Монастырь на Атаманской горе — Наш Урал и весь мир
- Афиша
- Уральское
Войти в систему
Добро пожаловать!Войдите в свой аккаунт
Ваше имя пользователя
Ваш пароль
Вы забыли свой пароль?
Политика Конфиденциальности
Восстановление пароля
Восстановите свой пароль
Бузулук – исторический город в Оренбургской области. В XIX веке рядом с легендарной Атаманской горой, появился мужской монастырь. До этого же монахи жили в пещерах.
На сегодняшний день пещерный монастырь – одна из самых популярных достопримечательностей Бузулука. Паломники и туристы посещают подземные коридоры, где могут посмотреть кельи и часовню. Всего этот маршрут составляет около 150 метров. Подземная обитель в 1853 году была превращена в Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Здесь находился список с чудотворной иконы
Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который являлся главной святыней монастыря.
Спасо-Преображенский монастырь играл важнейшую роль в духовной жизни жителей Самарского Заволжья и Южного Приуралья, поэтому поддерживался правительством. С помощью благотворителей на территории монастыря появилось несколько храмов. В 1861 году был построен Казанский собор, храм во имя святителя Николая Чудотворца, затем часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник». В 1903 году на пещерах был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сейчас он называется храмом на пещерах.
Императрица Мария Александровна для праздничных служб в 1862 году подарила настоятелю обители богослужебное облачение из бархата.
Монастырь славился своими мудрыми старцами. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, стекавшимися сюда на праздники. В 1873 году сюда приехал писатель Лев Николаевич Толстой, чтобы пообщаться с одним из монахов. Этот момент жизни писателя отразился в переписке.
В советское время монастырь закрыли, а служители были подвергнуты репрессиям. Частично на территории монастыря действует исправительная колония. Монашеская жизнь протекает вокруг храма на пещерах.
Как доехать до пещер и монастыря:
Выезд из города Бузулука по ул. О. Яроша, далее по низководному мосту через р. Сакмару и на подъеме необходимо повернуть по асфальтовой дороге резко влево. Дорога поведет вас 3 км между дачами, мимо родника и стен колонии. Необходимо въехать в поселок, где имеется указатель к храму.
Статья подготовлена на основе материалов сайта: 7 чудес Бузулукского края
Контакты монастыря:
Адрес: Россия, Оренбургская область, Бузулук, Поселок Втк, 7
Телефон: +7 (35342) 4-08-40
Интересно? Расскажи друзьям!
Как добраться до Второафонского мужского монастыря из Пятигорска
Попасть к Бештаугорскому монастырю на горе Бештау можно и пешком, если есть желание.
Путь к святому месту возможен любым удобным способом — на машине по комфортной асфальтированной дороге, экскурсионным автобусом из города или же пешком. Выбирая последний вариант, можно заодно насладиться завораживающими видами природы и свежестью горного воздуха.
Как добраться на автобусе
До мужского монастыря на горе Бештау в Пятигорске по воскресным дням организованы поездки для желающих приобщиться к богослужению. Специальный автобус ждёт всех желающих у Музыкальной школы, что находится на ул. 40 лет Октября, время отправления — 7 утра.
Также у местных туристических компаний можно оформить поездку на экскурсионном автобусе.
Как добраться на машине
Автомобильный путь ко Второафонскому мужскому монастырю начинается от авторынка в Пятигорске. Следуя по Бештаугорскому шоссе, необходимо повернуть на ул. Каскадную, она подводит к кольцевой дороге вокруг горы Бештау. Проезд по ней приведёт вас к воротам храма. Указательные таблички по пути подсказывают, как проехать.
Как добраться пешком
Пеший маршрут к Бештаугорскому мужскому монастырю из Пятигорска начинается с поездки на трамвае (№ 2, № 4, № 6). Доехать нужно до конечной остановки под названием «Белая ромашка», далее необходимо выйти к ж/д путям. Преодолев их, пройти к Лермонтовскому проезду, затем продолжить путь до Бештаугорского шоссе. Ориентиром послужит автосалон «Лада», с левой его стороны начинается дорога, которая прямиком приведёт вас к обители.
Для приезжих из других городов маршрут в монастырь Пятигорска тот же самый, но начинается от ж/д станции Лермонтовская.
История и география
Благовещенская обитель расположена на склоне горы Мангуп, на 20 метров ниже Мангупского плато. Над долиной монастырь возвышается на 210 метров, над уровнем моря — на 400. Весь монастырский комплекс представляет собой двухъярусный ряд пещер, вырезанных в скале. Всего их двадцать.
Эти пещеры были созданы монахами еще в VI веке, как полагают историки. В горной части полуострова Крым есть немало древних пещерных монастырей и городов. Когда-то местные жители любили селиться на труднодоступных возвышенностях, поскольку они лучше защищены. Это был аналог европейских феодальных замков.
Свято-благовещенский мужской монастырь
Хотя пещеры появились намного раньше, сам Благовещенский монастырь был основан уже в ту эпоху, когда его территория относилась к землям православного княжества Феодорово.
Интересно! Это княжество находилось под влиянием Византийской империи и просуществовало с 13 до середины XV века, а затем было взято османами. Вместе с ним прекратила существование и Благовещенская обитель.
После этого святые пещеры опустели на целых 500 лет. Но окончательно о них не забыли. В XX веке это дивное по красоте место стало привлекать туристов. Правда, ничего хорошего эти посещения монастырю не принесли.
Поскольку, за сохранностью пещер никто не наблюдал, туристы причинили памятнику немалый вред. Например, выцарапывали на фресках XIV века надписи, вроде «здесь были мы». Во многом благодаря деятельности туристов, к нашему времени от этих фресок почти ничего не осталось.
Наконец, в 90-х годах было принято решение возобновить в обители монашескую жизнь. Наступил новый период в существовании монастыря.
Экскурсия в подземный монастырь
Спустившись по длинным лестницам ко входу в Монастырские пещеры, мы вместе с экскурсоводом отправились под землю. Освещения в подземном монастыре нет. На входе нам выдали свечи, мы их зажгли и светом живого огня освещали себе путь. Впрочем, нам выдали фонарик один на всех. И ещё один фонарь – у экскурсовода.
Спуск ко входу в подземный монастырь
Вход в подземелья
Холл пещеры
Подземные тоннели низкие и узкие. Некоторые – 1,5 метра и меньше. Экскурсовод сразу предупредила, что надо наклоняться, потому что местами своды очень низкие.
– Это сделано специально для того, чтобы при входе все склоняли головы, – объяснила она нам. – Но даже если стукнетесь головой – ничего страшного. Значит, вразумление получили.
Разумеется, я со своим «идеальным модельным ростом» пару раз получила нехилое «вразумление» от сводов. И потом уже всю дорогу не забывала низко наклоняться. Что и говорить про высоту сводов, если даже дети умудрялись ударять головы.
Пещерные ходы длинные и узкие
По высоте все ходы разные. По некоторым можно только ползком. Экскурсии по таким, конечно, не водят.
В подземельях много ответвлений
Узкий ход петляет под землёй. По пути мы посмотрели крошечные кельи с небольшими выступами и нишами под постель. Выступы настолько маленькие, что сразу возник вопрос – как тут можно спать? Отшельники были низкорослые?
Оказывается, монахи спали сидя. Это тоже было частью аскезы. Если добавить к этому, что в пещере круглый год температура около +8°С, влажно и зябко, а отшельники тут порой проводили дни и ночи напролёт в молитвах – можно только догадываться о том, насколько тяжелой была такая жизнь…
Местами на стенах есть изображения, слова молитв, выдолблены ниши под иконы. Надо брать с собой хороший свет, чтобы их запечатлеть.
Увы, изображения на стенах запечатлеть не удалось!
К сожалению, у меня фотографии не получились.
Экскурсии в Успенский Второафонский монастырь
Поскольку парк гора Успенский Второафонский монастырь — одна из интересных достопримечательностей Пятигорска, его посещение включено в маршруты многих экскурсий по городу. Гид не только расскажет историю этого удивительного места, но и покажет особенности, скрытые от глаз туриста. Экскурсии в Успенский Второафонский монастырь и в его окрестностях проводятся как индивидуальные, так и групповые. Во всех экскурсиях предусмотрено посещение самых интересных мест Пятигорска, так что благодаря насыщенной программе туристы увидят все. Приобрести экскурсии можно на популярных сайтах:
Вот список самых популярных экскурсий в Успенский Второафонский монастырь:
Кафедральный собор Николая Чудотворца
Второе место по исторической древности в городе после женского монастыря занимает собор Николая Чудотворца. В 1908-1910 годах у железнодорожной станции города была построена церковь. Она имела шатровую колокольню и общую базиликальную постройку. Но, с приходом советской власти, была переоборудована под спортивную школу и закрыта в 1929 году.
В 90 годы, верующие люди обратились с просьбой об открытии церкви к властям, их просьба была выполнена. В 2011 году церкви был присвоен статус кафедрального собора, сегодня она открыта и полноценно функционирует.
Адрес: улица 1- я линия- 57.
Как добраться до Белогорского монастыря?
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в Кунгурском районе Пермского края: в 120 километрах от города Перми или в 330 километрах от Екатеринбурга. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. К монастырю лучше ехать по дороге, которая ближе к Перми (дорога, начинающаяся от Кунгурской развязки, в плохом состоянии). Для этого повернуть по указателю на село Калинино и Белогорский монастырь. В Калинино повернуть по указателю на монастырь. Заодно стоит посмотреть достопримечательности села Калинино (кстати, в том числе в этом селе сохранилось здание бывшей церкви, перевезенной в советское время с Белой горы). По пути можно заехать в Троельгу и Бым. Сориентироваться поможет приведенная ниже карта. GPS-координаты Белогорского монастыря: N 57° 23.537´; E 56° 13.818´ (или 57.392283°, 56.2303°).
Павел Распопов
Литература:По Пермскому краю (Туризм в Пермской области – 2). – Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2005.
- Город Кунгур: история и достопримечательности
- Белая гора и Кунгурский район (13.02.2016)
- Кунгурская ледяная пещера
- Кунгурский тюремный замок
Водонапорная башня
Еще один узнаваемый символ города – водонапорная башня. Вместе со зданием женской гимназии они представляют собой законченный архитектурный ансамбль в псевдоготическом стиле.
Здания так хорошо сочетаются друг с другом, так как их строил один архитектор, Ян Адамс.
Башня великолепно декорирована, что позволяет, насколько это представляется возможным, скрывать ее основной функционал. Проектируя башню, архитектор делал, что называется, ставку на внешний вид.
Необходимость водонапорной башни для Бузулука начала 20 века трудно оспорить, ведь город в то время, практически полностью, за редким исключением, был застроен деревянными постройками, которые мгновенно возгорались.
Для тушения регулярно возникающих пожаров, решено было возвести водонапорную башню, это решение помог воплотить в жизнь купец Ф.Ф. Красиков, профинансировав проект.
Адрес: улица Ленина- 67.
Краткая история подземного монастыря
Древний Византийский пещерный монастырь также называют Монаховыми и Монастырскими пещерами.
Монастырские пещеры намного старше Михайло-Афонской пустыни, основанной в XIX веке. Случайно обнаружены уже после строительства Михайло-Афонского монастыря. Получается, что обитель построена на месте, которое задолго до строительства считалось святым.
Келья в подземном монастыре Михайло-Афонской пустыни
Монастырские пещеры в недрах горы Физиабго рукотворные. Согласно исследованиям, они созданы отшельниками из Византии ещё в VIII-X веках, а потом уже использовались православными монахами, начиная с XIX века.
Что делали в горах Кавказа византийские отшельники? В то время власти Византии объявили почитание икон идолопоклонничеством (период иконоборчества длился с начала VIII века до середины IX века, что совпадает с предположительным периодом основания подземного монастыря). Многие отшельники переселились на Кавказ, бежав от преследования за веру.
Ходы низкие, приходится кланяться
Византийские монахи хранили в подземельях библиотеку с древними христианскими текстами, привезённую из Византии. Здесь же была иконописная мастерская, костехранилище с черепами почивших отшельников. По преданиям, где-то и сейчас в заваленных подземных ходах хранятся останки византийских монахов и бесценные древние книги…
Лестница к Монастырским пещерам
Есть, впрочем, и вторая версия, что пещеры выкопаны монахами уже в XIX веке. Но многие отрицают её состоятельность по многим причинам. Мол, незачем было копать монахам эти пещеры когда был большой монастырь, да и насельников в монастыре было не так много, чтобы осилить такую масштабную работу.
Спуск к подземному монастырю
Говорят, вся гора Физиабго пронизана подземными ходами. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Раньше в подземный монастырь вело 11 входов, за что пещеры прозвали «одиннадцатиходкой». Все они вели к подземному храму. Всего было около 3 километров подземных ходов. Но поскольку долгое время они оставались без присмотра, многие из них обрушились и перекрыты завалами. Лишь малая часть ходов сохранилась до наших дней. По ним водят экскурсии.
Расписание богослужений Второафонского монастыря
Желающих поучаствовать в совместном богослужении обитель ждёт дважды в день: в 6.30 (утром) и в 17.00 (вечером). Для посещения двери храма открыты круглогодично: со вторника по воскресенье. Также по вторникам и четвергам после вечерней службы читаются акафисты чудотворным иконам.
Туристам стоит посетить и другие интересные достопримечательности Пятигорска.
Успенский Второафонский мужской монастырь в Пятигорске на горе Бештау бесспорно заслуживает внимания гостей города, являясь ценной его исторической достопримечательностью. Интересен Бештаугорский священный островок на просторах самой природы и в наши дни, ведь развитие и благоустройство обители идёт беспрестанно.
Бузулукский бор
Уникальная достопримечательность города — Бузулукский Бор. Он находится примерно в 15 километрах от города, на границе самарской и оренбургской областей.
Бузулукский бор состоит преимущество из сосновых деревьев, но местами встречаются и лиственные, последние обычно произрастают вдоль реки Боровки. Находится бор в степях зауралья, его история начинается еще с последнего ледникового периода.
В настоящее время именно здесь находится старейшая сосна в России, ей насчитывают примерно 350 лет. Что интересно, в этом месте обитают животные и птицы, в настоящее время занесенные в красную книгу: сапсан, дрофа, орлан-белохвост, стрепет, кречетка, выхухоль.
Бузулукский бор сегодня является национальным парком, его территория охраняется. Для туристов интересно будет посетить, находящиеся на этой территории: урочище «крутой берег», урочище «орлиная гряда», сфагновое болото, дендросад.
Здание бывшей женской гимназии
Здание бывшей женской гимназии является самым узнаваемым символом Бузулука.
На сувенирных открытках с видами города, очень часто можно встретить именно его изображение. Изящные линии, строгие башенки, роскошные оконные арки – все это сочетает в себе псевдоготический стиль здания. Этот ансамбль был спроектирован архитектором Яном Адамсом в 1901 году. Изначально, здесь находилась женская гимназия, сегодня здесь функционирует педагогическое училище.
Что интересно, это учебное заведение, хотя и предоставляло различные по содержанию знания, давало всегда именно среднее образование.
Адрес: улица М. Горького- 59.
Атаманская гора
Так как город расположен в предгорьях Урала, здесь встречается достаточно большое количество возвышенностей. Одни из них, получили широкую известность из-за своей интересной истории.
Атаманские горы находятся в 5 километрах с северной стороны от города, еще во времена существования Бузулукской крепости здесь обитали разбойничьи шайки, которые здесь вырыли множество пещер и туннелей, чтобы скрывать награбленное и прятаться от возмездия.
В начале 19 века бандита покинули это место, сюда пришли отшельники и будущие монахи. Эти люди копали дополнительные пещеры, в качестве келий, в дальнейшем на этих местах был воздвигнут крупнейший Спасо-преображенский мужской монастырь.
ТОП 9 Достопримечательностей Бузулука
Бузулук – город с интересной историей, который находится в Оренбургской области. Город основан в далеком 1736 году, изначально на этом месте была бузулукская крепость, которая в свою очередь была построена на месте развалин древнего башкирского городища.
Своё название Бузулук получил от одноименной реки, на которой находилась крепость. С древнетюркского языка Бузулук переводится как ледовый. Такое название у тюрков характеризовало реки, питающиеся от таяния снегов.
Здание бывшей женской гимназии
Здание бывшей женской гимназии является самым узнаваемым символом Бузулука.
На сувенирных открытках с видами города, очень часто можно встретить именно его изображение. Изящные линии, строгие башенки, роскошные оконные арки – все это сочетает в себе псевдоготический стиль здания. Этот ансамбль был спроектирован архитектором Яном Адамсом в 1901 году. Изначально, здесь находилась женская гимназия, сегодня здесь функционирует педагогическое училище.
Что интересно, это учебное заведение, хотя и предоставляло различные по содержанию знания, давало всегда именно среднее образование.
Адрес: улица М. Горького- 59.
Водонапорная башня
Еще один узнаваемый символ города – водонапорная башня. Вместе со зданием женской гимназии они представляют собой законченный архитектурный ансамбль в псевдоготическом стиле.
Здания так хорошо сочетаются друг с другом, так как их строил один архитектор, Ян Адамс.
Башня великолепно декорирована, что позволяет, насколько это представляется возможным, скрывать ее основной функционал. Проектируя башню, архитектор делал, что называется, ставку на внешний вид.
Для тушения регулярно возникающих пожаров, решено было возвести водонапорную башню, это решение помог воплотить в жизнь купец Ф.Ф. Красиков, профинансировав проект.
Адрес: улица Ленина- 67.
Городской краеведческий музей
Особняк начала 20 в. Сейчас тут находится краеведческий музей. На фасаде здания герб Бузулука.
Вот как выглядел первый герб Бузулука 1782 г.: «В верхней части щита герб Уфимский. В нижней — серебряный олень в зеленом поле, означающий, что сими зверями страна сия изобильна». На современном гербе города (1998) остался только в зеленом поле стоящий на золотой земле серебряный олень.В музее представлено археологическое и историческое прошлое региона.
В настоящий момент в музее представлены следующие экспозиции: зал Интерьер крестьянской избы, зал Основание крепости, зал Дворянство и купечество, залы Бузулук и уезд 1900-1917, 1917-1920, 1921-1941, зал Великой Отечественной Войны, зал Чехословацкой Армии, зал Природы, зал Космоса, зал Социализма.
В данном музее можно заказать лекцию на любую тему и посетить интересные выставки.
Кроме этого, посетителей музея привлекают: уникальная коллекция картин художника Малявина, коллекция старинных самоваров и сарматских мечей.
Адрес: ул. Ленина,56. Посетителей ждут с 9 до 17 часов в любой день, кроме понедельника.
Источник
Свято-Тихвинский женский монастырь в селе Курилово Епархиальные монастыри РПЦ
Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х годах Тихвинский храм, расширила хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895 году, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897 году, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками.
Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти преподобного Серафимав 1833 году. В 1835 году храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 годах храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 года на собственные средства монастыря.
Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери. Из всех чтимых образов верующие сберегли только Тихвинскую икону, вернувшуюся в возрожденный монастырь в 1996. Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Особенно много мирян приходили в монастырь на храмовый праздник 25-26 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери, когда многолюдный крестный ход покидал стены обители и обходил село. Наплыв богомольцев наблюдался также 14 сентября и 8 ноября. Число постриженных монахинь никогда не было большим: в 1895 году штат Куриловского монастыря состоял из настоятельницы, одной схимницы и 30 монахинь. Послушниц насчитывалось 133 чел., а перед 1910 году в обители уже подвизались 260 черниц, хотя число монахинь среди них опять-таки не превышало 45 человек. Со временем монастырь сложился в достаточно эффективную хозяйственную структуру: у монахинь по данным конца ХIХ в. имелось 306 дес. земли, большой сад, животноводческая ферма, несколько деревянных домов для причта, мельница, рыбные озера, бараки для сезонных рабочих, много хозяйственных построек с мастерскими, в т. ч. киричными.
В 1918 году у монахинь сразу же было изъято 418 десятин земли и 22 постройки, отданных местному населению. В ведении монастыря оставалось еще 40 зданий. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. Оставшимися 38 постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество.
В 1924 году в Курилово были переведены последние насельницы Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, а в 1926 году последовал полный разгром обители. За годы советской власти были уничтожены оба каменных храма, колокольня, все служебные здания. В монастыре размещался детский дом, совхозное хозяйство.
В 1995 году появились первые насельницы – две монахини и послушница. В 1997 году было уже более 20 инокинь, в том числе две схимницы. Из с. Сабанова была перевезена деревянная церковь, воссозданная вновь и 2 ноября 1997 году, освященная епископом Саранским и Мордовским Варсонофием (ныне – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии) в честь Тихвинской иконы Божией Матери.