Средние шуни, деревня (вятскополянский район, кировская область)

Самодеятельность…

В Вятскополянском районе в трех школах изучается татарский язык, в четырех сельских библиотеках факультативно преподают татарскую культуру, выписывают татарскую прессу. При Центре национальной культуры (г. Вятские Поляны) действует кружок татарской культуры. Почти во всех библиотеках проводят национальные дни, которые посвящены татарским героям и культурным деятелям, а при библиотеке в деревне Сосмак действует небольшой музей татарского быта. Библиотека в д. Средние Шуни организовала у себя уголок татарской избы, тут часто проводят национальные обрядовые посиделки «Утырма», праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».

Даже в Татарстане известны некоторые фольклорные коллективы из этого района, например, «Шунские гармонисты» или «Ак колфак».

Михайло-Архангельская церковь. Вятскополянский район, Кировская область.

Posted Втр, 19/04/2022 — 11:05

Михайло-Архангельская церковь – памятник архитектуры и один из самых старинных храмов Вятского края. Строительство церкви началось в первой половине 18-го века (предположительно, что в 1722-1725 гг.), однако есть мнения, что закладка храма могла произойти раньше. В церкви основной престол посвящен архистратигу Небесных сил – святому Архангелу Михаилу, а второй —  святой великомученице Параскеве Иконийской. 

   
Первоначально храм был построен в монастырском селе Суши, которое было расположено немного выше по реке Вятке от села Вятские Поляны, но уже после распада СССР было принято решение перевезти церковь в районный центр, чтобы сохранить такое ценное достояние культуры и истории Кировской области. В настоящее время Михайло-Архангельская церковь расположена в Вятских Полянах на улице Советской, примерно в километре от центрального Никольского собора.
Исторически деревни и села Вятскополянского района входили в Казанскую епархию, (деревня Суши упоминалась в реестре населенных пунктов Вятского Успенского монастыря). Найдена официальная грамота, где казанский митрополит Сильвестр в 1728 году разрешил строительство церкви в этом селе. При этом считается, что лес по специальной технологии стали заготавливать намного раньше. Дело в том, что в стародавние времена при строительстве деревянных храмов брали «особенную» древесину, чтобы она не портилась и могла служить целые века. Обычно строители при лесозаготовках выбирали «жаровую» сосну в период сокодвижения. Период этот происходил весной в самом начале мая, когда сосны просыпались от зимней спячки, и у них начиналось движение смолы (живицы). Именно в этот момент заготавливают древесину, поскольку она пропитывается смолой, что своеобразно «консервирует» дерево, и препятствует его гниению и порче. Церкви, избы и строения из такого «жарового» леса могут стоять веками и практически не портиться. 

Памятники раннего железного века

Памятники этого периода на территории района принадлежат ананьинским племенам — предкам удмуртов и марийцев, проживающих в настоящее время на юге Кировской области. В это время появляются городища – укреплённые валом и рвом посёлки. Для постройки городища обычно выбиралось возвышенное место, защищённое с двух или трёх сторон крутым оврагом или рекой. Появление таких поселений говорит об установлении тесных контактов с соседними племенами, которые не всегда носили мирный характер.

О расположении городищ косвенно свидетельствует и удмуртская топонимика: селения, возникшие на месте городища, имеют название «гучин» (например, д. Гучин-Бодья в Кизнерском районе Удмуртии, в 15 км от г. Сосновки). Городища обычно располагались в окружении селищ.

В этот период происходит этническое разделение ананьинских племён, формируются финно-угорские этносы. По-видимому, на огромной территории расселения ананьинцев (от Урала до Волги и от Северной Двины и Печоры до Самарской луки) не было абсолютного единства культуры и языка. В зависимости от условий хозяйствования и от влияния соседних племён сложились локальные группы. Распад ананьинской этнокультурной общности привел к сложению на её основе новых культур: гляденовской, пьяноборской, кара-абызской.

Каракулинское городище (Кон. I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э. Ранний железный век: ананьинская культура (VIII–III вв. до н.э.), худяковская культура (III в. до н.э. – V в. н.э.))

Открыто в 1956 г. Марийской археологической экспедицией. Памятник изучали:
Архипов Г.А., Халиков А.Х., 1956 г. — раскопки
Останина Т.И., 1984 г. – разведка
Лещинская Н.А., 1985 г. — осмотр
Кайсин А.О., 2009 г. — осмотр.

Возле д. Каракули, правый берег р. Вятки. Местное название «Калабашки». Расположено на треугольном мысу-стрелке (возвышается над Вяткой на 85 м), вытянутом с юга на север, между двумя крутыми логами, в 1,5 км к юго-западу от Каракульской пристани. С южной стороны городища — дуговидный вал высотой 1 м, длиной 80 м и шириной 12 м, в сердцевине сложен из камней известняка. Рядом с валом — ров глубиной 1 м при ширине 6 – 8 м. По мнению Т.И. Останиной, есть второй вал высотой 0,8 м, длиной 39 м и шириной 3,2 м, расположенный на южном склоне площадки. Основной вал в середине, на расстоянии 40 м от восточного края, имеет проезд шириной 4 м, вероятно, поздний.
Площадь 2700 м2, мощность слоя до 0,1 м, в котором найден фрагмент лепной керамики от чашевидного сосуда с «воротничком».

В 2009 г. Кайсиным А.О. в пашне на памятнике был найден кремниевый скобель на массивном отщепе с лезвием по периметру. Кроме этого в пашне были обнаружены 5 фрагментов керамики (стенки), подтверждающие отношение памятника к ананьинской культурно-исторической общности.

Селище «Кордон» (I тыс. до н.э. Ранний железный век (VIII в. до н. э. – III в. н.э.))

Изучалось в 1975 г. Кабировым Р.Г. (разведочный отряд КВАЭ).

Д. Матанский Кордон. На территории Центра отдыха «Солнечный». Найдены фрагменты лепной керамики, бронзовая пронизка и кусок спёкшегося железа.

Общие сведения

Расположен в юго-восточной части Кировской области. Образован в 1929 г. в составе Нолинского округа Нижегородского края, с 1934 г. – в Кировском крае, с 1936 г. – в Кировской области.

Площадь 907 кв.км. Центр – город Вятские Поляны (350 км от города Киров, административно в состав района не входит).

Население 28669 человек (2015 г.), в городе Вятские Поляны – 33338 человек. Численность татар по переписи 2010 г. – 10266 человек (в районном центре – 6388 человек).

В районе 7 татарских населенных пунктов: деревни Старый Пинигерь (на 2016 г. – 1154 человек), Средние Шуни (856 человек), Нижние Шуни (614 человек), Сосмак (461 человек), Ямышка (241 человек), Новый Пинигерь (64 человека), Чемочар (41 человек).

Значительное количество татар проживают в городе Сосновка (3295 человек) и поселке городского типа Красная Поляна (2333 человек).

Стоянки, поселения и находки каменного века

Наиболее древние археологические памятники, найденные на территории Кировской области, относятся к мезолиту. Большинство находок, относящихся к этому времени, составляют орудия из кремня: скребки, отщепы, ножевидные пластины, микролиты-вкладыши для стрел. В эпоху мезолита (среднекаменная эпоха) охотники вели бродячий образ жизни. Стоянки этого времени на территории Вятскополянского района расположены в основном по берегам реки Вятки и её крупных притоков, в местах, удобных для охоты. Например, Сушинская стоянка расположена у места, где часто переправляются через Вятку группы лосей, возможно, повинуясь какому-то глубокому инстинкту: здесь проходит издревле их маршрут миграции.

В эпоху неолита люди стали вести оседлый образ жизни, так как большую роль стало играть рыболовство и собирательство. Жилища этого времени представляют полуземлянки, над которыми устраивалось каркасное перекрытие. Косвенно об этом говорит и топонимика. Название удмуртской деревни Омга в Вятскополянском районе является древним родовым воршудным именем и является, по одной из версий, производным от удмуртских слов ом (рот) + гу (яма), то есть буквально – «большой род, который устраивает жилища-землянки в форме рта».

Сушинская-I стоянка (эпоха камня(VIII–III тыс. до н.э.))

Обнаружена Р.Г. Кабировым в результате разведки 1975 г.

В 300 м к северу от села Суши, над левым берегом р. Вятки.

В 2009 г. Кайсиным А.О. на территории в 70 кв. м. было собрано с поверхности памятника несколько кремневых орудий: отщеп с нерегулярной ретушью по краю и с подтеской на брюшке, неудачный нуклеус и заготовка под микропластину.

Сушинское-II поселение (эпоха камня (VIII–III тыс. до н.э.); ранний железный век: худяковская культура (III в. до н.э. – V в. н.э.))

Обнаружено Р.Г. Кабировым в 1975 г.

В 200 м к северу от села Суши, левый берег р. Вятки.

Ново-Бурецкое поселение (мезолит (VIII–VI тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))

В 600 м к северо-востоку от с. Новый Бурец, устье р. Бурец, правого притока р. Вятки. Поселение было расположено на краю надлуговой террасы. Высота террасы 7 м. Площадь памятника 6000 кв. м. и его поверхность распахивается. Мощность культурного слоя 30 см.

В 1956 году Марийская археологическая экспедиция обнаружила здесь фрагменты керамики приказанского типа.

В 1959 году исследовалась В.Е. Стояновым.

В 1977 году стоянка была осмотрена разведгруппой КВАЭ под руководством Н.В. Шутовой. C поверхности собраны: наконечник стрелы постсвидерского типа, концевой скребок, скобель, 2 резца, нуклевидный обломок, пластина и 9 отщепов.

Каракульская стоянка (Неолит (V–III тыс. до н. э.).

В 500 м к северо-западу от д. Каракули, правый берег р. Вятки.

Обнаружена Марийской археологической экспедицией в 1956 г. как местонахождение кремня (найден кремнёвый скребок). В 1985 г. обследована Н.А. Лещинской и интерпретирована как стоянка.

Пещера карстово-эрозионного происхождения у д. Мухино

Пещера, вход в которую частично обвалился, расположена на правом берегу р. Вятки, в 1 км к северу от ж/д моста через р. Вятку. Использовалась ли пещера как жилище древнего человека, неизвестно, однако, в более позднее время, по преданиям, здесь некоторое время скрывались местные крестьяне от напастей Гражданской войны (1918-1919 г.г.).

Пеньковское местонахождение кремня

Местонахождение обнаружено Марийской археологической экспедицией в 1956 г.

На пашне у юго-восточной окраины деревни Пеньки найдена ножевидная кремнёвая пластина.

Кулыгинская стоянка (II тыс. до н.э. Неолит (V–III тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))

Поселение открыто Марийской археологической экспедицией в 1956 г. В 1985 г. обследовано Н.А. Лещинской.

В 700 – 800 м к северу-северо-востоку от деревни Кулыги. Правый берег р. Вятки. Культурный слой толщиной 20-25 см. Площадь 2250 кв. м. Найдены фрагменты лепной неолитической и приказанской керамики, а также изделия из кремня (10 отщепов, нуклеус, 2 скобеля).

Состояние памятника осмотрено в 2009 г. А.О. Кайсиным. В обнажениях найдено 5 фрагментов неолитической керамики второй половины II тыс. до н.э. и 1 фрагмент днища поздней гончарной керамики XIX века.

Нижне-Шуньское местонахождение кремня (Эпоха камня (VIII–III тыс. до н. э.))

В 1000 м к северу от Нижних Шуней у р. Шунки, правый приток р. Вятки, с площади 10х10 м Марийской археологической экспедицией в 1956 г. собран подъёмный материал в виде кремнёвых отщепов и скребка.

История расселения татар в южной части Вятской губернии

Posted СБ, 04/06/2022 — 08:15

На основе разнохарактерного материала исторических источников в статье рассматривается история городов юго-восточной части Вятской губернии: Елабуги, Сарапула, Малмыжа и Уржума. Исследуются причины их возникновения и последующая судьба до начала XX в. Автором обосновывается мысль о необходимости изучения этих городов как единого исторического, географического и экономического пространства в силу их специфического национального состава и месторасположения. Анализируются также процессы миграции татар с территории бывшего Казанского ханства в юго-восточные земли Вятского края, где они со временем превратились в оседлое население, в том числе городское. Предпринимается попытка определения численности мусульманского (татарского) населения в Елабужском, Малмыжском, Уржумском, Сарапульском уездах и в административных центрах данных территориальных образований.

Легендарное марийское княжество и Черемисские войны

Интересна история заселения татарами Малмыжского района. Татары стали тут появляться сразу после падения Казанского ханства. Тогда тут располагалось марийское Малмыжское княжество во главе с легендарным князем Болтушем (Полтышем). Это княжество находилось в вассальной зависимости от Казанского ханства, поэтому князь Болтуш поддержал казанских татар, и выступил против русского царя. Многие татары присоединялись к марийскому войску и участвовали в длительных Черемисских войнах, которые с перерывами шли почти до конца 16-го века на левобережье Волги (луговая сторона). Сам князь Болтуш был убит при штурме Малмыжа пушечным ядром, а оставшиеся в живых мари и татары расселились по глухим уголкам Вятского края. Чуть позднее через Малмыж (село Гоньба) был проведен Большой Сибирский тракт, и была переправа через реку Вятка. А с севера тут проходил Вятско-Елабужский тракт, уходящий на Уфу, эти важные дороги пересекались около Малмыжа, и около них расположена основная часть татарских селений.

Всего в Малмыжском районе около 9800 татар, существенная часть проживает в самом Малмыже, и в деревнях – Старый и Новый Ирюк, Татверхгоньба, Аджим, Новая Смаиль, Арык, Тан. Всего в районе 21 населенный пункт, где существенна (или преобладает) доля татарского населения. Татары с давних времен занимались активно земледелием, лесными промыслами, торговлей, а также ремеслами: валяльным, кожевенным, печным, шорным, плотницким и другими. На Вятке было много татарских купцов, очень часто татары нанимались приказчиками к торговым людям или просто охранниками и сторожами, особенно в период проведения ярмарок и базаров. Этот выбор был понятен — по исламской традиции татары тогда не пили вина и не воровали, поэтому им можно было доверить любые материальные ценности и товары.

 Еще до революции каменные мечети были построены в Старом Ирюке, Татверхгоньбе и Смаиле. При них действовали деревенские медресе, где детей обучали основам Корана, основным молитвам, арифметике и грамоте. При поддержке татарских купцов в 1893 году в самом Малмыже была открыта татарская школа, которая сохранилась и в советское время как семилетняя школа. Сразу после Октябрьской революции в Малмыже была открыта татарская учительская семинария, а чуть позже — педагогический техникум для татар. В рамках одной статьи трудно рассказать про все татарские деревни этого района (подробно всю информацию можно посмотреть на сайте Команды Кочующих).

Продолжение следует

Булгары на Вятке

Кировская область или Вятский край – северный сосед Татарстана, расположенный в долине реки Вятка (и её притоков). Вятский край – настоящий кладезь для любителей  истории, этнографии и краеведенья. За две тысячи лет тут побывали и «оставили след» многие племена и народы, начиная с пермских племен пьяноборской, азелинской и ананьинской культуры до древних коми, удмуртов и марийцев. Татары в этом краю появились несколько позднее, а самыми последними область заселили русские переселенцы. 

Исторические данные указывают на то, что еще в 10-м веке долину Вятки начали осваивать булгары. Основные транспортные магистрали в те века шли по рекам, поскольку в лесном краю было очень мало дорог

Поэтому для контроля торговых и административных путей важно было иметь укрепленные городища, заставы и остроги на всех крупных реках. Булгарское государство контролировало торговые пути по Волге и Каме, соответственно, река Вятка также попадала в «зону жизненных интересов» булгар

Осваивать Вятку начали с её устья, где в районе Грахани было укрепленное городище. Далее булгары двигались вверх по Вятке, организовывая свои укрепленные пункты и торговые фактории, в этот период времени по правому берегу Вятки были марийские территории, а удмурты уходили на левый берег реки.

Деревня Нижние Шуни

ЭЛЬМИРА МУБАРАКШИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА д. НИЖНИЕ ШУНИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА, ПОГОРЕЛЕЦ: «До приезда губернатора мы вообще не знали, что делать. Мы вообще были как мёртвые, совсем не было духа. Вот он приехал — обнадёжил нас, сказал, что всё будет хорошо, что он нам поможет».ЭЛЬМИРА МУБАРАКШИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА д. НИЖНИЕ ШУНИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА, ПОГОРЕЛЕЦ: «Здесь у нас будет зал. Конечно, ещё не всё сделано, но гипсокартон уже купили и утеплитель у нас есть, вот батареи готовы, окна. А здесь две спальни хотим сделать. Провели газ. Попробую включить — вот, пожалуйста, смотрите, не нарадуемся! Значит, скоро будем варить, жарить, для новоселья сделан первый шаг».ИГОРЬ ТРИФОНОВ, ГЛАВА ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА: «Вот сейчас опыт показал, что, в принципе, мы можем решать организационные вопросы — хотя бы в этом людям помочь, чтобы им не ждать месяцами всяких разрешений, оформлений документов».РАУШАНИЯ ХАСАНШИНА, СПЕЦИАЛИСТ АДМИНИСТРАЦИИ СРЕДНЕШУНСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА: «До конца сентября, мы надеемся, что все у нас будут жить в своих новых домах». ЭЛЬМИРА МУБАРАКШИНА, ЖИТЕЛЬНИЦА д. НИЖНИЕ ШУНИ ВЯТСКОПОЛЯНСКОГО РАЙОНА, ПОГОРЕЛЕЦ: «Мы все уже собираемся скоро справлять новоселье, и обязательно пригласим Никиту Юрьевича на новоселье».Людмила Агалакова

Погода в деревне Нижние Шуни

Сейчас 02:06

+20.9Переменная облачностьОщущается: +21.7 °CОсадки: 0 ммДавление: 752 ммВлажность: 83%Ветер: 2.9 м/с, ЮВ

03:00

+20.8Переменная облачностьОщущается: +21.6 °CОсадки: 0 ммДавление: 752 ммВлажность: 83%Ветер: 2.9 м/с, ЮЮВ

04:00

+20.7МалооблачноОщущается: +21.3 °CОсадки: 0 ммДавление: 752 ммВлажность: 82%Ветер: 3 м/с, ЮЮВ

05:00

+21.7ЯсноОщущается: +22.1 °CОсадки: 0 ммДавление: 752 ммВлажность: 77%Ветер: 3.3 м/с, ЮВ

  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Погода в деревне Нижние Шуни на 10 дней

29Июля, СегодняВосход: 03:32Закат: 19:52Долгота дня: 16ч 19мин03:41
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +20+22 Малооблачно +22 752 82 3.3 ЮЮВ
Утро +27+29 Малооблачно +28 6 752 53 5.8 ЮВ
День +31+33 Изморось +30 6 0.2 751 33 5.0 ЮЮВ
Вечер +26+28 Переменная облачность +25 751 50 5.4 ВЮВ
30Июля, ВоскресеньеВосход: 03:34Закат: 19:50Долгота дня: 16ч 15мин03:44
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +22+24 Переменная облачность +22 750 68 5.0 ВЮВ
Утро +26+28 Ясно +26 6 749 52 5.5 ВЮВ
День +30+32 Переменная облачность +29 6 747 39 5.7 ВЮВ
Вечер +23+25 Ясно +24 747 61 4.8 ВЮВ
31Июля, ПонедельникВосход: 03:36Закат: 19:48Долгота дня: 16ч 12мин03:47
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +20+22 Дождь +21 2.0 747 74 3.2 ВЮВ
Утро +23+25 Дождь +24 6 1.9 747 71 3.9 ВЮВ
День +24+26 Слабый дождь +24 3 1.1 747 67 4.5 Ю
Вечер +19+21 Переменная облачность +21 нд 748 88 3.0 З
1Августа, ВторникВосход: 03:38Закат: 19:46Долгота дня: 16ч 08мин03:50
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +17+19 Переменная облачность +18 нд 749 96 2.9 З
Утро +21+23 Малооблачно +22 нд 749 68 3.3 ЗСЗ
День +22+24 Слабый дождь +23 нд 1.2 750 68 3.6 ЗСЗ
Вечер +18+20 Изморось +20 нд 0.6 751 88 2.1 СЗ
2Августа, СредаВосход: 03:40Закат: 19:44Долгота дня: 16ч 04мин03:53
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +17+19 Переменная облачность +19 нд 751 97 2.0 СЗ
Утро +21+23 Облачно +23 нд 752 77 2.6 ССЗ
День +26+28 Изморось +29 нд 0.7 752 55 2.1 ССЗ
Вечер +21+23 Малооблачно +23 нд 753 81 2.4 СЗ
3Августа, ЧетвергВосход: 03:42Закат: 19:42Долгота дня: 16ч 00мин03:56
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +17+19 Малооблачно +20 нд 753 97 1.7 ССЗ
Утро +25+27 Ясно +28 нд 753 59 1.0 ССВ
День +28+30 Малооблачно +29 нд 752 43 2.0 ССЗ
Вечер +21+23 Переменная облачность +24 нд 752 79 2.0 СЗ
4Августа, ПятницаВосход: 03:44Закат: 19:40Долгота дня: 15ч 56мин03:58
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +17+19 Ясно +20 нд 752 97 2.0 ССЗ
Утро +25+27 Ясно +27 нд 752 55 2.1 С
День +21+23 Дождь +24 нд 5.4 753 85 2.2 ВСВ
Вечер +19+21 Облачно +22 нд 753 92 2.0 ССВ
5Августа, СубботаВосход: 03:46Закат: 19:38Долгота дня: 15ч 52мин03:59
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +17+19 Ясно +20 нд 754 97 2.3 С
Утро +23+25 Ясно +24 нд 755 68 4.2 СВ
День +25+27 Слабый дождь +26 нд 2.7 755 64 4.2 СВ
Вечер +20+22 Слабый дождь +23 нд 1.3 755 82 2.3 ССВ
6Августа, ВоскресеньеВосход: 03:47Закат: 19:36Долгота дня: 15ч 48мин04:03
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +18+20 Ясно +20 нд 756 88 3.0 СВ
Утро +25+27 Ясно +25 нд 756 62 4.5 ВСВ
День +28+30 Ясно +26 нд 755 38 4.6 СВ
Вечер +20+22 Ясно +21 нд 756 68 1.9 СВ
7Августа, ПонедельникВосход: 03:49Закат: 19:34Долгота дня: 15ч 44мин04:05
Температура, °C Атмосферные явления Ощущается УФ-индекс Осадки, мм Давл., мм Влаж., % Ветер, м/с
Ночь +16+18 Ясно +18 нд 756 82 1.8 С
  • 3 дня
  • 7 дней
  • 10 дней
  • Почасовая

Кировская область, Россия

  • Киров
  • Кирово-Чепецк
  • Вятские Поляны
  • Слободской
  • Котельнич
  • Омутнинск
  • Яранск
  • Советск
  • Сосновка
  • Зуевка
  • Уржум
  • Белая Холуница
  • Луза
  • Кирс
  • Нолинск
  • Вахруши
  • Малмыж
  • Мурыгино
  • Оричи
  • Орлов

О прогнозе

На нашем сайте Вы всегда сможете найти точный прогноз погоды в деревне Нижние Шуни на 3 дня, долгосрочный прогноз на 10 дней, а так же подробный почасовой прогноз погоды. Точность прогноза погоды на 3 дня составляет 80-90%. Данные предоставлены компаниями NOAA, ECMWF, OpenWeatherMap. Любое использование данных с этого сайта означает полное принятие Вами условий пользовательского соглашения.

Вытеснение и ассимиляция финно-угорских соседей

Почти треть «кировских» татар проживает в Вятскополянском районе (около 10 тысяч), тут 7 татарских деревень, причем они расположены буквально на границе с Татарстаном – около Кукморского района. И это не случайно, так как многие татары переселились сюда именно из Кукморского района. В архивах и преданиях многих деревень указано, что в древности на этих землях жили марийцы и удмурты, а после прихода татар – часть мари ушла на восток, а часть ассимилировалась среди татарского населения. Например, Старый и Новый Пинигерь, Средние и Нижние Шуни – это чисто марийские географические названия. Вообще в северных и восточных татарах достаточно много «финно-угорской крови». Существуют отдельные параньгинский и вятский диалекты казанских татар, где растягиваются некоторые гласные звуки, и даже немного слышится «оканье», в них также присутствуют слова из марийского языка. 

Также татары компактно проживают в деревнях Сосмак, Ямышка и Чемочар. Существенная часть татар также живет в городе Вятские Поляны и Сосновка. Сохранились две старинные мечети – в н.п. Старый Пинигерь и Нижние Шуни – они включены в памятники истории (и архитектуры) Кировской области. 

Известные уроженцы

Среди уроженцев района:

  • Герой Советского Союза Ф.А.Сабиров (деревня Нижние Шуни),
  • Герой Социалистического Труда Т.А.Галиахметов (деревня Средние Шуни),
  • полный кавалер ордена Славы Х.М.Минникаев (деревня Сосмак),
  • доктора наук – биологических И.Д.Давлятшин (деревня Нижние Шуни), медицинских – заслуженный врач РТ Р.З.Закиев (деревня Сосмак), сельскохозяйственных – М.Ю.Гилязов (деревня Средние Шуни), технических – Р.Г.Гарафутдинов (деревня Нижние Шуни), физико-математических – заслуженный деятель науки ТАССР и РСФСР К.З.Галимов (деревня Сосмак);
  • писатели Л.Ф.Ихсанова (деревня Нижние Шуни) и Р.Ш.Хузин (Р.Сибат) (деревня Нижние Шуни).

Жизнь татарской общины

К 1941 г. в районе действовали мечети в 3-х татарских селениях. В настоящее время на территории Вятскополянского района функционируют 10 мечетей (во всех татарских селениях, городах Вятские Поляны, Сосновка и поселке городского типа Красная Поляна).

Здания мечетей в деревнях Старый Пинигерь (построено в 1835 г.) и Нижние Шуни (1850 г.) являются памятниками истории и культуры регионального значения. Здание мечети в деревне Сосмак относится к 1905 г. В 2015 г. в деревне Старый Пинигерь прошли торжества, посвященные 180-летию мечети.

Работают 3 школы, где татарский язык изучается как предмет. При Центре национальной культуры (город Вятские Поляны) действует отдел татарской культуры.

Работает национально-культурная автономия татар Вятскополянского района (руководитель М.М.Фаляхутдинов). Функционируют 4 библиотеки (деревни Средние Шуни, Сосмак, Нижние Шуни, Старый Пинигерь) и 5 домов культуры, которые являются центрами татарской культуры.

В Нижнешунской библиотеке ежегодно проводятся круглый стол «Поэт, патриот, герой Муса Джалиль» и День воспоминаний (ко дню кончины уроженца района, писателя, лауреата премии Г.Исхаки – Р.Сибата), выпускается устный журнал «Все о Тукае»; работают книжные выставки «Цветы Тукаю», «Герой, патриот, борец Муса Джалиль», «Лябипа апа и ее книги» (об уроженке деревни Нижние Шуни детской писательнице Л.Ф.Ихсановой).

В Сосмакской библиотеке действует татарский национальный центр (с 1993 г.), организован музей, в котором представлены предметы татарского быта.

В Старопинигерской библиотеке оформлен уголок крестьянской избы. Среднешунская библиотека в 1993 г. стала татарским национальным культурным центром; здесь проводятся обрядовые посиделки «Утырма», библионочь «Аулагый», День деревни, праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».

В районе функционируют татарские творческие коллективы: народный ансамбль татарской песни «Идель» (с 1991 г., с 1996 г.– народный, город Сосновка, руководитель А.В.Сабирова), народный ансамбль «Шунские гармонисты» (с 1995 г., с 2010 г. – народный, деревня Средние Шуни, руководитель А.З.Халимов); ансамбль «Ак колфак» (с 2005 г., деревня Ямышка, руководитель Г.М.Исламова).

В краеведческом музее деревни Средние Шуни представлены предметы быта и национальная одежда татар. При Среднешунском Доме культуры проводятся межрегиональные фестивали «Играй, гармонь!» и «Утырмага», в них принимают участие коллективы из Татарстана.

Педагоги и учащиеся детских школ искусств города Вятские Поляны и поселка городского типа Красная Поляна ежегодно принимают участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в Татарстане.

Татары основывали свои аулы рядом с трактами, торговыми большаками и реками

Первая существенная волна переселения татар в пределы Кировской области началась сразу после покорения Казанского ханства войсками царя Ивана Грозного – вторая половина XVI – XVII века. В основном татары двигались вдоль рек и древних трактов, в стороне от которых основывались новые селения. В частности, татарские селения в Параньгинском и Мари-Турекском районах Марий Эл (бывшая Вятская губерния), а также в Уржумском и Малмыжском районах Кировской области появлялись вдоль Алатской дороги (или Уржумского тракта). Активно татарское население переселялось на Вятку из восточных районов бывшего Казанского ханства. Так, в Вятскополянском районе многие деревни основаны переселенцами из соседних Кукморского и Балтасинского районов.

Когда был открыт Большой Сибирский тракт (его южная ветка, ведущая из Казани на Гоньбу, а потом в сторону Перми), то многие татарские селения стали появляться вдоль его направления: в Малмыжском районе и за Вяткой – в Кильмезском районе Кировской области. И если мари или удмурты, уходя в неосвоенные восточные земли, обживали глухие уголки и селились в неприметных местах, то татары, наоборот, основывали свои аулы рядом с трактами, торговыми большаками и реками. Скорее всего, татары уже в то время был довольно оседлый народ, занимавшийся земледелием, ремеслами и торговлей, а это предполагало экономические и торговые связи с другими населенными пунктами и регионами. Именно в таких местах можно было расширять своё хозяйство, используя водные и сухопутные транспортные пути. А вот, марийцы, наоборот, ещё тяготели к охоте, рыбной ловле и собирательству, что позволяло им селиться в глухой тайге, вдали от административных центров, где они могли прожить натуральным хозяйством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: