Сереброзубая пампалче

Чоткар патыр (марийская) — легенды и былины народов россии

Полтыш

Легендарный князь Малмыжского края, живший в XVI веке. Его резиденция находилась в городе Малмыж у реки Вятки. По преданиям это быта укрепленная крепость, окружённая широким рвом и высоким валом с дубовым частоколом. Полтышу довелось жить в суровые времена, когда царь Иван Грозный завоевывал Казанское ханство и весь Волго-Вятский край быт охвачен войной. Малмыжский князь, в то время уже старик, принял решение не подчиняться победителю, предпочитая лучше погибнуть свободным в бою. Первую волну наступавших врагов ему удалось отразить. Однако во второй раз против него были посланы более значительные силы. Полтыш с войском укрылся за стенами Малмыжа, подготовившегося к долгой осаде. Несмотря на огонь пушек, многочисленные штурмы, крепость не сдавалась. Осаждённые тщетно ждали, что соседние марийские князья придут им на помощь. В городе заканчивалась еда. Было решено попытаться вырваться из окружения. В ожесточённом сражении, длившемся до полудня, Полтыш был смертельно ранен, но марийцам удалось уйти в леса. Малмыж был сожжён дотла. Согласно преданию, князь был похоронен в лодке на небольшом озере возле Малмыжа. Говорят, что раз в год ночью, Полтыш является на высоком берегу реки Шошмы, а к нему стекаются души погибших в бою.

Акпарс

Один из легендарных старейшин «Горной стороны» (правобережье ВОЛГИ между реками Сура и Свияга), живший в середине XVI века. Участвовал во взятии Казани в 1552 году. Согласно легендам, Акпарс подал царю идею сделать подкоп под стены Казани. Чтобы измерить расстояние, он. играл на гуслях грустную мелодию, храбро дошёл до стен кремля. Осажденные, очарованные музыкой, не стреляли в него, и Акпарс живым вернулся обратно. Когда подкоп был готов, в него заложили заряд, но порох долго не взрывался, и вспыльчивый царь, подозревал предательство, готов был казнить старейшину, и тут прогремел взрыв. В стене образовался пролом, в него ринулись войска Ивана Грозного. Казань была взята. В честь победы был устроен пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также оделил его земельным пожалованием. В исторических документах XVI — XVIII веков упоминается Акпарсова сотня. Возможно, это именно то владение, что было пожаловано марийскому старейшине Акпарсу

Чоткар Патыр (марийская легенда)

 На зелёном берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар.Чоткар рос не по дням, а по часам. Пяти лет он уже стал богатырём великаном и часто ходил с отцом на охоту, один-на-один дрался с косолапым сильным медведем и всегда побеждал его. А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб.Поражались люди силой Чоткара и величали его Чоткар Патыр.Был Чоткар очень добр и приветлив к бедному люду, он беспощаден к богачам продажным. Он был мудр, как сто стариков.Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил отцовской любовью. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.Это было давно. Русские ещё не строили городов около нас по Волге, а воинствующие татары жили в степях, пасли свой скот. Татарские ханы часто нападали на марийские селения.Узнал об этом Чоткар Патыр. Собрал людей своего лесного края и пошёл на татарских ханов войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь.Татарские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские.Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар Патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.— Дорогие мои! — сказал Чоткар. — Прожил я долго. Пришла пора умирать. Похороните меня на высоком холме у любимой Илети.Люди опечалились и плакали. Страшно было расставаться со славным богатырём Чоткаром. Но Чоткар успокаивал их.— Не печальтесь, дети мои родные. Если будет вам тяжело, придите ко мне на холм и крикните громко: „Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!“ Я встану и помогу прогнать их. Но помните: звать меня надо в самый тяжёлый час, когда увидите, что врага одолеть сами никак не сможете. А меч мой и щит положите со мной.Чоткар Патыр умер. Он лежал, как живой, среди лесных цветов. Его положили в дубовый гроб, и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола.С тех пор прошло много лет. Вокруг холма вырос густой лес. Каждую весну холм покрывался душистыми цветами, он был весь в узорах, как красивый дорогой ковёр. Близко к холму никто не подходил. Все свято чтила наказ лесного богатыря, жили по его заветам и оберегали его покой. Но богачам не нравилось, что трудовые люди ведут себя непокорно. Поэтому богачи задумали чёрное дело. Они подкупили одного марийца по имени Эшполдо, чтобы без нужды поднять Чоткара из могилы.Пошёл Эшполдо к могиле Чоткара и встретился со стариком. Узнав о намерении Эшполдо, седой старик сказал:— Не ходи туда, нельзя. Чоткар обидится, если понапрасну, его потревожишь, и во второй раз не поднимется помогать нам. Тогда враг покорит нашу землю.Эшполдо, выслушав старика, засмеялся.— Уж очень вы, старики, всегда осторожны и всего боитесь.Он и не думал слушаться советов мудрого старика. Украдкой пробрался к холму, взошёл на него и крикнул:— Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги!Не успел он крикнуть, как ударил гром, холм содрогнулся и раскрылась могила. Вихрем пронёсся ветер и погнул деревья в лесу. Крышка гроба треснула, из могилы вышел Чоткар Патыр.Он был также высок и могуч. Серебром отливались его седые волосы, а белая борода закрывала всю грудь. В руке его блестел тяжёлый меч.— Где враги, кого нужно бить? — прогремел он, сверкая очами.— Нет никого, — в ужасе проговорил коварный Эшполдо. — Я только хотел узнать: правду ли говорят о тебе…— Что ты наделал, несчастный мальчишка! — горестно сказал Чоткар и медленно опустился в свою могилу.Через несколько лет о смерти Чоткара Патыра узнали татарские воеводы и скова напали на марийские земли.Храбро дрались марийцы, защищаясь от злых кочевников. Но и татары бились храбро, а их было больше. И они начали одолевать марийцев.— Чоткар, Чоткар! Нас теснят враги, — вскричали марийцы, собравшись у холма.Но во второй раз Чоткар Патыр не встал.

— КОНЕЦ —

Акпатыр

Легендарный марийский герой XVI века, возглавлявший союз китяковских марийцев (Малмыжский район Кировской области). По преданию, Акпатыра, оставшегося сиротой, усыновил богатый татарин. Светловолосый и голубоглазый, он внешне отличался от двух родных сыновей своего опекуна, с которыми крепко сдружился. Возмужав, они много путешествовали, многое повидали и узнали. Вернувшись в родные края Акпатыр заметно выделялся знаниями и мудростью. Общался с мусульманскими проповедниками, и те уважали его за ум и красноречие. Был умелым целителем и прекрасным музыкантом. Известен Акпатыр и как миротворец. В то непростое и жестокое время, в котором ему довелось жить, он умел улаживать конфликты, возникавшие между марийцами, татарами и русскими, сохраняя со всеми добрые отношения. По легенде, незадолго до смерти он искал место, где упокоиться. С высокого холма пустил он стрелу, упавшую у деревни Большой Китят (Малмыжский район), и на этом месте похоронили Акпатыра, когда пришло его время покинуть этот мир.

Бай-Борода Никита Иванович (Ош-Пондаш)

Кугуз (князь) марийских земель в верховьях реки Ветлути в XIV веке. Ветлужское кугузство (княжество) существовало с XII по начало XIV века и во время правления Бай-Бороды его столицей являлось Шангское городище (Ветля-Шангон. Шанга-Ала). Княжество находилось в вассальной зависимости от Золотой Орды и платило одновременно дань Галичскому княжеству. Бай-Борода, ставший кугузом в середине XIV века, повёл политику, направленную на избавление от ставшей обременительной опеки галичских князей. Бай-Борода принял христианство. хотя и не забыл при этом веру предков, крестил свою дочь под именем Мария и в 1345 году выдал её замуж за галичского князя Андрея Семёновича. На свадьбу прибыло много знатных гостей, в том числе великий князь московский Симеон Гордый с женой Евпраксией. В 1346 году галичским князем стал Андрей Федорович Ростовский, с которым кугуз не нашел взаимопонимания, и повёл против него долгую войну с 1350 по 1372 год. С помощью золотоордынских войск кугуз одержал победу и прекратил выплачивать дань Галичскому княжеству. Умер Бай-Борода в 1385 году от чумы. Впоследствии ветлужские марийцы стали воспринимать Бай-Бороду (Ош-Пондаша) как своего покровителя

Чумбылат

Легендарный вождь и военачальник, живший приблизительно в ХIII — XIV веках. Стоял во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, с центром, находившемся в районе города Советска Кировской области (в прошлом — Кукарка). Отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбалат же утешал их «Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: «Чумбылат, вставай! Пришёл враг!..». Я встану оборонять вас». Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. С тех пор называют её марийцы Чумбылат-Курык (Гора Чумбылата), а русские — Чимбулатов Камень. Велика была слава героя, и не было марийца, кто не знал бы о нём. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Однажды, дети, балуясь, стали вызывать богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и чтущим его он придаёт сил и хранит от зла.

Камай

Легендарный предводитель (князь) марийцев, населявших земли значительной части нынешних Сернурского и Куженерского районов Республики Марий Эл. В древности в этом краю жили удмурты. По мере роста численности марийцев между двумя народами стали возникать конфликты из-за земли. Предположительно в первой половине XVI века удмуртский князь Одо собрал войско с намерением изгнать марийцев, объединившихся в ответ на угрозу под предводительством Камая. Оба воинства сошлись, приготовившись к битве. Камай, стремясь избежать кровопролития, предложил решить конфликт в единоборстве и вызвал на бой князя Одо. «Если победит богатырь Одо», — сказал Камай. — то марийцы навсегда уйдут из этих мест, но если я одержу победу, то пусть удмурты покинут этот край». Согласится Одо. В жестокой схватке победу одержал Камай, и удмуртам пришлось уйти. Камай прославится как герой. Когда он умер, то марийцы его обожествили, как своего Покровителя. Ещё в XIX — начале XX века марийцы-горняки, добывавшие камень для изготовления жерновов в каменоломнях «Нолькинский камень» раз в год приносили Камай-Юмо (Богу Камаю) в жертву зайца. Марийцы верили, что он является в образе старика. Рядом с деревней Нур-Сола (Сернурский район) есть место, называемое Камай-Саҥга (Лоб Камая). Считается, что в полдень, или в полночь на этом месте появляются видения

Стихи о маме марийских авторов

В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. Предлагаем вам подборку стихотворений, посвященных матерям, написанных поэтами Республики Марий Эл.

Василевская М.И.

Мамин шарф

Он так красив, малиновый в полоску!
«Примерь-ка, дочка, он тебе к лицу!
Его носить? Его испортит носка,
Поберегу, ведь дочке он к лицу!»

И от себя скрывала как воровка,
Самой себе обновку не дала.
Тот шарф красивый заперла в кладовке,
Где много лет для дочки берегла.

Тот шарф на свете точно теплый самый.
Он, будто поле русское, широк,
И тот, кто носит шарф, подарок мамы,
Тот никогда не будет одинок.

Есть мамин дом и скромная березка,
Что под окном я помню с детских лет.
На ней сверкает иней, будто слезка,
Есть мамин шарф, да только мамы нет…

Издалека листаю жизни повесть,
Стремясь во сне к родимому крыльцу.
Из детства я душой услышу голос:
«Носи-ка, дочка, он тебе к лицу!»

Памяти псковских десантников

1 марта 2000 г. в Аргунском ущелье при проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики 6 парашютно-десантная рота 104 гвардейского  парашютно-десантного полка 76 воздушно-десантной дивизии приняла жестокий бой с многократно превосходящими силами террористов. Десантники не дрогнули, не отступили, до конца выполнили свой воинский долг, ценой своей жизни преградили путь врагу.

За мужество и отвагу, проявленные в бою, 22 десантникам 6-й роты было присвоено звание Героя России (из них 21 — посмертно), 68 солдат и офицеров роты награждены орденами Мужества (63 из них — посмертно). Звание Героя России было присвоено и гвардии подполковнику Евтюхину Марку Николаевичу, уроженцу города Йошкар-Олы, который командовал 6-й ротой, державшейся до последнего, и вызвал огонь на себя.

В родном городе бюст Героя был установлен в 2017 году.

2 августа 2021 года, в День Воздушно-десантных войск России, на бульваре Победы открыли Аллею Памяти легендарной 6 роты Псковских десантников. Вдоль бульвара установлены 42 стойки с фотографией и информацией о каждом бойце. Таким образом увековечены имена 84 погибших воинов-десантников.

|

|

Онар

Согласно мифологическим представлениям до появления человека на земле жили великаны — онары. Они якобы спустились с небес, чтобы упорядочить жизнь на земле. По некоторым представлениям они являлись предками марийцев. Онар обладал огромным ростом и могучей силой. Был такой величины, что до его колен едва доходили верхушки самых высоких деревьев. На его ладони мог поместиться пахарь с лошадью и сохой. Там, где он спал, оставалось углубление в земле от его головы, заполнявшееся водой и становившееся озером, а где высыпал из обуви забившуюся землю, возникали холмы. У онаров были доспехи из металла, но они не воевали, по крайней мере в землях, населённых марийцами.

Ирга

Героиня преданий тоншаевских марийцев Нижегородской области. Рассказывают, что жила здесь когда-то девушка Ирга, статная, красивая, сильная, весёлая. Искусная охотница, она кормилась лесом, метко стреляя из лука, ловко орудуя топором и острогой. Жила с дедом, помогала ему по хозяйству, ухаживала за ним. Однажды с Ветлуги в их деревню направился отряд разбойников. Таясь и скрываясь, шли грабители, чтобы врасплох застать марийцев, но выследила их Ирга и предупредила о беде односельчан. Собрав свое имущество, спрятались они в глухом лесу, а вот Ирга, помогая им, не успела укрыться. Поймали её разбойники и, обозлённые, что нечем им поживится в деревне, издевались над ней, выпытывая, где находятся её односельчане. Однако отважная девушка ничего им не сказала, и тогда ее повесили на высокой сосне. Когда миновала беда, вернулись в деревню её жители и увидели, что сотворили с Иргой бандиты. Бережно сняли её с дерева и похоронили под сосной. Та сосна стояла ещё в прошлом веке, и марийцы приходили к ней помянуть храбрую девушку. Говорят, что мужчины поклялись отомстить разбойникам. Они настигли их и всех перебили

Предание об отважной девушке пережило века и, как сказал один сказитель: «Нет никакого права не верить ему: ведь мужество и верность шли бок о бок с верными людьми»

Мамич-Бердей

Сотенный князь, возглавивший национально-освободительную борьбу марийцев «Луговой стороны» (левый берег Волги) после завоевания Московским царством Казани. В истории это противостояние получило название Первая черемисская война (1552 — 1557 годы). Карательным экспедициям, посылаемым Иваном Грозным, не удалось уничтожить повстанческое войско. Мамич-Бердей договорился с Ногайской ордой об отправке к луговым марийцам царевича Ахполбея. Есть основания полагать, что сотенный князь планировал создать государство с новой династией на развалинах Казанского ханства. Однако Ахполбей не оправдал надежд марийцев. Царевич занимался бесчинствами и грабежами, уклонялся от участия в военных действиях. Рассерженные марийцы перебили людей царевича, а ему отрубили голову и насадили на кол. По словам Андрея Курбского, приближённого Ивана Грозного, Мамич-Бердей так объяснил расправу над Ахполбеем: «Мы было взяли тебя того ради на царство, с двором твоим, да обороняла: нас; а ты и сущие с тобою не сотворили нам помощи столько, сколько волов и коров наших поел; а ныне глава твоя да царствует на высоком коле». К началу 1556 года Мамич-Бердею удалось взять под контроль всё левобережье Волги. Казань находилась в блокаде. В марте Мамич-Бердей переправился на правый берег Волги, пытаясь склонить на свою сторону здешних марийцев и чувашей. Здесь он был пленён и 21 марта доставлен в Москву. После допросов, на которых присутствовали бояре и Иван Грозный, сотенного князя скорее всего казнили. Луговые марийцы сложили оружие только в 1557 году

Иден

В давние времена на берегу реки Шыгыр, что впадает в реку Уфу, родился марийский богатырь Иден. Вырос он огромным — голова его достигала небес, в день съедал до трёх быков. Славен он был как защитник марийцев. Когда пришла пора умирать, предсказал Иден соплеменникам, что с юга идут орды кочевников. Защиту от них можно будет найти на севере, потому что скоро там появится новый богатырь Султан. Горе охватило марийцев: кочевники близки и уже нет времени укрыться от них. Умирающий богатырь, видя беду сородичей, согласился последний раз сослужить им, предложив перебраться по нему, как по мосту, на север, через речки, леса и овраги, через большую реку Ош (Белую). Для того чтобы тело стало твёрдым наполнили богатыря кровью пяти быков: для туловища, рук и ног. Однако не хватило одного быка для левой руки, и богатырь наполнил её тремя бочками медовухи. Распластался богатырь по земле и испустил дух. Марийцы пошли по нему. Те, кто шли по правой руке, благополучно перешли реку Ош. Левая же рука не выдержала, лопнула, а марийцы, шедшие по ней, утонули в разлившейся медовухе. С тех пор на этом месте течёт река Бирь. Говорят, что от горя сжалась у богатыря ладонь правой руки, так сильно, что выступила кровь, окропившая землю, и здесь появилась гора, называемая Красной.

Символ Марий Эл

4 ноября отмечается День Республики Марий Эл. В этот день в 1920 году был подписан Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об образовании автономной области Марийского Народа». В 2020 году планировалось широко отметить столетие республики, но, к сожалению, из-за пандемии часть праздничных мероприятий, которые были запланированы, пришлось сократить.

В ознаменование юбилея Марий Эл летом 2021 года в Йошкар-Оле появилась стела – новая достопримечательность марийской столицы. Стела представляет собой восемь отдельных элементов в виде труб, каждая из которых имеет определенную форму для того, чтобы в единой композиции с определенного ракурса они смотрелись как символ республики. На этих трубах белого цвета написаны названия 14 районов и 3 городов Марий Эл, что отражает ее административно-территориальное устройство. Стела установлена на трех ромбах, а перед ней поставлен постамент с памятной табличкой — постановлением «Об образовании автономной области Марийского народа».

Стела установлена за торговым центром «Планета» на улице Йывана Кырли. В этом году там прошли работы по благоустройству территории, и теперь у жителей 9-го микрорайона появилась новая зона отдыха – сквер имени Павла Глезденёва. Имя марийского просветителя и основателя первой газеты на марийском языке Павла Петровича Глезденёва (1867 — 1923) скверу было присвоено в 2020 году постановлением администрации города Йошкар-Олы.

Кроме установки стелы в сквере появились пешеходные дорожки, освещение, скамейки, детская игровая площадка. Рядом расположены храм Рождества Христова и торговый центр «Планета», сквер имени Йывана Кырли.

Знаковая для истории республики дата – 4 ноября 1920 года – теперь отмечена на карте города

Памятник привлекает к себе внимание необычным исполнением и с каждого ракурса открывается по-новому

Фото Е.Е. Васеневой (дата съемки 30.08.2021)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: