Хазия даулятшина биография на башкирском

Основные достопримечательности бирска

Годы репрессий

В 1937 году Губай Давлетшин был обвинен в «национализме» и расстрелян. С этого времени Хадия, как жена репрессированного, была исключена из института и Союза писателей, а затем приговорена к пяти годам лагерей в Мордовии. После освобождения в 1942 году она была сослана в Бирск (Башкортостан) без права на литературную и педагогическую деятельность. Не имея возможности работать по профессии, Хадия буквально нищенствовала — первая женщина-писатель Башкирии была вынуждена работать уборщицей в Педагогическом институте Бирска. В 1951 году Хадия написала письмо председателю Союза советских писателей:

Но прижизненной реабилитации не случилось — 5 декабря 1954 года Хадия Лутфулловна Давлетшина скончалась от истощения в одиночестве и нищете.

Биография

Хадия Давлетшина (до замужества — Ильясова) родилась 5 марта 1905 года в поселке Хасаново (Самарская область). Семья Ильясовых была очень бедной — отец многодетной семьи работал батраком на поденных работах у помещиков. Стремясь к знаниям, Хадия ходила на уроки в медресе, расположенном в соседнем поселке. Она усердно училась, несмотря на то, что часто приходила на занятия голодной. Девочка будто насыщалась знаниями. В 1918 году Хадия поступила в пятый класс советской школы, открытой в их поселке после революции, а также вступила в комсомол — она яро поддерживала новую власть, надеясь на скорое избавление от нищеты и несправедливости.

В 1919 году Лутфулл Ильясов скончался, все заботы о глухой матери, братьях и сестрах легли на плечи четырнадцатилетней Хадии. Будучи комсомолкой, имевшей начальное образование, девушка смогла работать учительницей в соседнем селе Денгизбаево. Ведя ярую пропаганду красного движения во время Гражданской войны, Хадия несколько раз едва не погибла от рук агрессивно настроенных врагов новой власти.

В 1920 году пятнадцатилетняя Хадия поступила в Татаро-башкирский педагогический техникум Самары. В курс обучения входило изучение русского языка и русской литературы, благодаря которому девушка познакомилась с творчеством Максима Горького, ставшего ее любимым писателем.

Памятник и музей Хадии Давлетшиной в городе Бирске

В административном здании Бирского филиала Башкирского государственного университета, в котором ранее располагалось реальное училище, сегодня находится музей Хадии Давлетшиной. Перед зданием установлен памятник известной башкирской писательнице.

В 30-е годы Бирск развивался как культурный центр севера Башкирии. В эти годы в здании бывшего реального училища открывается педагогическое училище, а уже позже на его базе в 1939 году создается учительский институт.

Известная башкирская писательница

Хадия Давлетшина — одна из самых известных башкирских писательниц. За свою недолгую и трудную жизнь Хадия успела оставить достойное литературное наследие. Хадия Лутфулловна Давлетшина родилась весной 1905 года в деревне Хасаново Самарской губернии. Грамоте она обучалась в медресе — сельской религиозной школе.

В пятнадцать лет Хадия уходит работать в соседнюю деревню учительницей. Получать педагогическое образование она будет позже, уже в Уфимском пединституте. В молодые годы работает воспитательницей в детском доме. Свое образование Хадия продолжает уже Москве, в институте по подготовке редакторов.

В 1933 году вместе с мужем, известным башкирским писателем Губеем Давлетшиным, она уезжает в Баймакскии район Башкортостана и работает там сотрудницей газеты «Зерновая фабрика». В 1934 году становится делегатом первого съезда Союза писателей СССР, где встречается и беседует с Максимом Горьким.

Первое произведение Давлетшиной — рассказ «Пионерка Хылукай» (1926 год). Настоящий успех приносит ей повесть «Айбика» (1931), написанная под впечатлением от коллективизации.

Роман «Иргиз»

Тридцатые годы становятся весьма плодотворными в творческой деятельности писательницы. Наиболее широкую известность приносит роман «Иргиз». Отдельные его отрывки печатаются еще в 30-е годы, однако репрессии прерывают творческую работу писательницы.

B 1937 году Хадия была арестована, муж еë расстрелян как враг народа. После пяти лет лагерей, Давлетшиной разрешено жить в Бирске без права выезда и запрещено заниматься литературной и педагогической деятельностью.

Лишь в 1957-ом роман вышел в свет при активном содействии земляка писательницы народного поэта Башкортостана Рашита Нигмати. Сама писательница умерла 5 декабря 1954 года в Бирске и не увидела выхода в свет романа.

Роман «Иргиз» сразу же после публикации завоёвывает популярность среди читателей. В 1967 году Хадия Давлетшина за свой роман удостоена государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.

Роман «Иргиз» о жизни башкирского народа в 1902-1912 гг., наполнен историческими событиями. Главный герой произведения — народ.

Роман становится крупным достижением всей башкирской прозы, эпохой в развитии жанра национального романа

Автор показывает — и это очень важно — особенности быта башкирского народа, еще полностью не отошедшего от феодально-патриархального образа жизни, но уже вступающего в буржуазный мир. В романе используются писательницей исторические песни и предания, легенды башкир, что придает повествованию особый колорит

Координаты: 55.411827, 55.524896 Адрес музея: г. Бирск, ул. Интернациональная, 10

Проект «Малые города — удивительные достопримечательности»

Начало творчества

Хадия Давлетшина написала свое первое произведение в 1926 году под впечатлением от творчества Горького, а в частности — его романа «Мать». Рассказ под названием «Пионерка Хылукай» был опубликован в газете «Молодежь Башкортостана» на башкирском языке. Ее постоянным помощником и наставником был ее муж Губай — его первые рассказы увидели свет всего тремя годами ранее. Супруги Давлетшины представлены на фото ниже.

В 1931 году была опубликована первая повесть Хадии Давлетшиной — «Айбика», описывающая события коллективизации

Этим произведением начинающая писательница впервые обратила на себя внимание. Она самостоятельно выполнила перевод повести на русский язык в 1936 году, таким образом ее творчество вышло за пределы национального

В 1932 году Хадия Давлетшина поступила в Московский редакционно-издательский институт. В том же году увидела свет ее вторая повесть — «Волны колосьев», описывающая жизнь простой башкирской женщины-работницы, благодарной советской власти за возможности, которых при старом режиме она не имела. Не окончив обучение в институте, Хадия вместе с мужем переехала в Баймакский район Башкортостана, где получила работу литературного сотрудника местной газеты «Зерновая фабрика».

В 1934 году Хадия Давлетшина стала башкирским делегатом на Первом съезде советских писателей, где, наконец, смогла познакомиться со своим «литературным отцом» — Максимом Горьким. Она вновь выступила делегатом уже на третьем съезде, который проходил в Минске в 1936 году.

В 1935 году писательница стала членом Союза писателей в Башкирской АССР. Страстная к учебе, в этом же году тридцатилетняя Хадия Давлетшина вновь стала студенткой — на этот раз Башкирского педагогического института имени Тимирязева. На протяжении всех этих лет Хадия не переставала писать рассказы, которые были выпущены отдельным сборником. Эта книга стала последним произведением, выпущенным при жизни писательницы.

«Бирский исторический музей»

Всю историю славного города Бирска можно узнать в «Историческом музее». Изначально он ютился в старинном здании постройки конца XIX века, а в начале XXI столетия приобрёл себе современное двухэтажное здание, которое отвечает всем условиям для сохранения экспонатов. Коллекция музея насчитывает более десяти тысяч единиц.

Уникальная фотовыставка, которая расскажет о Бирске, как о торговом городке. Интересна и познавательна этнографическая экспозиция. На втором этаже можно обозреть исторические находки со времён освоения города.

Местоположение: улица Коммунистическая — 56А.

«Иргиз»

Последнее десятилетие своей жизни, с 1942 по 1954 год, писательница посвятила созданию романа «Иргиз» — главному произведению своей жизни. Еще в 30-х годах она задумывалась над повестью о башкирских героях времен революции. Окончательно задумка произведения созрела в голове Хадии во время лагерных будней — размышления о сюжете будущего романа помогали ей не сдаваться и ждать конца срока. Героем произведения стал Айбулат Адаров, ранее фигурировавший в неоконченной повести «Пламенные годы». Роман «Иргиз» явил собой красочную картину жизни самых разных слоев башкирского народа, с их укладом, образом мыслей и ролью в революционном движении. Эта книга и по сей день является одним из важнейших произведений башкирской литературы.

Роман «Иргиз» увидел свет лишь спустя три года после смерти Хадии Давлетшиной. Он был высоко оценен Союзом писателей, и за него в 1967 году писательница была удостоена посмертной премии Салавата Юлаева — главной республиканской награды, а также была окончательно реабилитирована в литературных рядах.

Забытый солдат и забытый вокзал

Одна из достопримечательностей — памятный знак, который биряне зовут «загогулиной». Среди тех, кто занимался установкой памятника на «красной линии», — местный предприниматель Олег Бобер. Он поясняет: «Памятник бирским нефтяникам. Стальная арматура и долото означают пробуренную скважину и установленную на нее запорную арматуру. Наших нефтяников знает весь Когалым! Многие из них завели в Бирске свой бизнес».

Да, благосостояние горожан, строительство новых микрорайонов и коттеджных поселков напрямую связано с деятельностью Бирского управления буровых работ и геологопоисковой конторы. Многие и сейчас работают вахтовым методом. Я немного критикую «загогулину» с эстетической стороны. Олег и его знакомые на «Ленд Ровере» тут же предлагают: «Недавно установили памятник воину-афганцу. Деньги собирали всем городом. Поедем, посмотрим».

Памятник воину-афганцу. Фото Сергея Синенко

Памятник воину выполнен в реалистическом духе. Несомненная удача. В монументальном искусстве военной тематики мы привыкли к условности, обобщенности образа, и эта условность давно не трогает. Скульптура воина, отдыхающего на камне, впечатлила правдивостью. Узнается все: тип лица молодого русского мужчины, трофейный разгрузочный жилет-нагрудник для автоматных магазинов ровно на три рожка. Искренна и сама поза — руки на «калаше», высокие ботинки опираются на камни. Афган… Так все и было, решения принимали на самом верху, а след остался в самой глубинке, причем так никто и не объяснил отчетливо, зачем мы пришли на чужую землю с оружием в руках?!

Установлен же памятник… прямо перед железнодорожным вокзалом. Что, спросите вы, через Бирск уже провели железную дорогу? Нет, конечно.

Старинное здание железнодорожного вокзала — единственное в России, которое ни разу не слышало паровозного гудка! Дело было так. Купеческому городу железная дорога была очень нужна. Местное земство неоднократно выступало с предложением провести Московско-Кыштымскую дорогу через Бирск. Предварительные договоренности были достигнуты, и в 1907 году железнодорожный вокзал второпях стали строить. И тут разочарование — проект отклонен.

Биряне не успокоились. В 1918 году от Уфы запланировали провести узкоколейку, да помешала Гражданская война. Но вопрос окончательно не закрыт до сих пор. В Госкомитете РБ по транспорту и дорожному хозяйству есть перспективный проект строительства железнодорожной ветки от Уфы до Янаула через Бирск. 182 километра этой дороги сократили бы путь от Уфы до Екатеринбурга ровно вдвое. Конкретики по срокам нет, но биряне, особенно «современные купцы», на этот проект очень надеются, ведь вместе с рельсами у города появятся новые перспективы развития.

Это здание было построено в Бирске как железнодорожный вокзал. Фото Сергея Синенко

Октябрьская становится Троицкой

Сердцевина Бирска — это огромная Октябрьская площадь. Она больше Советской площади Уфы раза в два. Здесь раньше проходили ярмарки, на которые съезжались со всего Бирского уезда, а он был самым большим в Уфимской губернии. Оказавшись на площади, останавливаюсь, уже по-настоящему пораженный. Вижу над зданием кинотеатра «Аврора» огромный купол. Значит, восстанавливается кафедральный собор!

Нужно пояснить. Бирский Свято-Троицкий кафедральный храм был построен в 1835 — 1840 годах и по величине спорил даже с уфимским Воскресенским собором, вмещавшим до трех тысяч человек и уничтоженным в советское время до основания. В Бирске же ограничились тем, что снесли огромную церковную главу и устроили кинозал. Для своей книги «Уфимская епархия» я тщетно искал современную фотографию, на которой здание выглядело бы привлекательным, но нет, с нарушенными пропорциями храм стал обычной «киношкой». А о том, что купол собора уже восстановлен, я даже не подозревал, поэтому просто ахнул от нежданно открывшейся красоты и величественности.

Разговорился с проходившей мимо женщиной. Нине 66 лет, работала преподавателем немецкого языка в пединституте. «Вы бы знали, как люди ждут открытия Троицкого собора! Этот храм — символ нашего города. Сегодня учат все, но одни доброму, а другие — злому. Когда откроют храм, снова для нас площадь станет Троицкой».

Высказываю ей слышанные недавно в салоне «Ленд Ровер» соображения: «Не много ли храмов на один город, кто будет их содержать?» «Не знаю уж, какие-такие бизнесмены это говорили. Деньги на восстановление собора дал благотворительный фонд «Бирск» — это деловые люди. Наши предприниматели Александр и Сергей Пензины, Александр Афонин и другие бесплатно кормят рабочих, занятых на стройке, дают хлеб и мясо. И не только они, стройке помогает весь город. Да, храмы посещают люди небогатые, большинство — женщины

Но для женщин особенно важно быть чистыми нравственно и опрятными физически, ведь на них держится семья»

Иду дальше. А вот и знаменитый дом купца Чиркова. В нем в годы войны располагалось эвакуированное из Ленинграда военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи, в котором учился выдающийся композитор Георгий Васильевич Свиридов. Сейчас здесь библиотека. От Трехсвятительской церкви поворачиваю вниз по улице Коммунистической. В городе много родников: Солянка, Три Брата, за 3-й школой, в овраге за старым кладбищем, в низине Калмазы и на Мало-Кавказской. И это еще не все.

Дом купца Ивана Чиркова, вид с пожарной каланчи. Фото Сергея Синенко

Галкина гора

Историка Василия Белоглазова администрация города использует как «палочку-выручалочку» — он знает, что в городе показать, интересно рассказывает. Вместе с ним отправляемся в старую прибрежную часть города. Почти вся она состоит из небольших усадеб и усадебок. Почти такой же и уклад.

Не стесняюсь заглядывать в окна. Фикусы, большой глобус, пластмассовая челюсть в стакане с водой радостно сияет, словно пустила корни. За невысоким забором — длинные поленницы, сараи и сарайчики, качели, лавочки, дощатые уборные. Зимою сквозит кустодиевское, летом — поленовское, осенью и весной — саврасовское, в общем, художнику приволье для этюдов.

Есть, конечно, и такие развалюхи, что думаешь: вот это и есть задворки цивилизации. Бедность, заброшенность. Но когда нет выбора, человек домом назовет и хлев, и звериную нору. Мир за этими заборами кажется сер. Но серо-стабилен и потому тоже по-своему прочен: жить трудно, но можно.

Расцвет Бирска был связан с тем, что он оказался вторым после Уфы по значению речным портом. Главным грузом был хлеб, который стекался сюда со всей северной части Уфимской губернии. Разговорились с сотрудником бирского порта Алексеем. «Знаете, есть такие крикуны: «Я люблю Бирск!» Иногда доходит до того, что на других показывают: «Смотрите, он не любит Бирск! Он — враг Бирска!» А я город люблю столько же, сколько же и не люблю. При всем том никогда не отрекался. И к государству отношение такое же. Из него нет выхода, для меня, по крайней мере, никогда не было. И надобности не было выходить. Какое бы начальство ни было, правительство — это одно, а Россия — другое».

На месте исторического возникновения города сегодня находятся церковь, тюрьма и кладбище. Именно в такой последовательности исследую Галкину гору. Как и положено, господствует над местностью Михаило-Архангельский храм. Он стоит на самой высокой точке холма над бельской кручей. Сейчас, после восстановления колокольни, он кажется еще величественней.

Михаило-Архангельский храм на Галкиной горе. Фото Сергея Синенко

Захожу в церковь. Встречают женщины Алевтина, Татьяна. Другие насторожены, отказываются себя назвать, но выражают мнение: «Сегодня все получили в руки прямо-таки игрушку: ни во что не верить, никого не любить и ничего не бояться. Живем как в уголовном мире!»

Высказываю слышанные от местных предпринимателей соображения по поводу «окупаемости церквей». Татьяна улыбается: «Окупаемость? Так мы последнее в церковь отнесем, бесплатно работать будем, когда другие уже забыли слово «бесплатно». А богатых жизнь прижмет. Помирать соберутся, все равно в церковь придут, куда им деться, кто грехи отпустит?»

Севернее церкви находится здание местного СИЗО, которое зовут тюрьмой на Галкиной горе. Именно здесь в 1663 году начали строить город-крепость Бирск. В краеведческом музее видел макет, по которому можно представить древний кремль. Это ограждение из бревенчатого частокола с четырьмя сторожевыми башнями по краям. В 1774 году крепость была сожжена, но вскоре восстановлена, а вместо бревенчатого появилось каменное ограждение.

На этом месте впоследствии возник женский монастырь. Основанная в 1857 году Бирская женская община в 1870 году была переведена на Галкину гору. В монастыре находилась каменная Свято-Троицкая церковь, несколько жилых и хозяйственных корпусов. В 1878 году Троицкую общину переименовали в Свято-Троицкий общежительный женский монастырь.

В начале ХХ века вокруг монастыря поднялись белокаменные стены с невысокими угловыми башнями с шатровым покрытием. Монастырь закрылся в 1924 году, одним из последних в Уфимской епархии. Некоторые из монахинь были осуждены и сосланы. А затем обитель постигла участь большинства монастырей — здесь организовали исправительно-трудовое учреждение. В 1937 году оно было передано в ведение НКВД. Названия и подчиненность впоследствии менялись, но суть оставалась прежней.

С северо-запада почти к тюремным стенам примыкает старинное кладбище. Сильное впечатление производят мраморные и гранитные памятники купцам, особенно черные надгробия купцам Чирковым.

«Свято-Троицкий женский монастырь»

Свою историю монастырь ведёт из далёкого XIX века, когда он был создан, как обыкновенная женская община. Спустя три года общину преобразовали в монастырь, который становится одной из самых крупных обителей всего Уральского региона.

В начале XX столетия, после революции и войны, монастырь, как и многие святыни, претерпевает разруху и закрытие. Но в 2013 году происходит чудо – решением Священного Синода монастырю дарится вторая жизнь. В настоящее время монастырь является действующим, но для посетителей открыты не все двери этой православной святыни.

Местоположение: площадь Чапаева — 15.

Кто выведет город из спячки?

День был пасмурный, ветреный, но Бирск оставил светлое впечатление. Уезжал с сожалением, перебирая: «С этим не сумел встретиться, это не успел посмотреть». И конечно, оставалось много вопросов. Главный — кто именно будет поднимать Бирск, выводить его из спячки, что за люди?

Признаюсь, я старательно всматривался в лица именно со стремлением понять — кто передо мной, каков его человеческий потенциал? Случайный человек «на должности» или знаток дела, опытный организатор; мечтатель и прожектер или реалист-практик? И здесь больше вопросов, чем ответов, потому что есть у старомодности такая особенность, как непрактичность, мечтательность, что делает очень уязвимым в современных жестких условиях.

Да, жителям мегаполисов Бирск интересен именно своей патриархальностью, камерностью, старомодностью. Это единственный в республике город-музей. Но без посетителей музеи бессмысленны, а чтобы Бирску реализовать свой немалый исторический потенциал, нужна продуманная политика на макроуровне и профессиональные подходы в решении конкретных текущих задач.

Ну, посудите сами. Концепция развития туризма разработана, хранится в администрации. Видимо, готовили ее старательно, всем миром, желая побольше мыслей вместить. Получилось с избытком.

Что предлагается? Многое. И реальное, и не очень. Выпустить путеводители, наборы фотооткрыток, организовать продажу сувениров. Поставить в центре города много скамеек и урн, построить гостиницы с видом на Белую и кафе с большими окнами и видом на исторические памятники. Сделать горнолыжную трассу, организовать буксировку на лыжах за конными санями. На реке Бирь создать искусственный залив. Построить помещения, внутри которых будет расположен археологический раскоп с характерными слоями и древними предметами…

Особенно интересно — о воссоздании атмосферы старого города. Цитирую городскую газету «Победа»: «Всячески поощрять бойкую торговлю местными товарами с лотков или даже прямо на асфальте на Октябрьской площади. Торговля должна выглядеть, как народное действо, как нечто среднее между ярмаркой и балаганом. Элементы анимации, звучание глиняных свистулек, марийских рожков и бой барабанов в торговых рядах создадут неповторимую атмосферу праздничной ярмарки. Лотошникам рекомендуется торговать… изделиями местных мастеров и рукодельниц, особенно с марийскими традиционными орнаментами с вишневым цветом на белом».

Что тут сказать? Вещи вполне очевидные и необходимые перемешаны с предложениями, которые, как бы мягче выразиться, труднодостижимы. Не чересчур ли высокой поэтичностью обладает концепция, хотя основным достоинством ее должна быть инвестиционная привлекательность и реалистичность?! За один день всего, конечно, не увидишь и не поймешь, но у меня создалось впечатление, что Бирск смогут вывести из спячки не прожектеры и не скептики, а именно реалисты. Даже не исключено, что те самые, которые в «Ленд Ровере» так живо обсуждали вопрос: «На какие средства храмы и памятники будем содержать?!» Они на барабаны и свистульки не купятся

Важно, чтобы они, кроме финансовых средств и деловой хватки, имели бы еще и ту старомодность, которая безусловную духовность предполагает. То есть истина, как всегда, где-то посередине

Размышления у памятника купцу

В Бирске народ не смурной, разговорить легко. Особенно если иногородний так искренне удивляется. А удивляюсь я вот чему: среди людской суеты замечаю скульптуру — бородатый купец в кафтане, а у его ног собака, охраняющая ларец. Прямо за этим памятником народ торгует помаленьку с лотков. У меня вопросы — что за купец, почему именно купец? Люди рады просветить наивного человека. «Бирск — город искони купеческий». «Здесь все хорошие дома купцами построены».

М-да, думаю я, купец не жнет, не сеет, не изобретает, ничего не производит. Так, передаточная инстанция, у одних берет, другим продает. Но зачем-то он ведь нужен в обществе. Не только социально, но даже и духовно. Он был, согласно Евангелию, изгнан из храма в мир житейской обыденности. Но именно поэтому на Руси предстает хранителем древнего благочестия. Словно предупреждение нам: вернуться в храм, будучи однажды изгнанным, не так-то легко…

Воин-афганец, купец… — хорошие памятники появились в Бирске. Они нужны, очень оживляют город. Главное, не увлечься «ироническими скульптурами», размножившимися в последнее время по российским городам, вроде памятника сантехнику, гуляке или зубному врачу. Это стало каким-то поветрием.

Патриархальному Бирску такие сантехники ни к чему. А вот поставить памятник основателю города — задача достойная. Тем более сохранился указ Великого Государя, из которого ясно, что в город Бирск направлен строить уфимец Иван Иванович Черников-Анучин, действующий по приказу уфимского воеводы Петра Тимофеевича Кондырева.

Конечно, такой памятник — дело не быстрое. Боюсь, биряне меня растерзают, но все же рискну предложить. Памятник первостроителю мне видится на Галкиной горе, прямо перед Михаило-Архангельским храмом, над склоном холма. Повернувшись лицом в сторону речного простора, Черников-Анучин рукой указывает на храм.

Бирский Свято-Троицкий кафедральный храм постройки 1835-1840 гг. планируется восстановить в первозданном виде. Фото Сергея Синенко

«Музей яблока»

Бирск расположен на территории, где очень удачный климат для вызревания редких сортов яблок. Яблоко – это символ города, оно изображено на гербе, а яблоневые сады – главная гордость этой местности. Именно поэтому в Бирске создан «Музей яблока», который регулярно посещает большое количество разновозрастных гостей.

В небольшом, но уютном зале экскурсоводы расскажут историю яблоневых садов, а также о Садовом Духе – хранителе яблок. Здесь можно увидеть всевозможные поделки декоративно-прикладного искусства и сувениры, посвящённые этому фрукту. Также, при желании, можно самому создать яблоко из любого предлагаемого материала.
Местоположение: улица Карла Маркса — 1Б.

Взгляд с пожарной каланчи

Есть точка, откуда можно оглядеть разом весь город, — пожарная каланча. В Бирске я был лет десять назад и запомнил деревце, торчащее из этой каланчи. Теперь с радостью замечаю — нет деревца, олицетворяющего разруху. А вот и кирпичная арка полукругом. В хорошем состоянии, но что-то не то. Вспоминаю: под аркой раньше висел фонарик, теперь его нет. Биряне, скажите, где фонарик, ведь для вашей уникальной арки это деталь важная, историческая.

Пожарная арка постройки 1914 года. Фото Сергея Синенко

В течение дня искал способ пробраться на эту самую каланчу. Ключи хранятся в администрации города, в отделе культуры. Наконец получилось. Попасть туда сложно. Пробираюсь через актовый зал, прямо за сценой, а на ней в это время читают стихи про любовь. Деревянная лестница с широкими ступенями, но они никак не кончаются — редкой высоты каланча. На стене выцарапано неразборчиво: «Заступил на службу в 18… году пожарник…». В общем, историчность во всем.

С высоты открылся весь Бирск. Солнца не было, но окрестности смотрелись приглядно. Дымов не видно. Покой. Тихий мир, где ни движения, ни звука. В южную сторону — парк Соколок, излюбленное место отдыха горожан. Всем знакома присказка: «Соколок, ах Соколок, бельские просторы! Зачем ехать на Кавказ, здесь такие горы!».

Прямо на западе в Забелье — озеро Шамсутдин, известное место купания и рыбалки. Это старица Белой, вытянувшаяся на одиннадцать километров.

Бирск расположен очень компактно, но понимаешь это, только глядя с «пожарки». Вот Галкина гора, Калмаза, Собачий поселок, Кулига, Короткие Ложки, Старая переправа, Курмыш. Названия очень сочные. Про часть города рядом с рекой говорят: Покровская площадь, «нижний базар» или просто «низ». Есть в Бирске свой Дом Павлова, Гандурас, Учительский дом, Бараки, Зибуны и Пентагон. Дом, где жили известные хулиганы, зовут Чикаго.

С каланчи хорошо видно старинное здание 3-й школы на улице Коммунистической. О нем хочу сказать отдельно. Есть понятие «патина времени». Это такой окисел, который придает особую ценность и благородство. Его ни в коем случае нельзя счищать, это след вечности, потому что истинность, «настоящесть» удостоверяется лишь долгим существованием. Если здание 3-й школы выкрасить, оно потеряет всю свою историчность. Каменная кладка здесь изящная, особенно полукруглые элементы, а от времени и дождей выступы выбелились, обнажив нижний слой и создав на красном фоне сложный узор, только подчеркивающий мастерство каменщиков. Биряне, ничего с фасадом, пожалуйста, не делайте. Поверьте, это уже шедевр. Со стороны виднее.

Здание школы № 3 сохраняет «патину времени». Фото Сергея Синенко

«Десяткинский порог»

Насладится живописностью природы и отлично отдохнуть можно в двенадцати километрах от Бирска. Именно здесь находится одна из прекрасных природных достопримечательностей – «Десяткинский порог».

Река Бирь, которая протекает в окрестностях города, имеет равнинное течение, но именно в этом месте она приобретает характер горных рек. Благодаря осадочным породам здесь образовался двухступенчатый порог, а за ним воронка глубиной в пять метров. Отличную рефлексию подарят разнообразные представители растительного мира с чудным ароматом и многочисленные пернатые с различными трелями.

Специфика малого города

Продолжаю с жителями Бирска общаться и не сразу, но понимаю — довольно старомодные люди. Книги читают, на фортепиано играют и знают еще много ненужных вещей. Например, помнят, кому принадлежали дома-памятники: «В этом купчиха Морозова жила, в этом — Коновалов и Сизов, а этот Иван Петрович Таганов построил. Вот дом купца Мотыгина, это — магазин аптекаря Гребешка, а это дом акушерки Ватлашовой, здесь — здание Городской управы». Не забывают и старые названия улиц: «Интернациональная раньше Миллионной была, Давлетшиной — Соколиной, Ленина — Сибирской». В общем, нет по-уфимски наплевательского отношения к старине.

Конечно, сорокатысячному городу с миллионной Уфой мериться сложно. Другие масштабы. Но в одном жители Бирска с уфимцами померяться могут — трепетным отношением к собственной истории, к старинной архитектуре. И вот вопрос естественный возникает: почему, откуда такая разница? В чем причина? Попытаемся разобраться.

Во-первых, конечно, подготовка к юбилею. В этом году Бирск будет отмечать свое 350-летие. Проводить решили 7 сентября, совместив День города и фестиваль «Бирское яблоко». Горожане и городское руководство относятся к этому серьезно. Уже несколько лет идет подготовка к событию. Восстанавливается весь исторический центр. С этим связано и состояние памятников. Но это не все.

Проявляется и специфика малого города. Все друг друга знают, всяк на виду, связи между людьми гораздо теснее, чем, предположим, в Уфе. В городском руководстве почти нет чужаков, пришлых людей — почти все выросли в Бирске или живут здесь достаточно долго. Для них Бирск не просто местность для проживания, которую легко поменять, о которой незачем заботиться, а город, с которым связаны кровно. Сто раз такой человек подумает, прежде чем дом-памятник ломать, а оплошает — биряне об этом век будут помнить. В этом смысле уфимским варварам легче — они анонимны.

Немаловажно и то, что сама старина осталась в большом объеме. Вместе с вновь выявленными в маленьком Бирске 104 памятника истории и архитектуры! Есть что сохранять

Воспитывает сама атмосфера старого города. Конечно, можно и в Стерлитамаке встретить интересные исторические кварталы, но не в таком количестве.

Наконец, подумал я, небогатому маленькому городу проще сохранить свое лицо. Раз нет больших финансовых потоков, то нет и слишком явного разделения на бедных и супербогатых, нет вызывающе наглых хором, коттеджного архитектурного беспредела.

Дендрологический детский парк «Берендей»

Уже двадцать лет радует посетителей парк «Берендей». В настоящее время это единственный парк в республике. Заложен он был простыми школьниками, и именно они ведут здесь работы и наблюдают за многочисленными и разнообразными растениями. Здесь мирно соседствуют растения, привезённые из разных уголков планеты:

  • Китая.
  • Востока.
  • Приамурья.
  • Японии.
  • Средней Азии.
  • Балкан.
  • Северной Америки.

Вся территория дендрария поделена на зоны, возле каждого растения есть табличка с названием. Есть водоём с многоуровневым фонтаном, где высажены деревья и кустарники, предпочитающие влагу. Посетив «Берендей», можно не только полюбоваться и отдохнуть на природе, но и узнать много нового – на входе стенды с информацией о представителях флоры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: