История Чердыни
Первое поселение на этом месте возникло еще в VIII-IX веках. В X-XV веках на Троицком холме существовало укрепленное городище, относящееся к родановской культуре.
С XIV века Чердынь стала центром территории под названием Пермь Великая. Но она несколько раз меняла свое местонахождение. Считается, что это уже ее третье место, а раньше Чердынь была на месте Пянтега и Покчи.
Через Чердынь шли дороги за Урал. Она имела крупные торговые связи с другими странами. В обмен на ценную пушнину сюда шли в том числе изделия из серебра. Так родились легенды о закамском серебре. О богатстве этих мест наглядно свидетельствуют многочисленные находки кладов. Некоторые из них можно увидеть в музее Чердыни.
Точная дата основания города неизвестна. Первое письменное упоминание Чердыни относится к 1451 году (Вычегодско-Вымская летопись). Тогда московский князь Василий II назначил наместником в Чердынь вереинского князя Михаила Ермолича. Этот год официально считается датой рождения города.
Борцы за православие склоняли жителей Чердыни к христианству. В 1455 году для епископа Питирима эта попытка окончилась неудачей – он был убит вогулами.
В 1462 году епископом Ионой в Чердыни был основан Иоанно-Богословский мужской монастырь и заложена деревянная церковь Иоанна Богослова.
В 1472 году Пермь Великая присоединилась к Московскому государству.
В 1505 году в Чердынь назначили московского наместника, после чего население города становится преимущественно русским.
В 1535 году на Троицком холме была построена деревянная крепость. С трех сторон ее надежно защищали глубокие овраги, а с четвертой стороны соорудили ров и высокий земляной вал длиной 130 метров. Крепостной вал прекрасно виден и сейчас, поражая своими размерами. Крепость выдержала 11 крупных нападений татар и вогул. В 1535 году Чердынь получила официальный статус города.
Но в 1595 году появилась более короткая Бабиновская дорога через Соликамск. Чердынь оказалась в стороне и ее значение стало снижаться.
В 1781 году образован Чердынский уезд, просуществовавший вплоть до 1923 года. Чердынский уезд был самым большим в Пермской губернии, охватывал обширную территорию площадью 70 790 км2.
В 1783 году утвержден герб города Чердынь. Символ города – лося – можно увидеть в виде арт-объекта на площади перед автовокзалом. В наши дни разработан и брендбук города с лосем.
В 1792 году город сильно пострадал от опустошительного пожара. Сгорели крепость, церкви, дома. Осталось лишь 35 построек. Чердынские купцы участвовали в восстановлении города, выделяли средства на постройку новых общественных зданий и церквей.
В 1970 году Чердынь включена в список 116 исторических городов России. В настоящее время численность населения города около 4,7 тысяч человек. Это один из самых маленьких городов страны.
Д.Н. Мамин-Сибиряк о Чердыни
«Благодаря высокой воде наш пароход мог подойти к самой Чердыни, — летом это не всегда возможно, потому что Колва в жару быстро мелеет. Издали вид на город очень красив. На правом высоком берегу Колвы живописно скучились городские домики, а впереди всех выдвинулись старинные церкви. Получалось что-то вроде кремля…
Внутри город производит такое же приятное впечатление, как и снаружи – улицы широкие, всякое строение «в планту», одним словом, как следует быть благоустроенному городу. Нужно заметить, что и здесь, как вообще в русских городах, главным архитектором были бесчисленные пожары – Чердынь выгорала раз пять, и от старинных построек остались одни церкви…
Чердынь, как вечный город Рим, расположена на семи холмах… С трех сторон она, благодаря крутым оврагам, была совершенно неприступна, и только западная часть защищалась земляным валом… Вид из этого кремля на левый берег – один из красивейших на Урале: под обрывом берега глубоко внизу катится светлая Колва, за ней идут поемные луга, а дальше начинается сплошной лес, широким размахом подходящий к Полюду-Камню. Эта гора венчает картину. Представьте себе постамент памятника Петру I, увеличенный в несколько десятков тысяч раз – вот вам и портрет этой горы. Полюд к городу стоит боком и рельефно выделяется на горизонте, точно гребень поднявшегося девятого вала…»
Чердынский краеведческий музей
Обязательный для посещения в Чердыни объект – краеведческий музей. Пожалуй, это самый интересный и богатый по своим коллекциям провинциальный музей Урала. А еще он один из старейших в Пермском крае, поскольку был открыт в 1899 году — в честь 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина (музей носит его имя).
Музей создан благодаря председателю Чердынской уездной управы Д.А. Удинцеву – мужу сестры писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
В музее очень много интереснейших экспонатов. В том числе богатые археологические и этнографические коллекции, здесь можно увидеть фигурки пермского звериного стиля, клады монет, восточное серебро, а также оковы боярина Михаила Романова. В прошлом эти оковы почитались, как святые, и прикоснуться к ним шло немало паломников.
Интерес среди туристов вызывает и икона «псоглавца» — святого Христофора с головой собаки. В прошлом чердынские охотники считали его своим покровителем, а перед началом сезона охоты священник кропил охотничьих собак святой водой. Кстати, в 1722 году церковь запретила рисовать этого святого с собачьей головой, а ранее написанные изображения были уничтожены, как «противные естеству, истории и самой истине». Лишь несколько изображений «псоглавца» чудом дошли до наших дней. Одно из них на иконе в Чердынском музее, другое – на фреске в церкви Ныроба. Это изображение вдохновило писателя Алексея Иванова на создание романа «Псоглавцы».
Музей размещается в двухэтажном здании земской уездной управы 1850 года постройки. Над входом можно заметить аббревиатуру «Ч.У.З.У».
Справа от входа в музей – выставка старой сельскохозяйственной техники под открытым небом.
Музей очень интересен, а билеты вполне доступны (60 руб.). Напротив, на Юргановской, 60 находится выставочный зал (раньше в этом здании была женская гимназия XIX века).
По выходным музей работает, но при посещении имейте в виду, что с 13:00 до 14:00 в музее обед.
Адрес Чердынского краеведческого музея: ул. Юргановская, д. 69.
Режим работы: с 9.00 до 18.00, кроме понедельника, вторника
Тел. (34240) 2-88-32, 2-13-07.
На улице Прокопьевской сохранилось здание больницы, со второго этажа которой в свое время спрыгнул отправленный в Чердынь в ссылку поэт Осип Мандельштам, пытаясь покончить с собой. Об этом событии напоминает мемориальная табличка. Позже жена поэта в своих воспоминаниях написала про город: «Чердынь обрадовала нас своим пейзажем и общим допетровским обликом».
А сам Осип Мандельштам написал стихотворение:
Как на Каме-реке глазу темно, когда
На дубовых коленях стоят города.
B паутину рядясь — борода к бороде —
Жгучий ельник бежит, молодея, к воде.
Упиралась вода в сто четыре весла,
Вверх и вниз на Казань и на Чердынь несла.
В Чердыни очень много купеческих домов и просто интересных старинных построек. Благодаря удаленности Чердыни, при советской власти не разрушили и не перестроили ее церкви и другие старые здания. В отличие, например, от Ирбита, который мог бы быть очень похожим на Чердынь.
На улицах города встречаются таблички для туристов с интересной информацией из истории города, установленные к отмечавшемуся в 2011 году юбилею Чердыни.
А недалеко от Троицкого холма можно увидеть заставу со шлагбаумом. Воссоздана застава, появившаяся в Чердыни в 1683 году для контроля над проезжающими по дороге и высылке беглых крестьян.
Кстати, в Чердыни возвращены названия улиц, которые были здесь до революции. Поэтому здесь нет улицы Ленина. А таблички на магазинах выполнены в дореволюционном стиле.
Достопримечательности Чердыни
Спасская часовня
Установлена в 2007 г в честь павших защитников города, остановивших наступающих татар в 1547 г. По легенде, во время набега на Чердыни ратники были в походе, и навстречу татарам вышли 85 ополченцев, которые дали им бой на дальних подступах к городу на льду Колвы. Все защитники погибли, но сражались так яростно, что татары не рискнули идти на штурм… |
N60.40125 E56.48472 | |
Краеведческий музей
В 1899 году в городе был открыт общеобразовательный музей в ознаменование 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. В этом же году в городе был создан археологический музей. В 1918 году оба музея слились в один Общеобразовательный музей имени А. С. Пушкина. Музейное собрание составляет более 110 тыс… |
N60.40182 E56.47982 | |
Церковь Илии Пророка
Частично новодел, частично сохранились элементы деревянной церкви из с. Бигичи. Расположена на Троицком холме за музеем истории веры. Строится на месте исторической Троицкой церкви, разрушенной в середине XX века. Хотя и повторяет полностью оригинал из села Бигичи, в ее конструкции заметно совсем мало деталей старого здания… |
N60.40156 E56.48705 | |
Успенская церковь
Успенская церковь в Чердыни построена в 1784 году. Предшествовавшая ей деревянная церковь принадлежала девичьему монастырю, упраздненному в 1764 году. Планировка двухэтажной церкви традиционна. Одноглавая, квадратная в плане храмовая часть, высокие пятигранные апсиды, трапезные. Все части здания перекрыты сомкнутыми сводами и соединены широкими приподнятыми арками… |
N60.40110 E56.48367 | |
Чердынская застава
Современная реконструкция (2011 г) заставы, располагавшейся на Чердынском (Вишерском) тракте. Другое название название — «Государева дорога соболиной казны». Является первым торговым трактом в Сибирь, и активно использовалась вплоть до 1597 г . |
||
Музей истории веры
Прекрасный музей со множеством интереснейших экспонатов, собранных с окрестных церквей. Расположен в Успенской церкви (1784). Иконы, церковная утварь и материалов по храмам Чердынского района. |
N60.40102 E56.48331 | |
Усадьба купца Ремянникова | N60.40364 E56.48358 | |
Собор Воскресения Христова
Воскресенский собор в городе Чердыни заложен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви на одном из холмов в центральной части Чердыни. Освящен в 1754 году. Неоднократно перестраивался. К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны — в честь Стефана Пермского и в 1785 году — Никольский с севера… |
N60.40214 E56.48763 | |
Памятный знак гражданам Чердыни
Расположен у небольшом сквере рядом с Успенской церковью. |
N60.40103 E56.48294 | |
Богородицкая церковь (Пянтег)
Село на левом берегу Камы, к юго-западу от Чердыни, примерно в 30 км. Древнейший населенный пункт в Пермском крае, в котором сохранилась уникальная деревянная Богородицкая церковь. Старейшая деревянная церковь Пермского края. Возможно, перестроена из крепостной башни. Не известен ни ее возраст, ни ее строители, хотя предполагается, что эта церковь была построена в XV веке… |
N60.15372 E56.26536 | |
Благовещенская церковь (Покча)
Село в 5 км севернее Чердыни, по дороге на Вильгорт и Ныроб. Древняя коми-пермяцкая столица, существовавшая еще до прихода русских. Около одного из домов можно увидеть остатки крепостного вала. Также село известно краснокирпичной Благовещенской церковью начала ХХ века, в которую дважды ударяла молния… |
N60.45756 E56.45981 | |
Иоанно-Богословский мужской монастырь
Иоанно-Богословский мужской монастырь был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462—1463 годах в Чердынском крае, будущей Пермской губернии, близ того места, где впоследствии возник город Чердынь. Со времени основания монастыря ему покровительствовали Великопермские князья, ими были пожертвованы монастырю немалые земельные угодия… |
N60.40803 E56.48823 | |
Всехсвятская церковь
Церковь во имя Всех Святых расположена в сев. части Чердыни, в районе кладбища. Построена в 1816 г. на средства и стараниями чердынского купца Степана Углицких. Небольшой объем куба церкви покрыт широким куполом и увенчан одной главой на круглом барабане; главой аналогичной формы выделена и апсида. Своеобразие церкви придает колокольня… |
N60.41597 E56.47833 |
Сколько лет ПЗС и кто его создатель?
Фигурки обычно относят к VII — XII в. н. э. — такая точка зрения закрепилась в науке и не пересматривается несмотря на многочисленные новые исследования. Есть мнение, что их следует отнести вообще в эпоху палеолита.
Большинство исследователей приписывают фигурки к финно-угорской культуре, но вот какой же именно народ создал их не вполне понятно.
Например, коми или пермяки (финно-угорские народы, которые сегодня проживают на территории Пермского края) НЕ относят их к своей культуре и никак себя с ними не ассоциируют. Более того, для них подобные фигурки несут демонический смысл — в былые времена местные крестьяне, находившие такие фигурки, старались как можно быстрее избавиться от них, так как воспринимали их как некие черные метки приносящие несчастья. Некоторые коми-зыряне и пермяки считали, что эти, так называемые «черти», принадлежат вогульской культуре.
Картина Андрея Клименко
Основной претендент на то, чтобы именоваться создателем фигурок — загадочный народ чудь (белоглазая), который по некоторым данным занимал обширные северные территории от Финляндии до Сибири, в том числе и те, где были найдены фигурки. Кстати, все первые исследователи феномена пермского звериного стиля именовали фигурки «чудскими». Например, Дмитрий Анучин называл данные артефакты «чудскими образками», а первый альбом, посвященный пермскому звериному стилю (Ф.Тепляков, А.Спицын) именовался «Древности камской чуди».
Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Э.Чурилов считает, что мирный народ чудь, занимавшийся в основном охотой и различными промыслами, был оттеснен с обжитых ими земель на север с приходом более воинственных кочевых племен с юга. Им приходилось уходить в девственные таежные леса, где не было не поселений, ни родовых святилищ (современная территория Пермского края), в связи с чем и возник феномен пермского звериного стиля — создавая такие фигурки (богов), чудь имела возможность отправлять религиозные и культовые ритуалы без святилищ. Отсюда же, возможно, возникли и многочисленные легенды о том, что чудь «ушла под землю» или исчезла — на деле же она действительно ушла, но просто севернее.
Хотя, что случилось с ней потом — неизвестно. Основная загадка данного народа в том — что он действительно исчез, растворился где-то на дорогах истории, но при этом оставил за собой целый шлейф легенд и артефактов (помимо предметов пермского звериного стиля, это многочисленные «чудские городки» — остатки которых раскинуты по всей Уралу и Сибири, нередко их местоположение связано с какими-то пещерными туннелями). Считается, что остатки чуди были полностью ассимилированы коми, русскими и вепсами.
Н. К. Рерих. Чудь подземная
Легенды о чуди довольно противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя. Другие финно-угорские народы (коми-зыряне, пермяки) от чуди дистанцируются, (так же как и от артефактов пермского звериного стиля) и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что чудь — это народ славянского корня.
Существует также гипотеза, что «ушедшая под землю чудь» — это и вовсе не реальный народ, а собирательное название для старых богов, духов и домовых, которые с христианизацией края стали «нечистыми», «злыми» и «куда-то ушли». То есть те же коми-пермяки могли и быть создателями пермских фигурок в незапамятные времена, но перестали себя с ними ассоциировать — как и со своими старыми богами — в момент разрыва культурных связей и потери преданий о собственном прошлом. Как бы то ни было, внезапное и чуть ли не единомоментное прекращение изготовления фигурок — еще одна загадка пермского звериного стиля. Как правило, никакие традиции литья, росписи или иных художественных промыслов не исчезают так, а постепенно видоизменяются, трансформируются во что-то новое.
Газеты о загадочном явлении в Чердыни
«Из Чердыни сообщают, что там в 3 ч. 35 м. дня, 17 июля, в направлении с юго-запада на северо-восток был усмотрен быстро плывущий по воздуху предмет на высоте, превосходившей в то время расстояние между облаками и землёй. Предмет этот блестящий с ясно-обозначенными двумя боковыми крыльями и с каким-то подобием хвоста сзади. Наблюдался полёт этого предмета в течение 12 минут, причем он трижды проходил выше облаков и затем скрылся в указанном направлении».
(«Пермские губернские ведомости», № 162 от 25.07.1907 г.)
* * *
Чердынь – настоящий музей под открытым небом. Здесь много памятников архитектуры. Гулять тут можно долго. На мой взгляд, это самый интересный город Урала. Город приятный, душевный, в который хочется вернуться. Побывать здесь, пройтись по чердынским улочкам, проникнуться атмосферой этого места стоит каждому!
В наши дни Чердынь стала крупным туристическим центром Урала и Пермского края. Летом в окрестностях Чердыни проходит фестиваль «Зов Пармы».
Севернее находится село Ныроб, в котором погиб боярин Михаил Романов. Недалеко от Ныроба расположена самая длинная пещера Урала – Дивья. Ее длина более 10 километров. Также посещение Чердыни можно совместить с поездкой в окрестности Красновишерска: на Помяненный камень, Полюд или Ветлан.
Близнецы
В центре композиции два одинаковых культурных героя, с руками на поясе, с подчеркнутыми чертами лица – глазами, носом и ртом. Они стоят на ящере, у которого вытянутая морда и короткие лапы, над головами близнецов помещен свод из двух лосиных голов. Как известно, мифы о близнецах распространены у многих народов мира
Один из близнецов является положительным героем, он создает все полезное и важное, а второй является его противоположностью, он является разрушителем. Порядок и хаос, таким образом, проявляются в дуалистичной природе близнецов
При этом они включены в традиционную модель Вселенной пермского звериного стиля – небесный свод из лосиных голов и подземный мир, олицетворенный фигурой ящера. VIII — IX вв.
Место находки — село Редикор Чердынского района. Хранится в Чердынском краеведческом музее.
Подробнее
Конечные собственники
Правительство Пермского края
· Государственный архив Пермского края
· Министерство финансов Пермского края
· Управление автомобильных дорог Пермского края
· Министерство образования и науки Пермского края
· Кванториум Фотоника, Пермь
· Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края
· Бырминская основная общеобразовательная школа
· Институт развития образования Пермского края (ИРО ПК)
· Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический колледж
· Гимназия №1 города Соликамск
· ПХТТ — Пермский химико-технологический техникум
· Министерство энергетики и ЖКХ Пермского края
· Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
· Фонд капитального ремонта Пермского края
· Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края (100%)
· Звезда стадион (100%)
· Чайковский шлюз (Воткинский гидроузел)
· Министерство информационного развития и связи Пермского края
· Центр информационного развития Пермского края ГБУ ПК
· ЦБДД Пермского края, Центр безопасности дорожного движения Пермского края
· МФЦ Пермского края
· КДКБ — Краевая детская клиническая больница, Пермь
· ЗАГС Пермского края (Комитет записи актов гражданского состояния Пермского края)
· Архив Чайковского городского округа
· Избирательная комиссия Пермского края
· Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
· Осинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей
· Пепелышевская основная общеобразовательная школа
· Администрация Большесосновского сельского поселения
· Детский сад Малышок (Новоильинский)
· Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края
· Центр Гигиены и Эпидемиологии в Пермском Крае
· Администрация Александровского муниципального района
· Городская поликлиника №7, Пермь
· Управление образования администрации города Кунгура Пермского края
· Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края
· Управление дорожного проектирования Пермского края
· Агентство по делам архивов Пермского края
· Администрация Чайковского городского округа
· Министерство культуры Пермского края
· Чердынский краеведческий музей имени Пушкина
· Министерство социального развития Пермского края
· Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края
· Министерство строительства Пермского края
· Корпорация развития Пермского края
· Управление капитального строительства Пермского края (УКС Пермского края)
· Министерство транспорта Пермского края
· Министерство территориальной безопасности Пермского края
· Министерство общественной безопасности Пермского края
Список подготовлен на основе информации из открытых источников