Марийцы

Кто такие марийцы?

Особенности

Национальный марийский костюм имеет ряд особенностей, отличающих его от облачений других народов.

Цвета и оттенки

Традиционным цветом для марийского национального костюма считается белый. Однако скучным такой костюм назвать невозможно, ведь украшала белый тон богатая вышивка. В первых образцах шерсть и хлопок для вышивки имела темные оттенки, такие как черный, темно-синий, бардовый и коричневый.

Время шло, и главным в вышивке национального костюма для марийцев стал красный оттенок. Обрамляли его черные и темно-синие оттенки ниток. Красители получали из трав и растений, а цвета варьировались в зависимости от интенсивности смеси.

Позднее с повсеместным распространением анилиновых красителей вышивки на костюмах стали еще ярче. Розовые, оранжевые, желтые и зеленые оттенки умело складывались в интересный орнамент.

Говоря о вышивке, здесь присутствовали половозрастные и социальные символы, растительные и геометрические орнаменты. Каждый из них выполнялся в ярких красках, которые, безусловно, приносили удачу и добро человеку.

Ткани и крой

Одежда для марийцев изготавливалась из холста. Получали его из конопли или льна. Производством занимались женщины. Это было настолько кропотливым делом, что уходило на это ни много ни мало, а целых полгода. Неудивительно, что белоснежный холст был предметом гордости славной хозяйки.

Позднее марийские национальные костюмы подверглись влиянию русского костюма и стали изготавливаться из хлопчатобумажных нитей. Отличаясь при этом особым колоритом и насыщенностью оттенков.

Для теплых вещей использовалась овчина. Умелицы пряли из шерсти и занимались пошивом теплых шуб из овечьих шкур. Процесс выделки шкуры проводился в несколько этапов, а сама шкура в результате отличалась отменным качеством и теплом.

Нательная рубаха марийцев имела туникообразный крой. Холст перегибали, создавая заднюю и лицевую часть изделия. В зависимости от местности проживания каждый вырез имел определенную форму и традиционно скреплялся двумя завязками по центру. Тувыр подпоясывали кожаными и тканевыми поясами, на которых располагались обереги, ножи и прочие необходимые элементы.

Разновидности

Женская и мужская одежда марийцев всегда отличалась друг от друга. Стоит сказать, что марийские женщины любили облачаться в богатые украшения, которые достигали весом до 35 кг.

Но все же начнем с костюма для мужчин. Помимо тувыра (рубахи) с поясом, костюм марийца включал в себя штаны. Изготавливали их также из белого холста, а ширина варьировалась в зависимости от местности, которых проживали народы. Не забывали мужчины и о кафтане, являющемся неотъемлемой частью национального традиционного костюма. Летом его шили из холста, теплые – из белого и черного сукна.

Костюмы для женщин отличались от мужских большим разнообразием. Стоит сказать, что основу одеяния составлял тот же тувыр. Украшали женскую рубаху на славу, нанося вышивку на разрез на груди, на рукава по всей длине и по краям, а также на подол. Дополняли модели и лентами, бисером и пуговицами. Женская рубаха была гордостью женщин, ведь каждая модель была уникальной и хранила в себе обычаи и устои.

Так же как и в мужском костюме, под рубаху марийки надевали штаны из холста. Их широкий и узкий шаг зависел от местности, например, восточные народы облачались в свободные и просторные модели.

Женские кафтаны имели свои вариации. Короткие по линии талии предназначались для летнего ношения, прямые и туникообразные – дарили тепло и комфорт в холодное время года.

Не забывали майки и о переднике. Производился традиционный вариант в двух видах: с грудкой и без грудки. И тот и другой имел богатое украшение вышивкой.

Марийские костюмы для детей напоминали взрослые, однако, для девочек рубахи могли иметь яркие воланы по краю рукавов и подола.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – теплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, черный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили черным, а для праздников – белым, выполняя отделку черным домотканым холстом. Шляпы валяли из черной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объемного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трех полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Советуем
Костюм березки для девочки своими руками

Вышивка одежды.

Многие элементы народного костюма — рубахи, кафтаны,
головные уборы, передники, поясные подвески — украшались сложной и богатой вышивкой.
Вышивание было одним из развитых домашних промыслов марийцев, связанных с изготовлением
одежды. Для вышивания марийки использовали иголки (име), деревянную швейку (тÿр
менге), к которой прикреплялась ткань. Традиционная вышивка выполнялась по счету
нитей. Техника ее имела несколько вариантов: 1) «роспись» (пÿшкыл тÿр)
— двусторонний шов, рисующий узор линейными стежками; 2) «косой стежок» (темышан,
ÿмбачкерыштыш) — он использовался для заполнения орнаментальных узоров,
предварительно очерченных швом; 3) «счетная гладь» (темыш тÿр, керыштыш
темышан) — его вышивали по счету нитей ткани без контура; 4) шов «набор» (ÿмбачкерыштыш,
керыштыш) -он напоминает узорные тканье, рисунок получается двусторонним35.
Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. Основными мотивами
в орнаменте были следующие: геометрический — изображение комбинаций различных
геометрических фигур; зооморфный и антропоморфный — воспроизведение стилизованных
фигур животных, птиц, человека; растительный — изображение реальных форм деревьев,
цветов, листьев и т. д.

Вышивка костюма относится к одному из самых трудоемких
домашних женских занятий. Мастерству вышивки девочку начинали обучать с самых
сложных элементов орнамента. Умение хорошо вышивать считалось одним из основных
качеств, необходимых марийской девушке-невесте.

Вышивка относится к одному из самых ярких и самобытных проявлений декоративно-прикладного
искусства народа. Марийские мастерицы прославили свое искусство далеко за пределами
края. Еще до 1917 года их рукоделия выставлялись на зарубежных выставках и заслужили
широкое признание. Так, на Всемирной Колумбовой выставке в Америке в 1892 году
вышитые марийские изделия получили второй приз36. После этой выставки
вышивка мариек стала очень популярной. Она скупалась у них за бесценок в большом
количестве. Например, в конце XIX века крупный нижегородский скупщик Малов приобретал
вышитые изделия марийских женщин, которые сбывал московским купцам, а последние
поставляли их за границу37. Таким образом, вышитые изделия марийских
мастериц использовались не только как предметы домашнего обихода, но и нашли
сбыт как на местных, так и на отдаленных рынках. Возрастание товарного значения
рукоделий привело к тому, что во многих селениях Казанской губернии вышивание
приобрело характер кустарного промысла. Спросом на зарубежных рынках пользовались
в основном изделия луговых мариек с характерным резко очерченным орнаментом,
выполненным крупно и плотно. Вышивка горных мариек носила иной характер — она
была мелкой. Наиболее искусные горномарийские мастерицы данной группы изготовляли
вышитые изделия по заказам однодеревенцев, а также на продажу луговым и восточным
марийцам38.

История и расселение марийцев

Марийский этнос сформировался на базе финно-угорских племен, обитавших в Волго-Вятском междуречье в 1 тысячелетии н. э. в результате контактов с булгарами и другими тюркоязычными народами, предками современных чувашей, татар, башкир.

Русские раньше называли марийцев черемисами. Марийцы подразделяются на три основных субэтнических группы: горных, луговых и восточных марийцев. С XV в. горные марийцы подпали под русское влияние. Луговые марийцы, входившие в состав Казанского ханства, долгое время оказывали ожесточенное сопротивление русским, во время Казанского похода 1551-1552 гг. они выступали на стороне татар. Часть марийцев переселилась в Башкирию, не желая креститься (восточные), остальные были крещены в XVI-XVIII вв.

В 1920 г. Была создана Марийская автономная область, в 1936 г. – Марийская АССР, в 1992 г. – Республика Марий Эл. В настоящее время горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые проживают в Ветлужско-Вятском междуречье, восточные – к востоку от р. Вятка, главным образом, на территории Башкирии. Большинство марийцев проживают в Республике Марий Эл, примерно четверть – в Башкирии, остальные – в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях. По данным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживало более 604 тысяч марийцев.

Традиции и обряды

Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием.

Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.

Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых: Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения, Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами, Мланде Ава — богиня земли, Пурышо — бог судьбы, Азырен — сама смерть.

Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.

Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.

В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.

После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.

Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.

Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них: льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»; ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир; скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути.

Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.

Особенности казахского костюма

Национальная одежда в Казахстане обладает следующими особенностями:

  • Для декора костюма использовались перья птиц, мех, люрекс, пух;
  • Большинство элементов одежды имели приталенный силуэт;
  • Повседневная одежда украшалась также богато, как и праздничная. Отличием одежды для торжества были более объемные украшение и больше декора;
  • Распашной крой присутствовал и на верхней, и на нательной одежде;
  • Высокие головные уборы украшали мехом и золотой вышивкой. Мужчины также носили высокие колпаки из легких и светлых тканей;
  • Халаты (шапаны) не только носили сами казахи, но и дарили их дорогим гостям любого вероисповедания.

Костюм казаха или казашки должен был быть максимально удобным, чтобы в нем было легко ездить на лошади, готовить обед и присматривать за детьми.

Обработка шерсти.

Для изготовления теплой одежды применялась овечья
шерсть, которая также обрабатывалась домашними средствами. Овца особенно почиталась
среди домашних животных. Не случайно, святки у марийцев назывались — «шорыкйол»
(овечья нога). Во время их проводилось много обрядов, связанных с овцеводством:
овец дергали за ноги, чтобы они приносили ягнят двойнями; готовили ритуальный
суп из баранины и молились покровителям овцы (шорык ава, шорык ача); играли
в жмурки, эта игра по-марийски называлась «сокыр тага» — «слепой баран».

Овец стригли два раза в год: весной и осенью. Для
изготовления пряжи осеннюю и весеннюю шерсть смешивали. Подготовка ее к
прядению производилась специалистами-шерстобитами, которые пользовались для
этого струной (йонежгандыра, меж
йыдан), которая подвешивалась над решеткой (чатыр). Струну изготавливали из бараньих кишок, натянутых на
деревянный каркас (около двух метров) в виде скрипичного смычка. Решетка
состояла из деревянных пластинок, скрепленных веревочками. Взбитая шерсть падала
на решетку, все твердые части и мусор — в отверстия решетки.

Обработанную шерсть пряли на прялках и сматывали на
веретена. Делали это так же, как конопляные и льняные нити. Самопрялки (кÿнчыла шÿдырымö орава) на
территории края стали распространяться в начале XX в.

Из готовой шерстяной пряжи вязали варежки, шарфы,
носки (без пяток). При вязании пользовались одной костяной иглой. Такой способ
вязания был известен и другим народами. Из шерстяной пряжи ткали сукно,
шерстяную ткань для широких и обычных поясов, тесьму для украшения одежды.

Сукно (ыштыраш)
ткали на обычном ткацком станке, применяя более широкое бердо. Для
получения плотности и ворса сотканную шерстяную ткань (ширина 50-60 см)
поливали горячей водой и толкли в большой дубовой ступе деревянными пестами или
же мяли ногами. Последний способ уплотнения сукна считался наиболее
примитивным, старинным23. Из сукна белого цвета шили праздничные
кафтаны, из черного — будничные, а также теплые мужские штаны (ыштыраш йолаш), изготовляли онучи (вургыштыр) для обертывания голени.
При недостаточном количестве шерсти ткали полушерстяную ткань (межтореш вынер), где основа делалась
из конопляной пряжи, а уток из шерстяной. Этот вид ткани употребляли для
изготовления мужских штанов, портянок и т. д.

Из шерсти делали также валяные домашним способом
мужские шляпы (теркупш) различных
форм. До революции на территории современного Оршанского района МССР
производство шляп, которым занимались мужчины, приобрело характер кустарного
промысла. Из шерсти валяли валенки, изготовлением которых занимались как
пришлые мастера, так и местные умельцы. Валяная обувь в условиях суровых зим
находила сбыт на местных рынках. Этот промысел наиболее интенсивно был развит в
бассейне реки Буй и в Приветлужье24.

Обработка шерсти и производство из нее пряжи, сукна,
варежек, поясов, шляп, валенок у марийцев идентичны способам изготовления этих
изделий у других народов Среднего Поволжья.

Особенности орнамента и их значение

Марийские узоры представляли собой геометрические орнаменты, играющие роль не столько украшения, сколько оберега, символа принадлежности человека к определенному социальному сословию.

Кроме того, в каждом узоре была зашифрована символика – ритуальные знаки, приносящие своему владельцу успех, здоровье и благополучие, защищающие его от злых сил и дурных помыслов. Поэтому марийские орнаменты и их значение играли чрезвычайно важную роль при пошиве мужской, женской и детской одежды.

Вышивка на женском национальном костюме указывала не только на социальную принадлежность, но и на семейное положение женщины

Также девушки из Поволжья уделяли внимание и различным ювелирным украшениям – наибольшей популярностью пользовались серьги, кольца, массивные ожерелья и бусы

Свадебный наряд

Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками.

Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь молодых была счастливой и безбедной.

Поверх платья невеста надевала кафтан белого, сверху – зеленого цвета, который также был декорирован золотыми или серебряными монетами.

Для украшения марийской свадебной одежды использовались многочисленные декоративные элементы:

  • пестрая тесьма;
  • ленты ярких цветов;
  • вышивка различных оттенков;
  • монеты из золота или серебра;
  • бисер;
  • бусинки;
  • вставки из натурального меха.

Головные уборы

В летнюю пору года предки марийцев носили головные уборы черного или белого цвета. При этом черная шляпа считалась повседневной, а белая предназначалась для торжественных, праздничных мероприятий.

Зимой традиционный мужской костюм дополнялся меховой шапкой-ушанкой или валяным головным убором. Немного позже широкое распространение получили изделия в форме фуражки.

Женские головные уборы были обязательной составляющей традиционного наряда. Они подразделялись на две основные категории – женские и девичьи. При выборе соответствующего изделия марийки учитывали социальное и семейное положение, а также свой возраст.

Популярные головные уборы:

  • многие женщины носили шали и платки, щедро декорированные вышивками, геометрическими или растительными орнаментами;
  • незамужние девушки предпочитали повязки из кожи или шерсти, украшенные бусинами, монетами, бисером;
  • часто костюм дополнялся остроконечным головным убором.

Немного позже женские марийские головные уборы были дополнены такией – полусферическим изделием конусообразной, лопатообразной или каркасной формы, поверх которого обязательно накидывался расшитый платок. Наиболее древний головной убор женщин Поволжья – шурка – происходил от скифов, а его высота могла достигать 40-45 см.

Очень важной частью свадебного костюма мариек является праздничный головной убор. Летом девушки надевали такию, зимой – шапку из меха

Поверх головного убора обязательно повязывался платок красного цвета, который символизировал счастье, благополучие и достаток в будущей семейной жизни.

О марийских головных уборах

Информация из журнала.

Марийку узнаешь по шимакшу.

Важная часть праздничного и обрядового костюма женщины — головной убор. По будням марийские девушки повязывали вокруг головы узорную ленту, а по торжественным дням надевали такию — шапочку из холста с нашитыми монетами, бусинами и ракушками. Поверх такии накидывали белый платок солык, покрытый черно-красной вышивкой, с бахромой или монетками по краям. Свои длинные волосы девушки заплетали в одну косу, на конце которой крепили декоративные подвески из бисера и бусин.

Женские марийские головные уборы отличались большим разнообразием. Самый древний из них — шурка. Упоминание о нем можно найти в книге немецкого путешественника XVII века Адама Олеария. Шурка представляла собой высокий конус из бересты, обтянутый яркой тканью и богато украшенный вышивкой, бисером и монетами. Сзади от конуса спускалась по спине длинная узорная полоса ткани, заправлявшаяся за пояс. Поскольку береза у марийцев считалась одним из священных деревьев, можно предположить, что берестяной конус служил не только для рациональных целей, но и был оберегом.

Другой традиционный убор замужних марийских женщин — шимакш. Это прямоугольный кусок полотна, одну из узких сторон которого сшивали в виде небольшого треугольного колпачка и укрепляли на берестяной или кожаной основе, а другую оставляли свободно свисать. По всей длине шимакш декорировали узором в виде ромбов, а по краям обшивали тесьмой и бахромой. Сверху нередко повязывали платок солык.

Третий вид марийского женского головного убора состоял из узорной повязки нашмак и длинного полотенца шарпан, которое оборачивали вокруг головы с напуском на затылке и вокруг шеи. Нашмак и шарпан соединяли металлическими пряжками и украшали вышивкой и бисером.

Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Одежда

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Куклы в народных костюмах 52, марийский праздничный костюм. Рядом с двумя куклами первого номера серии Куклы в костюмах народов мира.

О штанах — по комментариям от Katya: Поговорила с мамой про штаны. Она жила в детстве в Сернурском районе, в русской деревне, а рядом жили марийцы. Штаны были, и интересного фасона. По бокам не было швов, (на ногах были), а были два полотна — сзади и спереди на завязках. Заднее завязывалось спереди, а переднее сзади. Тепло и удобно.

Праздничный головной убор украшали тесьмой и вышитым узором из ромбов — символов солнца. Каждому из головных уборов соответствовал определенный тип прически, специально приспособленный, чтобы удерживать на голове сложные конструкции. Еще марийки любили серьги-подвески с бусинами, монетами, ракушками и шариками из белого или цветного гусиного пуха.

Фото куклы в журнале, сама куклы, и эскиз.Верхняя одежда в традиционном женском костюме представле­на кафтанами.

Длинная туникообразная рубаха — основа марийского народного костюма. Ворот, грудь, рукава, подол и швы отделывали вышивкой и лентами

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной час­тью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — по­вседневные и праздничные

На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвес­ки — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами.

Женский костюм также дополнялся украшениями. Прототип костюма куклы: марийский праздничный костюм.

Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники одевали покупной, фабричный платок. Платок складывался по диагонали, концы завязывались на подбородке. Замужние женщины носили головные уборы различных типов:

  • каркасные, остроконечные (шурка и шымакш);
  • лопатообраз­ные (сорока);
  • мягкие полотенчатые (шарпан);
  • платки.

Традиционный костюм шили обычно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще всего из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полу­сукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.

Немного истории

Татарский наряд сформировался в восемнадцатом веке, но позже в первоначальную модель было внесено ряд коррективов. Одеяние не раз подвергалось изменениям, но основные элементы остались нетронутыми.

Характерные черты костюма во многом зависели от региона и вероисповедания. Самое значительное влияние на формирование народной одежды оказали поволжские татары и мусульманство.

У крымского этноса наряд существенно отличался

Именно они ввели в моду широкие юбки, акцентирующие внимание на аппетитных бедрах татарок. В других регионах женщины предпочитали носить платья в форме клина. Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде

Жители Татарстана верили, что человеческая душа покидает тело через дырки и отверстия в одежде

Поэтому они с особым вниманием относились к мельчайшим прорехам и старались их быстрей залатать

Татары считали, что спасение жизни возможно только при наличии волшебного оберега. Для этого края одежды обрабатывали, используя уникальный орнамент. Ранее в качестве узора использовали стрелы, но впоследствии их сменили замысловатые завитки.

Одеяние декорировали в определенных местах. Например, зона в области таза считалась интимной и секретной, по этой причине ее никогда не оформляли узором. Грудь воспринималась иначе, ведь она помогает девушкам вскармливать малышей. Данную область обильно украшали орнаментом.

Традиционный наряд татар представляет собой шаровары и рубаху-платье. Сверху накидывали кафтан или халат. Также костюм дополняли легкой одеждой изо льна или конопли, она не имела подкладки и называлась чоба. Женщины обычно надевали жилетки или фартуки.

Отличительная черта костюма татар – обильное количество украшений и использование материй ярких расцветок.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими. Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом. Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования. Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг. Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Религия

Марийская культура настолько самобытна, что у этого народа есть собственная официально зарегистрированная религия. Ее устоев придерживаются всего 6% представителей данного этноса, а вот ритуалы соблюдают почти все черемисы. Марийцев называют последними язычниками Европы. И это не зря: до сих пор они верят, что предки мари произошли с другой планеты. Из созвездия Гнезда на Землю прилетела уточка и снесла два яйца, из которых вылупились братья Добро и Зло.

В основе религии – природа. Верховное божество – Ош Поро Кугу Юмо, а далее боги делятся по стихиям: огня, воды и леса. Самые почитаемые:

  • богиня рождения Илыш Шочын Ава;
  • бог морей Мер Юмо;
  • покровительница земли Мланде Ава;
  • бог судьбы Пурышо;
  • смерть Азырен;
  • злые духи – Керемета и Вувета.

Интересная традиция марийцев – осенний праздник, на который со всего края съезжаются черемисы, чтобы совершить всемарийское моление. Рощу каждый год определяет жрец Карт. Люди приносят с собой уток или гусей – это пурлык, или жертвоприношение. Подходит птица для моления или нет, определяет все тот же жрец. Он просит у нее прощение и окуривает дымом в знак освящения и уважения духу огня.

Моления в роще начинаются только под ритмичные удары Карта в бубен. Звуками отгоняют злых духов от деревьев, которые, по традиции народов марийского края, считаются проводниками к космосу. После всеобщих молений устраивают трапезу — в больших котлах варят принесенных уток и гусей, рядом пекут блины и пресный хлеб. Остатки еды забирают с собой или сжигают.

В Марий Эл сохранилась интересная традиция изгнания злых духов. Обряд проводят в ночь на 6 мая в основном в деревнях. Его значение – очищение и защита пастбищ от нечестии. Сначала все жители деревни собираются вокруг большого костра и прыгают через огонь. Затем зажигают лучины, с шумом и колокольным звоном обходят все дворы. «Очистителей» обязательно встречают угощениями — хлебом, картофелем и яйцами. По завершении круга все вновь собираются у кострища и начинают готовить общий обед, часть которого, как дар земле, обязательно закапывают. Обряд длится всю ночь.

Черемисы – уникальный народ. Его считают самым древним на территории современной России. Это подтверждают исследования ДНК. Несмотря на многовековую историю и тесное проживание с другими народностями, марийцы смогли сохранить свои традиции и религию.

В современном стиле

В наши дни практически нереально встретить девушку, облаченную в камзол и рубаху. Чаще всего татарки выбирают длинные платья А-силуэта, оснащенные воротником-стойкой и воланами на рукавах. Конечно, встречаются более оригинальны модели, но данный вариант считается максимально востребованным. А вот головной убор остается низменным — миниатюрный калфак.

У парней костюм практически не изменился, но отдельные элементы претерпели трансформацию. В современных танцах юноши используют традиционный наряд, но с добавлением новых ноток.

Мужчины всегда облачаются широкие шаровары, заправленные в сапоги. Сорочка и камзол остаются низменными, иногда к одеянию добавляют пояс.

Женские платья всегда выполнены в ярких расцветках, но при этом остаются закрытыми. Для танцев барышни выбирают насыщенные оттенки и богатый орнамент.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: