«история сибири с древнейших времен до наших дней»

Приложение 2 семен ульянович ремезов. история сибирская. летопись сибирская краткая кунгурская[5]

Творчество

М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Д. Телешов и И. А. Бунин. Ялта, 1902

В широкую литературу вошёл серией путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881—1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и другие). Многие были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк», чтобы его не путали с господином Томским, написавшим неудачный роман.

Один из первых романов — «В водовороте страстей», опубликованный Маминым в малоизвестном журнале и подписанный псевдонимом «Е. Томский» был очень раскритикован, вследствие чего он решает пока не писать.

Первым крупным произведением писателя стал роман «Приваловские миллионы» (1883), который на протяжении года печатался в журнале «Дело» и имел большой успех. В 1884 году в журнале «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.

Продолжительные выезды в столицу (1881—1882, 1885—1886) упрочили литературные связи Мамина-Сибиряка. Он познакомился с В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским, В. А. Гольцевым и другими писателями. В эти годы писал и печатал много небольших рассказов и очерков.

Последние крупные произведения писателя — романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).

В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали.

В нескольких произведениях Мамин-Сибиряк, как и ряд других писателей — А. П. Чехов («Ванька», «Спать хочется»), В. Г. Короленко («В дурном обществе»), Д. В. Григорович («Гуттаперчевый мальчик»), — рассказывает о горькой доле детей из бедных семей, а также сирот. Детям, лишённым детства, учёбы, заботы со стороны взрослых, обречённым на тяжкий труд, постоянный голод, а нередко и на раннюю смерть, посвящены, в частности, его рассказы «Кормилец» (1885), «В ученье» (1892), «Вертел» (1897).

Свои произведения писатель подписывал по-разному: Баш-Курт, Д., Д. М., Д. Н., Д. Н. М., М-ин., Оник., С-к, Д., С-ряк, Д., Седой, Сибиряк, Д., Томский Е., — ъ; N., Рассказов.

Знаменитая легенда о Томске

О городе Томске есть своя легенда. Сибиряки рассказывают, что некогда за девятью горами жил народ, опоясанный мечом, во главе которого стоял суровый хан Таян. Он сумел завоевать множество земель, а людей на покорённых территориях сделал своими подданными.

Одни любили хана, другие боялись, а третьи – ненавидели. Среди последних был и пастух Ушай, родина которого была разорена Таяном. Всё своё время пастух проводил за выпасом лошадей, которых очень любил. Он не помнил своих родителей, погубленных Таяном, не имел дома, а жил под открытым небом. Хан также не был счастлив. У него было множество жён, однако ни от одной из них не родился сын-наследник. Всех своих женщин Таян велел живыми закопать в землю.

Убив всех своих жён, хан сохранил жизнь лишь одной красавице Томе / Châu Nguyễn / artstation.com

Сохранил жизнь лишь одной красавице Томе, которую заточил во дворце. Путь к этой роскошной тюрьме знали лишь горные орлы и хан. Таян требовал от жены родить ему сына – в ином случае грозил ей расправой.

Когда в очередной раз Таян отправился во дворец Томы, его выследил Ушай. Пройти по горам пастуху помог его верный конь Эрдине (имя переводится как “Драгоценный”). Когда Таян уснул, Ушай вошёл в прекрасный дом на вершине горы. Навстречу ему вышла Тома, потрясённая видом гостя в своей обители. Юноша, стоявший перед ней, был облачён в одежды бедняка, однако выглядел богатырём.

Гость спросил у девушки, кто она, и та назвала своё имя. Тома рассказала, что является пленницей Таяна, что держит её в этом замке-тюрьме. Ушай же объяснил ей, что всё его племя было истреблено жестоким ханом, убиты все родные, а потому он хочет поквитаться с ним. Чем дольше они разговаривали, тем ближе становились их сердца. Однако их беседу нарушил сам Таян. Проснувшись, он услышал голоса и, увидев Ушая, впал в ярость.

Река Томь в своём имени несёт память о красавице Томе / Владимир Деньгуб / photocentra.ru

Тогда началась битва пастуха и хана. Отчаянно сражался вместе с хозяином верный Эрдине, но сила и могущество Таяна превосходили возможности Ушая. Используя чары и налетев на всадника, хан рассёк его тело на множество частей. Участь хозяина разделил и его конь.

Хлынувшая из ран кровь обратилась в быструю реку. Узнав о гибели возлюбленного, Тома принялась плакать. Из её глаз вырвался поток слёз, который соединился с рекой. Там, где два течения слились, появилась Томская крепость, которую сегодня называют Томском.

Там, где два течения слились, была построена Томская крепость / Н.М.Петров / news.vtomske.ru

Завоевание русскими

Из русских первым за Урал проникли новгородцы в XII веке с целью сбора дани пушниной с местных племен. В 1499–1500 годах поход на Сибирское ханство совершили поход князья Петр Ушатый и Семен Курбский. Их войско перемещалось на лыжах и на собачьих и оленьих упряжках. С тех пор сибирские ханы иногда платили дань царству Русскому пушниной. В 1563 году власть в Кашлыке захватил хан Кучум. Вскоре он перестал платить дань, а его отряды стали совершать набеги на Пермские земли, где добывали соль купцы Строгановы.

В 1581–1585 годах поход против Кучума совершил казачий атаман Ермак. Казачьего отряда численность в 500–800 человек оказалось достаточно для взятия Кашлыка. В 1586 году из Москвы со стрельцами пришли воевода Мясной и Данила Чулков. Они основали Тюмень и в 1587 году Тобольск, который стал резиденцией воеводы. В 1598 году хан Кучум был окончательно разгромлен в Барабинских степях воеводой Андреем Воейковым.

Ермака, как правило, называют «покорителем Сибири». На самом деле, он продержался в Кашлыке едва ли три года, с октября 1582 до августа 1585. Ермак успел отправить посольство к Ивану IV и получить от царя в помощь 300 стрельцов во главе с князем Болховским. Многие из них умерли от голода, холода и погибли в боях с татарами. В конце 1585 года остатки отряда Ермака ушла за Урал.

Рис. 3. Покорение Сибири Ермаком.

Что мы узнали?

Сибирское ханство существовало в Западной Сибири с 1468 года. Оно не играло значительной роли в истории Золотой Орды и России и в конце XVI века было завоевано немногочисленными русскими отрядами.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Русские остроги в Сибири

Закрепиться на недружественной сибирской земле можно было только с помощью планомерного продвижения и строительства форпостов. Одни лишь походы, даже победоносные — это ещё не освоение земель. Требовалось создавать поселения, привлекать туда всё новых служилых и «охочих» людей, заселять их. В 1586 г. В. Сукин и И. Мясной основали Тюмень, а годом позже Даниил Чулков заложил возле разрушенного татарского Кашлыка Тобольск — административный, военный и хозяйственный центр в Сибири на протяжении всего периода её завоевания, «столица» края до 1764 г.

Поселенцы шли через Поморье, Пермский край и Поволжье. Уже при Борисе Годунове сибирским чиновникам вменялось в обязанность «пашенных и посадских людей призывать». Жители Поморья, Пермской земли и Поволжья, ярославцы, галичане и костромичи ехали «на льготу охочих людей». В периоды войн и Смуты в Сибирь начали отправлять ссыльных и военнопленных. Так постепенно формировалась социальная база освоения региона.

Ехали поселенцы из европейской части России в так называемые остроги, деревянные крепости с башнями, сложенные, как правило, из набитых землёй срубов и обнесённые частоколом из заострённых брёвен (отсюда и название — от слова «строгать»). А внутри — избы служилых людей, церковь, арсенал, склады. Так выглядели практически все новые русские поселения в Сибири в 16−18 вв. Со временем некоторые из них расширялись и превращались в города.

Шаг за шагом, острог за острогом, колонизаторы покоряли всё новые земли: приходили, строили «острожек», защищали его, налаживали транспортное сообщение с другими населёнными пунктами и собирали ясак. Вслед за Тюменью и Тобольском на карте появились Нарым (1596), Сургут и Тара (1594), Томск (1604), Енисейск (1618), Красноярск (1628), Якутск и Жиганское (1632), Верхоянское (1638), Охотский острог (1646), Иркутск (1652), Нерчинский острог (1654) и другие.

Якутский острог, фото начала 20-го в. (ru.wikipedia.org)

Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович присоединили большую часть Сибири

Куренги и “живые” лыжи

Народы Сибири помнят сказки о странных людях, что некогда проживали на их землях. Называли их куренгами, а происхождение их было родственным горным духам. Внешне куренги напоминали обычных людей, однако кожа их была очень смуглой, покрытой волосами, а глаза горели ярко-красным цветом.

Куренги славились как превосходные охотники, что неудивительно – у них были быстроходные лыжи, что могли сами мчать человека в заданном направлении. Никто из людей не смог бы опередить куренга на лыжах.

Нередко куренги выходили на охоту вместе с людьми. Однажды обыкновенный охотник после долгого преследования нашёл на дороге убитую козу, что умерла от раны. Вскоре к нему подошёл куренг и, по обычаю того времени, человек отдал ему добычу. Куренг же съел козу в один присест.

Никто из людей не смог бы опередить куренга на лыжахВяйне Хамяляйнен «Лыжная охота на лося», 1902 год

Поняв, что перед ним хороший охотник, куренг предложил человеку охотиться вместе. Охотник должен был выслеживать дичь днём, куренг – ночью. Став соратниками, они часто общались на самые разные темы. Конечно, человеку было интересно, в чём заключается сила его товарища. Куренг объяснил, что свои лыжи он призывает звуком “ююк”, после чего те слушаются его.

Однажды вечером, когда куренг уснул, охотник вышел из жилища и подозвал лыжи. Те сами подъехали к нему и, надев их на ноги, человек поехал в своё селение. Увы, он забыл спросить очень важную вещь у куренга.

Уже подъезжая к родному дому, охотник понял, что не может остановить лыжи. Тогда он вонзил в них нож. Из дерева хлынула кровь, ведь лыжи были живыми. Они погибли от руки охотника, а через некоторое время все куренги были заперты в Саянских горах Верховным творцом.

Если бы был известен секрет остановки волшебных лыж, охотник сумел бы сохранить их, а люди стали бы изготавливать этот чудесный транспорт. Но, к сожалению, куренги так и унесли с собой эту тайну.

Куренги были заперты в Саянских горах Верховным творцом / Daniel Beilinson / flickr.com

Подземная страна и роковая чаша

Рассказывая о сибирских легендах, не могу не упомянуть предания о подземных городах и странах, что якобы находятся на хребте Ергаки, на территории Западного Саяна. Такие подземные обители называли духовным центром земли и, как верят многие народы, подобные цивилизации существовали в ряде регионов Индии, Монголии, на Дальнем Востоке. В Сибири подземную страну, о которой известно лишь из мифов, называли Агарти.

Как считает польский исследователь Антон Оссендоевский, по приблизительным координатам, поданным в старинных источниках, можно предположить, что подземные города Сибири находятся на территории Западного Саяна. Как гласит предание, некоторые люди знают о входе в чудесный мир, находящийся под землёй, однако говорить об этом строго запрещено – так можно накликать беду на весь свой род.

Неужели и правда кто-то видел эти таинственные города из легенд? Не менее опасным и притягательным предметом является мифическая Бронзовая чаша, что стоит на одной из гор в верховьях Енисея. Как считают тувинцы, тот, кто даже мельком увидит это сокровище, обретёт массу бед. Одна из легенд утверждает, что чаша установлена над могилой Чингисхана. Это кажется не слишком правдоподобным, но ведь могила великого монгольского завоевателя до сих пор так и не найдена.

Мифическая Бронзовая чаша стоит на одной из гор в верховьях Енисея / Алексей Сим / fotoshkola.net

Легенды Сибири я бы назвала одним из главных сокровищ фольклора России. В них раскрывается бескрайний мир поверий и преданий, связанных с известными местами. Благодаря им можно лучше узнать культуру и историю самых разных сибирских народов, а изучение географии и вовсе покажется необычным и увлекательным. Именно поэтому знакомиться с преданиями о родном крае, своей стране стоит представителям самых разных поколений.

На обложке: «Сибирский пейзаж» / Ev La / photoclub.by

Возникновение и особенности

В конце XV века государство охватывало обширную территорию в Зауралье и представляло собой самое большое по площади и малонаселенное татарское ханство.

Рис. 1. Сибирское ханство.

На севере сфера влияния сибирских ханов доходила до современного города Березов и средней Оби, на западе — до Уральского хребта, на востоке — до Барабинских степей, а на юге — до степей на берегах реки Ишим, то есть до стыка границ России и Казахстана, что хорошо заметно на карте. Его соседями были:

  • Пермская земля за Уралом;
  • Ногайская Орда и Казахское ханство на юге;
  • Пегая Орда на востоке;

В XIII веке земли Зауралья входили в состав Тайбугинского юрта улуса Джучи. Около 1250 года хан Батый выделил из него отдельный улус Шибана в Зауралье. В силу особенностей географического положения эти земли всегда находились в тесной связи с Казахстаном.

Живший в XV веке Абулхайр-хан с 1428 по 1468 год управлял Узбекским ханством. Оно охватывало территорию от реки Амударьи на юге и до южного Зауралья на севере. Территория современного юга Тюменской области в те времена входила в состав вилайет Чинги-Тура. Его столица находилась в одноименном городе на месте Тюмени. После смерти Абулхайр-хана с 1468 по 1495 год существовало отдельное Тюменское ханство. После очередной внутренней войны возникло Сибирское ханство со столицей в городе Искер, который также назывался Кашлык и Сибирь. Он находился недалеко от современного Тобольска.

Численность населения ханства в XV веке неизвестна. В нем жили следующие народы:

  • представители уральской языковой семьи: самоеды, ханты, манси;
  • тюрки: сибирские татары, казахи, ногайцы, башкиры.

Основными их занятиями были охота, собирательство, ловля рыбы, скотоводство и земледелие на юге. Из религий были распространено язычество и проникший из Средней Азии ислам. Особых достижений в культуре не наблюдалось. В нескольких небольших городках было развито ремесло: обработка металла, кости и дерева, гончарство и ткачество. Сибирский хан жил в деревянном дворце в Кашлыке, куда иногда прибывали купцы из Средней Азии.

Термин «Сибирь» впервые зафиксирован в «Сокровенном сказании монголов» в 1240 году, то есть в период походов хана Батыя на русские княжества. В XIV веке его использовали арабские географы и картографы из Венеции и Каталонии.

Рис. 2. Сибирское ханство. Карта.

Биография

Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в посёлке Висимо-Шайтанского завода Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне — посёлок Висим Пригородного района Свердловской области) в семье заводского священника Наркиса Матвеевича Мамина (1827—1878). Его сестра Елизавета (1866—1925) в августе 1878 года была зачислена сразу в третий класс Екатеринбургской первой женской гимназии. Младший брат — В. Н. Мамин, депутат Государственной думы Российской империи II созыва. Дмитрий получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее — в духовном училище (1866—1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872 года, полный курс не окончил).

В 1872 году поступил в Императорскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. С 1874 года ради заработка писал для газет отчёты о заседаниях научных обществ, в газете «Сын отечества» и журнале «Кругозор» публиковал остросюжетные истории о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался плеврит).

Летом 1877 года вернулся к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, переехал в крупный культурный центр — Екатеринбург, где женился на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только гражданской женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.

С начала 1880-х годов занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.

В 1890 году разошелся с Марией Алексеевой, после чего жил в гражданском браке с артисткой Екатеринбургского драматического театра Марией Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. В 1892 году 28-летняя Абрамова умерла при родах, оставив больную хореей дочь Алёнушку (Елену) на руках потрясённого этой смертью отца. Своей дочери Дмитрий Наркисович посвятил цикл своих произведений для детей, который он так и назвал: «Алёнушкины сказки». Не без труда добился писатель прав на отцовство, и в итоге Елена Дмитриевна Мамина была признана законной дочерью Мамина-Сибиряка. Она прожила недолгую жизнь, как и её мать: в 1914 году скончалась от туберкулёза.

В 1902 году вместе с друзьями-писателями посетил Кисловодск, опубликовав впоследствии рассказ «Погибельный Кавказ».

Дмитрий Наркисович 4 августа 1911 года перенёс кровоизлияние в мозг, паралич руки и ноги. Летом 1912 года вновь заболел плевритом.

Скончался 2 (15) ноября 1912 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, через два года рядом похоронили его дочь; в 1956 г. оба перезахоронены на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Столбы Красноярска

Удивительным местом Сибири являются Красноярские Столбы. Они представляют собой скалы причудливой формы, происхождение которых породило массу легенд.

Местные жители сравнивали их с животными, птицами или людьми, давая красноречивые названия – Ворон, Гриф, Верблюд. Как гласят предания, своенравный царь Енисей, проживавший в этих краях, разгневался на своих дочерей. Их он обратил в реки Базаиху и Лалетину, а женихов девушек вместе с их дружинами сделал высокими скалами.

В других сказаниях говорится, что столбы – это руины таинственного Города мёртвых или его обитатели. Дожидаясь своего часа, они замерли в облике камней, но придёт время, когда из каменных тел появятся мифические создания и люди.

Красноярские Столбы, скала Колокольня / Георгий Пронькин / nat-geo.ru

Что бы ни говорили о Красноярских Столбах, это поистине необыкновенное место. Его особая энергетика чувствуется каждым, кто посещает окрестности. Интересно, что в прошлом веке участники революционных сходок написали на одном из столбов слово “Свобода”.

Когда блюстители порядка узнали об этом, их группа отправилась к столбу, чтобы стереть надпись. Однако никаких слов на столбах не было найдено. Тем не менее, и сегодня энтузиасты периодически обновляют старинную запись, причём всегда находят дорогу к нужному месту. Видимо, столбы и правда являются своего рода “живыми” созданиями, что способны вступать в отношения с окружающим миром.

Красноярские Столбы, скала Перья / galpeko7 / photonomy.ru

Река Катунь

Немалая часть сибирских преданий связана с возникновением местных рек, озёр, скал. Нередко такие легенды рассказывают нам об истории любви, что находила свой счастливый или трагический финал. Томские татары, шорцы, алтайские племена создавали поразительные предания, где были и любовь, и погони, и появление священных мест.

Таким, к примеру, стал сказ о реке Катуни. Некогда на территории Сибири не было ни одной крупной реки. В этих местах жил богатый хан, у которого была единственная дочь – Катунь. Немало знатных женихов посваталось к девушке, да только отвечала она отказом.

Река Катунь / Виктор Четошников / rasfokus.ru

Причиной тому была любовь к красавцу-пастуху Бию. Конечно, отец Катуни не дал согласия на брак дочери с простолюдином. Запер хан дочь в своём доме, однако Катунь обратилась в быструю реку и помчалась к возлюбленному.

Сам Бий тоже обратился в стремительный поток, отправившись к любимой. Встретившись, они превратились в единую реку. Хан же, узнав о поступке дочери, обратил всех своих слуг в огромные валуны, а сам стал горой Белухой.

Гора Белуха – самая высокая вершина Горного Алтая / Александр Шведов / fotokto.ru

Память

Надгробие Д. Н. Мамина-Сибиряка на Литераторских мостках

  • В честь писателя названо несколько улиц, в том числе — в Екатеринбурге.
  • В 2002 году к 150-летию со дня рождения писателя Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связаны с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 года на родине писателя, в посёлке Висиме.
  • В Екатеринбурге на улице Пушкина расположен дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, открывшийся в 1946 году.
  • На исторической родине писателя, в посёлке Висиме, на улице Д. Н. Мамина-Сибиряка, находится дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка.
  • 31 июля 1963 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 937 Нижнетагильскому драматическому театру присвоено имя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
  • В 1954 году Детской библиотеке г. Нижней Салды присвоено имя Д. Н. Мамина-Сибиряка, а в 1972 году в ней открылся музей знаменитого писателя.
  • Писатель изображён на лицевой стороне купюры номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска.
  • Рассматривалась возможность назвать в честь писателя заповедник, но в итоге его назвали Висимским.
  • В 2014 году екатеринбургский гражданский Сенат предложил присвоить писателю звание «Почётный гражданин Екатеринбурга».
  • В 2022 году Свердловской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих в честь 70-летия данного учреждения и 170-летия со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка было присвоено имя писателя.

Литература

  • Альбов В. Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка // Мир божий. 1900. № 1—2.
  • Воспоминания о Д. Н. Мамине-Сибиряке / сост. З. А. Ерошкина. Свердловск: Свердл. обл. изд-во. — 1936. 212, с., л. портр.
  • Боголюбов Е. А. Мамин-Сибиряк Д. Н. // История русской литературы: В 10 томах. — М.; Л.: Издательство АН СССР, 1956. — Т. IX. Литература 70-80-х годов. Ч. 2. — С. 267—290.
  • Груздев А. И. Д. Н. Мамин-Сибиряк: критико-биографический очерк. — М.: Гослитиздат, 1958. — 182 с.
  • Груздев А. И. Мамин-Сибиряк Д. Н. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 4. Лакшин — Мураново. — С. 560—563.
  • Дергачёв И. А. Д. Н. Мамин-Сибиряк в литературном контексте второй половины XIX века. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1992. — 221 с. — ISBN 5-7525-0418-X.
  • Дергачёв И. А. Д. Н. Мамин-Сибиряк в литературном процессе 1870—1890-х годов. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. — 285 с. — ISBN 5-7692-0656-x.
  • Дергачёв И. А. Д. Н. Мамин-Сибиряк: Личность. Творчество. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981. — 331 с.
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк: библиографический указатель / Сост. Н. Л. Лигостаева. — Свердловск: Свердловская государственная научная библиотека им. В. Г. Белинского, 1981. — 182 с.
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников. — Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1962. — 351 с.
  • Дельцы: Пьеса в 3 актах, 8 карт. А. Дубинской по мотивам романа Д. Мамина-Сибиряка «Горное гнездо» / Отв. ред. А. Ушаков. — Москва: ВААП, 1975. — 94 л.
  • Кремянская Н. Д. Н. Мамин-Сибиряк как детский писатель. — Свердловск: Свердловское областное книжное издательство, 1952. — 84 с.
  • Кузин Н. Г. «Страдать и радоваться тысячью сердец…»: сжатый очерк жизни и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. — 56 с. — (Очерки истории Урала; вып. 14). — ISBN 5-7851-0406-7.
  • Летопись жизни и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852—1912) / сост. В. В. Горева. — М.; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2017. — 379 с. — ISBN 978-5-7584-0190-3.
  • Миночкина Л. И. Д. Н. Мамин-Сибиряк — «миру детства»: монография. — Челябинск: Абрис, 2007. — 167 с. — ISBN 978-5-901542-33-0.
  • Митрофанова Л. М. Петербургский текст романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Черты из жизни Пепко» // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2008. — N 59, вып. 16. — С. 159—172.
  • С. Р., П. Щ. Мамин-Сибиряк Д. М. // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 6 / Отв. ред. Луначарский А. В. ; учёный секретарь Гельфанд М. С. — М. : ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1932. — Стб. 752—754. — 920 стб. : ил.
  • Сергованцев Н. М. Мамин-Сибиряк. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 359 с. — (Жизнь замечательных людей; Вып. 934). — ISBN 5-235-02761-2.
  • Созина Е. К. Роман Д. Н. Мамина-Сибиряка «Весенние грозы» в литературном контексте // Известия Урал. федерал. ун-та. Сер. 2, Гуманитар. науки. 2015. № 3. — С. 98—110.
  • Стариков В. Жить тысячью жизней: Повествование-хроника о жизни Д. Н. Мамина-Сибиряка. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. — 380 с.
  • Творческое наследие Д. Н. Мамина-Сибиряка: итоги и перспективы изучения: К 160-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти писателя / под общ. ред. О. В. Зырянова. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2013. — 480 с. — ISBN 978-5-7851-0819-6.
  • Чанцев А. В. Мамин-Сибиряк Д. Н. // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — Т. 3: К—М. — С. 497—502. — 592 с. — ISBN 5-85270-112-2.

Биография Дмитрия Наркисовича Мамина -Сибиряка презентация к уроку по чтению (3 класс)

Слайд 1

Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк 1852 — 1912

Слайд 2

Писатель родился 25.10 (06.11) 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе (Урал) в семье приходского священника по фамилии Мамин.

Слайд 3

Образование Семья была очень интеллигентной, и Дмитрий Наркисович получил хорошее домашние образование, которое он продолжил в висимской школе, а потом в Духовном училище Екатеринбурга и семинарии Перми . Именно в это время молодой человек начал понимать, что труд священника не для него. Из Перми он перевелся в Санкт-Петербург, сначала в Медико-хирургическую академию (учился на отделении ветеринарии, а потом на общем хирургическом), а потом в Петербургский университет на Факультет естественных наук, позднее – на Юридический факультет. Это был настоящий поиск себя, будущий писатель старался понять, что ему действительно интересно).

Слайд 4

Первый брак и раннее творчество Через год из-за резкого ухудшения здоровья (писатель всю жизнь боролся с туберкулезом) Дмитрий Наркисович вернулся к родителям на Урал. После смерти отца он стал главным кормильцем семьи (было 2 младших брата и сестра). В это же время он женился на Марии Якимовне Алексеевой, которая стала его главной помощницей и советчицей в первых литературных опытах. Они поселились в Екатеринбурге, и в 1880 году Мамин – Сибиряк начал писать. Вдохновение он черпал в поездках по родному Уралу. Также он часто бывал в Санкт-Петербурге, где работал с редакторами журналов.

Слайд 5

Личная драма В 1890 году писатель оформил развод с первой женой и женился еще раз на актрисе Марии Абрамовой. Брак был недолгим: Мария умерла родами, оставив на руках мужа свою больную хореей дочь от первого брака . Писатель долго добивался опеки над Еленой (или Аленушкой, как её называли в семье). В краткой биографии Мамина-Сибиряка для детей упоминается, что он посвятил ей целый цикл произведений « Алёнушкины сказки» и, завершив процедуру удочерения, воспитывал ее как родную дочь . Нужно отметить, что трагическая смерть жены ввела писателя в глубокую депрессию. Именно литературный труд, работа над сказками помогла ему пережить трагический период и не сломаться.

Слайд 6

П ервым плодом этого изучения стала серия путевых очерков «От Урала до Москвы», опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Слайд 7

Последние годы В последние несколько лет писатель тяжело болел. Он пережил инсульт, паралич, перенес плеврит. Умер писатель в 1912 году в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на одном из кладбищ Северной столицы. Его приемная дочь не надолго пережила отца. Она умерла от туберкулеза в 1914 году.

Слайд 8

Библиография В период с 1876 по 1912 годы писатель опубликовал более 15 романов и около 100 рассказов, очерков и повестей (последняя крупная работа была опубликована в 1907 году). В это же время он много сотрудничает с такими известными литераторам, как В . Г. Короленко, Н. Н. Златовратским. Самые известные его произведения изучаются сейчас детьми в 3 классе.

Слайд 9

Произведения Мамина-Сибиряка для детей «Зимовье на Студеной» (1892), «Серая шейка» (1893), «Зарницы» (1897), «По Уралу» (1899) и другие приобрели широкую известность. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина со сказками Х.-К. Андерсена.

Слайд 10

» Детская книга — это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».

Слайд 11

Интересные факты Вся жизнь писателя так или иначе была связана с Уралом. Именно поэтому в 2002 году была учреждена литературная премия его имени, которая вручается писателям, пишущим об Урале . Брат писателя был довольно известным политиком и даже стал депутатом II Государственной думы . У писателя не было высшего образования: ни медицинский, ни юридические факультеты он так и не закончил . У Мамина – Сибиряка было очень интересное хобби: он коллекционировал необычные фамилии.

«Манси быстро покидают эти земли, когда здесь появляются новые кочевники»

— Получается, что это тюркские племена?

— Я бы сказал, что там были как монгольские племена, так и племена тюркские. Отличия между ними были очень незначительные. Зачастую по названию этих племен, которые указываются, например, в текстах у Абулгази, не всегда можем четко понять, это тюркские племена или монгольские. Рашид-ад-Дин делал классификацию тюркских племен, внутри которых выделял монгольские племена, считая, что монгольские племена были частью тюркских племен.

Есть замечательные раскопки Чинги-Туры – будущей столицы Тюменского ханства. Наталья Петровна Матвеева пишет о том, что к 1280-м годам, судя по радиоуглеродному анализу, в том городище, которое в дальнейшем будет называться Чинги-Турой, явно происходит изменение обряда домостроительства. Предшествующий обряд домостроительства, связанный с угорским населением, уходит, приходит новый обряд строительства, который связан с новыми кочевыми группами населения. Появляются наземные дома, в то время как у предшествующих групп были землянки или полуземлянки.

Тем самым к 1270-1280-м годам однозначно на юге Западной Сибири состав населения кардинально изменяется: резко увеличивается численность именно тюркских и монгольских кочевников, а предшествующие группы населения, как правило, выталкиваются в таежную зону, где превращаются в тех самых манси, которых мы знаем и сейчас. Таким образом, поэтапно на протяжении примерно 80 лет постепенно менялось население.

Марк Григорьевич здесь ставит интересную проблему. Если на самом деле воины Западной Сибири в значительной степени ушли в Западный поход, то сколько этих воинов вернулись обратно? Мы понимаем, что процент гибели был очень большой, особенно среди непрофессиональных подразделений. Тогда вытеснение манси к северу облегчалось тем, что значительная часть их мужчины ушли в Западный поход и могли не вернуться. Понятно, что в Западной Сибири оставались дети, женщины, старики. Естественно, они быстро покидают эти земли, когда здесь появляются новые кочевники.

Итоги и последствия присоединения Сибири

В результате подвига русских первопроходцев и картографов, военных и дипломатических усилий, движения промышленных людей и крестьян Московское царство узнало, присоединило и начало освоение колоссальных пространств за Уралом — более 13 млн кв. км (сегодня это — около 77% территории страны). Сибирь и Дальний Восток стали неотъемлемой частью России и неиссякаемым источником её богатства: пушнина, соль, медь, селитра, золото и серебро, драгоценные камни, древесина, уголь, нефть, газ, уран, редкие металлы — никель, платина, свинец, кобальт… Михаил Ломоносов, который говорил, что «российское могущество прирастать будет Сибирью», был на сто процентов прав. Российская империя и Советский Союз черпали из Сибири ресурсы, которые позволяли компенсировать несовершенство политической системы государства и качество его экономики. Достаточно вспомнить недавнее прошлое. Сибирские запасы металлов, угля, нефти и газа, востребованные заграничными покупателями, спасли от краха плановую экономику СССР в 1970-е годы; они и теперь обеспечивают Россию энергией и промышленным сырьём, а в течение трёх постсоветских десятилетий обеспечивали её экономику доходами, позволявшими насыщать рынок импортными товарами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: