Малые ГЭС
После 30-летней консервации 12 декабря 2005 в промышленную эксплуатацию на речке Прут у г. Снятын Ивано-Франковской области Украины введена Снятынская ГЭС мощностью 800 кВт, по оценкам, она будет вырабатывать ежегодно 4 млн кВт*час электрической энергии.
Румыния и Молдова в 2013 году предложили совместный проект стоимостью 1 млрд евро — строительство 13 гидроэлектростанций на реке Прут. Стоимость проекта могла бы вырасти вдвое, если будет принято решение открыть навигацию по реке.
В верховьях реки строится мини-гидроэлектростанция. Вокруг участка происходит конфликт между Карпатским национальным природным парком и Ворохтянским сельским советом. 18 ноября 2015 года Хозяйственный суд Ивано-Франковской области принял решение, по которому отказал парку в ходатайстве о в возврате земельного участка площадью 0,476 га.
Ещё несколько слов о безопасности
Паниковать и до дрожи в коленках опасаться рафтинга не стоит. Инструкторы всегда подбирают адекватные маршруты и критически страшных происшествий не может произойти
Но важно держать ухо востро и здраво оценивать все условия этого вида спорта
Следует чётко понимать, что сам по себе рафт состоит из нескольких надувных частей: дна, бортов и поперечных банок, все они надёжно скреплены между собой. Чтобы удержать рафт на плаву, члены команды должны синхронно грести и выполнять указания инструктора. Сильно усердствовать тоже не стоит, ведь вы можете или быстро устать, или травмировать члена своей же команды
Дело в том, что сидят «пассажиры» обычно достаточно близко друг к другу и одно неосторожное резкое движение веслом может нанести травму рядом сидящему
Другая ситуация, которая может случиться — выпадение из рафта. Как все мы понимаем, случиться это может из-за несинхронной гребли участников, при ударе или столкновении с порогами или камнями. От выпадения вас постараются обезопасить ещё до отплытия, прикрепив вдоль борта верёвку, за которую следует хвататься в критической ситуации. Если же удержаться не удалось, и вы оказались за бортом, то постарайтесь ухватиться за весло, которое вам подаст ваш партнёр по команде. Если, по какой-то причине за весло схватиться вы не сможете, вам должны бросить страховочную верёвку. Ухватившись за неё, перевернитесь на спину, чтобы команде было легче затянуть вас на борт.
Не упускайте важного момента — умение плавать очень приветствуется. Само собой, что надеяться на удачу и весло соседа приятно, но, если вы не умеете плавать, то находитесь в большей зоне риска, чем другие рафтеры-новички
Река Прут
Река Прут берет свое начало под Говерлой в Украинских Карпатах и 272 км протекает по территории нашей страны. Река издавна была местом паломничества украинских туристов водников. В конце 90-х на Пруту проводились соревнования «Водное ралли — Прут». Этой весной и у нас удался майский сплав по Пруту!
Яремчанский водопад Пробій
На вторые майские праздники, предварительно созвонившись со знакомыми ребятами, которые находились на Черном Черемоше, и подтвердили наличие достаточного уровня воды в реке для сплава, собрались на сплав по Черемошу.
Выехали в четверг во второй половине дня. На выезде из Винницы наблюдали нереальной красоты облака, которые образуются на границе атмосферных фронтов.
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Облака на выезде из Винницы
а по пути перед Хмельницким попали в грозу
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Свет в одну сторону, дождь в другую
но к ночи тучи разошлись
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Закат
Остановились на той же поляне, на левом берегу Прута, на которой останавливались прошлой осенью, когда ездили на неофициальное закрытие водного сезона 2014 года. Она расположена рядом с Співочим полем, как его назвал местный житель, который проходя мимо остановился поговорить про жизнь, про АТО, про нашего президента.
Поляна в Яремче
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. На завтрак овощи…
Несколько предыдущих лет мы никак не могли поймать на Пруту воду достаточную для сплава. И вот этой весной воды в Пруту оказалось достаточно для сплава на катамаране двойке и для лодок. И поэтому мы решили ловить момент и обязательно сплавится где будет возможно. А так как вдоль реки идет автомобильная дорога, то решили по пути в Ворохту высматривать откуда можно будет начать сплав.
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Вода для сплава есть!
В итоге, сплав начали в Татарове, от моста возле санатория.
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Готовим суда к старту
Надеялись что пройдем весь участок до Яремчанского водопада за два-три часа. Но не тут-то было! На сплав потратили больше шести ходовых часов. Но получили массу удовольствия от прохождения основных препятствий Прута, а именно порогов: Бараны, Прикарпатский, Довбуша и бесчисленного количества шивер и прижимов.
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Порог Бараны
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Ваня и порог Прикарпатский
Основная ступень порога Прикарпатский, малая вода
Сплав по Пруту Ворохта — Делятин. Я на страховке
Суна
Суна − самая длинная река Карелии. Ее исток находится в озере Кивиярви, устье – в Онежском озере. Берега низкие и заболоченные. Однако вдоль русла расположено множество удобных мест для стоянок.
На Суне около 50 порогов. В 27 км от устья находится самый известный равнинный водопад Карелии Кивач. Пороги не сложные, даже байдарки проходят их без труда. Поэтому маршрут подходит для начинающих. Обычно программы туров рассчитаны на отдых всей семьей. Они предполагают короткие дневные переходы, где сочетаются порожистые отрезки и отдых на плесах и озерах. На оборудованных стоянках можно порыбачить, искупаться, поиграть в спортивные игры и даже сходить в туристскую сауну. Такие развлечения на фоне «дикой» карельской природы и вечерние посиделки у костра за вкусным ужином запомнятся надолго.
Шуя
Для новичков и любителей непродолжительных походов подойдет сплав на рафтах и сплав на катамаранах по р. Шуя. Река находится на юге республики. Добраться до нее из столицы Карелии и других регионов достаточно просто.
Маршрут стартует недалеко от Петрозаводска. Его можно завершить в течение одного дня, что удобно для тех, кто едет в Карелию на уикенд. Еще одно преимущество этого направления − на реке множество длинных простых участков, которые способен осилить любой желающий. Поэтому для детей и туристов — любителей рыбалки в Карелии, только осваивающих сплав по рекам Карелии, Шуя считается идеальным местом.
Для более опытных сплав река также будет интересна, особенно в мае. Здесь встречаются пороги повышенной сложности — 3-4 категории.
Кереть
Кереть находится на севере Карелии. Протяженность реки 80 км. Она впадает в Керетскую губу Кандалакшского залива Белого моря.
Часто программы походов включают выход в море. Самые популярные маршруты начинаются на озере Безымянном. До точки старта из Москвы можно добраться на поезде за сутки.
В период сплавов с конца июня до конца августа Кереть очень живописна. Это горно-таежная полноводная река с плавными перепадами высот. Она проходит через несколько цепочек озер.
Отправляясь в поход, следует рассчитывать на насыщенную программу продолжительностью не менее недели. Туристы успевают насладиться видами на воду и берега, покрытые хвойными лесами. В конце лета никто из путешественников не возвращается из похода без грибов и полезных северных карельских ягод − морошки, черники, голубики.
Порог Гуки
Начинается метров через 500 после впадения слева реки Быстрец. Пристать между порогом и рекой Быстрец трудно, так как скорость течения возрастает, а количество камней у берегов увеличивается. Порог двухступенчатый.
Первая ступень. Река делает поворот почти на 180 град. и основная струя последовательно наваливается на две ряжевые стенки, отстоящие друг от друга метров на 100, у левого берега образуют метровые сливы. В пороге самые большие валы на всем Черном Черемоше – до 1,5 м. Проходить по струе, отбиваясь вправо. В случае аварии после этой ступени можно выброситься на камни у левого берега на сильной струе.
День 2. 08.07.2020. пор. Змеиный (III) – пор. Соленый (II) – пор. Падун (III) – озеро Мандуярви – пор. Межозерный
Собрались. Вышли.
У нас в треке на навигаторе первое
препятствие – несложный слив был отмечен, как порог Змеиный. Поэтому, памятуя
вчерашние пороги, остановились и посмотрели. Всё оказалось достаточно просто,
поэтому попрыгали в лодки и прошли походным строе. Можно было не осматривать.
Следующим порогом был порог Змеиный. Для
байдарок нужно посмотреть, т.к. мощный вал в сужении на повороте требует
аккуратного прохождения. Хороший порог в стиле Мураша и Краснобыстрого на
Керети. При заходе выбрали протоку левее острова., что потребовало активного
маневрирования при обходе острова. Прошли поочередно со страховкой с берега.
Вскорости порог Солёный. Осмотра требует
косой S-образный слив в
конце порога. Хороший порог, на голову выше того же Ойнегайне на Охте, но до
тройки не дотягивает.
После порога пристали к характерной
скале на правом берегу. Посмотрели правую протоку порога Падун. В отсутствии
мощной левой протоки или в случае стоянки перед порогом можно было бы и пройти
– хорошая двойка, только не понравилась мелкая шивера на выходе. Отчалили и
пошли искать «настоящий» порог Падун в левой пороге. Окружающая тишина и
спокойная гладь залива никак не предвещали, что нас ждёт уже через несколько
минут.
Рядом с Падуном нужно вставать на
ночёвку или даже устраивать днёвку, что насладиться прохождением этого
замечательного порога. Не только водопадный слив, но и последующая шивера
требуют внимательного осмотра и выбора линии движения, т.к. течение в пороге
очень быстрое, времени на принятие решения мало, а камней и многочисленных
сливов в русле предостаточно. Посмотрели. Расставили страховку. Прошли
поочередно.
Вскорости после порога были две шиверы.
Вторая на левом повороте, вполне достойная, по большой воде на уровне второй
категории.
Затем было ещё одно характерное
препятствие для Пистайоки – проход под разрушенным мотом. Нужно выбрать
достаточно полноводный проход между опорами, при этом должно хватить места по
высоте, чтобы даже пригнувшись не задеть торчащие вниз брёвна. Возможно группам
на катамараных некоторые из разрушенных мостов нужно обносить.
Далее любовались красотами окружающей
природы, проходили отдельные шиверы, дошли до озера Мандуярви. Вечером на озере
была спокойная вода, и мы с большим удовольствием дошли до ночевок на острове в
юго-восточной части озера, рядом с порогом Межозёрный. Хороший порог. Не менее
интересный, чем Охтопорог на Охте. Приятно покатать и вечером, и утром.
Что взять на рафтинг?
Готовясь к сплаву, нужно не только заказать тур и договориться с инструктором
Важно правильно собрать багаж, взять всё необходимое и позаботиться о безопасности. Ведь нужно помнить, что рафтинг по реке — это холодная вода, резкие повороты, риск выпасть из лодки и некий уровень травматизма
В стандартном списке необходимых вещей для рафтинга числятся: спальный мешок, водонепроницаемые куртка и штаны, тёплая одежда на смену, дождевик, несколько пар шерстяных носков.
Что касается безопасности, то обычно всё для сплава предлагают туроператоры или компании, которые организовывают сплавы. Но если вы не особенно доверяете или просто хотите иметь свой инвентарь, то прикупите несколько жизненно важных вещей. Во-первых, это спасательный жилет, который будет плотно прилегать к телу, но не станет сковывать ваши движения во время гребли или попытки взобраться обратно на рафт. Во-вторых, необходим шлем, он защитит вас от возможных ударов об воду, камни или попросту о лопасти вёсел соседей по лодке. В специализированных магазинах вам предложат широкий выбор пластиковых касок специально для сплавов по горным рекам.
Рыбалка на реке Тура
-
Виды рыб:
-
ёрш
-
окунь
-
судак
-
гольян-красавка
- пескарь
- уклейка
- плотва
- елец
- язь
-
лещ
- щука
-
нельма
-
налим
-
стерлядь
-
- Искусственное заселение: не все из вышеперечисленных рыб являются местными. Три вида – уклейка, лещ и судак – во второй половине XX века проникли в реку Туру по каналам из Волжско-Камского бассейна (также, возможно, их могли подселить искусственно). Все три рыбы успешно акклиматизировались и расплодились в достаточном количестве.
Места рыбалки
Условно реку можно разделить на 3 участка:
- Верхний участок — от истока до Верхотурья. Здесь река считается малорыбной – этому поспособствовали добыча золота дражным методом и процветающее в тех краях браконьерство, наиболее интересная рыбалка возможна разве что в водоёмах, возведённых на реке. В самой Туре рыба также ловится, но нечасто и в основном мелкая. Чаще всего в уловах присутствуют плотва, окунь, елец, подъязки. В холодное время года здесь весьма популярна ловля налима на донки.
- Средний участок — от Верхотурья и примерно до границы Свердловской и Тюменской областей. По мере того, как на реке начинают появляться достаточные глубины (особенно после слияния с Тагилом) – рыбалка становится интереснее. В среднем течении появляются такие виды рыб, как судак и лещ. Прочих рыб становится заметно больше, увеличивается средний размер вылавливаемых экземпляров. Места от Туринской Слободы и ниже славятся крупной щукой. Также в среднем течении река наиболее интересна в плане ловли налима.
- Нижний участок — от границы Свердловской и Тюменской областей и до устья. Наиболее интересный участок реки, весьма почитаемый местными рыбаками. Ихтиофауна данного участка пополняется двумя новыми видами – нельмой и стерлядью – эти рыбы встречаются единично, занесены в Красную Книгу и запрещены к вылову. Основу уловов рыбаков здесь составляют плотва (в т. ч. и довольно приличная), окунь, судак (особенно его много в окрестностях Тюмени), щука, а также лещ. Очень много ерша и уклейки, частенько попадается елец. Добраться до данных мест не составляет труда – от Туринска до Тюмени, справа от реки идёт асфальтированная дорога – местами она близко подходит к реке, также с неё к берегу много свороток.
Особенности ловли
Рыбаку, собравшемуся в нижнее течение реки Туры, следует иметь ввиду, что там ведётся промышленный лов рыбы сетями, и некоторые участки русла находятся в распоряжении арендаторов.
Что такое прут? Значение слова
Итак, что такое прут? У этого слова существует два значения:
- Прут – тонкая гибкая веточка, очищенная от листьев. В данном контексте чаще всего употребляется слово «прутик». Прутом также называют тонкий металлический стержень. Это один из основных видов продукции черной металлургии, получаемый на прокатных станках. В разрезе металлический прут может иметь круглую, квадратную или же шестигранную форму. Диаметр прутьев круглого сечения варьируется в широких пределах – от 9 до 270 мм.
Само слово имеет старославянское происхождение. Кстати, оно встречается во многих славянских языках, например в польском, чешском, украинском. Вероятнее всего, современное слово «прут» происходит от древнего «продъ», что можно перевести как «течение» или «отросток».
Приведем несколько примеров употребления данного слова в современной речи:
Мальчик подгонял гусей тонким прутиком. Корзинка из ивовых прутьев. Ограда имения была выполнена из изящных железных прутьев.
Таким образом, мы выяснили, что такое прут. Помимо всего прочего, так называется еще и крупная река в Восточной Европе, левый приток Дуная. О ней и пойдет речь далее.
Общая информация
Прут является притоком Дуная с левой стороны, общая протяженность которого по карте составляет 967 км. Лишь небольшая часть его пути приходится на территорию Украины (272 км). Оставшиеся километры проходят по границе Румынии и Молдавии.
О реке было известно со времен скифов. Греки называли ее словом, в переводе означающем «лихорадочная». Что касается современного названия, нет подтвержденной версии его происхождения. Существуют теории о славянских или греческих корнях топонима.
Особенность водоема состоит в том, что бассейн разделен на несколько групп речных долин. Они связаны с геологической структурой. На карте в верховьях и начале среднего течения поток движется через узкие ущелья. Склоны здесь крутые, для русла местами характерны пороги.
В среднем и нижнем течении Прут замедляется и река выходит на широкую долину. Расстояние от одного берега до другого достигает 6 км. Это области после пересечения границ Украины. Здесь преобладают развитые поймы, рукава. Русло извилистое, а берега невысокие.
В самых нижних участках долина становится еще шире, на берегах появляются многочисленные овраги. Местность перед устьем сильно заболочена, а скорость течения замедляется до 0.7 м/с.
Судоходство на реке развито слабо, особенно в верховье на территории Украины. Возможности навигации ограничены, и на всем протяжении водоема на карте расположены только 2 речных порта. Транспортировка грузов происходит при помощи буксиров-толкачей. Задействуют и небольшие баржи и сухогрузы.
Прут активно используют в сельскохозяйственной и промышленной деятельности. В долине расположены множество объектов, из-за которых воды постоянно загрязняются. На ухудшение состояния реки влияет отсутствие очистных сооружений, качественной системы водоотведения, а также интенсивное освоение склонов, из-за которого участились оползни.
Рекомендуем к прочтению: река Ловать.
География
- Прибрежный ландшафт: в верховьях река течёт среди небольших возвышенностей, заросших хвойным и смешанным лесом. Здесь по берегам есть небольшие заболоченные участки, кое-где попадаются скальные выходы, также периодически встречаются места интенсивной добычи золота, где русло сильно изрытой драгой. По мере того, как Тура окончательно выходит с гор на равнину – она начинает петлять, образуя многочисленные излучины, рукава и старицы. Здесь заросшие лесом берега чередуются с просторными заливными лугами. В пойме нередки сырые места, также кое-где с рекой соседствуют обширные заболоченные пространства.
- Населённые пункты на берегах: Азиатская, Верхняя Тура, Дачный, Малая Именная, Большая Именная, Нижняя Тура, Лесной, Ёлкино, Чащевита, Талисман, Верхотурье, Захарова, Костылёва, Усть-Салда, Бочкарёва, Меркушино, Кордюкова, Белая Глина, Восточный, Литовская, Дерябино, Санкино, Жуковское, Новое Шишкино, Ленское, Бушланово, Шуруповское, Топорково, Кокузово, Казаково, Чекуново, Туринск, Луговая, Коркинское, Галактионовка, Городище, Чернышово, Липовское, Петрово, Пушкарёво, Суханова, Куминовское, Барбашина, Томилова, Сладковское, Макуй, Андроново, Туринская Слобода, Красный Яр, Тимофеево, Жиряково, Усть-Ницинское, Голышева, Ёлкина, Липчинское, Бурмакина, Речкина, Салаирка, Коняшина, Каменка, Кулаково, Луговое, Тюмень, Яр, Паренкина, Субботина, Мальково, Есаулова, Каскара, Чикча, Якуши, Борки, Криводанова, Щербак, Созоново, Мотуши, Дубровное, Весёлый, Покровское
Исток
- Координаты: 58°23′23″ с. ш., 59°20′53″ в. д.
- Высота над уровнем моря: 416 м.
- Топографический ориентир: восточные склоны Среднего Урала – в 5 км на восток от горы Подпора.
Устье
- Координаты: 57°12′22″ с. ш., 67°00′29″ в. д.
- Высота над уровнем моря: 42.2 м.
- Местоположение: река Тобол — левый берег в 260 км от её устья.
Территориальное расположение
-
СТРАНА: РФ.
-
Регион: Свердловская область
Районы: Алапаевский, Верхотурский, город Верхняя Тура, Красноуральский, Кушвинский, Лесной, Махнёвский, Нижнетуринский, Слободо-туринский, Туринский.
.
-
Регион: Тюменская область
Районы: город Тюмень, Тюменский, Ярковский.
.
-
Регион: Свердловская область
Река Прут: общая географическая характеристика
Общая протяженность реки составляет 967 километров. Свои воды она несет со склонов Карпатских гор в Дунай. Около 70 % ее длины припадает на границу двух современных государств Европы. Это Румыния и Молдавия.
Река Прут берет свое начало в Карпатах, у подножия горы Говерлы – самой высокой точки Украины. Здесь она носит ярко выраженный горный характер: крутые, обрывистые берега и очень высокая скорость течения (до 1,2 м/сек). Днище Прута в верхнем течении каменистое, здесь часты бурные паводки после обильных дождей.
Минуя город Черновцы, река Прут выходит на равнинную местность, где ее русло становится более извивистым, а течение постепенно замедляется. Весной и летом Прут здесь весьма часто выходит из своих берегов. Близ селения Костешть в Молдове на реке в 1976 году было сооружено крупное водохранилище. Это позволило использовать воды Прута для орошения больших площадей земель как в Молдове, так и в Румынии.
В нижнем течении речная долина Прута значительно расширяется. Русло в этом месте часто разделяется на отдельные рукава. Река Прут впадает в Дунай около молдавского села Джурджулешть, всего в 120-ти километрах от места впадения последнего в Черное море.
Площадь бассейна Прута небольшая (если сопоставлять с общей длиной реки) – всего 28 000 кв. км. Уклон русла изменяется колоссально, от 100 м/км в верховьях до 0,1 м/км в нижнем течении. Основные притоки реки Прут: Черемош, Рыбница (на Украине)- Ларга, Вилия, Лопатинка, Каменка (в Молдове)- Гирень, Бахлуй, Харинча (в Румынии).
Вама и Водла
Река Водла и ее приток Вама расположены в Пудожском районе на юго-востоке Карелии. Сплав по ним считается один из самых динамичных. Маршрут начинается на территории Водлозерского национального парка, проходит через каскад порогов, разделенных небольшими спокойными участками. Несмотря на быстро сменяющуюся картину за бортом, сплав не относится к сложным, пройти его по силам даже детям.
Чтобы добраться до Водлы, необходимо доехать до старинного города Пудож, находящегося на трассе А-119 «Вологда− Медвежьегорск». Из Санкт-Петербурга путь пролегает через Подпорожье и Вытегру, из Вологды – через Вытегру, из Петрозаводска – через Медвежьегорск.
Можно воспользоваться общественным транспортом: из Петрозаводска в Пудож ходят междугородние автобусы.
История
Прут на Украине
Река Прут была известна грекам под именем Пиретос . Скорее всего сегодняшнее имя восходит к греческому. В дальнейшем была известна римлянам под именем
(Hierasusla, Porasla2) . В XII веке в бассейне Прута существовали галицко-русские города — Берладь, Текуч и Малый Галич (нынешний Галац). В XIII веке по Прут лежала страна «бродников», а при впадении Бахлуя в Прут на древних картах значится город Брады или Бруды (впоследствии Цецора). В конце XIV века на Пруте существовал русский город Романов Торг (ныне Роман). В славяно-молдавской летописи под 1470 годом упоминается победа воеводы Стефана Великого над татарами у Липника (в верховьях реки Чугора). На картах XVI века в бассейне Прута отмечено несколько молдавских городов — Сучава, Немец, Прут, Хролов (позже Гирлеу), Брады (позже Цецора), Бахлуй и др., на реке Лопушне — Нуш, Лопушна и Ласты, Луканья (ныне Леово), Щелеч (позже село Хотешты), Видвица или Видяча (позже Вадуца) на реке Ларге. В 1513 году через Прут перешли татары, в 1518 году — перекопский султан Албул, войско которого было разбито и частью потоплено в Пруте и Чугуре Стефаном IV Штефаницей. В 1581 году сюда вновь вторглись перекопские татары. В 1563 году через Прут перешёл с казаками князь Дмитрий Вишневецкий, в 1594 году — Наливайко и Лобода, в 1621 год — султан Осман, потерпевший поражение под Хотином. В 1653 году на берегах Прута в битве с молдаванами был смертельно ранен сын Хмельницкого Тимош.
Железнодорожный мост через Прут в Карпатах
Во всех войнах русских с турками русские войска переходили через Прут. По Бухарестскому миру 16 мая 1812 году река Прут была установлена границей русской Бессарабии. В 1821 году на правом берегу, у местечка Скулены, и на виду у приграничных российских частей, получивших приказ не вмешиваться, 400 греческих гетеристов под командованием Афанасиоса Карпенисиотиса героически пали до единого в неравном бою с турками (см. Битва при Скулень).
По Парижскому трактату 1856 года низовья Прута отошли к Молдавии, но в 1878 году по Берлинскому трактату возвращены России.
В начале Великой Отечественной войны советские войска упорно оборонялись на рубеже реки Прут, по которой с 1940 года проходила советско-румынская граница, в ходе оборонительной операции в Молдавии.
Города на реке Прут
По датам основания видно, что населенные пункты, стоящие на реке, обладают богатейшей историей. Во многих из них культурное наследие сохранено.
- Черновцы 1408 г. (265,4 тыс. чел.);
- Яссы 1408 г. (362,1 тыс. чел.);
- Галац 1445 г. (249,4 тыс. чел.);
- Снятын 1158 г. (9,9 тыс. чел.);
- Татаров 1671 г. (1,5 тыс. чел.);
- Костешть 1499 г. (3,5 тыс. чел.);
- Липкань 1699 г. (4,6 тыс. чел.);
- Ворохта (Микуличин) XVII в. (4,2 тыс. чел.);
- Яремче 1787 г. (8,1 тыс. чел.);
- Новоселица 1456 г. (7,4 тыс. чел.);
- Коломыя 1240 г. (61,2 тыс. чел.);
- Унгены 1462 г. (30,8 тыс. чел.);
- Леова 1489 г. (7,4 тыс. чел.);
- Джурджулешть 1806 г. (2,9 тыс. чел.) и др.
Город Черновцы
Сборы и затраты
Инструктаж / фото автора
За путевку мы заплатили на двоих — 26 000 руб. Имея клубную карту, можно сэкономить 10% от общей стоимости.
В эту цену входит:
- встреча инструктора на точке сбора (зал ожидания в Петрозаводске),
- поездка на микроавтобусе до точки спуска, а после сплава до железнодорожного вокзала в Петрозаводске,
- прокат снаряжения для сплава (катамаран, весло, каска, спасательный жилет, большой гермомешок),
- трехразовое походное питание,
- помощь инструктора на протяжении всего маршрута.
Обольщаться низкой ценой путевки не стоит, потому что придется многое подготовить, чтобы в походе чувствовать себя комфортно.
Дорога
Полный вперед / фото автора
До места встречи мы добирались фирменным поездом «Карелия» Москва — Петрозаводск. Это очень удобно.
Вечером в 21:00 сели в поезд, а в 9 утра, бодрыми и отдохнувшими, вышли на платформу в Петрозаводске.
Цена билетов на двоих туда и обратно вышла около 8 500 руб за купе.
Снаряжение для сплава
Походники / фото автора
Это самая большая часть расходов. Только у большого любителя сплавов в арсенале может быть все, что понадобится в походе.
Нужно иметь рюкзак, палатку, спальник, пенку, туристическую сидушку. Покупать все это необходимости нет, можно взять напрокат.
У нас была двухместная палатка, один спальник на t +5°C, 2 пенки. Взяли напрокат 1 спальник и 2 рюкзака. Заплатили за это 2200 руб. Вернуть все нужно в течение 3-дней после похода.
Август — это месяц, когда вода в Шуе примерно t +15°C.
Чтобы чувствовать себя комфортно на воде, мы купили 2 неопреновых гидрокостюма. Это было правильное решение. Об этом приобретении не пожалели ни разу. Такой костюм пропускает в себя воду, но в нем очень комфортно и тепло. За 2 костюма мы заплатили 22 000 руб.
Чтобы полностью укомплектовать экипировку для пребывания на воде, купили неопреновые перчатки и носки. Это еще 4 000 руб, и это тоже оправдано. В такой обувке очень комфортно, из рук не выскальзывает весло.
Купили несколько гермоупаковок для документов, денег, телефонов, видеокамеры — это еще 1 500 руб. Примерно 5 000 руб было потрачено на сопутствующие товары.
Плащи, резиновые сапоги, спортивные костюмы для того, чтобы находиться на берегу у нас были.
Дополнительные расходы
Кроме основных расходов обязательно будут текущие траты: в поезде, на вокзале, в Петрозаводске.
На пути сплава в одной точке заброса-схода в 2 км есть магазин. Наши проводники через день устраивали нам баню. Была одна баня с оплатой, но все эти расходы незначительны.
По желанию в конце маршрута за 500 руб можно посетить питомник собак. Это собаки-артисты, которых снимают в разных фильмах. Возле каждого животного есть табличка, где рядом с кличкой перечислены фильмы, где снималась собака.
Когда после сплава нас привезли в Петрозаводск, до отправления поезда было примерно 6 часов. За это время мы сходили в Национальный музей Республики и пообедали.
На подготовку и само путешествие мы потратили примерно 80 000 руб.
По Пруту до Делятина
В Татарове, в точке начала сплава, заметили что пробили колесо, а так как были длинные выходные и так как местные в Карпатах в выходные дни отдыхают, а не работает, то отремонтировать его не представлялось возможным и поэтому было принято решение не ехать на Черемош вообще, а сплавиться на второй день дальше по реке Прут от Яремче до Делятина.
Водопад Пробий на Пруту в Яремче
Так как наш лагерь был на пару сотен метров выше водопада, но воды в нем для его прохождения было категоричеки мало, то водопад не пошли, а его обнесли и начали сплав между водопадом и железнодорожным мостом. Весь второй день сплава по Пруту стояла солнечная похода. Яркое солнце, изумрудная вода в реке, пороги по нашему уровню воды похожие на вертикальные ступеньки с мягкими бочками за ними — сплав проходил в полурасслабленом состоянии. Так как первый и второй ходовые дни шли по воде достаточно быстро, то фотографий самого сплава сделали не много
Обратно ехали через Ивано-Франковск и проезжая Теребовлю заметили еще один виадук.
Виадук в Теребовле
а перед Винницей нас порадовала двойная радуга.
Двойная радуга
Все фотографии майского сплава по Пруту можно посмотреть в фотогалерее «Сплав по Пруту Татаров-Делятин»
Известные достопримечательности вдоль реки
Прут является популярным объектом водного туризма, в частности в своем верхнем течении. Участок реки между Ворохтой и Яремче идеален для проведения экстремальных сплавов. Он представляет собой 30-километровую череду бесконечных порогов и каменных выступов.
Известной достопримечательностью в верховьях реки является Прутский водопад. Он расположен недалеко от туристической базы «Заросляк», с которой начинается подъем на гору Говерлу. Водопад состоит из нескольких мощных каскадных потоков общей высотой 80 метров.
Ниже по течению реки, в городе-курорте Яремче, расположен еще один водопад – Пробий. Его высота – 8 метров. Прямо над водопадом находится пешеходный мост и смотровая площадка для туристов.
Несколько интересных достопримечательностей можно встретить и в среднем течении Прута. Так, на левом берегу реки в Молдове (в районе сел Кобань и Браниште) находится уникальное природное образование «Долина сотни холмов». На самом деле холмов здесь намного больше – свыше трех тысяч. Происхождение их до конца не изучено. По одной из версий, это остатки кораллового рифа реликтового моря.
Если отправиться вдоль реки еще дальше на юг, то в городе Унгены можно увидеть еще одну достопримечательность – мост Эйфеля. В 1877 году тогда еще никому не известный инженер Гюстав Эйфель отправился в Румынию, где соорудил железнодорожный мост, соединивший два берега Прута. Что интересно, лишь в 1998 году, благодаря архивным поискам, стал известен автор проекта Унгенского моста.
Характеристика рек
Река Черемош образуется после слияния рек – Белого Черемоша и более многоводного Черного Черемоша.
Длина Черемоша от слияния до впадения его в р. Прут 80 км, длина Черного Черемоша от пос. Буркут до слияния 85 км., длина Белого Черемоша от плотины Перкалаба до слияния – 87 км. Средний клон и Белого и Черного Черемоша – 8 м/км. Белый Черемош используется длч промышленного сплава плотов, на Черном сплав прекращен в 1967 году. Весенний паводок проходит в начале апреля. Наименьший уровень воды в августе. Уровень воды может колебаться в течение дня как из-за природных условий (Черный Черемош), так и из-за потребности сплава (Белый Черемош).
На обеих реках существуют искусственно созданные плотины, берега и русла обеих рек приспособлены человеком для сплава плотов (ряжевые стенки, гамовянки, искусственные сливы), что придает некоторые особенности спортивному сплаву. За день-два перед промышленным спуском плотов на Белом Черемоше и его притоках (р.р. Гостовец, Пробина, Лопушна) закрывают плотины и река неузнаваемо мелеет. Сплав по ней в это время как на самом плоту, так и на байдарке невозможен. Через сутки плотины наполняются, сбрасываемый излишек воды придает реке прежний вид.
В день сплава и некоторое время после него уровень воды в реке очень высок. В это время препятствия на Белом Черемоше большой сложности не представляют, но более опасны для жизни в случае аварии, и дают более острые ощущения при их прохождении.
Кроме обычных препятствий горной реки – шивер, порогов, прижимов – Черемоши имеют искусственные препятствия: сливы с деревянной ступени до 1,5 метра и гамованки.