Провести ночь в замке с привидениями
Деревни республики подчас действительно способны удивить. В посёлке Юрино, на берегу реки Волги, стоит самый настоящий замок: в 1860 году его начали строить для семьи внучатого племянника графа Шереметева в стиле поздней неоготики. Главным автором проекта был российский архитектор Парланд А.А., несколько лет проучившийся в Германии, поэтому здание удивительное и необычное для России: с башенками и стрельчатыми окнами. Завершено строительство было лишь в 1914 году, поэтому благородные господа пожить в этом прекрасном строении толком не успели.
В советские годы замок был санаторием, домом отдыха и военным госпиталем, долгое время стоял заброшенным: местные энтузиасты как могли пытались поддерживать его состояние своими силами, но финансирования не хватало. К счастью, в 2000-х реставрация всё-таки началась: сегодня многие залы восстановлены, и каждый год в замок приезжают около 20 тысяч туристов.
У замка Шереметевых есть и свои легенды: например, поговаривают, что в нём живёт призрак девушки-крестьянки, которая грубо отказала барину в близости, когда тот захотел воспользоваться «правом первой ночи». В гневе Шереметев замуровал мятежную красавицу в подвале. С тех пор призрак бродит по замку и плачет по ночам: в коридоре можно встретить её тень, а если долго вглядываться в старинное зеркало у главной лестницы, Палашка (так звали крестьянку) появится в отражении. Кстати, во время реконструкции в подвале действительно были обнаружены человеческие останки.
Проверить, правда это или выдумки для привлечения туристов, можно, оставшись в замке на ночь: всего в здании 56 комнат, и некоторые из них сегодня переделаны в гостиничные номера. «Люксы» расположились в бывшей библиотеке и курительной комнате, а «эконом» — в комнатах прислуги. По замку можно пройти и с ночной экскурсией — со свечами.
От Йошкар-Олы в Юрино ходит маршрутка, дорога занимает около трёх часов.
Описание ООПТ
Памятник природы создан в 1976 году. Карман Курык – низкогорная форма Марийско-Вятского увала. На крутых северных и восточных склонах обнажены породы казанского яруса пермской системы мощностью более 30м. Вдоль подошвы горы – пояс карстовых воронок, на северном склоне – карстовая пещера. На восточном склоне произрастают гроздовник полулунный, башмачок настоящий, дремлик темно-красный.
https://youtube.com/watch?v=HswYwAjomG4%3F
Гора Карман-Курык – останцевая куполовидная возвышенность водораздельного плато с абсолютными высотами до 210-220 м, сложенная устойчивыми против денудации породами казанского яруса – доломитами и известняками. Борта возвышенности окантованы карстовыми «воротничками», представляющими кольцевой ров из карстовых впадин.
По склонам произрастают хвойно-широколиственые леса с преобладанием в напочвенном покрове видов спутников широколиственных лесов. Вторичные леса – березняки липовые произрастают на месте бывших каменных карьеров.
https://youtube.com/watch?v=zmVyfwKergs%3F
На территории урочища Большой Карман-Курык произрастают виды, занесённые в Красную книгу Республики Марий Эл, такие как венерин башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.), дремлик тёмно-красный (Epipactis atrorubens (Hoffm.) Schuit.), гроздовник полулунный (Botrychium lunaria (L.) Sw.), голокучник Роберта (Gymnocarpium robertianum (Hoffm.) Newm.), лён слабительный (Linum catharticum L.), фисция сизая (Physcia caesia (Hoffm.) Fьrnr). Редкими видами являются белозор болотный (Parnassia palustris L.),
лук Вальдштейна (Allium waldsteinii G. Don. fil.), кокушник длиннорогий (Gymnadenia conopsea (L.) R. Br.).
Ограничения на территории географического объекта
Ниже приведены некоторые сведения по ограничениям на территории географического объекта в виде различных зон, взятые из открытых источников.
Номер ЗОУИТ | 12.13.2.3 | ||||
Вид | Территория особо охраняемого природного объекта | ||||
Наименование | зоны с особым режимом использования территории памятника природы республиканского значения Республики Марий Эл «Карман Курык» | ||||
Орган власти | Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл | ||||
Основание | Карта (план) за №б/н от, | ||||
Описание | зоны с особым режимом использования территории памятника природы республиканского значения Республики Марий Эл «Карман Курык» | ||||
Ограничение | Режим охраны памятников природы ркспубликанского значения Республики Марий Эл , утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл № 182 от14.07.2008г. | ||||
Дата постановки на учет | 26.10.2011 | Дата изменения сведений в ЕГРН | 03.11.2016 | Дата выгрузки из ЕГРН | 03.11.2016 |
Большая гора
По преданиям стояла на вершине одной из гор когда-то крепость, но от нее не осталось даже следа. Зато местные жители уверены в том, что Крепость-гора – отечественный аналог египетских пирамид. По легендам, исчезнувший народ Овда обитает внутри горы. Внешне эти люди напоминают северное племя чудь.
Неподалеку от большой горы расположена меньшая, Ода-Курык (Одо-Курык) или Малая гора. В ней есть пещера с совершенно ровной плитой в качестве потолка. Пока что все тайны удивительного памятника природы лишь ждут разгадки.
Интерес к горе появился после публикации заметки о странных гигантских камнях квадратной формы. По мнению исследователя, обнаружившего их, такие глыбы никак не могли быть созданы природой. Сомнения подкрепляло и то, что выложены были кубические валуны на горном склоне аккуратным зигзагом. На первый взгляд и сама Карман-Курык не представляет ничего особенного, непонятно, за что ее сравнивают со знаменитыми достопримечательностями Египта и Мексики.
Однако сверху явно просматривается квадратное основание. Точно такое же, как и пирамид. После нового обследования стало понятно, что мегалиты искусственного происхождения. Для их добычи и обработки известняк вырубали громадными кубами.
И снова начинаются загадки: чем в давние времена так можно было вырубить глыбу камня, чтобы получить абсолютно ровные грани. К тому же у некоторых мегалитов края скругленные. Но не у всех глыб стенки идеальные.
Победы и поражения келмезских батыров
Удмуртские батыры. Фото: из открытых источников vk.com
Народ поро встречается в преданиях о целом ряде удмуртских богатырей. Перечислим некоторых из них. Тутой-батыр — предводитель келмезов, победил в состязании с пор (марийским) богатырем и отстоял территорию своего племени на реке Вале. Бурсин Чуньыпи. Предводитель рода Можга, сражался с родами Уча и Шудья, погиб в результате коварства поров, подпиливших сваи моста, лошади, не почуявшей опасность и недогадливой второй жены, не пославшей ему саблю. Селта-батыр отомстил порам страшной местью — три раза сжег их селения, в результате они отступили с Кильмези на запад.
Таким образом, наличие в фольклоре обоих народов сведений о военных столкновениях позволяет сделать вывод о том, что противостояние имело место в раннее средневековье. Но следует особо подчеркнуть, что любое соседство этнических групп, государств, культур не представляло собой исключительно военные столкновения, оно также сопровождалось политическими союзами и культурным обменом. Это характерно для обществ с отличающимися друг для друга культурами (Византия, Персия и тюрки, Московская Русь и постордынское пространство, Московская Русь и Католическая Европа, католическая Европа и Арабо-мусульманский мир, тюрки, монголы и Китай), а близкие по культуре и происхождению общества, как мари и удмурты, в особенности
В условиях современного мира более актуальным является внимание к изучению межкультурного взаимодействия.
Источник фото на анонсе: vk.com
Устроить тур по колоритным деревням
Деревни, в которых время словно остановилось в прошлом столетии, пожалуй, вообще самое интересное, что есть в Марий Эл. Конечно, идеальный сценарий отпуска — это поехать на автомобиле по самым колоритным поселениям, которые удастся отыскать на Гугл-картах, останавливаться у местных — спать на печи, пить парное молоко и ходить в баньку, слушать пронизанные мистическими деталями сказания, становиться свидетелями обрядов, оставшихся с незапамятных времён.
Особенно повезёт тем, кто попадёт на марийскую свадьбу. Действо это весьма красочное: все гости обязательно приходят в традиционных нарядах — с орнаментальной вышивкой, монисто, красным кушаком или поясным полотенцем. Повезёт, если кто-нибудь притащит деревянный настил: тогда марийцы будут задорно танцевать «марийские топотушки». Ещё в третью субботу июня в Марий Эл отмечают Пеледыш пайрем — «праздник цветов». Это наследие советских времён: торжество было создано на замену традиционным марийским празднованиям, но в итоге прижилось — карнавал и импровизированные выступления проводятся по всей республике до сих пор.
Если же вам хочется настоящего сельского хардкора, напроситесь уйти с пастухами пасти стадо. Занятие почти на целый день, встать придётся в 5 утра, зато яркие впечатления, ровный загар и память о бескрайних марийских лугах вам обеспечены.
Сегодня многие деревни Марийской республики известны среди туристов. Например, в крохотном селе Визимбирь жители уже давно принимают гостей, — это место зовётся «Марийская Швейцария» из-за впечатляющих видов, густых высоких лесов и миниатюрных домиков на окружающем зелёном полотне. Для многих жителей Визимбиря родным языком является марийский, и между собой они общаются в основном именно на нём. Они стараются сохранять свои традиции: носят национальную одежду, готовят в печи, топят баню, и всё это можно с ними разделить любому приезжему.
В деревне Алёшкино открыт Музей быта коренных марийцев. Посетить его будет интересно: в России об этой народности мало кому известно. Почему-то принято думать, что марийцы — это почти что татары, обязательно черноволосые и с раскосыми глазами, в то время как этнически жители республики — финно-угры, то есть они куда ближе финнам, эстонцам, карелам, венграм. Там же, на берегу реки Арда, кстати, находится неплохой туристический комплекс «Раздолье», оформленный с марийским колоритом, с фермой, деревенской кухней и сауной.
В посёлке Сернур (он известен главным образом тем, что здесь в детстве жил поэт Николай Заболоцкий) находится достаточно известный в республике сыродельный завод. Несколько лет назад на предприятии произошёл ребрендинг, после чего помимо рядового «Российского» сыра здесь начали производить и «заграничные» сорта: камамбер, грюйер, рикотту, халумис, моцареллу, буррату, брынзу, причём не только из коровьего, но и из овечьего и козьего молока. По вкусу сернурские сыры практически не уступают «санкционке», занимая призовые места на международных конкурсах. В Йошкар-Оле есть фирменный магазин Сернурского завода, но ведь куда интереснее воочию увидеть производство.
Деревня Сардаял, в принципе, мало изменилась с советских времён: здесь и сегодня мало у кого есть интернет и спутниковое телевидение, на окнах не увидеть пластиковых стеклопакетов, почти у всех жителей есть огороды, куры, коровы и свиньи. Однако сардаялцы всегда рады гостям и стараются активно развивать туризм в своей деревне, ведь для многих городских жителей село — это настоящая экзотика, а для некоторых — тёплые воспоминания о поездках к бабушке на лето. Пару лет назад в Сардаяле впервые провели фестиваль «Кружок» — с рейвом в полях, концертом в школьном спортзале, ужином у костра и трансфером на грузовиках. Сегодня местные проводят летние лагеря выходного дня, разрабатывают интересные маршруты по Сардаялу и окрестностям и составляют списки вроде «Топ вещей, которые нужно сделать в Сардаяле», куда входят пункты «проснуться на сенокосе под пение петухов», «выгулять овец и не растерять их», «собрать синей глины с оврагов» и «попариться в деревенской баньке».
В марийской глубинке вы всегда можете поддержать местного производителя и купить предметы народного промысла: прекрасную марийскую вышивку — красный или чёрный орнамент по белой ткани со скрытыми языческими символами, изделия из бересты, валенки, картины из шерсти или изделия из морёного дуба.
Посетить городок Остапа Бендера
Ещё одна интересная локация на Волге — городок Козьмодемьянск: считается, что именно он стал прототипом города Васюки из романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. По крайней мере, в этом точно уверены все местные жители. Хотя право называться Васюками оспаривает ещё и посёлок Васильсурск в Нижегородской области, который сам по себе гораздо менее интересен.
Во многом именно благодаря Ильфу и Петрову Козьмодемьянск всегда был едва ли не самым туристическим городом республики, — сюда путешественники приезжали задолго до того, как «облагородили» Йошкар-Олу. На первый взгляд он похож на деревню, правда, очень ухоженную и в любой момент готовую принимать гостей: зелёные улицы, нарядные церкви, низенькие домишки с резными ставнями.
В городе открыто несколько по-настоящему интересных музеев. Художественно-исторический музей имени Александра Григорьева называют Малой Третьяковкой за богатую (особенно для провинциального городка!) коллекцию: в музейных залах выставлены полотна Айвазовского, Коровина, Кандинского, Левитана, Крамского, Поленова. Музей купеческого быта, расположенный внутри красивого деревянного особняка небесно-голубого цвета, кропотливо воссоздаёт обстановку давно ушедшей эпохи и рассказывает о том, чем занимались жители Козьмодемьянска в прошлые века (кстати, вся мебель и предметы быта подлинные). Самый молодой музей в городе — Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера. Посвящён он, конечно же, творчеству писателей, прославивших Козьмодемьянск.
Отдельного внимания заслуживает масштабный Этнографический музей под открытым небом. По сути, это небольшая деревня, в которой воссозданы быт, хозяйство и культура горных марийцев. Постройки деревни (жилые дома, мельница, кузница, баня, амбары) были перенесены сюда в 1983 году из зоны затопления Чебоксарского водохранилища. Кстати, в этом музее можно вести себя как хочется: трогать экспонаты руками, забираться на брёвна, качаться на качелях. Как в обычной деревне, одним словом.
Добраться в Козьмодемьянск из Йошкар-Олы можно на рейсовом автобусе или же с однодневным экскурсионным туром.
Интересные факты
В течение 2014 г., по непонятным причинам, уровень воды в водоеме упал почти на 12 м, уровень воды в водоеме в среднем понижался на 0,7 м в неделю. Но, к середине 2021 г., уровень воды практически полностью восстановился. Уровень воды в озере постоянно держался на одном уровне независимо от времени года. Но, начиная с 1983 г., уровень стал колебаться с учетом времени года.
В засушливый период уровень воды опускался примерно на 2,5 м. Во время весеннего паводка вода из озера вытекала в долину через специально установленный жёлоб. В настоящее время проблема понижения уровня воды в озере миновала, водный режим озера восстановлен.
Аномальные достопримечательности в Марий Эл
Странные и загадочные места есть повсюду. Что самое главное, мистицизмом их наделяют сами люди. В землях марийцев таких мест очень много. Что еще ожидать от древнего народа, который до сих пор живет по Вере Предков?
Овраг Овда-Корем
Адрес: дер. Нурсола, Куженерский район.
В этом месте когда-то обитали овды — загадочные женщины с огромной грудью. Самым любимым их развлечением было кататься на лошадях, которых они воровали у местных жителей. Еще в середине прошлого века люди находили круглые ходы, которые вели под землю, в жилище овд. Но потом они пропали. Говорят, что сейчас овды прячутся в дремучих лесах Кировской области.
Вий Памаш
Координаты: 56.911297, 48.739767.
Странный родник находится в Новоторъяльском районе. Несмотря на то, что его вода лечит от множества недугов, рядом с ним можно почувствовать себя как хорошо, так и плохо. Вода, в зависимости от времени суток, обладает разной энергией.
До обеда она положительная, а ближе к вечеру меняется на отрицательную. Целебным действием обладает и та, и другая, но помогает от разных болезней. Чтобы не усугубить течение заболевания, нужно точно знать, в какое время суток можно набирать воду с максимальной пользой.
Известные леса и лесные массивы
Большая часть региона занята лесами. Сосновые боры, березовые рощи, дубравы — предмет особой гордости марийцев. Именно у деревьев они просили защиты и делились с ними радостью, ведь по Вере Предков, каждое дерево — Божество. Но не все из них светлые, есть и злые духи, цель которых причинять людям боль. Вот о таких нужно знать и остерегаться их, и потомкам это знание передать обязательно.
Карамасский лес
Координаты: 56.693637, 49.005685.
Долгое время этот лес считался загадочным местом и по сегодняшний день сохранились легенды и предания, связанные с ним. Он располагался между двумя старыми деревнями, которые не сохранились до наших дней.
Места были глухие и привлекали разбойников. Тем более, через лес проходил Уржумский тракт, по которому ходили купеческие обозы.
Разбойники убивали купцов, а трупы бросали в лесу, не похоронив. И через некоторое время жители деревень ночью и в сумерках стали слышать голоса погибших, но при этом никого не было видно.
Сендинская лиственничная роща
Координаты: 56.807210, 49.976041.
Это совсем небольшой участок на территории Мари-турекского района. Недавно он получил статус особо охраняемого памятника природы и есть за что. Ведь возраст лиственниц Сукачева, которые растут здесь, уже более 100 лет.
Первые посадки этой ценной культуры делались еще в начале XX века, до Первой Мировой войны. Здесь запрещена любая сельскохозяйственная деятельность, способная повредить деревьям. А любоваться красавицами-лиственницами можно сколько угодно.
Погода на 5 дней впамятник природы Карман Курык
28.07
18:00
19.2°
758
93%
4.1184°
28.07
21:00
18.9°
758
92%
4.1143°
29.07
00:00
18.4°
758
91%
3.2140°
29.07
03:00
17.3°
756
93%
3.8135°
29.07
06:00
19.6°
757
89%
3145°
29.07
09:00
25.6°
755
65%
4.7128°
29.07
12:00
30°
755
50%
5121°
29.07
15:00
32.2°
753
41%
5.3116°
29.07
18:00
23.4°
754
65%
6137°
29.07
21:00
20.3°
754
77%
2.6175°
30.07
00:00
18.1°
754
87%
2.366°
30.07
03:00
17.6°
753
92%
3.4137°
30.07
06:00
18°
752
93%
2.8114°
30.07
09:00
23.4°
752
68%
4.1140°
30.07
12:00
28.1°
751
39%
5.3150°
30.07
15:00
26.5°
751
47%
4.7176°
30.07
18:00
23.4°
751
57%
2.8166°
30.07
21:00
19.2°
751
72%
1.9158°
31.07
00:00
17.3°
751
81%
2.3118°
31.07
03:00
15.7°
751
95%
2.5162°
31.07
06:00
17.3°
751
89%
3191°
31.07
09:00
17.3°
752
84%
3.3224°
31.07
12:00
17.7°
752
80%
3.6220°
31.07
15:00
16.9°
753
84%
4241°
31.07
18:00
15.5°
753
91%
3.7249°
31.07
21:00
15.3°
755
92%
3.3267°
01.08
00:00
14.7°
754
95%
3.8264°
01.08
03:00
14.6°
755
90%
3.8266°
01.08
06:00
15.4°
755
86%
3.7273°
01.08
09:00
20.4°
756
59%
4.7284°
01.08
12:00
24.5°
755
43%
5.1281°
01.08
15:00
23.4°
755
52%
4256°
01.08
18:00
21.1°
756
67%
2.9245°
01.08
21:00
17°
756
87%
2.2254°
02.08
00:00
15.5°
756
94%
1.7258°
02.08
03:00
15°
757
95%
1.6250°
02.08
06:00
17.8°
757
85%
1.2236°
02.08
09:00
18.9°
757
82%
1.5222°
02.08
12:00
19.6°
757
81%
2253°
02.08
15:00
20.2°
757
79%
1.8287°
Примечание: Обновление прогноза погоды производится через каждые 3 часа.
Удмуртские богатырские предания
Согласно преданиям, именно в карстовых пещерах и обитали Овда – мифологические существа, так называемые марийские ведьмы. «Народ Овда» — полумифический народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее носителями древнемарийской археологической культуры. По словам авторов историко-этнографической справки, «совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволяют сделать вывод об их идентичности)”. В марийском фольклоре овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. в¢д ия), в лесу (таргылтыш).
В конце XIX в. удмуртские предания начинают записываться исследователями. Термины, которыми обозначаются их герои, обозначаются разными наименованиями. Ю. Вихманном зафиксировано наименование их в калмезской традиции “jadios” — “силачи”, но чаще всего употреблялось название тюрко-монгольского происхождения “baUatur” (батыр), заимствовано через татарский язык. К эпическим исследователь предания, в которых присутствуют поро, так как они позволяют предполагать наличие в прошлом реальной эпической традиции. Эти предания отражают средневековые события до прихода русских («pуч калыклэсь татчы лыктэмезлэсь азьло» «прежде прихода сюда русских людей») или в период появления русских и борьбы с ними удмуртских богатырей (только в чепецком цикле, в истории Идны).
В современном удмуртском языке словом «пор» называют марийцев, судя по географии калмезских преданий, возникших на юго-западе современной Удмурти, близко к районам непосредственных удмуртско-марийских контактов на нижней Вятке. Известный финно-угровед В.В. Напольских считает, нет оснований предполагать, что в богатырских преданиях речь идёт об ином народе, имя которого позднее было перенесено на марийцев.
Таким образом, историческими истоками этих преданий (если таковые вообще следует искать) могут быть столкновения на нижней Вятке древних удмуртов и марийцев в ходе расселения последних на восток, имевшие место, вероятно, в начале II тыс. н. э.
Стародавние времена
Марийско-удмуртские этнические контакты уходят корнями в раннее средневековье, о чем свидетельствуют сюжеты удмуртского и марийского фольклора, топонимы Марий Эл и Удмуртии. Предки обоих народов находились в разные эпохи в сфере влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды, входили в состав Казанского ханства, Московского царства и Российской империи.
Древнеудмуртские племена до VI–VII вв. н.э. занимали обширные территории – бассейны среднего и нижнего течения рек Камы, Вятки, Белой, вплоть до впадения Ветлуги и Свияги в Волгу. В VI–VII вв. н.э. когда данная территорию Волго-Камского региона стал заселяться тюркскими кочевниками, то удмурты племенного объединения калмез с территории бассейна реки Белой, со среднего течения реки Камы, были вытеснены на запад и север современной Удмуртии – в бассейн верхнего течения реки Чепцы. Дойдя до Вятки, они вклинились на территорию ватка-удмуртов, которых разделили на северную – удмуртов бывшего Слободского, Холуницкого, Шестаковского, Глазовского уездов Вятской губернии – и на южную: удмуртов бывшего Казанского, Мамадышского и Уржумского уездов (арская группа удмуртов).
Территория расселения древнемарийские и других финно-угорских племена Восточной Европы, согласно «Повести временных лет» к XII в. располагались так: «…на Ростовьском озере Меря, а на Клещине озере Меря же; по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык. Моръдва свой язык». В Вятско-Волжско-Ветлужском регионе располагались селения древнеудмуртского племенного объединения ватка, которое по мнению А. А. Спицына, дало название реки Вятка).
Повесть временных лет. Источник фото: ru.wikipedia.org
Малая гора
Не меньшего внимания заслуживает «соседка» Карман-Курык, Ода-Курык. Старожилам известно место древнего захоронения одо-мари. Его называют недобрым, стремясь обойти. Да и про племя Овда не вспоминают, чтобы не привлечь невзгоды.
В марийском фольклоре народ это лесной и очень древний. Скорее, это даже не люди, а человекоподобные существа, фигурирующие в сказках и поверьях. Есть к них нечто общее с русалками. Имеется своя культура, земляные жилища, особая одежда, обычаи.
Язык марийцам понятен, наделены существа магическими способностями. Встретить представителей Овда можно на речных обрывах, в пещерах и лесной чаще. От людей их отличает неправильность, к примеру, вывернутые ступни. Однако с человеком такие существа могут и взаимодействовать. Правда, по уровню развития считаются более дикими.
Интересно, что аборигенный народ между Вяткой и Волгой обитал во времена раннего средневековья. Позднее с обжитых территорий его вытеснили марийцы. Непривычный новым племенам образ жизни поспособствовал мифологизации и наделению чертами, характерными для нечистой силы.
Два племени удмуртов
Специалист по истории удмуртов археолог В. Ф. Генинг сводит этноним “одо” к обозначению чегандинско-азелинским племен, живших в середине I тыс. н. э. в бассейне реки Вятки; в IX–X вв., когда к Вятке население, относящееся к древнемарийской культуре, тогда стали возникать контакты протомари с протоудмуртами. Через марийцев имя од ~ одо было освоено русскими и совершенно закономерно приняло форму отяки, по аналогии с пермь – пермяки.
М.Г. Артамонов выдвигает точку зрения, что, «подобно другим финно-угорским народам, у протоудмуртов в древности существовала дуальная организация, состоящая из двух племенных объединений ватка (в основе названия лежит слово вад ʼвыдраʼ – тотем рода + -ка – аффикс, характерный для воршудно-родовых имен удмуртов, см.: Поска, Кӧпка, Ӟанка, Урга и др.) и калмез: (”кал” рыбаʼ + “самка”, “черемис» – древний экзоэтноним марийцев, возможно, имеющий прапермские корни: см. коми чери, удм. чорыг, диал. черыг ʼрыбаʼ + мес ʼсамкаʼ: “рыба” + самка (женщина)».
Вопросы без ответа
По этой причине местами обитания Овда или Кереметь стали нехарактерные для людских жилищ места. Также есть мнение, что предками исчезнувшего народа были великаны. По преданиям один из них когда-то отправился на восток. Там, где, решив отдохнуть, он остановился, вытряхнул сор из лаптя, появилась гора малая, где вытряхнул второй – возник Большой Карман-Курык.
Малую гору считают созданным природой укрепление: крутые склоны с каменистыми выступами, прекрасный всесторонний обзор. Провалами и оврагами гора окружена с трех сторон. На востоке – озеро. Именно здесь, предположительно, находилась крепость вотяков. Затем укрепление, карман, перешло к мари. Да и для постройки такая вершина идеальна.
Большой Карман-Курык более пологий, длинный. К возведенному на нем укреплению можно подобраться. Зато есть пещеры, где можно скрываться от врагов. Именно пещера на склоне, идущая вглубь горы и доказывает искусственность происхождения горы.
Местные жители уверены, что их пирамида продолжает работать. Вероятно, что и древнее оборудование внутри еще стоит. Вот только непросто его забрать: Овда поставлены хранить приборы. А силы таким стражам не занимать.
71
Тема Туристу на заметку Куда поехать отдыхать недорого Недорогой отдых в России
Страны Россия
Музеи под открытым небом
Такие этнографические комплексы есть уже во всех регионах России. Не исключение и Марийская Республика. Здесь можно поближе узнать об истории и культуре этого загадочного народа, познакомиться с их эпосом и отведать национальных кушаний.
Этнографический музей в Козьмодемьянске
Адрес: Промышленная ул., 2, Козьмодемьянск.
Музей этот создавался с целью сохранения предметов старины и традиций горных мари. Открылся он в 1983 г. Примечательно, что многие старинные здания были перевезены сюда из Чебоксар в разобранном виде. Благодаря этому, они сохранились, в то время как другие их современники ушли под воду при запуске Чебоксарской ГЭС.
Экспозиция музея — это 60 зданий различного назначения и более 7000 экспонатов. Многие дома построены без единого гвоздя. Кроме этого, в музее разыгрываются представления. Посетителям предлагается познакомиться со свадебными и похоронными обрядами, послушать игру на гуслях и изучить все стороны крестьянского быта.
В тему — Достопримечательности Козьмодемьянска
Музейный комплекс Старая усадьба
Координаты: Моркинский район, Шоруньжа, ул. Школьная, 13.
Находится он в Моркинском районе, в деревне, носящей название Шоруньжа. Попадая сюда, словно проваливаешься в прошлое. Даже речь произносится на старинном, уже позабытом, языке. Время здесь течет неторопливо, не поддаваясь бегу, охватившему весь цивилизованный мир.
Жители деревни ведут непривычный для нас образ жизни и носят национальные марийские одежды. Здесь обитают рыболовы и собиратели, животноводы и огородники, а еще искусные кулинары.
Ни один посетитель не уйдет отсюда, не попробовав гастрономических изысков мари: закрытый мясной пирог — Балеш, щавелевый суп, медовуху и, конечно же, Иван-чай. Деревня окружена священными рощами, в которых регулярно проводят молебны и почитают саму мать-Природу.
Побывав в Марий Эл, уже невозможно оставаться тем самым человеком, как раньше. Дает о себе знать тесная связь с природой, в объятиях которой проведено столько времени. Уже через некоторое время начинает не хватать свежего лесного воздуха и бескрайних просторов. Уезжая домой, путешественники оставляют здесь частичку души и надежду обязательно вернуться.