«С сыном в горах»
На следующий год Серафимович в письме к своему другу А. А. Кипену (май 1914 г.) сообщает: «Я думаю ехать в Геленджик, 1 июня, там проведу лето, потаскаюсь по Кавказу, буду работать как дьявол, как сатана, иначе я пропал». Но поездка не состоялась: началась Первая мировая война. Серафимович ушёл добровольцем на фронт в качестве военного корреспондента. Его репортажи, очерки полны ожидания грядущей революции.
Но уже 27 мая 1916 г., несмотря на тяжёлые условия военного времени, писателю удалось со старшим сыном Анатолием вновь посетить Геленджик. Он писал Кипену 9-16 июня 1916г.: «Геленджик, шоссе, дача Задын… Я сижу тут в самом отчаянном положении – без денег. Дал рассказ «Современному миру» (журнал), рассказ они с благодарностью взяли, а насчёт денег кукиш, – сдыхаю и Толка сдыхает (рассказ «Фетисов курень» напечатан в журнале «Новый мир», №7, 8)… Начал писать рассказ «Родная земля» листа на два, на три. Не знаю, что выйдет. Работы много, а работаю туго, – вначале сам болел, потом Тола, теперь безденежье режет». (Тола – Анатолий Александрович Попов (1899-1919 гг.), старший сын писателя, участник Октябрьской революции в Москве, погиб на фронте Гражданской войны под Котласом). В другом письме, от 22 июня 1916 г., пишет: «Я так стосковался за два года по милому югу и теперь сижу со старшим сыном в Геленджике. Геленджик-то не особенно мил, но синее небо, синяя бухта у горы и зной – разве мало?»
Попытка установить местонахождение дачи Задын не имела успеха. Были опрошены старожилы города, сделаны запросы в архивы, но ни одного гражданина по фамилии Задын в Геленджике не было обнаружено. Возможно, это было не фамилией владельца дачи, а названием: «на задах», то есть на окраине, так как, предположительно, строение находилось на северной окраине Геленджика. Но с другой стороны: в 1915 г. Геленджику был присвоен статус города, следовательно, данный район находился уже в черте города, хотя и далеко от центра. Там располагались дачные участки, строились небольшие домики. Вполне возможно, Задын арендовал такой домик, а летом сдавал отдыхающим.
Несмотря на пессимизм и жалобы, вторая половина отдыха писателя прошла замечательно. Александр Серафимович с 15-летним сыном отправился в поход по окрестностям Геленджика. Поднялись на Маркотхский хребет, далее по хребту на юго-восток с выходом в Широкую щель, а затем по ней к морю. Прошли около 200 км. Посетили Бетту, Криницу, Береговое. Ночевали где придётся: в стогах сена, на хуторах. Встречались с интересными людьми разных сословий. В письме к писателю Леониду Андрееву, 5 августа 1916 г., он сообщает: «Мы с Толкой таскались в горах… Пешком исходили вёрст 170… Поднялись от моря по главному хребту… Ночевали первую ночь в стогах, а потом спускались в ущелья, в хутора и посёлки». Под впечатлением путешествия Серафимович написал очерк «С сыном в горах»: «Сворачиваем с шоссе, и вокруг встаёт необъятный, молчаливый божий мир, горная лесная пустыня… Стоят благостное молчание и торжественность, мир и покой…»
Уроженец земли Елецкой М. А. Стахович (младший) (1861-1923) (к 160-летию со дня рождения)
Михаил Александрович Стахович (младший) вошел в историю как русский общественно-политический деятель, правовед, депутат I и II Государственной Думы, мемуарист, племянник известного драматурга Михаила Александровича Стаховича-старшего (1820-1858), один из друзей Л.Н. Толстого. Он родился 20 января 1861 г. в богатой помещичьей семье в родовом имении Пальна Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Становлянский район Липецкой области). Его отец Александр Александрович Стахович – коннозаводчик, шталмейстер царского двора, тайный советник, был любителем драматического искусства и литературы. Вместе с женой Ольгой Павловной он воспитал трех сыновей: Алексея, ставшего после военной службы актером МХАТа, Александра-будущего земского деятеля и Михаила.
В 1882 г. наш земляк окончил Петербургское училище правоведения и служил в суде в Ковне (г. Каунас). Уже тогда М. А. Стахович был убежден, что жить нужно на людях и для людей. Он помогал всем, исполняя все просьбы, не забывая никого. Как бы ни был занят, Михаил Александрович был ко всем внимателен, независимо от обстоятельств, даже когда это вовсе не соответствовало его собственным интересам; и даже по отношению к простым, небогатым и незнатным людям.
В 1883-1892 гг. он был избран елецким уездным и орловским губернским земским гласным, в 1892-1895 гг. — уездным предводителем дворянства в Ельце, в 1895-1907 гг. — орловским губернским предводителем, где по его инициативе была открыта библиотека в память А. С. Пушкина.
Пристальное внимание будущий общественный деятель Стахович уделял образованию и культуре. В 1897 г
на общем собрании елецких земских библиотекарей и народных учителей он выступил с речью «О задачах библиотеки», в которой указал на роль книги и библиотекаря в воспитании молодого поколения. Его выступление имело большой успех.
С 1899 г. Михаил Александрович Стахович — камергер Императорского двора. Широкую известность он получил после резонансного выступления в 1901 г. на Миссионерском съезде в Орле с докладом о свободе совести. Его речь, опубликованная в российской и зарубежной прессе, вызвала общественную дискуссию. С резкой критикой доклада выступил протоиерей
Иоанн Кронштадтский. По общественно-политическим взглядам нашему земляку были близки В. С. Соловьев, А. Ф. Кони, С. Ю. Витте, Л. Н. Толстой. По воспоминаниям современников Михаил Александрович был замечательным оратором, талантливым человеком, поэтом и актером, остроумным рассказчиком.
Во время русско-японской войны Стахович находился в Манчжурии в качестве уполномоченного орловского дворянства по санитарной части.
Михаил Александрович являлся одним из руководителей «Союза освобождения», «Союза 17-го октября». Большинством голосов был избран депутатом I и II Государственной Думы, с конца 1907 по 1917 гг. регулярно избирался от орловского дворянства в Государственный совет. Его кандидатура рассматривалась кадетами для внесения в список ответственного министерства.
М. А. Стахович во Франции
После Февральской революции он был назначен Временным правительством генерал-губернатором Финляндии, а в сентябре 1917 г. стал послом в Испанию. После Октябрьской революции Стахович в Россию не вернулся. Он переехал на юг Франции, в Экс-ан-Прованс, где в 1921-23 гг. написал воспоминания о России последней трети XIX в., наиболее значимых событиях и своем участии в них. Свой труд Михаил Александрович называл «Записками». Он и не предполагал, что в 1996 г. они будут опубликованы книге «Семья Стаховичей. Елецкие корни», и что эта книга окажется в руках его внучатой племянницы Марии Александровны Стахович, проживавшей в Париже и хранившей архив Михаила Александровича. Она вспоминала о нем так: «Публикуемые «Записки» были найдены моим отцом, Александром Александровичем Стаховичем, племянником, крестником и душеприказчиком Михаила Александровича Стаховича-младшего, среди бумаг дяди после его кончины на юге Франции. Я своего двоюродного деда не знала, так как родилась, когда его уже не было в живых, но от отца и всех остальных членов нашей большой семьи унаследовала к нему искреннюю любовь и безграничное уважение».
М. А. Стаховича, умершего в 1923 г., похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, рядом с могилой другого знаменитого земляка — И. А. Бунина.
Материалы предоставленыст. научным сотрудником Т.А.Семенец
Первая встреча
В нашем городе он бывал несколько раз. Впервые писатель посетил тогдашнее селение Геленджик в июле 1913 г. Из Новочеркасска на мотоцикле, который он назвал «Дьяволом», Серафимович отправился путешествовать по Черноморскому побережью. В своём путевом дневнике Александр Серафимович записал, что 24 июля, в пять часов, приехал в Геленджик. На ночь остановился в гостинице (возможно, это была гостиница «Центральная», где в настоящее время находится администрация города).
В очерке «Скитания» описан этот приезд: «В Новороссийске «Дьявола» торжественно вывели из багажного вагона, и, окружённый сворой скакавших за мной мальчишек, я пустил его по залитым зноем, переполненным грохотом дрогалей улицам… Обгоняя идущих турок в красных фесках, имеретин с повязанными на головах чёрными башлыками, гремящие дилижаны с потными бегущими лошадьми…
Вот и Геленджик с чудесным морем, облезлыми, как в Новороссийске, лысыми каменистыми горами, кой-где пыльно зеленеет держидерево, да корявый дубок. По колено в пыли бродят дачницы и дачники, с полотенцами в руках идут на купанье или с купанья, – больше тут делать нечего».
На следующий день, утром, писатель выехал в сторону Сочи, Абхазии (Гудаута). На обратном пути, 16 августа, остановился в Геленджике на два дня в меблированных комнатах Дороховой. Располагались они по ул. Санаториальной, 16 (современная ул. Серафимовича). Сотрудники музея в 50-х годах прошлого века выяснили, опрашивая старожилов города, что дом, в котором останавливался Серафимович, принадлежал Хрисостомову Митрофану Дмитриевичу, а Дорохова арендовала комнаты и сдавала приезжим. Как видите, и 100 лет назад жители нашего города отличались предприимчивостью.
На даче Гребенюка
Последний раз писатель посетил Геленджик во второй половине августа 1928 г. О его жизни в Геленджике мы узнаём из писем. Первое письмо было адресовано невестке Александре Владимировне Монюшко – первой жене младшего сына писателя И. А. Попова: «Уехал в Батум, оттуда пароходом в Геленджик. Здесь тепло, солнце, и я отогреваюсь после Теберды. Пробуду здесь числа до 20 сентября».
Далее из письма 7 сентября 1928 г. к П. Г. Низовому (писатель): «Павел Георгиевич, здравствуйте. А знаете, откуда я Вам пишу: из вашей собственной комнаты: Солнцедар, Черноморского округа, дача Гребенюка… Воздух чудесный, простор, уединённость, нет толкотни, но купанье убийственное – все ноги переломаешь, пока дойдёшь до глубины. И ветер продует, и от воды холодно (сейчас сильнейший норд-ост и вода холодная). Живу тут с Фёклой Родионовной (вторая жена писателя)… Я пробуду здесь до конца сентября. В Геленджике Пастернак».
Дом, в котором жил Серафимович, это бывшее здание администрации пионерлагеря «Североморец».
Непрерывная связь
Писатель ушёл из жизни 19 января 1949 г. И после смерти его связь с нашим городом не прервалась. В 1967 г. в Геленджике снимали эпизоды кинофильма «Железный поток», режиссёр Е. Дзиган. Съёмки фильма стали ярким событием в культурной жизни города. Многие местные жители участвовали в массовых сценах. Кинопроцесс проходил в Геленджике, Возрождении, Михайловском Перевале, Джанхоте. Во время съёмок создавалось ощущение другого времени – периода Гражданской войны 1918 г., когда части Таманской армии вошли в Геленджик, а затем покинули его.
В память о пребывании автора романа «Железный поток» и в связи со 100-летием со дня рождения писателя одна из центральных улиц Геленджика — Санаториальная — была переименована в улицу Серафимовича.
Каждая эпоха выдвигает своих писателей. Александр Серафимович – пролетарский писатель, который верил в идеалы социализма и коммунизма. В своих произведениях он неустанно популяризировал эти, по его мнению, великие идеи.
Т. А. НЕБИЕРИДЗЕ, ст. научный сотрудник отдела фондов музея
Тематическая справка
Александр Порфирьевич Бородин (1822–1887) — русский композитор, ставший одним из основоположников русского симфонизма. Кроме того он был ученым-химиком, который добился в этой области выдающихся результатов. Бородин входил в состав знаменитого кружка композиторов «Могучая кучка». Им были написаны всемирно известная опера «Князь Игорь», симфонии, квартеты, романсы и инструментальные музыкальные произведения, в которых он дал отражение картины народной жизни.
Родился композитор 31 октября 1833 года в Петербурге. Будучи незаконнорожденным сыном имеретинского князя Гедеванишвили и молодой петербургской мещанки, его записали на крепостных князя по фамилии Бородины. До восьми лет мальчик был крепостным своего отца, который позже дал ему вольную. Имея такое происхождение Александр не мог рассчитывать на обучение в гимназии, поэтому обучался на дому. В этом возрасте проявилась его любовь к музыке. Бородин научился играть на флейте, пианино и виолончели. С 10 лет он стал заниматься химией, что определило его будущую профессию.
После обучения дома экзамены на аттестат зрелости А. П. Бородин сдал в гимназии, после чего поступил в Петербургскую медицинскую академию и стал врачом. Талантливый ученый защитил докторскую диссертацию в 1858 году по своим исследованиям в области химии. Совершенствовать свои познания Бородин отправился в Гейдельберг (Германия).
Музыка все больше влекла ученого. Вернувшись на родину с 1862 года Александр Бородин примкнул к «Могучей кучке» композиторов. Тогда же он написал знаменитые симфонии и элегии, которые вошли в золотой фонд русской музыкальной культуры. Однако главным произведением и делом всей жизни композитора стала опера «Князь Игорь», которую он создавал целых восемь лет, но так и не закончил. После смерти Бородина ее завершали Римский-Корсаков и Глазунов. В настоящем шедевре отчетливо звучит патриотическая тема А. П. Бородина и его любовь к родине.
Александр Порфирьевич много раз жаловался на сердце. 15 февраля 1887 года в разгар Масленицы устроил маскарад для близких и друзей у себя дома. Внезапно композитор схватился за сердце и упал. Его пытались спасти, но не смогли. Врачи констатировали смерть от разрыва сердца. Исполнение «Князя Игоря», которому он отдал столько сил, остается лучшим памятником выдающемуся человеку.
Зарождение «Железного потока»
Вслед за С.И. Васюковым, автором книги «Край гордой красоты», Серафимович описал удивительный по красоте мир природы нашего района. Он хотел воплотить её в романе, но не мог найти тему: «Могучий пейзаж Кавказского хребта огненно врезался в мой писательский мозг и велительно требовал воплощения». Идея романа пришла после встречи с участниками Таманского похода: «Меня словно осенило: «Да ты пусти на эти горные кряжи поднявшееся революционное крестьянство. Они же тут шли, тут клали головы… Лепи этот «Железный поток» – недаром тебя там носило».
Следующее путешествие А. Серафимовича по Черноморскому побережью Кавказа относится к 1921 г. Писем из Геленджика не отправлял, видимо, был проездом. «Впрочем, я ещё раз поехал к описываемым местам во время самой работы, чтобы восстановить в памяти обстановку края, пейзаж, людей», — писал он в статье «Из истории «Железного потока».
Есть предположение, что Серафимович мог проездом остановиться на Толстом мысу – на даче Кулешовых. В это время там находились его знакомые, Семён и Раиса Хлебниковы, с которыми писатель, в то время студент Александр Попов, проходил по делу от 1 марта 1887 г. – покушение на царя. Хлебниковы были кубанскими знакомыми Александра Ульянова (народоволец, брат Владимира Ильича Ленина).
Александр Серафимович также посетил Михайловский Перевал. Житель села А.А. Ярцев вспоминал: «Года через 2 или 3 после прохода частей Таманской армии через Михайловский Перевал, т.е. примерно в 1921 году, летом, я зашёл к моему соседу С.А. Заславскому, он в то время жил в доме Варвары Николаевны Николаевской, на Нижней поляне. В тот мой приход я застал у Заславского незнакомого мне человека. У меня с ним завязался разговор об охоте и на другие бытовые вопросы. Когда я потом спросил Заславского, то он мне сказал, что я разговаривал с писателем Серафимовичем, который пишет роман и собирает материал».