Сысертский фарфор

Сделано на урале: как вера и туризм спасли сысертский фарфор

Откуда фарфор вообще появился в Сысерти?

То, что глина с берегов реки Сысерти подходит для изготовления посуды и прочей домашней утвари, заметили еще местные гончары в середине XIX века и основали мастерскую «Гончарка», принадлежавшую династии Харитоновых. Здесь обжигали горшки, крынки и другие полезные в быту предметы.

В начале XX века «Гончарка», в духе времени, переформатировалась в артель «Челюскинцы», однако методы работы остались традиционными: добытую глину размачивали в деревянных бочках и переминали ногами. Изделия обжигали на дровах и вручную покрывали глазурью. Помимо керамической посуды здесь делали декоративные фигурки и игрушки.

В 1950-е годы в артели впервые попробовали создать фарфор, но из-за низкого качества местного сырья он получился сероватым, а ведь белизна – один из критериев качества этого материала. Так что предприятие занялось выпуском электротехнического оборудования из привозной глины, окончательно оформившись как завод и перейдя с дров на жидкое топливо.

Для обжига фарфора нужна очень высокая температура – около 1370 °С. Довольно долго на фабрике пользовались старинными горнами: в большие кирпичные печи ставили посуду, затем разжигали горелку, а вход в печь закладывали кирпичом. Толщина стенок такой печи доходила до метра, иначе было бы просто невозможно находиться в здании. Наблюдали за «готовностью» изделий через специальную трубу. Чтобы достать обожженный фарфор, кирпичную стенку снова разбирали.

Завод и дальше мог бы заниматься выпуском электрокерамики или огнеупоров, но в 1960-е здесь появились молодые художники, выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища – Николай Иноземцев и Николай Малышев, которые задали новый вектор развития завода и вывели фарфоровое направление на иной уровень. Уже в 1977 году предприятие стало одним из четырех заводов в СССР, наряду со знаковыми Гжелем, Минводами и Бронницами, которые создавали высокохудожественную продукцию с узнаваемым стилем.

Выпускали чайные и кофейные сервизы, вазы и декоративные фигурки. Сысертский фарфор отличался лаконичными формами и фольклорными темами, в том числе – уральской домовой росписью. И конечно, очень много работ было сделано по мотивам сказов Бажова: отсылки к ним можно найти не только в подарочных скульптурах, но и в декоре для чашек и чайников. Продукция фабрики получалась народной и в то же время праздничной, нарядной, застольной.

Предпосылки создания производства

Родоначальником художественного фарфора в Сысерти считается керамист Николай Сергеевич Иноземцев. Он прибыл в небольшой городок под Свердловском (сегодня Екатеринбург) в 1963 году, сразу по окончании Абрамцевского училища им. Васнецова. Уральский регион издавна славился своими гончарами, которые работали на местных белых и цветных глинах. Здесь сформировался свой особый стиль с гармоничными пропорциями, плавными, округлыми линиями и росписью широким мазком. Аналогичная техника характерна также для Гжели, когда растительные мотивы наносились одним движением кисти с разным нажимом.

Уральские гончары отдавали предпочтение функциональной посуде: кринкам, горшкам, кувшинам, корчагам, кубышкам (квадратные бутыли для масла), кружкам и латкам (аналоги современной утятницы). Производство сосредотачивалось вокруг крупных глиняных месторождений под Оренбургом, Пермью, Уфой и Челябинском. В екатеринбургской области гончарным делом славился Невьяновский район, в частности две деревни – Верхние и Нижние Таволги.

Сысертские глины были не такими белыми и высококачественными, как в других регионах, однако из них тоже изготавливали ходовую керамику. До революции и несколько лет после неё, в городе работала семейная мастерская «Гончарка», основанная братьями Харитоновыми. В 1928 году частное предприятие преобразовали в артель, выпускавшую простую посуду для бытовых нужд. Производство было кустарным – сырьё заготавливали и отминали вручную, изделия обжигали в дровяных печах и декорировали росписью или цветной поливой.

В 1937 году в Сысерти открылась многопрофильная артель «Новый путь», объединившая несколько производственных цехов, в том числе и керамический. А в 1946 году её реорганизовали под новым названием «Промкооператор». Помимо выпуска столовой посуды, предприятие занималось изготовлением кукол из папье-маше, сельхозинвентаря и предметов кожгалантереи. В 1960 году было выделено отдельное производство – «Сысертский завод керамических изделий» (СЗКИ), который специализировался на электротехнической продукции.

Наша рассылка

Сысертский фарфор — это продукция уральского завода, который один из немногих сумел сохранить производство тонкостенной керамики. При этом качество продукции всегда остается на высоком уровне.

В настоящее время завод выпускает большое количество изделий:

  • посуду;
  • сервизы;
  • сувенирную продукцию;
  • вазы и др.

Однако большая часть ассортимента предназначается для церкви. Церковная утварь создается для Екатеринбургской епархии. Практически все производимые изделия расписываются вручную по специальным технологиям, которые были характерны для старинных промыслов.

Родоначальником данного вида фарфоровых изделий принято считать Н. И. Иноземцева, который был керамистом. Он приехал в Екатеринбург в 1963 году. Урал всегда славился своими гончарными мастерами. Уже в то время в этом регионе сложился свой самобытный стиль изготовления гончарных изделий гармоничных пропорций и росписью с растительными мотивами.

Смена названия и статус народных промыслов

В 1977 году предприятие переименовали в Сысертский завод художественного фарфора. А ещё 3 года спустя на его базе была создана творческая лаборатория, занимавшаяся улучшением технологии производства и повышением качества сысертской тонкостенной керамики. Соответствующей мировым стандартам белизны и просвечивамости достигли повышением температуры обжига в электропечах современной конструкции. Производство было модернизировано, многие трудоёмкие процессы переведены в полуавтоматический режим. Однако расписывали изделия только вручную, что делало каждое из них неповторимым. Тонкие колористические эффекты достигались, благодаря применению цветных люстров, придававших посуде и статуэткам жемчужный блеск.

Иконостасы

В 1991 – 92 годах предприятие сменило форму собственности, превратившись в ЗАО «Сысертский фарфор». Перестройка и экономический кризис не лучшим образом отразились на работе производителя, но он старался держаться на плаву. В 1994 году лидеру уральской индустрии был присвоен статус народного промысла. Знаковым для завода стал 1998 год, когда от Николаевского монастыря города Верхотурье поступил заказ на реставрацию трёхчастного фаянсового иконостаса. Он был изготовлен в 1913 году «Товариществом Кузнецова» для расположенного на территории церковного комплекса Крестовоздвиженского собора. В 1936 году уникальный иконостас уничтожили большевики, но к 400-летию города его решили восстановить.

Несмотря на новизну работы с фаянсом, технология обработки которого близка к фарфору, но всё же отличается, сысертские мастера великолепно справились с задачей. Изготовление мастер-моделей для 300 элементов иконостаса впервые велось с применением компьютерной 3D-графики. Впоследствии предприятием был выполнен аналогичный проект для Храма-на-крови в Екатеринбурге, построенного на месте гибели Николая II и его семьи. Сегодня иконостасы входят в перечень продукции, выпускаемой Сысертским фарфоровым заводом. С 2006 года 50% акций предприятия принадлежат Екатеринбургской епархии.

«Фарфор Сысерти» в культуре

Сегодня в каталоге «Фарфора Сысерти» несколько сотен наименований посуды и сувениров. Среди интересных вещей – аромалампы, серия «Конструктивизм» со стилизованными памятниками авангардной архитектуры, футбольные сувениры к Чемпионату мира и серия скульптур с персонажами сказов Бажова.

Больше ста разработок «Фарфора Сысерти» отнесены к народным художественным промыслам. Такое заключение экспертного совета по промыслам дает производству особый статус, ведь эти вещи помогают сохранять локальную традицию. Сегодня без посещения фарфоровой фабрики не обходится ни одна экскурсия в Сысерть, и «фарфоровые» мастер-классы пользуются популярностью.

Сохраняя традиции, «Фарфор Сысерти», с одной стороны, постепенно обновляет оборудование, технику и методику работы с глиной, с другой – переосмысливает и содержание работ. Уже несколько лет предприятие участвует в программе арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Художники из разных стран вдохновляются местным производством, фарфором и ручной росписью, чтобы создать собственные работы.

В 2015 году художник Владимир Марин создал арт-объект «Сервиз», состоящий из посуды со специально сделанными дефектами. Из-за них пользоваться кухонной утварью по назначению невозможно, и это навевает самые разные ассоциации у зрителей. На создание этой работы художника вдохновили полки с бракованными элементами на самом заводе.

Конечно, стремительное обновление Сысерти в последние годы также влияет и на деятельность завода. В 2023 году предприятие сотрудничает с проектом «Лето на заводе» и проводит совместную лабораторию «Антихрупкость». Поучаствовать пригласили всех желающих: предполагается, что участники создадут экспериментальные предметы посуды и мебели, украшения, произведения искусства и так далее. А завод поможет воплотить самые смелые проекты. Таким образом планируется привнести свежие идеи и сделать фарфор еще более популярным и народным.

Клейма

Сысертский фарфор маркировался клеймами трёх типов. С 1962 по 1977 годы использовался логотип СКЗ в конструктивистском стиле. Внутри надписи, нанесённой красным цветом, могло располагаться название города-производителя.

Я уже писала о том, как в прошлый приезд открыла для себя Сысертский фарфоровый завод. Тогда я была очень удивлена и восхищена изделиями завода. А в этот приезд решила познакомиться с производством поближе.

Сысертскую глину для производства посуды использовали еще в 18 веке, но настоящий фарфоровый промысел появился в середине 20 века. Разработкой производства именно художественного фарфора занимался Николай Сергеевич Иноземцев. Его стараниями был создан материал из уральских минералов, который превращался в легкий, белый, почти прозрачный фарфор.

Роза пишется одним движением кисти – с поворотом и разной степенью нажима от края к центру. И по ним легко распознать сысертские сервизы. А тема сказок нашла себя не только в посуде, но и в разнообразных статуэтках. Сегодня все эти линейки продолжают выпускаться.

В советский период фабрика обеспечивала фарфором Уральский регион. После перестройки у завода были трудные времена, но производство сохранилось и даже были найдены новые рынки. Сысерть нашла себя в выпуске фаянсовых алтарей и всякого церковного убранства.

И сто лет назад, и сейчас производство фарфоровых изделий — сложный и трудоёмкий процесс, в котором преобладает ручной труд. Прежде всего, нужно отлить форму, для чего из глины сначала готовят фарфоровую массу, предварительно размолов глину в шаровых мельницах. Подготовленная масса поступает в литейно-формовочный участок, где вручную заливается в гипсовые формы. Затем застывшая форма подвергается ручной доработке, и проводится ее глазурование. После этого форму обжигают и расписывают. Выполненные вручную цветочные орнаментальные декоры — отличительная особенность сысертского фарфора. А фирменными небольшими скульптурами завода являются персонажи сказов Бажова, который родился и жил в Сысерти.

Завод изготавливает фарфоровые иконостасы. И хотя фарфор — материал хрупкий, иконостас очень прочен, так как в основе сооружения — металлический каркас, на который крепятся фарфоровые детали. Вершину иконостаса венчает литой фарфоровый крест. Сысерсткие иконостасы украшают храмы Верхотурья, Невьянска, Екатеринбурга, храмы России, Италии и Греции.

  • Зарождение фашизма мир накануне второй мировой войны кратко

      

  • Ницше о человеке кратко

      

  • Подземная добыча это в географии 8 класс кратко

      

  • Рост влияния китая на международной арене кратко

      

  • Джефф убийца история кратко

Как создается красота?

Сотрудники фабрики отмечают, что до 80% производственного процесса выполняется вручную. Например, без конвейера готовят формы, заливают в них жидкую глину, зачищают швы после высыхания, обжигают, покрывают глазурью и расписывают. Часть ассортимента производится с помощью вакуум-пресса – это тиражные вещи, в том числе базовые предметы посуды и сувениры по заказу партнеров.

Но даже такая «штамповка» расписывается исключительно вручную, не говоря уже о более штучных вещах. На фабрике есть своя экспериментально-техническая лаборатория, которая разрабатывает новые методы окрашивания. Ведь не каждый краситель и цвет можно нанести на фарфоровую поверхность, да еще так, чтобы с годами использования он не смылся и не выцвел.

Старинные печи с метровыми стенками уже не применяют, хотя они остались на заводе как реликвия. Сейчас фарфор обжигают в современной немецкой печи. Однако температура обжига сохранилась – 1370 °С. Известно, что чем выше температура, тем тоньше, а значит, и качественнее будет фарфор. Но позволить себе такое может не каждая фабрика: уместно пошутить о том, что соседство с металлургами не прошло даром и для мастеров по фарфору.

Фарфоровому делу не учат ни в университетах, ни в колледжах. Секреты ремесла передаются от мастера к мастеру при личном общении и совместной работе. Это помогает сохранить традицию живой и передать ее следующим поколениям.

Что спасло Сысертский фарфор?

Наверное общим местом будет сказать, что 1990-е оказались сложным периодом для отечественной индустрии, нанесли они свой удар и по фарфоровой промышленности. Прекратил работу легендарный завод в Конаково, осколок кузнецовской империи, закрылся завод в Богдановиче.

Что помогло выстоять сысертскому заводу? Ответ нашелся все в той же новой реальности, суровая для одних, для других она открыла иные перспективы. У «Фарфора Сысерти» появилась еще одна сфера применения сил и таланта: здесь, практически единственные в стране, стали делать… иконостасы.

Началось все с того, что в 1998 году завод получил заказ на восстановление фаянсового иконостаса Крестовоздвиженского собора Верхотурского монастыря. До революции такие изделия десятками выпускали Кузнецовские заводы, однако с тех пор часть знаний и технологий была утеряна. Пришлось сысертским мастерам искать нестандартные подходы к работе: там совсем другие масштабы, материалы и условия. По сути, им нужно было создать архитектурную конструкцию вместо привычных маленьких предметов, причем для церкви, а не бытового использования.

Успех в этом деле вдохновил мастеров, и теперь создание иконостасов – полноценное направление «Фарфора Сысерти». Продукцию завода можно увидеть по всей России, от Хакасии до Поволжья, и даже за рубежом – в Сербии, Италии и на Афоне в Греции. В среднем, на один такой иконостас уходит, в среднем, около года работы, еще 2–3 месяца занимает его монтаж на месте.

Расписываются иконостасы все так же вручную, и за счет особенностей работы с цветом на глазурованной поверхности, они получаются яркими и нарядными. При обжиге краски меняют оттенок, и мастер должен учитывать, как преобразится узор. А сама технология росписи является сысертским ноу-хау, которому можно обучиться только у наставников в процессе работы.

Первый фарфор

Первые попытки изготовить малую пластику на основе каолинового сырья предприняла в 1953 году местная керамистка Н. И. Меньшикова под руководством технолога И. А. Корюкова. Эксперименты по изготовлению статуэток и кукольных головок проводились при содействии Загорского НИИ игрушки. Меньшикова использовала каолин из Верхнесысертского карьера и кварц из отвалов золотоносных приисков. Изделия обжигались при температуре 1280°С, что недостаточно для создания действительно высококачественного тонкостенного фарфора. Кроме того, пробные образцы Меньшиковой имели заметный сероватый оттенок из-за примесей железа и слюды.

На новый уровень предприятие поднял Николай Сергеевич Иноземцев, целенаправленно занимавшийся развитием художественного направления. Прежде чем приступить к реорганизации, молодой специалист, при содействии загорского технолога, занимался изучением особенностей производства, а также искал подходящее сырьё, ориентируясь на карту каолиновых месторождений Урала. В результате завод стал использовать глину из Кыштыма в Челябинской области, которая позволяла выпускать тонкостенную, белоснежную посуду и предметы декора. Золото, люстр и пигменты для росписи поставлялись Дулёвским фарфоровым заводом.

Первый сервиз, созданный Иноземцевым в 1964 году, назывался «Колокольчики». Формой и декором он напоминал образцы народных промыслов, где преобладали полихромные растительные мотивы. Вместе с Иноземцевым в этот период работали:

  1. Скульптор и художник Н. Ф. Малышев, ведущий специалист и модельмейстер, также выпускник Абрамцевского училища,
  2. С. И Синявская – автор большинства образцов мелкой пластики.
  3. Скульптор В. Н. Прокопченко, создававший преимущественно, композиции сказочной тематики.
  4. Художник-живописец М. Я. Рачгус.

Начиная с 1964 года, ассортимент завода значительно расширился, вырос художественный уровень изделий, формы и декор стали сложнее и разнообразнее. Разрабатывались чайные и кофейные сервизы, вазы, статуэтки, столовые приборы, сувенирная и подарочная продукция. Фарфор Сысертского завода – с характерным для середины прошлого века лаконичным дизайном, стали узнавать и ценить в России. Ежегодно в «копилку» предприятия добавлялось 16 новых наименований. Но главной «изюминкой» завода были серии малой пластики по произведениям Павла Петровича Бажова.

«Малахитовая шкатулка» глазами фарфористов

Автор уральских сказов родился в Сысерти, а свои знаменитые произведения писал, большей частью, в Свердловске. Рождённые творческим воображением Бажова персонажи – хозяйка Медной горы, Данила-мастер, Огневушка-поскакушка, Дарёнка и другие, словно созданы для воплощения в фарфоре, который обладает большими выразительными возможностями.

К уральским сказам обращались художники разных заводов, в частности, Дулёвского, Барановского, Ломоносовского (сегодня ИФЗ) и Гжели. Однако скульптурные композиции мастеров из Сысерти: Иноземцева, Малышева, Синявской и Прокопченко представляют для коллекционеров особый интерес. В них точно «схвачена» поэзия местного фольклора и дух времени, когда были написаны первые бажовские рассказы. Мини-скульптуры Сысерти ближе всего к народному творчеству и по пластике, и по цветовому решению.

В справочных каталогах «Сысертского фарфора» наибольшей стоимостью обладают именно герои «Малахитовой шкатулки», а также других сказов Бажова:

  • «Катерина», автор Н. Иноземцев;
  • «Золотой Волос», С. Синявская;
  • «Данила-мастер» и «Каменный цветок» В. Прокопченко.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: