Как узнать волю божию?

Ганина яма и поросенков лог — ураловед

Выбор поступка определяет жизнь человека

Фото: B17.ru

Церковь придерживается мнения о том, что жизнь человека в его руках и что многое зависит от поступков, жизненного выбора человека. Совершая добрые и злые поступки, следуя закону мира невидимого, человек сам предопределяет то, что может произойти с ним в будущем. Например, если он последует законам справедливости и доброты, божественной истины, его будет ждать благополучие, где бы он ни находился и чем бы ни занимался, а, выбирая путь преступного мира, он неизбежно может оказаться на нарах и это не предопределение судьбы, как считают гадалки и экстрасенсы, а результат свободного выбора.

Господь дал человеку свободу воли и разума. Поэтому в церкви и существует Таинство Покаяния, которое позволяет душе очиститься от грехов, болезней и страданий хотя бы временно, не повторять своих ошибок и бороться со своими страстями, которые неизвестно к чему вообще могут привести. Ведь убийства, самые жестокие и злые поступки могут совершаться под влиянием греховного ослепления – ревности, гнева, страсти, которые разрушают психическое и физическое здоровье человека.

Православие считает, что жизнь человека в руках самого человека и он может управлять ею, как корабль в море, однако всегда есть то, что сильнее его самого и с чем справиться нельзя только рассчитывая на свои силы и на помощь Создателя.

Анализ поэмы «Возмездие» Блока

Поэма Александра Блока «Возмездие» — незавершенное автором произведение о России и ее судьбе, поведанное через историю одной семьи. Она полна революционных предчувствий и поэт, по его собственным словам, не счел нужным заканчивать работу над ней во времена, когда уже был однозначно понятен исход революции. Автор написал ее в стиле реализма, осознавая, что история идет вперед и, несмотря ни на что, мир остается прекрасным.

Большинством блоковедов «Возмездие» оценивается, как некий итог творчества поэта, в котором объединились творческие поиски автора и его взгляды на жизнь, хотя это произведение совсем не относится к самым исследованным в творчестве поэта. Споры о жанровой принадлежности ведутся литературоведами до сих пор.

Перед самой смертью Блок напишет предисловие к поэме: объясняя ее замысел, он цитирует Г. Ибсена («Юность – это возмездие»). Обращаясь к структуре произведения, он говорит о том, что оно должно было состоять из пролога, трех глав и эпилога, при этом действия каждой главы происходят на фоне исторических событий мирового значения.

Начинается поэма, как призыв к художнику и взывание к его вере в «начала и концы»:

Далее следует мысль о роде, красной нитью проходящая через все произведение: о том, что сын – это отражение отца и его продолжение, что они оба – звенья одной цепи. Здесь стоит вспомнить отца Блока, с которым неразрывно связаны эти строки и которого поэт так мало знал.

Действие разворачивается в 70-х годах 19 века: во времена народовольческого движения в одной из либерально настроенных семей появляется привлекательный молодой человек, одновременно похожий на Байрона и демона. Он постепенно внедрился в семью интеллигентов, женившись на одной из дочерей и увезя ее впоследствии в Европу. Через несколько лет дочь возвращается на Родину с первенцем на руках.

Следующая часть поэмы посвящена сыну «демона», который предстает бесчувственным сыном 21 века. В заключительной части Блок описывает, с чем приходит к концу жизни его отец и какие изменения произошли в этом ярком «демоне». Все события этой части происходят в столице Польши, где на самом деле жил отец поэта.

В произведении «Возмездие» Блок проявляет себя, как непосредственный наследник реализма А.С. Пушкина, так как описывает конец дворянского сословия, но без надрывных страданий, осознавая, что жизнь не кончена, а продолжается и, более того, в ней по-прежнему можно разглядеть прекрасное.

Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма – один из самых молодых в России.

Он создан на месте острейших драматических событий, где была поставлена последняя точка в земной жизни членов последней Царской семьи.

Именно сюда в июле 1918 г. были привезены тела членов Царской семьи, а также их верных слуг.

В последнее десятилетие ХХ в. на Ганину яму устремились паломники со всех концов России. В 1991 г. в д. Коптяки (расположенную неподалеку от урочища Ганина яма) приехал известный русский писатель Владимир Солоухин. Его проводником к месту трагедии стал старик, который еще мальчишкой видел место, где цареубийцы скрывали следы своего преступления. В том же 1991 г. по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека на Ганиной яме был установлен первый Поклонный крест.

17 июля 1992 г. на Ганину яму прибыл первый архиерейский Крестный ход. Так зарождались современные Царские дни – дни памяти Царственных Страстотерпцев.

В ночь на 17 июля 1995 г. у креста над Ганиной ямой была совершена первая Божественная Литургия. После этого ночные Литургии в трагический день памяти стали совершаться здесь каждый год. Церковь еще не прославила подвиг Царской семьи, но народное почитание уже предвещало скорую канонизацию Царственных Страстотерпцев.

На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем в Москве 14 августа 2000 г., Царская семья была прославлена в чине святых Царственных Страстотерпцев.

23 сентября 2000 г. во время своего визита на уральскую землю Святейший Патриарх Алексий II посетил урочище Ганина яма. Предстоятель Русской Православной Церкви заметил, что лучшим увековечиванием памяти на Руси всегда было строительство Божиего храма или монастыря. Так было получено патриаршее благословение на учреждение монашеской обители на Ганиной яме. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поставил свою подпись на генеральном плане монастыря. Этот документ сегодня бережно хранится в музее обители. Однако этому первому плану не суждено было воплотиться в жизнь. Живой интерес к святому месту был настолько велик, что сразу стало понятно: в одном храме люди не смогут размещаться.

Чуть позже Первосвятитель пишет в Екатеринбургскую епархию:

«Надеемся, что строительство скита на месте уничтожения тел Царственных Страстотерпцев в Ганиной яме, где в скором времени тоже будет возноситься церковная молитва, изгладит последствия страшных преступлений, совершившихся на многострадальной уральской земле».

В тексте нового генерального плана развития обители эта мысль выразилась таким образом: «В плане монастырского комплекса с первого взгляда прочитывается абрис (контурный рисунок) Пасхального яйца – символа Великого Воскресения». Чертеж, представляющий уже совсем иную обитель, в музее монастыря соседствует с первым. Между созданием этих документов – несколько недель.

28 декабря 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода на месте сокрытия улик цареубийства был учрежден мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев. С этого момента началась новейшая история молодого монастыря.

Сердцевина монастыря, святое место – шахта № 7, которая, по сути, сама стала настоящим Антиминсом. Так ее назвал в своей проповеди после молебна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II:

«Все пространство Ганиной ямы – это живой Антиминс, пронизанный частицами сожженных святых мощей».

Сейчас шахта огорожена специальной галереей, вокруг нее с обеих сторон воздвигнуты храмы. Вдоль галереи расположены лампадки, они зажжены в память об ушедших отсюда в вечность Царственных Страстотерпцах и в вечернее время освещают путь паломникам, а также участникам ежевечернего монастырского крестного хода. У спуска к шахте стоит памятный камень. На нем высечена фраза из книги пророка Амоса: «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь» (Амос 2;1). В Библии, которую читали члены Царской семьи перед смертью, осталась закладка именно на этих словах, словно Страстотерпцы предвидели, что и их кости будут пережжены в известь.

Здесь же, у шахты № 7, расположен Поклонный крест из мореного дуба. Этот дуб тоже имеет свою историю.

Он вырос на станции Прохоровка под Белгородом и стал «свидетелем» великого русского танкового сражения, произошедшего 12 июля 1943 г. и обеспечившего коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Память о людях жива, пока о них возносится молитва Господу. Поэтому во время панихид, совершаемых на этом месте, в монастыре молятся о всех невинно убиенных и умученных в страшные годы гонений за веру.

Храмы обители построены из дерева, как на Руси в древности. А семь их – по числу членов Царской семьи. Каждый из построенных храмов в освящении обрел незримую духовную связь с Царственными Страстотерпцами.

Монастырь на Ганиной Яме

В 1991 году в урочище Четыре Брата около бывшей шахты установили православный крест. 1 октября 2000 года здесь была заложена первая церковь, а 28 декабря того же года учрежден монастырь. Строительство шло быстро. Через три года тут было уже семь храмов, все они построены из дерева.

Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери

Надвратный храм монастыря заложен в апреле 2001 года, открыт 22 сентября того же года. В храме хранится икона Иворской Божьей Матери с Афона, которая считается заступницей от всех бед. 30 апреля 2008 года у стен надвратного храма произошел пожар, полностью уничтоживший монастырский музей и церковную лавку. Частично пострадал и сам храм. 

Храм во имя Святых Царственных Страстотерпцев

Это самый первый и главный храм монастыря. Заложен 1 октября 2000 года и уже 27 декабря того же года освящен. Главная святыня храма – крест-мощевик, принадлежавший Елизавете Федоровне Романовой. В нем хранятся мощи сорока православных святых. Незадолго до печальных событий Романова передала крест знакомой монахини, благодаря чему он сохранился.

Храм во имя Святого Серафима Саровского

Заложен 10 марта 2001 года, освящен 7 июня. Храм построен на месте, где нашли остатки костра, на котором, по мнению РПЦ, могли жечь тела царской семьи.

Храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского

Заложен 15 марта 2001 года, освящен 16 июля того же года. Состоит из нескольких ярусов. По легенде в основу проекта храма легла Николаевская церковь в городе Харбин. Внешне напоминает китайскую пагоду.

Храм во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца

Этот храм был освящен 19 мая 2002 года – в день рождения Николая II . Выделяется большим числом куполов — их семнадцать. Эта цифра напоминает о дате трагедии – 17 июля 1918 года, когда большевики расправились с императорской семьей. В храме имеется два почитаемых образа святого Николая Чудотворца. Один из них написан на Афоне и освящен на мощах святого. А вторая икона Николая Чудотворца принадлежала самому Николаю II. Еще одна заслуживающая внимания церковная икона – икона святителя Иоанна Тобольского — по преданию принадлежала Григорию Распутину.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Державная»

Заложен 6 февраля, освящен 23 сентября 2002 года. Отличался своими большими масштабами. В высоту он достигал 38 метров. Главной святыней монастыря была копия хранящейся в Подмосковье иконы Божьей Матери «Державная» — с символами царской власти. 14 сентября 2010 года храм был уничтожен огнем, позже построен заново на том же месте. Стоит заметить, что пожары в Ганиной яме — явление очень частое. Последний случился в октябре 2018 года. 

Храм во имя Святого Праведного Иова Многострадального

Заложен 9 февраля 2003 года, освящен 23 сентября – в третью годовщину посещения территории патриархом РПЦ Алексеем II. Иов Многострадальный был праведником, по церковным преданиям сохранивший веру, несмотря на выпавшие на него мучения. Этот святой выбран неслучайно — Николай II родился в день, когда православная церковь чтит память этого святого.

Храм во имя иконы Божьей Матери «Живоносный источник»

Это был самый молодой храм монастыря, около было небольшое озерко для совершения крещения. В 2013 году РПЦ решило, что храм «лишний». Изначально планировалось соорудить на территории монастыря семь церквей (по числу убитых), а этот оказался восьмым. В итоге его разобрали и перевезли в поселок Кедровое.

Поклонный крест

Около бывшей шахты установлен большой поклонный крест высотой 4 метра. На камне рядом высечены слова «Не пощажу его, ибо он пережег кости царя Едомского в известь». Вокруг шахты идет крытая галерея с фотографиями царской семьи и со времен строительства монастыря.

В 2008 году паломники с Украины подарили монастырю бюст Николая II. В 2011 году появился подобный бюст императрице Александре Федоровне, а чуть позже рядом поставили памятник «Царские дети». Имеется небольшой православный музей, сувенирная и иконная лавки, трапезная.

Промысл Божий

Фото: Semyaivera.ru

В Православии нет понятия «судьба» ещё и потому, что в её руках человек оказывается безвольной пешкой, лишённой воли и плывущей по волнам жизни без собственных ориентиров и знания законов жизни, как машина двигается по трассе без правил. Однако есть такое понятие как Промысл Божий, который руководит обстоятельствами, особой волей Всевышнего, которая может быть предначертана каждому из нас. Примеры Промысла Божьего очень ярко проявлялись в жизни святых:

  • Перед рождением Матроны Московской её матери приснилась невиданно красивая птица сова, лишённая глаз. Девочка родилась от рождения слепой и обладала даром прозорливости.
  • Матери многих святых, например, Сергия Радонежского слышали крик младенца в своей утробе прямо во время богослужения и это считалось божественным знаком.
  • Верующие люди по своим молитвам видели сновидения, которые раскрывали Божий Промысл. Так мать ребёнка, тяжело заболевшего дифтерией, молилась перед иконами, прося сохранить жизнь её сыну, и уснула. Во сне ей привиделся Ангел, который сказал – «сейчас он может умереть безгрешным ребёнком, но, если он выживет, то станет революционером и будет покушаться на самого царя, проведя остаток своей жизни в заключении. Так не лучше ли будет, если Господь заберёт его сейчас?». В последствии всё случилось именно так, как говорил Ангел и это оказалось действительно Промыслом Божьим, хотя церковь призывает не верить сновидениям, так как они могут быть и наветами нечистой силы.
  • Промысл Божий может проявляться через слова святых, старцев, которые были наделены даром прозорливости. Их обычно называют православными чудесами. Святой Старец Павел Таганрогский обладал таким даром и мог видеть предопределение о человеке, однако его можно было предотвратить, если покаяться и изменить образ жизни.

Промысл Божий есть о каждом человеке, но то, как он проявляется в реальной жизни зависит от его образа жизни и умения слушать не только свои желания или доводы разума, но и сердце, открытое молитве и добродетели.

Воля человека, а не случай

Православной церковью понятие «судьба» вообще отвергается: оно считается неприемлемым для истинного христианина. Богослов Иоанн Златоуст был уверен в том, что «учение о судьбе посеяно диаволом». Златоуст утверждал, что вера в судьбу является самым настоящим грехом, в частности благодаря тому, что устраняет от управления жизнью волю самого человека. Богослов сравнивает веру в судьбу с ситуацией, когда заболевший человек отказывается от лекарств. Патриарх Алексий II говорил о том, что люди сами выбирают направления своего жизненного пути.

Даже Иисус Христос, зная, что согласно воле Божьей ему предстоит страшная казнь, тем не менее пытался что-то изменить как в своей жизни, так и в жизни любимых им апостолов. Так, Спаситель не стал разоблачать вора, а после предателя Иуду. Напротив, Христос пытался вразумить его посредством любви. Стал бы он так стараться, если бы верил в то, что все предопределено судьбой? Так размышляет на эту тему протоиерей Аркадий Шатов.

Как проявляется Промысл Божий в жизни обычного человека?

Фото: Hramvkostino.ru

Господь может разными путями предупреждать человека о своей воле. Чаще всего это происходит после или во время искренней молитвы, покаяния, сложных моментов в жизни человека, когда нужно сделать определённый выбор. Господь начинает давать подсказки через встречи, слова людей, даже сновидения, однако особого значения им не стоит предавать, так как это может оказаться дьявольским обольщением. Книги, чужие слова, неожиданно возникшие мысли и решения могут быть подсказками свыше, как поступить в той или иной ситуации. Грань между Промыслом Божьим и свободной волей человека очень тонка, однако церковь советует действовать по-христиански – только в этом случае Господь поможет человеку сделать правильный выбор, а уж Он точно знает, какими путями ему подсказать правильное решение, если человек искренне верит и просит о помощи.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

– Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Божий промысел

Таким образом, умозаключения православных богословов сходятся на том, что судьба, являясь набором случайных обстоятельств («Толковый словарь» В. Даля), противопоставляется пути человека, который как раз таки способен изменить свою жизнь. Что же касается воли Божьей, то, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), именно Бог управляет всей Вселенной, а вовсе не случай. «И ни одна из них (из птиц) не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ( Мф. 10:29). Кроме того, недаром существует не только понятие суд Божий, но и попущение. По словам святителя Игнатия, Господь «как бы ограничил Себя, не изменив произволения человеческого».

Сама же воля Божия, как утверждает Брянчанинов, есть ничто иное как заповеди. Соответственно, следование им равно следованию божественной воле. Именно путь к спасению и предопределен Господом: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29-30).

« Кметы: почему у одних славян так называли витязей, а у других — крепостных крестьян

Религиозные тексты о судьбе

На самом деле понятие «судьба» встречается в религиозных текстах не слишком часто. Тем не менее, пусть и редко, но данное слово все же можно прочесть на страницах Библии, в притчах и псалмах. Например, «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!» (Пс. 35, 7), «… дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис 28:29), «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). Однако «судьба» здесь употребляется не в привычном нам понимании этого слова, не в значениях «рок» или «неизбежность». По мнению большинства священников и богословов, «судьба» по крайней мере в данных случаях является производным от словосочетания «суд Божий», а трактуется не иначе как «Божья мысль по отношению к людям» (архимандрит Тихон (Шевкунов)).

«Судьба» же, соответствующая определению Даля, появляется в христианских писаниях исключительно в негативном ключе: «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, … и растворяете полную чашу для Мени» (Ис.65:11). Как объясняет профессор Александр Лопухин в своем труде «Толковая библия», Мени – это сирийское божество, которое по предположениям занималось распределением счастья между людьми, то есть по сути являлось олицетворением судьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: