи храм не выглядит примечательным – традиционный новодел из кирпича. Полагаем, интересно здесь будет людям, интересующимся особенностями церковных обрядов староверов. 

Адрес: село Сепыч, ул. Ленина, 6а

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: