Ошель: три версии, где мог располагаться булгарский город, разоренный святославом

Ошель — рувики

Третья версия: Староалейкинского городища

У историков есть и третья версия расположения города Ошель, эту версию выдвинул ульяновский ученый Радий Губайдуллов. Он предположил, что городище Ошель располагалось  на месте Староалейкинского городища, что находится на правом берегу реки Свияга, у села Старое Алейкино (Ульяновского р-на Ульяновской области). И это не удивительно, многие городища и селения Поволжской Булгарии были основаны на территории нынешней Ульяновской и Самарской областей, то есть намного южнее территории нынешнего Татарстана. Археологи доказали, что тут было укрепленное булгарское поселение, и что оно также было разорено примерно в тот же период, что и Богдашкинское городище. 
Однако масштаб этой крепости был меньше, чем предыдущего городища. Снова возникают вопросы: могло ли войско Святослава добраться до этого места по Волге? И был ли город достаточно богат и важен, чтобы снаряжать сюда военную экспедицию?

ИСТОЧНИКИ ФОТО И ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Фото Команды Кочующие.
Учебник «История Татарстана» (ред. Султанбекова, издательство «ТаРИХ», 2001г.)
Книга 3. 3. Мифтахова «Курс лекций по истории татарского народа» («Дом печати», 2001г.)
Книга «Заметки о городищах, курганах и других древних земляных насыпях в Казанской губернии»
(1874г. издания, Казань, Издательство: Губ. тип., Казанский университет)
 

Более 200 поселений — на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая — находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе — 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие — в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, — заявили в пресс-службе министерства.

Заброшенная деревня Малая Атня – Шурабашское сельское поселение, Арский район. Фото ttp://ru.esosedi.org

Дороги не найдёшь!

К 2010 году лишь каждый четвёртый татарстанец жил на селе. Больше 100 деревень сохранилось в Мамадышском, Арском, Высокогорском, Кукморском и Зеленодольском районах. Меньше 40 сёл — в Новошешминском, Менделеевском, Ютазинском и Бавлинском районах.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

Обитатели малых деревень попадают в замкнутый круг — на них не рассчитаны программы строительства дорог. Зачем тратиться на дорогу до села, если никто там жить не хочет? Если крупные сёла могут собрать деньги на условиях само-обложения и получить доплату из бюджета РТ, то деревням на три-пять дворов это не под силу. Да мало построить дорогу, нужно транспорт организовать. А тут само-обложение не поможет!

Ренат Халиуллин из Зеленодольска не может доехать до родного села Татарское Ходяшево в Пестречинском районе. Раньше он держал возле отчего дома пчёл, кормил мёдом всю округу. «Село находится на маршруте «Казань — Богатые Сабы», ехать 45 минут, — рассказывает Халиуллин. — Но регулярное сообщение на этом маршруте отсутствует с мая 2015 года. Зимой 2016 года объявили было, что появилось новое расписание — три рейса в неделю. Но к лету перевозчик, который выиграл обслуживание этого маршрута, отказался от него, так как там нет устойчивого пассажиропотока. Неужели придётся совсем порвать связь с родной деревней?»

Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«С инициативой организовать межмуниципальные маршруты выходят муниципалитеты, и по всем заявкам сейчас рейсы организованы, — говорит пресс-секретарь миндортранса РТ Наиля Клевлеева. — А в малые населённые пункты из-за одного-двух человек перевозчики просто не поедут». Впрочем, сейчас в минтрансе разрабатыают порядок планирования регулярных перевозок, документ позволит организовать регулярное сообщение на межмуниципальных маршрутам, в том числе по направлению Казань-Б.Сабы.

На чём держимся?!

Елена Кузнецова, жительница с. Чирпы Лаишевского района:

«Не первый год я добиваюсь благоустройства родного села. Освещения нет, дороги непроходимые, озёра нужно чистить. Собираю документы, отправляю по всем инстанциям, отовсюду отписки. Школу закрыли лет шесть назад, детсад не строят. Старый клуб хотели продать, но мы воспротивились. Сейчас он пока «базируется»… в коридоре бывшей школы. ФАП работает три часа в день. Весной соседке стало плохо, поздним вечером вызвали скорую помощь из Лаишева, так она не приехала, мол, дороги развезло, а света в селе нет.

Работы нет, молодёжь едет за ней в город. Раньше у нас был колхоз, маслозавод, 3,5 тыс. га пашни, больше 1000 коров. В 1961 году у нас дали свет, почти в каждом доме появились корова, гуси, поросята. Но в 90-е фермы пустили под бульдозер, технику распродали, мы остались ни с чем.

Мы в прошлом году по 300 рублей собрали и сделали ограждение на кладбище. Нынче хотим на средства самообложения сделать детскую площадку и фонари развесить. Парни своими силами расчистили поле под спортплощадку, а нам даже на сетку для волейбола денег не дали. Многие бы уехали в город, да возможности нет».

Борьба за волжский путь

Северные и восточные русские княжества на протяжении веков пытались оспорить право владения Волгой, поэтому в домонгольскую эпоху нередко случались походы на булгарские города, с целью их захвата (разорения) и получения контроля над главными реками этого региона. С этими событиями и связана история древнего городища Ошель, следы которого сохранились только в старых русских летописях.
Историки считают, что Ошель – это реально существовавший булгарский город, который был расположен на правом берегу Волги. Период его существования с X по XIII век, то есть практически весь период существования Поволжской Булгарии до нашествия войск хана Батыя.
Город Ошель был захвачен и разорен дружиной владимирского князя Святослава в 1220 году, что получило своё отражение в некоторых русских летописях (Никоновской, Лавреньевской, Воскресенской). Сам князь Святослав (сын князя Всеволода Большое Гнездо) почти всю жизнь провел в военных походах: он воевал против литовцев, булгар, мордвы, черемис, а также в междоусобных войнах среди русских князей. Однако в старости повел богоугодную жизнь, в посте и молитве, за что после смерти был прославлен в лике владимирских святых.

Рисунок Олега Леонтьева – поход Святослава на Ошель

Князь Святослав для похода собрал достаточно большую дружину, в неё вошли владимирцы, муромцы, устюжане, ростовцы. Им удалось в июне 1220 года скрытно подойти на ладьях и спешиться на правом берегу Волги. Как указывают исторические хроники, город Ошель имел довольно высокие дубовые стены, систему рвов и валов, прочих укреплений

Но по всей видимости, гарнизон города был довольно мал, скорее всего, часть войска было отвлечено для какого-то важного похода булгарского войска. Известно, что в 1220-ые годы Волжская Булгария активно готовилась к военному вторжению многочисленного монгольского войска.
Опыт в штурме таких укреплений у русской дружины уже был, при этом им удалось поджечь посады, тыны и дубовые стены с подветренной стороны, после чего дружинники смогли ворваться в город, и как указывают летописи: «сечь была зело лютая и великая»

Город Ошель был взят, разграблен и сожжен.

Крепостное право

Чахнут Старые Нохраты Алькеевского района. В 4 км от райцентра живут четыре человека. Столько же душ во Владимировке Аксубаевского района. По данным переписи населения, к 2010 г. на грани вымирания были 9 деревень в Высокогорском районе, 8 — в Пестречинском, по 7 — в Агрызском, Альметьевском, Зеленодольском, по 6 — в Заинском, Кукморском, Мамадышском, Чистопольском. При этом сельское население сокращается стремительнее, чем число населённых пунктов, — с 1959 по 2010 год сельчан стало на 44% меньше. Как следствие, почти на 80% выросло число малых деревень с населением до 50 человек — всего их 707. А крупных сёл убавилось. В большинстве сёл РТ живут от 201 до 500 человек.

Деревня Брынка. Фото: Из личного архива/ Ирина Коновалова

«Для опустения деревень были предпосылки, — рассуждает Роза Чумакова. -Две мировые войны, революция массово забирали мужчин. С 1920-х рабочие руки утекали на стройки предприятий. До 1958 года каждый колхозник должен был сдавать мясо и молоко (даже если не было коровы!), платить от 12 до 120 руб. за то, что имеет сотку колхозного поля. Свободу крестьяне почувствовали только в 1961 г., когда получили паспорта. Это напоминает отмену крепостного права. Все стремились в город за образованием и на крупные предприятия — за зарплатой».

Официально

Председатель совета муниципальных образований РТ Минсагит Шакиров:

«За 10 лет сельское население Татарстана поредело на 44 тысячи человек, хотя в республике действует 49 программ поддержки производителей продукции сельского хозяйства, создают социальную, грантовую инфраструктуру. 44 тысячи — это же население двух районов! В некоторых районах каждый год жителей становится на 2% меньше. Особенно стремительно сокращается число жителей в Камско-Устьинском, Тетюшском, Мензелинском и Дрожжановском районах. Сельчане стали меньше строиться, так как больше не связывают своё будущее с деревней. На селе нет работы, платят мало. Муниципалитетам не хватает бюджетных средств, чтобы решить проблемы села. За счёт самообложения в Дрожжановском районе построили 41 км дорог, в Кукморском — расширили 35 км улиц, в деревнях построили мосты».

«О, города Ибрагим и Ашлы»

Древнее городище Ошель – один из самых загадочных исторических объектов на территории нынешнего Татарстана, и самый таинственный памятник археологии Булгарского государства в Поволжье. Главная загадка этого городища – до сих пор не известно его точное место расположения, у ученых по этому вопросу есть несколько мнений.

Карта Древней Булгарии (Ошель указан как Отель)

В татарском народном эпосе «Идегей» есть упоминание про древний город Ошель, но в татарском варианте он звучит как Ашлы:

Начать статью следует с того, что около тысячи лет назад развернулась глобальная борьба двух государств за Волжский речной путь. Река Волга (Идель, Итиль, Юл) являлась главнейшей транспортной и военной артерией Восточной Европы, которая по значению могла сравниться только с Днепром. Волга связывала регионы Каспийского (Хвалынского) моря: Персию, Среднюю Азию и Закавказье, с Волжско-Камским регионом и с Северной Русью. А далее, через систему волоков, связь шла с Великим Новгородом и Балтийским морем. В те стародавние времена в лесной глуши, среди болот и топей, в дикой степи было очень мало дорог, поэтому основные торговые и административные связи проходили по речным руслам. А центральное место на Волге (около впадения реки Камы) занимало молодое Булгарское государство. Это место позволяло булгарам контролировать речные пути по Нижней и Средней Волге, по Каме, Вятке, Ветлуге и другим более мелким рекам.

Рисунок Олега Леонтьева – взятие Ошеля

Споры археологов

Конечно, наблюдательные булгарские посты заметили огромный дым пожарища с правого берега Волги. Но когда войско булгарского правителя поспешило на помощь горящему городу, то было уже поздно: дружина Святослава успела погрузиться на свои ладьи, и ушла вверх по Волге. На месте города Ошель остались только обгоревшие бревна, погибшие люди и пожарища.  
Ошель располагался на правом высоком берегу Волги, и его положение было выгодным как булгарской военной крепости, как торгового центра и как наблюдательного пункта. Этот город булгары обязательно бы восстановили, однако разорение Ошеля произошло буквально накануне нашествия хана Батыя  (1236 год). Поэтому данное городище было заброшено и вскоре забыто, и больше не восстанавливалось. В дополнении ко всему в 1237-1238 годах монголы уничтожила все укрепленные крепости на правом берегу Волги, и Булгария, как государство, было покорено азиатскими завоевателями.
Поскольку на правом берегу Волги, на территории республики Татарстан, найдено примерно около десяти укрепленных булгарских поселений, то историки до сих пор спорят: какое из эти городищ носило легендарное имя – Ошель.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ — решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» — «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов

Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа

После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

В 1970-е годы Дербешка попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. Фото vk.com

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 — 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная — Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц — Каенлы.

«Название горы происходит от водившихся здесь в старину соколов»

В научной литературе сведенья про град Ошель сильно отличаются. 
В труде «История Татарстана» (ред. Султанбекова, «ТаРИХ», 2001г.) указано другое: «Центральным городом булгар, живших на правом берегу Волги, являлся Ошель. Это также был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов государства. Его останки сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Город состоял из двух частей, укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Его
общая площадь достигла почти 80 гектаров. В 1220 году Ошель был захвачен и сожжен дружиной русского князя».

Раскопки на Богдашкинском городище – фото Сергей Головин

В научном труде «Заметки о городищах, курганах и других древних земляных насыпях в Казанской губернии» (1874г. издания, Казань, Издательство: Губ. тип., Казанский университет) рассказано о городке на горе Сокол. Это высокая насыпь, в виде маяка, обнесенную валами, на горе Сокол, при спуске с которой находится село Кирельское (или Воскресенье) на самой реке Волге, где в последнюю впадает речка Кляра, селение находится по правую сторону устья.  Название горы происходит от водившихся здесь в старину соколов, которые ловились для государя. Эта земляная насыпь полукруглой формы длинной в 70 саженей, окруженная рвом, в древности была укрепленным городищем Ошель.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история . Например, деревня Мастеево, в 1930 — 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то — торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 — уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 — 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане — около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

— В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56-57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, — рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», — приводит примеры Альберт Бурханов.

Версия вторая: Богдашскинское городище

Согласно второй, более распространенной версии, Ошель располагался в нынешнем Тетюшском районе РТ – в районе Богдашскинского городища. Это примерно в 32-33 километрах ниже по Волге от Камского Устья, как было указано выше, добраться большому войску незамеченным по речным просторам было просто невозможно. Поэтому есть еще версия, что отряды князя Святослава пробирались к городищу дремучими лесами, поэтому сумели застать булгар врасплох. Однако летописи указывают, что дружина прибыла со стороны Нижнего Новгорода именно по воде. Тем более, нужно учитывать, что в XIII веке на правобережье Волги были дремучие леса и непроходимые заросли, крупных дорог в окрестностях практически не было, большому войску тут было пройти достаточно сложно.
Сам памятник археологии — Богдашскинское городище — расположен в километре от н.п. Богдашкино в северном направлении. Он был впервые открыт и изучен в 1909 году археологом и историком Г.Н. Ахмаровым. Также в советское время на этом городище производили раскопки и исследования. Городище было обустроено по «последнему слову» тогдашней инженерной мысли. Крепость построена на возвышенном месте, на водоразделе рек Волга и Свияга, в небольшой долине, которая окружена двумя балками-лощинами. Контуры крепости имели практически квадратное очертание. Общая площадь городища и всех оборонительных сооружений была довольно огромна для тех времен – она превышала 75 гектаров!  В юго-западной части городища сохранились следы центральной крепости. Она имела размеры 500×200 метров, и была с внутренней стороны укреплена двумя рвами и валом между ними.

Около Богдашкинского городища, фото – Команда Кочующие

По своим размерам и количеству найденных археологических материалов Богдашскинское городище более подходит на роль легендарного города Ошель. Это был довольно значимый средневековый город, где были развиты ремесла, и шла активная торговля по Волжско-Камскому водному пути. В частности, археологи нашли на территории памятника гончарный горн и остатки керамических изделий, также были найдены бусы и элементы металлического панциря, прочие украшения, остатки кузнечного шлака, кости животных. На территории городища обнаружен слой золы, который примерно относится к началу XIII века (хотя это уже период монгольского нашествия, поэтому данную крепость вполне могли разорить войска хана Батыя).
Недалеко от Богдашскинского городища, на правом берегу Волги, есть уникальное место: Пролей-Каша. Тут высокий волжский берег сменяется довольно пологой долиной, покрытой лугами и одиночными деревьями. Вполне возможно, что войска князя Святослава могли высадиться здесь, а потом скрытно подобраться к Ошелю именно через эту долину. Но тогда возникает вопрос: как на своих ладьях русская дружина смогла снова вернуться и пройти Камское Устье, а потом безопасно подняться по Волге в сторону устья Оки? Вопросов в этой истории, конечно, очень много.
Местные жители рассказывают, что в детстве любили лазить по местным оврагам и балкам, самым удачливым удавалось найти древние монетки, встречались наконечники стрел, проржавевшие ножи, остатки доспехов, даже видели торчащие из земли куски обгоревших бревен. Древняя история до сих пор живет в этой земле!

Волга у д. Пролей-Каша, фото – Команда Кочующие

Камское устье

Posted ЧТ, 18/08/2022 — 12:25

    Камское устье — одно из живописнейших мест Татарии. В месте впадения р. Камы в Волгу, на крутом берегу Волги находятся крупные скальные выходы известняковой породы. Раньше здесь велись разработки известняка — до сих пор прекрасно сохранились многочисленные каменоломни.

    Напротив, на другом берегу реки, расположен Сараловский филиал Волжско — Камского заповедника. Склон покрыт спелым широколиственным лесом (дуб, липа). Животный мир не пуган и разнообразен. Вполне реально встретить зайца или лису.

  Ка́мское У́стье (тат. Kama Tamağı, Кама Тамагы) — посёлок городского типа, административный центр Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Версия первая: Янтиковском городище

По одной версии археологи считают, что город Ошель (по-татарски: Ашлы, по-чувашски: Ишле) располагался на нынешнем Янтиковском городище. Это чуть ниже по Волге поселка Камское Устье, с южной стороны Куйбышевского затона, на горе Сокол. 

Гора Сокол – фото Сергей Головин

В пользу этой версии указывает то, что устье Камы – стратегическое место для средневековья. Уровень реки Волги в те времена был ниже, и с Сокола, как на ладони, было видно всё Камское устье. Булгары бы непременно соорудили в этом месте укрепленное поселение с наблюдательными вышками и неприступными стенами. Видимость в разные стороны отсюда составляла более 15 верст, проскользнуть незамеченным по воде мимо этой крепости было невозможно.  
Также в пользу этой версии указывает тот факт, что немного выше по Волге располагались земли чуваш и мари (горных и луговых черемис), поэтому ладьи Святослава могли скрытно и внезапно подойти к Камскому Устью. Когда как ниже по Волге (в сторону нынешних Тетюш) незамеченным пройти было просто невозможно – система наблюдения и оповещения даже в те века работала достаточно слаженно. 

Вид с Сокола на Волгу, фото — Команда Кочующие

Экскурсия в Юрьевскую пещеру+гипсовые штольни

Камское устье — одно из живописнейших мест Татарии. В месте впадения р. Камы в Волгу, на крутом берегу Волги находятся крупные скальные выходы известняковой породы. Раньше здесь велись разработки известняка — до сих пор прекрасно сохранились многочисленные каменоломни. В районе Камского Устья на высоком берегу у слияния двух рек Камы и Волги находятся гипсовые штольни.

Но не только своей волшебной природой известен этот район. В недрах этой земли спрятаны настоящие сокровища. Речь идет о месторождении гипсового камня. На формирование местного рельефа оказали влияние древние и современные геологические процессы. Считается, что разработка Камско-Устьинского месторождения ведется с конца XIX века.

Однако в исторических работах есть сведения о том, что гипсы Камского Устья добывались ещё во времена Болгарского царства в VII — VIII веках. До революции население кустарным способом разрабатывало месторождение и снабжало сырьем алебастровые заводы Поволжья. Старые выработки и их следы встречаются на территории ныне действующего предприятия — это карьеры, штольни, целые системы подземных выработок.

До 1911 года разработка месторождения велась с применением ручного труда, но постепенно механизировалась. Только к тридцатым годам разработка гипса приобрела промышленные масштабы.

Юрьевская пещера – охраняемый памятник природы республики Татарстан находится неподалеку от гипсовых штольн в лесу. Юрьевская пещера еще очень молодая — ей не более 10 тысяч лет. Тем не менее это самая протяженная пещера Поволжья, созданная естественными процессами: лаз в гипсово-доломитовые подземелья возник под воздействием талых вод, стекающих на дно оврага. Длина Юрьевской пещеры 410 метров, площадь — 2050 кв.м., объем — 12500 куб.м.

По оценкам спелеологов, она имеет нулевой уровень сложности и путешествие по ней считается практически безопасным. В Юрьевской пещере можно увидеть «Серебряный зал», «Зал бабуинов» и др.

Обед: в лесу на поляне можно накрыть обед (привезти с собой, либо заказать через туркомпанию), организовать шашлык (по желанию заказчика).

ВАЖНО! Для экскурсии подобрать соответствующую одежду, спортивную обувь на плоской подошве, для посещения пещеры накинуть сверху одежду, которую можно испачкать, взять с собой перчатки строительные. Продолжительность 8,5 -9 часов

Продолжительность 8,5 -9 часов.

Стоимость на авто с водителем экскурсоводом за экскурсию 11500 руб.

Стоимость на минивене (для группы до 7 человек) с экскурсоводом за экскурсию 14700 руб.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: