Нижнекамский район красная кадка

Почасовой прогноз погоды в селе Красная Кадка

Погода в селе Красная Кадка

Сегодня, 7 ФевраляВосход: 07:14Закат: 16:20Долгота дня: 09:05
Температура, °C Атмосферные явления Давление, мм рт.ст Влажность, % Ветер, м/с
03:00 −13 Облачно 771 80 5.0 ЮЮВ
04:00 −12 Облачно 771 80 4.4 ЮВ
05:00 −12 Облачно 770 81 5.1 ЮВ
06:00 −12 Снег 769 82 5.4 ЮВ
07:00 −11 Слабый снег 768 82 5.5 ЮЮВ
08:00 −11 Слабый снег 768 83 5.5 ЮЮВ
09:00 −10 Снег 767 83 5.5 ЮЮВ
10:00 −9 Снег 767 83 5.9 ЮЮВ
11:00 −9 Снег 766 82 6.1 ЮЮВ
12:00 −9 Слабый снег 765 81 6.1 ЮЮВ
13:00 −8 Слабый снег 764 80 7.4 ЮЮВ
14:00 −8 Снег 763 80 7.8 ЮЮВ
15:00 −7 Снег 763 82 7.6 ЮЮВ
16:00 −7 Снег 762 83 7.6 ЮЮВ
17:00 −7 Снег 762 83 7.2 ЮЮВ
18:00 −7 Снег 761 83 6.5 ЮЮВ
19:00 −7 Снег 761 83 6.1 ЮЮВ
20:00 −6 Снег 761 83 5.8 ЮЮВ
21:00 −6 Снег 760 84 5.4 ЮЮВ
22:00 −6 Снег 760 84 4.8 ЮЮВ
23:00 −6 Снег 760 85 3.9 ЮЮВ
Пятница, 8 ФевраляВосход: 07:12Закат: 16:22Долгота дня: 09:09
Температура, °C Атмосферные явления Давление, мм рт.ст Влажность, % Ветер, м/с
00:00 −7 Слабый снег 760 86 2.9 ЮЮВ
01:00 −7 Слабый снег 760 87 2.1 ЮЮВ
02:00 −7 Облачно 760 88 1.7 ЮЮВ
03:00 −7 Облачно 760 90 1.3 ЮЮЗ
04:00 −7 Облачно 760 90 1.4 ЗЮЗ
05:00 −7 Облачно 761 91 1.8 З
06:00 −8 Облачно 761 93 3.1 ЗСЗ
07:00 −7 Облачно 761 92 3.6 ЗСЗ
08:00 −7 Облачно 762 91 4.0 СЗ
09:00 −7 Слабый снег 763 87 4.8 СЗ
10:00 −8 Слабый снег 763 82 5.3 СЗ
11:00 −9 Облачно 764 81 5.4 СЗ
12:00 −9 Облачно 765 81 5.4 ЗСЗ
13:00 −9 Облачно 765 80 5.4 СЗ
14:00 −9 Переменная облачность 766 79 5.5 СЗ
15:00 −10 Малооблачно 766 81 4.8 ЗСЗ
16:00 −11 Ясно 767 83 4.4 ЗСЗ
17:00 −12 Ясно 767 84 4.0 ЗСЗ
18:00 −12 Ясно 767 84 3.6 ЗСЗ
19:00 −13 Ясно 768 84 3.4 ЗСЗ
20:00 −13 Ясно 768 85 3.2 ЗСЗ
21:00 −14 Ясно 768 86 2.9 ЗСЗ
22:00 −14 Малооблачно 769 88 2.5 ЗСЗ
23:00 −15 Переменная облачность 769 88 2.3 З
Суббота, 9 ФевраляВосход: 07:10Закат: 16:24Долгота дня: 09:13
Температура, °C Атмосферные явления Давление, мм рт.ст Влажность, % Ветер, м/с
00:00 −14 Облачно 769 85 2.0 З
01:00 −13 Облачно 769 86 1.8 З
02:00 −13 Переменная облачность 769 86 1.9 ЗЮЗ
03:00 −13 Облачно 769 87 1.9 ЗЮЗ
04:00 −13 Облачно 769 87 1.8 ЗЮЗ
05:00 −13 Облачно 769 89 1.9 ЗЮЗ
06:00 −13 Облачно 769 89 1.6 ЮЗ
07:00 −12 Облачно 769 89 1.7 ЮЗ
08:00 −12 Облачно 769 89 1.9 ЮЮЗ
09:00 −11 Облачно 769 87 2.1 ЮЮЗ
10:00 −10 Облачно 769 84 2.2 ЮЮЗ
11:00 −9 Облачно 769 81 2.7 ЮЮЗ
12:00 −9 Переменная облачность 769 80 3.3 ЮЮЗ
13:00 −9 Переменная облачность 769 80 3.4 ЮЮЗ
14:00 −9 Облачно 768 81 3.3 ЮЮЗ
15:00 −9 Облачно 768 83 3.5 ЮЮЗ
16:00 −9 Облачно 768 85 3.8 ЮЮЗ
17:00 −10 Облачно 768 86 4.3 ЮЮЗ
18:00 −10 Облачно 768 85 4.6 ЮЮЗ
19:00 −10 Облачно 768 86 4.7 ЮЗ
20:00 −10 Облачно 767 85 5.0 ЮЗ
21:00 −9 Облачно 767 83 4.9 ЮЗ

Следы печенегов

Памятники X–XI вв., оставленные кочевниками-печенегами, фиксируются в верховьях р. Белой (Житимакские курганы), где обнаружены погребения с частями конского скелета и характерным набором вещей (оружие, детали наборного пояса и т.д.). В этот же период на Южном Урале появляются памятники кыпчако-кимакских племен, известные как «памятники мрясимовского типа». Они составляли курганные могильники, располагавшиеся, как правило, на возвышенных местах или у подножия гор (Мрясимовские, Муракаевские, Каранаевские и др. курганы). 

Основные черты погребального обряда – земляные курганы с одной/несколькими могилами, западная, северная или восточная ориентировка погребенных людей, части туши коня или захоронение целого коня в отдельной яме. Подобные погребальные памятники (курганные и грунтовые) бытуют на Южном Урале до конца XII–XIII вв. (Сынтыштамакский, Шахтаусский, Охлебининский могильники).

Продолжение следует

Здесь была крепость

Возникает вопрос: кто много столетий назад соорудил такую оборонительную линию огромной по тем временам длины и сложности? Ведь тогда люди не имели в распоряжении строительной техники и механизмов, не было такого инженерного образования. 
Исторические факты и находки археологов доказывают, что эти оборонительные линии были изначально сооружены древними булгарами для защиты восточных границ, а на горе Тубылгы тау было укрепленное городище со смотровыми башнями и земляными насыпями.

Раскопки Золотоордынских памятников Поволжья. 
Источник фото: komanda-k.ru

Около селения был высокий коренной берег Шешмы, который идеально подходил для строительства крепости. С левого берега открывался панорамный вид в восточную сторону, откуда были частые набеги кочевников, а сам яр в виде мыса с двух сторон был окружен водой, что создавало дополнительную защиту от всадников. 
Построенное боевое укрепление было окружено глубокими рвами и земляными валами в три ряда, на последнем валу были возведены прочные дубовые стены, которые специально обжигались, чтобы их невозможно было поджечь с внешней стороны. Также стены обжигались для того, чтобы они меньше гнили от влаги и сырости. Дубовые стены возводились в два ряда, на самых опасных направлениях стены строились даже в три ряда. Крепостные стены укреплялись на стыках и углах высокими башнями с дозорными площадками. По тем временам это были достаточно серьезные укрепления, тем более, что это была лучшая защита от конных кочевников, которые, как правило, не имели опыта и сил для взятия таких городищ. 

Когда пришли протоболгары

Впервые попытку представить микрохронологию данного региона предпринял Е.П. Казаков, который выявил и изучил основные средневековые археологические памятники VIII–XIV вв. 

Он предложил их периодизацию, в целом определив их как «памятники болгарского времени», а также предпринял попытку их внутреннего членения. Для своего времени это было безусловным достижением, хотя историческую периодизацию автор подменил привычной археологической, а для характеристики исторических периодов были использованы неопределенные археологические термины («болгарское время», памятники «болгарского времени).

В настоящее время хронология истории Восточного Закамья, предложенная Е.П.Казаковым, пересмотрена, границы отдельных исторических этапов и их содержание получили новое теоретическое обоснование. В качестве общеисторической основы периодизации выбран цивилизационный (историко-государственный) подход, а сама она выглядит как совокупность сменяющих друг друга этапов этнокультурной истории региона.

Отправной точкой периодизации служит конец VII в. когда в регион Среднего Поволжья проникают протоболгарские (раннебулгарские) этнокультурные группы, начавшие консолидацию местных тюркских, угорских, восточнофинских и балто-славянских племен. В этот период (конец VII – начало X в.) можно определенно говорить о начальном этапе формирования раннефеодальной государственности Волжской Булгарии. В историческом отношении это был период сложения новой булгарской археологической культуры на основе разрозненных и различных в культурном отношении групп населения. 

Физико-географическая характеристика

Месторасположение

Село Красная Кадка расположено в живописных лугах на левом берегу реки Зай, через село с запада на восток протекает речка Сартамак, впадающая в реку Зай.

Заповедная зона

На правом высоком коренном берегу реки Зай в 1,5 км от села Красная Кадка находится один из замечательных памятников ранневековой археологии Волго-Камского региона городище «Кала-Тау», относящееся к X веку. По народным сказаниям, после взятия и уничтожения городища «Кала-Тау» монгольскими завоевателями, его жители расселились в густых лесах в низине реки Зай, то есть на нынешней территории села Красная Кадка.

Кашанское городище II, ХII – ХIV веков

Сорочьи Горы, деревня Больше-Елгинского сельского совета, правый берег Камы. Расположено к западу в 1,5 километрах от деревни на высоком берегу реки. Ограничено обрывом к реке высотой около 25 метров и оврагами «Долгим» с востока и «Кашанским ущельем» с запада. Распахивается. Форма площадки – неправильный овал. Размеры 480 на 650 метров. Укреплено валами и рвами с двух сторон, причем на западе и северо-западе двойная система валов и рвов, на северной стороне – одинарная. В укреплениях имеется три проезда. Шурфовка городища экспедицией 1948 и 1982 годов показала, что культурный слой городища очень незначительный. Находок из него не получено. Из числа случайных находок известны: железный меч с золотой насечкой, выпаханный на городище в 1878 году и приобретенный П.А.Пономаревым, сабля, топоры, втульчатый наконечник копья с листовидным пером, обнаруженные П.А.Пономревым в 1879 году. Местные жители рассказывают о неоднократных находках предметов вооружения на городище. С городища известны также украшения. Городище представляется укрепленным пунктом булгар, возникшим еше в ХII – ХIII веках и существовавшим, вероятно, в начале золотоордынского периода.

Волго-Балтийский путь

Отражение этих процессов в Закамье прослеживается в памятниках нового типа (Чишминский могильник у с. Чишма Актанышского района), находках на ряде именьковских селищ посуды салтовского типа, демонстрирующей контакты закамских и приуральских (кушнаренковской и именьковской) и верхнекамских (поломская, ломоватовская) культур с салтово-маяцкой. Судя по всему, в указанный период происходили активные ассимиляционные процессы, ломались прежние этнокультурные границы. Восточное Закамье стало восточной границей контактов южного степного населения (булгары, хазары) с местным восточнофинским, угорским и балтским населением.

Одновременно происходит становление Великого Волжского пути и переадресация торговых путей из Прикамья с бассейна р. Белой на Волгу. В середине IX в. возникает сквозной трансевропейский магистральный Волго-Балтийский путь, который смыкается с торговым путем из Центральной Азии в Среднее Поволжье – северным ответвлением Великого Шелкового пути, один из маршрутов которого проходил через район Шешминско-Черемшанского водораздела.

Исторические данные показывают, что этот путь функционировал до эпохи позднего средневековья, соединяясь в районе р. Мензеля с торговым путем, следовавшим в Верхнее Прикамье. 

БАЛЫК БИСТӘСЕ РАЙОНЫ (Рыбно-Слободский район)


Флаг и Герб Рыбно-Слободского района

ШОМБЫТ (Шумбут), Богородское, Шумбутский винокуренный завод, Воронцов завод

Село, административный центр Шумбутской волости Лаишевского уезда Казанской губернии Российской империи и РСФСР

  • Основано в начале XVШ века, на рубеже 1730-40-х годов
  • Статус:
    • До 1920 года — административный центр Шумбутской волости Лаишевского уезда Казанской губернии Российской империи и РСФСР
    • 25 июня 1920-27 годы — административный центр Шумбутской волости Тетюшского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
    • 14 февраля 1927-35 годы — село Рыбно-Слободского района Автономной Татарской ССР
    • 10 февраля 1935-59 годы — село Кзыл-Юлдузского района Татарии
    • 26 марта 1959-63 годы — село Рыбно-Слободского района Татарской АССР
    • 1 февраля 1963-65 годы — село Мамадышского района Татарской АССР
    • с 12 января 1965 года — село Рыбно-Слободского района Татарской АССР
  • Находится:
    • в 40 км к Северо-Востоку от БАЛЫК БИСТӘСЕ (Рыбная Слобода)
    • на реке ШОМБЫТ (Шумбут), правом притоке реки ЧУЛМАН (Кама)
  • Население:
Год 1782 1859 1897 1908 1920 1926 1938 1949 1958 1970 1989 1997 2002 2010
Население, чел. 201душамужскогопола 972 1428 1347 1323 1303 1683 2039 2700 1016 416русские) 449 480 416русские)
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Дом культуры
    • Библиотека
    • XVШ-XIX века — известно винокуренным заводом
    • Владимирская церковь — действующая, архитектурный памятник Второй половины XVШ века (построена в 1787)
    • До реформы 1861 года:
      • жители относились к категории помещичьих крестьян
      • Занимались — земледелием, разведением скота
    • Начало ХХ века:
      • волостное правление
      • Владимирско-Богородицкая церковь
      • церковно-приходская школа (открыта в 1884)
      • фельдшерский пункт
      • приемный покой
      • винокуренный
      • конный завод
      • кирпичный завод
      • водяная мельница
      • лесопильня
      • сукновальня
      • 2 кузницы
      • 7 пивных лавок
      • казенная винная лавка
      • чайная и читальня общества трезвости
      • базар по вторникам.
  • Сельское хозяйство

    Начало ХХ века — земельный надел сельской общины — 330 десятин

    :

  • Промышленность

    Спиртзавод

    :

  • Известные люди:

ШОМБЫТ АУЧЫЛЫК ТЫЮЛЫГЫ (Шумбутский заказник)

Охотничий заказник Рыбно-Слободского района Татарии

  • Создан в 1963 году
  • Находится:
  • Площадь — 12,5 тыс.га
  • Лесная зона правобережья реки ЧУЛМАН (Кама)
  • Охраняются: бобр, лось, косуля, кабан, водоплавающая птица

Река ШОМБЫТ (Шумбут)

Река Рыбно-Слободского района Татарии, правый приток реки ЧУЛМАН (Кама), Памятник природы

  • Исток — в лесном массиве в 6 км к Северо-Западу от деревни ЮГАРЫ МӘШЛӘК (Верхний Машляк)
  • Устье — впадает в реку ЧУЛМАН (Кама) Куйбышевского водохранилища в Юго-Восточной части района, в 6.8 км к Югу от посёлка Камский
  • Длина — 44 км
  • Площадь бассейна — 458 кв.км
  • Бассейн — залесен, кроме среднего течения
  • Минерализация в межень — 400…700 мг/л
  • Расход воды в межень — 0,290 куб.м/с
  • Притоки: ], Пимарка
  • Протекает вблизи населённых пунктов: ЮГАРЫ МӘШЛӘК (Верхний Машляк), ЗУР МӘШЛӘК (Большой Машляк), БИКЧУРАЙ ЧАЛЛЫСЫ (Бикчураево), МӘМЛИ КАЗАК ЧАЛЛЫСЫ (Мамли-Козяково Челны), САТЫЛГАН (Сатлыган, Продан), БИЕКТАУ (Высокая Гора), ШОМБЫТ (Шумбут), Камский
  • 1978 год — признана Памятником природы Татарской АССР

Река ШОМБЫТ (Шумбутка)

Река Рыбно-Слободского района Татарии, приток реки «ШОМБЫТ (Шумбут)»

  • Исток — в 1,5 к Северу от Северной окраины села ШОМЫРБАШ (Шеморбаш)
  • Устье — впадает в реку «ШОМБЫТ (Шумбут)» на Юго-Восточной окраине деревни ТӘБЕРЛЕ ЧАЛЛЫСЫ (Тябердино-Челны)
  • Длина — 20,5 км
  • Площадь бассейна —
  • Притоки — ТАШКИЧҮ (Ташкучу), СУЕЛГА (Водная река)
  • Протекает вблизи населённых пунктов: ШОМЫРБАШ (Шеморбаш), ТАУЛАР (Тавларово), ҮРИ ЧАЛЛЫСЫ (Уреево-Челны), БИРДЕБӘК (Бердибяково), КОТЛЫ БӨКӘШ (Кутлу-Букаш), ТӘБЕРЛЕ ЧАЛЛЫСЫ (Тябердино-Челны)

Новое на месте старого

Тубылгы Тау (или Тубылгытау, вариант – Тубыл-катау («катау» – устарев. татарское «укрепление») – село и древнее городище в Новошешминском районе Татарстана. Оно расположено на левом берегу реки Шешма недалеко от Оренбургского тракта (трассы Р-239), примерно в 1,5 километрах от села Ленино. От районного центра – Новошешминска —  село находится в 15 километрах на север.

В древности, около тысячи лет назад, эти земли принадлежали государству Волжской Булгарии. Примерно по долине реки Шешма проходили восточные рубежи этой страны, которые постоянно укреплялись для защиты от беспокойных кочевников. Про те древние городища и крепости сейчас известно довольно мало, но именно в окрестностях этого села была построена мощная крепость-кальга, причем не только отдельная крепость, а целая система оборонительных сооружений. 

Автор фото: Халиуллина Гульфия Ринатовна

Как известно, история иногда повторяется, так случилось и с древними оборонительными линиями. Когда уже в Закамье появилось молодое Московское государство, то в этих краях стали строить Закамскую оборонительную линию, используя долину реки Шешма и складки местности (в начале 18-го века). При этом строители отмечали, что во многих местах они обнаружили остатки древних валов и рвов, а также различных укреплений, которые тут были сооружены в стародавние времена. При этом многие новые укрепления использовали «древние» валы и рвы, примерно такие же берега, склоны оврагов и холмы. 

Становлении феодальной мусульманской цивилизации

Сеть таких путей не только прочно связала Волжскую Булгарию с другими центрами цивилизации, но и обусловила социально-экономический подъем в государстве, жители которого активно осваивали окраины, включая территорию бассейна р. Шешма. Не исключено также, что булгары могли эксплуатировать месторождения медистых песчаников в Закамье, однако этот вопрос требует специального изучения.

Фото: Салават Камалетдинов

С первой четверти X в. можно говорить о создании Булгарского государства и становлении феодальной мусульманской цивилизации. В археологическом плане ее определяет булгарская культура, имеющая свои характерные черты и особенности (мусульманский обряд погребения, развитые ремесла (кузнечное, гончарное, ювелирное и др.), городские поселения, обширные торговые связи и т.д.). Территория Булгарского эмирата, судя по историко-археологическим данным, включала обширные районы Закамья и Южного Урала, но, судя по историко-археологическим материалам, р. Шешма являлась своеобразной пограничной зоной между основной территорией государства и землями, находившимися в той или иной степени политико-административного подчинения от булгарских правителей. Вероятным свидетельством этого служит находка валуна с тамгой булгарских правителей вблизи с. Нижнее Абдулово Альметьевского района РТ.

В археологическом отношении можно констатировать, что памятники булгарской культуры не были распространены восточнее бассейна Шешмы, где выявлены многочисленные булгарские памятники, в том числе 3 городища и более 20 селищ. К востоку от Шешмы памятники булгарской культуры известны лишь на небольшом отрезке левобережья Камы, где обнаружено булгарское городище вблизи с. Оша Нижнекамского района, несколько селищ и отдельных местонахождений керамики. За пределами этой зоны выявлен лишь один памятник, относящийся к данной культуре (Краснокадкинское городище вблизи с. Красная Кадка Нижнекамского района). На участие прикамского булгарского населения в международной торговле указывают клады серебряных слитков (Петропавловский клад) и сосудов (Мелькенский клад).

Историческая справка

Село Красная Кадка упоминается в исторических хрониках уже в конце XVII века. К примеру, на карте Российской империи 1742 года на территории Казанской губернии обозначено селение Красная Кадка. Один из величайших просветителей и мыслителей татарского народа Таджутдин Ялчыгол, жил и обучал детей более четверти века в Красной Кадке с 1799 по 1824 годы. Кроме просветительской работы он занимался лечебной практикой, будучи по профессии врачом.

С момента основания и по сегодняшний день жители села занимаются традиционным скотоводством и земледелием, часть населения занимались скорняжеством и обработкой кожи, пчеловодством, рыбной ловлей и бондарьством, в честь чего, вероятно и возникло название села — Красная Кадка. В селе имелась 2-х жерновая водяная мельница, в конце 50-х годов на ее месте была построена 2-х турбинная гидроэлектростанция, снабжающая электроэнергией не только Красную Кадку, но и ближайшие села.

В 1900 году при финансовом содействии Казанской центральной мечети в селе открывается первое учебное заведение — медресе из белого камня. После Октябрьской революции медресе было превращено в начальную школу. В 1932 году школа преобразовывается в школу колхозной молодежи (ШКМ). В 1937 году в этом здании открывается 7-летняя школа, которая через 2 года становится средней. В школе обучались дети из 14 сел нашего и из 5 сел соседнего Заинского района. В 1937 году строится новая 2-х этажная сосновая школа с целым комплексом учебных зданий, интерната, столовой. В 1970 году была построена первая в районе типовая средняя школа из силикатного кирпича соответствующая всем требованиям тогдашнего времени, где обучались 700 учащихся.

На сегодняшний день село Красная Кадка насчитывает около 267 дворов с 470 жителями. Село исключительно татарское, в центре села возвышается мечеть. В селе действует 3-х этажная участковая больница, в которой также находится дом престарелых, детский сад «Каенкай», почта. При типовом сельском доме культуры работает единственный в районе народный театр. Имеется библиотека. В январе 2005 года была завершена телефонизация села. В селе имеется центральное артезианское водоснабжение.

Загадки для нового поколения

Скифская культура исчезла примерно в IV–III веках до н.э., и Татарское городище опустело на несколько столетий. В VIII–X веках там снова поселились люди – носители салтово-маяцкой археологической культуры. Сегодня археологи не могут по археологическим предметам точно сказать, кто это были – аланы или хазары. Они построили на возвышенности целую крепость с защитными рвами, валами, стенами и башнями, проложили дороги. Территория городища и так была неплохо защищена естественными преградами, оставаясь открытой для набегов только с северной стороны. Новые поселенцы сделали склоны на подступах к крепости ещё круче. Через двести лет люди снова покинули эти места.

В 1777 году Екатерина II приказала построить на Северном Кавказе оборонительную линию из десятка крепостей. Одну из них решили возводить на Ставропольской возвышенности. Прибывшие военные картографы обнаружили рвы и валы и назвали эту местность Татарским городком, потому что татарами в то время называли всё нерусское население.

В 1939 году в Ставрополь переехала учёная Татьяна Максимовна Минаева, которая до этого исследовала скифско-сарматскую и аланскую культуру в Поволжье. В годы Великой Отечественной войны она смогла спрятать от гитлеровцев ценные коллекции ставропольского краеведческого музея, а в мирное время занялась раскопками и описанием древних городищ в окрестностях города. Благодаря её работам о Татарском городище узнали даже за пределами России, а интерес учёных к нему не угасает до сих пор. И хотя его неоднократно исследовали экспедиции со всей страны, разгадать все его тайны предстоит новому поколению археологов.

С 1991 года территория Татарского городища стала заповедником, а позже получила статус памятника федерального значения. Сейчас Татарское городище – филиал главного ставропольского музея-заповедника. Сотрудники музея охраняют и защищают его, чтобы сохранить уникальные исторические артефакты и природу.

Как провести время в Чертовом городище в Елабуге

  1. Подняться по каменной Лестнице тысячелетия от реки, состоящей из 365 ступеней. Примерно с середины пути можно увидеть мечеть.
  2. Оглядеться по сторонам, посмотреть на бескрайние пейзажи и отдаленные города. Для этого лучше выбрать ясный и безветренный день, иначе видимость будет ограниченной, а на возвышенности в степи будет некомфортно находиться. Для удобства туристов и отдыха после подъема по периметру холма установлены лавочки.
  3. Полюбоваться и сфотографироваться с железным драконом-оракулом, который как бы взлетает с холма.
  4. Посетить памятник эмиру Булгарии Ибрагиму I бен Мухаммаду – мудрому и сдержанному правителю, чья уравновешенность отразилась в памятнике.
  5. Рассмотреть все крепостные стены, валы и башни – хоть они и восстановлены, но буквально «дышат» историей и создают неповторимую атмосферу.
  6. Пообедать в ресторане, поддерживающем дух и стилистику городища.

«Ежевичная стрелка», городище, ХII – ХIV века

Сорочьи Горы, деревня. К северу от деревни на вершине Машкова оврага на стрелке между двумя его глубокими отрогами (Ежевичным и Ждановым) П.А.Пономарев указывает городище. Поверхность его издавна распахивается. Стрелка имеет форму вытянутого треугольника, когда-то огражденного с напольной стороны валом и рвом, которые уже к концу ХIХ столетия были распаханы. П.А.Пономаревым в 1879 году были заложены траншеи и обнаружен культурный слой до 30 – 40 сантиметров мощности, содержавший значительное количество болгарской гончарной посуды. По рассказам местных жителей, на месте городища были частыми находки различных вещей: серебряных колец, браслетов, железных ножей, серпов и кос. По каталогу музея ОАИЭ с городища происходят железный кинжал с восточной надписью, половина металлического восточного зеркала и другие вещи. Городище возникло, по-видимому, в домонгольское время, во второй его половине.

Физико-географическая характеристика

Месторасположение

Село Красная Кадка расположено в живописных лугах на левом берегу реки Зай, через село с запада на восток протекает речка Сартамак, впадающая в реку Зай.

Заповедная зона

На правом высоком коренном берегу реки Зай в 1,5 км от села Красная Кадка находится один из замечательных памятников ранневековой археологии Волго-Камского региона городище «Кала-Тау», относящееся к X веку. По народным сказаниям, после взятия и уничтожения городища «Кала-Тау» монгольскими завоевателями, его жители расселились в густых лесах в низине реки Зай, то есть на нынешней территории села Красная Кадка.

Почему так называется?

Топоним – название горы – произошло от кустарника таволги, который произрастает на сырых пойменных лугах, на заболоченной пойме и по склонам речных берегов. Другое старорусское название таволги – лабазник, а по-татарски: «тубылгы». Таволгой были покрыты берега и яры реки Шешмы, это хороший медонос, поэтому в этих местах часто занимались разведением пчел. Также местные жители занимались в этих краях охотой, рыбной ловлей, животноводством и земледелием – тут было обилие полей, лугов и пастбищ.

Таволга вязолистная. Источник фото: ru.wikipedia.org

Согласно археологическим раскопкам первые поселения тут появились в 8-9 веках, а укрепленное городище тут было построено в 10-11-м веке. Городище со временем разрослось до настоящего средневекового города. Предание сохранило среди местных жителей название этого места – «Кала баши» — начало города, основание города. Город активно рос, тут были развиты ремесла, и процветала торговля.
В 60-х и 70-х годах прошлого века городище на Тубылгытау было исследовано археологами, которые нашли там остатки гончарных изделий, различных украшений, наконечники стрел, элементы металлических доспехов, остатки укреплений и стен – самый богатый слой был в домонгольский период существования города.

Сорочьегорское городище

Сорочьи Горы, деревня. Городище находится на восточной окраине деревни на мысу между берегом реки и оврагом, называемым «Мошков овраг». Площадка городища почти треугольной формы размером 4400 квадратных метров, возвышается на 25 – 30 метров над уровнем воды реки. С напольной стороны площадка защищена валом и рвом. Ширина вала 11 метров, высота с внутренней стороны 1,3 метра, а со дна рва – три метра. Культурный слой имеет наибольшую мощность в северной стороне, достигая толщина двух метров. На площадке он меньше, а у конца стрелки обнажается материк. Городище открыто П.А.Пономаревым в 1979 году и исследовалось в 1880 – 1882 и 1955 годах. Раскопки производились на склоне и на площадке и дали хорошую коллекцию вещей, среди которых многочисленные костяные изделия (наконечники стрел, копий, шилья, кочедык, гарпунообразные наконечники, рыболовные крючки), каменные орудия (клин, наконечник стрелы, обломки молота, точильных брусков). Из металлических вещей найдены медный наконечник стрелы и железный нож. В 1909 году на городище производил раскопки А.М.Тальгрен, в настоящее время исследования проводились В.Н.Марковым.

Село Красная Кадка

Красная Кадка в Википедии

Красная Кадка (тат. Qızıl Çapçaq, Кызыл Чапчак) — село в Нижнекамском районе Татарстана. Село Красная Кадка расположено в живописных лугах на левом берегу реки Зай, через село с запада на восток протекает речка Сартамак, впадающая в реку Зай. На правом высоком коренном берегу реки Зай в 1,5 км от села Красная Кадка находится один из замечательных памятников ранневековой археологии Волго-Камского региона городище «Кала-Тау», относящееся к X веку. По народным сказаниям, после взятия и уничтожения городища «Кала-Тау» монгольскими завоевателями, его жители расселились в густых лесах в низине реки Зай, то есть на нынешней территории села Красная…

Подробнее »

Фотографии Красной Кадки

Добавить фото

Сувениры из Красной Кадки

Добавить сувенир

Последние отзывы

Добавить отзыв

Нам интересно Ваше мнение о селе Красная Кадка. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?

Последние вопросы

Добавить вопрос

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

Характеристика района

Располагается в южной части западного Предкамья, ограничиваясь с юга рекой Кама, с запада – Лаишевским, с севера – Пестречинским и Сабинским, с востока – Мамадішским районами республики. В физико-географическом отношении входит в Прикамский правобережный район с ландшафтом береговых гор.

Территория района представляет собой равнину, наклоненную к Каме и расчлененную ее многочисленными притоками, балками и оврагами. Наиболее распространенными являются светло-серые слабоподзолистые почвы на лесовидных суглинках.

Несмотря на то, что поверхность района до сих пор значительно залесена, близость к Каме обусловила заселение его территории, особенно прибрежной зоны, человеком. Об этом свидетельствуют разнообразные археологические памятники, начиная от раннеананьинских и кончая поселениями и кладбищами булгаро-татарского (ХII – ХVI веков) времени.

Как же без кипчаков и йемеков

В любом случае, Икско-Бельское междуречье уже в XI–XIII вв. стало контактной зоной не только между государственной территорией Волжской Булгарии и кочевым и полукочевым населением, тюркским и/или угорским по языку.
К середине XII в. в Заволжье резко усилилось Йемекское ханство, власть в котором принадлежала, очевидно, клану ильбари (ильбури). В 1180-х гг. оно начинает активные военно-политические контакты с соседями, например, согласно Наджибу Хамадани, Саксин страдал от набегов, обитавших здесь йемеков и кыпчаков.  Вмешивались они и во внутренние дела Булгарии, поддерживая в 1183 г. мятежного эмира и участвуя в его походе на Биляр – Великий город.

Следы пребывания кочевого и полукочевого населения на территории Восточного Закамья крайне немногочисленны, что, впрочем, не удивительно, учитывая трудность обнаружения грунтовых могильников на водоразделах и сезонный характер поселений. Тем не менее ряд объектов этого времени обнаружен в бассейнах рр. Ик (Меллятамакское VII селище) и Белая (Семиостровское, Минняровское селища). В этих же районах открыты и исследованы грунтовые могильники (Кушулевский, Чишминский и др.) с погребениями, которые сопровождались захоронением костей коня (череп и четыре ноги), снаряжением коня, оружием и круглодонными лепными вотивными (предназначенные в дар богам ради исцеления или исполнения какого-либо желания) сосудами с примесью песка в тесте. Характерным элементом погребального обряда являются металлические наглазники. Весь комплекс материалов позволяет считать носителями этой культуры местное приуральское население – потомков кушнаренковской (караякуповской) культуры.

«Мы прибыли в страну тюркского народа, называемого ал-башг»

Исторические (арабо-персидские и западноевропейские) источники свидетельствуют, что в Восточном Закамье в IX–X вв. обитали кочевые племена. Ахмед ибн Фадлан, путешествующий в составе багдадского посольства в Булгарию, описывал их таким образом: «Мы прибыли в страну тюркского народа, называемого ал-башг. Мы опасались их больше всех , потому что это худшие из тюрок, самые грязные и больше других склонные убивать. Когда один из них встречает другого, то отрубает ему голову, берет ее себе, а тело выбрасывает. Они бреют свои бороды и поедают вшей. … Поистине, с нами был один человек из них, принявший ислам и служивший нам». Он отмечает у них элементы анимизма и многобожия («Кто-то из них говорит, что двенадцать богов…»). О местоположении этой страны он говорит довольно точно: «Мы отправились из страны и переправились через реку Джарамсан, затем через реку Уран».

Иными словами, страна народа ал-башк располагалась близ рек Черемшан (Джарамсан) и Урень (Уран). То есть, в любом случае в начале X в. эти племена башгард (маджгард) вели полукочевое хозяйство и проживали в лесостепной зоне верховий рек Кинель, Черемшан и Икско-Бельского междуречья, к юго-востоку от булгар и к северу от огузо-печенегов

Карта путешествия Ахмеда ибн Фадлана в составе багдадского посольства в Булгарию в 921–922 гг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: