Вячеслав печняк: ускользающая старина

Достопримечательности красноуфимска — интерактивная карта. проект «малые города — удивительные достопримечательности 2019» — наш урал и весь мир

Нижний Иргинск родина самовара

Слово «самовар» среди непереводимых на другие языки всем известных русских слов, наверное, самое раннее, хоть как-то связанное с техникой. А из всех знаменитых русских изобретений самовар, как ни приспосабливай, не используешь для военных целей. Поэтому к нему такая симпатия и, может быть, потому же забыты его изобретатели. И неизвестно, когда появился самый первый.
Среди бесчисленного множества самоваров, скованных в России, был один пролежавший четыре года на Екатеринбургской таможне, с 1740-го по 1744 год. «Самовар с прибором медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы, ценою в 4 рубля 80 копеек», — записали профессионально бесчувственные таможенники и не выказали удивления увиденным. Изделие доставили 7 февраля 1740 г. с р.Чусовой, с Курьинской пристани Акинфия Демидова, вместе с 6-ю кадями меда и 6-ю кулями орехов. За провоз товаров неуказной дорогой пострадали жители Иргинского завода (поселок Нижнеиргинское на крайнем западе Свердловской области) Петра Осокина.
Ранее этого письменного известия ничего о самоварах не сохранилось, а потому нелишне объяснить, откуда ехали те люди, откуда везли 16 фунтов меди в сплаве с оловом.

Автобиография Павла Никитича Мартюшева, ровесника Октября.

В этой деревне я первый кол забил. А почему мы здесь поселились, расскажу, если интересно. Родился я на Дальнем Востоке, под Спасском. Мал был еще, когда отца моего расстреляли, и с ним семерых. За что? Да кулаки или как там… Нашли за что. Потом ушли мы в Маньчжурию, много народу тогда уходило. Жили там под городом Мугодзяном нашим, русским поселением. С японцами никаких споров не было. Японцы и оружие нам разрешали носить, даже нарезное. Пришла в 45-м Красная армия. Опять бы уходить, да разве уйдешь? Сначала ничего… а потом попросил нас один командир лошадей перегнать; мы пригнали, загнали во двор, куда нужно было, смотрим — а они за нами ворота закрывают и кругом уже с автоматами стоят. Дали мне десять лет по статье 58. 8 лет просидел на Чукотке, где кобальтовый рудник, из них три года в самой шахте. Ну а в марте 53-го, как Сталин умер, меня вроде освобождают. А когда домой, спрашиваю, гражданин начальник? Никогда, говорит, здесь жить будешь. А у нас в поселке был немец, самогонщик. Все к нему ходили — и мы, и начальство. Вот он и устроил мне встречу с комендантом. Выпили вместе, а уж тогда комендант и объяснил: у тебя, говорит, жена в Маньчжурии осталась. Вот если бы она в СССР переехала — мы тебя в первый самолет и к жене, в любую точку Союза. Хорошо. Написал письмо — письма уже доходили — и хозяйка моя сделала все как нужно. Ей предложили на выбор: Алтайский край или Красноярский. Приходит подтверждение от Канского КГБ — гражданка такая-то прибыла, и в самом деле меня сажают в самолет.

А сюда прибыли в апреле 56-го. Я и еще несколько мужиков с семьями, контракт с леспромхозом заключили. Ну, те не выдержали, скоро сбежали — летом от мошки было не продохнуть, место ведь неутоптанное. А нам и уезжать некуда. Работали. Потом к нам другие люди переселились, староверы с Енисея. А я тогда еще поднадзорным числился, два раза в месяц ходил через тайгу 80 километров в Тасеево отмечаться, зимой на лыжах, летом так, дорог тогда здесь совсем не было. И вот как-то раз — четыре дня, как я вернулся, — приходит с оказией повестка: явиться снова! Я уж слышал о таком, подержат на свободе, и в лагерь по новой. Но жена мне говорит: времена уже не те. Пошел. Добрался, прихожу к коменданту; обычно-то я у двери садился, а тут, смотрю, берет он стул и ставит прямо перед своим столом: садись, пожалуйста, Пал Никитич. И читает мне бумагу… короче, полная реабилитация. Можно, говорит, больше не приходить. Ну вот. С тех пор жили здесь спокойно, никто нас не трогал. В тайге промышляли, в реке рыба всегда есть… Да только отказала нам тайга.

Количество староверов

Согласно «Атласу религий и национальностей России», в стране проживает около 400 тысяч раскольников всех согласий и течений, что составляет 0,2% населения страны. 26% старообрядцев живет в крупных городах-миллионниках В 2021 году в стране насчитывалось 379 общин староверов, что составляло 3,1% от всех религиозных общин России.

Но в докладе Алексея Безгодова указываются иные цифры. Он считает, что даже в СССР в 1980-х годах насчитывалось около двух миллионов староверов. В 2012 году – из опрошенных 0,5% причислили себя к церквям старого обряда, что при экстраполировании на страну дает количество в 700 тыс. человек. При этом 31% старается соблюдать правила веры, а 3% – являются активными прихожанами.

Сами раскольники считают, что их никак не меньше 1 900 000 человек, а количество старообрядцев «по крещению» может быть еще больше – до 3 млн человек или 2% населения страны.

Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась

Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.

Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.

Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.

Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.

В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).

Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.

Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.

Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере

Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.

Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.

В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.

5

Дешевле, лучше и радостнее

Общеизвестный факт: в последние годы в Сочи переезжает все больше старообрядцев. Сюда едут из разных регионов — с Урала, с Енисея, из Абакана, из Москвы. Приходят на службу в храм, вливаются в общину. Один из прихожан — Пантелеймон, вместе с семьей перебрался на юг из столицы. Поселился в горном поселке Галицыно.

— В Москве я ходил в Никольский храм, где служит отец Алексей Лопатин, — рассказывает он. — Честно говоря, мне в сочинском приходе скучно, потому что общаться не с кем. В Москве было интереснее — там есть интеллигенция, а здесь ее нет. В основном на службу приходят бабушки; на Литургию собираются по 20-30 человек, лично я больше не видел. Молодежь есть, но ходит меньше, чем пожилые люди, это везде так. Знаю, что есть среди прихожан и семья из Новосибирска — тоже из белокриницких. Но это деление условное, я никакой разницы не чувствую: особенностей в богослужении нет, есть какие-то местные обычаи, но они везде существуют. Я, например, немного удивился, что здесь в Сочи девочки на крестный ход выходят с распущенными волосами, без платков.

Сочинские староверы и Богу молятся, и свою культуру в массы несут

Он живет в южном городе пятый год. Говорит, местные староверы кажутся ему более хлебосольными и приветливыми, чем другие. Из столицы Пантелеймон с женой и детьми переехали в поисках лучшего уровня жизни. И не ошиблись: здесь легче и материально, и духовно.

— Мы живем фактически в горах, у нас лес, чистых воздух, нет такой концентрации города — нет диких пробок, — рассказывает он. — Здесь интересно жить тем, у кого есть какое-то дело — я столяр, у меня своя мастерская, с этим расчетом я и переезжал, понимая, что буду работать на себя. Ну и главное — это климат: если в Москве сейчас холод, то здесь тепло — в декабре иногда бывает даже +20. А еще здесь дешевле, лучше и радостнее. Хотя бы потому, что солнце светит почти каждый день, а в Москве оно может выйти всего раз в месяц.

Кто такие КЕРЖАКИ

КЕРЖАКИ (от слова Керженец, название одного из крупнейших старообрядческих центров, расположенных в бывшей Нижегородской губернии, этнографическая группа в составе русского этноса. После разгрома в 1720-х Керженских скитов раскольники десятками тысяч бежали на Восток. Выходцы из Керженца на Урале. получили прозвище Кержаки; позднее так стали называть всех старообрядцев (в противовес «мирским» — приверженцам официального православия). Основная территория расселения Кержаков. — лесная полоса Среднего Урала. Оберегая свой быт от внешних влияний, Кержаки сохраняли заметное своеобразие в организации хозяйства, материальной культуре, обрядности. В их среде сравнительно малое распространение получили отхожие занятия, зато многие Кержаки сумели развить торговую деятельность. Жилище и одежда у Кержаков в большей степени, чем у «мирских», были насыщены архаикой. В некоторых районах женщины продолжали носить косоклинные темные дубасы (сарафаны из крашеного холста или сатина, верхний край спинки которых собирался не борками, а складками — пластинками), кожаные коты, легкие холщовые шабуры и прочее. Традиционная пища Кержаков исключала картофель. Популярными были «шти толстые кержацкие» из ячменной крупы на квасу, соковые шаньги из кислого теста, смазанного конопляным соком, разнообразные кисели, приготовленные по старинным рецептам. Кержаки не ели из одной посуды с «мирскими». В прошлом у них господствовала большая сложная (отцовская и братская) семья. Доля таких семей оставалась значительной и в начале. XX в.

|

Освоить 657 гектаров

Первым делом они купили дом и подготовили его к зиме, обустроили быт, но главное — сумели оформить заявку и получить грант, на средства которого незамедлительно закупили всю необходимую для предстоящей сельскохозяйственной работы технику. Авраам говорит, что в самых ближайших планах этого года — посеять 200-250 гектаров сои, причем ежегодно переселенцы планируют увеличивать площади посевов, чтобы к 2024 году суметь освоить… 657 гектаров. Рынок сбыта тоже вроде бы понятен.

В Жариково осели сами Калугины, поселилась семья сына Авраама с супругой и еще одна, также перебравшаяся на Дальний Восток из Бразилии. В 400 км отсюда живут их родственники — братья Татьяны, но увидеться с ними пока не получилось.

Стала для сочинцев своей

— Кроме работы в огородах, староверы принимают у себя туристов, у стариков-старообрядцев есть дети, которые работают на светских должностях — это и водитель на «скорой помощи», и учитель, дети получают образования в современной школе, где занимаются и музыкой, и пением, и спортом, — Валентина Николаевна знает, о чем говорит: за годы жизни здесь она давно стала для сочинцев своей. — Это обычные современные люди, ведущие активную общественную жизнь, но — старообрядцы. Если позволяет жилплощадь, они размещают туристов, а когда приезжают гости своей веры, то всегда предлагают им ночлег.

Самое начало поселка, куда переселили старообрядцев в преддверии Олимпиады-2014

Я уверена: никакого раздражения то, что жизнь старообрядцев связана с туризмом, вызывать не может. И хотя все мы знаем, что цены в Сочи для туристов космические, те хозяюшки, которых я лично знаю, никогда погоню за выгодой не ставят выше Бога. Они обязательно приходят на службу, оставляя кого-то из помощников обслуживать постояльцев, все праздники мы проводим вместе, поддерживаем отца Артемия, у которого слаженно действует совет общины. К большому сожалению, нынче скончался наш председатель общины, дядя Ваня Тереутов — это был мощнейший человек! Он был костяком общины и поддержкой настоятелю…

Чудь заволоцкая

По участку суши между Онежским озером и Белоозером новгородцы тащили волоком свои суда, поэтому северные территории, располагавшиеся за этой местностью, они называли Заволочьем. Территория Заволочья расширялась по мере продвижения славян на север и северо-восток. Поначалу это были земли за ближайшим волоком озерного бассейна, потом область за рекой Онегой, затем за Двиной, по Вычегде, и, наконец, — бассейн Печоры.

Эти обширные пространства населяли финно-угорские племена, которых наши предки называли «чудь заволоцкая». Одни ученые отождествляют их с этносом емь, другие — с югрой. Старинные летописи и договоры отделяют чудь заволоцкую от ее восточных соседей. В бассейнах рек Вычегды и Печоры жили зыряне (нынешние коми), пермяки, вотяки (нынешние удмурты), а также югры, чьи ближайшие родственники ханты и манси сохранились к востоку от Урала.

Женщины на свадьбе изображают лошадь и всадника. Фото с сайта wikimedioc.com

Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» одним из первых перечислил северных соседей: «А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах».

Интересно, что летописец упоминает чудь отдельно, хотя со временем этот термин в широком понимании стал собирательным и сейчас он часто обозначает все северные финно-угорские племена.

Впрочем, полного единства тут все же нет. Согласно этимологическому словарю Макса Фасмера, «чудь — это название древнего финского населения Псковской, Новгородской. Архангельской, Олонецкой губерний, также в Пермской губернии и Сибири». В то же время другие источники, например толковый словарь Ожегова, определяют «чудь» как «общее название некоторых западно-финских племен». Большой энциклопедический словарь сводит это понятие к древнерусскому названию эстов, а также других финских народностей к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Веками значительная часть северных племен вела кочевой образ жизни, постоянно двигаясь по обширным территориям от Кольского полуострова до Западной Сибири. Поэтому в широком понимании под чудью заволоцкой часто подразумеваются все обитатели Заволочья, включая перечисленных восточных соседей, а также самоедов (ненцев), кочевавших вдоль побережья Студеного (то есть Белого) моря от устья Двины до Уральских гор.

В северные края с юга устремились не только мирные переселенцы и христианские миссионеры, но и беглые преступники. У местных жителей был повод ненавидеть всех пришлых гостей прежде всего по одной простой причине: каждый из чужаков, кто пускал корни рядом с ними, кормился в их владениях. Охотился на их зверей, ловил их рыбу, рубил их деревья… К тому же проповедники призывали отречься от идолов и вековых языческих устоев, а многие из ушкуйников не гнушались грабежом и разбоем.

Чудь заволоцкая оказалась на еще более первобытной ступени развития, чем чудь залесская — вепсы, меря, мордва и прочие коренные обитатели низовых земель в междуречье Оки и Волги. Более развитые и сильные славяне заставили платить дань аборигенов. В погосты, построенные на берегах северных рек и озер, стали регулярно наведываться сборщики дани. Поборы стали главной причиной, побудившей коренных жителей Севера поднять топор войны против незваных гостей.

3

Грищенко Игорь (Нижний Тагил)

Преподаватель на факультете художественного образования нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Член союза художников. Доцент института.

Грищенко Игорь

— На красноуфимском пленэре впервые, а вообще на пленэрах часто бываю: студентов своих вожу и самостоятельно выезжаю. Бывает несколько пленэров за год

Вообще пленэр – это новые места, новые впечатления, что очень важно для художника. Это общение с другими художниками

Все художники разные. На пленере получаешь новые впечатления. Работы, которые получаются на пленере часто имеют этюдный характер, потому что времени немного. Тема пленера нравится — интересная, нестандартная. В большей степени именно тема определила то, что я сюда приехал.

Грищенко Игорь в процессе работы

Пожелания организаторам

— Часто на пленере обеспечивают питанием. Тут оно конечно есть, но не совсем регулярное. Еще хорошо было бы если б художники жили в одном месте. Общение с единомышленниками ускорило бы процессы включения в живопись. Обычно на пленэрах общение вечерами происходит. Это тоже обогащает художников.

Заниматься только художеством это реально?

— Реально, но проблематично. Тем более в стране постоянно кризисы. В этом году я еще нахожусь в годовом творческом неоплачиваемом отпуске. Довольно сложно приходится. У кого-то есть какие-то наработки, может им не настолько сложно. Я зарабатываю поровну: преподавание и художество. Сложность в продаже своих картин заключается еще и в том, что ценители настоящего искусства денег как правило немного имеют.

Грищенко Игорь

— Художник – это образ жизни. Постоянно учишься. Что-то в технике для себя получаешь, нарабатываешь. Это всё сразу не дается – по крупицам собирается. Сложно передать свои наработки, знания кому-то другому – студентам, например. Тут ведь и жизненный опыт сказывается, интуиция, образ мышления и т.д. быть художником значит иметь талант и пройти обучение. Талант несомненно нужен чтобы стать художником, но без профессионального научения никак нельзя. Теоритические знания, знания которые получаешь от просмотра работ других художников, работа с натурой, природой – это всё в комплексе даёт художнику знания.

— В Нижнем Тагиле много художников. Художественное училище и худграф выпустили очень много хороших специалистов. У нас в городе примерно 90 членов союза художников. Если сравнивать с Екатеринбургом: в процентном отношении членов союза художников у нас больше, чем в Екатеринбурге. Например, в Тагиле 90 членов союза художников, а в Екатеринбурге примерно 120. А ведь Екатеринбург – город миллионник. Цифры немного неточные, но суть ситуации такова.

Карелы

К западу от лесного и болотистого Заволочья, на берегах Ладоги и Онеги, а также на территориях к северу от них расположена страна мелких озер и порожистых рек, которая сейчас называется Карелия. Когда с XI века новгородцы стали осваивать эти области, они встретили там финские племена карелов и лопарей (саамов).

Когда-то карелы обособились от вепсов и ушли с южного Приладожья на север. Их первые поселения со столицей Корелой в районе нынешнего Приозерска находились на Карельском перешейке. Славянские письменные источники впервые упоминают об этом народе в XII веке. Речь шла о столкновениях карелов с соседними племенами и об их участии в княжеских междоусобицах в составе новгородских войск. В 1143 году карелы воевали вместе с новгородцами против других финских племен под названием емь (хяме). Так что в те времена карелы были такими же союзниками славян, как весь.

В том же XII веке карелы успешно захватывали шведские города, причем в 1187 году им даже удалось разрушить столицу свеев Сигтуну. Однако в XIII веке они уже были не в силах тягаться с окрепшими шведами, которые успели завоевать территорию нынешней Финляндии и вовсю обращали там коренное население в католичество. Новгородцы же, пустив корни на землях карел, активно крестили их в православие. Ведь в то время у колонистов действовал принцип «чья вера, того и власть».

Среди насельников первых скитов и монастырей на этих территориях были и коренные жители. Один из монахов, основавших в XV веке известную Соловецкую обитель на одноименных островах в Белом море, был по национальности карелом. Известен он как Герман Соловецкий.

Соловецкий монастырь: 10 важнейших мгновений из истории великой обители

Лаврентьевская летопись даже указывает год крещения карелов: «В лето 6735 … Того же лета князь Ярослав Всеволодич, послав, крести множество корел, мало не все люди». С тех пор войны за эти территории между нашими предками и шведами не стихали вплоть до XVIII века.

В XIII веке карелы еще сохраняли родоплеменные отношения, проживая небольшими группами, хуторами с четко установленными границами. Как и у всех северных финно-угров, традиционными занятиями карел были охота и рыболовство, и только с приходом в их земли славян они стали использовать земледелие и скотоводство.

Как и на всем Русском Севере, русские миссионеры строили в погостах храмы, в результате чего вместо рода объединяющей силой становился приход, который исполнял функцию центра местного самоуправления. Здесь собиралась дань, устраивались суды, решались спорные вопросы, принимали присягу.

Административная власть Новгорода в Карелии окончательно утвердилась в 1277 году после похода князя Дмитрия Александровича, когда летопись фиксирует термин «Карельская земля». В городе Корела светскую власть представлял князь-наместник, а церковную — епископ.

Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией в 1323 году окончательно демаркировал русско-шведские границы. Карелы, оказавшись в составе владений Великого Новгорода, в течение двух следующих столетий приняли православие.

Верность этого народа православию подтвердил так называемый «исход карелов». В 1617 году Столбовский мир заставил их бежать из завоеванных шведами приладожских территорий. Именно тогда Карельский перешеек лишился карельского населения. Дело в том, что шведы, только что обратившиеся в лютеранство, показывали резкую нетерпимость к другим христианским конфессиям, в том числе и к православию.

В середине XVII века остатки карелов покинули Карельский перешеек. В результате территории нынешнего Всеволожского и Приозерского районов Ленинградской области, а также области вокруг Сортавалы и Питкяранты по приказу шведского правительства заселили финны. Карелам же были предоставлены земли для переселения на территории современной Тверской области. Кроме того, значительная их часть осела по пути в новгородских пределах.

В 1937 году постановлением Президиума ВЦИК был образован Карельский национальный округ с центром в Лихославле, который просуществовал всего 20 месяцев. В то время здесь проживали 140 000 карелов. В 1939 году округ был ликвидирован, а его руководителей и представителей национальной интеллигенции репрессировали. С тех пор начался период забвения, в течение которого ускорились процессы ассимиляции и утраты языка.

Согласно переписи 2010 года в России начитывается 60 815 карелов. Наибольшая часть проживает в Карелии (45 570 человек) и в Тверской области (7394 человек). В настоящее время их численность продолжает сокращаться. Если в 1939 году в СССР насчитывалось 252 716 карелов, то сейчас их меньше в четыре раза. В современной Карелии топонимы карельского происхождения составляют 47 % от их общего числа. 

6

Речка Бирюса

Солнце сползло за гребень увала. Поворот за поворотом — и уазик влетает на разбитую улицу населенного пункта. Распугивая кур, проскакиваем мимо кафе «Бирюса», магазина «Бирюса» и вдруг распахивается за домами вечерняя матовая ширь большой реки. — Вот она, речка Бирюса! — восклицает оперативный патруль. —Уже староверские края. Вон, вон, смотри, какие бороды!

Стемнело, когда мы достигли поселка Чигашет. Ночь провели на берегу, а утром отправились на поиски лодки. Река — единственный путь сообщения между здешними старообрядческими поселениями. «В Луговую? Нет проблем!» — бодро сказал нам владелец моторки Михаил Гудовщиков.

Из Бразилии в Туруханск

Ханофер Ефимов ди Кейрос почти два десятилетия назад вместе с матерью переселился из Бразилии в Восточную Сибирь и с тех пор жил в Туруханском районе. Сначала вместе с матерью (в Россию она привезла его подростком) он оставался в одном из скитов, по-прежнему стоящих в тайге, а после ее смерти перебрался в старообрядческую деревню Чулково, расположенную на берегах Енисея, больше чем в 300 км от райцентра, Туруханска.

туруханск

Вид на Туруханск со стороны Енисея

Фото: ТАСС/Владимир Веленгурин

В октябре 2021 года о нем написали большинство федеральных и региональных СМИ: в конце лета его остановили на реке сотрудники рыбинспекции. Попытавшись проверить документы у нарушителя, они обнаружили, что у мужчины их в общем-то и нет — по словам Ханофера, его бразильский паспорт сгорел в пожаре несколько лет назад. Из документов осталось только свидетельство о рождении и то на португальском языке.

Старообрядцы из Южной Америки переселились в Приамурье за «гектаром»

Новое поселение, где проживают 24 старообрядца, сформировалось в 10 км от города Свободный

Дальше ситуация развивалась быстро — в конце сентября Ханофер, оставив в деревне жену Антониду (тоже из числа местных старообрядцев) и троих детей, явился в суд Туруханского района. Судья вынес постановление о депортации Ханофера, его взяли под стражу и этапировали в Красноярск. За него вступились правозащитники и журналисты, сторонники Ханофера призывали власти не разлучать семью, тем более до сих пор благополучно работавшую «на земле». Доводы, да и настойчивость защитников сработали. В начале октября суд Красноярска отменил решение о депортации, в краевом МВД пообещали оказывать ему поддержку, а в паблике, посвященном работе региональных полицейских, даже выложили фотографии счастливого Ханофера вместе с супругой и новым свидетельством о браке.

После этого правозащитники отвезли Ханофера в Москву, где он обратился в посольство Бразилии в России с просьбой о восстановлении паспорта. Документа он пока не получил, но депортация ему как супругу гражданки Российской Федерации больше не грозит, пояснила «Известиям» правозащитница Ольга Суворова, которая помогает семье старообрядца.

старообрядцы

Ханофер Ефимов ди Кейрос, старовер из Туруханского района узаконил свой брак с гражданской женой

Фото: vk.com/Полиция Красноярья

Впрочем, вероятнее всего, история Ханофера — лишь вершина айсберга. Людей с просроченными или отсутствующими документами на Енисее может быть сотни, если не тысячи. Многие из них, вероятнее всего, являются гражданами других государств — и при столкновении с официальными органами, не слишком, судя по всему, подготовленными к их появлению, их будет ждать не менее суровый прием.

Старообрядцы получили почти 6 млн рублей на молочное животноводство

В Нижне-Иргинск едут купцы

В 1879 году завод встал, жители стали заниматься различными кустарными промыслами, продавая изделия своего ремесла заезжим купцам. В село стали приезжать купцы, так как в нем, как в волостном центре, часто проходили ярмарки при большом стечении народа. Они селились в центре села, строили добротные дома магазины (лавки), некоторые из них сохранились до настоящего времени. Купцы понимали что Иргинск является не только центром разнообразной кустарной промышленности, особенно кожевенно-обувной, но и глубинным торговым центром, где покупателем будет не только ремесленник, но и крестьяне – земледельцы окружающих поселений. Излишки своей продукции они везли в Иргинск на рынок для продажи ремесленникам, спрос на продукты питания был большой. Зачастую купцы были приезжими из центральных областей России.

В XIX веке в Иргинск приезжают четыре брата Смирновы. Один скупает землю, но, не найдя применения этому богатству, вскоре сходит с ума. Долгое время он сидит на цепи, прикрепленной к кольцу от детской зыбки, прибитому к потолку. Николай Иванович Смирнов становится купцом Первой гильдии, торгуя своими товарами далеко за пределами села. Два других брата ничего существенного организовать не смогли. К началу XX века в селе было около 15-20 семей купцов — это: Захарова Ольга Федоровна, Шаронов Василий, Пономаревы Иосиф Михайлович и Илья Михайлович, братья Калмыковы, Мячев Андрей Пименович, Смирнов Николай Иванович, Сартаков Данила, Торопов Афонасий, Духова Акулина, Шевелин Иван Пименович, Боровков Григорий, Винокуров Николай, Торопов Дмитрий Федорович.

Кроме них еще 15-20 семей имели более мелкие магазины, в базарные дни выезжали для торговли на рынок, где имели времянки — магазины.

Пришлось переезжать на Кубань

Что и говорить, переселение не было однозначным. Те условия, которые поначалу озвучивали староверам в Имеретинке, исполнены были не до конца. Обещали построить церковь, но она до сих пор возводится, причем без помощи государства. Обещали по 18-20 соток — земля здесь очень дорогая! — а на деле предоставляли дома с 4-6 сотками. Говорят, людей тогда поставили в странное положение — не государство доплачивает переселяемым, а они сами должны доплачивать, если хотят жить в каком-то определенном месте и на большей площади, чем предложено. И потому не все смогли попасть в этот старообрядческий поселок. Если часть переехала в ближайший Таврический район, что в километре от церкви, то многим — и таких больше половины — пришлось переезжать на Кубань, потому что по суммам компенсаций они не могли уложиться и приобрести себе недвижимость на ставшей родной земле.

Олимпийский проспект в сторону старообрядческого кладбища

— Предоставляемые дома были неплохими — построены хорошо, и в целом деревня возведена на совесть, — добавляет священник. — Сейчас каждый третий в деревне — старообрядец. Недавно с подачи одного журналиста вышла статья о том, что староверы якобы разъехались и все распродали, и теперь тут только гостиницы и ларьки. Но лично я знаю только один дом, который был продан после Олимпиады. Все старообрядцы, кто сумел здесь обосноваться, остались на месте предков. Повторю: те из наших, кто уехал, сделал это еще в момент строительства поселка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: