Картина панно рисунок фоторепортаж рисование и живопись этнографика с юрием лисовским бумага

Юрий лисовский презентовал многослойный художественный альбом о времени « бнк

Юрий Лисовский отправил сыктывкарцев в путешествие по архаической дороге

Известный художник- этнофутурист празднует 55-летие. За годы работы он не растерял актуальности и заявляет, что готов переходить к новым форматам творчества. Что увидели посетители экспозиции «Архаическая дорога» в Национальном музее Коми — в материале БНК.

Фото Сергея Паршукова

Юрия Лисовского называют основоположником этнофутуризма в живописи Коми и даже России. Его первая выставка, где он представил свой особый взгляд на традиционную коми культуру, прошла в 1994 году. С тех пор прошло много времени, было организовано множество экспозиций, в том числе за рубежом.

Юбилей он отметил двумя выставками — первой фотографической «Состояние+» и более традиционной графической «Архаическая дорога». С 55-летием его пришли поздравить не только коллеги по цеху, но и представители власти Коми — сенатор Валерий Марков, от Госсовета республики — Надежда Дорофеева и Валентина Жиделева, от минкульта региона — Константин Баранов.

Имя этнофутуриста Юрия Лисовского стало узнаваемым, а его стиль с непосредственной манерой рисунка невозможно повторить. Мотивы и тематика графики остались неизменными и до сих пор проистекают из мифологии коми народа.

Первой у входа в зал гостей выставки встречает одна из самых известных работ — «Сотворение мира», где утка-прародительница вылетает из первозданного океана. Этот образ, как и лося, рыбы и медведя — один из самых частотных у Юрия Лисовского. В традиционной культуре коми народа эти существа имели и имеют особое значение, поэтому и нашли свое отражение в работах этнофутуриста.

Юрий Лисовский предпочитает простоту в своих картинах: рисует обычно тушью на бумаге, иногда прибегает к акрилу. Все картины черно-белые с редкими, но точными вкраплениями золотого. В манере письма есть какая-то детскость: сам художник считает, что каждый ребенок может освоить живопись. Плавные и аккуратные, зачастую даже не прерывающиеся линии создают орнамент, а иногда и рисунок в рисунке — например, «Утка, несущая жизнь, буквально изнутри заполнена фигурами лосей.

Собранные на «Архаической дороге» картины были созданы в течение последних пяти лет, рассказал БНК Юрий Лисовский. Две из них выбиваются из общей атмосферы — «Сон-река» и «Сон снов». Линии резче, практически не переплетаются, внезапно появляется красный цвет. Как пояснил художник, это своеобразный эксперимент, попытка попробовать себя в чем-то новом. Весьма удачная, судя по реакции посетителей, которые непременно останавливались воле картин и обсуждали их.

В беседе с БНК художник заметил, что готов идти дальше, к другим форматам. Прежде всего это касается размера работ — Юрий Лисовский планирует сделать их масштабнее. Первые примеры уже можно было найти на выставке- это, например, «Битва за архаическую рыбу», где гармонично уложены образы древней рыбы, медведей с копьями, один из которых на самом деле человек и других животных-символов традиционной культуры. Шагнул в выставке художник и за пределы полотен.

В зале есть уголок со «сказочной рыбой» из дерева. Объект должен был стать частью экспозиции: слабовидящие или слепые люди таким образом могли бы прикоснуться к картинам и понять их содержание. Но в ходе обустройства выставки было решено сделать из нее интерактив: к «рыбе» прикладывается листок, закрашивается мелком, а получается небольшая открытка.

Вернисаж Юрия Лисовского «Архаичная дорога» открыт в Выставочном зале Национального музея Коми. 0+

Юрий Лисовский: выставочные проекты

  • 1991–1993 — выставки объединения «Форма», дом творчества «Серпас», г. Сыктывкар
  • 1993 — выставка в программе съезда МАФУН, г. Ижевск, Удмуртия
  • 1994 — выставка в программе 1-го этнофутуристического фестиваля, г. Тарту, Эстония
  • 1994 — 1-я Международная выставка финно-угорских художников, Художественный музей, г. Сыктывкар
  • 1997 — 1-я персональная выставка, Финно-угорский центр Республики Коми, г. Сыктывкар
  • 1999 — выставка финно-угорских художников в программе этнофутуристического фестиваля, г. Козьмодемьянск, Мари Эл
  • 2000 — международная финно-угорская выставка «UGRICULTURE 2000», г. Хель-синки, Финляндия
  • 2000-2005 — выставки финно-угорских художников в программах этнофутурис-тических фестивалей, г. Ижевск, Удмуртия
  • 2001 — выставка художников республик Коми и Удмуртия в программе между-народной театральной олимпиады, г. Москва
  • 2002 — выставка «Этноспонтанность», выставочный зал Союза художников Рес-публики Коми, г. Сыктывкар (совместно с П.Г. Микушевым)
  • 2003 — выставка «Грибное сияние», Национальная галерея Республики Коми, г. Сыктывкар
  • 2003 — арт-проект «Передвижная этнофутуристическая выставка» по Республике Коми (совместно с П.Г. Микушевым, В.Г. Осташовой, И.В. Федосовой)
  • 2006 — этнофутуристическая выставка «Верба цветёт», г. Саранск, Мордовия
  • 2007 — арт-проект «Открытие света», Национальная галерея Республики Коми, г. Сыктывкар (совместно с П. Микушевым)
  • 2007 — персональная выставка, Национальный музей Республики Коми, г. Сыктывкар
  • 2008 — выставка «На север через северо-восток: Континентальное подсознание», Художественный музей KUMU, г. Таллинн, Эстония
  • 2008 — выставка «Кад-изки» в рамках фестиваля KAMWA , г. Пермь
  • 2010 — Всероссийская художественная выставка «Арт – Пермь», г. Пермь
  • 2011 — Всероссийская художественная выставка «Арт – Пермь», г. Пермь
  • 2012 — совместная выставка «Три мира» с П.Г. Микушевым (г. Сыктывкар) и С.К. Тот (г. Будапешт), г. Петрозаводск
  • 2012 — Всероссийская выставка «Россия — Родина моя», г. Саранск
  • 2012 — совместная выставка «Берег северных снов» с П.Г. Микушевым, В.Г. Ос-ташовой, «Галерея Прогресса», г. Киров
  • 2013 — выставка «Постижение» в рамках фестиваля KAMWA , г. Пермь
  • 2013 — XI межрегиональная художественная выставка «Российский Север», г. Сыктывкар
  • 2014 — персональная выставка «Постижение», г. Сыктывкар
  • 2014-2017— участник выставочного пленера «Клюква» г. Сыктывкар

От экспертизы отказались

В сыктывкарском городском суде Юрий Лисовский, подтверждая свою правоту, представил рисунки, буклеты с картиной, книгу Жакова с иллюстрациями своих работ.

«Сотворение мира» Юрия Лисовского. Фото: личный архив

«Судья предложила провести независимую экспертизу работ, но ответчик отказался, — отмечает Юрий Лисовский. – Тем самым косвенно признав свою неправоту».

Корреспондент «АиФ-Коми» решил провести свою экспертизу и попросили художника и дизайнера Елену Макарову сравнить упаковку под две бутылки алкоголя и работу Юрия Лисовского. Оговоримся, что она ранее не видела ни того, ни другого.

«В мире всего семь цветов и семь нот, — отметила Елена Макарова. — А в работе дизайнера всегда важна насмотренность. И есть вероятность, что твоя гениальная идея была уже кем-то использована и реализована. Да и просто размышляя на одни и те же темы, нескольким творцам может прийти схожее решение. Мое личное мнение: копируй усовершенствуя, изменяй улучшая или придавая совершенно другой смысл, вноси что-то свое. К сожалению, в этой упаковке — почти 100% плагиат. В работе «Сотворение мира» каждый крупный элемент прорисован, как отдельное произведение: много деталей, фактур, наполнения. Из этих элементов как раз и создан мир. Дизайнер один в один перенёс эти элементы на упаковку, ничего не изменив, разве что расположил их на свой вкус».

Статья по теме

Северное сияние и Маньпупунёр: что турист обязан увидеть в Коми

В итоге Сыктывкарский горсуд встал на сторону художника, обязав ЛВЗ выплатить Лисовскому 90 тысяч рублей компенсации за авторских прав и 25 тысяч рублей компенсации морального вреда. Ликеро-водочный завод не согласился с этим решением и направил жалобу в суд второй инстанции. В январе дело рассмотрел Верховный суд Коми, который оставил решение горсуда без изменений.

В целом я доволен решением суда, — прокомментировал нам вердикт Лисовский. – И дело здесь даже не в деньгах. Возник прецедент, которым художники в дальнейшем смогут воспользоваться. При нарушении их прав они будут ссылаться на это решение. И я уверен, что многие художники скажут мне спасибо. Ещё один важный момент: во время спора с СЛВЗ ко мне обратились представители нескольких компаний, ранее использовавших в своей продукции мои работы. Они извинились и сказали, что готовы оплатить авторские права

Очень важно, чтобы люди осознали, что художникам нужно платить за их труд. Мы покупаем краски, холсты, тратим время

Ищем вдохновение, а наши работы просто так берут.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: