Ленточки и гусли
Примечателен в этом плане такой музыкальный феномен как «татарские гусли» — кюсле. Этот народный инструмент в настоящее время сохранился только на севере Татарстана в двух деревнях, и только среди кряшен. А ведь гусли – это, так сказать, «не татарский» инструмент. Гусли были распространены среди мари и удмуртов, и в древности предназначались для совершения языческих обрядов, под их аккомпанемент проводили моления в священных рощах. Очень много вопросов вызывает происхождение кряшен, их одежда, головные уборы, некоторые традиции очень сильно напоминают удмуртов (в прошлом — вотяков). Например, мужская одежда кряшен из Предкамья по расцветке и узорам очень похожа на одежду южных удмуртов (калмез). Вполне возможно, что в период Казанского ханства часть удмуртов (и мари) вполне могла принять ислам и «отатарится», но после вхождения этих земель в состав русского государства, также «легко» могла принять христианство, сохраняя язык и татарские обычаи. По этой причине некоторые кряшен нынче не воспринимают себя частью татарского народа, а считают, что они отдельный этнос, возможно, что их древняя память указывает на то, что они были другим народом.
Татарские гусли. Автор фото: Эльмира Каюмова
Дело тут в особом менталитете финно-угорских народов, им довольно часто присуще двоеверие (синкретизм) — они внешне вполне могут быть лояльными официальной идеологии (СССР, царской России или Казанского ханства), соблюдать формально какие-то обряды, но при этом внутренне могут оставаться теми же язычниками, и посещать свои священные рощи, как это делали их предки много веков назад. А ведь около некоторых сакральных объектов у кряшенских деревень (например, у источников) можно увидеть ленточки и платочки на ветках деревьев, что очень напоминает марийские кюсото и юмото. Вполне возможно, что часть кряшен произошла из финно-угорских народов Поволжья.
Деревни и села Яранского района, имеющие двойные названия
№ | Официальное название | Народное название | Сельский округ |
---|---|---|---|
1 | Юльял | Липянские | Лумский |
2 | Толгельдино | Канделино | Лумский |
3 | Алпаево | Опайки | Лумский |
4 | Яранцево | Цапегино | Лумский |
5 | Дружные | Боровские | Лумский |
6 | Винокурово | Дербени | Каракшинский |
7 | Митрофаново | Сердежаны | Каракшинский |
8 | Митрофановский | Сердежский | Каракшинский |
9 | Хмелевка | Ошла | Каракшинский |
10 | Волково | Корчажино | Каракшинский |
11 | Лебедево | Сосновские | Каракшинский |
12 | Ошлинские | Бабинские | Каракшинский |
13 | Лежни | Грачи | Каракшинский |
14 | Герасимово | Гараничи | Шкаланский |
15 | Любодож | Дежни | Шкаланский |
16 | Завертлинские | Кукары | Шкаланский |
17 | Сергеевские | Кожинские | Шкаланский |
18 | Гулинские | Епри (Вепри) | Шкаланский |
19 | Олинские | Соковики | Шкаланский |
20 | Сушинцы | Мочаловские | Верхоуслинский |
21 | Кушьялово | Ежи | Верхоуслинский |
22 | Машек | Кисели | Верхоуслинский |
23 | Тошкешнур | Ваньки | Верхоуслинский |
24 | Новоселово | Березники | Верхоуслинский |
25 | Малахи | Волчата | Сердежский |
26 | Орнур | Осипята | Сердежский |
27 | Короли | Жирово | Сердежский |
28 | Бурданские | Староборковские | Мари-Ушемский |
29 | Усла | Захарята | Мари-Ушемский |
30 | Урлум | Бельские | Мари-Ушемский |
31 | Арламуаш | Ерлашки | Мари-Ушемский |
32 | Черканер | Кокушонки | Салобелякский |
33 | Петухово | Конево | Салобелякский |
34 | Послушные | Церковены | Салобелякский |
35 | Энгенер | Спорный | Энгенерский |
36 | Шуманер | Лешкинцы | Энгенерский |
37 | Бахтинские | Таганы | Энгенерский |
38 | Покровские | Зобенские | Энгенерский |
39 | Новолож 1 | Котенки, Чикманенки | Энгенерский |
40 | Новолож 2 | Баганы, Багуновцы | Энгенерский |
41 | Добропристанище | Церковены, Колбасенки | Энгенерский |
42 | Соза | Курбатовская Соза | Энгенерский |
43 | Молдваж | Макарово | Кугальский |
44 | Новобаженово | Криволапотное | Кугушергский |
45 | Красная | Вознесенка Шатаиха | Уртминский |
46 | Кукмар | Силичи | Первомайский |
47 | Петровские | Сазановские | Первомайский |
48 | Щекотово | Ерпули | Савичевский |
49 | Журавли | Семпанур | Савичевский |
50 | Косогор | Ярославский | Первомайский |
51 | Яморка | Копытенки | Никулятский |
52 | Ожиганово | Килевцы | Никулятский |
53 | Шуглянур | Косарята | Никулятский |
54 | М. Пиштань | Дворяне | Никольский |
55 | Шустово | Акиненки | Высоковский |
56 | Фадичи | Студеный Ключ | Высоковский |
57 | Малая Кучка | Прахи | Высоковский |
58 | Попово | Галаничи | Высоковский |
59 | Чернур | Мельниченки | Высоковский |
60 | Б. Лайка | Шерстни | Высоковский |
61 | М. Лайка | Еремичи | Высоковский |
Каратаи и мишары
Аналогичные версии есть про этногенез мишар, этнографы предполагают, что они могли произойти из племен мордвы (эрзя и мокша), и близких к ним древних мещеряков (мещера), которые обитали в междуречье Волги и Оки.
Мордовские Каратаи. Автор фото: Светлана Загидуллина
В Камско-Устьинском районе РТ существует деревня Мордовские Каратаи, где компактно живет подгруппа мордвы – каратаи (эрзяне), разговаривающие на татарском языке, но при этом соблюдающие мордовские традиции и обычаи. Окрестные татары называют их мукша (мордва). Следовательно, через пласт времен до нашего времени сохранился такой интересный «переходный» этап от мордвы к татарам.
История расселения татар в южной части Вятской губернии
Posted СБ, 04/06/2022 — 08:15
На основе разнохарактерного материала исторических источников в статье рассматривается история городов юго-восточной части Вятской губернии: Елабуги, Сарапула, Малмыжа и Уржума. Исследуются причины их возникновения и последующая судьба до начала XX в. Автором обосновывается мысль о необходимости изучения этих городов как единого исторического, географического и экономического пространства в силу их специфического национального состава и месторасположения. Анализируются также процессы миграции татар с территории бывшего Казанского ханства в юго-восточные земли Вятского края, где они со временем превратились в оседлое население, в том числе городское. Предпринимается попытка определения численности мусульманского (татарского) населения в Елабужском, Малмыжском, Уржумском, Сарапульском уездах и в административных центрах данных территориальных образований.
Легендарное марийское княжество и Черемисские войны
Интересна история заселения татарами Малмыжского района. Татары стали тут появляться сразу после падения Казанского ханства. Тогда тут располагалось марийское Малмыжское княжество во главе с легендарным князем Болтушем (Полтышем). Это княжество находилось в вассальной зависимости от Казанского ханства, поэтому князь Болтуш поддержал казанских татар, и выступил против русского царя. Многие татары присоединялись к марийскому войску и участвовали в длительных Черемисских войнах, которые с перерывами шли почти до конца 16-го века на левобережье Волги (луговая сторона). Сам князь Болтуш был убит при штурме Малмыжа пушечным ядром, а оставшиеся в живых мари и татары расселились по глухим уголкам Вятского края. Чуть позднее через Малмыж (село Гоньба) был проведен Большой Сибирский тракт, и была переправа через реку Вятка. А с севера тут проходил Вятско-Елабужский тракт, уходящий на Уфу, эти важные дороги пересекались около Малмыжа, и около них расположена основная часть татарских селений.
Всего в Малмыжском районе около 9800 татар, существенная часть проживает в самом Малмыже, и в деревнях – Старый и Новый Ирюк, Татверхгоньба, Аджим, Новая Смаиль, Арык, Тан. Всего в районе 21 населенный пункт, где существенна (или преобладает) доля татарского населения. Татары с давних времен занимались активно земледелием, лесными промыслами, торговлей, а также ремеслами: валяльным, кожевенным, печным, шорным, плотницким и другими. На Вятке было много татарских купцов, очень часто татары нанимались приказчиками к торговым людям или просто охранниками и сторожами, особенно в период проведения ярмарок и базаров. Этот выбор был понятен — по исламской традиции татары тогда не пили вина и не воровали, поэтому им можно было доверить любые материальные ценности и товары.
Еще до революции каменные мечети были построены в Старом Ирюке, Татверхгоньбе и Смаиле. При них действовали деревенские медресе, где детей обучали основам Корана, основным молитвам, арифметике и грамоте. При поддержке татарских купцов в 1893 году в самом Малмыже была открыта татарская школа, которая сохранилась и в советское время как семилетняя школа. Сразу после Октябрьской революции в Малмыже была открыта татарская учительская семинария, а чуть позже — педагогический техникум для татар. В рамках одной статьи трудно рассказать про все татарские деревни этого района (подробно всю информацию можно посмотреть на сайте Команды Кочующих).
Продолжение следует
Известные уроженцы
Среди уроженцев района:
- Герой Советского Союза Ф.А.Сабиров (деревня Нижние Шуни),
- Герой Социалистического Труда Т.А.Галиахметов (деревня Средние Шуни),
- полный кавалер ордена Славы Х.М.Минникаев (деревня Сосмак),
- доктора наук – биологических И.Д.Давлятшин (деревня Нижние Шуни), медицинских – заслуженный врач РТ Р.З.Закиев (деревня Сосмак), сельскохозяйственных – М.Ю.Гилязов (деревня Средние Шуни), технических – Р.Г.Гарафутдинов (деревня Нижние Шуни), физико-математических – заслуженный деятель науки ТАССР и РСФСР К.З.Галимов (деревня Сосмак);
- писатели Л.Ф.Ихсанова (деревня Нижние Шуни) и Р.Ш.Хузин (Р.Сибат) (деревня Нижние Шуни).
Исторические источники
- В Российском Государственном Архиве Древних Актов (РГАДА) в Писцовой книге 1678 года пригородов Арска, Малмыжа, сёл и деревень по Арской и Галицкой дорогам Казанского уезда, переписи стольника М.С. Супонева, упоминается «деревня что была пустошь Канауш»
- В РГАДА в Переписной книге 1716-1717 годов Казанского уезда Арской дороги упоминается деревня Сосмак: «В деревне Канаушь Сасмакъ тож по переписным книгам 7117 годов написано двадцать три двора ясашного тягла…»
- Деревня Сосмак отображена на рукописной карте 1729 года Жозефа Николя Делиля
- В РГАДА, среди документов 1742 г., хранится «Экстракт в Правительствующий сенат ис Казанской губернии о татарских мечетях», где упоминается мечеть в Сосмаке: «375. В деревне Сасмасе мечеть не сломана при дватцети дворах. Растоянием от Ебяушерской мечети в сороки верстах. Новокрещен во оной деревне не имеетца. Руское село Калагина в двенатцети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их в котором де году построена — не упомнят.»
Предания о возникновении деревни
В 16 веке Иван Грозный взял столицу Казанского ханства г. Казань. Для закрепления своей власти в ханстве он начал проводить насильственное крещение татар. Многие близлежащие деревни первыми попали под крещение, но были и такие деревни, которые от насильственного крещения скрывались в лесах. Одна из таких деревень Состамак (Саз-Тамак, Кукморский район, Республика Татарстан), жители которой во главе с местным муллой покинули свою деревню и основали деревню Сосмак.
На месте современной деревни Сосмак раньше жили марийцы. Татары сначала пробовали поселиться в месте, где находится мост между Чекашево и современным Сосмаком. Там была болотистая местность, неудобная для жизни. Люди решили поселиться ближе к марийцам. В первое время татары и марийцы жили в одном поселении. Потом часть марийцев ушла вверх, в сторону Малмыж, часть смешалась с татарами, переняла их язык, обычаи, религию. О существовании марийского поселения говорят остатки марийского кладбища
Страна четырех рек
Казанское ханство сформировалось в XV веке на основе продолжения экономических, культурных и этнических традиций Булгарского ханства. Географическое положение Казанского ханства на Средней Волге и Нижней Каме усиливало его мощь и экономическое значение: ханство могло контролировать и бассейны pp. Камы, Вятки и Белой. А это давало возможность Казанскому ханству оказывать влияние на удмуртов и часть башкир, помимо чуваш, мари, мордвы, живших по р. Волге.
Граница Казанского ханства на западе смежена была с Нижегородским уездом и проходила по реке Суре до впадения в нее р. Алатыря. Далее, на запад граница шла по р. Алатырю, затем переходила на р. Мокшу и следовала к верховью этой реки, а повернув на восток, снова шла по верховью р. Суры, рекой Кададой выходила к р. Волге на Кашпир и Волгой шла до устья р. Самары. Далее на восток граница шла по р. Самаре, которая была пограничной. Затем граница через Сакмару подходила к реке Белой и шла по ее течению до впадения в р. Каму. Северная граница проходила вверх по р. Каме от устья Белой до Сарапула и дальше шла на запад до вятского притока реки Чепцы, откуда граница проходила лесами и топями по р. Пижме к нижнему течению р. Ветлуги и по Ветлуге до впадения ее в Волгу.
Таким образом, Казанское ханство было поистине страною четырех главных рек: Камы, Волги, Вятки и Белой и других менее значительных, как Бол. и Малый Черемшан, Меши, Свияги, Суры, Илети, Бол. и Мал. Кокшаги и низовье Ветлуги.
Моления у рощицы Арбор
В последнее время в печати и в интернете появляются статьи, где делаются предположения, что часть северных татар могла произойти от мари и удмуртов. Также указывается на то, что в древности часть мордвы (эрзя и мокша) также ассимилировались среди татарского народа. Следовательно, с большой вероятностью, в этногенезе некоторой части татар принимали участие окрестные финно-угорские народы.
Моление о дожде. Автор фото: Валерий Гурьянов
Статья эта не будет каким-то научным исследованием, я просто хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые мы собрали в ходе путешествий по северу Татарстана и по юго-востоку Марий Эл. Началось все с одного примечательного события, лет 10-12 назад мне позвонили наши знакомые из Марий Эл, и как-то между словом сообщили, что среди татар Балтасинского района есть одна интересная традиция. Этот район граничит с Мари-Турекским районом Марий Эл, и недалеко от села Арбор есть одна примечательная и необычная рощица. Так вот, когда наступает летняя жара и засуха, пожилые женщины с татарской стороны приходят на опушку этой рощи и там проводят моление о дожде. Все они молятся по-мусульмански (марийцы говорят, что «по-татарски», так как ислам у них связан именно с татарами), подносят сложенные ладони к лицу, и что-то читают на арабском языке. Интересно то, что среди них не бывает мужчин (и, тем более, нет муллы), и то, что молятся они на опушке бывшей священной рощи. Хотя обычно исламские моления проводят в мечети, где чаще всего молятся мужчины. Следует отметить, что около Арбора, на стыке татарских, марийских и удмуртских территорий расположено несколько священных языческих мест, и в некоторых из них марийцы проводят моления до сих пор.
Исторические источники
- В Российском Государственном Архиве Древних Актов (РГАДА) в Переписной книге 1716-1717 годов Казанского уезда Арской дороги упоминается деревня Сосмак: «В деревне Канаушь Сасмакъ тож по переписным книгам 7117 годов написано двадцать три двора ясашного тягла…»
- Деревня Сосмак отображена на рукописной карте 1729 года Жозефа Николя Делиля
В Российском Государственном Архиве Древних Актов (РГАДА), среди документов 1742 г., хранится «Экстракт в Правительствующий сенат ис Казанской губернии о татарских мечетях», где упоминается мечеть в Сосмаке: «375. В деревне Сасмасе мечеть не сломана при дватцети дворах. Растоянием от Ебяушерской мечети в сороки верстах. Новокрещен во оной деревне не имеетца. Руское село Калагина в двенатцети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их в котором де году построена — не упомнят.»
Административное подчинение
Год | Административная единица |
---|---|
1678 | Казанское царство, Казанский уезд, Арская дорога, Рыскова сотня Ураева |
1716 | Казанская губерния, Арская дорога, сотня татарина Аметки Битянова |
1722 | Казанская губерния, Арская дорога, Аметкова сотня Битянеева |
1725 | Казанская губерния, Арская дорога, сотня Ахметки Битянова |
1748 | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд, Арская дорога, Надырова сотня Тогонашева |
1762 | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд, Арская дорога, Надырова сотня Тогонашева |
с 1780 | Вятское наместничество |
1795 | Вятского наместничества, Малмыжской округи, Балтаевой сотни Бектемирова что ныне правит Вагап Ибраев |
1811 | Вятская губерния, Елабужский уезд, Юрашевская волость |
1816 | Вятская губерния, Елабужский уезд, Сосновская волость |
1834 | Вятская губерния, Малмыжский уезд, Сосновская волость |
1850 | Вятская губерния, Малмыжский уезд, Усадская волость |
1858 | Вятская губерния, Малмыжский уезд, Усадская волость |
1891 | Вятская губерния, Малмыжский уезд, Усадская волость |
1896 | Вятская губерния, Малмыжский уезд, Вятско-полянская волость |
1926 | Вятская губерния, Малмыжский уезд, Вятско-полянская волость |
1929 (с 15.07.1929) | Нижегородский край, Нолинский округ |
1929 (с 29.07.1929) | Нижегородский край, Нолинский округ, Вятско-Полянский район |
1930 (с 23.07.1930) | Нижегородский край, Вятско-Полянский район |
1932 (с 07.10.1932) | Горьковский край |
1934 (с 07.12.1934) | Кировский край |
1936 (с 05.12.1936) | Кировская область, Вятско-Полянский район |
Предания о возникновении деревни
В 16 веке Иван Грозный взял столицу Казанского ханства г. Казань. Для закрепления своей власти в ханстве он начал проводить насильственное крещение татар. Многие близлежащие деревни первыми попали под крещение, но были и такие деревни, которые от насильственного крещения скрывались в лесах.
На месте современной деревни Сосмак раньше жили марийцы. Татары сначала пробовали поселиться в месте, где находится мост между Чекашево и современным Сосмаком. Там была болотистая местность, неудобная для жизни. Люди решили поселиться ближе к марийцам. В первое время татары и марийцы жили в одном поселении. Потом часть марийцев ушла вверх, в сторону Малмыж, часть смешалась с татарами, переняла их язык, обычаи, религию. О существовании марийского поселения говорят остатки марийского кладбища
Стоянки, поселения и находки каменного века
Наиболее древние археологические памятники, найденные на территории Кировской области, относятся к мезолиту. Большинство находок, относящихся к этому времени, составляют орудия из кремня: скребки, отщепы, ножевидные пластины, микролиты-вкладыши для стрел. В эпоху мезолита (среднекаменная эпоха) охотники вели бродячий образ жизни. Стоянки этого времени на территории Вятскополянского района расположены в основном по берегам реки Вятки и её крупных притоков, в местах, удобных для охоты. Например, Сушинская стоянка расположена у места, где часто переправляются через Вятку группы лосей, возможно, повинуясь какому-то глубокому инстинкту: здесь проходит издревле их маршрут миграции.
В эпоху неолита люди стали вести оседлый образ жизни, так как большую роль стало играть рыболовство и собирательство. Жилища этого времени представляют полуземлянки, над которыми устраивалось каркасное перекрытие. Косвенно об этом говорит и топонимика. Название удмуртской деревни Омга в Вятскополянском районе является древним родовым воршудным именем и является, по одной из версий, производным от удмуртских слов ом (рот) + гу (яма), то есть буквально – «большой род, который устраивает жилища-землянки в форме рта».
Сушинская-I стоянка (эпоха камня(VIII–III тыс. до н.э.))
Обнаружена Р.Г. Кабировым в результате разведки 1975 г.
В 300 м к северу от села Суши, над левым берегом р. Вятки.
В 2009 г. Кайсиным А.О. на территории в 70 кв. м. было собрано с поверхности памятника несколько кремневых орудий: отщеп с нерегулярной ретушью по краю и с подтеской на брюшке, неудачный нуклеус и заготовка под микропластину.
Сушинское-II поселение (эпоха камня (VIII–III тыс. до н.э.); ранний железный век: худяковская культура (III в. до н.э. – V в. н.э.))
Обнаружено Р.Г. Кабировым в 1975 г.
В 200 м к северу от села Суши, левый берег р. Вятки.
Ново-Бурецкое поселение (мезолит (VIII–VI тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))
В 600 м к северо-востоку от с. Новый Бурец, устье р. Бурец, правого притока р. Вятки. Поселение было расположено на краю надлуговой террасы. Высота террасы 7 м. Площадь памятника 6000 кв. м. и его поверхность распахивается. Мощность культурного слоя 30 см.
В 1956 году Марийская археологическая экспедиция обнаружила здесь фрагменты керамики приказанского типа.
В 1959 году исследовалась В.Е. Стояновым.
В 1977 году стоянка была осмотрена разведгруппой КВАЭ под руководством Н.В. Шутовой. C поверхности собраны: наконечник стрелы постсвидерского типа, концевой скребок, скобель, 2 резца, нуклевидный обломок, пластина и 9 отщепов.
Каракульская стоянка (Неолит (V–III тыс. до н. э.).
В 500 м к северо-западу от д. Каракули, правый берег р. Вятки.
Обнаружена Марийской археологической экспедицией в 1956 г. как местонахождение кремня (найден кремнёвый скребок). В 1985 г. обследована Н.А. Лещинской и интерпретирована как стоянка.
Пещера карстово-эрозионного происхождения у д. Мухино
Пещера, вход в которую частично обвалился, расположена на правом берегу р. Вятки, в 1 км к северу от ж/д моста через р. Вятку. Использовалась ли пещера как жилище древнего человека, неизвестно, однако, в более позднее время, по преданиям, здесь некоторое время скрывались местные крестьяне от напастей Гражданской войны (1918-1919 г.г.).
Пеньковское местонахождение кремня
Местонахождение обнаружено Марийской археологической экспедицией в 1956 г.
На пашне у юго-восточной окраины деревни Пеньки найдена ножевидная кремнёвая пластина.
Кулыгинская стоянка (II тыс. до н.э. Неолит (V–III тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))
Поселение открыто Марийской археологической экспедицией в 1956 г. В 1985 г. обследовано Н.А. Лещинской.
В 700 – 800 м к северу-северо-востоку от деревни Кулыги. Правый берег р. Вятки. Культурный слой толщиной 20-25 см. Площадь 2250 кв. м. Найдены фрагменты лепной неолитической и приказанской керамики, а также изделия из кремня (10 отщепов, нуклеус, 2 скобеля).
Состояние памятника осмотрено в 2009 г. А.О. Кайсиным. В обнажениях найдено 5 фрагментов неолитической керамики второй половины II тыс. до н.э. и 1 фрагмент днища поздней гончарной керамики XIX века.
Нижне-Шуньское местонахождение кремня (Эпоха камня (VIII–III тыс. до н. э.))
В 1000 м к северу от Нижних Шуней у р. Шунки, правый приток р. Вятки, с площади 10х10 м Марийской археологической экспедицией в 1956 г. собран подъёмный материал в виде кремнёвых отщепов и скребка.
Вытеснение и ассимиляция финно-угорских соседей
Почти треть «кировских» татар проживает в Вятскополянском районе (около 10 тысяч), тут 7 татарских деревень, причем они расположены буквально на границе с Татарстаном – около Кукморского района. И это не случайно, так как многие татары переселились сюда именно из Кукморского района. В архивах и преданиях многих деревень указано, что в древности на этих землях жили марийцы и удмурты, а после прихода татар – часть мари ушла на восток, а часть ассимилировалась среди татарского населения. Например, Старый и Новый Пинигерь, Средние и Нижние Шуни – это чисто марийские географические названия. Вообще в северных и восточных татарах достаточно много «финно-угорской крови». Существуют отдельные параньгинский и вятский диалекты казанских татар, где растягиваются некоторые гласные звуки, и даже немного слышится «оканье», в них также присутствуют слова из марийского языка.
Также татары компактно проживают в деревнях Сосмак, Ямышка и Чемочар. Существенная часть татар также живет в городе Вятские Поляны и Сосновка. Сохранились две старинные мечети – в н.п. Старый Пинигерь и Нижние Шуни – они включены в памятники истории (и архитектуры) Кировской области.
Палеонтологические находки на территории Вятскополянского района
К настоящему времени находки эпохи палеолита, связанные с деятельностью палеолитического человека, в бассейне р. Вятки не обнаружены, хотя целый ряд косвенных данных позволяет предполагать их наличие.
Самыми древними находками на территории Вятскополянского района, характеризующими растительный и животный мир палеолита, являются отпечатки плеченогих и моллюсков, рачков, рыб и насекомых, расположенные в толще известняков и мергелей казанского и татарского ярусов верхнепермских отложений. Костные остатки древних наземных млекопитающих обнаруживаются в геологических четвертичных отложениях.
Местонахождение «Дюм-Дюм»
В 1956 году сотрудники Палеонтологического института Академии наук СССР (Б.П. Вьюшков, Л.П. Татаринов и П.К. Чудинов) собрали створки улугкемиид в светлосерой и серой мергелистой глине (в отвалах заброшенного медного рудника) близ деревни Дюм-Дюм (она же Каракуль) Вятскополянского района Кировской области. Геологический возраст находок — казанский ярус (верхняя пермь). Вид моллюсков, обнаруженных здесь, нигде ранее не встречался (коллекция Палеонтологического института Академии наук, № 827). [Нестор Новожилов. Новые пермские и триасовые CONCHOSTRACA из Южной Белоруссии, Приуралья и Якутии // Материалы к «Основам палеонтологии» (Выпуск 3). /
Татаринов Л.П., редактор. — М, 1959. — С. 86.]
Палеонтологические находки, экспонируемые в краеведческом уголке гимназии г. Вятские Поляны |
Местонахождение «Красная осыпь»
Левый берег р. Вятки в 4 км от д. Каракульская пристань ниже по течению реки. На береговом обнажении неоднократно находили кости древних животных. Часть из них экспонируется в краеведческом музее Сосновской школы-гимназии. Другая часть хранится в фондах Вятскополянского исторического музея.
Местонахождение «Шемак»
В логу, 100 м восточнее бывшей д. Шемак, в поле найдена окаменевшая древесина. Экспонируется в краеведческом музее гимназии г. Вятские Поляны.
Изранское местонахождение
Правый берег р. Вятки в 200 м от с. Слудка вверх по течению реки. В 1996 году здесь найдены кости и зубы ископаемых животных. Экспонируются в краеведческом музее гимназии г. Вятские Поляны.
Местонахождение «Сосновка»
При строительстве Сосновской средней школы № 2 (ныне школа-гимназия) во время рытья котлована был найден бивень мамонта. Экспонируется в краеведческом музее Сосновской школы-гимназии.
Местонахождение «Нижние Шуни»
В каменном карьере д. Нижние Шуни на плитках известняка обнаружены отпечатки древних рыб. Это свидетельствует о том, что 280 млн. лет назад территория района находилась на дне древнего Казанского моря.
Местонахождение «Нурминка»
В каменном карьере п. Нурминка в 2006 году обнаружены остатки древнего животного. Находка передана в краеведческий музей п. Кукмор республики Татарстан.
Местонахождение «Каракульская пристань»
На левом берегу р. Вятки в 2007 году найдены остатки скелета мамонта.
Общие сведения
Расположен в юго-восточной части Кировской области. Образован в 1929 г. в составе Нолинского округа Нижегородского края, с 1934 г. – в Кировском крае, с 1936 г. – в Кировской области.
Площадь 907 кв.км. Центр – город Вятские Поляны (350 км от города Киров, административно в состав района не входит).
Население 28669 человек (2015 г.), в городе Вятские Поляны – 33338 человек. Численность татар по переписи 2010 г. – 10266 человек (в районном центре – 6388 человек).
В районе 7 татарских населенных пунктов: деревни Старый Пинигерь (на 2016 г. – 1154 человек), Средние Шуни (856 человек), Нижние Шуни (614 человек), Сосмак (461 человек), Ямышка (241 человек), Новый Пинигерь (64 человека), Чемочар (41 человек).
Значительное количество татар проживают в городе Сосновка (3295 человек) и поселке городского типа Красная Поляна (2333 человек).
История
До 1797 года деревня Сосмак упоминается в письменных источниках как Киняусь (Княус, Киняус, Киняусь, Кыняус, Канауш).
В 1716 году в деревне Сосмак было 16 дворов (проживало 50 человек)
В 1748 году по данным 2-й ревизии населения в деревне Сосмак проживало 60 душ мужского пола
В 1762 году по данным 3-й ревизии в Сосмаке насчитывалось 204 человка (102 душ муж.пола и 102 жен.пола)
В 1795 году по данным 5-й ревизии в Сосмаке проживало 287 человек (191 муж, 196 жен)
В 1811 году по данным 6-й ревизии в Сосмаке проживало 212 душ мужского пола
В 1834 году по данным 8-й ревизии в Сосмаке насчитывалось 491 жителей (226 муж, 265 жен)
В 1850 году по данным 9-й ревизии в Сосмаке проживало 781 жителей (382 муж, 399 жен)
В 1858 году по данным 10-й ревизии в Сосмаке насчитывалось уже 938 человек (469 муж, 469 жен)
Количество жителей быстро росло, выходцы из неё основали деревни Чемочар, Ямул, Новый Сосмак (совр.Сосмак Можгинского района Удмуртии), Красные Панки. В 1936 г. 32 семьи переселились в Комсомольск-на-Амуре. В 1905 году была построена мечеть. Начальная школа открылась после 1917 года. В 1931 году основан колхоз «Кызыл Батыр». Из 207 человек, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, в село не вернулось 119., есть семьи, которые потеряли отцов и сыновей. В 1956 году три колхоза не территории сельсовета объединилсь в одно хозяйство (председатель Т.А.Галиахметов, с 1988 — Ф.Г.Гарафиев). За д.Сосмак на склонах возвышенности жители высадили сосны (площадь посадок 70 га).
Татарские остроги
На месте Рождественского на р. Меше Д.А. Кикин записал две пустоши Укречь-Култук «у старого татарского острога у большого кургана». Следовательно, во времена Казанского ханства здесь было население городского типа с укреплением военного характера, а на вражке был старый острог. Смежна с Укречь была деревня Кильдешева. Смежной же с пуст. Укречь-Култук была дер. Сингели, где жили служилые и ясачные татары.
Рядом с дер. Сингели к северу расположилась дер. Тангачи (Тамгачи, Таргайчи), которая в 60-х годах XVI века была пустошью, но к 1603 г. восстановлена. Смежной с дер. Сингели была дер. Бурнашева, которая в переписи Д.Кикина состояла из одних ясачников. Смежной с пуст. Тангачи в книге Д.Кикина указана пустошь Тетеевская – запустевшая деревня Казанского ханства. Дальше к северу на «Лихом болоте» были деревни: Астрахань, Читаки, Мингерь, Сатки и Каирби, на оз. Сабуголь основана была и дер. Сабуголи; на озере Кулчук – дер. Кулчук Старый, где жили служилые татары и после Казанского взятия. Дер. Читаки была смежена с целым рядом старинных селений: дер. Тарлаши, почин. Елшейков, дер. Караишево, Пиголи и Карадулат; недалеко от них была пустошь Кумкечь и дер. Четова, где открыто старинное татарское кладбище. С дер. Сабуголь смежны деревни Караева, починок Смоклево (Измаил) – Займище, дер. Кабан и пустошь Белка, где тоже обнаружено старинное татарское кладбище, но татарское название не сохранилось. Рядом с дер. Каирби расположены были пустошь Куюк и деревни Сарку-Кадыш, Харибей и Сафаровка. Дер. Сарку-Кадыш была смежна с дер. Бученба, а последняя – с деревнями Тогашево, Каракчей Кабан, Селик Кабан и Старый Кабан. Ближе к Волге расположены были деревни: Ковали, Отары Средние, Отары Большие и Отары Малые. С Отарами были смежны дер. Девлеткильдеево (ныне Девликеево) и Мамотяково. С дер. Харибей смежны были пустошь Ялмская и дер. Бол. Куюки. Этим мы кончаем обзор татарских селений, расположенных в самом устье р. Меши и к северу между р. Мешей и Волгой и относящихся к Ногайской дороге.
Продолжение следует
Евгений Чернышев
Самодеятельность…
В Вятскополянском районе в трех школах изучается татарский язык, в четырех сельских библиотеках факультативно преподают татарскую культуру, выписывают татарскую прессу. При Центре национальной культуры (г. Вятские Поляны) действует кружок татарской культуры. Почти во всех библиотеках проводят национальные дни, которые посвящены татарским героям и культурным деятелям, а при библиотеке в деревне Сосмак действует небольшой музей татарского быта. Библиотека в д. Средние Шуни организовала у себя уголок татарской избы, тут часто проводят национальные обрядовые посиделки «Утырма», праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».
Даже в Татарстане известны некоторые фольклорные коллективы из этого района, например, «Шунские гармонисты» или «Ак колфак».
На горе Кала-тау
Второй интересный факт мне поведали знакомые из Моркинского района Марий Эл. Они рассказали, что каждый год в летнее время татары собираются недалеко от Марий Эл на одной священной горе, и что эта гора в древности почиталась марийцами-язычниками. Это гора Кала-тау, расположенная в долине реки Ашит. Около этой горы существует священное кладбище и древнее городище, и местное татарское население поминает там своих известных предков и основателей деревень в этом краю. В традициях татар нет явного язычества, разве что кто-нибудь у родника повяжет ленточки на ветках деревьев, как дань старой традиции.
Кала-тау. Автор фото: Луиза Вафина
Но ведь в древности вся северная часть Татарстана (Западное и Восточное Предкамье) была заселена марийскими и удмуртскими племенами. Случайно ли, до недавнего времени среди «северных» татар сохранялись некоторые языческие элементы почитания священных гор, священных рощ, святых источников, священных деревьев, могил усопших предков, священных камней и т.д. Не могло ли произойти так, что часть марийского (удмуртского) населения не ушла на север, а осталась на своих землях и ассимилировалась среди татарского населения. При этом, усвоив татарский язык и приняв ислам, частично все же сохранила некоторые языческие традиции своих предков, или хотя бы отголоски этих традиций.