Что такое конструктивизм

Свердловский конструктивизм

ДК имени Горького

пл. Стачек, 4

Дом культуры имени Горького — это первый дом культуры в стране. Прямые линии, массивное остекление и отсутствие декоративных элементов делают его классическим примером конструктивизма. Нетипична лишь симметрия композиции, но именно она помогает создать монументальный эффект здания. Все помещения дома культуры имеют свою функцию: большой полукруглый вестибюль в центре, продуманный зрительный зал, пристройка для касс и прямоугольные части, предназначенные для клубных помещений.

Здание было построено по проекту А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского к десятилетию Октябрьской революции. Строительство неоднократно задерживалось из-за отсутствия материалов, для чего было разобрано несколько старых домов. Проект получил Гран-При на Всемирной выставке в Париже и оказал большое влияние на дальнейшее развитие авангарда.

Выборгская фабрика-кухня

Большой Сампсониевский пр., 45

В 1920-1930-е годы во многих района Ленинграда были построены так называемые фабрики-кухни. Это были общественные пространства, где были столовые, магазины и досуговые зоны. Рабочие приходили сюда поесть, либо же обеды доставлялись на близлежащие предприятия. Считалось, что рабочие не должны тратить время на приготовление еды, и поэтому эта функция должна полностью перейти к таким столовым.

Асимметрия и экспрессия форм, ленточное остекление делает фабрику-кухню Выборгского района ярким примером ленинградского авангарда. И как все здания конструктивизма, здание следует принципам функционализма — даже самые необычные формы имеют свою функцию. Например, козырёк должен был использоваться для открытой террасы.

Дом-коммуна инженеров и писателей

ул. Рубинштейна, 7

В плане архитектуры это здание сложно назвать выдающимся, но его главная историческая ценность — в задумке. Его планировка должна была отвечать новым задачам социалистического общества, а именно создать новый быт в доме-коммуне. Коммуна предполагала отказ от индивидуализма: общие зоны досуга, библиотеки, гардеробы, парикмахерские, душевые и столовые. Поначалу жильцы пользовались общественными помещениями, но скоро недостаток личного пространства стал доставлять неудобства. Дом стали называть «Слезой социализма». Постепенно во всём доме сделали перепланировку, и теперь здесь обычные квартиры с отдельными ваннами и кухнями.

Из архитектурных элементов здесь интересна асимметричная крыша и выступающие балконы.

Ушаковские бани

ул. Зои Космодемьянской, 7

Ушаковские бани получили название «Гигант», так как на момент постройки были самыми крупными в городе. В основе проекта также стоял функционализм: большой цилиндр — это непосредственно баня и души, рядом с ними характерные для авангарда вертикали — трубы; протяжённые горизонтали — коридоры. Изначально здание было двухэтажным, затем надстроили третий этаж, тем самым нарушив геометрию линий. Местоположение Ушаковских бань неслучайно, ведь поблизости находилось немало предприятий, самое крупное из которых — Путиловский завод, а значит было много и рабочих жилмассивов. Такие жилмассивы, соответственно социалистической идеологии, не подразумевали ванных комнат, и все рабочие ходили мыться в бани, поэтому «Гигант» имел большой спрос. К сожалению, здание построено из материалов, не предназначенных для подобного рода помещений. От влаги оно стало разрушаться и пришло в аварийное состояние. Сейчас дальнейшая судьба Ушаковских бань под вопросом.

Дом Советов Нарвского района

пр. Стачек, 18

Дом Советов задумывался как часть композиции Кировской площади и новый административный центр Нарвского района; таким он и является до сих пор. В цилиндре здания был зал заседаний, ему противопоставляется вертикаль пятидесятиметровой башни с серпом и молотом. Чтобы усилить это противопоставление и асимметрию, используется горизонтальное ленточное остекление. Это масштабный и уникальный проект, использующий все основные приёмы ленинградского авангарда. Удачное функциональное расположение помещений подтверждает тот факт, что они до сих пор используются по первоначальному предназначению.

Несколько лет назад стало известно, что для строительства дома Советов был использован камень с надгробий уничтоженного Митрофаньевского кладбища, находившегося неподалёку.

Конкурсы и идеи творческих объединений

Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».


Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru

Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru

Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов

Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия. Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов

Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания. Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.

Родоначальники конструктивизма

Советские художники и архитекторы использовали  термин «конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект  Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».

Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.

Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru

Проект  Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu

«Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru

История

В конце 1920 х гг. Екатеринбург (с 1924 года – Свердловск) становится творческой лабораторией нового архитектурного стиля. В 1923 году город получает статус столицы Уральского региона и его называют «Городом Будущего».

К самым известным объектам конструктивизма в центре города можно отнести архитектурный ансамбль «Город Чекистов» — квартал между улицами Первомайская, Луначарского, Кузнечная и проспектом Ленина. Горожане называют его «Городок чекистов». Это один из лучших жилых комплексов советской архитектуры периода 1920-1930 гг. Центр ансамбля – гостиница «Исеть» высотой в 11 этажей; изначально здание предназначалось для общежития молодых сотрудников НКВД. В городке было 280 квартир с площадью до 130 кв.м, в которых уже имелись мебель, шторы и предметы интерьера. Вход был исключительно по пропускам и охранялся нарядом милиции.

Еще одно известное здание — Дом Связи на проспекте Ленина, 39. Дом Связи играет ведущую роль в формировании площади Труда, где используется сочетание ярких композиционных приемов стиля конструктивизма. В 30-е годы здесь находились радиотеатр, красный уголок, детские ясли и столовая. Здание имеет главный вход с высоким крыльцом и массивным козырьком, окна фасаде есть как горизонтальные так и вертикальные, разной величины и формы. На пятом этаже располагались политическая и учебно-образовательные части, комнаты ВКП(б), ВЛКСМ и военных занятий, различные помещения кружков, правление клуба, столовая с кухней и кабинет врача. В здании было четыре лифта, что на тот момент было редкостью. В настоящее время здесь находится здание Главпочтампта.

Недалеко от Дома Связи находится Дом печати (проспект Ленина, 49) . Он изначально проектировался как комплекс с гаражом, двумя складами и жилым домом. Каркасная система конструкции здании определяет архитектуру фасадов с ленточными окнами. Основа поэтажных планов – просторные цеха и помещения по коридору. Здание построено по заказу Уралполиграфа для издательства и типографии «Уральский рабочий». Дом печати – пример производственного здания в стиле конструктивизма, где сочетается художественная и функциональная направленность, одна из первых построек с использованием железобетона.

Большой интерес представляет социалистический город «Уралмаш», постройка которого началась в связи с планом развития промышленности Урала. В 1928 началось строительство соцгорода с нуля. Строительство Уральского завода тяжелого машиностроения было одним из значимых событий на пути к модернизации всей страны. Главный градостроительный узел — площадь Первой и пятилетки, интерес представляет водонапорная башня УЗТМ, построенная в системе водопровода соцгородка Уралмаш. Высота башни около 29 метров, вместимость бака была на тот момент одной из самых больших — 740 кубических метров. Предполагалось, что на вершине башни будет две смотровых площадки, учитывая ее высоту. Строилась башня с 1928 по 1931 гг. При первом запуске днище башни оборвалось, после чего было сделано новое прочное днище. Башня покрашена белой известью, поэтому ее так и называют «Белая башня». Водонапорная башня является объектом культурного наследия федерального значения.

Состояние

В центре Екатеринбурга сохраинилось немало зданий и ансамблей — объектов конструктивизма. Например, напротив «городка Чекистов» распологается Свердловская киностудия и клуб строителей, в котором теперь находится торговый центр Сити-центр. Архитектурный ансамбль «Дом юстиции» находится в начале улицы Малышева, жилой комплекс «Дома Ураоблсовета» ул. Малышева, 21, и Дом Горсовета по улице Вайнера — вытянутая архитектурная композицию из пяти блоков.

Популярный спортивный комплекс «Динамо» по адресу: ул. Еремина, 12 размещен на набережной городского пруда и представляет собой спортивный клуб, в котором используется символика конструктивизма. Архитектура «корабля» четко отражало использование зданий для массовых спортивных мероприятий на воде. Перед клубом находится водный стадион, а балконы, крыша и смотровая площадка были зрительскими местами. Образ корабля лучше виден с воздуха. Здание Уралоблисполкома (по адресу: проспект Ленина, 34) расположено по всей длине вновь формировавшейся площади Труда и является комплексом административных и жилых корпусов, связанных надземным переходом. Парадные интерьеры украшены лепным декором и облицованы натуральным камнем.

Расцвет конструктивизма и его последователи

Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.

В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод,  когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru

Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».

Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com

Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net

Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской  площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.

Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год. Фото с сайта: http://stroyobzor.ua

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: