Татары в марий эл: волны переселений, уржумский тракт и собственный район

Татары в марий эл: феномен деревни кульбаш

Объединение деревень и леший

Указом Президиума Верховного Совета МАССР в 1973 году деревни Мари-Чодраял и Тат-Чодраял объединяются в одну деревню с названием Тат-Чодраял (входил в состав колхоза имени Ленина).
В 2002 году в деревне Тат-Чодраял было 120 хозяйств (почти 400 человек). В личных подсобных хозяйствах содержали 119 голов крупного рогатого скота, 7 лошадей. Работают дом культуры, магазин райпо.

Фото:  Хамидуллин Динарт

Жители разговаривают на татарском и марийском языках. Татары соблюдают некоторые древние традиции, проводится праздник Сабантуй, при закладке нового дома в фундамент кладут записку с изречением из Корана, чтобы в доме был достаток. При проводах юношей в армию сохранилась традиция: печь специальные круглые хлебцы, их делили поровну, одну часть съедал молодой призывник, а другая часть сушилась и хранилась в доме родителей до возвращения солдата на Родину.

Фото:  Хамидуллин Динарт

В деревне работает двухэтажный дом культуры, при нем действует татарский фольклорный коллектив «Мирас» (Наследие), в котором участвует около десяти человек. Коллектив занимал призовые места во многих республиканских конкурсах и фестивалях, а также выступал в Татарстане и в городе Казань.

Фото:  Хамидуллин Динарт

Примерно в километре от деревни на восток есть приметный овраг, где по марийским легендам в древности жила овда (марийская ведьма), на склоне оврага осталась даже яма от её землянки. Татары же называли её албаста, и считают, что место является «нечистым» до настоящего времени. Местные жители стараются туда не заходить, мари раньше называли овраг – Овда корем (овраг овды), а татары — жан басу (давящий душу). Также с севера от деревни расположено марийское языческое святилище.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
История сел и деревень Республики Марий Эл. Моркинский район. 2006 г.
Информация из группы Тат-Чодроял ВконтактеФото: Хамидуллин Динарт.

Мечеть открыли при Сталине

Традиционно татарское население занималось выращиванием зерновых и овощей, а также скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Часть татар занималась лесными промыслами и катанием валенок.  Когда была построена в деревне первая мечеть – сейчас уже никто не помнит, но известно, что уже в конце XVIII века в Кульбаше была начальная религиозная школа – медресе (1785 год), где деревенских детей обучали арабскому языку, арифметике и основам Корана.

Сейчас в Кульбаше стоит деревянная мечеть – памятник истории, она была построена в 1886 году, и несколько раз реконструировалась. В годы воинствующего атеизма эту мечеть закрыли, а минарет на ней частично разрушили. Районные власти пытались сделать из мечети здание сельского клуба, но местные жители не захотели туда ходить, так как считали, что могут осквернить священное место. Уже в 1943 году указом товарища Сталина были разрешены религиозные культы всех малых народов СССР, после чего в 1947 году мечеть силами местных жителей отремонтировали и открыли для мусульманских богослужений. После этого мечеть действовала в деревне все советское время, и была главной достопримечательностью Кульбаша.

Из истории мечети известно, что одним из первых должность муллы занимал Сайдеш, он почти 20 лет преподавал в медресе.  Позже, в разные годы в медресе являлись учителями Габдулжалил мулла, Бахтияр мулла, Мухамматгалиев Мухамматзариф мулла, его сын Галиев Сунгатулла. В 1903 году, окончив Казанское духовное учебное заведение, в д. Кульбаш приехал молодой мулла Сунгатулла Галиев, знающий несколько иностранных языков.

Как русский купец восстановил татарскую деревню

В начале XX века в селении была открыта первая светская школа – в ней было три класса. А в 1914 году в Кульбаше произошел сильный пожар, тогда пострадало почти половина деревни.  Большую помощь в восстановлении Кульбаша оказал купец I гильдии П.Д. Местников, который содержал в пос. Кужер (ныне — Красный Стекловар) стекольный завод. У него тогда работало много татар, поэтому он выделил существенные денежные средства на восстановлении деревни.

После революционного лихолетья население деревни насчитывало почти тысячу человек. В 30-х годах в Кульбаше была открыта библиотека, библиотекарем работала Садыкова Минзямал. В 1932 году жители организовали колхоз «Кызыл Байрак». Председателем стал Хасанов Шайхутдин.

К сожалению, много жителей деревни погибло во время Отечественной войны, из 228 призванных мужчин с полей сражений не вернулось 173 человека. В память о погибших в деревне есть небольшой мемориал.

После войны в Кульбаше началась мирная жизнь: в 1946 году был открыт первый детский сад. В деревню было проведено электричество и телефонная связь. В 1956 году работали механическая и ветряная мельницы.  В 1963 году построено одноэтажное деревянное здание школы на 4 класса, а также два здания на 2 класса.

Первая мечеть

Большой проблемой для селения было открытие собственной мечети, поскольку нужно было получить специальное разрешение сперва в волостном, а потом в губернском центре. Царские власти специально проводили политику, которая ограничивало распространение ислама среди поволжских народов. Одним из элементов этой политики было то, что деревенский мулла не мог иметь свой земельный надел, то есть, его должны были содержать остальные селяне. Поэтому небольшие аулы не могли иметь мечети, так как у крестьян не было средств на содержание мечети и священнослужителя (а также его семьи). В этот период жители деревни обычно приглашали муллу из более богатого села, или же пользовались услугами бродячих мусульманских проповедников, которые периодически путешествовали вдоль Алатской дороги, и всегда тепло принимались среди татарского населения Марийского края.  

Фото:  Хамидуллин Динарт

Наконец, когда деревня стала побогаче, удалось в 1880-х годах открыть в Чодраяле первую деревянную мечеть. Первым муллой стал Ибрагимов Галиам, он служил в селе до своей смерти – до 1928 года. Еще до революции при мечети действовало небольшое медресе, где сельских ребятишек обучали основам ислама, грамоте и простейшей арифметике. После 1928 года муллой стал сын Галиама – Газиз, под его руководством была построена новая деревянная мечеть. Однако из-за атеистической политики новых властей в 1935 году мечеть в селе была закрыта, а в деревянном здании открыли деревенский клуб. После этого новая мечеть в Чодраяле появилась только в августе 1998 года, уже после распада СССР.

Вдоль тракта и дружба с марийцами

Существенная часть татар переселилась в Марийский край после Казанских войн царя Ивана Грозного (вторая половина 16-го века). Именно на севере и северо-востоке от Казани располагались незаселенные территории, покрытые дремучей тайгой, где можно было укрыться от тяжелых налогов и податей, от насильственного крещения, от рекрутства и прочих повинностей. 

Как правило, татары уходили целыми селениями, и передвигались они вдоль древних трактов. Главным направлением такого переселения был Уржумский тракт (бывшая Алатская дорога), который вел из Казани в Уржум (на реке Вятка), а потом в Хлынов (ныне город Киров). По этой причине основная часть «марийских» татар расселена именно в трех восточных районах Марий Эл, более всего – в Параньгинском районе, так как он располагается на пути этого древнего тракта. 

Фото: А.А.Хафизов

Как правило, марийцы жили в этих краях очень редкими илемами, занимаясь охотой, рыболовством и бортничеством. Татары же занимали небольшие урочища, где расчищали землю от леса для земледелия и скотоводства. Поэтому два народа практически не мешали друг другу. Тем более, луговые мари были на стороне казанских татар во времена Казанских войн (горные мари были на стороне русских), поэтому переселение татар в марийский край проходило достаточно мирным путем. 

Мусульманская община Кульбаша

В настоящее время Кульбаш – довольно перспективная деревня с населением около 500 человек, действует сельский клуб в кирпичном здании, есть детский сад и средняя школа на сто учеников, работает деревенская библиотека, есть магазины, действует отделение почты и Сбербанка. В 90-х годах в деревню был проведен газ, около населенного пункта проходит асфальтированная дорога, в районный центр открыт автобусный маршрут. Также в Кульбаше недавно стало работать уличное освещение.

Местные жители не забывают татарских традиций и обычаев, преподавание в школе проходит на русском и татарском языке. В деревне проводят праздник Сабантуй, при закладке дома обязательно читают мусульманскую молитву и под фундамент кладут монетку. Каждое лето при мечети действует летний лагерь для детей с изучением Корана и арабского языка, учитель приезжает из Йошкар-Олы от духовного управления мусульман Марий Эл. Постоянно действует совет мечети из 4 человек, в задачи совета входит ремонт и содержание мечети и территории около неё. Также совет организует субботники на местном кладбище и проведение религиозных праздников: Ураза байрам и Курбан байрам. Мало того, при мечети действует небольшой благотворительный фонд, который помогает местным жителям, кто попал в затруднительное положение. Многие местные жители, особенно из тех, кто работает в крупных городах и на Севере, присылают денежные средства на содержание мечети. Часть денег при этом остается, и с общего согласия совета мечети, из этих средств помогали детям-инвалидам (например, перечисляли деньги в детский интернат в пос. Морки).

Местные жители Кульбаша очень дружны между собой и организованы, все охотно помогают при проведении различных общедеревенских работ. Например, каждую весну проводится общая уборка на кладбище, при этом многие гости отмечают, что состояние кладбища образцовое – во многих аулах Татарстана нет такого порядка.

Следует отметить, что вокруг деревни Кульбаш много достопримечательностей и красивых мест, например, долина реки Илеть с родниками, много красивых озер, дом-музей марийского классика и писателя Сергея Чавайна (д.Чавайннур), загадочная гора Карман-Курык с карстовыми пещерами и священной рощей.

Где находится, как добраться:
деревня Кульбаш, 
Моркинский район, Республика Марий ЭлКоординаты:
56.287936, 48.796819
Из Казани следует ехать в сторону Йошкар-Олы (указатель на повороте с Зеленодольской трассы). Около пос. Помары нужно повернуть в сторону Красного Стекловара.
От пос. Красный Стекловар ехать на север примерно 8-9 километров.

    Источники информации и фото:
Команда Кочующие.
Использованы материалы энциклопедии «История сел и деревень республики Марий Эл».
Фото Хафизова Ахата.
  
 

Времена царя Ивана или Емельяна Пугачева

История кульбашских татар оказалась очень древней и интересной, по одному преданию, татарское население пришло в Марийский край после завоевания царем Иваном Грозным Казанского ханства. Причем надо отметить, что миграция как татарского, так и марийского населения в Волго-Вятском регионе активно началась не сразу после падения Казани, а немного позже – в период Черемисских войн, которые продолжались всю вторую половину XVI века. Именно в этот период многие татары целыми селениями уходили на север и восток бывшего Казанского ханства, чтобы избежать непомерных налогов и податей, а также принудительного крещения. Царское правительство, конечно, понимало, что невозможно целый народ крестить насильно, тем более, догматы православной церкви не позволяли принудительно крестить инородцев. По этой причине была целая система экономических и административных принуждений (и выгод), которые должны были «заставить» татар и марийцев принять христианство. Например, для новокрещеных довольно существенно снижали налоги, уменьшали количество различных повинностей, разрешали селиться в более благоприятных местах. Кто не желал мириться с этим – уходили в безлюдные места, и там основывали новые села и деревни.

По другому историческому преданию – деревню Кульбаш основали восемь татарских семей, которые приняли участие в восстании Пугачева уже во времена правления Екатерины Великой. Первое упоминание в архивных документах о деревне относится к 1773 году. Поскольку восстание Пугачева датируется 1773-1775 гг., то можно предположить, что татарские семьи сюда бежали сразу после подавление восстания, то есть не раньше 1775 года. А если учесть тот факт, что в официальные документы такие «беглые деревни» попадали гораздо позже (попробуй, найди в глухомани маленькое селение), то вполне вероятно, что деревня тут была основана все же до легендарного восстания Пугачева.

Все началось с Кульбаша

Поскольку я сам родился в республике Марий Эл (в советское время — МАССР), и также отношусь к «марийским» татарам, то с самого детства интересовался татарским населением нашей Родины. 

Моя мать со своими подругами участвовала в заводском ансамбле народного творчества, где исполняли татарские национальные песни и танцы. С концертной программой они ездили по соседним районам, и как-то раз попали в село Кульбаш (Моркинский р-н), где их очень тепло встретили. А мать, вернувшись домой, рассказала, что в самой глуши Марий Эл есть настоящий татарский аул, с жителями-татарами, с деревянной мечетью (что было почти нереально в СССР), с родниками и колодцами, где сохранили татарские традиции, одежду и кухню. Впоследствии мы побывали в некоторых татарских деревнях и селах, а в Кульбаше были более десяти раз.

Фото: А.А.Хафизов

В масштабах республики доля татарского населения составляет не более 6 %, но в основном оно сосредоточено на востоке РМЭ: в Параньгинском, Моркинском, Мари-Турекском, Звениговском, Медведевском районах и в городе Йошкар-Оле. Последние данные о татарском населении от 2012 года, тогда в республике проживало около 42 тысяч человек, при этом многие татары уезжают на заработки и вахту в другие регионы. Также в республике много смешанных браков татар с русскими и марийцами. Всего в Марий Эл существует 35 сел и деревень с преобладанием татарского населения, существует около 18 школ, где преподают татарский язык, также есть школы в крупных населенных пунктах, где учат по-татарски факультативно, например, в пос. Красногорский или в городе Йошкар-Ола. На территории республике насчитывается 18 мечетей.

Переселение татар к марийцам

Марийцы задумали пригласить в своё селение татар, чтобы они помогли расчистить земли для полей и лугов, и чтобы научили их вести сельское хозяйство. Свои «лесные товары» марийцы вывозили на большие базары и ярмарки, которые проводились в селе Большая Атня, которое в то время было волостным центром в Казанской губернии. Большая Атня стояла на Алатском тракте, поэтому тут во все времена была бойкая торговля, соответственно, в ярмарочные дни здесь собирались татары, марийцы и русские. На одном таком базаре (как говорит татарское предание) марийцы познакомились с татарами из деревни Кумыгыржа (Кумысная), и пригласили их переселиться в свою деревню. Большим преимуществом такого переселения было то, что вокруг были незанятые земли, а также то, что на период росчисти пашни от леса жители селения практически освобождались от налогов на срок от 15 до 25 лет. 

Фото:  Хамидуллин Динарт

Татары согласились, и в 1762 году пять семей из деревни Кумыгыржа (а также одна семья из деревни Серде) переехали в Марийский край. Официально селение было записано в казенных документах как Свободные ключи, но татары сохранили своё родное название – Кумыгыржа, а мари называли Чодраял (то есть, Лесная деревня). Место оказалось довольно удачным, жители корчевали лес, поваленные деревья и ветки поджигали, и прямо по золе сажали рожь, овес, ячмень и другие культуры. Земля, удобренная золой, давала большие урожаи. Кроме этого селяне занимались охотой, бортничеством, жгли березовый уголь, гнали смолу и дёготь, собирали лыко, грибы и ягоды. Близость Алатского тракта позволяла «товарные» излишки продавать или обменивать на нужные в хозяйстве вещи. Трудолюбие и природная смекалка позволили татарам за 20 лет расчистить большие участки земли для полеводства и разведения скота. Это привлекло сюда ещё несколько татарских семей со старой родины, население быстро росло — уже к началу XIX века в деревне проживало около ста человек. Наличие «дармового» леса позволяло строить избы, хлева, амбары и другие хозяйственные постройки.

Консервация в марийских лесах

Сейчас сложно заглянуть через много веков назад, но известен следующий факт: своё первое поселение татары основали в глухой тайге, на берегу нынешнего Верхнего Лучинского озера. Три Лучинских озера до нашего времени расположены в долине речки Кужерка, немного южнее нынешнего расположения деревни. Татары нашли своё место довольно благоприятным, вокруг было много леса, где водились звери и дичь, в озерах была рыба, и земля вокруг была плодородной. И само название Кульбаш – означало с татарского «начало озер или край озер», и действительно, в округе кроме трех Лучинских озер были другие озера (Лебединое, Кужерское, Сухое и т.д.), а недалеко протекала река Илеть.

Жизнь на новом месте стала налаживаться, но тут случилось несчастье: в озере пошли карстовые процессы – оно стало расширяться, и часть берега ушла под воду, а вместе с ней произошел оползень – деревня стала сползать в котловину озера. Тогда татары решили переселиться на более высокое и сухое место, чтобы жить подальше от опасного озера. Так они нашли удобную поляну примерно в 3-4 верстах севернее Лучинских озер, в этом месте деревня находится и в наше время.

В память о старом расположении Кульбаша (на берегу Лучинского озера) сохранилась почитаемая могила первого основателя деревни, около этой могилы бьет родник, который почитается как святой. Вода в источнике считается целебной и полезной для здоровья, а около могилы и родника сейчас установлен памятный камень в знак того, что в древности Кульбаш был основан в этом месте.

Таким образом, кульбашские татары более чем за триста лет автономного проживания на марийской земле смогли сохранить родную речь, свою веру и национальные традиции. В частности, в начале прошлого века эту деревню исследовала экспедиция Казанского университета, которая обнаружила некоторые сохранившиеся народные обычаи и праздники такими, какие они были сотню лет назад, и чего уже во многих деревнях Казанской губернии уже не было.  Например, известный праздник Сабантуй раньше праздновался в Кульбаше не летом, как принято сейчас, а весной — перед началом посевной. А после посевных работ и перед сенокосом был другой сельский праздник.

Три волны переселений

Следующие волны переселения татар были связаны с народными волнениями в 17-18 веках, особенно после восстания Пугачева. Опасаясь расправы от царских войск, татары целыми аулами уходили в лесную глушь, прячась в тайге и среди непролазных чащ. Как правило, местное начальство не мешало такой миграции, так как имело выгоду в заселении безлюдных мест, и в том, что долгое время эти деревни были «неучтенными», то есть можно было корыстно пользоваться сборами от татарского населения

При этом можно было закрыть глаза на мусульманское вероисповедание переселенцев, что было важно для самих татар. 

Татары же довольно быстро обживались на новых землях, рубили вековой лес, строили избы, расчищали поля и пастбища, осваивали лесные ремесла, занимались торговыми делами. Большая часть татарских населенных пунктов в те века входила в состав Вятской губернии (Марийская республика появилась только после Октябрьской революции). Местные татары поддерживали активные хозяйственные связи с вятскими татарами (Вятка, Уржум, Малмыж, Вятские Поляны), а также с казанскими татарами – все с помощью того же Уржумского тракта.

Третья волна татарского переселения прошла во времена голода в Поволжье в 20-х годах прошлого века, и во время массовой коллективизации, когда раскулачивали не только баев, но и середняков-крестьян. В 30-х и 40-х годах прошлого века много татар из деревень уезжали на лесные промыслы в Марийскую республику, так как тут не хватало рабочих рук, и брали людей без паспортов. В колхозах тогда была достаточно тяжелая жизнь, и многие колхозники с разными справками ехали в лесхозы и лесоучастки, устраивались на деревообрабатывающие предприятия, на торфозаготовки и т.д. Именно в эту волну приехали в Марийский край и мои родители, которые там познакомились и остались жить в поселке Красногорский Звениговского района. 

Татарский район Марийской республики

Как указано выше, более всего татарских селений в Параньгинском районе: это пос. Параньга, Портянур, Алашайка, Ирнур, Портчара, Куянково, Хасаново и т.д. Татарские деревни явно отличаются от русских и марийских – порядком, чистотой и ухоженностью. Ровные заборы, крашенные палисадники и ворота, крытые железом крыши. В начале лета в районе проводится праздник Сабантуй, а в районном центре он совмещен с аналогичным марийским праздником Пеледыш пайрем!  В районе действуют восемь мечетей, в том числе, соборная в деревне Алашайка (построена в 1829 г.; памятник архитектуры). В деревне Алашайка с 2007 г. работает медресе.

Многие татары понимают и говорят на марийском языке (моя мать так хорошо освоила марийский язык, что сами марийцы считали её за свою), также и марийцы знают достаточное количество татарских слов. Отметим, что в марийском языке много тюркских заимствований – более трех сотен. Например, в марийском языке в несколько измененной форме прижились слова: мунча (баня), олма (яблоко), урем (улица), кава (небо, воздух), мамык (вата), кабушта (капуста), кишер (морковь), шайтан, кыяр (огурец), шорык (овца), кагаз (бумага), алан (поляна), арыслан (лев), начар (плохой), кевыт (магазин), карт (старик, старейшина), арака (водка), пакча (сад, огород), алга (сережки), алмаш (смена), мотор (красивый), Чолпан (планета Венера), окса (деньги), топ (мяч), тамга (клеймо), таза (здоровый), пайрем (праздник) и многие другие слова.

Татарское население восточных районов было настолько существенно, что в начале 20-х годов прошлого века тут был сперва образован Татарский район в составе МАССР, но чуть позднее его переименовали в Параньгинский район. Отдельно следует указать, что существует «параньгинский» диалект татарского языка, в нем кроме диалектов существует протяженное произношение гласных звуков (что характерно для марийцев и жителей Кировской области).

Продолжение следует

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: