Шигирский идол

Загадки шигирского идола (8 фото)

Послание древних времен

Большой Шигирский идол «в оригинале» — это высокая (не менее 5,3 метров) скульптура, вырезанная из цельного ствола зрелой лиственницы: в 2014 году ученые насчитали на теле идола 159 годовых колец. У скульптуры хорошо проработана верхняя часть — голова: она объемная (затылок аккуратно скруглен). Выражение лица как бы удивленное: выразительные глубоко посаженные глаза, явные выдающиеся надбровные дуги, приплюснутый нос, приоткрытый округлый рот, от носу к ушам расходятся полоски, видимо, изображающие татуировки. Тулово скульптуры со всех сторон покрыто резьбой: по всей длине идола вьется зигзагообразный орнамент-«елочка»; в верхней части тулова (спереди и сзади) горизонтальными и наклонными полосами (тоже «елочка») обозначены плечи, ребра и лопатки, относящиеся к объемной голове, а ниже на обеих сторонах тулова нарисованы еще несколько персонажей — они плоские, черты их лиц проработаны менее подробно.

В целом скульптура проработана очень тщательно, при этом исходный материал был непростым: на лиственничном стволе заметны следы многочисленных сучков и веток. «Концы бревна — макушка головы и основание скульптуры — затесаны наискось шлифованным теслом с широким слабо выпуклым лезвием … Плоскости тулова выровнены остро заточенным шлифованным теслом с прямым лезвием … Затем каменными шлифованными стамесками с острым лезвием с малым углом заточки вырезаны изображения на плоскостях и орнамент на краях скульптуры. Использовались, как минимум, две стамески: одна с лезвием шириной 2–3 см, другая — 4–5 см… Рот выбран изогнутым кремневым инструментом типа ложкаря… Зрачки выбраны короткими срезами изогнутым инструментом типа штихеля с гладким лезвием. Скорее всего, для этой цели использовались резцы нижних челюстей бобра», — пишут в статье 2014 года главный научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Светлана Савченко и ведущий научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии РАН Михаил Жилин. Выходит очень внушительный арсенал инструментов и навыков. Снова сенсация: прежде считалось, что Урал времен мезолита обладал гораздо более скромными технологиями!

Вопрос, над которым ученые ломают голову со времен Толмачева: как и где мог стоять такой идол

Обратите внимание: скульптура была высокая и тонкая, соотношение ширины к высоте составляло примерно 1:20, значит, хрупкая — установить такую непросто. Более того, исследования 2014 года выявили, что на нижней части идола нет следов гниения: это значит что он не просто не был вкопан в землю, он даже не касался земли

Как же его демонстрировали? Может, он был привязан к другому большому дереву? Может, стоял на камне, прислоненный к скале? А, может, его выставляли только по праздникам, а остальное время заботливо хранили, укутав в шкуры? Это до сих пор загадка. Однако сегодня мы можем сказать, что «в ходу» идол был недолго, максимум несколько десятилетий: «Возможно, подобно ряду западноевропейских антропоморфных скульптур, идол являлся структурной частью прибрежного участка поселения или культовой площадки, а после выполнения своих функций был преднамеренно погружен на заболоченную поверхность, в торф», — пишет заместитель директора по научной работе Института истории и археологии УрО РАН Наталия Чаиркина.

«Шигирская кладовая»

Летом 2003 года (спустя более века после находки) Большой Шигирский идол был выставлен для осмотра.

В Свердловской областном краеведческом музее открыли зал «Шигирская кладовая». Помимо идола в нем представлены архивные фотографии с раскопок, находки, совершенные на Шигирском торфянике. В двух небольших залах разместилось около шестисот уникальных предметов.

Для сохранности самого уникального экспоната, не имеющего аналогов в мире, Шигирского идола — была создана специальная витрина, в ней поддерживаются оптимальные условия: всегда постоянная температура -16 градусов. Для минимизации силы тяжести, чтобы избежать разрушения и деформации древности, фрагменты идола прикрепили к витрине тонкими металлическими скобами так, чтобы давление было минимально.

Ученые разработали специальную подцветку, подчеркивающую детали Шигирского идола. Посмотреть Шигирскую коллекцию и Большого Шигирского идола можно в Музее истории и археологии Урала.

Большой Шигирский идол. Источник фото: сайт Шигир Екатеринбург
Заголовок блока
Посетив День Большого Шигирского идола в Музее истории Урала, вы можете отметить прохождение точки маршрута «7 культурных чудес Свердловской области» в мобильном приложении «КУДА». Скачивайте приложение в App Store, а также Google Play Market и AppGallery

Чудо антропоморфное

Свое второе рождение истукан обрел в 1890 году, когда золотодобытчики с Курьинского прииска вместо россыпного золота обнаружили в своих ситах костяные и бронзовые предметы. Сразу же после этого события на прииск прибыли археологи и приступили к раскопкам. Так начался новый земной путь уральского идола.

«Он изготовлен из цельного бревна сибирской лиственницы, — рассказывает старший научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Светлана Бузунова, — из фрагментов, которые попали в руки ученым, была составлена реконструкция деревянного истукана. Ее выполнил один из первых уральских археологов Владимир Толмачев в 1914 году». За свое почти столетнее пребывание в музее божок заметно уменьшился в росте. Дело в том, что в начале двадцатого века он был вполне рослым — 5,3 метра. В годы Великой Отечественной войны по неизвестным причинам нижняя половина «туловища» была утрачена. Сегодня высота фигуры составляет только три с половиной метра.

Научный коллектив относится к сохранности шигирского чуда со страстью идолопоклонников. Деревянную скульптуру погрузили в стеклянный саркофаг и предоставили ей отдельный экспозиционный зал. Чтобы истукан простоял еще не одну тысячу лет, витрину запаяли и заполнили инертным газом. Беспокойство сотрудников музея вполне оправданно. Шигирский истукан уже давно перестал быть предметом провинциальной гордости уральских ученых. Это тот самый случай, когда возраст имеет значение, причем мировое. Уникальная древность даже спустя сто лет пребывания в музейной витрине остается одним из авторитетных ньюсмейкеров в научном сообществе.

Последний раз истукан всколыхнул научные умы в начале этого лета — Свердловский областной краеведческий музей стал местом паломничества специалистов из Москвы и Парижа. Археологи приехали, чтобы увидеть седьмой лик, изображенный на древнем деревянном идоле. До недавнего времени предполагалось, что в орнаментном изображении просматривается всего шесть образов.

«Туловище, или, как мы его называем, тулово, идола со всех четырех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом, — рассказывает хранитель коллекции, сотрудник музея Светлана Савченко, — помимо орнамента на широких плоскостях имеются изображения антропоморфных (человеческих) личин. Техника изготовления изображений также одинакова — глазницы глубоко вырублены, с боков намечена линия носа, конец которого показан широким вертикальным срезом. Все три личины сделаны одним и тем же инструментом».

Один из первых исследователей, археолог Толмачев, составил зарисовки следов обработки дерева. Любопытно, что современные специалисты во время монтажа истукана заметили ряд несоответствий между зарисовками и реальным орнаментом идола. Так, на рисунке не были отмечены глубокие нарезки на щеках.

Уже через неделю тщательного исследования, ученые, к своему удивлению, обнаружили еще один лик — седьмой. Семь фигур на передней части тулова распределены по всей длине снизу вверх, а на оборотной плоскости — только что выявленное седьмое расположено на одном уровне с фигурой лицевой стороны. Все изображения сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными рисунками, выполненными в «скелетном» стиле. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка — «пятна», что характерно для древних уральских изображений. Такой прием часто встречается, например, на рисунках писаниц. По мнению ученых, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу.

История открытия

Обломки идола — десять деревянных фрагментов — обнаружили 24 января 1890 года на втором Курьинском разрезе Шигирского торфяника — это недалеко от Невьянска, около 70 км от Екатеринбурга; сегодня место находки затоплено и недоступно. Находка случайная: в то время на Урале все еще бушевала золотая лихорадка. Копали все и почти везде, и помимо искомого золота и камней, в руки старателей часто попадали артефакты древних эпох — к 1890 году их научная ценность сомнений уже не вызывала, потому их передавали в Уральское общество любителей естествознания. Так и обломки идола вскоре после обнаружения доставили в Екатеринбург в УОЛЕ.

В первый раз реконструировать Шигирского идола взялся в 1890-е хранитель музея УОЛЕ Дмитрий Иванович Лобанов, чтобы новую находку можно было разместить в экспозиции. Попытка, однако, оказалась неудачной: из десяти фрагментов Лобанов использовал только половину, собрал из них несуразную фигуру, остальные пять обломков просто сложил рядом, однако так идол простоял в музее более двадцати лет. Вторую — максимально полную — реконструкцию идола в 1914 году провел ученый-археолог Владимир Яковлевич Толмачев. Он использовал все десять частей, сложив их в длинную узкую фигуру (около 5,3 м) так, чтобы состыковать резной орнамент на всех фрагментах

Очень важно, что полученную фигуру Толмачев детально зарисовал со всех сторон

Советская власть Шигирским идолом не заинтересовалась, отнеся его к свидетельству религиозных предрассудков прошлого. Поэтому фигуру снова разобрали и сложили в хранилище — там идол пробыл около семидесяти лет. Эта часть истории скульптуры — белое пятно, хуже того, при непонятных обстоятельствах оказалась утрачена часть фрагментов: около двух метров — нижняя часть фигуры в реконструкции Толмачева. Это могло произойти время Гражданской войны или в Великую отечественную, когда Свердловск принимал эвакуированные из Эрмитажа ценности, оттого спешно уплотнял собственные хранилища.

Экспонирование и исследования идола возобновились в 1990 годы. В 1997 году перед тем, как отдать древность реставратору, небольшой срез материала послали в лаборатории Москвы и Санкт-Петербурга. Результат исследования ошеломил: если до этого идола относили к рубежу медного и железного веков (около 1,5 тыс. лет до н.э.), то радиоуглеродное датирование показало, что дерево было срублено и обработано в середине мезолита (среднекаменного века), то есть не позднее 8 тыс. лет до н.э.! Большой Шигирский идол сразу был объявлен древнейшей деревянной скульптурой в мире — настоящая сенсация. Его окончательно признали жемчужиной экспозиции Свердловского областного краеведческого музея и вскоре оборудовали для него специальный зал «Шигирская сокровищница». В 2014 году ученые из России и Германии провели второе комплексное исследование скульптуры: новые технологии датирования установили, что идол был изготовлен еще раньше: теперь его отнесли к самому началу мезолита. Сегодня скульптуре насчитывают не менее 11 тысяч лет.

А нижняя часть куда-то делась

Поскольку идол представлял собой груду обломков, нужно было выполнить его реконструкцию – «собрать пазл».

Изначально идол выставлялся в странном виде – реконструкцию методом глядения на потолок выполнил хранитель коллекции музея Дмитрий Лобанов. Фотография этой реконструкции опубликована в вышедшей статье в журнале Antiquity, которая и стала поводом для всех сообщений в СМИ.

Реконструкция Лобанова 1890-1891 года. Credit: Zhilin et. al, 2018

В начале XX века (в 1914 году) была сделана первая научная реконструкция, использовавшая все части идола (как мы видим по фото, Лобанов некоторые обломки просто проигнорировал). Археолог Владимир Толмачев получил в итоге идол высотой 530 сантиметров. Вероятнее всего, идол не был вкопан в землю, а был прикреплен (привязан?) к столбу – следов границы сред земля-воздух на идоле не обнаружено.

К сожалению, нижняя часть идола длиной 194 сантиметра после революции «куда-то делась». О том, как выглядел идол целиком, мы можем судить только по рисунку самого Толмачева – фотографий реконструкции не осталось.

Реконструкция Толмачева

Идол был не похож ни на один известный человечеству артефакт. И именно поэтому встал вопрос датировки. А как можно датировать древнее дерево? Конечно же, радиоуглеродным методом.

Попытки расшифровать послание

Самый главный вопрос — что же означают изображения на идоле. Помимо верхней объемной головы, на скульптуре есть еще несколько персонажей. Несмотря на то, что их черты проработаны лишь схематически, некоторые в так называемом скелетном стиле, нет сомнений, что все персонажи индивидуальны и конкретны, за каждым из них стоит свой характер. В.Я. Толмачев насчитал таких пять (три впереди и два сзади), в 2003 году Светлана Савченко обнаружила еще одну личину на обороте тулова. А по итогам исследований 2014 года, во-первых, была найдена еще одна — седьмая, поврежденная личина, а, во-вторых, выдвинуто предположение, что их могло быть еще больше: на теле идола есть «слепые пятна».

Кто они? Высказывались разные предположения: это могли быть символы стихий, персонажи, участвовавшие в творении мира. Одна из самых весомых версий — предположение Наталии Чаиркиной о том, что персонажи составляют вертикальную модель мироздания. Смелую версию высказывает ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет: «… Наличие на Шигирском идоле организованных иерархически по вертикали семи антропоморфных персонажей, изображенных в рентгеновском стиле, концептуально согласуется с представлениями о шаманских кланах, о наследуемом шаманском даре, о череде шаманов-предков, которые придают своему преемнику особые силы», получается, что идол — это сакральный символ древнего уральского шаманского клана.

Еще один важный вопрос: идол — это продукт «местных традиций» или его изваяли какие-то из многочисленных кочевавших через Урал племен? Заведующий кафедрой археологии Кемеровского университета Владимир Бобров пишет: «… искать истоки формирования изобразительной традиции мезолита Урала в „мутных“ миграционных потоках. Но идея автохтонной линии развития, на мой взгляд, более предпочтительная. Изобразительный стиль, характерный для шигирской и горбуновской скульптуры, мог возникнуть только в среде обитателей тайги».

Есть несколько аргументов в пользу того, что Шигирский идол «истинно уральского» происхождения. Например, зигзагообразный орнамент: несмотря на то, что это простая универсальная форма, именно такой узнаваемый зигзаг обнаруживается на керамике многих археологических культур, имеющих отношение к Уралу, а в пределе его можно проследить и до национальных узоров современных финно-угорских народов.

Можно проследить «судьбу» и некоторых из персонажей на теле Шигирского идола. Так у одного из них из головы исходят лучи — развитие этого персонажа можно усмотреть в так называемых солнцеголовых идолах. Их изображали по-разному, но самое яркое воплощение они получили в бронзовых отливках древних зауральских металлургов в середине первого тысячелетия до нашей эры.

А вот другой персонаж на Шигирском идоле, который отсылает нас в еще более древнее прошлое: у него обозначена личина, позвоночный столб, подчеркнутые тремя горизонтальными линиями бедра, согнутые в коленях ноги, а между ног — ниспадающие точки-черточки. Скорее всего, эти точки — знак, что нарисована женщина; такой знак больше почти нигде не встречается, но что удивительно, именно так нарисована женщина в Дальнем зале Игнатьевской пещере на Южном Урале. А рисунки в Игнатьевской минимум на тысячу лет старше Шигирского идола — ученые относят их еще к верхнему палеолиту, им может быть до 15 тысяч лет.

Комментирует начальник отдела древней истории народов Урала Музея истории и археологии Урала (подразделение Свердловского областного краеведческого музея) Светлана Панина: «Да, можно сказать, что персонаж повторяется. И повторяется совсем на другой территории, к тому же еще и изображение исполнено совсем другим способом, но изображение практически то же самое. Между ними разница примерно в тысячу или больше лет. Это редчайший случай, когда можно проследить, как традиция изображения персонажа-символа, который значим для древнего человека, сохраняется между такими древними эпохами, как верхний палеолит и мезолит».

Находка на Среднем Урале

Алексей Паевский

Чтобы рассказ получился связным, нам надо вернуться в 25 января (5 февраля) 1890 года на склоны Среднего Урала. Там, на Шигирском торфянике уже несколько десятилетий добывали золото. Чуть позже, с 1879 года там начали находить предметы, сделанные древним человеком. Но в тот день была совершена уникальная находка.

На глубине четырех метров на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине нашли детали древнего идола, вырезанного из целого бревна лиственницы возрастом как минимум 157 лет. По распоряжению владельца прииска, графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора, детали передали в музей Уральского общества любителей естествознания, где хранилась вся Шигирская коллекция артефактов.

Чем обрабатывался идол? Судя по находкам, сделанным на стоянке Береговая 2, на западной границе Нижнего Тагила, резьбу по дереву наши предки, жившие около 10 000 лет назад, выполняли при помощи инструмента из полированного камня.

Голова Шигирского идола. Credit: Zhilin et. al, 2018

Вишну из Старой Майны

Много шума наделала фигурка индийского бога Вишну, обнаруженная около 1999 года в районе посёлка Старая Майна Ульяновской области. Индуистских идолов и прежде находили за пределами Индии – достаточно вспомнить скульптуру богини Лакшми, найденную при раскопках римских Помпей. Однако для Восточной Европы это единственный в своём роде артефакт.

Идола нашёл исследователь Александр Кожевин из Ульяновского государственного университета. Первоначально он думал, что металлическая скульптура изображает Будду, однако сотрудники Государственного музея народов Востока подсказали ему, что это Вишну и датировали изделие VIII-X веками.

Шигирский идол

Деревянные идолы народов Приуралья и Сибири, как правило, не отличаются древностью – древесина быстро сгнивает. Но есть уникальное исключение – Шигирский идол. Он был найден в 1880 году на Шигирском торфянике (ныне Свердловская область). Изделие древних мастеров сохранилось благодаря дубильным свойствам кислой анаэробной среды. Шигирский идол сделан из сибирской лиственницы. Как полагают реконструкторы, его общая высота была не меньше пяти метров. Голова, по мнению профессора Михаила Жилина, высечена инструментом из нижней челюсти бобра. Возраст культового памятника оценивается в 9,5 или даже 11,5 тысяч лет. Старейшей в мире деревянной скульптуре поклонялись мезолитические племена охотников и собирателей, чей антропологический облик, согласно реконструкции Михаила Герасимова, был близок к современному коренному населению Зауралья. Остаётся загадкой, как Шигирский идол попал в торфяник. По одной из версий, древние люди могли захоронить его там, когда он перестал выполнять свои функции.

ПРОГРАММА И СТОИМОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ

1 день

9-00 Встреча группы у офиса компании по адресу: ул. Заречная-6. Посадка, отправление. Иногородних забираем на станции Верх-Нейвинск (или по договоренности). Доезжаем до места старта.

10-00 Пеший переход до озера Шигирского (4 км).

11-00 Экскурсия по местам раскопок.

14-00 Горячий обед у озера.

15-00 Мастер-класс по археологии. 

17-00 Отъезд домой.

Общий пеший километраж 7 км. Маршрут не требует специальной физической подготовки, подойдет даже детям.

Стоимость:2 250-00 ₽ взрослые \ 2 150-00 ₽ дети до 14 лет 

В стоимость включено: Трансфер от Новоуральска и обратно, краеведческая экскурсия в сопровождении инструктора-экскурсовода, горячее питание (походная кухня).

что взять с собой

!!! Документ, удостоверяющий личность.

Форма одежды спортивная по погоде.

  • Рюкзак для личных вещей и перекуса
  • Удобную обувь (девушкам без каблуков!)
  • Накидка от дождя (дождевик) — ОБЯЗАТЕЛЬНО
  • Перекус (бутерброды, чай или воду) — ОБЯЗАТЕЛЬНО 
  • Коврик-сидушка (подпопник)
  • Кружка, миска, ложка.

2 дня

1 день.9-00 Встреча группы у офиса компании по адресу: ул. Заречная-6. Посадка, отправление. Иногородних забираем на станции Верх-Нейвинск (или по договоренности). Доезжаем до места старта.10-00 Пеший переход до озера Шигирского (4 км).11-00 Перекус. Экскурсия по местам раскопок. Возвращение в лагерь.16-00 Обед. Установка лагеря.17-00 Походная баня. Купание в озере.20-00 Ужин с шашлыком. Вечер у костра.

2 день.

8-00 Подъем. Завтрак.10-00 Экскурсия на место находки Шигирского идола. Возвращение в лагерь.14-00 Горячий обед. Мастер-класс по археологии.16-00 Отъезд домой.

Общий пеший километраж 12 км. Маршрут не требует специальной физической подготовки, подойдет даже детям.

Стоимость: 2 950-00  ₽ взрослые \ 2 850-00 ₽ дети до 14 лет, пенсионеры \ 4 750 ₽ мама с малышом до 5 лет

В стоимость включено: Трансфер от Новоуральска и обратно, краеведческая экскурсия в сопровождении инструктора-экскурсовода, горячее питание (походная кухня), шашлык из курицы, прокат кострового оборудования, прокат туристического снаряжения (тент от дождя, палатки, походная баня). 

рекомендуемое снаряжение

Что взять с собой:

!!! Документ, удостоверяющий личностьОдежда и обувь: 

  • ветро-влагозащитная куртка
  • теплый комплект для вечера и сна (флис, теплое термобелье) 
  • пару футболок на смену 
  • Удобная обувь разношенная (что бы не натереть мозоли)
  • 2 пары носок, теплые носки для сна 
  • сменная обувь (тапочки для лагеря и бани) 
  • лёгкая шапка для сна
  • головной убор (бандана, платок) 

Бивачное снаряжение: 

  • туристический рюкзак (от 70 л) — можно взять в клубе БЕСПЛАТНО!
  • спальник (t комфорта не ниже +5 ° С) — можно взять в клубе БЕСПЛАТНО!
  • туристический коврик — можно взять в клубе БЕСПЛАТНО!
  • сидушка (хоба) (по желанию)
  • набор личной посуды (кружка, миска, ложка) 

Остальное: 

  • фонарик 
  • личная аптечка (индивидуальные лекарства) 
  • средства личной гигиены (в том числе влажные салфетки и гигиеническая помада) 
  • небольшое полотенце 
  • пластиковая бутылочка под воду ( 0,5-1 л)
  • термос (0,5 — 1л) — по желанию
  • купальник (трусы), полотенце — ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПОХОДНОЙ БАНИ
  • Средства от насекомых.

СПИСОК ЯВЛЯЕТСЯ РЕКОМЕНДАЦИЕЙ. ЕСЛИ ВЫ ИДЕТЕ ПЕРВЫЙ РАЗ В ПОХОД, ТО ИНСТРУКТОР ВАМ ПОМОЖЕТ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ ПЕРЕД ПОХОДОМ!

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Возможны изменения в программе тура в связи с погодными условиями и пожеланиями группы.

Для участия в летних путешествиях, туристам рекомендуется сделать прививку от вирусного энцефалита.

Правила безопасности:

  • Распитие спиртных напитков на мероприятии — ЗАПРЕЩЕНО
  • Чётко выполнять команды инструктора

Наши комментарии

По нашему мнению Шигирский Артефакт (именно так, с заглавных и уважительно) действительно является идолом Богини Мары. Данное мнение основано скорее не на анализе фактического материала и данных статьи, а больше на интуиции и неком собственном видении.

Утраченная нижняя часть Артефакта, была выкрадена в 40-х годах группой язычников. Мы знаем, что этот Артефакт сохранен и базируется в N-ской области. В настоящий момент он используется для обрядов и исцеления. Даже часть Идола Мары имеет силу. И те, кто завладел частью Идола Мары, понимают, о чем идет речь. На самом деле, они все сделали правильно. Артефакт может и должен помогать людям. Христиане ведь тоже используют мощи и особые предметы в качестве… артефактов.

Семь Ликов Шигирского Идола. Тут нечего добавить. Семь — это особая цифра. Причем она особая — во многих конфессиях. В иудаизме, например, известен семисвечник. Опять же — шумерская магия основана на цифре «7». Семилучевая звезда часто попадается на древних христианских иконах…

Работы В. Чудинова мы уважаем. По нашему мнению в них много натяжек. Тем не менее, В. Чудинов внес если не ясность, но «затравку для пытливых умов» во многие «исторические несуразности». И хорошо, что (прочитав книгу) человек начнет думать. Валерий Чудинов — признанный специалист по праславянской письменности.

По нашему мнению, Шигирская Мара является доказательством того, что праславянская культура является наиболее древней из всех известных на настоящий момент. Праславяне уже имели культуру (верования, богов, инструменты для обработки, и, по всей видимости, некую социальную общность) еще до того, как произошло то, что описано в Библии.
Москва, 6 Июля 2009 г.

Суханов Валерий Юрьевич и Козлов Олег Львович

Главная находка

В 1887 году Шигирские находки вызвали большой интерес на проходившей в Екатеринбурге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке.

Главная находка состоялась спустя три года. 5 февраля 1890 года были найдены фрагменты деревянной скульптуры, позже вошедшей в мировую историю, как Большой Шигирский идол. Находку совершили на Втором Курьинском прииске графа А.А. Стенбок-Фермора.

В тот день вместе с идолом нашли грубо вырезанное весло и три большие ложки. Деревянный идол лежал под толщей торфа глубиной в 4 м. Стенбок-Фермор подарил идола Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ).

Идол здесь был не единственным. На Шигирском торфянике найдены по меньшей мере головы еще двух человекоподобных деревянных идолов.

Обратите внимание!
Большой Шигирский идол стал точкой в маршруте «7 культурных достопримечательностей Свердловской области»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: