ХХI век
К концу ХХ столетия виадуки ветшают, их постепенно заменяют на современные железнодорожные мосты и надежные насыпи.
К части мостов можно подъехать на машине, по заброшенному виадуку в деревне Большой Сарс — даже пройти пешком, некоторыми конструкциями разрешено полюбоваться издалека — у объектов стоят заборы, есть камеры видеонаблюдения и пункты охраны.
Виадуки в Саранинском Логу, возле поселка Пудлинговый в настоящее время используются. Мосты в деревнях Бартым, Большой Сарс, у Черной реки, Саранинского завода, деревни Рябиновка выведены из эксплуатации.
Живописные уральские виадуки за столетнюю историю стали постепенно превращаться в памятники инженерного искусства, которые служат напоминанием о драматичной истории нашей страны.
Успевайте видеть!
Текст и фото: Полина М.
Пешеходный мост через Урал
Оренбург, Канатная дорога Европа-Азия
Пешеходный мост через реку Урал является своеобразным символом нашего города Оренбурга. На мосту установлена стела «Европа Азия» (см. стела Европа-Азия), которая делит город на 2 соответствующие части (примерно по середине реки Урал). Со стороны европейской части города перед входом на набережную стоит памятник Чкалову, имеется смотровая площадка и канатная дорога, соединяющая два берега. Желающие могут вместо прогулки по мосту проехать на азиатскую часть по канатной дороге. На втором берегу реки Урал расположен парк «Зауральная роща» — одно из любимых мест отдыха горожан. В парке установлены летние кафетерии, расположен красивый сквер со скамейками, имеется прокат велосипедов и роликовых коньков.
Пудлинговый мост
Этот виадук является наиболее знаменитым среди туристов: после чьей-то удачной фотографии, пользователи интернета заметили сходство этого объекта с мостом, который показывали в Гарри Поттере. С тех пор виадук в Пудлинговом окрестили мостом Гарри Поттера.
На большинстве фотографий, что мы видели в интернете и, которые, собственно, и вдохновили нас на поездку, виадук стоит один между гор, а вокруг него раскинулся удивительной красоты хвойный лес. Однако по приезду нас ожидала менее впечатляющая картина.
Дело в том, что власти решили ослабить нагрузку и на этот мост, поэтому через пару метров от достопримечательности развернулась стройка нового виадука, которая изрядно портит виды. Мало того, что сами машины рабочих, коих понаехало совсем не мало, не добавляют красот местным пейзажам, так еще и под сваи для нового моста пришлось перепахать всю зелень в долине.
Пудлинговый мост огорожен по всей территории и подобраться к нему поближе нет никакой возможности. Поэтому, чтобы разглядеть его получше и сделать пару-тройку удачных кадров придется хорошенько потоптать местную землю в поисках удачной локации. У нас осуществить это получилось не в полном объеме – пытались найти возвышенность, чтобы увидеть мост сверху и ракурс, который не включал бы стройку.
От предыдущего виадука добраться сюда можно минут за 15-20 на автомобиле. Для этого необходимо повернуть налево от первого виадука и двигаться по дороге прямо. Для удобства оставим Вам координаты: 56.498366, 57.522674
Пешеходный мост Европа-Азия в Оренбурге
Пешеходный мост Европа-Азия является одной из главных достопримечательностей Оренбурга. Он соединяет два берега реки Урал, который является символичной границей между двумя частями света: Европой и Азией. Посреди моста установлены стелы, украшенные гербами города и надписями «Европа» и «Азия».
Он представляет собой подвесной металлический вантовый мост, удерживаемый двумя опорами, от которых отходят вверх высокие пилоны, соединённые буквой «П». От каждого пилона к мосту тянуться стальные тросы, поддерживающие его. Вес моста составляет около 900 тонн, а его длина — 220 метров. Мост является настоящим украшением очень живописной набережной и по своей красоте он не уступает другим красивейшим переправам страны. По мнению многих специалистов, эта конструкция не имеет аналогов нигде в стране, а может быть даже и в мире.
Органично вписанный мост создавался при помощи уникальных технологий обработки металла, что позволило сделать его одновременно и весьма протяженным. Не смотря на размеры сооружения, мост выглядит воздушно, словно с легкостью парит над Уралом. По обе стороны от сооружения расположены зоны для отдыха. На азиатской стороне моста расположена Зауральная роща, где летом можно отдохнуть в тени деревьев, насладиться прибрежными пейзажами, а зимой прокатиться на лыжах или со специально оборудованных горок съехать на ватрушках.
С европейской находится набережная Оренбурга, на которой находится Музей истории города, Храм иконы Табынской Божией Матери, Памятник-обелиск императору Александру I в память освобождения от воинского постоя, перед входом на набережную стоит памятник Чкалову, имеется смотровая площадка и канатная дорога, соединяющая два берега и другие сооружения.
Первый мост был построен в 1835 году. В проектировании и строительстве участвовал русский писатель Владимир Даль. Мост был сделан из дерева и был наплавной, каждый год его приходилось ставить заново. Окончательный свой вид приобрел лишь в 1982 году. Интересно, что строился мост с двух сторон реки. С южного берега оно шло обычным методом — поперёк реки. А вот на северном берегу сначала выстроили пролет, а уже потом развернули и соединили с другой половиной.
Источник
Пудлинговый мост
Этот виадук является наиболее знаменитым среди туристов: после чьей-то удачной фотографии, пользователи интернета заметили сходство этого объекта с мостом, который показывали в Гарри Поттере. С тех пор виадук в Пудлинговом окрестили мостом Гарри Поттера.
На большинстве фотографий, что мы видели в интернете и, которые, собственно, и вдохновили нас на поездку, виадук стоит один между гор, а вокруг него раскинулся удивительной красоты хвойный лес. Однако по приезду нас ожидала менее впечатляющая картина.
Дело в том, что власти решили ослабить нагрузку и на этот мост, поэтому через пару метров от достопримечательности развернулась стройка нового виадука, которая изрядно портит виды. Мало того, что сами машины рабочих, коих понаехало совсем не мало, не добавляют красот местным пейзажам, так еще и под сваи для нового моста пришлось перепахать всю зелень в долине.
Пудлинговый мост огорожен по всей территории и подобраться к нему поближе нет никакой возможности. Поэтому, чтобы разглядеть его получше и сделать пару-тройку удачных кадров придется хорошенько потоптать местную землю в поисках удачной локации. У нас осуществить это получилось не в полном объеме – пытались найти возвышенность, чтобы увидеть мост сверху и ракурс, который не включал бы стройку.
От предыдущего виадука добраться сюда можно минут за 15-20 на автомобиле. Для этого необходимо повернуть налево от первого виадука и двигаться по дороге прямо. Для удобства оставим Вам координаты: 56.498366, 57.522674
Виадук Саранинский лог
Сразу скажу, что если до предыдущих виадуков хоть и с трудом, но можно добраться на автомобиле по грейдеру, то для проезда к последнему нужна полноприводная машина с высоким клиренсом. Дорога здесь отсутствует – есть только направление, ведущее через месиво жидкой глины, огромные выбоины и неизвестной глубины лужи. И это при том, что к моменту нашего приезда на улице уже с неделю стояла жаркая и сухая погода (страшно представить, что здесь творится после дождя).
Виадук можно заметить сквозь листву еще с тропы
Мы машину оставили в лесу на самом подъезде к этой непролазной дороге и дальше пошли пешком. Кстати, обувь стоит обуть либо ту, которую не жалко, либо ту, которую можно постирать – местами идти придется на 1-3 миллиметра утопая в глине.
Вид на виадук со стороны лесной тропки
К этому виадуку подойти тоже нельзя, но посмотреть на него можно сразу с двух сторон. Впервые увидеть его можно прямо сквозь листву по правую сторону. В той части пути, где просматриваться он будет лучше всего, есть небольшая тропка в лес, пройдя по которой вы упретесь в колючую проволоку. Отсюда на виадук открывается чудесный вид.
Вид на виадук Саранинский лог за железнодорожной аркой
Второй вариант подобраться к виадуку – пройти прямо до железнодорожных путей и еще немного дальше под железнодорожной аркой. Но с этой стороны мост просматривается в разы хуже, а еще по путям ходят железнодорожники и ругаются на пришлых туристов.
Недалеко от тропы на виадук Саранинский лог можно встретить домашних кроликов
Также подобные виадуки есть в поселке Черная речка Свердловской области и Октябрьском районе Пермского края, но до них мы не добрались.
Координаты виадука Саранинский лог: 56.541922, 57.489146
Популярные, но запретные
Несмотря на сто с лишним лет непрерывной эксплуатации, виадуки сохранились до наших дней практически в первозданном виде. Это уникальные для региона сооружения.
Движение поездов по путепроводам осуществляется и сегодня. Но только этим их функция не ограничивается. Как рассказали в Красноуфимском краеведческом музее, высокие мосты с арочными пролетами чрезвычайно популярны у туристов: ежегодно взглянуть на чудо инженерной мысли начала XX века приезжает почти 1,5 тысячи человек из разных уголков Свердловской области, Пермского края, Башкирии и других соседних регионов. Виадуки даже включены в маршруты туров выходного дня по Среднему Уралу.
– Когда смотришь на такие сооружения, возникает ощущение, что ты находишься где-нибудь в Швейцарии – красота необыкновенная, – говорит старший научный сотрудник отдела истории музея Любовь Алексейчик. – Между тем мало кто знает, что до недавнего времени информация о строительстве этих виадуков была засекречена, поскольку они являются стратегически важными транспортными артериями. Только с 2000-х, когда сооружения взяли под охрану структуры АО «РЖД», музейщикам и краеведам разрешили заглянуть в архивы.
Сейчас виадуки у поселка Пудлинговый и через урочище Широкий Лог включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. То есть они теперь находятся еще и под государственной охраной.
– Вблизи виадуков запрещено строить капитальные и размещать нестационарные объекты, а также вести хозяйственную деятельность, способствующую их разрушению либо искажению их облика. Контроль за этим ведет наше ведомство. Нарушителей ждут штрафы, также в судебном порядке мы можем потребовать снести самовольно строящиеся объекты, – сообщил Алексей Шамратов, начальник правовой и организационной работы областного управления госохраны объектов культурного наследия.
Кстати, об охране: подойти вплотную к виадукам и сделать фотографии нереально – территория по обеим сторонам мостов обнесена колючей проволокой. Любоваться ими можно только издалека.
– Безопасность виадуков контролирует федеральная структура – вневедомственная охрана железнодорожного транспорта. Надзор жесткий – круглосуточные посты, служебные собаки, вооруженные сотрудники. Всем, кто приезжает посмотреть на сооружения, мы всегда советуем соблюдать правила поведения, – отмечает глава Красноуфимского района Олег Ряписов.
Справка:
В Красноуфимском районе есть еще три виадука – у поселков Рябиновка, Черная Речка и через Саранинский Лог. Они тоже были построены в начале XX века. Виадуки у Рябиновки и через Саранинский Лог – действующие, виадук у Черной Речки простаивает с 1960-х годов (движение по нему закрыли за ненадобностью).
Виадук через Саранинский Лог. Фото: Валерий Исаев
Виадук у поселка Рябиновка. Фото: Валерий Исаев
Облегчить нагрузку
Учитывая «возраст» виадуков, железнодорожники ограничили движение по ним до 50 км/ч, а массу грузов – до двух-трех тысяч тонн. Рядом с виадуками началось строительство современных путепроводов, где поезда могут двигаться со скоростью до 90 км/ч и перевозить более тяжелые грузы. Так, весной минувшего года у виадука поселка Пудлинговый открылся новый мост протяженностью 1,3 км и высотой более 30 метров. АО «РЖД» вложило в него более 18 млрд рублей. Мост будет способствовать повышению пропускной способности железнодорожной инфраструктуры (см. «ОГ» № 62 от 09.04.2022 г.).
Опубликовано в №71 от 05.04.2023
Немного истории
Для начала расскажу, откуда на Урале вообще взялись виадуки. Красноуфимск расположен в пределах приподнятой равнины Уфимского плато и Предуралья, поэтому его рельеф – это горки да впадины или по-научному «всхолмленная равнина», разделенная множеством глубоких оврагов и долинами рек. Абсолютные отметки местности варьируются от 190 метров в низинах до 400-500 метров на холмистых участках.
Делать насыпи такой высоты для прокладки железнодорожного полотна, конечно, дело затратное. Куда выгоднее оказалось построить мосты, соединяющие отрезки у двух возвышенностей – так и появились в Красноуфимском районе виадуки.
За период с 1914 по 1918 годы в окрестностях Красноуфимска было построено 5 виадуков, протяженностью 793 погонных сажени. Строили их, как и многие другие крупные объекты России этого периода, военнопленные – венгры, немцы, австрийцы.
Красноуфимские виадуки являются ярким образцом мостостроения XIX века и продолжают функционировать до сих пор.
Как добраться до Пудлингового моста
Найти объект легче всего по GPS-координатам — 56.498262, 57.523545. Для поездки из Екатеринбурга направляйтесь на машине вначале до Красноуфимска по трассе Е22, затем продолжайте движение по P350. Расстояние — 226 км, примерное время в пути 3 часа 30 минут.
Из Перми поездка составит 230 км, примерно, 3 часа 35 минут. Для начала отправляйтесь по автостраде Р242 и E22 до границы Пермского края и Свердловской области. Она начинается после населённого пункта Ненастье. Потом двигайтесь к улице Трактовая.
Для движения из Красноуфимска можно отправиться на пригородном автобусе по маршруту до Сараны с остановкой в посёлке. Либо выбирайте автомобиль, проезжая через улицу Артинскую. Время в пути около 50 минут, это 28 км. Также возможно добраться на такси, заказав его через приложение «Яндекс» или в диспетчерской службе.
Непосредственно в пункте назначения есть железнодорожная одноимённая станция. Вы можете доехать до неё и выйти перед мостом или на поезде проехать прямо по нему. Здесь проходят две электрички из Красноуфимска: в Ижевск и Янаул. Если вы уже находитесь в посёлке Пудлинговый, то лучший обзор на объект открывается со стороны улицы Советской.
Мост у Саранинского завода
Это – ближайший к Красноуфимску виадук, проехать его мимо просто невозможно – дорога все равно выведет вас к нему на подъезде к Пудлинговому мосту. Находится он недалеко от Саранинского завода.
Мост у Саранинского завода оказался единственным, к которому можно подойти на более-менее близкое расстояние. Дело в том, что каждый из старинных виадуков является важным стратегическим объектом, а потому охраняется, причем достаточно серьезно – территории вокруг виадуков на несколько километров огорожены забором с колючей проволокой, на столбах у забора установлены камеры и громкоговорители.
Конкретно под этим виадуком проходит дорога, поэтому небольшой кусочек виадука оказался не огорожен забором. Здесь-то и можно разглядеть виадук максимально близко, и даже пройтись под самим мостом.
По соседству со столетним мостом, стоит более молодой его «коллега». Новый железнодорожный виадук построили, чтобы ослабить нагрузку на исторический мост.
Координаты виадука у Саранинского завода: 56.503201,57.628674
Историческая справка
Самый первый мост в Оренбурге через реку Урал был построен в 1835 году. Тогда в проектировании и строительстве моста принимал участие живший в то время в Оренбурге русский писатель Владимир Даль. Мост был деревянный и наплавной, поэтому его приходилось ставить каждый год заново по окончанию весеннего паводка. Немногим позже наплавной мост заменили свайным, но он так же оставался временным.
Только в 1982 году в Оренбурге был построен современный мост через Урал. Пешеходный мост был сооружен по инициативе председателя горсовета Юрия Гаранькина. Это металлический подвесной вантовый мост. Он возведен на двух опорах, от которых поднимаются по два высоких пилона, соединенных наверху в виде буквы «П». От каждого из пилонов отходят стальные тросы, поддерживающие мост. Длина моста составляет 220 метров, а вес около 900 тонн. Интересно, что мост строили с двух сторон Урала. С южного берега строительство велось обычным способом поперек реки. А на северном берегу пролет моста выстроили вдоль берега. а затем развернули, соединив с другой половиной.
В ночное время суток подвесной пешеходный мост и набережная освещается многочисленными фонарями, делая одну из достопримечательностей нашего города Оренбурга очень впечатляющей.
Источник
Старые мосты Урала: маршрут выходного дня
Сейчас о виадуках Красноуфимского района не слышал разве что ленивый – фотографиями этих столетних сооружений завален весь интернет. Вот и мы решили не отбиваться от толпы и тоже побаловать себя видами железнодорожных гигантов.
В рамках этого путешествия мы посетили 3 виадука, два из них имеют свое название: Пудлинговый мост и Виадук Саранинский лог. Название третьего, как и его местоположение на карте, мы не нашли. К сожалению, не записали мы и координаты, когда находились у этого виадука. Однако найти его на онлайн-карте оказалось плевым делом, поэтому координаты мы все же добыли.
Виадук Саранинский лог
Сразу скажу, что если до предыдущих виадуков хоть и с трудом, но можно добраться на автомобиле по грейдеру, то для проезда к последнему нужна полноприводная машина с высоким клиренсом. Дорога здесь отсутствует – есть только направление, ведущее через месиво жидкой глины, огромные выбоины и неизвестной глубины лужи. И это при том, что к моменту нашего приезда на улице уже с неделю стояла жаркая и сухая погода (страшно представить, что здесь творится после дождя).
Мы машину оставили в лесу на самом подъезде к этой непролазной дороге и дальше пошли пешком. Кстати, обувь стоит обуть либо ту, которую не жалко, либо ту, которую можно постирать – местами идти придется на 1-3 миллиметра утопая в глине.
К этому виадуку подойти тоже нельзя, но посмотреть на него можно сразу с двух сторон. Впервые увидеть его можно прямо сквозь листву по правую сторону. В той части пути, где просматриваться он будет лучше всего, есть небольшая тропка в лес, пройдя по которой вы упретесь в колючую проволоку. Отсюда на виадук открывается чудесный вид.
Второй вариант подобраться к виадуку – пройти прямо до железнодорожных путей и еще немного дальше под железнодорожной аркой. Но с этой стороны мост просматривается в разы хуже, а еще по путям ходят железнодорожники и ругаются на пришлых туристов.
Координаты виадука Саранинский лог: 56.541922, 57.489146
Пешеходный мост в Оренбурге
Мосты всегда носят особый метафизический смысл как нечто, что связывает противоположности в единое целое. Как нельзя лучше этот факт отражен в городе Оренбурге, который сам по себе может считаться своеобразным «мостом между Азией и Европой». Словом, вполне закономерно, что именно в этом пограничном месте появился удивительный пешеходный мост, соединяющий два континента. Трудно представить тем, кто пересекает через переправу живописную реку, разделяющую населенный пункт, что на другом конце — уже другая часть света. Настоящая визитная карточка Оренбурга вызывает зависть к местным жителям у всех туристов, ведь они совершают увлекательное межконтинентальное путешествие порой по нескольку раз на дню.
Предок этого моста, да и всех остальных оренбуржских мостов, которые соединяют берега Урала, был построен еще в 1835 г. Интересно, что участие в проектировании той переправы принимал известный русский писатель Владимир Даль, живший в этом уральском городе. «Предок» был сделан из дерева и представлял из себя наплавную конструкцию, которую каждый год после окончания обильного весеннего половодья водружали обратно. Через некоторое время мостик сменили свайным, впрочем тоже деревянным. В 1982 г. был построен прекрасный металлический мост, который мы можем лицезреть и сегодня.
Пешеходный мост в Оренбурге — настоящее украшение и так очень живописной набережной, по своей красоте он не уступает другим красивейшим переправам страны. А по мнению многих специалистов, эта конструкция не имеет аналогов нигде в стране, а может быть даже и в мире. Органично вписанный мост создавался при помощи уникальных технологий обработки металла, что позволило сделать его одновременно и весьма протяженным, и будто бы прозрачным. Кроме того, мост был построен очень быстро и качественно.
Можно смело сказать, что Европу и Азию удалось соединить исключительно оригинальным способом. Для того, чтобы праздно гуляющие туристы и спешащие по делам местные жители не забывали, что пересекают невидимую границу континентов, посредине установили символичные пограничные столбы в количестве двух штук, украшенные гербами города и надписями «Европа» и «Азия», соответственно.
Найти мост совсем несложно, достаточно просто выйти на набережную реки Урал и следовать за большинством гуляющих, наверняка они приведут вас к нему.
Источник
Уральские виадуки: реконструкция моста в Пудлинговом
29.07.2021 29.07.2021 / Колумнистика, Курганская область, Новости культуры, Свердловская область, Тюменская область, Фоторепортаж, ХМАО, Челябинская область, Югра, ЯНАО / От
Ксения Ковалева
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
В Красноуфимском районе Свердловской области, большой живописной части Среднего Урала, немало красивых и исторических мест, среди которых – ажурные мосты-виадуки в Рябиновке, Саране, Пудлинговом, Чёрной речке и в урочище Долгий мост.
Виадук в посёлке Пудлинговом находится в 30 км от Красноуфимска, если добираться до него через деревню Рябиновку, и в 27 км от села Криулино. В первом случае ехать до посёлка придётся по похожей на лесную дороге, делать это лучше на внедорожнике. Во втором больше половины пути – по асфальту, оставшуюся часть – по отсыпанной грунтовой дороге, проехать по которой можно на любом транспорте.
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
Примерно на половине пути расположен виадук у Саранинского завода.
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
Рядом со старым, столетним мостом построили новый. В целом, эти виадуки очень похожи на мосты в Рябиновке, о которых мы также рассказывали ранее.
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
В самом посёлке Пудлинговом и по пути до него нет связи. Зато есть таксофон. И, конечно же, виадук, которому уже больше века.
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
Сам посёлок небольшой и тихий. В нем есть школа, детский сад, библиотека, ФАП, магазины, современная детская площадка и даже культурно-оздоровительный комплекс.
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
А еще в посёлке есть памятник местным жителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Фото: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
Также здесь находится Щебеночный завод.
Со старого виадука сняли рельсы и шпалы. С моста открывается потрясающий панорамный вид. Многие приезжают сюда, чтобы сделать красивые и атмосферные фотографии.
Фото: Лена Елисеева, Дмитрий Часовитин / uralweb.ruФото: Лена Елисеева, Дмитрий Часовитин / uralweb.ruФото: Лена Елисеева, Дмитрий Часовитин / uralweb.ru
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.
Фото превью: Жигалова Ксения ИА «Уральский меридиан»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.