Татары в марий эл: история деревни тат-чодраял

Первая мечеть

Большой проблемой для селения было открытие собственной мечети, поскольку нужно было получить специальное разрешение сперва в волостном, а потом в губернском центре. Царские власти специально проводили политику, которая ограничивало распространение ислама среди поволжских народов. Одним из элементов этой политики было то, что деревенский мулла не мог иметь свой земельный надел, то есть, его должны были содержать остальные селяне. Поэтому небольшие аулы не могли иметь мечети, так как у крестьян не было средств на содержание мечети и священнослужителя (а также его семьи). В этот период жители деревни обычно приглашали муллу из более богатого села, или же пользовались услугами бродячих мусульманских проповедников, которые периодически путешествовали вдоль Алатской дороги, и всегда тепло принимались среди татарского населения Марийского края.  

Фото:  Хамидуллин Динарт

Наконец, когда деревня стала побогаче, удалось в 1880-х годах открыть в Чодраяле первую деревянную мечеть. Первым муллой стал Ибрагимов Галиам, он служил в селе до своей смерти – до 1928 года. Еще до революции при мечети действовало небольшое медресе, где сельских ребятишек обучали основам ислама, грамоте и простейшей арифметике. После 1928 года муллой стал сын Галиама – Газиз, под его руководством была построена новая деревянная мечеть. Однако из-за атеистической политики новых властей в 1935 году мечеть в селе была закрыта, а в деревянном здании открыли деревенский клуб. После этого новая мечеть в Чодраяле появилась только в августе 1998 года, уже после распада СССР.

«Клуба в деревне нет для молодежи. И молодежи уже, можно сказать, нет»

Сейчас в Новом Пижмаре проживает около шестидесяти человек, домов – примерно три десятка. По словам Айзили апа, часть домов их хозяева просто оставили, а некоторые выставлены на продажу. Только вот желающих их купить особо и нет. Молодежь в деревне не остается, потому что нет дорог. И работы тоже нет.

«Я сама выросла здесь, прожила всю жизнь. Мой муж Магфур родом из Балтасинского района Татарстана. Вместе мы воспитали двух дочерей, сына. Одна дочь в Татарстане живет, в Балтасинском районе, а вторая – в Москве. Сын Марсель со мной. Он уже тоже дедушка, есть внук. Его дочка замужем в деревне Ципья в Балтасинском районе», – рассказывает Айзиля апа.

Марсель, Айзиля и Магфур ШамсемухаметовыФото: Рифат Каюмов

По ее словам, молодежь из деревни уезжает, потому что условий никаких нет.

«Клуба в деревне нет для молодежи. И молодежи уже, можно сказать, нет. Большинство у нас тут пенсионеры. И магазина в деревне нет. Продукты три раза в неделю привозит машина, с нее покупаем. Кому-то каждую неделю дети привозят все необходимое. Если заболеем, приезжает «скорая» из Мари-Турека», – рассказывает сельчанка.

По словам ее сына Марселя, процветание деревни пришлось на 1970–1980-е годы, а после перестройки жизнь разладилась, и буквально за тридцать лет все пришло в упадок.

Процветание деревни пришлось на 1970–1980-е годы, а после перестройки село пришло в упадокФото: Рифат Каюмов

«Марий Эл раньше была богатым регионом. У нас было много леса, в магазинах полно товара. Татарстан нам завидовал. А теперь, после перестройки, уже мы завидуем Татарстану. Леса наши все вырубили. Это с трассы только кажется, что вокруг бескрайние леса, а зайдешь внутрь – строительной древесины уже трудно найти. Там уже сплошная чащоба. Колхозы распались. Работы для жителей не осталось, поэтому и молодежь уехала», – говорит он.

Соседка Шамсемухаметовых – Флера апа вырастила пятерых детей, и все они разъехались кто куда.

«Большинство молодежи устроились в Йошкар-Оле. Приезжают иногда, по выходным. В 70-х годах деревня наша процветала. У нас был клуб, были свои гармонисты, мы устраивали концерты. На наши новогодние елки приезжали из Татарстана. Почти в каждой семье по пять детей росли. Когда они все вместе шли в школу, улицы гудели! Была молочная ферма, выращивали телят. Теперь ничего этого не осталось», – говорит сельчанка.

В Новом Пижмаре, как и в других татарских деревнях, есть мечеть. Однако, по словам Флеры апа, она вот уже десять лет стоит закрытой. Нет мужчин, чтобы читать азан, объяснили нам. Имама в деревне тоже нет.

Объединение деревень и леший

Указом Президиума Верховного Совета МАССР в 1973 году деревни Мари-Чодраял и Тат-Чодраял объединяются в одну деревню с названием Тат-Чодраял (входил в состав колхоза имени Ленина).
В 2002 году в деревне Тат-Чодраял было 120 хозяйств (почти 400 человек). В личных подсобных хозяйствах содержали 119 голов крупного рогатого скота, 7 лошадей. Работают дом культуры, магазин райпо.

Фото:  Хамидуллин Динарт

Жители разговаривают на татарском и марийском языках. Татары соблюдают некоторые древние традиции, проводится праздник Сабантуй, при закладке нового дома в фундамент кладут записку с изречением из Корана, чтобы в доме был достаток. При проводах юношей в армию сохранилась традиция: печь специальные круглые хлебцы, их делили поровну, одну часть съедал молодой призывник, а другая часть сушилась и хранилась в доме родителей до возвращения солдата на Родину.

Фото:  Хамидуллин Динарт

В деревне работает двухэтажный дом культуры, при нем действует татарский фольклорный коллектив «Мирас» (Наследие), в котором участвует около десяти человек. Коллектив занимал призовые места во многих республиканских конкурсах и фестивалях, а также выступал в Татарстане и в городе Казань.

Фото:  Хамидуллин Динарт

Примерно в километре от деревни на восток есть приметный овраг, где по марийским легендам в древности жила овда (марийская ведьма), на склоне оврага осталась даже яма от её землянки. Татары же называли её албаста, и считают, что место является «нечистым» до настоящего времени. Местные жители стараются туда не заходить, мари раньше называли овраг – Овда корем (овраг овды), а татары — жан басу (давящий душу). Также с севера от деревни расположено марийское языческое святилище.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
История сел и деревень Республики Марий Эл. Моркинский район. 2006 г.
Информация из группы Тат-Чодроял ВконтактеФото: Хамидуллин Динарт.

А как же Арск?

Арская дорога располагалась по реке Казанке и по сторонам ее, расширяясь к северо-востоку. Центром Арской дороги являлся гор. Арск; видимо так было и до «Казанского взятия». Если направляться вверх по Казанке, то первым населенным пунктом ее были две деревни Кульсеитова, Бурнашева, три деревни Шапши, дер. Ямчурина и пустошь Шапша Кабиковская. Далее следует деревни Клетни, Ямашурма, Ащерма, Сосмаги, Урмат, Куркачи. За ними дер. Иски Казань, Камаева, Чурилино, Бурнаш; Урсек, Бужа, Чулпаново, Качклня и Хайван. Все эти деревни расположены по левому берегу р. Казанки до гор. Арска. На правом берегу р. Казанки Арской дороги деревни: Бимерь Мал. и Бимерь Бол., Бирюли, Айша Мал., и Айша Бол., с пустошью Арпа, деревни Ковали, Тимерчи (Чамарчи), Кишметево, Абзабар, Епанчино, с пустошью Красной, Морлы, Серда Бол. и Серда Мал. Арской же дороги были деревни Арняш (Урнашбаш), Аты Верхние, «что была у казанского Шейсупа князя» и Аты Сред., Метески Бол. и Метески Мал., деревни Мемеры, Наласы, Айша, Моллы и Тюбяк. 

По правому берегу Казанки выше г. Арска упоминаются деревни Утня, Азяк, Кырлай, Пшалым. По левому берегу реки Казанки называются деревни: Ирек, Бимеры, Казанбаш, Турнали, Кутюк, Кармыш, Метески, Казыли. По левобережному притоку р. Казанки по речке Кисьмесь можно отметить деревни Сизу, Кисмесь, Чурилино, Мурали, Бол. Муй, Мал. Муй, Масра и Корса, Тюбяк-Чекурча, Hayраз и Хозяшево. По реке Малой Меше дер. Ишей, а по р. Бол. Меше деревни Мингерь, Измя и Кутернесь. Довольно много селений отмечается по р. Шошме: дер. Каратай, Тоузар, Карадован, Нурма, Салаусь, Янгул, Бурнак, Кучук, Смаил, Турья, Ирюк и Гоньба. По р. Ошторме упоминаются дер. Байлангар, Каинсар, Аман, Ошторма, Люга, Деук. На р. Вятке часто отмечается дер. Шунь Нижняя. Кроме того к Арской же дороге отнесены марийские волости Малмыж, Кетек, Пюр, ВоштормаКукмар, и волость Кукмор. 

Вдоль Зюрейской дороги

Все селения по р. Шумбуту писцовая книга № 153 относит к Зюрейской дороге

Это мы должны принять во внимание, но все же целесообразнее считать их в составе Ногайской дороги, как и прочие перечисленные селения, расположенные в бассейнах малых притоков р. Камы по правому берегу

По р. Берсут луговые книги отмечают деревни Берсут и Кулуши. 

Всего на Ногайской дороге мы определили 149 татарских поселений, что говорит о значительной плотности населения по берегам рек Волги и Камы. 

Зюрейская дорога начиналась от г. Казани. В район этой дороги входили поселения по р. Ноксе и Киндерке, в том числе: дер. Бежболда, Тавель, Сия, Ачи, Салмачи, Енгильдеево, Сафарова, Бол. Клыки, Мал. Клыки, Самосырово, Абызазова, Кошак-Улановская пустошь, Чебакса, Бол. Естачи, Исамова, Амангозя и Мал. Естачи. Писцовая книга упоминает на Ноксе Большие и Меньшие Тебек-Коза144 . По р. Шемеле и вблизи: Агиш, Шигали Бол. и Шигали Мал., Шихазда Бол., Шихазда Мал., Кебек-Черемыш, Дертюли Бол., Дертюли Мал., Арышхазда, пустошь Абда, дер. Кулаева и пустоши Копшак и Буетырь. По р. Ушне расположены деревни: Черемша, Кишкильдеево, Елань Бол. и Елань Мал., Енасалы, Черемыш, Кадыли, Карамышево, Пестрецы Бол. и Пестрецы Мал., Иске-Юрт, Селенгуши, а несколько южнее Шали Бол. и Шали Мал. Вниз по речке Ия были деревни: Кадыш, Штырь, Ия Верхняя, Ия Средняя, пуст. Кирды Бахтина, дер. Ищи, Ия Нижняя, Мемеры Бол., Средние и Меншие. По реке Нурме на правом берегу указаны деревни: Кебеш, Сюнели, Кудаш и Кобяково и на левом: Кулсары, пуст. Ярмушевская, что была пустошь Ярмуша князя на р. Урсенове145, деревни Енасала, Сарыева, Венета, Иштерак, Ишери, Сия, Бол. Терегулово, пуст. Кукчу-Куюк, дер. Елагино, Тавель-Ходяшево, пуст. Боршло (в рукописи Воршло), дер. Ащерма Верхняя, Ащерма Нижняя, Пимери, Нурма Бол., Нурма Мал., Альведино, Юнусово, Енгурча, Отрячь, Чита и дер. Ст. Яштери. 

Вверх по речке Нырсе, прежде всего, нужно указать дер. Нырсы Варзи (Нырсывар), затем Таутермень, Толкишь (Толкияз), Шебулатово и деревни Казыли Верхние, Казыли Средние и Казыли Нижние. Далее вверх по р. Нырсе: деревни Шатки, Нырса, Карабаян, а в верховьях р. Нырсе Арняш и на сев. западе Савруши Малые и Савруши Большие. От р. Нырсы вверх по р. Меше на левом берегу деревни Шармаши, Юскокчи, Зюри, Меша, Баландыш и Корби. По правому берегу р. Меши отмечены деревни Шинар Бол., Шинар Мал., Кибяк-Кози, Тулумбаево, Ясачная, Тюлячи, Кска, Карашерма, Кукча и Балыкли. По р. Тямте указываются деревни: Бол. Кибяк-Кози, Мал. Кибяк-Кози, Трюк-Тямти, Тямти-Метески, Метески Верхние.

Был ли Лаиш городом?

На левом берегу р. Меши мы уже указали Мансурово, Агач, Тойму и Другой Укречь-Култук. Теперь продолжим перечисление поселений на левом берегу р. Меши, относящихся Ногайской же дороге. Прежде всего, надо отметить поселение Лаиш с пустошью Юлдуз. Мы не имеем достаточных данных, чтобы утверждать, что Лаиш был городом. 

Из дер. Стар. Кулчук во второй пол. XVI в. от татарской деревни образовалась дер. Новый Кулчук имевшим крепость, т.к. на Ногайском перевозе через Каму господствовала крепость Укречь-Култук; наличие этой крепости уже достаточно, чтобы отнести селение Лаиш к большому феодальному центру сельского типа с большим количеством полоняников, которые в Лаишеве так и остались жить после Казанского взятия. 

К северу от пуст. Другой Укречь находится дер. Курманакова, от нее вверх по р. Меши поместная дер. Альгазы, записанная в Семеновских книгах Нармацкого (1563 г.) за детьми феодала Нармацкого. Недалеко от этой поместной деревни были деревни служилых татар, Куюки и Нальгозя. Вверх по р. Меше в писцовой книге Д.Кикина указывается деревни Салман на р. Чашме, Каип, Дертюли на р. Каипе, Салтыки, Бима Бурначеевская и Бима Бишнякова. На р. Чирпе расположены были дер. Чирпа и Смолдеярово. На р. Буртыке известны дер. Бурты, Евлушей, Мал. Куюк и пустошь Кармачи. На р. Брыси отмечаются деревни, Булгак, Балахчея, Челмаки, Икимен, пустошь Шигали, дер. Тевкечь и старое селище Тургаево. Вблизи от них указываются деревни Ликеево, Именкеска, Кудышева, Янтык, Кабищева. Далее на восток по р. Шуранке необходимо отметить деревни Большая Елга, Малая Елга и невдалеке от них дер. Шуран, известную по карте Казанского ханства и по писцовой книге Д.Кикина. По р. Ошняку расположились деревни: Яушева, Брынка, Большой Ошняк, Ошняк Малый, Бахтиярова и Бол. Салтан, пустошь Ячи, дер. Черемша и Улылая (Алыкная) за р. Ошняком. Неподалеку от дер. Улылая упоминаются деревни Тарлы и Лиски – татарские дворцовые или ханские. 

«Каз омэсе» и «карга боткасы»

Женщины с детства воспитывались в духе трудолюбия, почитания мужчин, родителей. В гостях мужчин и женщин сажали за стол в отдельных помещениях. Священным днем у татар считалась пятница. Посещение пятничного намаза было обязательным. В этот день топили баню, стряпали, по вечерам ходили в гости. Даже в советское время пятница всегда почиталась как особенный день — җомга.

В некоторых деревнях Параньгинского района проводились гусиные посиделки в период забоя птицы осенью – «Каз омэсе». А весной праздновали «карга боткасы» — грачиная каша, а также «сбор полотенец». Во время этих праздников парни присматривают себе невест, которые могут искусно вышивать, рукодельничать, прясть и готовить национальные блюда. 

Фото: Султан Исхаков

Интересно то, что только в Параньгинском районе готовится татарское национальное блюдо «тышлы тайкмак», которого нет у татар других регионов!

В Моркинском районе Марий Эл татары компактно живут в Морках, Мамайкино, Кульбаше, Шиньше, Алмаметьево, в Татарском Чодрояле (Татчодроял), Ишли-Пичуж и в Туранче. Здесь также татары смогли сохранить свою культуру, язык и национальные традиции. Например, у кульбашских татар этнографическая экспедиция смогла обнаружить очень редкие предсвадебные и свадебные обряды, чего уже давно нет во многих районах Татарстана. В настоящее время в районе действует пять мечетей (в том числе, в районном центре). В школах села Шиньша, деревень Кульбаш, Нурумбал татарский язык изучается как предмет.   

Вдоль тракта и дружба с марийцами

Существенная часть татар переселилась в Марийский край после Казанских войн царя Ивана Грозного (вторая половина 16-го века). Именно на севере и северо-востоке от Казани располагались незаселенные территории, покрытые дремучей тайгой, где можно было укрыться от тяжелых налогов и податей, от насильственного крещения, от рекрутства и прочих повинностей. 

Как правило, татары уходили целыми селениями, и передвигались они вдоль древних трактов. Главным направлением такого переселения был Уржумский тракт (бывшая Алатская дорога), который вел из Казани в Уржум (на реке Вятка), а потом в Хлынов (ныне город Киров). По этой причине основная часть «марийских» татар расселена именно в трех восточных районах Марий Эл, более всего – в Параньгинском районе, так как он располагается на пути этого древнего тракта. 

Фото: А.А.Хафизов

Как правило, марийцы жили в этих краях очень редкими илемами, занимаясь охотой, рыболовством и бортничеством. Татары же занимали небольшие урочища, где расчищали землю от леса для земледелия и скотоводства. Поэтому два народа практически не мешали друг другу. Тем более, луговые мари были на стороне казанских татар во времена Казанских войн (горные мари были на стороне русских), поэтому переселение татар в марийский край проходило достаточно мирным путем. 

Три волны переселений

Следующие волны переселения татар были связаны с народными волнениями в 17-18 веках, особенно после восстания Пугачева. Опасаясь расправы от царских войск, татары целыми аулами уходили в лесную глушь, прячась в тайге и среди непролазных чащ. Как правило, местное начальство не мешало такой миграции, так как имело выгоду в заселении безлюдных мест, и в том, что долгое время эти деревни были «неучтенными», то есть можно было корыстно пользоваться сборами от татарского населения

При этом можно было закрыть глаза на мусульманское вероисповедание переселенцев, что было важно для самих татар. 

Татары же довольно быстро обживались на новых землях, рубили вековой лес, строили избы, расчищали поля и пастбища, осваивали лесные ремесла, занимались торговыми делами. Большая часть татарских населенных пунктов в те века входила в состав Вятской губернии (Марийская республика появилась только после Октябрьской революции). Местные татары поддерживали активные хозяйственные связи с вятскими татарами (Вятка, Уржум, Малмыж, Вятские Поляны), а также с казанскими татарами – все с помощью того же Уржумского тракта.

Третья волна татарского переселения прошла во времена голода в Поволжье в 20-х годах прошлого века, и во время массовой коллективизации, когда раскулачивали не только баев, но и середняков-крестьян. В 30-х и 40-х годах прошлого века много татар из деревень уезжали на лесные промыслы в Марийскую республику, так как тут не хватало рабочих рук, и брали людей без паспортов. В колхозах тогда была достаточно тяжелая жизнь, и многие колхозники с разными справками ехали в лесхозы и лесоучастки, устраивались на деревообрабатывающие предприятия, на торфозаготовки и т.д. Именно в эту волну приехали в Марийский край и мои родители, которые там познакомились и остались жить в поселке Красногорский Звениговского района. 

«Люди здесь никогда не были религиозными»

Зашли в соседний дом. Здесь живет Фания апа. У нее хранятся ключи от мечети. Последние десять лет мечеть стала использоваться в качестве склада для ритауальных принадлежностей – ее открывают, только когда кто-нибудь умирает и надо провести обряд омовения.

Последние десять лет мечеть стала использоваться в качестве склада для ритауальных принадлежностейФото: Рифат Каюмов 

Попасть в само здание нам удалось не сразу – последний раз замок открывали в апреле, за это время он успел заржаветь. Внутри – пыль и запущенность, и было заметно, что Фание апа неудобно показывать гостям мечеть в таком состоянии.

«Перед Курбан-байрамом пробовала позвать молодежь, чтобы помыть здесь все, навести порядок. Но никто не захотел. Здесь люди издавна не особо религиозные. Хотя есть все условия собираться, намаз читать. Раньше сельсовет на день пожилых людей приглашал стариков в мечеть, накрывал для них стол с угощениями. Сейчас и этого нет. Вот так, потихоньку, все уходит, традиции исчезают», – говорит Фания апа.

До этого в здании мечети располагалось правление колхоза. Когда колхоза не стало, мечеть использовали как начальную школу и как медпункт. Двадцать лет назад по инициативе бывшего председателя совхоза, уроженца села Шушмабаш Арского района Татарстана Рафаила Сабирова на мечети был установлен минарет.

«Люди отошли от религии, много пьющих, много распущенности, – с сожалением говорит Фания апа. – В некоторых домах самогоном торгуют, какой металлолом был в деревне – все уже разворовали и пропили. За любую работу расплачиваемся водкой. Даже если деньги дашь, все равно пропьют», – рассказывает она.

Безработица погубила деревню, говорит Фания апа. Признается, что не видит у села будущего.

Всего за тридцать лет из процветающего села Новый Пижмарь превратился в практически умирающую деревнюФото: Рифат Каюмов

«Работы для молодежи нет никакой. Наш народ был работящий, активный. После перестройки сначала здание клуба разобрали, отапливали им ферму, потом и ферму распустили. После этого большинство молодежи уехало в другие регионы», – говорит она.

Сама Фания апа 38 лет ездила на работу в соседнюю удмуртскую деревню. Была учительницей татарского языка и библиотекарем. В эту школу приезжали учиться дети из соседних татарских деревень, поэтому татарский язык дети изучали вплоть до конца 80-х годов.

«У нас не было никакой программы, методик. Занимались по материалам, которые находили в журналах «Азат хатын» (ныне «Сююмбике»), «Казан утлары», – говорит Фания апа.

На реке Иж

От дер. Батьмы к северо-востоку есть дер. Кандала. Г.Перетяткович считает, что она основана русскими крестьянами в конце XVII в. Это совсем не так. С конца XVII в. сюда действительно наблюдается большой приток русских крестьян. Это верно, но приходили они уже на давно обжитое место, где жили после Казанского взятия ясачные татары, а до 1552 года здесь было население значительно больше . 

Необходимо указать еще на один уголок бывшего Казанского уезда, который был освоен татарами, за которыми он оставался и после «Казанского взятия», это на р. Иж Терсиновская волость, которая была в вотчинном владении Ишкея Мурзы князя Багишева сына Яушева да Карамаметя мурзы Доскеева сына Яушева. Эти данные мы имеем из переписной книги 7154 (1646 г.). Но так как эти владения представляют собой вотчину Яушевых, то древность возникновения ее восходит к той половине, когда определилась уже лояльная государева служба Яушевых и дала многозначительный результат. Немного сомнений в том, что вотчинные права на Терсинскую волость после 1552 г. основывались на традициях вотчинных порядков, существовавших до «Казанского взятия». Самым крупным селением этой волости была дер. Терся, имевшая татарского населения около 40 дворов и более 130 душ мужского населения в половине XVII века. 

Татарский район Марийской республики

Как указано выше, более всего татарских селений в Параньгинском районе: это пос. Параньга, Портянур, Алашайка, Ирнур, Портчара, Куянково, Хасаново и т.д. Татарские деревни явно отличаются от русских и марийских – порядком, чистотой и ухоженностью. Ровные заборы, крашенные палисадники и ворота, крытые железом крыши. В начале лета в районе проводится праздник Сабантуй, а в районном центре он совмещен с аналогичным марийским праздником Пеледыш пайрем!  В районе действуют восемь мечетей, в том числе, соборная в деревне Алашайка (построена в 1829 г.; памятник архитектуры). В деревне Алашайка с 2007 г. работает медресе.

Многие татары понимают и говорят на марийском языке (моя мать так хорошо освоила марийский язык, что сами марийцы считали её за свою), также и марийцы знают достаточное количество татарских слов. Отметим, что в марийском языке много тюркских заимствований – более трех сотен. Например, в марийском языке в несколько измененной форме прижились слова: мунча (баня), олма (яблоко), урем (улица), кава (небо, воздух), мамык (вата), кабушта (капуста), кишер (морковь), шайтан, кыяр (огурец), шорык (овца), кагаз (бумага), алан (поляна), арыслан (лев), начар (плохой), кевыт (магазин), карт (старик, старейшина), арака (водка), пакча (сад, огород), алга (сережки), алмаш (смена), мотор (красивый), Чолпан (планета Венера), окса (деньги), топ (мяч), тамга (клеймо), таза (здоровый), пайрем (праздник) и многие другие слова.

Татарское население восточных районов было настолько существенно, что в начале 20-х годов прошлого века тут был сперва образован Татарский район в составе МАССР, но чуть позднее его переименовали в Параньгинский район. Отдельно следует указать, что существует «параньгинский» диалект татарского языка, в нем кроме диалектов существует протяженное произношение гласных звуков (что характерно для марийцев и жителей Кировской области).

Продолжение следует

«Челлинский город»

На р. Ирге, притоке р. Ошняк, писцовые книги упоминают деревни Тулуш Шетнева, Уча, Чандырева и Чочурча. На р. Бетке расположены деревни Анатыш, Бетка, Апшейка, Янчиково (Яншихово), Байтеряково, Мекеева, Арыш и Меретяки (Мереть). На р. Салтане, притоке р. Бетки можно указать деревни Салтан Мал., Ахча, Кузебердеево, Атмас Большой, Атмас Малый и Салтаналей. Несколько восточнее устья р. Бетки упоминается дер. Урай. По р. Суше (Шуша) упоминаются деревни Урахча, Кульга, Кадибердеева, Кугарчино, Шуни, Темерлик Большой, что было село «чувашское», т.е. ясачное Кучака Атмутова с товарищами (№ 643, № 233), Енсубино, Бердыбекхан, дер. Балтачи и Ямашева.

Все как у всех татар

Татары не забывали свой родной язык, традиции и религию! Как правило, во всех крупных селениях были мечети, при них мулла или абыстай обучали сельских ребятишек грамоте и основам ислама. До революции такое обучение велось на арабском языке, преподавались основы Корана, наизусть учили основные молитвы, изучали арифметику. 
Под духовным руководством муллы проводились основные обряды: имя наречение ребенка, обрезание, никах, похоронные обряды. В среде татар разрешалось многоженство. На праздниках, свадьбах и поминках был строгий «сухой» закон, запрещалось употребление любых спиртных напитков.

Фото: А.А.Хафизов

В обыденной жизни женщины ходили обязательно в белом платке, который повязывался четырехугольником, чтобы при виде постороннего мужчины можно было прикрыть своё лицо. Мужчины носили тюбетейку. Татары-мусульмане 5 раз в сутки совершали намаз, перед молитвами проводили омовение. Ежегодно соблюдали уразу (пост). Самыми важными религиозными праздниками считались Ураза-байрам, Курбан-байрам. Национальным праздником был Сабантуй.

Традиционными блюдами «марийских» татар являлись губадия, очпочмак, суп-лапша с мясом (токмач), бялеш, перемяч, чак-чак. При приготовлении пищи хозяйка должна была одеть на правую руку серебряное кольцо.

Из традиций можно также выделить то, что каждую весну татарские избы промывались мыльным раствором. Печи в избе всегда белились, а столы застилались вышитой скатертью.

Татарские сторожа Билярска

Тем не менее, нельзя считать, что Закамье было совершенно безлюдной пустыней. В «Актах исторических» С.Мельникова, мы узнаем из челобитной 7185 (1676 г.), что и

Когда он умер татарский царь Сафаралей похоронил его, построил над ним палату каменную и велел жить у той палаты вместо сторожей татарам Барямгоске да Тюлянчику Шихкамаловым с товарищами шести человек, чтобы они палаты у той были беспрестанно и жили дворами и тое палатку стерегли. И жили они на белой земле и, живучи, всякими угодьи владели. И после де Казанского взятия он, Барямгоска с товарищами, а та де палата без строения развалилась. И по указу вел. государя тое палату построили они снова. А после их, Барямгоски, остались средники их. В том же 7185 году били челом Булярского городка пятидесятники и десятники все рядовые стрельцы о наделении их землей. Переселившись из Ахтачинского острога в Биляр для сбережения от приходу воинских людей, они заняли часть татарских земель (третье поле), что вызвало возмущение местного населения. Это было в 1654 году. 

Из-за этого был послан в Биляр Артемий Перепилицын отвести землю стрельцам, а ясачных татар поселить «на пустые на ясачные степные земли, которые есть поблизку нынешние их усадьбы»150. Следовательно, если в Билярске все время жили татары хотя бы в небольшом количестве после Казанского взятия, то тем более мы не имеем никаких оснований считать, что в Биляре никого не было до Казанского взятия. Таким образом, и Балымер и Биляр имели татарское население и до и после Казанского взятия. 

Мы пойдем на Галич

Была еще Галицкая дорога, ведущая на гор. Галич, но писцовые материалы XVI и нач. XVII вв. объединяют ее с Алатской дорогой. Лишь оброчные книги за луговые угодья вполне определенно указывают, что по Галицкой дороге числились марийские волости: Бет-Кукморы, Пинжан-Кукморы, Карамас, Яран, Коркет, волость Морки, Шали, Кундуш-Черанур и волость Myморы. По всем дорогам Казанского уезда в его центральной части мы указали 504 населенных пункта с названиями татарскими и марийскими. 

Многие служилые татары получали землю вместо денежного жалованья в 60-х годах XVI века «по выписям Казанской дачи 7071, 7073, 7084 года», а большинство имело или «старый жеребий», или жеребий «деда его», или брата, или отца, или племянника и дяди. 

Так, в дер. Именкеске (ныне Именьково) земля служилого абыза Ишея Илчебекова раньше была за отцом его, а до отца – за служилым Теребердейком. Некоторые владения служилых татар раньше были за татарами-ясачниками, как этого говориться о земле Баиша Байчурина в дер. Мал. Куюках. 

Переселение татар к марийцам

Марийцы задумали пригласить в своё селение татар, чтобы они помогли расчистить земли для полей и лугов, и чтобы научили их вести сельское хозяйство. Свои «лесные товары» марийцы вывозили на большие базары и ярмарки, которые проводились в селе Большая Атня, которое в то время было волостным центром в Казанской губернии. Большая Атня стояла на Алатском тракте, поэтому тут во все времена была бойкая торговля, соответственно, в ярмарочные дни здесь собирались татары, марийцы и русские. На одном таком базаре (как говорит татарское предание) марийцы познакомились с татарами из деревни Кумыгыржа (Кумысная), и пригласили их переселиться в свою деревню. Большим преимуществом такого переселения было то, что вокруг были незанятые земли, а также то, что на период росчисти пашни от леса жители селения практически освобождались от налогов на срок от 15 до 25 лет. 

Фото:  Хамидуллин Динарт

Татары согласились, и в 1762 году пять семей из деревни Кумыгыржа (а также одна семья из деревни Серде) переехали в Марийский край. Официально селение было записано в казенных документах как Свободные ключи, но татары сохранили своё родное название – Кумыгыржа, а мари называли Чодраял (то есть, Лесная деревня). Место оказалось довольно удачным, жители корчевали лес, поваленные деревья и ветки поджигали, и прямо по золе сажали рожь, овес, ячмень и другие культуры. Земля, удобренная золой, давала большие урожаи. Кроме этого селяне занимались охотой, бортничеством, жгли березовый уголь, гнали смолу и дёготь, собирали лыко, грибы и ягоды. Близость Алатского тракта позволяла «товарные» излишки продавать или обменивать на нужные в хозяйстве вещи. Трудолюбие и природная смекалка позволили татарам за 20 лет расчистить большие участки земли для полеводства и разведения скота. Это привлекло сюда ещё несколько татарских семей со старой родины, население быстро росло — уже к началу XIX века в деревне проживало около ста человек. Наличие «дармового» леса позволяло строить избы, хлева, амбары и другие хозяйственные постройки.

Татары на территории республики

Территория республики исторически входила в зону политического и социально‑экономического влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, в 1708–1920 гг. относилась к Казанской губернии.

В XVII–XVIII вв. на юге современной Республики Марий Эл возникли первые татарские селения, основанные преимущественно служилыми татарами (некоторые из них существуют и в настоящее время). Традиционными занятиями татарского населения были земледелие, разведение скота, пчеловодство, торговля, лесные и другие. промыслы.

До 1920–1930‑х гг. в местах компактного проживания татар функционировали мечети: в деревнях Алашайка (две), Алмаметьево, Ирнур, Кульбаш, Купай, Куянково (две), Малый Исмаил, Поле‑Кугунур, Портчара, Портянур (две), Починок Портянур (ныне Кызыл Байрак), Починок Чекманур, Татарский Чодраял (две), Тоштоял, Хабибуллино, Хасаново и другие; медресе и мектебы.

В советский период работали школы и классы с обучением на татарском языке.

С 1932 г. в Параньгинском районе выходила газета «Удар колхозчы», в 1940–1991 гг. – «Коммунизмга».

Татарское население республики интенсивно росло в 1930‑е гг., а также в послевоенный период в связи со строительством новых промышленных объектов.

В настоящее время татары компактно проживают в городах Йошкар‑Ола (в 2010 г. – 10636 человек) и Волжск (7358); в Параньгинском (7730), Мари‑Турекском (4231), Моркинском (2700), Медведевском (2160) и Звениговском (1954) районах; в незначительном количестве – в городе Козьмодемьянск (194), в Советском (492), Сернурском (207), Волжском (200), Килемарском (169), Куженерском (99), Оршанском (99), Новоторьяльском (49), Горномарийском (44) и Юринском (37) районах.

Погода в деревне Алашайка

Сейчас 01:03

+22.3Переменная облачностьОщущается: +21.6 °CОсадки: 0 ммДавление: 745 ммВлажность: 66%Ветер: 3.6 м/с, ЮЮВ

02:00

+21.7Переменная облачностьОщущается: +21.0 °CОсадки: 0 ммДавление: 745 ммВлажность: 68%Ветер: 3.6 м/с, ЮЮВ

03:00

+21.2Переменная облачностьОщущается: +20.8 °CОсадки: 0 ммДавление: 745 ммВлажность: 70%Ветер: 3.3 м/с, ЮЮВ

04:00

+20.6Переменная облачностьОщущается: +20.3 °CОсадки: 0 ммДавление: 745 ммВлажность: 74%Ветер: 3.3 м/с, ЮЮВ

  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Погода в деревне Алашайка на неделю

29Июля, СегодняВосход: 03:36Закат: 20:03Долгота дня: 16ч 26мин03:49
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +21+23 Переменная облачность +21 745 70 4.0 ЮЮВ
Утро +27+29 Малооблачно +27 6 745 57 5.0 ЮЮВ
День +30+32 Слабый дождь +29 6 0.8 744 43 6.6 ЮВ
Вечер +24+26 Облачно +25 744 57 4.8 ВЮВ
30Июля, ВоскресеньеВосход: 03:38Закат: 20:01Долгота дня: 16ч 22мин03:52
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +22+24 Малооблачно +21 743 62 6.0 ВЮВ
Утро +25+27 Переменная облачность +25 5 742 58 5.6 ВЮВ
День +29+31 Слабый дождь +28 6 0.3 741 40 5.9 ВЮВ
Вечер +24+26 Переменная облачность +24 741 56 5.0 ВЮВ
31Июля, ПонедельникВосход: 03:40Закат: 19:59Долгота дня: 16ч 19мин03:55
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +19+21 Переменная облачность +20 741 80 3.7 В
Утро +23+25 Переменная облачность +23 6 741 69 4.5 В
День +26+28 Изморось +27 3 0.9 740 55 4.3 ВЮВ
Вечер +18+20 Слабый дождь +20 нд 1.3 742 95 2.5 ЗЮЗ
1Августа, ВторникВосход: 03:42Закат: 19:57Долгота дня: 16ч 15мин03:58
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +16+18 Облачно +17 нд 743 96 2.6 З
Утро +19+21 Ясно +20 нд 744 80 3.5 ЗСЗ
День +22+24 Изморось +22 нд 0.8 744 66 4.4 ЗСЗ
Вечер +18+20 Изморось +20 нд 0.6 745 89 1.5 ССЗ
2Августа, СредаВосход: 03:44Закат: 19:55Долгота дня: 16ч 11мин04:00
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +16+18 Переменная облачность +17 нд 745 97 2.3 СЗ
Утро +21+23 Ясно +23 нд 746 78 2.4 ССЗ
День +24+26 Малооблачно +27 нд 747 62 1.5 ССЗ
Вечер +19+21 Облачно +21 нд 747 94 1.9 СЗ
3Августа, ЧетвергВосход: 03:46Закат: 19:53Долгота дня: 16ч 07мин04:03
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +16+18 Переменная облачность +18 нд 747 98 1.5 ССЗ
Утро +23+25 Переменная облачность +27 нд 747 74 1.3 ССВ
День +24+26 Изморось +26 нд 0.8 746 67 2.9 З
Вечер +19+21 Переменная облачность +22 нд 746 92 1.9 С
4Августа, ПятницаВосход: 03:48Закат: 19:50Долгота дня: 16ч 02мин04:06
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +17+19 Ясно +19 нд 746 97 1.9 С
Утро +24+26 Ясно +26 нд 747 67 2.0 С
День +24+26 Слабый дождь +26 нд 1.1 747 67 2.9 ССВ
Вечер +19+21 Изморось +22 нд 0.5 748 92 2.7 ССВ
  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Республика Марий Эл, Россия

  • Йошкар-Ола
  • Волжск
  • Козьмодемьянск
  • Медведево
  • Звенигово
  • Советский
  • Морки
  • Сернур
  • Семеновка
  • Красногорский
  • Оршанка
  • Новый Торъял
  • Параньга
  • Мари-Турек
  • Куженер
  • Приволжский
  • Краснооктябрьский
  • Килемары
  • Юрино
  • Суслонгер

О прогнозе

На нашем сайте Вы всегда сможете найти точный прогноз погоды в деревне Алашайка на 3 дня, долгосрочный прогноз на 10 дней, а так же подробный почасовой прогноз погоды. Точность прогноза погоды на 3 дня составляет 80-90%. Данные предоставлены компаниями NOAA, ECMWF, OpenWeatherMap. Любое использование данных с этого сайта означает полное принятие Вами условий пользовательского соглашения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: