Население московско-сибирского тракта
Тракт оказывал решающее влияние на заселение и хозяйственное освоение прилегающих территорий. В свою очередь, рост народонаселения способствовал развитию путей сообщения, обеспечивая функционирование Московско-Сибирского тракта. Изучение численности и демографической структуры населения дает возможность определить следующее: удельный вес трактового и притрактового населения в составе жителей исследуемых районов; темпы его роста; размеры населенных пунктов; плотность населения; людность двора; половую структуру.
Кроме того, мы подсчитаем численность и долю населения городов, находившихся на тракте в разное время.
Изучение данных вопросов позволит рассмотреть проблему трудовых ресурсов на тракте в XVIII-XIX вв.
Когда мы говорим о трактовом населении, то имеем в виду только людей, живших непосредственно на тракте. К притрактовому населению в зависимости от масштабов сопоставимых территорий относятся жители волостей либо округов, через которые проходил тракт. Следует учесть, что в состав притрактовых волостей входят села, расположенные на тракте и вне его, а в состав притрактовых округов — волости, которые находились на тракте, и волости, которые не лежали на нем. Суть такого варьирования заключается в том, что официально притрактовая зона нигде и никогда не была утверждена, поэтому мы используем данные статистики, сгруппированные по административным единицам. Таким же образом к внетрактовому населению причисляем жителей тех округов, которые непосредственно к тракту не прилегали.
Учет населения по административному признаку не противоречит выявлению реальных социальных отношений. Известно, что в пределах административных единиц складывались территориальные общности, где заданные «сверху» функции не исчерпывали всего многообразия социальных контактов. Так, притрактовое (а не только непосредственно трактовое) население вовлекалось в специфические общественные связи по регулированию извозных подрядов, распределению дорожных и подводных повинностей, кооперации в сфере торговли, промыслов, земледелия, по приему и усвоению информации, передаче трудовых и бытовых традиций и т.п. Влияние тракта снижалось по мере удаления от него.
Регулярное движение грузов, пассажиров, почты создавало благоприятные условия для использования рабочих рук, поэтому места близ тракта привлекали жителей Сибири. Замечено, что население Сибири издавна концентрировалось вокруг почтовых и коммерческих путей сообщения. Интересное наблюдение записал М. М. Сперанский: «Крестьяне на Барабе большею частью поселены при Чичерине, около 1763 г., из людей помещичьих вместо рекрут. Московское их наречие происходит от того, что предки их были по большей части из дворовых людей. Впрочем здесь, как и во всей Сибири, нет определенного сибирского народа; это есть сокращение России, особливо из Холмогор, Перми, Вологды, Устюга. Рост и опрятность в жизни большей частью произошли от архангелогородцев, первых здешних промышленников»1.
В 1710 г. в 37,9 тыс. дворов в городах и уездах, через которые проходил или намечался тракт, проживало 266 тыс. чел., или 84,98 % всего русского населения Сибири. В среднем на один двор приходилось 7 душ обоего пола. Если же говорить только об уездах, где проживали ямщики, — Тобольском, Верхо-турском, Туринском, Тюменском и Тарском, откуда гоняли ямскую гоньбу, то в них было 212,2 тыс. жителей, или 67,79 % всего переписанного русского населения. Мужчин-ямщиков в это же время насчитывалось: в Тобольске — 1,5 тыс., в Верхотурье — 1,4 тыс., в Туринске — 0,9 тыс., в Тюмени — 1,1 тыс., а всего 4,9 тыс. ревизских душ .
Ямская гоньба в сибири в XVII — первой четв. XIX вв
До середины XVII в. в России ямы устанавливались властью (в зависимости от размеров города) на 50, 40, 30, 20 и 10 паев. В Сибири изначально и до 1823 г. общей нормой для всех ямов были 50 паев.
Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе. Поэтому еще до присоединения Сибири Иван IV указом 1556 г. освободил ямщиков от всех земских повинностей: «В городу каменья и извести и лесу возить и городу и острогу делать и мостов мостить, и с посадскими и с уездными людьми ни в какие подати тянуть и никакого изделия делать ямщикам не велено, а велено им гонять ямские гоньба». Это положение было подтверждено указами в 1619 г. и затем в 1631 г.1
История сибирских ямов представляет особый интерес. Здесь применялись в основном формы устройства, известные в России, приспособленные к местным условиям, но были и новшества. И. Е. Фишер давал такое определение сибирским ямщикам XVIII в.: «Ямщики не составляют, как некоторый писатель в своей Географии думает, род диких в Сибири народов, но суть российские поч-тилионы, которые от яма до яму определены, дабы отвозить посылаемых для государевой службы и снабденных надлежащими подорожными людей. Но не должно думать, что сии почты учреждены по европейскому обыкновению, по которому оные в назначенные дни отходят и приходят. Оные тогда только отходят, естьли едущий может показать от ямской канцелярии подписанную и запечатанную подорожную, в которой означается число лошадей… Россияне приняли сии учреждения посредственно от китайцев, а непосредственно от татар». Бржозовский уточняет: «На монгольском языке дзям значит дорога, дзям чи — путеводитель, проводник, ямщик. Звук дз при переходе монгольского на татарский переменяется на я, так что упомянутые слова выходят на татарском ям, ям-чи»2.
Все данные свидетельствуют о том, что первые сибирские ямы были учреждены между 1598-1600 гг.3
Первый сибирский ям — Верхотурский. В 1599 г. в Верхотурье было 50 ямщиков, набранных в поморских городах4.
В начале 1600 г. Борис Годунов послал грамоту тюменскому голове Федору Янову об основании между Верхотурьем и Тюменью яма и государевой пашни, а для защиты ямщиков и пашенных крестьян велел построить острог, получивший название Туринского. В Туринский острог были посланы шесть ямских охотников из Казани, а остальные были набраны, видимо, в северорусских городах.
Острог был построен в 1600 г.5 А в 1601 г. возникла русская ямская слобода. Туринских ямщиков в 1601 г. было 50 семейств. В 1601-1602 гг. туринские ямщики принимали активное участие в поисках новой дороги от Туринского острога к Верхотурью, поскольку прежнюю летом надо было переплывать трижды и «бродить дважды, а в осень лошади плавят, и гоняти де тою дорогою не-мочно, лошади с воды и з грязи озябают»6.
Сначала ямщики должны были давать подводы только до Верхотурья и до Тюмени. По свидетельству самих ямщиков, они гоняли «водою» до Верхотурья 700 верст, а сухим путем 400 верст, вниз по Туре до Тюмени — 400 верст, а сухим путем 300 верст7.
Становление Сибирского тракта как главной государевой дороги
Урал занимал на тракте промежуточное значение. Только перевалив за Камень, как раньше называли Урал, люди оказывались в Сибири. Природа здесь установила для первопроходцев горные массивы, бурные реки и непроходимые таежные заросли. И все же человек победил. Московско-Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы на Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.
Эта дорога постепенно заняла главную позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно. Она отняла пальму первенства у открытой в 1597 году Бабиновской дороги, не говоря уже о более старых Чердынской, Чусовской и старой Казанской дорогах.
Через Билимбай тракт прошел после того, как в октябре 1734 года приказчик Билимбаевского завода объявил Татищеву, что им «сыскана дорога от их завода гораздо ближе прежней». Этот новый участок вел от Гробовской крепости к Билимбаевскому заводу Строгановых и, минуя Подволошную, прямиком выходил на Шайтанский завод Никиты Демидова.
Как пишет в своем материале на pervouralsk.ru доцент, к.и.н. Нина Валентиновна Акифьева, именно так начиналась история Большого Московско-Сибирского (Казанского) тракта знаменитой «Владимирки», крупнейшей в мире трансконтинентальной сухопутной магистрали. Предназначалась дорога первоначально только для курьерской службы.
В тридцатых годах восемнадцатого века дали разрешение и для торговых людей. Хотя, ограничивалось это разрешение только периодом проведения Ирбитской ярмарки. Но уже в 1739 году из-за проблем, возникших со сборами на Верхотурской таможне, правительство издало указ о запрете передвижения товаров по новой дороге, под угрозой конфискации товара.
История тракта продолжалась. Не все люди оказались готовы следовать запретам правительства. Тогда в 1754 Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции. Такая станция 13-я по счету от Перми появилась и в Билимбае. Через девять лет на этом участке открылось регулярное движение, а в 1783 году правительство официально узаконило большой Московско-Сибирский тракт.
Первоначально дорога считалась вполне хорошего качества. Не было к ней особых нареканий у высоких гостей из Санкт-Петербурга. В 1824 году по Сибирскому тракту проезжал император Александр I. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве».
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». Но уже через полвека соотечественники Гумбольтда Финш и Брем подвергли его мнение критике. Это может означать, что ближе к концу девятнадцатого века дорога оказалась разбитой до такой степени, что передвигаться по ней стало проблематично.
Отдыхай и размышляй
«Мира Парк» — проект необычный, можно сказать, в некотором роде, космический. Находится он всего в 20 километрах от Новосибирска. Правда, работает он только в летний период. Но зато отдохнуть здесь можно всей семьей, выбрав хоть спокойный релакс, хоть квест-приключение.
Фото: Сиб.фм/ Евгения Гловацкая и Артем Перевалов
Частный парк занимает огромную площадь в живописной местности, которая в солнечный день вся пронизана светом — 15,5 га. И это само по себе наполняет душу умиротворением и безмятежностью.
Для детей здесь есть детская площадка с увлекательными аттракционами и возможность пообщаться с животными – пони, мини-пигами, козочками и кроликами: среди берез приютилась небольшая мини-ферма, где животных можно погладить и покормить.
А для взрослых здесь устроен целый мир, обещающий привести в порядок ум, душу и мысли. Амфитеатр, Сад Камней «Созвездия», полнокупольный Планетарий, павильоны Дом Звука, похожий на большую ракушку, и Дом Земли, напоминающий земляной холм.
Фото: Сиб.фм/ Евгения Гловацкая и Артем Перевалов
Даже прогулочная аллея не проста. Путешествие по ней может мотивировать на преодоление того, что мешает достигать целей. Аллея состоит из 7 частей, в каждой из которых установлены интерактивные объекты, связанные с разными стихиями — землей, водой, огнем, ветром, звуком, а также временем и пространством. Простые действия и зрительные образы помогают понять, например, сколько времени мы тратим впустую. Уже польза.
Амфитеатр под открытым небом, напоминающий античный, символизирует Солнечную систему, где сцена – солнце, а сидения — орбиты планет. Здесь проходят аудиопрактики с авторской инструментальной музыкой, а также концерты, спектакли и другие мероприятия.
Фото: Сиб.фм/ Евгения Гловацкая и Артем Перевалов
Смысловым ядром парка можно назвать Критский лабиринт, расположенный в центре всего пространства. Он тянется почти два километра, но устроен так, что заблудиться невозможно. А идти по нему рекомендуется, как гласит сопровождающая табличка, в одиночестве и молчании, погрузившись внутрь себя. Лабиринт ведет к главному объекту – Монументу «Истина». Это философская арт-композиция из камня и стекла. На внешней стороне каменной части – дракон, а внутри – несколько знаковых образов. Так зрителю предлагается поразмышлять о жизни, по которой человек идет, то приближаясь к истине, то удаляясь от нее.
Поразмышляв о вечном, некоторое время с наслаждением отдыхаем на шезлонгах, любуясь небольшим искусственным озером и золотом берез на его берегах. Но даже самые прекрасные моменты не могут длиться бесконечно. Новое путешествие уже ждет нас.
До свиданья, Мошковский район!
Фото: Сиб.фм/ Евгения Гловацкая и Артем Перевалов
«Царский мост»
Здесь же сохранился участок Сибирского тракта и каменный мост через Большую Расковалиху, построенный около 200 лет назад. В народе его называют «Царским мостом». А называют потому, что из царских особ по этому мосту проезжали: 29 сентября (по старому стилю) 1824 года царь Александр Первый. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве». В 1837 году царевич, наследник престола Александр Николаевич, в 1845 году герцог Максимилиан Лейхтербергский, муж дочери Николая I. Проходили конечно же и декабристы, приговоренных к каторге. В 1826-1827 годах они прошли несколькими партиями. Для них условия были суровыми, в кандалах и пешком.
Автор фотографии: Святослав Кудрявцев
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». И действительно, глядя на этот старый, очень красивый мост, построенный из плитняка, удивляешься с каким запасом прочности он был построен. Без какого-либо ремонта, несмотря на то, что в советское время по нему проехали десятки тысяч автомобилей мост и в настоящее время находится в хорошем состоянии. Рядом построен современный мост. Но водители гусеничной техники чтобы не повредить новый мост, безбоязненно проезжают по старому мосту. Да, действительно «Царский мост». Дополнительно об истории Сибирского тракта можно почитать здесь:
Разбор по составу словосочетания «сибирский тракт»
Разбор по составу слова «тракт»
Делаем Карту слов лучше вместе
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: непереходный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словосочетанием «сибирский тракт»
Видно, потому так назвали её в недоброе старое время, что в десяти шагах от реки тянулся сибирский тракт и вёл прямо к старой каторжной тюрьме.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «сибирский тракт»
Весной это особенно чувствовалось, когда замирал сибирский тракт , а летнее движение сосредоточивалось на водных путях.
Значение словосочетания «сибирский тракт»
Сиби́рский тракт (иначе: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст. (Википедия)
Афоризмы русских писателей со словом «сибирский»
Чудо России — ее путь, на котором она, преодолевая немыслимые тяготы и преграды, двигалась все дальше на восток, в леденящие просторы необозримых тундр, в разливы сибирской тайги, к самому громадному на земле океану.
Дополнительно
Значение словосочетания «сибирский тракт»
Сиби́рский тракт (иначе: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.
Предложения со словосочетанием «сибирский тракт»
Видно, потому так назвали её в недоброе старое время, что в десяти шагах от реки тянулся сибирский тракт и вёл прямо к старой каторжной тюрьме.
Срезание вещей позади экипажей на сибирском тракте вообще случалось нередко, и опытные путешественники поэтому привязывали вещи цепочками или толстой проволокой, которые невозможно было быстро перерезать.
Сибирский тракт сохранял своё значение вплоть до строительства широкой сети железных дорог.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%83/%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82
Значение словосочетания «сибирский тракт»
Сиби́рский тракт (иначе: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.
Делаем Карту слов лучше вместе
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отозвание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словосочетанием «сибирский тракт»
Видно, потому так назвали её в недоброе старое время, что в десяти шагах от реки тянулся сибирский тракт и вёл прямо к старой каторжной тюрьме.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «сибирский тракт»
Весной это особенно чувствовалось, когда замирал сибирский тракт , а летнее движение сосредоточивалось на водных путях.
Афоризмы русских писателей со словом «сибирский»
Чудо России — ее путь, на котором она, преодолевая немыслимые тяготы и преграды, двигалась все дальше на восток, в леденящие просторы необозримых тундр, в разливы сибирской тайги, к самому громадному на земле океану.
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «сибирский тракт»
Видно, потому так назвали её в недоброе старое время, что в десяти шагах от реки тянулся сибирский тракт и вёл прямо к старой каторжной тюрьме.
Срезание вещей позади экипажей на сибирском тракте вообще случалось нередко, и опытные путешественники поэтому привязывали вещи цепочками или толстой проволокой, которые невозможно было быстро перерезать.
Сибирский тракт сохранял своё значение вплоть до строительства широкой сети железных дорог.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82
Справка
- Мошковский район образован в 1972 году.
- В 1925 году Алексеевская волость стала Алексеевским районом. В 1933 году район получил свое современное название – Мошковский, а его центр — село Алексеевка, изначально названное в честь небесного покровителя царевича Алексея Николаевича Романова, переименовано в Мошково, по названию железнодорожной станции. В 1963 году в связи с укрупнением районов, Мошковский район был ликвидирован, а 31 марта 1972 вновь восстановлен.
- Район находится на востоке Новосибирской области.
- Площадь — 2,59 тыс. кв. км.
- Численность населения – 40,9 тыс. человека.
- В районе 2 поселка городского типа и 47 сельских населенных пунктов, объединенных в 11 поселений.
- Административный центр – р.п. Мошково (9,3 тысяч человек) расположен в 57 км от г. Новосибирска.
- Протяженность автомобильных дорог — 714 км, из них с твердым покрытием — 485 км.
- Через район проходят федеральная трасса «Байкал» и автодорога «Северный обход» г. Новосибирска, а также участок Транссибирской железнодорожной магистрали «Новосибирск — Юрга», пролегают трубопроводы для транспортировки нефти и нефтепродуктов.
- По северной части территории района протекает река Обь, по южной – река Иня.
- В районе 32 памятника археологии, 5 – архитектуры и 1 памятник истории.
Конная повозка уступила место «железному коню»
К концу девятнадцатого века тракт уже не удовлетворял потребностям экономики страны. В качестве замены ему 13 октября 1878 года было открыто железнодорожное сообщение от Перми до Екатеринбурга по Уральской горнозаводской железной дороге, через Чусовской, Кушву, Нижний Тагил и Невьянск. В ноябре 1909 года вступила в строй железнодорожная линия Пермь – Кунгур – Екатеринбург. С открытием Транссиба Московско-Сибирский тракт и вовсе утратил свое значение.
Сегодня от прежнего тракта остались только отдельные участки
Именно поэтому так важно сохранить его историю, как одного из самых важных исторических объектов не только на Урале, но и в России. Билимбай является как раз таким местом, где местные краеведы не забывают об этой важной транспортной артерии прошлых веков
У некоторых городов на Сибирском тракте особая история, ее надо рассматривать отдельно. Всем рекомендуем Камышлов: Лучшие достопримечательности Камышлова с фотографиями: что посмотреть в 2019 году?
Источник статьи: http://nashural.ru/article/istoriya-urala/sibirskiy-trakt/
Становление Сибирского тракта как главной государевой дороги
Урал занимал на тракте промежуточное значение. Только перевалив за Камень, как раньше называли Урал, люди оказывались в Сибири. Природа здесь установила для первопроходцев горные массивы, бурные реки и непроходимые таежные заросли. И все же человек победил. Московско-Сибирский тракт был построен и официально узаконен в 1763 году. Проходил он из Москвы на Тюмень и Тобольск через Нижний Новгород, Казань, Кунгур и Екатеринбург.
Эта дорога постепенно заняла главную позицию для путешествий из Москвы в Сибирь и обратно. Она отняла пальму первенства у открытой в 1597 году Бабиновской дороги, не говоря уже о более старых Чердынской, Чусовской и старой Казанской дорогах.
Через Билимбай тракт прошел после того, как в октябре 1734 года приказчик Билимбаевского завода объявил Татищеву, что им «сыскана дорога от их завода гораздо ближе прежней». Этот новый участок вел от Гробовской крепости к Билимбаевскому заводу Строгановых и, минуя Подволошную, прямиком выходил на Шайтанский завод Никиты Демидова.
Как пишет в своем материале на pervouralsk.ru доцент, к.и.н. Нина Валентиновна Акифьева, именно так начиналась история Большого Московско-Сибирского (Казанского) тракта знаменитой «Владимирки», крупнейшей в мире трансконтинентальной сухопутной магистрали. Предназначалась дорога первоначально только для курьерской службы.
В тридцатых годах восемнадцатого века дали разрешение и для торговых людей. Хотя, ограничивалось это разрешение только периодом проведения Ирбитской ярмарки. Но уже в 1739 году из-за проблем, возникших со сборами на Верхотурской таможне, правительство издало указ о запрете передвижения товаров по новой дороге, под угрозой конфискации товара.
История тракта продолжалась. Не все люди оказались готовы следовать запретам правительства. Тогда в 1754 Сенат предписал учредить на тракте почтовые станции. Такая станция 13-я по счету от Перми появилась и в Билимбае. Через девять лет на этом участке открылось регулярное движение, а в 1783 году правительство официально узаконило большой Московско-Сибирский тракт.
Первоначально дорога считалась вполне хорошего качества. Не было к ней особых нареканий у высоких гостей из Санкт-Петербурга. В 1824 году по Сибирскому тракту проезжал император Александр I. Тогда, по словам управляющего пермским имением Строгановых Льва Ослоповского, дороги в селениях и по тракту в пределах Билимбаевской дачи были «в совершенстве».
Достаточно лестно о тракте отозвался в 1829 году немецкий ученый Александр Гумбольдт. Он заявил, что тракт на промежутке от Перми до Екатеринбурга «лучше английских». Но уже через полвека соотечественники Гумбольтда Финш и Брем подвергли его мнение критике. Это может означать, что ближе к концу девятнадцатого века дорога оказалась разбитой до такой степени, что передвигаться по ней стало проблематично.
От Чехова до Шукшина: литературные были и легенды Мошковского района
Пока едем в село Локти, наш гид по району — замдиректора Мошковской централизованной библиотечной системы Елена Савина рассказывает, что мошковская земля помнит сразу нескольких знаменитых писателей.
Фото: Сиб.фм/ Евгения Гловацкая и Артем Перевалов
Зато автор романов «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» и других произведений Анатолий Иванов с благодарностью вспоминал три года, проведенные в Мошково. Именно здесь он начал свою творческую деятельность, будучи главным редактором районной газеты, которая сейчас называется «Мошковская новь».
Здесь был написан его первый опубликованный рассказ, здесь он начал писать свою повесть «Повитель». Это произведение он переписывал целых девять раз. Однажды он даже сжег одну из написанных версий в печи мошковского дома, вспоминали очевидцы, которые дружили с писателем. Но все же не смог отказаться от своей идеи и через несколько лет завершил произведение. Кстати, прототипами повести «Повитель» послужили село Локти и его жители.
Фото: Сиб.фм/ Евгения Гловацкая и Артем Перевалов
Дом, в котором жил Анатолий Степанович, до сих пор сохранился в Мошково. На нем и на здании редакции газеты разместили мемориальные доски. А еще в районе ежегодно проходят Ивановские чтения, которые организует Новосибирская областная библиотека и Центр новосибирской книги.
А жители вспоминают, что у дома писателя под окном росли полынь и лебеда. И на вопрос односельчан, почему он не избавится от этих сорняков, Анатолий Степанович отвечал: «Мне это нужно: я выхожу и слушаю, как они шумят».
Восхищала сельчан и супруга писателя, преподававшая в местной школе литературу. Происходившая из знатного рода, из интеллигентной семьи — ее дед был заводчиком, владельцем рудников и приисков под Карагандой, она казалась жителям Мошково как будто не из этого мира: всегда нарядная, в шляпке, с кружевным зонтиком от солнца.
Бывал в Мошковском районе и Василий Макарович Шукшин. Его сестра, преподававшая в школе математику, проживала здесь с мужем, который был направлен сюда главным ветврачом.
Василий Макарович даже подружился с мошковским киномехаником. История эта в Мошково известная. Оказывается, мама Шукшина, жившая в небольшом алтайском селе, не имела возможности видеть фильмы своего сына. И когда она приехала в Мошково, ее привели в Дом культуры, и местный киномеханик для нее одной устроил киносеанс, показав ей один из фильмов Василия Макаровича. Шукшин был настолько благодарен этому человеку, что подружился с ним, и, когда приезжал сюда в гости, всегда навещал его.
В завершение околокультурной темы несколько местных легенд.
Фото: Сиб.фм/ Евгения Гловацкая и Артем Перевалов
На реке Порос возле села Успенка сохранились развалины старой водяной мельницы и небольшой искусственный водопадик. В конце XIX века ее построил купец Жернаков, который тогда проживал в Колывани.
По словам Елены Савиной, после революции в здании конторы Жернакова был санаторий для учителей области. А позднее, в годы Великой Отечественной войны — санаторий для долечивания раненых. И, по воспоминаниям старожилов, там не просто долечивали, а, при необходимости, давали раненым новую специальность. Например, человек остался без ног, его учили быть бухгалтером, сапожником.
Елена Анатольевна рассказывает, что в одной из школьных исследовательских работ прочитала, что, возможно, в годы войны именно в этом интернате отдыхала жена Исаака Дунаевского, и Дунаевский ее навещал. Впрочем, говорит Елена Савина, это пока только легенда. Хотя, как известно, жена и сын Дунаевского во время войны были эвакуированы в Сибирь, а сам Исаак Осипович был в это время в Сибири с гастрольным туром. Так что, может быть, легенда появилась неспроста.
А вот романтические легенды вокруг дерева, растущего у обочины по пути в Дубровино, якобы посаженного женой декабриста – точно всего лишь миф. Согласно проведенным исследованиям возраста дерева, жена декабриста посадить его никак не могла. Скорее всего, оно было высажено в честь какого-то юбилея декабрьского восстания.
Как правильно пишется словосочетание «сибирский тракт»
Делаем Карту слов лучше вместе
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: попаханный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словосочетанием «сибирский тракт»
Видно, потому так назвали её в недоброе старое время, что в десяти шагах от реки тянулся сибирский тракт и вёл прямо к старой каторжной тюрьме.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «сибирский тракт»
Весной это особенно чувствовалось, когда замирал сибирский тракт , а летнее движение сосредоточивалось на водных путях.
Значение словосочетания «сибирский тракт»
Сиби́рский тракт (иначе: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст. (Википедия)
Афоризмы русских писателей со словом «сибирский»
Чудо России — ее путь, на котором она, преодолевая немыслимые тяготы и преграды, двигалась все дальше на восток, в леденящие просторы необозримых тундр, в разливы сибирской тайги, к самому громадному на земле океану.
Дополнительно
Значение словосочетания «сибирский тракт»
Сиби́рский тракт (иначе: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая. Заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст.
Предложения со словосочетанием «сибирский тракт»
Видно, потому так назвали её в недоброе старое время, что в десяти шагах от реки тянулся сибирский тракт и вёл прямо к старой каторжной тюрьме.
Срезание вещей позади экипажей на сибирском тракте вообще случалось нередко, и опытные путешественники поэтому привязывали вещи цепочками или толстой проволокой, которые невозможно было быстро перерезать.
Сибирский тракт сохранял своё значение вплоть до строительства широкой сети железных дорог.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82
Сибирский тракт: история знаменитого маршрута
Путь от Москвы до Пекина… через Билимбай
Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога или Государева дорога.
Названий у Московско-Сибирского тракта много. Гораздо больше названий населенных пунктов, через которые он пролегал. Часть из них появились на карте только благодаря этой дороге, другие получили дополнительное развитие вместе с его строительством.
Существует много горьких воспоминаний о тракте, связанных с этапированием каторжан, но все же, именно тракт дал огромный толчок в освоении Сибири. Позволил регионам европейской части государства Российского выйти на новые торговые пути в азиатской части вплоть до Китая.