Агавайрем марийский национальный праздник доклад

Когда у марийцев троица?

Марийский национальный праздник агавайрем

В Башкортостане после завершения посевных работ порайонно отмечается праздник Сабантуй. В переводе с татарского сабан — плуг, туй — празник, свадьба. Место проведения сабантуя называется майдан. Чаще всего это ложбина, луг, поляна, удобные для проведения состязаний, имеющие ровные, хорошо просматриваемые площадки, окруженные деревьями, кустарником. Средства для проведения сабантуя собираются у населения, так молодушки (незамужние) вышивают полотенца.

Собранные подарки от населения крепили на шест. Самое красивое полотенце расположено на самом верху. Подарки для победителей распределяли заранее. Полотенца вывешивались на шесте по красоте, качеству исполнения: самое лучшее красовалось на самом верху шеста, ниже — чуть похуже. На особых шестах выставляются полотенца и другие подарки, предназначенные для одаривания победителей скачек, победителей и участников бега и других состязаний.

В марийской интерпретации праздник называется Агавайрем. Ага-плуг, Пайрем-праздник, дословно – праздник плуга. Отмечается этот день еще до начала посевных работ в первых числах мая. Со временем, праздник Агавайрем отмечают одновременно с сабантуйем. Многие уже забыли про само название Агавайрем, или Ага пайрем.

День праздника Агавайрем назначают заранее и ожидают как великоторжественный праздник, готовят пиво, мед, вино. Чуть свет топят баню, моются, одевают чистую одежду. Женщины пекут праздничные блюда. К полудню все выходят на поле и выносят с собой угощенье. Все принесенные кушанья ставят по порядку. Церемонией руководит карт, проводит моление, просит благополучия, здоровья, хорошего урожая, приплода скота. По окончании молитвы — угощение.

Если между пришедшими на праздник есть молодушки, вышедшие замуж после прошлогоднего Агавайрем, то они подходят одна за другой к «картам», подносят к старшему из них ковш пива и 2 яйца. Он берет яйца и кладет в кучу, а вместо их дает другие и говорит свое благословение.

После угощений — состязания в беге. Прибежавшему первым, карт дает полотенце и 10 яиц, вторым — полотенце и 5 яиц и т.д.

В день Агавайрем устраивают соревнования: бег на лошадях, борьба, лазание на шест, песни, пляски, соревнование костюмов и пр.

После состязаний все идут в деревню, где ходят из дома в дом, говорят благопожелания: «. дом ваш да будет богат, да будет в семействе вашем прибыль, да будет в хлебе вашем прибыль. «, поют песни, пляшут. А в это время парни на гумне играют в яйца, сбивая их мячиками. Есть поверье, если играют в яйца, то зерна посеянного хлеба будут полны как яйца.

Земледельческий праздник Агавайрем характерен и для других нерусских народов. У мордвы это кереть озкс, акатуй — у чуваш, у татар и башкир — сабантуй, у удмуртов — акаяшка.

Источник статьи: http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem

Обряды.

В содержание праздника входят аграрно-магические обряды и коллективное моление с жертвоприношением из блинов, яиц и пива, народные увеселения. Моление проходит поэтапно — в рамках одной деревни, группы деревень и территории (мирское моление).

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, прежде в большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема. Вдень праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

На моление в рощу Агавайрема или в специально отведенное место шелык выходят в нарядной одежде. Во время моления, обращаясь к богу праздника Агавайрем юмо и божествам сил природы, молящиеся во главе с картом просят у них плодородия полей, хорошей погоды для своевременного проведения весенне-полевых работ, предохранения будущего урожая от бурь и града, от вредителей, благополучия и счастья всем присутствующим.

После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям в беге, конных скачках, совершаемых после моления, вручаются вышитые полотенца и яйца. Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой, звуки которой якобы способствовали росту и увеличению урожая.

Восточные марийцы во время Агавайрема проводили в прошлом обряд изгнания злых сил сурем мужо, очищая свои жилища, селение.

На второй день праздника проводили подворный обход домов с молитвой и угощением пива. Молодежь играла в традиционные игры «Солык пуэн» (Давая полотенце), «Вуд йоген» (Ручеек) и т.д. Характерными для праздника являлись качания на качелях, игры возле источников воды.

В праздничные дни соблюдались запреты, нельзя было красить нитки, стирать белье, устраивать шум.

Агавайрем – “марийский Великдень”

Народ мари проживает за 700 км от Москвы. Это как по прямой от Бреста до Смоленска. Или как от Вильнюса до Киева. Марийцы гордятся собственной историей, у них своя языческая религия.

Про “марийский Великдень” – праздник Агавайрем. Про крашеные яйца, ритуальные качели и святое дерево – пишет Иван Богомолов, Йошкар-Ола, для “Свайксты”.

Дым жертвенного костра вознёсся к высшим силам Природы

Представители марийской общественной организации “Марий ушем” и Молодёжной школы традиционной религии “Юмарий” 29-го мая в Дубовой роще Йошкар-Олы провели традиционный праздник Агавайрем.

Агавайрем – языческий праздник народа мари. “Ага” – означает пространство, “Вайрем” – творение. День Творения Всевышнего в создании Земной жизни.

Марийская философия связывает все происходящие силы с Ветром, с Облаком, с Водой. Они находятся в непрерывном движении за счет Творца. Всевышний создатель для этого использует силы светлого Солнца, Звездного мира и Луны. В своих объятиях является держателем благоденствия всех живых существ на космическом пространстве.

Марийский жрец встречает паломников

Праздничные языческие богослужения проводят после весенне-полевых работ как завершающий цикл весенних молений. Это древний земледельческий праздник, посвящен божествам плодородия, земли и силам природы.

Верующие Марийской традиционной религии собираются в молитвенных рощах Агавайрем кӱсото, молятся, приносят дары Агавайрем Юмо – богам и духам земли, плодородия, силам природы, просят их, чтобы они ниспослали земледельцам богатый урожай, хорошую погоду, защиту от природных катаклизмов, предохранения будущего урожая от бурь и града, здоровье и приплод для скота.

На праздник марийцы приносят приготовленные ритуальные блюда, обрядовые: блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, квас. Перед началом религиозного обряда, расстелив полотенца, ставят на окуренные дымом ветки возле мирового дерева “Онапу”. Крашеные яйца, как символ начала жизни, считаются обязательными в праздничной обрядности Агавайрема.

Подношения Агавайрем Юмо

Руководитель моления карт – жрец и все присутствующие становятся в ряд лицом на юго-восток. Начинается подготовка к жертвоприношению принесённых блюд. Для этого разводят костёр, рядом ставят ковшик с квасом, в огонь бросают кусочки от всей выпечки.

Кусочки жертвенной выпечки жрецы подносят Тул-Ава Юмо (Духу огня)

После обращения к божеству праздника Агавайрем Юмо, молящиеся во главе с картом, завершают обряд коллективной трапезой. Карт произносит благодарственную молитву, затем все обходят три раза вокруг костра.

После моления устраиваются различные магические действия с яйцами, почитаемыми как символ плодородия. Их дарят молодушкам, чтобы имели много детей, зарывают в поле, надеясь получить зерна крупными, как яйца. Дети играют, катая яйца по лубу, бросают через деревья с целью воздействия на урожайность полей. Победителям игр, после завершения моления, вручаются вышитые полотенца и яйца.

Состязались в меткости стрельбы, в беге, в бросании кряжа

Некогда старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой – шувыром, звуки которого способствовали росту и увеличению урожая. Характерными для праздника являлись различные игры возле источников воды, качания на качелях.

В этом году в республике Марий Эл и других регионах России, где проживают марийцы, Агавайрем начали праздновать с 28 мая. Завершится 25 июня в марийской столица Йошкар-Оле – Праздником цветов – “Пеледыш пайрем”.

Праздничные качели под раскидистым дубом. Фотографии – Ивана Богомолова

Иван Богомолов – художник
(Международный творческий союз художников, г.Москва)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: