Известные реки региона Ямал
Полуостров Ямал исчерчен извилистыми линиями рек. Благодаря снежному и ледниковому питанию водоёмы не пересыхают. В затяжные зимы они крепко промерзают, что делает невозможным добычу рыбы. Лёд сходит в середине лета, тогда и стоит посещать эти места.
Река Морды-яха (Мурты-яха)
Морды-яха — одна из самых крупных рек Ямала. Она берёт начало в озере Ямбуто и впадает в Карское море. В 1931 году на берегу реки было основано одноимённое село. Его населяли ханты. Здесь они занимались оленеводством и рыболовством. В 2010 году это село было упразднено, как и несколько других.
Река Щучья (Пыряяха)
Это одна из немногих рек на Ямале, которые промерзают до дна. Ближе к октябрю рыба покидает бассейн реки и возвращается в начале июня. С лета и до ранней осени здесь можно поймать сига, чира и ряпушку, которая приходит на нерест.
Река Хэяха (Хе-Яха)
Хэяха — приток реки Щучьей. Огромное значение она имеет для рыболовов, ведь здесь обитает муксун, гольцы, сиги и крупные щуки. Река замерзает в октябре и остаётся подо льдом до июля. В летнюю пору сюда приходят на водопой северные олени. Зимой здесь также можно наблюдать скопление стад, так как берега богаты жизненно необходимым для оленей ягелем.
Река Хальмеръяха (Хальмер-Яха)
Река Хальмеръяха протянулась на 24 километра. Она берёт начало в озере Хальмерто и пробежав через весь правый берег полуострова впадает в реку Хадытаяха. Хальмеръяха является одной из основных нитей речной сети ЯНАО и Сибири. Она затрагивает Салехард, Северную Сосьву, соединяется с притоками Оби и таким образом доходит до Иртыша.
Найденные артефакты
За все время исследований найдено больше 15 000 предметов, многие из которых, по заверениям археологов, совершенно нетипичны для аборигенов северо-запада Сибири. Обилие иноземных предметов, а попадались даже вещи из таких отдаленных мест как Иран, дает основание предполагать, что Надымское городище было важным торговым и административным центром в регионе.
Среди найденных предметов: изделия из бивня мамонта, фрагменты кольчуги, оружие, остатки суконной одежды и кожаной обуви, детские игрушки из дерева, ненецкая и хантыйская домашняя утварь, а также останки 14 человеческих тел. Поражает удивительная сохранность некоторых из находок. Среди вечной мерзлоты отлично сохранились изделия из кожи, ткани, дерева, бересты и меха. Значительная часть предметов передана в Музей истории и археологии Надыма.
Гребень XVVII — начала XVIII века, найденный в городище, Музей истории и археологии г. Надыма
Все находки делятся на категории, основные следующие:
- Рыболовные принадлежности — находки в виде поплавков, грузил, металлических крючков и игл для вязания сетей.
- Оружие для охоты — детали луков, самострелов, стрел, снаряжения, а также ловушки двух разновидностей — самострелы и черканы для пушного зверя.
- Средства передвижения. Учитывая холодную и заснеженную погоду большую часть года, вкупе с развитым собаководством и оленеводством, для передвижения на дальние расстояния использовали упряжки с лыжами-голицами и лыжами-подволоками, подшитые мехом. В течение короткого лета использовали лодки, вырезанные из цельных сосновых бревен.
- Оружие. Для защиты от неприятеля применялись клинки, копья, палаши, боевые ножи. Также найдены фрагменты импортных клинков (сабель с елманью) и фрагменты кольчуг.
- Обувь и одежда. Под завалами найдены отдельные обрывки разноцветного сукна и шелка (видимо привезенной издали), суконной одежды и обуви из кожи оленя (нырик).
- Предметы быта и ремесленное оборудование — ножи, части плотницких топоров, скобы из оленьего рога для ношения топора. Среди швейных принадлежностей — игольники, иголки, наперстки, мотовила. Также найдены остатки циновок и веревок из травы.
- Кухонные принадлежности — фрагменты посуды из цветных металлов (медь, бронза, серебро), керамические черепки, преимущественно от русских черных мореных горшков, а также берестяные короба, корытца, корзины.
- Украшения — подвески из костей животных, оловянные ажурные украшения верхней одежды, различное бусины из стекла, кости и металла, а также множество других украшений.
- Предметы религиозного и ритуального назначения — подвески из рогов оленя с изображением лиц идолов (так называемые Сядэи), скульптуры, фрагменты и целые фигурки оленей, птиц и прочих животных.
- Детские игрушки в основном повторяли и имитировали предметы используемые взрослыми в повседневной жизни. Всего найдено более 700 игрушек, а это почти третья часть от всех деревянных предметов.
Археологическая коллекция Надымского городища
Найденные в городище артефакты (Музей истории и археологии г. Надыма), Prohoziy
Стройка 501
Куратором строительства секретной железнодорожной линии стал заместитель председателя Совета Министров СССР Лаврентий Берия. Главной ударной силой стройки стали заключённые созданного под грандиозный проект Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Лагерный трест возглавил Василий Барабанов, чекист с многолетним стажем, сам в лихие годы попавший под маховик репрессий.
Высадившись в безлюдной тундре близ Воркуты весной 1947 года, лагерники и вольнонаемные специалисты стали быстро продвигаться на восток к предгорьям Полярного Урала. В ноябре 1948 года насыпь Трансарктической железной дороги достигла промежуточного пункта в поселке Лабытнанги, в нижнем течении реки Обь. На другом берегу находился древний русский город Обдорск, незадолго до войны переименованный в Салехард.
От Лабытнанги дорогу сначала собирались вести на север до полуострова Ямал, где на берегу Обской губы планировалось построить военно-морскую базу для подводных лодок, но, вдохновленное быстрыми темпами строительства, руководство страны решило продолжить трассу на восток в сторону Игарки, а потом и Норильска. Гигантский механизм стройки был развернут и сквозь междуречье Оби и Енисея, по безлюдной тундре начал движение вперед.
Навстречу строителям, стартовавшим от Салехарда на восток, с противоположной стороны, от поселка Ермаково на берегу Енисея на запад устремилось восточное крыло стройки. Встретиться они должны были где-то в районе бескрайних туруханских болот. Внутренняя кодировка Министерства внутренних дел зафиксировала эти проекты как Строительство 501 и Строительство 503. Вели их соответственно Обской и Енисейский исправительно-трудовые лагеря в составе Северного управления желдорлага.
На пике строительных работ около 70 тысяч заключённых и 10 тысяч вольнонаемных специалистов синхронно возводили насыпь и укладывали рельсы на разных участках протяженной трассы. Заключённые трудились ударно, ведь за перевыполнение плана полагались зачеты — сокращение сроков заключения. Вспоминаем Владимира Высоцкого: «Потом зачёт, потом домой — с семью годами за спиной»…
По нормам арктической зоны лагерникам полагалось усиленное питание — до полутора килограммов хлеба в день, мясо, рыба, овощи, даже спирт при условии стахановских норм выработки. Для поддержания морального духа в условиях полярной зимы и жестоких морозов в Северном управлении лагерей железнодорожного строительства был учрежден свой профессиональный театр, где наряду с вольнонаемными актерами свой срок отбывали и осужденные на различные сроки московские, ленинградские, киевские артисты, музыканты, режиссеры, сценографы, бутафоры. На сцене театра ставили драмы, трагедии и комедии, балет и оперу. Труппа гастролировала не только по лагерным отделениям, но выезжала в близлежащие города, где им рукоплескала восхищенная публика.
В лагерях по трассе строительства наряду с мужчинами работали и женщины. Много женщин, сосредоточенных, как в отдельных лагпунктах, так и на территории мужских зон. Это оказалось большой проблемой для лагерного начальства, потому что рождались дети, и их нужно было куда-то девать. В итоге пришлось в структуре Северного управления лагерей учредить специальные Дома ребенка, где матери до года жили вместе с детьми, а потом оставляли их на попечение нянек до окончания своего лагерного срока.
Дом младенца для для детей женщин-заключённых
К 1953 году больше половины Трансарктической трассы было построено, а частично и введено в эксплуатацию. Ходил поезд Москва-Надым. Через Обь зимой действовала ледовая переправа, когда рельсы укладывали прямо на лед реки и паровоз за несколько рейсов перевозил с одного берега на другой весь состав. Летом берега реки соединялись железнодорожной паромной переправой.
Строительство ледовой переправы
Нескончаемым потоком в район строительства шли грузы, прибывали новые партии заключённых, а обратно отправляли лес, продукцию немногочисленных северных совхозов и колхозов. На поездах ехали домой и освободившиеся лагерники. Многие из них возвращались в родные пенаты обеспеченными людьми. С 1950 года на строительстве заключённым, наряду с вольнонаёмными специалистами, стали платить зарплату.
Впрочем, домой вернулись не все. Коллективных расстрелов за невыполнение плана, массовой гибели от голода на строительстве не было, но многие умирали от жестоких северных болезней — цинги и пелагры, от тяжёлых условий труда, от тотального пренебрежения нормами техники безопасности…
Лагерь
Сначала, кроме подлеска из березы, ли и лиственницы, не замечаешь ничего. И вдруг, как на галографической картинке с третьим измерением, проступает ограждение из колючей проволоки. Оно как бы выходит на первый план из сравнительно молодой поросли и преграждает нам дорогу в мертвой тишине — словно дает понять: здесь вам делать нечего! Но мы не отступаем — находим в ограждении проем и проникаем в зону одного из лагерей, с которого начинался участок 503-й стройки от верховьев реки Большая Блудная (впадает в Турухан) до реки Таз (район поселка Долгий)…
Можно только предположить, с чего начинался этот заброшенный концентрационный лагерь. Не намного погрешу против истины, если скажу следующее. Зэков-строителей восточного крыла трансполярки во время навигации сотнями сплавляли в душных трюмах барж по Енисею до поселка Ермаково, где находилось управление ИТЛ и строительства объекта №503 ГУЛДЖС МВД СССР Тюменской области. Затем баржи шли до Турухана, притока Енисея. С Турухана по большой воде тащились в Большую и шли в ее верховья до тех пор, пока было возможно. Прибывали как раз к промозглому северному сентябрю.
Там, где заканчивался этап, ставили лагерь. Начинался он с рубки леса, очистки и разметки территории площадью 400 на 400 метров, возведения вышек по углам, от которых тянулось ограждение из колючей проволоки, — и все это венчали ворота. Они были не простыми, а обязательно с лозунгом на арке, типа: «Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства…» Ваковское же жилье строилось уже после сооружения главной зоны…
Обнаружив то, что осталось от передних и единственных ворот лагеря, мы снова проникаем в него, идем по главной улице шириной метра три. Идем, как по просеке, — дорога, с обеих сторон которой тянутся едва заметные сточные канавы, еще не успела зарасти лесом, видимо, потому, что ее полотно было выложено речным песком, галькой и камнями. Справа от главной улицы стоит бывшая караульная.
Подошел ко входу, дернул за веревочку — дверь и открылась. Караульная обжита охотниками — и превратилась в добротную, хотя и запущенную, заимку. Можно печь истопить, есть кое-какая посуда, лежаки, валяется кусок войлока для пыжей, банки…
Целых бараков в лагере мы не видели — все завалены. Что хранится под этими склизкими бревнами, покрытыми снегом, — под этими жуткими обломками? Есть ли там тайники с записками и письмами заключенных? Ответить на эти вопросы нам пока не позволили ни время, ни наши ограниченные возможности.
Удручающее впечатление в левой стороне лагеря, за разрушенными бараками, оставила баня. Здания, как такового, нет — три стены и провалившаяся крыша. В центре — некое подобие печи с вмонтированным в нее котлом. В котле замерзшая дождевая вода. Зэки голыми, через весь двор, бежали сюда из своих бараков или из специального домика, где раздевались… а после одевались. Давали ли в этой бане по шайке горячей воды и время на помывку? Рассказать об этом может сегодня только случайно оставшийся в живых очевидец тех банных дней…
И, наконец, вышка. Единственная в левом заднем углу исправительно-трудового лагеря номер 1. Она — главный его символ, знак смерти. Не зря же для советского заключенного слово «вышка» («вышак») означает высшую меру наказания, расстрел. С вышки стреляли при попытке к бегству, при волнениях. Под вышку же ставили летом «на комара». Так, достоверно известно, что в лагерях на речке Таз провинившийся, с ног до головы облепленный и изъеденный гнусом, даже не смел шевельнуться — охранник стрелял без предупреждения! Со временем наша лагерная вышка как бы осела — опустилась, состарилась, и от нее уже не веет страхом, но по-прежнему смотрит она своими пустыми окошками-бойницами и дверным проемом надменно, сверху вниз. По лестнице поднимаюсь в «скворечник». Был он когда-то основательно утеплен: между вертикально и горизонтально пришитыми досками проложены опилки, стекловолокно, в дальнем углу сверху остались следы от телефонной подставки, внизу — от сиденья для часового. Над верхним ближним углом вышки продолжает висеть кусок рельса — зэковский колокол, поднимавший людей на работу.
Паломники на Ямале
На Ямале развивают необычное для округа направление – паломнический туризм. Одно из необычных мест, подходящих для пилигримов-паломников — златокипящая Мангазея — место историческое, первый заполярный город в Сибири. Отсюда взяла свое начало история о сибирском чудотворце и мученике Василии Мангазейском.
Новость по теме
Известный путешественник организует поездку на Ямал с Аленой Свиридовой
глава Красноселькупского района Юрий Фишер.
Заинтересовались темой паломнического туризма и краеведы. Они начали исследовать древнее святилище недалеко от места впадения реки Момчик:
«На высоком берегу реки на обломках старой упавшей лиственницы сохранились два порге – изображения духов, «отвечавших» некогда за удачу в рыбном промысле. На берегу озера этнографы обнаружили дерево с зарубками в виде ступенек на стволе. Согласно преданию, во время камлания шаман поднимался по этому дереву на небо или прыгал с него в воду и выныривал рядом в ста метрах от берега. Участники экспедиции обратились в администрацию, чтобы сакральное место включили в список объектов культурного наследия», — пояснили в правительстве ЯНАО.
Селькупская культура может запросто заинтересовать туристов. Фото: Правительство ЯНАО
Все это только поспособствует интересу людей к поездкам в округ. Руководитель экспедиции Ольга Степанова отметила, что самобытная селькупская культура, несмотря на все невзгоды, сохраняется, хоть и со своими нюансами.
Возможно, в будущем культура селькупов и их сакральные места станут еще одним популярным туристическим местом.
Олени, лес и сплавы по реке
Туризм на Ямале развивается семимильными шагами. Причем не только на словах. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов подписал соглашение с Корпорацией «Туризм.рф». Что это значит для рядового россиянина рассматривающего карту округа в поисках места для отдыха? Как минимум, появление целого тур-кластера — горнолыжного комплекса, оздоровительного центра, гостиницы и природного парка.
Необходимость развития туризма в округе на ВЭФ подчеркнул и Владимир Путин. Президент заметил, что стране нужен экологический туризм, интересные тропы и маршруты. И в округе эта работа уже ведется полным ходом.
Привлекателен Ямал и для ценителей туристских маршрутов. На главном туристическом направлении региона, Полярном Урале, запущена программа по их обустройству, в рамках которой устанавливаются горные модули.
Ямальцев приглашают на восхождение в горы
Подробнее
Глава Красноселькупского района также добавил, что в округе развит и полуэкстремальный туризм. По сути, это тот же экстрим, но без фанатизма и рисков для здоровья. Приезжавшие на Ямал в начале лета туристы, например, сплавлялись по рекам, кормили оленей, рыбачили и исходили лесотундру вдоль и поперек.
Трасса и атомная бомба
И в ХХI веке от Салехарда до предгорий плато Путорана разбросаны остатки лагерных пунктов, железнодорожных депо, пассажирских вокзалов. Несмотря на старания местных жителей, интенсивно растаскивавших имущество лагерей, многое сокрыла природа, заморозила вечная мерзлота. Потому-то и назвали эту трассу — «Мёртвая дорога». Уже почти построенная, она была брошена на верную гибель, без помощи от людей.
В чём же тайна «Мёртвой дороги»? Наверное, в том, что её строительство затевалось узким кругом лиц и по велению самого Сталина, велось секретно, а ликвидация состоялась настолько стремительно и безжалостно, что вызвала подозрения в сокрытии следов каких-то невиданных преступлений, бесчеловечных экспериментов или атрибутов некого дьявольского замысла.
Над разгадкой тайны «Мёртвой дороги» до сих пор спорят историки и эксперты. Версий много. Наряду с самым банальным мотивом прекращения проекта, мол, умер Сталин и этот абсурд закончился, есть и более логичные выводы.
Было, якобы, экономически нецелесообразно мостить дорогу в этой глуши. Может быть и так, но как раз в 1953 году забил газовый фонтан на Березовском месторождении и пошли, как грибы после дождя, открытия нефтегазовых гигантов на севере Тюменской области. И много куда потом оборудование, топливо, продукты и специалистов пришлось завозить самолетами. Однако, гораздо дороже получилось.
Неподъемно оказалось для страны в 1953 году достроить железную дорогу в Арктике. А в 1947 году (не прошло и два года после самой разрушительной в истории войны) было подъемно?
Может в чём другом веская причина? Есть и такая версия. В 1949 году на Семипалатинском полигоне в Казахской ССР, состоялось успешное испытание советской атомной бомбы. Острая необходимость в оперативном и весьма затратном строительстве железной дороги на Крайнем Севере отпала. Ответ на возможную агрессию США из арктической зоны, появился усилиями советских разведчиков и учёных. Атомная бомба уравняла в какой-то степени силы держав. Теперь и дорогу можно было строить планомерно, спокойно, с толком и расстановкой. Так понемногу и строили, пока не ушёл в «страну вечной охоты» великий кормчий. В какой-то момент о ней просто забыли. Ракеты, спутник, кукуруза, Карибский кризис — настали другие времена.
Когда хватились, что для разработки нефтегазовых богатств Арктики как раз не хватает железной дороги, — поздно оказалось. Построенная по облегчённым строительным нормам, к 60-м годам прошлого века дорога обветшала, устарела морально и физически. Удалось оперативно восстановить лишь некоторые локальные её участки, которые, кстати, используются и сегодня. А вот поезд Москва-Надым в отличие от сталинских времён по тундре, по железной дороге до сих пор не ходит, потому как нет на богатом Ямале сплошной трассы вдоль побережья Ледовитого океана. Нет и северного, приполярного железнодорожного перехода из европейской части страны в Сибирь. Так и не построили. А при Сталине был и использовался…
Вячеслав Калинин, кандидат исторических наук, специально для neftianka.ru
История строительства
Строительство дороги велось с 1947 по 1953 годы. Стоимость проекта — 42 млрд рублей. В советское время проект был засекречен и носил наименование «Стройка № 501» (участок Чум-Пур) и «Стройка № 503» (участок Пур-Игарка). По плану железная дорога должна была пересечь многие сибирские реки, в том числе такие «гиганты» как Енисей и Обь. В летнее время переправа осуществлялась на специально разработанных для этого тяжелых паромах (после закрытия стройки они были переброшены в Керчь). Зимой на льду реки прокладывались временные рельсы — лед для этого укреплялся.
Одна из версий идеи строительства Трансполярной магистрали — боязнь Сталина начала Третьей мировой войны. Он хотел покрыть всю страну, включая крайний север, сетью железных дорог для беспрерывного сообщения. Планировался перенос главного порта российского севера из Мурманска в Игарку, в глубь страны, до которой врагу не просто добраться.
Остатки железнодорожного моста через реку, Виктор Черномаз
Стройка велась в ускоренном режиме, еще на стадии проектирования за полярный круг были отправлены десятки тысяч заключенных. Лагеря располагались на расстоянии 7–12 км друг от друга. По сохранившимся документам, максимальное число заключенных достигало 120 тысяч. Основные депо находились в населенных пунктах: Игарка, Пур, Надым, Салехард, Таз и Ермаково. К 1953 году было построено 900 км железной дороги в ужасающих условиях — нередки были провалы грунта в сибирских болотах, зимой заключенные мерзли в землянках и плохо отапливаемых бараках, летом страдали от сибирского гнуса и половодья на реках.
После смерти Сталина стройка была остановлена, люди и оборудование эвакуированы. При вывозе имущества некоторые участки были разобраны. Но большая часть рельсов и бараков осталась. На некоторых участках оставили даже мебель и одежду.
Стена в лагере в Надымском районе, Виктор Черномаз
В стройке железной дороги участвовало немало советских поэтов и писателей, заключенных по политическим мотивам. Стройка оставила след не только в истории России, но и в ее литературе: стихи Лазаря Шерешевского, документальная книга «Пленники печальной судьбы» Владимира Пентюхова, произведения Михаила Демина.
Великолепные озёра Ямало-Ненецкого автономного округа
Одним из главных достояний Ямала являются озёра, расположенные отдельно или группами посреди тундры. Озёра богаты минералами и целебными грязями. Каждое из них по-своему уникально.
Озеро Ямбуто
Берега озера покрыты низкорослыми таёжными деревьями, болотистыми растениями, а также кустарниками. В озере в огромном количестве обитают щуки, стерляди, лещи, караси, осётры, окуни, сиги и прочие виды рыб.
Озеро Ямбуто оставило след в истории. В Средневековье по нему проходил Ямальский волок. Это морской ход, с помощью которого поморы добирались до Урала.
Группа озёр Нейто
Группа озёр Нейто располагается в центральной части полуострова Ямал по соседству с другими водоёмами. Озёра имеют термокарстовое происхождение. Прямо под водоёмами находится газовое месторождение, из которого в воду попадает метан.
Озеро Палнато
Озеро Палнато находится немного дальше Ямбуто. Вместе с озёрами Ясавейто, Юдерцятато, Нгэвак-Ясавейто и Суюрахато оно составляет уникальную группу водоёмов термокарстового происхождения. С этими озёрами у малочисленных коренных народов севера связано множество легенд.
Ханты, манси и ненцы наделяют озёра божественным, мистическим происхождениям. По преданиям эти круглые водоёмы были созданы самой природой, чтобы она могла смотреть за делами человека на земле. Каждый, кто проходит мимо озера, должен помнить, что за ним наблюдают чистые голубые глаза Великой матери.
Дорога к Гиперборее
Долгое время активно муссировался вопрос о предназначении Трансарктической железной дороги. В эпоху перестройки был найден самый банальный ответ — это дорога в никуда. Определённой цели у вдохновителей грандиозного проекта, якобы и не было. Как утверждали публицисты, основная задача проекта заключалась в том, чтобы обеспечить работой несчастных заключённых, опутанных железной паутиной ГУЛАГа. Да и погубить их в итоге на просторах ямальской тундры и туруханских болот. Потому и назвали трассу — «Мёртвая дорога».
Однако идея строительства железной дороги, которая бы связала Европу и Азию в высоких северных широтах и открыла путь на восток России через полярный транспортный коридор, высказывалась еще в XIX веке. Известный красноярский предприниматель М.К. Сидоров еще в позапрошлом веке предлагал наладить северный транзит сырья из прилегающих территорий Арктики и Восточной Сибири в европейскую часть страны к морским портам.
Француз Лойк де Лобель лоббировал создание Аляско-Сибирской железной дороги из приполярных районов Сибири до Чукотки с тоннелем под Беринговым проливом и выходом на территорию Северной Америки. Условия создания этой дороги на деньги иностранного капитала царское правительство посчитало неприемлемыми — после ввода в строй магистрали планировалось создать полосу отчуждения шириной в 16 миль сроком на 90 лет, под управлением Северо-Американских Соединенных Штатов.
Руководство СССР реанимировало идею строительства Трансарктической железной дороги уже после Великой Отечественной войны. О причинах строительства магистрали от Воркуты до Салехарда, а потом и до Игарки до сих пор спорят. Ясно, что одним из главных мотивов реализации проекта стала оборона страны. Побережье Ледовитого океана от Урала и до Чукотки было не обустроено. Здесь отсутствовали дороги, а также крупные населенные пункты (за исключением Норильска). Небольшие порты Диксон, Хатанга и Тикси, были отрезаны от железнодорожного сообщения.
В эпоху наступившего ядерного века Советскому Союзу необходимо было иметь базы подводных лодок и стратегические аэродромы не только в европейской части страны и на Дальнем Востоке, но и в глубине страны, в частности, на Крайнем Севере. С момента создания и применения США атомной бомбы в 1945 году, создалась реальная угроза нанесения сокрушительного ядерного удара по СССР с севера.
Возведением железной дороги решалась бы существующая и по сей день проблема бесперебойного вывоза продукции Норильского промышленного района.
Еще одним аргументом строительства было предсказание академика Губкина о наличии нефти и газа в Западной Сибири.
Самую эзотерическую версию строительства железнодорожной магистрали, выдвинул писатель Алексей Меняйлов, который считает Сталина верховным шаманом. Согласно выводам писателя «Мертвая дорога» — это ось к таинственной Северной цивилизации, Гиперборее, к миру, который порождает волхвов. «Мертвая дорога» соединяет узловые точки Гипербореи, священные места, которые способствуют инициации посвященных высоких ступеней. Именно поэтому ненецкие шаманы секретную железную дорогу называют Варгой, то есть Священной дорогой.
Несмотря на спорность этого утверждения, факт остается фактом — станция Ермаково, где на берег Енисея вышла в итоге Трансарктическая дорога, находится совсем недалеко по местным меркам от поселка Курейка, в котором Сталин в 1914–1916 годах отбывал ссылку.
История под колесами:
чем заброшенные железные дороги России влекут туристов
Накануне Дня железнодорожника ТАСС отправился в путешествие с проектом «Заповедные железные дороги», чтобы понять, почему люди вместо отдыха с комфортом выбирают квесты в глуши.
«Сейчас отправляемся в «Париж»! — бодро сообщает гид Федор с первого сиденья микроавтобуса. Десять пассажиров внимательно смотрят на пролетающие за окнами обшарпанные дома, на провода, протянутые вдоль улиц прямо через кроны придорожных деревьев, на редких прохожих — субботним утром Тверь, кажется, еще спит. Микроавтобус сворачивает влево, едет вдоль красных кирпичных домов — тоже обшарпанных и старых, но, в отличие от советских «панелек», сохранивших благородный вид и «атмосферность».
За атмосферой мы сюда и приехали. Именно дикие места «с историей» отыскивает проект «Заповедные железные дороги», прокладывает маршруты и возит по ним тех, кто хочет нестандартного отдыха.
Здесь нет пятизвездочных отелей, питания all inclusive и анимации. Есть — полузаброшенные узкоколейки, ночевки в глухих деревнях, романтика рек, просторы полей, лесов и вот такие места — «Париж» не для слабонервных.
Вместо эпилога
За сорок с лишним лет на территории бывшего ИТЛ (где-то в десяти километрах от вышеупомянутого нежилого поселка Ключ) вырос молодой лес. Он разросся повсюду и поднялся выше уцелевших построек, выше самой ВЫШКИ. И когда мы покидали это зловещее место, мне показалось, что в каждой березе, ели, лиственнице, иве, проросшей здесь, возродились души людей, замученных на строительстве этого участка «мертвой дороги». Разных, как лес, людей — но всегда голодных, мокрых и замерзших. Нет, они не исчезли в никуда, а снова явились на свет — и встали плотной серо-зеленой стеной, чтобы сокрыть от взоров живущих страшный памятник своих мучений…
Виктор Мурзин / фото автора
Стройка ГУЛАГа
Интересной точкой на туристической карте округа может стать и 501-ая стройка. Между городами Надым и Салехард сохранились остатки секретной железной дороги от Полярного Урала до реки Енисей, строившейся в 1949-1953 годах. Трассу железной дороги Чум – Салехард – Игарка называли «мёртвой дорогой». Через 501-ую стройку прошли около 70 тысяч человек. Ее ликвидировали в 1953 году, сразу после смерти Сталина.
Фото: Правительство ЯНАО
На 501-ой сохранились разъезды, семафоры, мосты и остатки лагерей, где жили заключенные – строители этой дороги. Рабочие городки имели все лагерные атрибуты: колючую проволоку, вышки, бараки, штрафные изоляторы, охранников и сторожевых псов.
Также здесь можно увидеть коллекция рельсов, которые были изготовлены в разных странах мира с 1879 по 1952 годы.