Габдулла тукай: биография на русском языке

Арский район: деревни ханской даруги, место учебы шаляпина и «дивный край» тукая

АРЧА РАЙОНЫ (Арский район)


Флаг и Герб Арского района

КУШЛАВЫЧ (Кошлауч, Кушлауч)

Деревня, административный центр Кошлаучского сельсовета Арского района Татарии

  • Основана в период Казанского ханства
  • Статус:
    • До 1920 года — деревня Больше-Менгерской волости Казанского уезда Казанской губернии Российской империи и РСФСР
    • 25 июня — декабрь 1920 года — административный центр Кошлаучского сельсовета Кишитской волости Казанского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
    • декабрь 1920-30 годы — административный центр Кошлаучского сельсовета Кишитской волости Арского кантона Автономной Татарской ССР
    • 10 августа 1930-38 годы — административный центр Кошлаучского сельсовета Тукаевского района Автономной Татарской ССР
    • 25 марта 1938-59 годы — административный центр Кошлаучского сельсовета Атнинского района Татарской АССР
    • 12 октября 1959-63 годы — административный центр Кошлаучского сельсовета Тукаевского района Татарской АССР
    • 1 февраля 1963-2005 годы — административный центр Кошлаучского сельсовета Арского района Татарии
    • с 31 января 2005 года — административный центр Кошлаучского сельского поселения Арского района Республики Татарстан
    • с 1 августа 2011 года — деревня Утар-Атынского сельского поселения Арского района Республики Татарстан
  • Находится:
    • в 24 км к Северо-Западу от АРЧА (Арск)
    • на реке КЫЗЫЛЕЛГА (Красная), правом притоке реки КАЗАНСУ (Казанка)
  • Население:
Год 1782 1859 1897 1908 1920
Население, чел. 89душмужскогопола 730 802 798 693
Год 1926 1938 1949 1958 1970
Население, чел. 682 669 347 268 208
Год 1979 1989 2002 2010 2020
Население, чел. 189 137татары 164
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Начальная школа
    • Клуб
    • Библиотека
    • Дом-музей семьи ТукаевыхРодился Габдулла Тукай
    • XVШ — Первая половина XIX века:
      • жители относились к категории государственных крестьян
      • занимались — земледелием, разведением скота, пчеловодством
    • Начало ХХ века:
      • мечеть
      • медресе
      • ветряная мельница
      • кузница
      • два постоялых двора
      • две мелочные лавки
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века: земельный надел сельской общины — 1 260,4 десятины
    • Коллективизация:
      • 1990-95 годы — колхоз «имени Габдуллы Тукая»
      • 1995-2001 годы — коллективное предприятие «имени Габдуллы Тукая»
      • 2001-03 годы — крестьянско-фермерское хозяйство «Р.Р.Исмагилов»
      • 2003-04 годы — общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственный кооператив «Юльба», агрофирма «КУШЛАВЫЧ (Кушлауч)»
      • 2004-05 годы — сельскохозяйственный производственный кооператив «имени Габдуллы Тукая»
    • Полеводство
    • Молочное скотоводство
  • Известные люди

    Габдулла Тукай — Великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка, Участник революции 1905-07 годов

    :

  • Рафик Билялов — архитектор, реставратор, Заслуженный архитектор Татарской АССР

Развитие творческого таланта Габдуллы Тукая

1907 год в жизни поэта ознаменован его переездом в Казань, где его творческая деятельность все больше набирает обороты. Он знакомится с литературной элитой города, поддерживает связь с молодыми начинающими поэтами и писателями и продолжает публиковаться в известных газетах и журналах. Основным направление произведений Габдуллы Тукая на тот момент становится юмор и сатира, именно такие произведения он пишет для журналов «Молния» и «Зарница».

В Казани жизнь Габдуллы Тукая набирает обороты и здесь он издает уже целый цикл произведений, становясь уже опытным и известным поэтом, а также писателем. В свои произведения он вкладывает всю душу, демонстрируя все свои боли и переживания, например, произведение «Светлой памяти Хусаина» посвящалось памяти его друга, за которого он переживал. Габдулла испытывал теплые чувства ко всем своим единомышленникам, которые находились в постоянной борьбе за народное дело.

Произведения 1911-1912 годов были написаны поэтом под впечатлением от посещения земель своего детства. Там прослеживается и патриотизм, и оптимизм, и вера в светлое будущее своего народа.

Габдулла Тукай в Казани (редакция газеты «Әл–Ислах», слева направо — редактор Вафа Бәхтияров, театральный критик Кәбир Бәкер, духовный наставник Фатих Әмирхан, сотрудник Ибраһим Әмирхан и Габдулла Тукай) / Фото взято с сайта tukaj.ucoz.ru

Детство, которое Тукай прожил в деревне, дало ему возможность здраво оценить все реалии сельской жизни, поэтому в своих стихотворениях «Гнет», «Возвращение в Казань», он не только восхищается и нахваливает красоты природы и деревенской жизни, но в свойственной ему манере описывает все жизненные трудности, через которые вынужден проходить крестьянин, добывая кусок хлеба для себя и своей семьи. Все произведения Габдулла Тукай пишет, только лишь основываясь на своем личном опыте и отношении к происходящему вокруг, поэтому его стихи необычные, пронизанные его индивидуальностью. Все стихотворения демонстрируют читателю основные события тех лет через призму мировоззрения Габдуллы Тукая.

Про Габдуллу Тукая сказано немало добрых слов, ведь он заслужил это благодаря своим уникальным произведениям, пропитанным духом борца за свободу и демократию и в то же время проявлением тонкой и ранимой души. Произведения Габдуллы открывают его для читателя, как многогранную и интересную личность.


Памятник Г. Тукая в Кырлай / Фото взято из открытых источников

Габдулла Тукай описывал в своих стихах всю свою жизнь, поэтому они получались такими яркими и жизненными. Так, например, в произведениях «Маленькое путешествие» и «Дача» можно проследить за поездкой Габдуллы в город Астрахань. Путешествие проходило по Поволжью, что имело свое отражение в этих стихотворениях. И хоть путешествие пароходом дается Тукаю нелегко, в силу его болезни, именно в Астрахани он принял решение о еще более сложной и дальней поездке: из Астрахани в Уфу, а затем в Петербург. Толчком для этого послужило знакомство поэта с Нариманом Наримановым — писателем из Азербайджана, который был сослан за участие в революционных действиях. Невозможно не заметить тягу Габдуллы Тукая к новых открытиям, путешествиям и знакомствам. Уже в Уфе Тукай знакомиться с мировым писателем Мажитом Гафури, а в Петербурге Габдулла встречает нового знакомого Мулланура Вахитова. И, конечно же, все эти встречи снова вдохновляют поэта на небывалые произведения.

Габдулла Тукай пробыл в Петербурге чуть меньше двух недель, затем снова отправился в путь, на этот раз пунктом его назначения был город Троицк. Но и на этом его тур не окончился. Далее Габдулла отправился в казахскую степь в надежде, что кумыс излечит его от болезни. После посещения степей Габдулла Тукай возвращается снова на татарскую землю. Казань не щадит здоровье поэта, там ему приходится работать в плохих условиях, но Габдулла не сдается и не отходит от своей деятельности, несмотря на ухудшающееся здоровье.

Габдулла Тукай в больнице Казани в 1913 году/ Фото взято из открытых источников

Его последние произведения олицетворяли весь воинственный настрой автора, ведь именно ближе к окончанию жизни поэт все больше ощущал на себе тяготы враждебно настроенного народа, что и демонстрировал в своих стихах.

В начале апреля 1913 в возрасте 26 лет Габдуллы Тукая не стало. Основными причинами его кончины считают чахотку и голод. Без сомнения, с уходом Габдуллы Тукая татарский народ потерял своего главного идейного поэта и писателя, признанного не только на Родине, но и далеко за ее пределами. Габдулла Тукай был самым великим национальным деятелем Татарстана. Но, уйдя, он оставил богатейшее наследие своим потомкам.

Габдулла Тукай Кырлай

Детство, прошедшее среди чужих людей, без материнской любви, без ласки близких, оставило в душе будущего поэта незаживающую рану. Течение времени не изгладило горьких воспоминаний о трудной сиротской доле. Так рождаются годы спустя потрясающие поэтические строки:

В доме Сагди Габдуллу встретили приветливо. Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери, единственный сын умер два с половиной года назад. «Здесь я начал жить неплохо,— вспоминал поэт об этой поре своего детства,— как об этом рассказывал еще в дороге Сагди-абзы, здесь было много и катыка, и молока, и хлеба, достаточно было и картофеля…»

В Кырлае Габдулла начал учиться — вначале у абыстай — жены муллы, а затем в медресе — школе, дававшей религиозные знания. «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры «Хэфтияка»,— вспоминал Тукай,— после чего принялся за «Бэдэвам» и «Кисекбаш». Уроки я усваивал быстро, и чтобы не сидел я без дела, стали поручать мне отстающих детей». В медресе Габдулла слыл смышленым, одаренным мальчиком, много читал, прочитанное быстро запоминал, на равных спорил со своим учителем.

В Кырлае Габдулла приобщается и к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивает воображение, фантазию будущего поэта, пробуждает любовь к живому народному языку. «Наши народные песни являются подлинно национальными, свободными от всякого постороннего влияния (арабского, турецкого, узбекского), поэтому я придаю им историческое значение, люблю их»,— писал Тукай спустя годы («Народная литература», 1910).

В Кырлае Габдулла и сам пытался сочинять. По утверждению знавших его с детства односельчан, первые шаги в творчестве он начал с «сочинения» песен, пословиц, байтов.

Наконец, необходимо сказать о самом значительном событии в жизни Габдуллы до отъезда в Уральск. По пути в Уральск он на некоторое время остановился в Кушлавыче в доме Бадри. Вечером, перебирая книги, он обнаружил здесь и начал читать книгу выдающегося ученого, писателя и просветителя Каюма Насыри (1825—1902) «Февакихель-джоляса». «Последние стихи мне очень понравились, я старался понять их»,— вспоминал поэт. Речь идет о последней, сороковой главе книги, где помещены произведения татарского народного творчества — пословицы, загадки, песни, байты

Все это привлекло внимание подрастающего мальчика тем, что эти произведения были написаны на чисто народном языке

Таким образом, Кырлай сыграл исключительно большую роль в жизни Тукая, в становлении его как поэта. «Именно в Кырлае у меня раскрылись глаза на мир»,— писал впоследствии поэт. Именно в деревне Кырлай зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Вот почему Заказанье, родные места, с которыми он «расстался на заре жизни», всегда вспоминал с большой теплотой. Такие, написанные в разные годы, стихотворения, как «Пара лошадей», «Родная деревня», «Родной земле», «Пора, вспоминаемая с грустью» и другие, в душе поэта зародились еще в пору его жизни в Заказанье. Одно из лучших своих произведений— поэму «Шурале» — он посвятил Кырлаю.

Здесь Габдулла впервые познал будни деревенской жизни, уже в 7—8-летнем возрасте в какай-то мере ощутил на себе и тяжесть крестьянского труда — «сеял, жал и боронил», здесь же зарождаются чувства протеста против несправедливостей жизни.

На втором году жизни Габдуллы в Кырлае у Сагди родился сын, отец продолжал любить Габдуллу по-прежнему, но его жена и дочь начинают унижать и оскорблять мальчика. Лаская своего брата, дочь Сагди многозначительно приговаривала: «Мой собственный братишка! Родной братишка!» «Так я лишился той маленькой крупицы любви, которая выпала было на мою долю»,— писал Тукай в автобиографическом очерке.

Ханские деревни Арской земли

Как мы уже отметили выше, многие населенные пункты Арского района известны по письменным источникам как минимум со времен Казанского ханства. В этом списке мы точно можем указать деревни и села Абзябар (Абҗабар; после запустения в середине XVI века она возродилась в конце XVI века как русское селение; ныне постоянное население отсутствует), Алга-Куюк (Алга Көек), Арняш (Әрнәш; в 2015 году здесь был зафиксирован один официальный житель), Большие Верези (Зур Бирәзә), Васильева Бужа (Югары Буҗа; ныне здесь поровну — по 50% — русских и татар), Венета (ныне здесь 76% русских), Верхние Аты (Югары Аты), Верхние Метески (Югары Мәтәскә), Верхний Азяк (Югары Әзәк), Верхняя Корса (Югары Курса), Губурчак (Гөберчәк), Ермоловка (ранее — «Малая Нурма», затем — «Страховка»; ныне 100%-ная русская деревня), Каенсар (возродилась в первой половине XVII века после запустения), Казылино (Казиле), Каратай, Кзыл-Яр (Кызылъяр), Клачи (Колачы), Кошлауч (Кушлавыч), Купербаш (Күпербаш; ранее — «Кутернесь»), Кшкар (Кышкар), Мурали (Мөрәле), Наласа, Нижние Метески (Түбән Мәтәскә), Нижняя Ура (Түбән Оры), Средние Аты (Урта Аты), Старая Масра (Иске Масра), Старое Чурилино (Иске Чүриле; ныне здесь 69% татар, 28% русских), Старый Кишит (Иске Кишет), Штырь (Штерә; в дореволюционных источниках упоминается также под названиями «Иштера», «Щира Татарская», «Деревня По Речке Ищерке») и Янга-Сала (Яңасала).

Отметим также наличие в районе большого количества археологических памятников, которые позволяют нам предположить более древнюю историю многих населенных пунктов Арского района — как минимум с периода Волжско-Камской Булгарии, с XII—XIII веков (булгарских памятников X—XI веков в Заказанье на сегодняшний день не выявлено).

Также необходимо указать, что энное количество татарских деревень явно погибло в суровые 1552—1556 годы: например, около д. Старый Яваш (Иске Иябаш) расположено старое кладбище, четко датируемое по могильным камням периодом не позднее Казанского ханства. Судя по историческим преданиям местного населения, в ханские времена именно в тех краях находилось огромное село аж с пятью мечетями.

Многие населенные пункты Арского района известны по письменным источникам как минимум со времен Казанского ханства. На фото — деревня Кошлауч

В гораздо более поздние времена (в том числе в советские) район потерял целое «ожерелье» сел и деревень — это Александровка, Артель Брек, Бекренев хутор, Вознесенский Починок, Гремячка, Грукино, Землероб, Кзыл Сарай, Красное Поле, Кульбаш, Малая Серда, Малое Кодряково, Нижний Азяк, Никольская Бужа, Никольская Слобода, Новая Атня, Пашково, Покровка, Рождественский, Романова хутор, Сталин, Толчишма, Хвостова Бужа, Шеленгур, Янали Починок и, по всей видимости, еще многие другие.

Кстати, наиболее молодой деревней района сегодня является д. Наратлык, расположенная в бассейне реки Шошмы, в 36 км к северу от Арска. Она зарегистрирована как населенный пункт 14 ноября 1996 года и ныне входит в состав Ташкичинского сельского поселения. Число жителей в 2015 году — 97 человек, татары.

Единственный экспонат музея, связанный с Габдуллой Тукаем – три тарелки и чайник

В Кошлауче нас встретили руководитель управления культуры Ильфар Аюпов и сельчане – земляки Тукая. Учителя, сотрудники отдела культуры Арска и села, ученики показали театрализованное представление перед гостями из Казани. Преподаватели Кошлаучской школы под руководством директора Рании Аюповой угощали чаем со вкусными блинами. 
Мне было особенно радостно увидеть среди участников представления свою коллегу – журналиста редакций «Татар-информ» и «Интертат» Лейлу Хакимову-Бикбаеву. Она после замужества проживает в Арске. 
Лейла ханум начала экскурсию словами поэта Хасана Туфана. Народный поэт любил приезжать на малую родину Тукая в Кошлауч, и горел желанием организовать здесь первый музей, посвященный Тукаю. Как уже успела отметить, в 1959 году состоялось открытие музея Тукая. Хасан Туфан приезжал на встречу, а Лотфулла бабай – он проходил в Атнинском военкомате медкомиссию вместе с самим Тукаем! – делился с гостями своими воспоминаниями о великом Тукае. 

«Еще один поэт, любящий Тукая всей своей душой, — Сибгат Хаким, — продолжила рассказывать Лейла Мухамметшина. – Раньше на встречах с писателями рассказывали такую историю. Хасан абый частенько звонил по утрам Сибгату Хакиму, узнавать о его самочувствии, а тот отвечал: «Читаю Тукая, изучаю Тукая». Стихотворения молодого поэта Тукая, дожившего лишь до 27 лет, Сибгат Хаким сделал своим маяком. 
На сегодняшний день в Кошлауче не сохранилось ни одно здание, так или иначе связанное с Тукаем. И лишь могила его отца напоминаем нам о детстве Габдуллы, проведенном в Кошлауче. 18 января 1890 года, когда Тукаю было 3 года и 9 месяцев, умерла его мама Бибимамдуда, и маленький Габдулла шел за похоронной процессией с плачем приговаривая: «Верните маму, верните маму!» Потом, уже будучи известным поэтом, он разыщет могилу матери и напишет стихотворение «Өзелгән өмид».

… На открытие музея в Кошлауче приезжал профессор КФУ, литературовед Фоат Галимуллин. Этот день он помнит очень хорошо:
– Нас угощали чаем с блинами и хлебом, испеченными вот в этой самой печи. На открытие мы приезжали вместе с писателем Анасом Галиевым, который тоже родом из Кошлауча. Через два месяца Анаса абый не стало, — поделился он воспоминаниями. 

Второй зал музея работает в формате старинного татарского деревенского домика. Печка, кровать, подушки и полотенца, керосинка (с современной лампой внутри), кухонная утварь возвращают нас в былые времена. К слову, на витрине хранится реликвия – единственный экспонат, связанный с Габдуллой Тукаем – три тарелки и чайник, доставшиеся поэту после смерти матери Бибимамдуды. 
– Тарелки и чайник Бибимамдуда оставляла на хранение у Шарифы карчык. Жители Кошлауча бережно хранили исторический артефакт и подарили в фонд музея. 
Согласно воспоминаниям, Зариф – младший брат отца Тукая Мухамметгарифа – занимался торговлей. Еще один брат Шакирзян проживал в Кошлауче. Среди жителей Кошлауча живет легенда, что, когда Зариф уезжал из деревни насовсем, сельчане раскупили у него посуду. 
Эти тарелки так же были в ходу в семье Мухамметгарифа, и маленький Тукай тоже ел из них, — пояснила экскурсовод.

Детство и юность

14(26)апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой – мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.

Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе – мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.

В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина, которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.

Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.

В Уральске

Учащиеся медресе Мутыгия. Уральск. 1905. Г.Тукай — второй справа в первом ряду

Революция 1905 г. всколыхнула жизнь в Уральске.

О мой народ, глаза раскрой: Мир изменяет облик свой! Довольно спать. Над головой Заря взошла навеки. (Перевод Р.Морана)

Уже в первых произведениях Г.Тукая появился мотив судьбы нации, мысль о необходимости развития татарского общества на основах образованности и культуры зазвучала как национальная идеологема.

Исламская философия переосмысливается с позиций этноцентризма: служение нации определяется для мусульманина как необходимость (фарыз). Вредными для будущего нации признаются такие качества, как высокомерие, лесть, консерватизм, невежество, негативное отношение к другим людям.

Лирический герой критически относится к татарскому обществу, в котором нередко проявляются невежество, зависть, жажда мести, а целебным средством от этого он считает почитание Бога, художественного слова.

Те же идеи проявляются и в его публицистике.

Так, в ответ на выступления черносотенных депутатов Государственной думы с угрозами выселения татар из России в Турцию за участие в революционном движении поэт пишет:

Переселяться? Но сперва перенесите вы туда Все наши прошлые века, селенья наши, города! Здесь родились мы и росли, здесь смертный обретем покой. Нам эту землю дал навек сам Бог могучий, всеблагой! (Перевод В.Шефнера)

Г.Тукай размышляет о трагической судьбе народа, настоящее и будущее которого зависят от его твердости и активности. Свою мысль о бездействии и о напрасно прожитой жизни поэт выражает в резких обвинениях в адрес политиков, купцов, духовенства, шакирдов.

Большая часть стихотворений Г.Тукая занимают посвящения, обращения к представителям различных слоев татарского общества, ведущим остается мотив судьбы нации.

Г.Тукая заинтересовала немецкая романтическая литература, он начинает изучать немецкий язык.

Под влиянием русских и западноевропейской литературы поэт переходит от аруза к силлабике, от восточных жанров ( газель , мадхия, марсия, касыда), ограничивавших возможности передачи гражданских чувств лирического героя, к жанрам западной литературы.

Г.Тукай начинает серьезно интересоваться слогом народной речи, фольклорными традициями. Сближение его поэзии с народным творчеством отражается на языке произведений этого периода, в них становится меньше арабо-персидских и турецких заимствований.

Г. Тукай в период работы в типографии. Уральск. 1905

Как добраться до Арска

Напрямую попасть в Арск из Москвы невозможно. Придется сменить разные виды транспорта. Самый быстрый путь — сначала самолет до Казани, затем на выбор — автобус, такси, электричка. В столицу Татарстана можно спокойно улететь из Шереметьево или Домодедово, рейсы ежедневные. Путь по воздуху займет полтора часа. По прилете можно сразу нанять такси, но ценник у стен аэропорта в разы выше, чем, если ехать из города. Более дешевый способ — автобусы. Они ходят каждый час. Еще более дешевый способ — электричка: два часа размеренного ходу, и вы — в Арске.

Поиск авиабилетов в Арск по минимальным ценам

Можно добраться и поездом, почти напрямую, по крайней мере, пересесть придется только из вагона в вагон. Из Москвы поезд уходит с Казанского вокзала, пересадка в столице республики, примерно 17 часов пути — при четкой стыковке. Любители автопутешествий могут отправиться и на машине. Расстояние от Москвы до Арска около 900 км.

Путешественникам за рулем на заметку: если брать в расчет 10 литров на каждые 100 км, то вам потребуется 87 литров бензина. 1 литр стоит около 45 RUB, то есть дорога до Арска обойдется вам в 4500 RUB. АЗС на трассе М-7 полно.

Краткая биография Габдуллы Тукая для школьников

Годы жизни: 26.04.1886 — 15.04.1913. Прожил 26 лет.

Жанры, в которых работал: стихотворения, поэмы, переводы.

Основные произведения: «Шурале», «Родной язык», «Книга».

Интересные факты из жизни Г. М. Тукая

  1. Помимо родного татарского и русского, Габдулла знал турецкий, арабский, персидский и несколько западноевропейских языков.
  2. Он был сторонником светского образования. Считал, что образование должно быть доступно и мальчикам, и девочкам.
  3. Тукай был собирателем фольклора и издал при жизни четыре тома народного эпоса.
  4. По мотивам поэмы «Шурале» был поставлен балет, с успехом шедший в Большом и Мариинском театрах.

Габдулла Тукай биография кратко и интересные факты

Габдулла Тукай биография кратко и интересные факты из жизни татарского поэта Вы узнаете в этой статье.

Габдулла Тукай биография краткая

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Республика Татарстан) в семье приходского муллы. Вскоре умер его отец. А в 4 года Габдулла стал круглым сиротой.

Его воспитанием занимались его многочисленные бедные родственники, которые считали его лишним в своих семьях и, конечно, относились к нему соответственно. Он не знал ласки и любви близких людей и нуждался во внимании. Не удивительно, что в детстве он очень много болел.

Сначала маленький Габдулла учился в мусульманской школе, потом тётка увезла его в Уральск, где он ходил в русский класс и познакомился с творчеством русских поэтов Лермонтова и Пушкина. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Габдулла был одаренным мальчиком и в возрасте 16 лет он написал свои первые стихи, потом начал переводить на татарский язык стихи и басни.

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине – деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь – из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать, несмотря ни на что.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер совсем молодым, прожив неполные 27 лет.

Габдулла Тукай интересные факты

Тукай обычно не носил головного убора, стараясь быть похожим на русских поэтов. Одно время он ходил в такой же рубашке, как Лев Толстой. Тукай не придавал большого значения одежде. Однажды купил на базаре пиджак на два размера больше, в котором и ходил довольно долгое время.

Габдулла Тукай получал за каждую написанную строчку 50 копеек серебром или золотом, что делало его самым высокооплачиваемым поэтом своего времени. Тукай жил в бедности, хотя сам достаточно зарабатывал. Но он часто одалживал деньги друзьям, учредил две именные стипендии на 500 рублей для обучения талантливых мусульман в русском учебном заведении.

Несмотря на большую популярность у противоположного пола, Тукай старался избегать отношений с девушками, т.к. полагал, что выглядит безобразно.

Габдулла Тукай знал 5 языков — татарский, арабский, персидский, турецкий и русский.

За неполные 8 лет творческой жизни Габдулла Тукай написал 9 поэм, более 400 стихотворений, а также 350 рассказов, очерков и воспоминаний.

Похороны поэта 4 апреля 1913 году превратились в многотысячную процессию. В знак траура не работали магазины, казанские заводы, фабрики объявили неполный рабочий день. Были отменены занятия в школах, медресе. Учредительница Татарской женской гимназии Фатиха Аитова разрешила своим воспитанницам пойти на похороны Тукая с цветами. Это был очень смелый шаг для того времени, едва ли не подвиг. Ведь по законам шариата женщинам и сейчас не разрешается ходить на кладбище.

Мотив одиночества и отчуждения

В философской лирике формируется один из центральных мотивов – мотив трагического одиночества и отчуждения. Он представлен прежде всего как одиночество среди равнодушной толпы борца за свободу духа, светлое будущее нации, за изменение мира.

В стихотворении «Кыйтга» («Отрывок», 1913 г.) сожаление лирического героя, жизнь которого состояла из «черных дней» и борьбы за «обеление, очищение мира», возникает как результат осознания недостижимости этой цели. Но верность идеалу и стойкость человеческого духа торжествуют: несмотря на одиночество и отчаяние, лирический герой остается верен своему стремлению изменить общество и мир к лучшему.

В стихах, посвященных темам творчества, поэта и поэзии («Шагыйрь» – «Поэт», 1908 г.; «…гә (Ядкяр)» – «Посвящение», 1908 г.; «Пәйгамбәр» – «Пророк», 1909 г. и т. д.), также появляется мотив отчуждения. Ответственность поэта за окружающий мир, сочувствие к обездоленным и слабым, способность оставаться молодым и сильным духом, увлекать за собой народ в стихотворении «Поэт» представлены как спутники творческого дарования.

Стихотворение «Пророк» состоит из двух частей. В первой поэт рассказывает о божественной предопределенности своей судьбы, об одиночестве и отчужденности, призывает жить в любви и согласии. Во второй показывает отношение людей к себе: народ не принял поэта и, жестоко насмеявшись, изгнал. Написанное как вариация на тему лермонтовского «Пророка», стихотворение содержит религиозно-суфийские символы и детали, напоминает традиционные восточные истории пророков.

Мотивы молитвы, любви к Богу пронизывают многие стихи, посвященные раздумьям о судьбе человека («Мигъраҗ» – «Миградж», 1910 г.; «Кадер кич» – «Священный вечер», 1911 г.; «Тәфсирме? Тәрҗемәме?» – «Комментарии или перевод?», 1913 г.).

Молитва – таинство, через которое человек выражает свой внутренний мир, предстает не только как обращение к Богу, но и как разговор со своей душой, своим «я» («Ана догасы» – «Молитва матери», 1909 г.). Человек всегда может найти истину, успокоение и поддержку у Всевышнего («Киңәш» – «Совет», 1909 г.; «Таян Аллага» – «Обращайся к Богу», 1909 г.) и сам несет в себе частицу божественного («Нәсыйхәт» – «Наставление», 1910 г.).

Бочкарев И.М. Г.Тукай (во втором ряду, третий слева) среди членов татарского драматического кружка. Астрахань. 1911

Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ. Опубликовано: Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016

Творчество

Одна из работ Габдуллы Тукая, «Балалар күңеле», 1914 год. Семён Израилевич Липкин пишет:

После революции последует реакция, Г. Тукай крайне тяжело переживал происходившие события.

В это время начинают раздаваться в прессе и среди бюрократов призывы к переселению многих мусульманских народов в Турцию.[источник не указан 221 день

] Им Г. Тукай дает достойный ответ:

Также, после революции 1905 г. он пишет стихотворение «Паразитам» (1906 г.), где поэт призывает народ не дать «безмозглой туше придавить наш день грядущий…». Выступает за светское образование («Национальные чувства»).

Несмотря на споры в татарском обществе, Г. Тукай придерживался точки зрения о единстве народа и его культуры:

Хочу разумным быть, чистосердечным. Душа живет стремленьем к свету вечным.

Мне счастие татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни?

До срока думой тяжкой состарен, Я сам татарин, истинный татарин

Я дал народу обещаний много,

Исполню ль их — известно только Богу

Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли:

Родной язык — святой язык, отца и матери язык Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.

Родной язык, Родной язык, с тобою смело шел я вдаль, Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.

Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: «О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца»

«Кажется, что на его родине Тукая понимаешь больше»

В литературно-мемориальном музейном комплексе Габдуллы Тукая в Кырлае нас встретили гостеприимные жители села и глава Арского муниципального района Ильшат Нуриев. После торжественного возложения цветов к памятнику Габдуллы Тукая, начался праздник поэзии. В нем принимали участие артисты Атнинского татарского государственного драматического театра, ведущей выступила лауреат премии имени Сажиды Сулеймановой, поэтесса Гулюса Батталова. 

Депутат Государственного Совета Татарстана, председатель Союза писателей РТ Ркаиль Зайдулла:
– Габдулла Тукай – великий поэт. Быть великим поэтом – это большое призвание. Габдулла Тукай – в наших душах. У каждого считающего себя истинным татарином человека в душе живет Тукай, в произведениях Габдуллы Тукая есть ответы на все вопросы. Его произведения никогда не теряют актуальности, что еще раз доказывает его гениальность и величие. 

Сегодня очень красивый день. А главное – в сердцах присутствующих здесь обитают свет и душевная теплота. Для нас Тукай – это целая Вселенная.  Рядом с ним находились выдающиеся люди: Фатих Амирхан, Сагит Сунчелей, Сагит Рамиев и многие другие. Тукай опирался на них, считал товарищами. За 22 дня до своего ухода он написал Гаязу Исхаки, находившемуся на ссылке в Архангельске! «У нас нет руководителя. Приезжай, стань нашим предводителем, может быть, отсрочишь конец света», — обратился он к нему. 
Каждый год мы приезжаем на малую родину Габдуллы Тукая. Я ощущаю себя счастливым. Я говорю, пишу, читаю на языке Тукая. Мы никому не навязываем свой язык, но и не должны его потерять. Это аксиома. К сожалению, за последние 20 лет у нас было много потерь, тому есть свои причины. Мы знаем все эти причины, и по мере сил боремся против этих причин. 
Говорят, если хочешь узнать поэта, приезжай на его родину. Это правда. Наверное, приезжая сюда впервые испытываешь неповторимые чувства. Кажется, что на родине Тукая понимаешь еще больше. Образ жизни, характер – все оттуда. Спасибо Вам за то, что бережно храните имя Тукая! Мы тоже стараемся его сохранить. Пока живы имя Тукая, его творчество, мы можем на что-то надеяться. Пока мы живы, Тукай тоже будеь жить! – сказал Ркаиль Зайдулла. 

«Люди просят русский перевод писем Тукая»

Глава Арского муниципального района Ильшат Нуриев поздравил всех с праздником поэзии. 

– Пусть наш Тукай бабай будет обитателем рая. Я и сам люблю читать стихи Габдуллы Тукая. 
Раис Республики поддерживает культуру, искусство и писателей. Многое еще предстоит сделать, надеемся закончить к 140-летнему юбилею Габдуллы Тукая, — сказал он. 

– Из года в год все больше почитателей творчества Тукая приходят в музеи. В последнее время стало модно приезжать семьями. Это объясняется и актуальностью произведений поэта. Народ любит татарскую литературу, ходит в музеи. 
Идет подготовка к празднованию 140-летия со дня рождения Тукая. Нас ждут перемены. Люди просят русский перевод писем Тукая, хотят видеть детский зал. На первом этаже в четырех залах расположены экспозиции о жизни и творчестве Габдуллы Тукая. Первый зал рассказывает о детстве Тукая, второй зал – о жизни в Уральске, третий – о жизни в Казани. В четвертом зале можно ознакомиться с именами лауреатов государственной премии имени Габдуллы Тукая, на втором этаже работают разные выставки, — рассказала экскурсовод музея Гульшат Сафиуллина и заведующий Дамир Абдуллин.

Таким образом, за один день мы побывали в гостях в Кошлауче и Кырлае. Большая благодарность за гостеприимство и теплый прием жителям Арского района! 
P.S. Летом обязательно нужно еще раз приехать в Кырлай по ягоды и по следам Шурале!
На встрече принимали участие Вакыф Нуриев, Фоат Галимуллин, Радиф Гаташ, Радиф Сагди, Камиль Каримов, Лябиб Лерон, Рамис Латыпов, Рустем Галиуллин, Халиса Мударисова, Сания Ахметзянова, Газинур Мурат, Ильдар Ягфаров и другие.
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: