Сергей прокудин-горский: главный фотограф российской империи

Сатка. по маршруту прокудина-горского |

Империя в цвете

Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой, и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в любой уголок России и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи. С 1907 по 1915 год, фотографируя, он объездил всю страну, прочитал много лекций, иллюстрируя их своими работами.

Фотографии Сергея Михайловича предлагают живой портрет Российской Империи накануне Первой мировой войны. Сюда входят изображения – от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России. В период своих поездок Прокудин-Горский дважды побывал на Урале. На сегодня есть более 300 фотографий, запечатлевших красоту природы Урала, его рек и гор, старинные города, железные дороги и Демидовские заводы.

Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский
Империя в цвете: Прокудин–Горский

В 1906-1908 годах он также занят популяризацией своих достижений в области цветной фотографии, участием в научных конгрессах, преподавательской и издательской работой, редактированием журнала «Фотограф-любитель».

Многие фотографии Прокудина-Горского до революции были опубликованы на почтовых открытках и в качестве иллюстраций в книгах.

Фото-энциклопедия русской жизни

Кавказ. Группа гречанок на сборе чая

Прокудин снимал около 4 лет и закончил проект к 1913 году. Всего 14 альбомов, к которым в 1916 году добавился еще один — «Мурманская железная дорога».

Чего только нет на этих фотографиях — с них смотрят на нас как две капли воды похожие друг на друга бородатые матросы русского парохода «Шексна» и безымянные туркмены, только что навьючившие своих верблюдов мешками с хлопком; пассажиры дрезины, едущей по Олонецкой железной дороге и молодые крестьянки из далекой деревушки под Вологдой; устроившие привал в степи усталые кочевники-киргизы и одетые в немыслимые халаты бухарские чиновники; реки и мосты; церковные иконостасы и чайные плантации; крепостные валы и астрономические обсерватории. Глядя на все это трудно поверить, что такие яркие, дышащие настоящей, подлинной жизнью цветные снимки могли быть сделаны сотню лет назад, однако факт остается фактом.

Эмиграция

После Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники. В марте 1918 года демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР. Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии. В августе 1918 года Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ. Там он принимает решение не возвращаться на Родину.

В сентябре 1919 года он перебрался из Норвегии в Англию, а с 1921 года и до самой смерти Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-1925 года из России перебрались и члены его семьи. В эмиграции, приехав в Париж, Сергей Михайлович вместе со своими сыновьями, унаследовавшими профессию отца, и с дочерью Екатериной организуют фотоателье, которое по имени его младшей дочери от второго брака называют «Ёлка».

В начале 30-х годов Прокудин-Горский отошел от дел в фотоателье и занялся просветительской деятельностью и популяризацией цветной фотографии. Фотохудожник выступает перед русской молодежью в Париже — на ежегодных детских праздниках, в Русской академической группе, в патриотическом объединении «Русский Сокол». Он читает лекции с показами фотографий из своей коллекции — «Образы России», «Россия в картинах», «Центральная Россия».

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 года в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Знаменитая коллекция

А что же стало с его знаменитой коллекцией? Согласно запискам самого Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части из Советской России. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор не известно. Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 году, когда начался её показ соотечественникам-эмигрантам. В 1932 году была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила. Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. По всей видимости, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за банального отсутствия необходимых средств. А в 1948 году уникальные изображения России, сделанные на стеклянных негативах, были проданы наследниками Прокудина-Горского Библиотеке Конгресса США за 5000$.

В 2001 году все 1902 тройных стеклянных негатива из коллекции Прокудина-Горского были отсканированы. В результате применения нового процесса цифровой хроматографии получены качественные яркие цветные изображения. Кроме того, на сайте находятся сканы 2448 чёрно-белых отпечатков страниц контрольных альбомов Прокудина-Горского. Фотографии из этих альбомов, для которых нет стеклянных негативов, отсканированные с высоким разрешением и увеличением, также размещены для просмотра на сайте Библиотеки Конгресса США.

10Мурманская железная дорога

Летом 1916 года официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновилась. Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию — сфотографировал недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Фотограф проехал по Олонецкой дороге — от Званки до Петрозаводска — и завершенному к этому времени участку Мурманской дороги, соединявшемуся через Олонецкую дорогу с Санкт-Петербургом, — от Петрозаводска до Кеми. Оттуда он направился в Соловки и сделал там прекрасные фотографии знаменитого монастыря.

Петрозаводск. Общий вид с железной дороги (Олонецкой) Подъезд к ж. д. мосту через р. Лососинку около ст. Петрозаводск Мурманской ж. д. На дрезине у Петрозаводска по Мурманской железной дороге (справа сидит сам Прокудин-Горский) Железнодорожный мост через реку Шую Выемка около деревни Лосось-Губа Соловецкий монастырь Соловецкий монастырь

Фотография первообраза Смоленской иконы Божией Матери

По преданию, первообраз знаменитой Смоленской иконы Божией Матери был написан евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Девы Марии, то есть, до 45 года нашей эры. Свое «русское» название образ получил в 1101 году, когда Владимир Мономах поместил чудотворную икону в выстроенный специально для нее Успенский собор в Смоленске. Первообраз иконы хранился в соборе вплоть до 1941 года и исчез оттуда после захвата города немецкими войсками. Сегодня в Успенском соборе Смоленска хранится список чудотворной иконы, сделанный в XVI веке.

А единственный фотографический снимок первообраза Смоленской иконы кисти евангелиста Луки был сделан — совершенно верно — Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в рамках его визита в Смоленск в 1912 году.

Цветные фотографии Прокудина-Горского

Русские крестьянки, Кириллов, 1909 С 1897-го Сергей Михайлович начал докладывать руководству Императорского Русского Технического общества о новейших разработках мирового и русского фотоискусства. Многочисленные подробные доклады, статьи, книги и, разумеется, цветные фото царской России – благодаря этим достижениям имя Прокудина-Горского навсегда вошло в историю. Неудивительно, что авторитетный специалист сумел встретиться с монархом и заручиться императорской поддержкой для реализации эпического проекта Цвет нации — запечатлеть для истории жизнь огромного государства. Правительство организовало для фотомастера специальный железнодорожный вагон, оснащенный всеми необходимым материалами для амбициозного проекта, и Сергей Прокудин-Горский отправился в дорогу, где были сделаны следующие исторические кадры.

Алим Хан, Эмир Бухары, 1911

Крестьянское семейство деревни Графовка, Азербайджан, 1905

Туркмен и гружённый верблюд, Центральная Азия, 1905

Железнодорожный мост через реку Кама, 1906

Текстильное производство, Байрамали, 1911

Дрезина возле Петрозаводской железнодорожной станции

Плоты из бревен возле Шлиссельбурга

Азиатская тюрьма, Бухара, 1907 Интересные статьи

  1. Лучшие фильмы 90-х годов, которые стоит пересмотреть заново
  2. Титаник — реальные интересные факты о крушении известного корабля
  3. Чернобыль до аварии: фото города Припять до взрыва на АЭС
  4. Как узнать художника по стилю картины

Строительство дамбы на реке Ока, 1912

Мечеть в Бухаре, 1911

Вид на Тбилиси, 1900

Семейная пара, Дагестан, 1904]

Кальянщик, 1905

Мельницы, Тобольск, 1912

Вид на Суздаль через реку Камянка, 1912

Собор Святого Николая в Можайске, 1912

Работницы на сборке чая, 1908

Башкирская женщина в национальном костюме, 1910

Дагестанец в национальном костюме, 1904

Деревня Колчедан, Уральские горы, 1912

Торговец тканями, Самарканд, 1914

Торговец фруктами, Самарканд, 1914

Кавказ

Монастырь Нило-Столобенская пустынь, Тверь, 1910

Разработка трёхсекционного диапроектора

Снимать цветные фотографии с помощью технологии цветоделения западные фотоноваторы начали в середине девятнадцатого века. Революционный научный метод заключался в том, чтобы по очереди снимать объект через три цветовых светофильтра – красный, синий, зеленый. Далее с помощью 3-секционного слайд-проектора три негатива одновременно проецировались на экран, выдавая эффект разноцветного изображения. Российский ученый следовал методу, изобретенному Максвеллом в 1855-м, но у революционной технологии присутствовало слабое звено в виде сложности получения красной и зеленой составляющих спектра. Каждый фотомастер разрабатывал собственную формулу сенсибилизации фотопластины и Горский достиг в данном предприятии значительного прогресса. Авторская технология сенсибилизации фотоэмульсии представляла собой более качественную формулу, если сравнивать с западными коллегами, благодаря чему фотоработы Прокудина-Горского часто брали главные призы мировых фестивалей. До самой смерти великий фотограф улучшал технику собственного фотопроизводства, получая очередные патенты и повышая качество собственных трудов.

Алексей Греков и «художественная кабина»

История фотосъемки в России продолжалась, и следующим свой вклад в ее развитие внес Алексей Греков. Московский изобретатель и гравер, он первым из русских мастеров фотографии овладел и калотипией, и дагерротипией. И если вы зададите вопрос о том, какими были первые фотоаппараты в России, то именно изобретение Грекова, «художественную комнату», можно считать таковым.

Первый фотоаппарат, созданный им в 1840 году, позволял сделать качественные, с хорошей резкостью портретные фотоснимки, что не удавалось многим пытавшимся этого добиться фотографам. Греков придумал кресло со специальными удобными подушечками, которые поддерживали голову фотографируемого, позволяя ему не устать за время долгого сидения и сохранять неподвижное положение. А быть неподвижным человеку в кресле приходилось долго: 23 минуты на ярком солнце, а в пасмурный день – все 45.

Мастера фотографии Грекова принято считать первым в России фотохудожником-портретистом. Добиться прекрасных портретных фотоснимков ему помогало и изобретенное им фотоустройство, состоящее из деревянной камеры, в которую не проникал свет. Но при этом коробки могли выдвигаться одна из другой и возвращаться на место. У внешней коробки на передней ее части он прикрепил линзу, представлявшую собой объектив. Во внутренней коробке находилась пластина, чувствительная к свету. Меняя расстояние между коробками, то есть двигая их одну из другой или наоборот, можно было добиться необходимой резкости снимка.

Развитие фотоискусства в России

Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник», журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные.

Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе.

В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».

Роль российских мастеров, фотохудожников, изобретателей в деле развития фотоискусства велика и занимает достойное место в мировой истории фотографии.

Вагон-лаборатория, «Форд» для поездок по горам и другие привилегии Прокудина-Горского

Прокудин-Горский у реки в Грузии

Представив идею своего грандиозного проекта Николаю II, Прокудин-Горский получил от монарха не просто “спасибо”, а вполне реальную помощь.
Для путешествий по России фотографу был предоставлен специально оборудованный железнодорожный вагон, служивший одновременно и транспортным средством, и гостиничным номером, и оснащенной всем необходимым фотолабораторией, в которой можно было проявлять и печатать сделанные за день снимки.

Для работы на водных путях Николай II выделил Прокудину небольшой пароход и моторную лодку; для удобства передвижения в районе Уральских гор и за ними — в задачу Прокудина входила съемка всех территорий Российской империи — автомобиль Ford; для беспрепятственного проникновения в места, где не помогут ни вагон, ни пароход, ни редкий по тем временам немецкий автомобиль — царский документ, предписывающий чиновникам помогать предъявителю всем, чем возможно.

Несмотря на то, что непосредственно съемочный процесс Прокудин-Горский оплачивал из своего кармана, царская помощь все же принесла проекту ощутимую пользу.

Появление фотографии

В IV веке до нашей эры Аристотель, знаменитый ученый из Древней Греции, заметил любопытный факт: свет, который просачивался через небольшую дырочку в ставне окна, повторял тенями на стене виднеющийся за окном пейзаж.

Далее в трактатах ученых из арабских стран начинает упоминаться словосочетание camera obscura, буквально означающее «темная комната». Это оказалось приспособление в виде ящика с отверстием спереди, при помощи которого стало возможным срисовывать натюрморты и пейзажи. Позже ящик усовершенствовали, снабдив двигающимися половинками и линзой, что сделало возможным фокусацию на картинке.

Благодаря новым возможностям, картинки стали намного ярче, а прибор получил название «светлой комнаты», то есть camera lucina. Такие нехитрые технологии позволили нам узнать, как выглядел Архангельск в середине XVII столетия. С их помощью была снята перспектива города, отличающаяся точностью.

Первое знакомство с искусством фотографии в России

История русской фотографии продолжается уже более, чем полтора века. И история эта полна разных событий и интересных фактов. Благодаря людям, открывшим для нашей страны искусство фотографии, мы можем видеть Россию сквозь призму времени такой, какой она была много лет назад.

История фотографии в России начинается с 1839 года. Именно тогда член Академии Наук России И. Гамель поехал в Великобританию, где и познакомился с методом калотипии, подробно его изучив. После чего выслал подробное описание. Так и были получены первые фотографии, сделанные способом калотипии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук в количестве 12 штук. На снимках имеется подпись изобретателя метода, Талбота.

После этого во Франции происходит знакомство Гамеля с Дагером, под руководством которого он собственноручно делает несколько снимков. Академией Наук в сентябре 1841 года было получено письмо от Гамеля, в котором, согласно его слов, находилась первая выполненная с натуры фотография. На сделанном в Париже фотоснимке – женская фигура.

После этого фотоискусство в России начало набирать обороты, стремительно развиваясь. Между XIX и XX столетиями фотографы из России начали на общих правах принимать участие в фотовыставках и салонах международного класса, на которых получали престижные награды и премии, имели членство в соответствующих сообществах.

Биография[править | править код]

Сергей Михайлович Прокудин-Горский провёл своё детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Вернувшись в Россию в середине 90-х годов XIX века, женился на Анне Александровне Лавровой (—) — дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

2 августа года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».

13 декабря года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии , а в году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового красочного вещества делал бромо-серебрянную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В мае года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал цветной фотографический портрет Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны сделанные им фотографии Шаляпина и царской семьи.

30 мая года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 году получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю..

Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются.

С. М. Прокудин-Горский. Храм св. Николая в Можайске

В — годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносьёмки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года стал профессором учреждённого А. В. Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Вклад Сергея Левицкого

Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе.

Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.

Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.

Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.

Уникальная технология

В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Сергей Михайлович задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Этот проект казался очень смелым, конечной его целью было ознакомление жителей России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи «оптических цветных проекций». Для того чтобы делать цветные фотографии, Прокудин-Горский разработал свою собственную уникальную технологию.

Она заключалась в том, что один и тот же объект фотографировался в черно-белом варианте и через три специальных светофильтра. Сначала ставился синий, затем зеленый и, наконец, красный. Получившиеся изображения переводились на стеклянные пластины, а для их демонстрации использовались три проектора, в каждый из которых устанавливалось по аналогичному фильтру. В результате три проецируемых картинки совмещались, и получалось полноцветное изображение. Известно, что свой проектор Прокудин-Горский сконструировал самостоятельно.

Для фотосъёмки он использовал фотокамеру, которую создал в 1901 году один из пионеров цветной фотографии немецкий фотограф Адольф Мите, с которым Сергей Михайлович много общался во время своего пребывания в Германии и под его непосредственным руководством, в 1902 году, проходил обучение, в течение полутора месяцев, в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге.

Этапы развития фотографии

В XIX веке Жозефом Ньепсом был придуман способ фотографирования, названный им гелиогравюрой. Съемка данным методом происходила при ярком солнце и продолжалась до 8 часов. Суть его заключалась в следующем:

• Бралась металлическая пластина, которую покрывали битумным лаком.

• Пластина находилась под непосредственным воздействием яркого света, из-за которого лак не растворялся. Но процесс этот был неоднородным и зависел от силы освещения на каждом из участков.

• Далее пластину обрабатывали растворителем.

• После травили кислотой.

В результате всех манипуляций возникала рельефная, гравированная картина на пластине. Следующим значимым этапом в развитии фотографии стал дагерротип. Название свое способ получил от имени своего изобретателя, Луи Жака Манде Дагера, который смог получить изображение на серебряной пластине, обработанной йодными парами.

Следующим методом была калотипия, придуманная Генри Талботом. Достоинством способа была возможность делать копии одного изображения, которое, в свою очередь, воспроизводилось на бумаге, пропитанной солью серебра.

Неудачная съемка солнечного затмения и что из этого вышло

На фото — наблюдение за солнечным затмением в январе 1907 года.

В 1907 году Прокудин-Горский впервые посетил Туркестан. Целью поездки была съемка полного солнечного затмения, случившегося 14 января. Из-за сильной облачности и специфических погодных условий сделать качественной фотографии так и не удалось, однако в рамках этого путешествия Прокудин-Горский сумел сфотографировать импровизированную астрономическую обсерваторию, организованную на открытом воздухе в горах Тянь-Шаня специально для наблюдения за затмением, а также сделать немало цветных фотографий Самарканда и Бухары.

Фотограф царя Николая II

Автопортрет Прокудина-Горского, 1912 В конце девятнадцатого столетия Сергей-Прокудин Горский уже был известен и даже знаменит в отечественной ученой среде, где фотограф отметился многочисленными докладами и техническими исследованиями на тему фотографического искусства, а также публикацией нескольких тематических книг. В общем, на момент встречи с российским императором Прокудин-Горский был главным авторитетом в области фото России начала 20 века. 3 мая 1909 исследователь получил приглашение посетить Александровский дворец, что расположен в Царском Селе, и представить Николаю Второму и семье русского монарха последние достижения и результаты фотографических экспериментов. Романовы были потрясены увиденным зрелищем и не отпускали мастера до позднего вечера, требуя новых фотокадров и подробных объяснений касательно новаторского искусства. Романовы очень заинтересовались фотоискусством и в последующие годы вплоть до самого расстрела будут активно позировать камерам, оставив после себя громадный архив фотографий царской семьи, лучшие из которых доступны на Историке. Императорскую чету снимали другие фотографы, а вот Сергей Михайлович отправился в долгое транснациональное путешествие, получив правительственный заказ и высочайшее одобрение мегапроекта «Цвет нации».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: