Ульяновский монастырь на живописном берегу реки вычегда в коми

Монастырь сегодня

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь вновь принадлежит церкви с 1994 г. Проведены ремонтно-реставрационные работы, в храмы вернулись многие святыни. При раскопках руин Троицкого собора обнаружили мощи отцов-строителей обители, которые теперь считаются местночтимыми святыми.

Сейчас на территории монастыря 6 действующих храмов и часовня. Здесь живут 30 человек, из которых 16 — монахи. Сюда часто приезжают паломники, специально для них есть бесплатная гостиница, вмещающая до 100 человек. Питание для приезжих тоже бесплатное.

Привлекают паломников святыни монастыря, среди которых мощи праведников и мучеников, старинные иконы. В храме чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа можно увидеть деревянный резной образ Иисуса в темнице, напрестольный крест 1867 г., настоятельский жезл основателя обители Матфея и другие предметы большой религиозной и исторической ценности.

Троицко-Стефановский Ульяновский монастырь

По преданию, был основан в конце XIV века святителем Стефаном Пермским
.
Располагался на территории Устькуломской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.
Ныне – с. Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми.
Действующий монастырь.

Из Соловецкого монастыря: новый монастырь у зырян // Вологодские епархиальные ведомости. – 1867. – № 1. – С. 22-26. – В конце подпись: М. И.

О Троицко-Стефановском Ульяновском монастыре.

Матвей. Воззвание настоятеля Троицко-Стефановского Ульяновского монастыря Устьсысольского уезда Вологодской епархии, строителя иеромонаха Матфия, бывшего инока и наместника Соловецкой обители / Матвей // Вологодские епархиальные ведомости. – 1867. – № 1. – C. 26-29 .

Список лиц, сделавших пожертвования в пользу Троицко-Стефано-Ульяновского монастыря деньгами и вещами в 1868 году // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 6-7. – С.118-120.

Арсеньев Ф. А. Ульяновский монастырь у зырян: Троицко-Стефановская нообщежительная обитель: с рис. и видом монастыря / описание сост по поручению иноков Ульяновской обители Ф. А. Арсеньев; изд. Ульяновского монастыря. – М. : Типо-литогр. Н. И. Куманина, 1889. – 148 с.

Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. Т. 1. Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764-1795 годов по 1 июля 1890 года / В.В. Зверинский. – СПб. : Тип. В. Безобразова и К, 1890. – 293 с.

Троицкий-Ульяновский-Стефановский-Спасский монастырь, запись № 524.

Лебедев А. Святая обитель среди зырян и ее строитель / А. Лебедев // Прибавления к церковным ведомостям. – 1895. – № 27. – C. 919-925.

Святая обитель среди зырян // Вологодские губернские ведомости. – 1895. – № 32. – С. 11-12.

Лебедев В. К. От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у зырян / В. Лебедев // Областной историко-археологический съезд. Труды. – Кострома, 1914. – С. 42-129.

Арсеньев Ф. А. Ульяновский монастырь у зырян: / описание сост. по поручению иноков Ульяновской обители Ф. А. Арсеньев; предисл. Л. П. Рощевской. – . – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 143 с.

Устьсысольский Стефано-Ульяновский монастырь, в Усть-сысольском уезде // Православные русские обители: полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне / . – СПб., 1994. – С. 98-99.

Лахтионова Т. И. К истории Троице-Стефано-Ульяновского монастыря: (обзор фонда Ульяновского монастыря Национального архива Республики Коми) / Т. И. Лахтионова // Региональные аспекты исторического пути православия: архивы, источники, методология исследований: материалы межрегион. науч. конф. – Вологда, 2001. – Вып. 7. – С. 263-267.

Питирим. Путь становления обители: этапы формирования Троицко-Стефановского Ульяновского монастыря в 1866-1894 гг. при архим. Матфее и его возрождение в 1994-1998 гг. при епископе Питириме: сходства и различия как источник положительного опыта / епископ Питирим; ; Рус. правосл. церковь, Моск. патриархат, Сыктывк. и Воркут. епархия. – Сыктывкар: Сыктывкарска и Воркутинская епархия, 2001. – 114 с. : л. цв.ил., л. ил.

Рощевская Л. П. Устюжане – строители Троице-Стефановского Ульяновского монастыря в Коми крае / Л. П. Рощевская // Великий Устюг: краевед альм. Вологда, 2004. – Вып. 3. – С. 84-92.

В Республике Коми находится один из старейших монастырей этого края — . Это место привлекает многочисленных паломников и туристов со всего мира не только своей красотой, местом расположения, но и удивительными историями связанными с этим монастырем.

Святая обитель Ульяново

Первым основателем монастыря был Стефан Пермский еще в 1385 году. Правда обитель тогда просуществовала недолго. В этих краях бытует легенда, что в расположенной рядом с монастырем реке Вычегда утонула девушка Ульяния, поэтому это место стало так называться.

Второе рождение обители произошло в 1667 году. В Ульяново священник Федор Тюрнин начинает возрождение Спасской пустыни и строит деревянную церквушку. Но после смерти священника она вновь перестает существовать, возрождается обитель уже в третий раз только в 1860 году. Тогда усилиями монахов из Соловецкой обители начинается строительство монастыря и храмов. Спустя несколько лет были сооружены несколько каменных храмов, восстановлен монастырь.

Многочисленные паломники потянулись в эти края. В 1872 году построена самая высокая в республике Коми колокольня. Но с приходом советской власти весь православный комплекс упраздняется. Священников и монахов ссылают в лагеря и расстреливают. Монастырь, крепостные стены и колокольня постепенно разбираются, а сохранившиеся реликвии передаются в музей.

Только спустя много лет, после распада СССР, Троице-Стефано-Ульяновский монастырь
возвращается к православным людям. Тут начинают проводить реставрационные и восстановительные работы. В настоящее время это крупнейший православный объект на территории республики, а в одном из храмов хранится уникальная скульптура из дерева — изображение «Иисуса в темнице» — эти скульптуры имеют мировую известность.

Стоит отметить, что на территории комплекса для паломников и туристов есть гостиница, которая не берет денег с постояльцев.

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь
в прошлом и сегодня

Фото и описание

Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь, по церковным легендам — пустынь, был основан Стефаном Пермским в конце 14 века. Монастырь был построен в целях распространения на Верхней Вычегде христианства. В Усть-Куломском районе известно предание, по которому местность, на которой находится монастырь, называется в честь девицы Ульянии. Она утопилась в реке Вычегда во время набегов угров из-за Урала, не желая попасться врагам. Именно напротив того места, где она погибла и построили монастырь.

В 1660-е годы московский священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) с четырьмя своими сыновьями (Никоном, Гурием, Иваном, Стефаном) восстановил Спасскую Ульяновскую пустынь. В 1667 году построили деревянную церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа, иконы и колокола для которой привезли из Москвы.

В первой половине 19 века деревянные церкви, построенные в конце 17 века, обветшали, а на их месте в 1858 году построили новую церковь с престолами в честь Нерукотворного Образа Христа и в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.

В течение 10 лет, в период с 1886 по 1876 годы, шел сбор пожертвований по всей России на возведение Ульяновского монастыря. Слухи о чудесных исцелениях, явлении иконы увеличивали приток в обитель богомольцев. Монастырь в основном посещали крестьяне Усть-Сысольского, Печорского, Яренского уездов. Доход от пожертвований и других сборов в монастыре в 1901 году составлял более 14 тыс. рублей. Приносило прибыль и монастырское хозяйство. С 1875 года в монастыре стали разводить холмогорскую породу коров. В монастыре также были и лошади. Во владении у монастыря было 2 мельницы, кирпичный завод, мастерские по пошиву обуви и одежды.

В 1878 году была возведена водокачка на паровом двигателе. Среди монахов было развито рыболовство и огородничество. Соловецкие монахи (среди них был архитектор-самоучка Феодосий), развернули активную деятельность по строительству монастыря.

В 1869-1875 годах был построен каменный двухэтажный в пять глав Троицкий собор по проекту архитектора А. Иваницкого. На верхнем этаже находился бронзовый престол во имя святой Живоначальной Троицы. Автор икон иконостаса – придворный художник В.М. Пошехонов.

В 1872-1878 годах была возведена церковь-колокольня с 17 колоколами. В 1877-1879 годах обитель была обнесена каменной стеной с крытой галереей и угловыми башнями. В 1886 году построили каменную кладбищенскую церковь в честь Успения Богородицы. Рядом с этой церковью была построена каменная часовня.

В 1878 г. за пределами монастырской стены начали строительство гостиницы. Также был построен дом для рабочих монастыря. В 1882 году в монастыре была открыта мужская церковно-приходская школа, в 1907 году – богадельня. В 1889 году в монастыре жило 70 монахов и послушников. Для них было построено 2 братских корпуса. По числу монахов монастырь уступал лишь вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По площади угодий в Вологодской епархии он занимал четвертое место.

После революции деятельность монастыря понемногу стала сворачиваться. В июне 1923 года церкви опечатали. На куполе колокольни было водружено красное знамя. В 1930-е годы Троицкий собор и почти вся монастырская стена были разобраны. Во время Великой Отечественной войны в Ульяновском монастыре находился госпиталь, позднее – дом для душевнобольных. В 1960-х годах уничтожили первый этаж Троицкого собора. В 1969 году монастырские здания были взяты под охрану государства как памятник церковного зодчества. Но это было лишь условностью. Монастырь разрушался. В конце 1980-х годов здания монастыри хотели использовать для организации пансионата сыктывкарского завода «Орбита».

В 1994 году в Ульяново прибыла группа монахов во главе с о. Питиримом, они снова открыли монастырское служение. Сегодня в восстановленном монастыре живет несколько десятков послушников и монахов, которые занимаются строительными и реставрационными работами. В 1996 году при Ульяновской обители открыли духовное училище, чтобы готовить кадры священнослужителей.

Вывезенные из Ульяновского монастыря в прошлом веке ценные культовые предметы, хранившиеся в фондах Национального музея, торжественно были возвращены монастырю. Среди уникальных вещей – посох архимандрита Матфея, именной крест митрополита Филарета, фигура Иисуса Христа в темнице из дерева.

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь сегодня

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь в республике Коми расположен на расстоянии160 км от города Сыктывкара, Усть-Куломский район, деревня Ульяново. Он значится действующим православным монастырем, относится к Сыктывкарской епархии. Монастырь считается мужским, но проживают в нем и монахини. Обитель является одной из самых древнейших на территории республики.

Своим наименованием монастырь обязан поселению Ульяново, а также основателю Стефану Пермскому. Поселение Ульяново названо по имени девушки Ульянии, спасавшейся в давние времена от набега племен угров и утонувшей в речке Вычегда.

В обители проживает 16 монашествующих:

  • 3 игумена;
  • 2 иеромонаха;
  • 2 иеродьякона;
  • 4 монаха;
  • 3 инока;
  • 2 монахини.

Общая численность населения Ульяновской обители вместе с монашествующими составляет 30 человек.

Рады приветствовать вас на страницах нашего сайта

Женский монастырь Михаила Архангела — новый монастырь, и это достаточно необычно для нашего периода церковного возрождения, т.к. вновь открывающиеся монастыри обычно возникают на базе старых, имевших свою историю, свои святыни, свои старинные (пусть даже разрушенные) строения, свою историческую территорию, свою летопись.

Наш монастырь строился на месте, где никогда не было монастыря. Ведь там, где он мог бы возродиться – в центре города Ульяновска, все было тщательно порушено и показательно застроено к столетнему юбилею земляка, имя которого запечатлено в названии самого города.

Итак, наш монастырь основан в 1994 году в сорока километрах от города,в с. Комаровке. В области сохранилось совсем немного храмов, вот и в селе Комаровка, отстоящей в километре от «большака», сохранился остов Свято-Михайловского храма. На приход здесь  рассчитывать не приходилось, ибо деревня вымирала.

В октябре 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил открытие при храме женского монастыря.

Сам храм появился в селе Комаровка Симбирской губернии незадолго до революции. Более точных сведений, к сожалению, не сохранилось. Но осталось местное предание о строителе храма.

Предание…

Некий  богатый купец владел имением в селе Комаровка. Липовая аллея, ведущая к его усадьбе, и сейчас просматривается сквозь выросший орешник.

Человек этот имел  жену — красивую и весьма благочестивую женщину. В их семейной жизни царили совет да любовь. Но однажды приятели купца любопытства или шутки ради решили посмотреть, какова будет реакция их благочестивого друга, узнай он о неверности жены. Сговорившись, они намекнули ему о ее супружеской «неверности». Бровь не дрогнула на лице купца и при друзьях он промолчал, но, вернувшись домой, в страшном припадке ревности убил свою жену.

Когда выяснились все обстаятельства оговора и невинностьоклеветанной жертвы, отчаянью вдовца не было предела. Тогда он дал обет построить храм в честь Архангела Михаила — небесного отмстителя за всякую клевету. Построенный в честь женщины-праведницы, он не только уцелел до наших дней, но и собрал вокруг себя женщин.

Возрождение

Небольшой, но очень изящный, устремленный в небо, как корабль в пустыни, храм вместе с большинством других  был закрыт в 1939 году.

В 1991 году, объезжая пределы епархии, епископ Симбирский и Мелекесский Прокл обратил внимание на стоящий в стороне от домов села Комаровка полуразрушенный остов храма. Живописное местоположение напомнило ему монастырь в Пюхтицах, и он решил, что это вполне подходящее место для основания женского монастыря

Этот замысел Владыки были подкреплен самим Архангелом Михаилом, явившемся ему в легком сне. Архангел как-будто простирал благословляющие длани над местом будушего монастыря. Через несколько  лет появилась и монастырская икона, изображавшая это видение Владыки и названная в честь него — «Покров Архангела Михаила».

В июне 1995 года Владыка назначает сначала строительницей, а затем и исполняющей обязанности настоятельницы будущей обители инокиню Марину (Митропольскую М.Г. —  в настоящее время игуменья Магдалина). С этого времени началось активное строительство новой обители в честь Михаила Архангела.

Первый маленький дом был построен за 4 месяца из старого сруба для того, чтобы можно было ночевать на территории монастыря. Сейчас монастырь имеет уже одиннадцать жилых зданий, среди которых — большая благоустроенная гостиница для паломниц.

Монастырь расположен на холме и, как полуостров, с трех сторон окружен оврагом, многочисленные источники которого заполняют монастырский пруд.

С юго-западной стороны оврага к ручью спускаются монастырские сады и виноградник. Тамже расположен монастырский пчельник павильонного типа.

Постоянные ветры на этой территории мешали росту растений и ранее пустынное место было засажено елями, соснами и каштанами. С появлением деревьев появились и птицы: соловьи, скворцы, трясогузки, ласточки, малиновки, белые совы и др. Прилетают даже куропатки, а над прудом кружит цапля, тогда как раньше не видно было даже воробьев.

Внизу на источнике поставили изящную купальню в честь Архангела Михаила, в которую погружаются для оздоровления. Вода в купели лечебная, т.к. проходит сквозь пласты голубой глины, to+4C и зимой, и летом.

Сам монастырь, как небольшая пограничная крепость, встал на краю Симбирской губернии. Рядом, в десяти километрах, начинается Татарстан, чуть подальше — Мордовия и Чувашия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: