Уральские шаньги от кафе «три ватрушки»

Краеведение и туризм

Как вкусно приготовить Ватрушки (Шаньги)?

Ватрушки с Картофелем Творогом и Вишнями

Тесто дрожжевое сдобное: Количество теста предусматривает приготовление 15 ватрушек, по 5 штук каждого вида.

• Молоко 350 гр — полтора стакана
  • Сахар 50 гр — две столовые ложки
  • Соль 5 гр — щепотка, или пол чайной ложки
  • Дрожжи 8 гр — неполная чайная ложка
  • Масло растительное 3 гр — полчайной ложки на смазку
  • Масло сливочное 25 гр — одна столовая ложка полная
  • Мука в/с 580 гр — 2.5 или 3 стакана
  • Яичный желток 30 гр — 2 шт

Как приготовить: молоко подогревают до температуры 37 градусов Цельсия, в молоко добавляется сахар, соль, дрожжи, яичный желток. Далее в смесь с молоком всыпают просеянную муку, постепенно замешивая тесто по часовой стрелке. В конце когда тесто начнет отходить от краев посуды, мы добавляем теплое растопленное сливочное масло.
И оставляем в теплом помещении на 30-60 минут.

После расстойки теста, мы разделим его на 15 шариков. При этом 10 шариков должно быть немного поменьше (по 60гр на 1 шт), а пять шариков по 70гр (это для начинки с вишней).

Шарики раскатываются на ровные круглые лепешки, лепешки растаивают 10 -15 минут, и в них делается углубление для начинки, после этого выкладываем начинки, и даем еще расстоятся минут 15.

Выпекаем при температуре 190-200 градусов 15 минут, до появления золотистой корочки на тесте, перед выпеканием смазываем все ватрушки желтком яйца.
После выпекания ватрушки смазываем маслом.

Для начинок нам потребуется:

Картофельная начинка (на 5 штук ватрушек)

1. Картофель отварной 300гр — Картофель отваривают и протирают.
  2. Лук мелко нарезать и обжарить на растительном масле.
  3. В картофель добавить лук обжаренный и масло сливочное
  4. Лук репка 50гр
  5. Масло растительное 5гр
  6. Масло сливочное 25 гр
  7. Массу разделить на пять порций. На одну ватрушку нужно 70 гр.

Начинка творожная (на 5 штук ватрушек)

• Творог натуральный 9% 280гр
  • Сахар 70гр
  • Сметана 50 гр
  • Ванилин 0,2гр

Творог необходимо протереть, добавить с него сахар, сметану, и ванилин. Начинка готова. Полученную массу разделить на 5 порций

Начинка из ягод вишни (на 5 штук ватрушек)

• Вишня свежемороженая, или свежая без косточки — 600 гр.
  • Крахмал картофельный — 10 гр.
  • Сахар — 70 гр

Ягоды вишни припускают с сахаром, недолго, что бы отделился сироп, сливают весь сироп, добавляют разведенный с небольшим количеством холодного сиропа или воды крахмал, варят 1 минуту, остужают. Начинка должна быть густая.

Из оставшегося вишневого сиропа мы готовим компот. Или в этот же сироп можно макать ватрушки и кушать, это угощение для тех, кто любит сладкое.

Автор текста: Ольга Храменкова
Автор фотографий: Андрей Копырин

Прощай цивилизация. Здравствуй мечта!

Опять дорога, и все знакомы лица. Шутки-прибаутки. Какое то шевеление в машине — похоже, мы приехали, а куда — не знаем. Этого места нет на карте. Какая-то делянка, где люди работают вахтами. Они суматошно бегают, собираются домой, и удивлённо смотрят на нас. На людей, которые приехали в те суровые места, из которых они просто бегут.

Люди добрые поселили нас в вагончике, причем довольно комфортабельном, с отоплением, — почти люкс. Чтоб не терять времени, решили в этот день сходить на ближайшую вершину. Шудья-Пендыш была давно моей заветной мечтой, я её увидел в 2006 году издалека и, как говорят, влюбился с первого взгляда.

Шудья-Пендыш — гора в северо-восточной части Красновишерского района Пермского края близ рек Велс и Пендышка. Высота — 1050 метров. Отличительная особенность — и узкий, скалистый гребень, куполообразная вершина, крутые склоны.

Погода, конечно «не айс»: ветер и 25 градусов мороза. Но «что нам снег, что нам зной». Протропив по лесу пару километров, без особых блужданий вышли на подошву горы. Я увидел резко взмывающую вверх стену, скрывающуюся, где то в облаках.

«Да уж, — подумал я, — подъём будет не легким». Оценив сложность, авансом рванули вперед с таким остервенением, как будто боялись устать раньше времени.

Ветер тем временем усиливается. Чувствую, как он забирается под каждый шов моей экипировки. Но мы не отступаем. На высоте 910 м, погода резко ухудшается (хотя куда хуже?), ветер, ошалев, воет так, что нас просто сносит. Видимость вообще нулевая. Коллективно решаем повернуть обратно. Обидно, досадно, но ладно. Впереди ещё десять дней приключений.

На обратном пути руководитель похода, впереди меня идущий, резко повернулся в мою сторону и быстро помахал мне рукой. На нашем языке жестов это означало, что я должен быстрей проехать участок, иначе рискую потревожить дремлющего в берлоге мишку. После этого я шел молча полдороги, дабы не разбудить местную живность.

Новогодний марш-бросок

Первая лёгкая усталость. Надо поспать немного. Впереди новогодняя ночь. Описывать Новый год смысла не вижу. Было как-то грустно. Все давно перестали верить в сказки. Обычная ночь. Первого января буднично, собираю рюкзак — сегодня задача выйти на реку Кутим и найти избу Князя Кутимского Аликина Сергея Петровича, умершего 1999 году (личность известная среди туристов, путешествующих по Уралу).

Марш-бросок 12 километров по тайге среди не больших гор продолжался 2 дня. Группа как будто включила пониженную передачу и плелась, тратя при этом много сил, которые нам ох как нужны. Благодаря правильной достаточно быстро нашли легендарную избу. Это был типичный охотничий дом. Решили от этого места радиально «сделать» две вершины, Выделили день на тропёжку, дабы сохранить силы на штурм наших объектов.

Но скоро выяснилось, что группа все-таки еще «не разошлась» — скорости нет. За день проходим не больше 4 километров. Нет, это никуда не годится, надо срочно менять план. «Снялись» с избушки и перетащили всё снаряжение ближе к ГУХу (Главному Уральскому Хребту). Денёк выдался не из лёгких. У меня за спиной палатка на десять человек. Крепление постоянно ломается. Да и рельеф тут очень сложный. И тут передо мной открывается ГУХ…

Главное божество Урала предстало передо мной во всей своей красе. Огромный, стремящийся поглотить вокруг себя все пространство. Высокий, вспарывающий облака. Седой и мудрый, знающий все тайны этих мест. И все это в лучах заката.

Разбили лагерь. Перед завтрашним штурмом нужно как следует отдохнуть. А я сморю на звездное небо. Любуюсь огромной китайской луной и пейзажами вокруг. Только было задремал, как настало предательское утро. Ветер свищет. Палатку сдувает. Что же тогда творится наверху?

Борьба со стихией

Решаемся, все ж, отправится в подъем. Ну и что, что ветер 30 метров в секунду. Ну и что, что сбивает с ног. Мы ровной колонной идём к своей цели. Пересекаем границу Пермской области, попадая в Свердловскую. Ветер усиливается, но небо остается ясным. Я завороженный смотрю по сторонам. От окружающей красоты я даже перестаю чувствовать холод. Вершину мы «сделали». Поднялись и тут же бегом в низ. Мне эта победа стоила небольшим обморожением. Но ничего, не страшно.

На следующий день только порадовались отсутствию ветра, как к середине дня опять распогодилось. Стихия будто посмеивалась над нами. Даба отвлечься от мрачных мыслей, ребята развлекали себя горнолыжными спусками. Почти все неуклюже падали и смеялись при этом как дети. Я и сам пару раз лбом валил деревья — ну не умею я вовремя тормозить.

В избе выспались, прикинули оставшееся время и силы. Распланировали конец похода — завтра ломовой день, сумасшедшая радиалка, в 20 километров. Нужно постараться дотянуться до вершины Белый Камень.

Белый камень (1085 метров) — основная вершина одноименного хребта на Северном Урале в верховьях Кутима.

Прикинув, что путь не близкий, я взял собой плеер. Кстати, это оказалось очень хорошей идей — под музыку я так резво бежал по лыжне. Правда моего стимулятора хватила ненадолго — замерз бедняга. Но мы к счастью уже пересекали границу леса — дальше должно быть попроще и повеселей. Начиналась подошва горы.

Первые панорамы были просто умопомрачительными. Возвышалась на горизонте Шудья, как Манарага, царица северного Урала. Играл в солнечных лучах ГУХ. Хорошо просматривался массив Денежкин камень — заповедное место. Казалось, что нашему взору открылась половина родного края. И погода, наконец, порадовала — ни ветра, ни мороза. Снизу мы вышли из Холодовой ямы. Курорт, в общем. Но до вершины еще два километра.

Наст ещё не успел сформироваться, поэтому мы частенько проваливались по пояс. И вот первая ступень горы. Я-то наивный поначалу думал, что ступенька одна — оказалось там ещё одна и ещё выше… И так 3 раза. Но вот, наконец, в полной тишине мы выскакиваем на крышу горы. Закат — краски поменялись. Куча эмоций. В это мгновение даже не думаешь о том, сколько идти обратно. Но вот общее фото на память, и в обратный путь.

Сумерки. Все уставшие, замерзшие. Пейзажи меняются, как слайд-шоу. На следующий день, наверное, от усталости, заставляющей нас скорей избавится от мук, прошли двухдневную норму километража.

Кто-нибудь спросит: «И вам оно надо?» Видимо — да. Как воздух как солнечный свет. И я прикрою глаза рукой, чтоб взгляд на вопрос «зачем» не выдал ответ. И осыплюсь к стопам городской пыли…

Наследство Князя Кутимского

Две группы школьников идут лыжным маршрутом через перевал «Ходовой». Это группа школы №109, руководимая педагогом Машенцевой Татьяной Анатольевной и наша, «Чкаловец», как они себя предпочитают называть, т.е. группа секции туризма Чкаловского Дома пионеров.

Официально чкаловцами руководит Людмила, в маршрутной книжке я числюсь заместителем. Неофициально, я ещё и тренер. Причём тренер обеих групп.
Я стараюсь не вмешиваться в руководство, но невольно все тактические и технические вопросы, да и выбор линии движения и ориентирование, на мне. Тут уж ничего не поделаешь – мой опыт довлеет. Такие походы двух и более групп вместе принято называть параллельными. Впрочем, они и намного безопасней – больше взрослых, больше опыта.

Поход начался удачно. И бросок под перевал лёгок – готовая лыжня, солнце и отсутствие подлипа даже на освещённых солнцем участках.
После обхода цирка выходим на пологий настовый склон перевальной седловины. Здесь ребят удержать нельзя: пятиминутный отдых на перевальной точке они превращают в двухчасовое катание.

Солнце, наст без застругов, безветрие и почти километровый спуск с перевала назад к цирку, из которого и вытекает ручей Ходовой. Есть где разгуляться! Слаломом заразились все: и кто умеет и те, у кого даже лыжи не окантованные.
Особенно усердствует Митька, он не только крутит слаломные петли на перевальном некрутом плато, но и пытается освоить склоны цирка. Едва оторвал его от этой забавы и заставил вновь подняться на перевал.

Отсюда я наметил пологий спуск наискосок в исток Лямпы с минимальной потерей высоты, но мой план выйти на ручей выше границы леса был сорван. Ребята предпочли более сложный спуск и резво покатили с перевала круто вниз прямо в направлении водораздела двух Лямп – Кутимской и Улсовской. В лесу, как и следовало ожидать, ждал глубокий свежий снег и неизбежный подлип на освещённых солнцем полянах. После обеда тропим лыжню до выхода на Лямпу.

Катание на перевале и это утомительное тропление сорвали программу этого дня – выйти до вечера на кордон Кутим. А я пообещал уже на этот вечер встречу с интересным человеком – С. П. Аликиным. По моим рассказам все были уже заочно с ним знакомы и с нетерпением ожидали очной встречи.
На Лямпе оказалась довольно неплохая лыжня – кто-то прошел с хребта на Кутим. Но пришлось встречу отложить на утро и разбивать бивак – подступали сумерки.

Утром Митька первым убежал на встречу со знаменитым охотником. Когда мы подошли к избе, он успел уже и познакомиться и переговорить с Петровичем.

Позже Сергей Петрович обрисовал нам приход Митьки так:

Тут же Петрович, призвав всех в свидетели, торжественно заявил, что завещает свои владения по Малому, Среднему и Большому Кутиму, а так же титул Князя Кутимского юному туристу Митьке, Митричеву сыну.

Митька сиял как именинник, хотя не представлял и что такое наследство и что это за княжество, величиной с Данию. А Петрович уже приглашал его на летний сезон на стажировку:

– Хозяйство большое, надо управляться!

Приехать летом мы не смогли, но через год и через два мы снова в лыжных походах находили возможность навестить таёжного отшельника. Петрович заметно сдал: он уже не охотился, прислонённые к избе камусные лыжи были занесены ещё осенними снегопадами, да и ружья уже не было. Но всё также он звал Митьку принимать хозяйство, всё именовал его наследником.

Жаль, что на рубеже 90-х окончились наши походы, что я не смог навестить Аликина, когда ему стало совсем невмоготу. И жаль, что не привёз к нему уже повзрослевшего Митьку, появление которого на Кутиме в пятилетнем возрасте так взволновало охотника. Старый человек был ошарашен появлением в его «святая святых» ребёнка-дошкольника. Десятки лет он прожил в уединении, общаясь только с работниками заповедника, позже – с работниками госпромхоза и туристами, хлынувшими сюда после закрытия заповедника. Но чтобы сюда забрался ребёнок, да ещё зимой на лыжах…

Появление малыша на туристской тропе всколыхнуло что-то в его засушенной душе. Своих детей у него не было.

Анатолий Емельяшин. Из раздела «Зарисовки из туристских странствий»

Чем отличаются Ватрушки и Шаньги?

Отличаются ли вообще? Описание ватрушки и шаньги можно встретить во всех кулинарных книжках!

Ватрушка

Ватрушка — это круглые, открытые сверху и защипанные только с краёв лепешки с наполнителем. Как правило, в качестве наполнителя используется творог, реже картофельное пюре, варенье или повидло. Изделие древнеславянской, русской кухни, распространено по всей России .

Название блюда происходит от слова «ватра» — «очаг, огонь». По другой версии — от слова «творог»: исходное творожка в результате изменилось в вотрожка. Ватрушки выпекают из дрожжевого, сдобного и пресного теста. Бывают большие ватрушки, такие как «Королевская ватрушка с творогом» размером около 20 см, и маленькие классические.

Шаньга

Шаньга – это русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста.

Название блюда было заимствовано славянским населением Русского Севера из языка аборигенных финских племён. Затем, вместе с расселяющимся севернорусским населением, распространилось от Карелии до Оби, с XVII века проникает в Западную Сибирь. На сегодняшний день блюдо имеет широкое распространение в домашней кухне на Урале.

Также надо отметить, что шаньги могут быть разных размеров: от 12—15 сантиметров в диаметре до 30 и даже более, если они выпекаются в печи. Наиболее распространены шаньги размером 18—20 сантиметров в диаметре.

Изначально для блюда начинкой служила сметана, различные виды муки, гороховая каша. На сегодняшний день, используется в основном, картофельное пюре или творог, могут использоваться каши, например, пшенная, однако есть варианты сложных начинок, например смесь гречневой каши и рубленого варёного яйца.

Так в чем отличие?

После проведенного исследование и поисков описания «Ватрушки» и «Шаньги» во всевозможных книжках, делаем вывод что это могут быть совершенно одинаково приготовленные изделия из теста, и более того многие люди их называют Ватрушка (подразумевая Шаньга) и наоборот.

Одинаковые характеристики Ватрушки и Шаньги:

• Круглой формы.
  • Могут быть маленькие и большие
  • Самые распространенные начинки тоже одинаковые: творог, сметана и картофель.
  • Бывают с сладкой начинкой и соленой.
  • Тесто используется дрожжевое сдобное и не сдобное, из пшеничной муки и ржано-пшеничной.

Некоторые отличия все таки отслеживаются, и то больше из истории их происхождения:

• Считалось в древние времена что Шаньги стряпали исключительно не сладкими. А Ватрушки бывают часто со сладкой начинкой.
  • На Шаньгу начинка сверху только намазывается. А в ватрушке делается углубление и кладется начинка.
  • Ну и с всевозможными кашами в истории делались только Шаньги.

А в наше время такие отличия стерлись, мы называем Ватрушки, подразумевая что это Шаньги! Готовим Шаньги, подразумевая что это Ватрушки. Особенно такое смешение произошло именно на Урале.