Вятскополянский район

Кукморский район | марийские лесоходы

Памятники позднего средневековья

Каракульские рудники

В 500 м западу от д. Каракули, посреди поля – вертикальные входы в рудники (в настоящее время засыпаны бульдозером). В этом месте руда залегает неглубоко от поверхности, на глубине 2,5-3 м. В крутом правом берегу р. Вятки напротив д. Каракульская пристань есть небольшие входы пещерного типа.

Тойменские рудники

Располагались вдоль крутого берега речки Тойменки, притока р. Оштормы, на том же месте, где были медные копи бронзового века.

Белогузские рудники

Расположены возле д. Старая Белогузка, напротив п. Красная Поляна, вдоль крутого правого берега р. Вятки. О разветвлённости рудников свидетельствует тот факт, что в них в 50-е годы XX в. заблудились дети из Красной Поляны. В настоящее время входы в рудники засыпаны.

Пыжманские копи

О добыче местной медной руды напоминают воронкообразные ямы в лесу между д. Пыжман-Завод и д. Гремячка на левобережной части р. Пыжманки, левого притока р. Вятки.

См. также статью о медных рудниках на территории Вятскополянского района.

Легендарное марийское княжество и Черемисские войны

Интересна история заселения татарами Малмыжского района. Татары стали тут появляться сразу после падения Казанского ханства. Тогда тут располагалось марийское Малмыжское княжество во главе с легендарным князем Болтушем (Полтышем). Это княжество находилось в вассальной зависимости от Казанского ханства, поэтому князь Болтуш поддержал казанских татар, и выступил против русского царя. Многие татары присоединялись к марийскому войску и участвовали в длительных Черемисских войнах, которые с перерывами шли почти до конца 16-го века на левобережье Волги (луговая сторона). Сам князь Болтуш был убит при штурме Малмыжа пушечным ядром, а оставшиеся в живых мари и татары расселились по глухим уголкам Вятского края. Чуть позднее через Малмыж (село Гоньба) был проведен Большой Сибирский тракт, и была переправа через реку Вятка. А с севера тут проходил Вятско-Елабужский тракт, уходящий на Уфу, эти важные дороги пересекались около Малмыжа, и около них расположена основная часть татарских селений.

Всего в Малмыжском районе около 9800 татар, существенная часть проживает в самом Малмыже, и в деревнях – Старый и Новый Ирюк, Татверхгоньба, Аджим, Новая Смаиль, Арык, Тан. Всего в районе 21 населенный пункт, где существенна (или преобладает) доля татарского населения. Татары с давних времен занимались активно земледелием, лесными промыслами, торговлей, а также ремеслами: валяльным, кожевенным, печным, шорным, плотницким и другими. На Вятке было много татарских купцов, очень часто татары нанимались приказчиками к торговым людям или просто охранниками и сторожами, особенно в период проведения ярмарок и базаров. Этот выбор был понятен — по исламской традиции татары тогда не пили вина и не воровали, поэтому им можно было доверить любые материальные ценности и товары.

 Еще до революции каменные мечети были построены в Старом Ирюке, Татверхгоньбе и Смаиле. При них действовали деревенские медресе, где детей обучали основам Корана, основным молитвам, арифметике и грамоте. При поддержке татарских купцов в 1893 году в самом Малмыже была открыта татарская школа, которая сохранилась и в советское время как семилетняя школа. Сразу после Октябрьской революции в Малмыже была открыта татарская учительская семинария, а чуть позже — педагогический техникум для татар. В рамках одной статьи трудно рассказать про все татарские деревни этого района (подробно всю информацию можно посмотреть на сайте Команды Кочующих).

Продолжение следует

Кировская область

МАЛМЫЖ ӨЯЗЕ (Малмыжский уезд)


НОКРАТ (Вятка) у Кирова

МАЛМЫЖ

Административный центр Малмыжского уезда Вятской губернии Российской империи и РСФСР

  • Первые летописные упоминания как о марийской деревне

    название в переводе с марийского языка означает «место отдыха»

    относятся к XV веку

  • Статус:
    • Начало XVI века — известен как марийское поселение, принадлежавшее князю-вождю Болтушу
      • 1553 год — после взятия Казани передано особо отличившимся стрельцам Вятского полка
      • 1584 год — ля защиты от набегов татар и башкир была построена крепость, придавшая поселению значение города
    • 1780-96 годы — административный центр Малмыжского уезда Вятского наместничества Российской империи
    • 1796-1929 годы — административный центр Малмыжского уезда Вятской губернии Российской империии РСФСР
    • 14 января — 15 июля 1929 года — административный центр Нижегородской области РСФСР
    • 15 июля 1929-34 годы — административный центр Малмыжского района Нолинского округа Нижегородского края РСФСР
    • 7 декабря 1934-37 годы — административный центр Малмыжского района Вятской (Кировской) области Кировского края
    • с 22 октября 1937 года — административный центр Малмыжского района Кировской области
  • Находится:
    • в 294 км к Юго-Востоку от Кирова
    • в пересечённой оврагами местности, при впадении рек Засора, Мокша, Крупный Лач в реку Шошма, правого притока реки НОКРАТ (Вятка)
    • в 57 км к Северо-Западу от железнодорожной станции «Вятские Поляны» на линии Казань-Екатеринбург
  • Население:
Год 1897 1926 1979 1992 2016
Население, чел. 3 500 4 400 11 000 10 500 7 644
  • Культура, образование, медицина, религия и история:

    • Середина XIX века:
      • город является торговым центром
      • деревянном одноэтажном городе было лишь 9 каменных зданий, в том числе:
      • три церкви
      • канатный завод
      • пивомедоваренный завод
      • кирпичный завод
      • красильный завод
      • две мельницы
      • башмачное производство
    • Начало XX века — место политической ссылки
    • 1918 год:
      • аптека
      • детский сад
      • сентябрь — открыт национальный педагогический техникум, подготовивший за своё существование свыше 100 преподавателей для татарских, удмуртских, марийских школ
      • стала выходить газета «Известия»
    • 1920 год — на базе Малмыжского исторического общества был создан музей местного края
    • 1921 год — открыт русский педагогический техникум
    • 1931 год — построена ремонтно-эксплуатационная мастерская речного моторного флота
    • 1935 год — образован районный архив
    • 1950-е годы:
      • развивалась переработка сельскохозяйственной продукции — производство овощных, фруктовых и мясных консервов
      • построены — деревообрабатывающие предприятия, кирпичный и пивной заводы
    • Краеведческий музей
    • Среди городской застройки, в основном деревянной, выделяются 2-этажные здания бывших купеческих особняков XIX — начала XX веков
    • 1960-80-е годы — на окраинах выстроены 3-этажные дома
  • Сельское хозяйство:
  • Промышленность:
    • ремонтно-механический завод
    • консервный завод
    • пивоваренный завод
    • завод железобетонных изделий
    • промкомбинат
  • Известные люди

    Ноябрь 1941-43 годы — в Малмыж был эвакуирован Московский областной педагогический институт вместе с такими учёными, как языковед С.И.Бернштейн, математик М.А.Знаменский, психолог И.И.Арямов, а во главе института стоял доцент Н.И.Молодых

    :

МАРИ МАЛМЫЖ (Марийский Малмыж), ЧИРМЕШ МАЛМЫЖЫ (Черемисский Малмыж)

Административный центр Малмыжской волости Малмыжского уезда Вятской губернии Российской империи и РСФСР

  • Основано в результате захвата марийского города Малмыжа русскими

    Марийцы основали второй город, подготовили армию и пошли захватывать Малмыж обратно

  • Статус:
    • до 1929 года — административный центр Малмыжской волости Вятской губернии Российской империи и РСФСР
    • 14 января — 15 июля 1929 года — административный центр Малмыжской волости Малмыжского уезда Нижегородской области РСФСР
    • 15 июля 1929-30 годы — село Малмыжского района Нолинского округа Нижегородского края РСФСР
      • 1930 год — округа упразднены, районы переданы в прямое подчинения краевых властей
      • 1930—34 годы — проводится политика по разукрупнению регионов
    • 7 декабря 1934-37 годы — село Вятской (Кировской) области

      1936 год — ликвидируется краевое деление в РСФСР

      Кировского края

    • 22 октября 1937-2006 годы — административный центр Мари-Малмыжского Сельского Совета Малмыжского района Кировской области
    • с 1 января 2006 года — административный центр Мари-Малмыжского сельского поселения Малмыжского района Кировской области и на территории поселения находится три населённых пункта:
      • село Мари-Малмыж
      • деревня Ахпай
      • деревня Старый Кокуй
  • Находится:
    • в 20 км от Малмыжа
    • в 1 км от реки НОКРАТ (Вятка)
  • Высота над уровнем моря — 111 м
  • Население

    2010 год — 502 чел.

    :

  • Культура, образование, медицина, религия и история:
  • Сельское хозяйство:
  • Промышленность:
  • Известные люди:

Палеонтологические находки на территории Вятскополянского района

К настоящему времени находки эпохи палеолита, связанные с деятельностью палеолитического человека, в бассейне р. Вятки не обнаружены, хотя целый ряд косвенных данных позволяет предполагать их наличие.

Самыми древними находками на территории Вятскополянского района, характеризующими растительный и животный мир палеолита, являются отпечатки плеченогих и моллюсков, рачков, рыб и насекомых, расположенные в толще известняков и мергелей казанского и татарского ярусов верхнепермских отложений. Костные остатки древних наземных млекопитающих обнаруживаются в геологических четвертичных отложениях.

Местонахождение «Дюм-Дюм»

В 1956 году сотрудники Палеонтологического института Академии наук СССР (Б.П. Вьюшков, Л.П. Татаринов и П.К. Чудинов) собрали створки улугкемиид в светлосерой и серой мергелистой глине (в отвалах заброшенного медного рудника) близ деревни Дюм-Дюм (она же Каракуль) Вятскополянского района Кировской области. Геологический возраст находок — казанский ярус (верхняя пермь). Вид моллюсков, обнаруженных здесь, нигде ранее не встречался (коллекция Палеонтологического института Академии наук, № 827). [Нестор Новожилов. Новые пермские и триасовые CONCHOSTRACA из Южной Белоруссии, Приуралья и Якутии // Материалы к «Основам палеонтологии» (Выпуск 3). /
Татаринов Л.П., редактор. — М, 1959. — С. 86.]

Палеонтологические находки, экспонируемые в краеведческом уголке гимназии г. Вятские Поляны

Местонахождение «Красная осыпь»

Левый берег р. Вятки в 4 км от д. Каракульская пристань ниже по течению реки. На береговом обнажении неоднократно находили кости древних животных. Часть из них экспонируется в краеведческом музее Сосновской школы-гимназии. Другая часть хранится в фондах Вятскополянского исторического музея.

Местонахождение «Шемак»

В логу, 100 м восточнее бывшей д. Шемак, в поле найдена окаменевшая древесина. Экспонируется в краеведческом музее гимназии г. Вятские Поляны.

Изранское местонахождение

Правый берег р. Вятки в 200 м от с. Слудка вверх по течению реки. В 1996 году здесь найдены кости и зубы ископаемых животных. Экспонируются в краеведческом музее гимназии г. Вятские Поляны.

Местонахождение «Сосновка»

При строительстве Сосновской средней школы № 2 (ныне школа-гимназия) во время рытья котлована был найден бивень мамонта. Экспонируется в краеведческом музее Сосновской школы-гимназии.

Местонахождение «Нижние Шуни»

В каменном карьере д. Нижние Шуни на плитках известняка обнаружены отпечатки древних рыб. Это свидетельствует о том, что 280 млн. лет назад территория района находилась на дне древнего Казанского моря.

Местонахождение «Нурминка»

В каменном карьере п. Нурминка в 2006 году обнаружены остатки древнего животного. Находка передана в краеведческий музей п. Кукмор республики Татарстан.

Местонахождение «Каракульская пристань»

На левом берегу р. Вятки в 2007 году найдены остатки скелета мамонта.

Самодеятельность…

В Вятскополянском районе в трех школах изучается татарский язык, в четырех сельских библиотеках факультативно преподают татарскую культуру, выписывают татарскую прессу. При Центре национальной культуры (г. Вятские Поляны) действует кружок татарской культуры. Почти во всех библиотеках проводят национальные дни, которые посвящены татарским героям и культурным деятелям, а при библиотеке в деревне Сосмак действует небольшой музей татарского быта. Библиотека в д. Средние Шуни организовала у себя уголок татарской избы, тут часто проводят национальные обрядовые посиделки «Утырма», праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».

Даже в Татарстане известны некоторые фольклорные коллективы из этого района, например, «Шунские гармонисты» или «Ак колфак».

Известные уроженцы

Среди уроженцев района:

  • Герой Советского Союза Ф.А.Сабиров (деревня Нижние Шуни),
  • Герой Социалистического Труда Т.А.Галиахметов (деревня Средние Шуни),
  • полный кавалер ордена Славы Х.М.Минникаев (деревня Сосмак),
  • доктора наук – биологических И.Д.Давлятшин (деревня Нижние Шуни), медицинских – заслуженный врач РТ Р.З.Закиев (деревня Сосмак), сельскохозяйственных – М.Ю.Гилязов (деревня Средние Шуни), технических – Р.Г.Гарафутдинов (деревня Нижние Шуни), физико-математических – заслуженный деятель науки ТАССР и РСФСР К.З.Галимов (деревня Сосмак);
  • писатели Л.Ф.Ихсанова (деревня Нижние Шуни) и Р.Ш.Хузин (Р.Сибат) (деревня Нижние Шуни).

Общие сведения

Расположен в юго-восточной части Кировской области. Образован в 1929 г. в составе Нолинского округа Нижегородского края, с 1934 г. – в Кировском крае, с 1936 г. – в Кировской области.

Площадь 907 кв.км. Центр – город Вятские Поляны (350 км от города Киров, административно в состав района не входит).

Население 28669 человек (2015 г.), в городе Вятские Поляны – 33338 человек. Численность татар по переписи 2010 г. – 10266 человек (в районном центре – 6388 человек).

В районе 7 татарских населенных пунктов: деревни Старый Пинигерь (на 2016 г. – 1154 человек), Средние Шуни (856 человек), Нижние Шуни (614 человек), Сосмак (461 человек), Ямышка (241 человек), Новый Пинигерь (64 человека), Чемочар (41 человек).

Значительное количество татар проживают в городе Сосновка (3295 человек) и поселке городского типа Красная Поляна (2333 человек).

Стоянки, поселения и находки каменного века

Наиболее древние археологические памятники, найденные на территории Кировской области, относятся к мезолиту. Большинство находок, относящихся к этому времени, составляют орудия из кремня: скребки, отщепы, ножевидные пластины, микролиты-вкладыши для стрел. В эпоху мезолита (среднекаменная эпоха) охотники вели бродячий образ жизни. Стоянки этого времени на территории Вятскополянского района расположены в основном по берегам реки Вятки и её крупных притоков, в местах, удобных для охоты. Например, Сушинская стоянка расположена у места, где часто переправляются через Вятку группы лосей, возможно, повинуясь какому-то глубокому инстинкту: здесь проходит издревле их маршрут миграции.

В эпоху неолита люди стали вести оседлый образ жизни, так как большую роль стало играть рыболовство и собирательство. Жилища этого времени представляют полуземлянки, над которыми устраивалось каркасное перекрытие. Косвенно об этом говорит и топонимика. Название удмуртской деревни Омга в Вятскополянском районе является древним родовым воршудным именем и является, по одной из версий, производным от удмуртских слов ом (рот) + гу (яма), то есть буквально – «большой род, который устраивает жилища-землянки в форме рта».

Сушинская-I стоянка (эпоха камня(VIII–III тыс. до н.э.))

Обнаружена Р.Г. Кабировым в результате разведки 1975 г.

В 300 м к северу от села Суши, над левым берегом р. Вятки.

В 2009 г. Кайсиным А.О. на территории в 70 кв. м. было собрано с поверхности памятника несколько кремневых орудий: отщеп с нерегулярной ретушью по краю и с подтеской на брюшке, неудачный нуклеус и заготовка под микропластину.

Сушинское-II поселение (эпоха камня (VIII–III тыс. до н.э.); ранний железный век: худяковская культура (III в. до н.э. – V в. н.э.))

Обнаружено Р.Г. Кабировым в 1975 г.

В 200 м к северу от села Суши, левый берег р. Вятки.

Ново-Бурецкое поселение (мезолит (VIII–VI тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))

В 600 м к северо-востоку от с. Новый Бурец, устье р. Бурец, правого притока р. Вятки. Поселение было расположено на краю надлуговой террасы. Высота террасы 7 м. Площадь памятника 6000 кв. м. и его поверхность распахивается. Мощность культурного слоя 30 см.

В 1956 году Марийская археологическая экспедиция обнаружила здесь фрагменты керамики приказанского типа.

В 1959 году исследовалась В.Е. Стояновым.

В 1977 году стоянка была осмотрена разведгруппой КВАЭ под руководством Н.В. Шутовой. C поверхности собраны: наконечник стрелы постсвидерского типа, концевой скребок, скобель, 2 резца, нуклевидный обломок, пластина и 9 отщепов.

Каракульская стоянка (Неолит (V–III тыс. до н. э.).

В 500 м к северо-западу от д. Каракули, правый берег р. Вятки.

Обнаружена Марийской археологической экспедицией в 1956 г. как местонахождение кремня (найден кремнёвый скребок). В 1985 г. обследована Н.А. Лещинской и интерпретирована как стоянка.

Пещера карстово-эрозионного происхождения у д. Мухино

Пещера, вход в которую частично обвалился, расположена на правом берегу р. Вятки, в 1 км к северу от ж/д моста через р. Вятку. Использовалась ли пещера как жилище древнего человека, неизвестно, однако, в более позднее время, по преданиям, здесь некоторое время скрывались местные крестьяне от напастей Гражданской войны (1918-1919 г.г.).

Пеньковское местонахождение кремня

Местонахождение обнаружено Марийской археологической экспедицией в 1956 г.

На пашне у юго-восточной окраины деревни Пеньки найдена ножевидная кремнёвая пластина.

Кулыгинская стоянка (II тыс. до н.э. Неолит (V–III тыс. до н. э.); эпоха бронзы: приказанская культура (XVI–IX вв. до н. э.))

Поселение открыто Марийской археологической экспедицией в 1956 г. В 1985 г. обследовано Н.А. Лещинской.

В 700 – 800 м к северу-северо-востоку от деревни Кулыги. Правый берег р. Вятки. Культурный слой толщиной 20-25 см. Площадь 2250 кв. м. Найдены фрагменты лепной неолитической и приказанской керамики, а также изделия из кремня (10 отщепов, нуклеус, 2 скобеля).

Состояние памятника осмотрено в 2009 г. А.О. Кайсиным. В обнажениях найдено 5 фрагментов неолитической керамики второй половины II тыс. до н.э. и 1 фрагмент днища поздней гончарной керамики XIX века.

Нижне-Шуньское местонахождение кремня (Эпоха камня (VIII–III тыс. до н. э.))

В 1000 м к северу от Нижних Шуней у р. Шунки, правый приток р. Вятки, с площади 10х10 м Марийской археологической экспедицией в 1956 г. собран подъёмный материал в виде кремнёвых отщепов и скребка.

Жизнь татарской общины

К 1941 г. в районе действовали мечети в 3-х татарских селениях. В настоящее время на территории Вятскополянского района функционируют 10 мечетей (во всех татарских селениях, городах Вятские Поляны, Сосновка и поселке городского типа Красная Поляна).

Здания мечетей в деревнях Старый Пинигерь (построено в 1835 г.) и Нижние Шуни (1850 г.) являются памятниками истории и культуры регионального значения. Здание мечети в деревне Сосмак относится к 1905 г. В 2015 г. в деревне Старый Пинигерь прошли торжества, посвященные 180-летию мечети.

Работают 3 школы, где татарский язык изучается как предмет. При Центре национальной культуры (город Вятские Поляны) действует отдел татарской культуры.

Работает национально-культурная автономия татар Вятскополянского района (руководитель М.М.Фаляхутдинов). Функционируют 4 библиотеки (деревни Средние Шуни, Сосмак, Нижние Шуни, Старый Пинигерь) и 5 домов культуры, которые являются центрами татарской культуры.

В Нижнешунской библиотеке ежегодно проводятся круглый стол «Поэт, патриот, герой Муса Джалиль» и День воспоминаний (ко дню кончины уроженца района, писателя, лауреата премии Г.Исхаки – Р.Сибата), выпускается устный журнал «Все о Тукае»; работают книжные выставки «Цветы Тукаю», «Герой, патриот, борец Муса Джалиль», «Лябипа апа и ее книги» (об уроженке деревни Нижние Шуни детской писательнице Л.Ф.Ихсановой).

В Сосмакской библиотеке действует татарский национальный центр (с 1993 г.), организован музей, в котором представлены предметы татарского быта.

В Старопинигерской библиотеке оформлен уголок крестьянской избы. Среднешунская библиотека в 1993 г. стала татарским национальным культурным центром; здесь проводятся обрядовые посиделки «Утырма», библионочь «Аулагый», День деревни, праздник Сабантуй, действует женский клуб «Ханым».

В районе функционируют татарские творческие коллективы: народный ансамбль татарской песни «Идель» (с 1991 г., с 1996 г.– народный, город Сосновка, руководитель А.В.Сабирова), народный ансамбль «Шунские гармонисты» (с 1995 г., с 2010 г. – народный, деревня Средние Шуни, руководитель А.З.Халимов); ансамбль «Ак колфак» (с 2005 г., деревня Ямышка, руководитель Г.М.Исламова).

В краеведческом музее деревни Средние Шуни представлены предметы быта и национальная одежда татар. При Среднешунском Доме культуры проводятся межрегиональные фестивали «Играй, гармонь!» и «Утырмага», в них принимают участие коллективы из Татарстана.

Педагоги и учащиеся детских школ искусств города Вятские Поляны и поселка городского типа Красная Поляна ежегодно принимают участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в Татарстане.

Историческая справка

Время возникновения деревни — 1510 год. Одна из первых карт, где деревня уже отмечена, относится к 1786 году.

Топоним Пеньки косвенно говорит о том, что первые дома появились на вырубках. Первые жители поселились на пригорке, под которым были заливные луга и в двух местах у подножия склона имелись ключи.

Деревня входила в Усадскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии и относилась к приходу Крестовоздвиженской церкви села Кулыги.

В 1859-1873 гг. среди русских правобережных деревень района в Пеньках были самые малочисленные семьи (6,1).

Вода для питья жителями деревни берётся из двух родников, которые в прошлом имели простейшее благоустройство. Из-за грязных подходов к этим источникам окрестное население в шутку называло пеньковских жителей «чернотропами». В настоящее время оба родника благоустроены, имеют надстройки и удобные дорожки.

В 1925 году деревня вошла во вновь образованный Кулыжский сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

В 1929-1931 г.г. в деревне Пеньки прошла коллективизация, и был организован колхоз имени С.М. Кирова. В 1950 году мелкие коллективные хозяйства им. Кирова (Пеньки), «11 Пятилетка» (Старая Белогузка) и «Красный Путиловец» (Пиковка) объединились с кулыжским колхозом «Пятилетка». В марте 1959 года произошло второе объединение куршинского колхоза Ленина с кулыжским колхозом «Пятилетка», с центральной колхозной усадьбой в Кулыгах, под названием колхоз имени Ленина.

В феврале 1943 года было принято решение о строительстве рядом с Пеньками механизированного кирпичного завода, производство которого предназначалось прежде всего для нужд Вятскополянского машиностроительного завода.

Для организации досуга бригады сельхозартели в 1957 году в Пеньках был построен сельский клуб. В 50-е годы сюда дошло звуковое кино, которое привозили на кинопередвижке. Сначала киномехаником на передвижке работал Гриша Мокряк из Слудки, после него работал Фукалов Леонид из Вятских Полян, затем эмигрант Яша, который жил в Пеньках. В 60-е годы появилась стационарная киноустановка.

Однако, утрата перспектив развития, самостоятельности, удалённость бригады от центральной колхозной усадьбы, где шло активное строительство производственных объектов и учреждений соцкультбыта, отсутствие школы (дети ходили учиться в Кулыги), медпункта, — привели к тому, что жители деревни во второй половине ХХ века стали разъезжаться, устраиваясь в городе.

Из постоянных жителей в деревне осталось несколько пенсионеров.

Строительство автомобильного моста через реку Вятку, а также автомобильного шоссе рядом с Пеньками вдохнуло новую жизнь в деревню. К началу ХХI века деревня постепенно стала превращаться в дачное поселение. Неподалёку расположился Сосновский песчаный карьер, совместно с речниками ведущий добычу строительного песка на Вятке, а также из разработки на надпойменной луговой террасе.

Близость автодороги, по которой курсируют автобусы до Кулыг, Красной Поляны и Сосновки, привело к повышению привлекательности этого места для отдыха горожан.

В августе 2015 года возле деревни Пеньки проходили военные учения «Центр-2015». В рамках учений здесь отрабатывались действия автодорожных войск на случай разрушения автомобильного моста через Вятку, с имитацией налётов военной авиации. Прямо напротив деревни Пеньки была наведена наплавная автомобильная переправа через Вятку, протяжённостью около 400 метров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: