Лучшие внедорожники для путешествий

Как правильно ездить по бездорожью на легковом автомобиле?

5. Дальний Восток

Маршрут: Якутск – Усть-Нера – Сасыр – Зырянка – Средний Колым – устье реки Колыма – Черский – Билибино – Певек

Продолжительность: 7–10 дней

Сезон: не раньше 1 марта и не позднее 20–30 марта (иначе машины не успеют вернуться до таяния льда и застрянут в Певеке до июня, когда начнут ходить паромы)

Зачем ехать «Это уникальный маршрут, на котором все необычно, причем по ходу движения твои удивление и восхищение только возрастают, — не устает удивлятьс­я и восхищаться путешественник Алексей Симакин. — Ты пересекаешь удивительно красивую реку Лена, едешь порядка 30 километров по замерзшей реке Алдан, и чем дальше, тем более инопланетным становится пейзаж вокруг. После Сасырского перевала вокруг только снег, и если вдруг где-то на горизонте появляется какое-нибудь деревце, оно воспринимается как чудо. Ты проезжаешь брошенные деревни, брошенную технику, и уже кажется, что нет больше нигде людей — только полчища зайцев, которые бегают среди ржавеющих тракторов и самосвалов. Не надо пугаться: я два раза ездил по этому маршруту и был приятно удивлен, что зимник чистят, готовят и там ходит техника. Если в 2006 году такая поездка была экстремальным испытанием на выживание, то теперь все куда менее рискованно».

Автомобиль Обычные пикапы Volkswagen Amarok прошли этот путь без проблем, как и пикапы Mazda BT-50. Правда, лучше поставить колеса побольше, а диски — поменьше, чтобы потом снижать давление в шинах, увеличивая «пятно» контакта. И, конечно, нужен запас топлива: есть перегоны, которые нереально пройти на одном баке, тем более что можно попасть в пургу и сутки сидеть в машине, работающей на холостом ходу.

Джетбойл – рулит!

Утро встретило яркими солнечными лучами, радостно отражавшимися ото льда, сковавшего за ночь озерцо. Покрытые ледяной глазурью лужи блестели, как перо сказочной жар-птицы. Бодрый морозец пощипывал лицо.

Все собрались около плюющегося кипятком нашего незаменимого походного Jetboil. Это компактная система из кружки и маленькой газовой горелки – полезнейшая вещь, наш верный спутник во всех путешествиях. Он служил нам верой и правдой, начиная со Времен трекинга по Аннапурне . Рядом плитка, на которой стоит и пытается закипеть чайник. На мульти-топливной горелке греются недоеденные вчера макароны.

Емкость чашки нашего джетбойла – всего 250 мл, на всех – мало. Разливаем кипяток и снова ставим воду греться. Хоть нашим друзьям приходится ждать очереди, но это все равно быстрее, чем дожидаться чайника.

Нетерпеливый Макез выливает себе почти всю порцию очередной вскипевшей воды, затем Аркаша разводит кипятком кашу быстрого приготовления. Он на завтрак ест исключительно каши. Ну а остальная публика, не чинясь, смела все, что было недоедено с ужина и подзакусила бутербродами с припасенным нарезками, а потом захрустела сухариками.

Продолжение рассказа уже скоро. Друзья, чтобы не пропустить наши внедорожные приключения во время поездки по бездорожью Псковщины, подписывайтесь на обновления сайта.

Рубрика: Россия

Зильмердак – останавливающий ветер

Автор фотографии: somebody

Выбрав второй вариант, направляемся сначала до Толпарово. Затем едем вниз по течению, по главной улице населенного пункта около 1 километра, затем берем правее – на дорогу уходящую на гору. Продолжаем движение до первого разрушенного моста через ручей, а затем, сразу за ним уходим налево. Через 3 километра на большой поляне поворачиваем направо на лесную дорогу в долине небольшого ручья. Отсюда начинается подъем на хребет Зильмердак, который вызовет у полноприводных автомобилей проблемы разве что после сильных дождей – в сухую погоду подъем достаточно простой.

Хребет практически по всей длине покрыт лесом, поэтому прекрасной панорамы по ходу пути не откроется. Однако на перевальной точке есть смотровая площадка, где можно будет пощелкать фотоаппаратом. Спуск с перевала приведет прямо в деревню Аисово, откуда необходимо повернуть направо и двигаться вдоль реки Нукат. Через 30 километров, недалеко у села Инзер, выезжаем на асфальтированную дорогу и движемся в сторону Уфы.

GPS-координаты хребта Зильмердак: 54.166655, 57.333376

Внедорожное путешествие продолжается

«Едем!», – Торжественно закругляет обсуждение Крокодил и решительно газует. Его машина резво устремляется в направлении, противоположном выбранному. «Едем», – дружно подхватываем мы, но двигаемся в правильную сторону. Спохватившийся Сергей разворачивается и догоняет команду.

Генеральное направление – от найденного озера Кодосно к озеру Усвятское, к которому мы планируем попасть завтра. Где-то по пути будет ночлег. Любой любитель бездорожья скажет, что этот момент неопределенности добавляет соли и перцу внедорожному приключению.

А пока мы едем по грейдеру колонной, впереди – Крокодил. Минуем деревни Плюхново, Груздово … Вот заброшенная деревня, еще одна … Деревня Каськово, рядом озеро Жижицкое, за ним озеро Жакто. В машине тепло и хорошо, без умолку болтает рация, а за бортом красивые желтые листочки на деревьях, лужи на лесных дорожках, грязька. В ней-то Сережа-Крокодил чуть было хорошо не застрял, но, отчаянно извернувшись, самостоятельно вырвался из чмокающего плена на свободу и относительную твердь …

Между тем начинает темнеть, пора задумываться о ночевке. Вдруг наш авангард остановился, а за ним встали мы. Общительный Крокодил увидел местных охотников и повел с ними беседу. Встреча с ними была как нельзя кстати: карта показывала впереди сплошные болота, но на наших озиках обозначались какие-то дорожки. Местные должны о них наверняка знать! Аборигены – наилучший источник информации!

Основательные псковские Дерсу Узала разрешили наши сомнения, указав совсем иной путь, нежели наши навигаторы. В итоге мы поехали туда, куда указали нам люди с ружьями.

Внедоророжные приключения начинаются

И вот воистину допиты последние глотки кофе, заведены моторы и мы сворачиваем на грейдер в сторону озера Кодосно. Грейдер через пару километров сужается, переходя в ранг дорожки. Мы поворачиваем раз, другой.

У нас и наших друзей – у всех – машины марки ландкрузер, но разных моделей. У нас 80-я, у Максима – 78-я легкая (короткобазовая), у Сергея и Аркаши – 78-я длиннобазовая, тяжелая. В них лихо трещат УКВ-ые рации, мы переговариваемся, по ходу обсуждаем маршрут и его особенности.

Один из существенных компонентов нашего внедорожного приключения – в этих краях никто из нас ни разу не был, в активе только карты. А это обещает интересные дороги … Очень интересные.

Дорога лихо поворачивает и мы проезжаем мимо указателя: «Баня». «Нет, в баню нам не надо», – веселимся мы. И … утыкаемся прямо в шлагбаум. Дальше проезда нет. Как так? Ведь нам, по верному озику – навигации OZI Explorer, – именно туда и надо!

Рядом со шлагбаумом будочка, но в ней пусто. Озираемся – дальше идут заборы лесохозяйства и где-то далеко-о-о на вершине холма стоит дом. Вокруг – звенящая тишина и нет ни одной живой души.

Крокодил в задумчивости попинал столбик шлагбаума: возвращаться не хочется! И он решается! Через яму и траншею, призванную стать преградой, наш отважный друг объезжает шлагбаум. Путь открыт, мы, не спеша, следуем за ним и едем дальше.

Песчаные дюны

Дороги с песчаной почвой очень коварны своей непредсказуемостью. Колеса автомобиля зарываются в сухой песок, создавая при этом не только сопротивление движению, но и опасность заноса автомобиля или его полной блокировки. Чтобы не застрять на таком пути, рекомендуется остерегаться резких ускорений, торможений и неоправданных движений рулевого колеса, а также на всякий случай иметь в арсенале возимого инструмента обычную саперную лопатку.

Движение по мокрому песку не менее опасно. Хотя плотность песка во влажном состоянии несколько выше, чем сухого, не следует рассчитывать на то, что он будет хорошо держать автомобиль, движущийся на большой скорости. В то же время нельзя долго стоять на мокром песке, иначе вы и глазом не моргнете, как колеса вашей машины начнут засасываться в почву. И все-таки управлять автомобилем на влажном песке значительно легче.

Распутица

Распутица весной и осенью, а также продолжительные и обильные осадки летом значительно усложняют движение на местности, особенно по глинистым и черноземным грунтам. Известно, например, что в сухую погоду по таким грунтам нетрудно двигаться. Но в распутицу и после сильных дождей глина и чернозем превращаются в густую и липкую грязь, в которой вязнут колеса.

В период распутицы надо стремиться вести автомобиль по возвышенным, преимущественно горизонтальным местам: здесь грунт более твердый. Путь движения выбирают так, чтобы автомобиль не имел крена, а правые и левые колеса двигались по грунту одинаковой влажности и плотности, иначе ведущие колеса, имеющие меньшее сцепление с грунтом, начнут буксовать.

Двигаться лучше на пониженной передаче и при устойчивых оборотах коленчатого вала, включив передний ведущий мост. Если впереди виден участок местности, на котором может забуксовать автомобиль, следует заблаговременно надеть на ведущие колеса цепи противоскольжения.

В тех случаях, когда грунт размок на небольшую глубину, целесообразно с автомобилей, имеющих двойную ошиповку задних колес, снять по одному колесу. Этим достигается увеличение нагрузки колес на грунт и улучшение сцепления их с твердым основанием колен. Рекомендуется одновременно с этим надеть цепи противоскольжения.

Если автомобиль имеет специальные шины и централизованную регулировку давления воздуха в них, то для уверенного движения по местности в распутицу давление в шинах необходимо снизить до 0,5—0,7 кг/см2.

Выбоины на колее и ямы, заполненные грязью или водой, преодолеваются, как правило, на небольшой скорости с большой осторожностью, так как неизвестна их глубина. При движении по сильно разбитой дороге или по колонному пути обычно снижают скорость движения, сообразуясь с состоянием пути движения

Наиболее крутые выбоины пропускают между колесами или объезжают их, не допуская резких изменений направления движения автомобиля. Во избежание сильных толчков и ударов нужно следить за тем, чтобы в выбоину не попадали одновременно оба передних или оба задних колеса. Глубокая колея пропускается между колесами, чтобы избежать повреждения автомобиля или его остановки вследствие посадки ведущих мостов на грунт

При движении по сильно разбитой дороге или по колонному пути обычно снижают скорость движения, сообразуясь с состоянием пути движения. Наиболее крутые выбоины пропускают между колесами или объезжают их, не допуская резких изменений направления движения автомобиля. Во избежание сильных толчков и ударов нужно следить за тем, чтобы в выбоину не попадали одновременно оба передних или оба задних колеса. Глубокая колея пропускается между колесами, чтобы избежать повреждения автомобиля или его остановки вследствие посадки ведущих мостов на грунт.

Если ведущие колеса застряли в углублении, канаве, то для вывода автомобиля применяют способ так называемой раскачки. Сущность его состоит в том, что в результате быстрого переключения передач переднего и заднего хода автомобиль приобретает некоторую инерцию. Если при этом все-таки не удается вывести автомобиль, под ведущие колеса подкладывают хворост, камни, щебень, шлак, а перед передними колесами расчищают колею, чтобы уменьшить сопротивление движению.

Для вывода автомобиля могут быть также использованы лебедка, самовытаскиватели, противобуксаторы и цепи противоскольжения.

В распутицу и на скользких дорогах следует избегать резких поворотов и торможений автомобиля — возможны занос и опрокидывание. С места надо трогаться плавно, постепенно увеличивая обороты коленчатого вала, избегая буксования колес. Разгон автомобиля с переключением передач осуществляется только на прямых участках дороги. Тормозить надо плавно, без выключения сцепления.

Какой внедорожник выбрать для бездорожья: важные параметры

Несколько достоинств автомобиля, которые сыграют роль в успехе задуманной экспедиции, хочется обсудить более подробно. Именно от их наличия в конкретной машине будет зависеть, стоит ли этот внедорожник выбрать для путешествий.

Дизельный или бензиновый двигатель

У каждого из агрегатов есть свои недостатки и преимущества. Дизель надежнее. Его крутящий момент на малых оборотах выравнивает эффект тяжело груженой машины, сохраняя хорошую динамику (меньшую, чем у бензиновых моторов).

Дизельный или бензиновый двигатель

Двигатель на бензине резвее в разгоне, но расход топлива может существенно вырасти, когда авто загружено под завязку.

Требования к топливу

Еще один критерий, которым часто пренебрегают при выборе типа движка, – способность работать на низкокачественном топливе. Ведь в дальней поездке в малообжитых краях фирменную заправку не встретить, и в бак приходится лить подчас сомнительные жидкости.

К примеру, ставший едва ли не иконой всех любителей экстремального туризма «Тойота Ленд Крузер» семидесятой серии нормально работал даже на солярке, слитой с проезжающего мимо КАМАЗа, а уже восьмидесятая серия, выпуск которой начался в 1990 году, была более требовательна к топливу, но, при сильной необходимости тоже могла какое-то время ехать на таком горючем.

При этом бензиновые модели тех же годов были более требовательны к качеству горючего. Так, в карбюраторный УАЗик, родом из пятидесятых годов прошлого века, можно было лить все, что угодно, лишь бы горело. А любая инжекторная иномарка середины восьмидесятых годов уже плохо переносила некачественный или низкооктановый бензин.

Ремонтопригодность в полевых условиях

Многие из выпускаемых сегодня моделей оборудуются электронным управлением двигателя и подвески, компьютерным впрыском с десятком датчиков, другими интеллектуальными системами. Это дает им много преимуществ, но оборачивается ценой обслуживания и сильной зависимостью от поставок запасных частей. А в условиях дальней поездки часто единственным сервисом, который удастся найти, окажется бывшая колхозная мастерская со скудным набором оборудования.

Поэтому часто модели прошлых лет, уже снятые с производства, окажутся более пригодными для роли экспедиционного транспорта.

Внутренний объем салона

Дальняя дорога предполагает наличие большого количества багажа, который нужно взять с собой. Кроме туристического инвентаря, это:

  • достаточный запас топлива и воды;
  • продовольствие на несколько дней;
  • снаряжение для установки лагеря;
  • некоторые запчасти.

Все это надо уместить в машине, причем оставив достаточно места для самих путешественников.

Внутренний объем салона джипа для путешествий

В идеале свободное пространство позволяет устроить внутри нужное число мест, чтобы спать не в палатке. Отсюда обязательные требования к размерности и грузоподъемности кузова.

Отдельной разновидностью техники для путешествий являются специально переделанные под них кэмперы на шасси рамных полноприводников. Эти машины – своеобразные дома на колесах, создающие полноценный комфорт семье в условиях полной автономности от внешнего мира.

Хотя такое направление распространено во всем мире, Россия пока далека от него. Количество оборудованных таким образом джипов в стране едва ли перевалит за несколько десятков. Потому рекомендовать именно такой способ путешествовать в наших реалиях сегодня преждевременно.

Вишенка на торте

Саня размышлял: «Если от федеральной трассы М9 направиться к озеру Кодосно, затем лесами в сторону Велижа !! А потом уж лесными дорожками-тропинками выехать к Смоленску и посетить смоленский кремль XVI века … »

Ну как же без кульминации в путешествии! Посетить ту древнюю смоленскую крепость, которая помнит великого боярина Годунова, тогда еще не царя, сказавшего при ее возведении: «Как на боярыне знатной важно лежит ожерелье драгоценное, так и стена Смоленская каменная станет теперь ожерельем для всея Руси. На страх врагам и на гордость государства московского »

И была возведена стена каменная крепостная у Смоленска высотой в 7 сажен, толщиной в 3 сажени. С бойницами и тысячами зубцов поверху, со многими тайными подземными ходами и подземельями под ней, часть которых известна, а часть утрачена. Сейчас от древней стены осталось меньше половины, но былой красы она не утратила. И связано с ней множество старинных легенд. Даешь тайны и загадки крепостной стены Смоленска!

И выбор был сделан, и у нас сразу отлегло от сердца.

1. Мурманская область

Маршрут: из Мурманска по Кольскому полуострову

Продолжительность: 3-4 дня

Сезон: конец лета – осень

Зачем ехать Извилистые каменистые дороги, реки без мостов, бездонные лужи и крутые грунтовки, ведущие к вершинам сопок — идеальные условия для оффроуда. Неслучайно, что на Кольском полуострове мы оказывались дважды и оба раза — со школами водительского мастерства: сначала на Audi Q7 со школой Quattro, потом с Volkswagen Driving Experience на Tiguan. «В первый день можно размяться, сгоняв в Териберку — село, прославившееся на весь мир благодаря фильму «Левиафан», — делится опытом Илья Виноградов, штурмовавший полуостров на Tiguan. — От Мурманска до села 140 км, из них последние 40 — грейдер, по которому можно держать крейсерские 80 км/ч. Полюбовавшись в Териберке на кладбище кораблей на берегу Баренцева моря, здание заброшенной школы и вполне приличный песочный пляж, можно проехать по грунтовке чуть дальше, в горы. На следующий день, отмахав часа за три 210 км до Кировска по федеральной трассе «Кола», можно следующие три часа испытывать на прочность себя и свою машину, пробираясь 30 км прямо по руслу реки Вудъяврйок в Хибинах в районе горы Куэльпорр. Вознаграждение — расположенный в конце пути красивый водопад «Красивый» с купальней, в которой стоит немедленно освежиться. Если долгий брод и купание в ледяной воде не остудили твой пыл, на третий день можешь попробовать взять приступом гору Большой Вудъявр, чтобы посмотреть на Кировск с высоты 850 метров.

https://youtube.com/watch?v=2t0J3hL5w-o

Автомобиль На маршруте встречаются приличных размеров камни и перегибы с диагональным вывешиванием колес, но Tiguan со всеми вызовами справился. Так что не надо думать, будто на Кольский полуостров можно ехать только на БТР.

Советы В интернете можно найти уже составленные маршруты поездок по Кольскому полуострову разной категорий сложности. Также ты можешь принять участие в программе Volkswagen Driving Experience, которая предлагает путешествия различной продолжительности по интересным маршрутам на Tiguan и Touareg в сопровождении инструкторов.

2. Республика Алтай

Маршрут: Кату-Ярык – Балыкча
Продолжительность: один день
Сезон: лето (весной, осенью и зимой из-за дождей и снегопадов требования к возможностям техники и мастерству водителя возрастает в разы)

Зачем ехать Уникальный перевал — практически горнолыжный спуск с горы в долину длиной 3806 метров (с перепадом высот в 603 метра) и крутизной склона 63°. Тебя ждут девять асимметричных виражей, и каждый расположен под своим углом, причем самый трудный из них — последний при спуске (и, соответственно, первый при подъеме). Спасибо за эту дорогу стоит сказать бульдозеристам Аркадию, Анато­лию и Виктору Ухановым из совхоза «Совет­ский Алтай», которые в 1987–1989 годах прокладывали ее в тяжелейших условиях.

Автомобиль Полноприводный дизельный автомобиль будет лучшим выбором, потому что кроме 4х4 тут потребуется хорошая тяга. А вот высокий клиренс не обязателен, нам, например, хватило возможностей BMW 3 Гран Туризмо. Впрочем, если твоя машина спасует, на помощь придут местные силы. На перевале дежурят «Уралы» и «Беларуси», готовые взять на буксир тех, кто не осилит путь самостоятельно. Стоит удовольствие немало — 1500-2000 рублей за каждый виток.

Советы Дорога однополосная, поэтому те, кто едут вниз, должны уступать путь поднимающимся, которым приходится труднее. На спуске в каждом повороте делай остановку, чтобы убедиться, что тебе навстречу не едет другой автомобиль (в расположенных там «карманах» разъехаться проще). Если планируешь провести внизу несколько дней, захвати с собой дрова. В долине реки Чулышман, куда ты попадешь, топлива для костра нет.

Грунтовая дорога после дождя или таяния снега весной

Тогда как езда по мокрому асфальту при наличии хорошей резины не представляет особых трудностей даже для начинающего водителя, передвигаться по размокшей «грунтовке» не очень любят даже бывалые профессионалы. Мокрая земля или глина цепляется за протектор покрышек, забивая при этом грязью и без того не очень просторные колесные арки. В результате сильно снижается управляемость автомобилем, он не только не слушается руля и педали управления акселератором, но и все время старается съехать с дороги и «уйти» в кювет.

Когда вам требуется ездить по грунтовой дороге в дождь, весеннее половодье или по мокрому снегу, рекомендуем возить в багажном отделении автомобиля лопату, лист толстой резины, кусок брезента или деревянный щит. Они вам смогут помочь, если ведущее колесо машины попало в колею и при вращении пытается глубже зарыться в землю. Подкопайте края образовавшейся колеи, подсуньте любой из этих предметов под самое колесо и, не «накручивая» обороты двигателя в направлении подложки, пытайтесь выехать из ямы. При отсутствии вспомогательных подручных средств в качестве подложки под колеса можно применить камни, ветки кустарников, широкие доски и др.

Колея на грунтовой дороге – опасность «сесть на мель» и серьезно повредить автомобиль. Если на грунтовой дороге имеется выбитая колея, вам, конечно же, придется ехать по ней

Но двигаться по колее необходимо очень осторожно, внимательно изучая ее глубину. Чтобы не зацепить «брюхом» автомобиля о выступающую часть дороги, не спеша проезжайте самые опасные участки

Помните, что резкое торможение прижимает автомобиль к дороге, и вы можете «крепко сесть на мель».

Лужи на грунтовой дороге

Лужа на любом дорожном покрытии может скрывать под водой различные опасности. Если имеется такая возможность, советуем вам объезжать все, даже небольшие на вид лужицы. Однако если другой альтернативы нет, как только проехать через заполненную водой или грязной жижей яму, для начала постарайтесь любым удобным способом определить ее глубину. В том случае, если она не настолько велика, чтобы скрыть в ней все ваше колесо, проезжайте ее быстро и с разгона, чтобы вы и ваш автомобиль не застряли в ней надолго. Если же лужа очень глубока, не рискуйте и поищите другое место для «брода».

Особенности движения в гору и спуска с горы по грунтовой дороге

По укатанному и сухому грунту движение в гору и спуск с горы на автомобиле ничем не отличается от езды по асфальтовому покрытию. В том случае, если дорога мокрая, она может быть очень скользкой. Поэтому подъем и спуск необходимо производить аккуратно, без рывков и остановок, используя при этом пониженную передачу. При длительном спуске с горы по грунтовой дороге советуем не игнорировать рекомендации правил дорожного движения и осуществлять движение только с работающим мотором и включенной передачей.

Счастливого вам пути! Удачи в дороге! И, как говорится, ни жезла вам, ни гвоздя!

Возвращаемся

Ну и дорожку нам сосватали охотнички! Машина едет прямо впритык к канавам, а там болото … Дорога узенькая, насыпная, но заметно, что когда-то ее мостили камнем. Фантазия разыгрывается: возможно, мы едем по остаткам некогда бойкой торговой дороги, по которой возили на торжища, как пишет летописец «меха, яблоки, мед бочками, репу возами» и возвращались назад счастливые, с покупками.

Нам тоже пришлось возвращаться. Лесная дорожка все уже. Справа – болото, слева – стена деревьев. Мы утыкаемся в несравненной красоты маленькое озерцо, долго любуемся, щелкаем фотоаппаратами. Налюбовавшись, осознаем – это тупик! Хлопцы, разворачивайте коней!

И время мы тоже провели с удовольствием – порубились, полебедились, повытягивали друг друга, насмотрелись на разные виды, нащелкали уйму кадров! Вот внедорожники по грязи, да так, чтоб в ней все колеса! Вот – преодоление бездорожья, а вот и сами покорители бездорожья за работой!

Вернулись и поехали в сторону озера Святое, такого малюсенького, что на Яндекс-карте оно еле видно. Там и проведем ночь.

Несколько простых правил езды по бездорожью

Разумеется, если вы едите на дачу, то едите не один, в салоне вашего автомобиля будут люди и много-много вещей, что в своей совокупности прибавляет вес автомобиля. Соответственно, если вы видите сложный участок дороги, преодолевание которого вызывает у вас сомнения, необходимо максимально разгрузить автомобиль, т.е. высадить пассажиров. Таким образом, можно не только увеличить тягу мотора, но и, в случае, если машина начнет буксовать, ваши товарищи сразу же подтолкнут ее.

Второе важное правило – если вы видите подозрительный участок «дороги», лучше остановиться и выйти на разведку – оценить степень твердости грунта, или насколько глубокой может быть, к примеру, лужа. Для таких случаев в багажнике лучше иметь резиновые сапоги

Теперь дадим несколько советов по преодолению определенных дорожных участков.

Кузгенак и Мамбет – братья-исполины

Река Зилим. Автор фотографии: Сергей Потехин

Возвращаемся на прежнюю дорогу и продолжаем двигаться в направлении скалы Кузгенак. Через 15 километров после деревни Мендим, сразу за мостом через реку Такаты, справа будет ответвление дороги – туда и напрвляемся. Когда дорога выйдет в долину Зилима, поворачиваем налево, вниз по течению. Дальше ехать придется вброд, поэтому рулить стоит максимально аккуратно. Буквально через пару изгибов речной долины перед взглядом возникнет исполинская скальная стена Кузгенак.

Скала имеет высоту 100 метров и издалека напоминает парус – многие туристы именно под таким именем ее и знают. Однако свое настоящее название – Кузгенак – она тоже получила неспроста. С башкирского оно переводится как «глазок» – ведь у скалы есть сквозной грот в центральной части массива. Причем увидеть его можно только с одной, северной стороны стены. Кузгенак впечатляет своей необычностью уже с уровня земли – сложно представить, какие эмоции он вызовет у человека, стоящего на его вершине.

Скала разделяется на два гребня – Восточный и Западный. Последний более узкий и скалистый, поэтому забраться на него новичку будет сложновато. Кроме того, скорее всего потребуется скалолазное оборудование. Подняться на Восточный гребень проще – от самого низа к вершине вьется вполне приличная тропа.

В трех километрах ниже Кузгенака находится еще один скальный исполин – гладкая скала Мамбет (Мембет) высотой 170 метров. Чтобы оценить все величие шедевра, созданного природой, стоит перебраться на противоположный берег Зилима – отсюда скала предстанет во всей красе и величии.

Скала Мамбет. Автор фотографии: Сергей Потехин

Здесь также можно забраться на вершину по достаточно комфортной тропе – обрыва скалы, само собой, стоит избегать.

Скала Мамбет. Автор фотографии: Сергей Потехин

Отсюда два пути – либо по той же дороге в Уфу, либо «закольцевать» путешествие через хребет Зильмердак.

GPS-координаты скалы Кузгенак: 53.963483, 57.059383GPS-координаты скалы Мамбет: 53.969851, 57.056347

Снежная целина

Для движения по снежной целине следует выбирать возвышенности и гребни местности, где толщина снежного покрова обычно наименьшая. Одновременно с этим путь движения выбирается по возможности. более прямолинейный, так как повороты в снегу затруднены. По снегу автомобиль рекомендуется вести иа одной из низших передач при средних оборотах коленчатого вала. Если имеется передний ведущий мост, то его заблаговременно включают. Во время движения по смежной целине нужно быть особенно внимательным и осторожным. Под снегом могут быть рвы, ямы, выбоины, пни и другие препятствия.

Следует по возможности избегать остановок, так как последующее трогание с места будет затруднено. В случае вынужденной остановки движение надо начинать возможно более плавно на первой передаче и обязательно при малых оборотах коленчатого вала, чтобы не допустить буксования колес. При буксовании колес автомобиля в снегу попытки продолжить движение обычно приводят к еще большему углублению в снег ведущих колес автомобиля. В этом случае лучше подать автомобиль немного назад и, разогнав его на низшей передаче продолжать движение. Этим способом преодолевают участки с крепким настом, а также снежные сугробы. Если сугроб длинный, то прием повторяют несколько раз.

Для вывода застрявшего автомобиля следует использовать лебедку, противобуксатор и другие средства самовытаскивания, предварительно расчистив снег перед колесами. Если этих средств нет, то для вывода застрявшего автомобиля необходимо тщательно: расчистить снег под колесами, подсыпать под ведущие колеса песок, землю или выстелить колею ветками или другим подручным материалом. Затем следует подать автомобиль назад и с разгона преодолеть трудный участок.

Короткие подъемы, покрытые глубоким снегом, лучше преодолевать с разгона. При этом нужно иметь в виду, что наибольшая глубина снега бывает у подножья подъема. В случае неудачной попытки автомобиль отводится назад и преодоление подъема повторяется. Перед спуском в глубоком снегу следует предварительно определить толщину снежного покрова в низине, так как в случае застревания порой невозможно подать автомобиль назад, чтобы преодолеть последующий подъем с разгона.

Движение на дороге с боковым уклоном

Преодолевать боковой уклон необходимо также на первой передачи, двигаясь в натяг, на случай, если автомобиль начнет пробуксовывать. И если в предыдущем случае колея была для нас противником, то при преодолении боковых уклонов обязательно одну из сторон автомобиля нужно запускать в колею, чтобы не скатиться в кювет

Колея, таким образом, будет служить боковым подбором и не даст автомобилю соскользнуть в сторону, что особенно важно, если вы движетесь по влажной дороге с боковым уклоном. Добравшись до более-менее ровной поверхности лучше остановиться, осмотреть дальнейшее состояние дороги

Что было такое – езда по бездорожью на машинах в формате Полной Чухломы

  • На полноприводных машинах отправляемся на 3-4 дня по бездорожью в глухие места, максимально отдаленные от современной цивилизации.
  • Город, работа, проблемы – все это остается за бортом. С собой берется хорошее настроение и готовность прожить эти ноябрьские дни в автомобиле или палатке.
  • В мероприятии участвуют не одиночки, но команды единомышленников. И экипажи – часто семейные. Жены и подруги, если и не разделяют увлечение своих мужчин поездками по бездорожью, то уж относятся к нему с пониманием.
  • А там, на лесных и полевых внедорогах, колеях, бродах, где любая лужа автоматически трансформируется в Грязь, выплеск моря адреналина, бесценное чувство локтя товарища, испытание себя и возможностей своего внедорожника.
  • Конечно, встреча с настоящей природой. Главное, не раствориться в ней без остатка!
  • Немаловажна краеведческая составляющая поездки, знакомство с интересными местами края.

Это потерять было бы жалко. И никуда не делось желание покататься и снова встретиться с хорошими людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: