Пермские боги

«бога жалко»: на кого похож христос в пермских скульптурах. неканоничные изображения и ангелы в париках | правмир

Над землёй

При словах «фонд» или «хранение» невольно возникают образы либо тёмного подвала, либо заставленного склада. Но в случае коллекции деревянной скульптуры — это представление неверно. Она живет над землёй. Как и подобает богам.

Хранение коллекции, где нам удалось побывать, находится в колокольне Спасо-Преображенского кафедрального собора. Крутой и сложный подъём ведёт в тесное помещение, разделённое на две комнаты, сверху донизу уставленные произведениями прикамских резчиков. Там висят, стоят, лежат, сидят воплощённые в дереве образы Христа, апостолов, святых, ангелов и херувимов. Такая плотная концентрация в столь небольшом пространстве впечатляет и завораживает. Особенно в сравнении со всем известной, светлой и полной воздуха экспозицией деревянной скульптуры.

Всего в этой коллекции галереи находится более четырёхсот предметов. В самой экспозиции представлено 67 самых знаковых и показательных экспонатов. По прикидкам старшего научного сотрудника отдела хранения Ксении Зубакиной, это примерно 15 % всей коллекции.

Хотя православная храмовая скульптура явление не уникальное и встречается не только в Пермском крае, коллекция Пермской художественной галереи известна как крупнейшее музейное собрание церковной православной скульптуры, происходящей из одного региона.

Сама коллекция более-менее едина в плане времени создания произведений: это период с конца XVII до начала XX века. Точное время, как и имена авторов установить трудно, а порой и невозможно в силу того, что утрачены документы, вроде церковных книг. Зато обширна география — весь Пермский край. Деревянные скульптуры были найдены более чем в сотне поселений.

Святая мученица Параскева Пятница

Святая Параскева Пятница – одна из почитаемых народом святых, и ее скульптуры часто ставились в сельских или в деревенских храмах.

– Но если изображений святого Николая у нас достаточно много, – говорит Ксения Зубакина, – то святая Параскева – одна на всю коллекцию, что, в общем-то, странно: ей посвящались в нашем регионе храмы, часовни, ее именем назывались родники. Памятник, который дошел до нас, происходит из церкви старинного села Ныроб – это практически самый север Пермского края. Там сохранилась церковь святого Николая, до сих пор действующая, с древней каменной резьбой, даже с фрагментами сохранившихся росписей внутри. И именно в пространстве этой церкви существовала резная икона святой Параскевы. Это не круглая скульптура, а резное изображение на доске, киотная вещь. Параскева Пятница изображена с предстоящими Варварой и Екатериной. 

Параскева Пятница. Фрагмент

Параскева Пятница представлена в традиционной иконографии – о ее мученичестве говорят красные элементы одеяния, на ее голове – корона как венец мученичества, в одной руке – крест, в другой – развернутый свиток, на котором читается текст Символа веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя…»

Воскресение Христово

Воскресение Христово в восточной иконографии – традиционно это композиция Сошествия во ад, ведь сокровенный, таинственный, непостижимый для человеческого разума момент в евангельской истории не описан в Евангелии.

Лишь позднее, опять же, под влиянием западноевропейского искусства, в русских иконах появляется изображение момента самого Воскресения. Причем в иконах он изображается обычно рядом с Сошествием во ад, не как отдельно существующая композиция. 

Воскресение Христово

– Если говорить про деревянную скульптуру, причем скульптуру из нашей коллекции, – рассказывает Ксения Зубакина, – сюжет Воскресения Христова трактуется совершенно по европейской иконографии: Христос изображается не в белых одеждах, а в багрянице, на фоне сияния в виде деревянных золотых тоненьких лучиков, с позолоченным знаменем в правой руке и благословляющей левой рукой. Интересный момент, когда в иконописи сюжет трактуется по одной иконографии, а в деревянной скульптуре он дословно копирует западноевропейскую. 

Четыре скульптуры Воскресения Христова в нашей коллекции – это уже более поздние памятники, они отличаются детальной проработкой. 

Находки Николая Серебренникова

Николай Чудотворец из города Чердынь Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Никола Можай из села Покча Чердынского района Пермского края. Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

Святой Николай Можайский из деревни Зеленята Очерского района Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

Пермские скульптуры первым обнаружил краевед Николай Серебренников в 1922 году. Изваяния высотой в человеческий рост стояли в заброшенной часовне на старом кладбище. Ученому они напомнили и языческих идолов, и православных святых одновременно — находки решено было переместить в Ильинский краеведческий музей.

За следующие три года Серебренников вместе с этнографом Александром Сыропятовым организовали несколько экспедиций в отдаленные села пермской земли и собрали там еще 280 подобных скульптур. Такое количество экспонатов могло вместить только крупное хранилище — собрание выставили в только что открывшемся Пермском художественном музее.

Больше всего православных фигур находили в церквях на севере Пермского края: в Усолье на берегу Камы и вверх по реке — в Соликамске, Чердыни. Среди них были отдельные скульптуры — фигуры Николая Можайского, Параскевы Пятницы, Иисуса Христа, а также скульптурные группы и целые резные иконостасы.

Жители отдаленных деревень относились к фигурам по-разному. Часть прихожан воспринимала их как украшение храма, остальные же почитали как идолов: одевали, подносили еду, задабривали дарами. Именно из-за такого, особого отношения к изваяниям исследователи стали называть скульптуры «богами».

Собирать их оказалось непросто: жители не всегда отдавали скульптуры добровольно. Изваяния провожали с плачем, в некоторых селениях фигурам сооружали гробы и устраивали им «похороны». Жители деревень были уверены: чужаки уничтожат их святых. Однако благодаря краеведам-собирателям «пермские боги» уцелели в советские годы, в отличие от другого церковного имущества.

Сколько лет ПЗС и кто его создатель?

Фигурки обычно относят к VII — XII  в. н. э. — такая точка зрения закрепилась в науке и не пересматривается несмотря на многочисленные новые исследования. Есть мнение, что их следует отнести вообще в эпоху палеолита.

Большинство исследователей приписывают фигурки к финно-угорской культуре, но вот какой же именно народ создал их не вполне понятно.
Например, коми или пермяки (финно-угорские народы, которые сегодня проживают на территории Пермского края) НЕ относят их к своей культуре и никак себя с ними не ассоциируют. Более того, для них подобные фигурки несут демонический смысл — в былые времена местные крестьяне, находившие такие фигурки, старались как можно быстрее избавиться от них, так как воспринимали их как некие черные метки приносящие несчастья. Некоторые коми-зыряне и пермяки считали, что эти, так называемые «черти», принадлежат вогульской культуре.

Картина Андрея Клименко

Основной претендент на то, чтобы именоваться создателем фигурок — загадочный народ чудь (белоглазая), который по некоторым данным занимал обширные северные территории от Финляндии до Сибири, в том числе и те, где были найдены фигурки. Кстати, все первые исследователи феномена пермского звериного стиля именовали фигурки «чудскими». Например, Дмитрий Анучин называл данные артефакты «чудскими образками», а первый альбом, посвященный пермскому звериному стилю (Ф.Тепляков, А.Спицын) именовался «Древности камской чуди».

Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Э.Чурилов считает, что мирный народ чудь, занимавшийся в основном охотой и различными промыслами, был оттеснен с обжитых ими земель на север с приходом более воинственных кочевых племен с юга. Им приходилось уходить в девственные таежные леса, где не было не поселений, ни родовых святилищ (современная территория Пермского края), в связи с чем и возник феномен пермского звериного стиля — создавая такие фигурки (богов), чудь имела возможность отправлять религиозные и культовые ритуалы без святилищ. Отсюда же, возможно, возникли и многочисленные легенды о том, что чудь «ушла под землю» или исчезла — на деле же она действительно ушла, но просто севернее.

Хотя, что случилось с ней потом — неизвестно. Основная загадка данного народа в том — что он действительно исчез, растворился где-то на дорогах истории, но при этом оставил за собой целый шлейф легенд и артефактов (помимо предметов пермского звериного стиля, это многочисленные «чудские городки» — остатки которых раскинуты по всей Уралу и Сибири, нередко их местоположение связано с какими-то пещерными туннелями). Считается, что остатки чуди были полностью ассимилированы коми, русскими и вепсами.

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Легенды о чуди довольно противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя. Другие финно-угорские народы (коми-зыряне, пермяки) от чуди дистанцируются, (так же как и от артефактов пермского звериного стиля) и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что чудь — это народ славянского корня.

Существует также гипотеза, что «ушедшая под землю чудь» — это и вовсе не реальный народ, а собирательное название для старых богов, духов и домовых, которые с христианизацией края стали «нечистыми», «злыми» и «куда-то ушли». То есть те же коми-пермяки могли и быть создателями пермских фигурок в незапамятные времена, но перестали себя с ними ассоциировать — как и со своими старыми богами — в момент разрыва культурных связей и потери преданий о собственном прошлом. Как бы то ни было, внезапное и чуть ли не единомоментное прекращение изготовления фигурок — еще одна загадка пермского звериного стиля. Как правило, никакие традиции литья, росписи или иных художественных промыслов не исчезают так, а постепенно видоизменяются, трансформируются во что-то новое.

Образ святителя Николая

Один из традиционных образов, который любили создавать мастера деревянной скульптуры – святитель Николай. Причем изображали святого чудотворца в особой иконографии с мечом и храмом в руках. Такой извод называется «Святитель Николай Можайский» или «Никола Можайский».

По преданию, появление этого образа связано с чудесным избавлением Можайска от врагов. В XIII или XIV веке верующие молились в храме святителю Николаю, чтобы тот помог спасти город от осаждавшего его войска, как считают, татаро-монгольского. И, по молитвам, верующим было видение святителя – в одной поднятой руке он держал меч, словно защищая город, в другой – град Можайск, словно сохраняя его. Такой образ потом сделали можайские мастера из дерева, град в руке святителя порой изображается в виде храма или просто некоего строения.

Св. Николай Можайский

– В XVI веке и позднее подобная иконография распространялась в разных регионах в России, в том числе в Пермском крае, – рассказывает Ксения Зубакина. – Если говорить о нашей коллекции, то самые ранние памятники – это как раз образы Николая Можайского, которые датируются рубежом XVII – начала XVIII века. Это могли быть большемерные скульптуры в человеческий рост, камерные скульптуры высотой 40-50 сантиметров. Но особенность и тех, и других – все они были рассчитаны на фронтальный обзор и помещались в киоты. Даже для большемерных изображений создавались киоты со створками, створки большую часть времени были закрыты и открывались лишь на время богослужения. Большинство киотов не сохранилось.

Св. Николай. Фрагмент

Ранние памятники созданы именно в иконописной традиции, они очень цельные, лаконичные, выполненные в нескольких плоскостях. В них нет движения, объема, который присутствует в скульптурах в XVIII-XIX веке, нет мелкой проработки ткани, драпировки, волос, тела. Подробности добавляются с помощью росписи: складки, волосы на голове, морщины на лице.

Экспонаты Пермской галереи

Саваоф на облаках из города Лысьва Пермского края. Фотография: museum.ru

Распятие из города Усолья Пермского края. Фотография: rusforce.online

Саваоф из деревни Половинка Оханского района Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Одно из произведений Дмитрия Домнина — монументальная скульптура «Саваоф» — хранится в собрании Пермской художественной галереи, как сейчас называется бывший краевой художественный музей. Домнин изобразил Бога Отца — Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене. В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.

Также в Пермской галерее находятся необычные распятия, на которых Иисуса изображали с лицом монголоидного типа, как у местных народов. Одна из таких скульптур — распятие из Усолья первой половины XVIII века. Это крупное изваяние, фигура Иисуса в нем — почти в человеческий рост. Видно, что автор хорошо знал анатомию: соблюдены пропорции тела, проработаны пучки мышц и выступающие кости.

В отличие от усольского распятия у соликамского «Сидящего Иисуса» европейские черты лица. Резчик изобразил его без одежды, в терновом венке. Из-под шипов будто бы льется кровь, а на теле — следы избиений. Вырезаны даже самые мелкие детали: складки век, морщины, локоны волос и выступающие сухожилия на руках. «Сидящий Иисус» из Соликамска — самая реалистичная из пермских фигур.

Как ваяли пермских богов

Деревянная фигура Иисуса Христоса. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

Спаситель из деревни Усть-Косьва Ильинского района Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Деревянная фигура Иисуса Христоса из города Соликамска Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Сюжеты

Чаще всего вырезали распятия и Иисуса, который ожидает казни в темнице. Его изображали сидящим, с палкой в руке и терновым венцом на голове. Пермские резчики были мастерами разного уровня: в коллекцию Серебренникова попали и примитивные фигуры, и истинные произведения искусства. Но, как правило, и те и другие старались запечатлеть выражение смирения и печали на лице страдающего Христа.

Материал

Мастера использовали сосну: она мягче, проще в обработке и лучше хранится. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель. Дерево тщательно готовили к работе. Сначала его сушили, чтобы готовая скульптура не деформировалась, потом выравнивали заднюю часть бревна для барельефных фигур. Чаще всего резчики удаляли и сердцевину бревна: полое изваяние почти не трескалось со временем.

Крепление деталей

Если блок для будущей скульптуры оказывался маленьким, его наращивали: приклеивали дерево так, чтобы были незаметны стыки. Выступающие части — руки, терновые венки с шипами, крылья ангелов — мастера всегда изготавливали отдельно, а затем крепили в специальное гнездо со штифтами и тоже фиксировали клеевым раствором.

Инструменты

Уже в XVIII веке деревенские ваятели использовали специальные инструменты. На деревянных фигурах сохранились следы не только топора и ножа, но и долота, стамески, пилок, буравы и других столярных приспособлений. С их помощью скульпторы вырезали сложные формы — локоны волос, складки ткани.

Покраска

Готовую фигуру вначале шлифовали. Затем мастера оклеивали основу холстом, который грунтовали. Но этот метод использовали не так часто. Обычно краску наносили прямо на дерево: это дешевле и быстрее. Но в этом случае красочный слой приходилось часто обновлять. Окрашивали фигуры в приглушенные цвета, которые подчеркивали рельеф. Иногда скульпторы имитировали его, сочетая светлые и темные мазки.

Авторы скульптур

Резные иконостасы с барельефными фигурами и скульптурные группы создавали послушники пермских монастырей — больше всего сохранилось фигур Пыскорской монастырской мастерской. Единичные статуи изготавливали сельские мастера. Их имена остались неизвестными, за редким исключением: например, сохранилась информация о скульпторе из пермской Лысьвы — крепостном Дмитрии Домнине. В середине XVIII века его вместе с другими крепостными из соседнего села отправили в Лысьву строить заводские цеха и здание управления. В свободное время Домнин вырезал фигуры православных святых и жертвовал их в местную церковь.

Божественные тайны

Несмотря на множество исследований и статей о коллекции Пермской деревянной скульптуры, в ней ещё остаётся много неизвестного и неизученного. Так, например, остаются лакуны в изучении вопроса о влиянии католичества и способах проникновения черт католической храмовой скульптуры в православную храмовую пластику Прикамья.

Ольга Старцева: «Это влияние налицо, отрицать его нельзя. Например, в некоторых памятниках мы можем проследить очевидное влияние стилистики барокко. При этом мы пока не имеем никаких документальных подтверждений того, что русские резчики обучались у европейских мастеров. Всегда говорится, что западноевропейское влияние в этих изображениях есть, особенно в Спасах, но какими путями оно шло и как усваивалось мастером-резчиком, доподлинно не известно. Мы знаем, что большая часть священников были выпускниками Киево-Могилянской академии. Это Русский запад, и там как раз в христианской культуре вполне естественно существуют объёмные изображения. Кроме того, на наших землях после Северной войны осело много пленных шведов, поляков, литовцев. Многие из них жили при храмах. Этот факт тоже нельзя сбрасывать со счетов. Возможно, это были разные люди, пёстрые по социальному составу. Мы не знаем, насколько они были грамотны, что у них было при себе — какие литературные источники и прочее. Конечно, такие связи существовали, но мы не имеем прямых свидетельств, что кто-то из русских мастеров обучался у них».

Наверняка в столь обширной и разнообразной коллекции пермской деревянной скульптуры таится ещё немало подобных загадок. Пока пермские боги сохраняют тайны в своей обители. Но наверняка рано или поздно какие-то из них будут обязательно раскрыты, и мы узнаем об этих удивительных произведениях искусства ещё больше.

Распятие

Крест – главный символ христианства, ведь именно через совершение Распятия, через мучительную смерть Христа стало возможно спасение человечества. 

Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Крест присутствовал в храме всегда, более того – Большой Московский Собор 1666-1667 годов постановил завершать иконостас Распятием с предстоящими. Так что, в том числе и поэтому, в музейных коллекциях много изображений Христа на Кресте.

– Наша коллекция – это около 500 единиц хранения деревянной скульптуры, – рассказывает Ксения Зубакина, – из них чуть больше 100 Распятий. Есть монументальные, огромные, под три метра, которые находились на иконостасах, есть небольшие камерные напрестольные, есть выносные двусторонние с ручками.

Есть Распятия с предстоящими святыми. Это либо композиции из трех персонажей – распятый Христос и предстоящие Богоматерь и Иоанн Богослов. Либо расширенный состав предстоящих, когда добавляются Мария Магдалина и сотник Лонгин с копьем. Могут добавляться ангелы с орудиями страстей. У нас есть одна на всю коллекцию композиция – Распятие с 10 предстоящими. Четыре святых и шесть ангелов с орудиями страстей.

Распятие с предстоящими

Есть одно удивительное Распятие, иконографии которого аналогов нет – это поздняя работа рубежа XIX-XX веков, мы знаем имя резчика этого Распятия, что тоже большая редкость. Автор – крестьянин деревни Габово Никон Кирьянов. Его Распятие – образец наивного искусства: Кирьянов был резчик-самоучка, а не профессионал-ремесленник или человек, работающий с артелью резчиков.

Сохранилась красивая легенда, которую записал Серебренников, что Кирьянов с товарищами построил в своей деревне две деревянные часовни и для одной из них создавал резные образы святых и ангелов, якобы, как вспоминают старожилы деревни, в начале XX века, было около 500 изваяний, выполненных Кирьяновым в одной маленькой деревенской часовне. В коллекции сохранились 17 его работ. В основном это изображения ангелов, и два Распятия.

Н. Кирьянов. Страстной ангельский чин

Одно из этих Распятий – это как раз необычный большой крест с изображением Христа. Необычность в том, что весь крест, до фигуры Христа, покрыт изображениями херувимов. Изображено 34 херувима, каждый вырезан отдельно. Почему 34, может быть, так получилось просто композиционно, а может быть, художник вкладывал какое-то собственное символическое значение?

Кроме того, все памятники Кирьянова отличают специфические лики и он изображает волосы на голове и ангелов, и Христа в виде париков, которые носили в петровское время. 

Ссылки

Категории:

  • История Пермского края
  • Культура Пермского края
  • Скульптура России
  • Скульптуры из дерева
  • Круглая скульптура
  • Художественная резьба по дереву
  • Изобразительное искусство России

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Пермская деревянная скульптура» в других словарях:

Явление в рус. культовой пластике. В XVII в. работы выполнялись в традициях древнерус. резьбы (объемы обобщены, формы плоскостны, композиции фронтальны и неподвижны). Традиционна многоцветная роспись. Для работ XVIII в. характерны черты стиля… … Уральская историческая энциклопедия

Произведения религиозной деревянной пластики, созданные в северно западном Приуралье в 17 начале 20 вв. П. с. вырезалась из сосны (реже из ели, липы или берёзы) и раскрашивалась обычно темперными красками по левкасу в тона, близкие… … Большая советская энциклопедия

— (Шаманские изображения, Чудские образки, Культовое литье) пермский локальный вариант звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII в. до н. э. XII в. н. э. лесной и лесо тундровой зоны Северо… … Википедия

Город Чердынь Флаг Герб … Википедия

Это статья является частью серии статей о народе Коми Культура Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Коми имя · Коми фамилии Расселение коми Республика Коми · … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пермь (значения). Это статья является частью серии статей о народе Коми Культура Литература · Музыка · Искусство · Архитектура · Кухня · Танец · Коми имя · Коми фамилии … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое письмо Языки … Википедия

Серебряное блюдо «Бахрам Гур … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Серебренников. Николай Николаевич Серебренников (8 июля 1900, Верхние Муллы, Пермская губерния 21 мая 1966, Пермь) искусствовед, посвятивший свою жизнь собранию и изучению пермской… … Википедия

Первое русское поселение на территории Перми Великой, в пределах Великопермского княжества. Основан опальным новгородским воеводой Анфалом Никитиным в 1401 1409. Расположение Пермский археолог Г.А.Бординских насчитал более 10 гипотез его… … Википедия

Книги

, Власова О. М.. Эта книга — полная публикация уникальных памятников русской церковной скульптуры из Пермской галереи, крупнейшего в России собрания такого рода. Статьи авторов посвящены истории собирания и…

«…И шестикрылый серафим. На перепутье мне явился…»

Ещё в коллекции галереи находится множество скульптур серафимов, херувимов и ангелов. Всего их больше ста, и основная часть расположена в хранении. Изображений Небесных сил так много в музейном собрании потому, что они были одним из типичных и наиболее распространённых элементов декора иконостаса в XVIII — XIX веках. Кроме того, в изображении ангелов не было жесткого канона, что давало резчикам определённую свободу творчества и фантазии. В коллекции есть летящие и коленопреклонённые ангелы, держащие свиток или рипиду, а также трубящие ангелы — предвестники Апокалипсиса. До недавнего времени один из таких ангелов с трубой был символом Пермской художественной галереи. Отдельно выделяются ангелы с Орудиями Страстей Христовых — такие композиции называют Страстной ангельский чин, который отдельным рядом располагался на иконостасе. В экспозиции галереи ангелов с Орудиями Страстей можно увидеть наверху композиции «Христос в темнице» из посёлка Пашия.

Христос в темнице

Иконография «Христос в темнице» явно связана с Ecce Homo (с лат. – «Се Человек»), отсылающей нас к евангельскому рассказу: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!» (Ин. 19: 2-5).

Образ, созданный Самим Христом. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым

Пример такой иконографии мы видим в картине Караваджо (ок. 1605 года), в более расширенном варианте – в картине Иеронима Босха (1500). Если в таких вариантах Христос изображается не Один, с гонителями, несколькими или целой толпой, то в близкой иконографии «Муж скорбей» (латинское название Vir dolorum) Спаситель представлен в терновом венце, в багрянице, но в одиночестве (иногда с Ним изображают двух ангелов), оставленный всеми, в ожидании казни…

– В пермской коллекции этот сюжет был значительно видоизменен, – говорит Ксения Зубакина. – Местная скульптура – это свободные вариации на тему. Например, на пермских скульптурах нигде нет багряницы, хотя в других музеях я видела скульптуры Христа из других регионов в багрянице.

Христос в темнице

Также мастера не делают большого акцента на изображении ран и истекающей из них крови. Кроме того, добавляется этнографический момент в изображении Христа: в Его лике передаются черты местного населения, тех людей, которые были в окружении мастера.

В результате появляется образ Господа, но очень близкий для простых верующих. О таком отношении говорят рассказы старожилов деревень и сел, которые записывал собиратель нашей коллекции Николай Серебренников в двадцатых годах XX века.

Местные говорили, что, когда смотришь на скульптуру, Бога жалко, настолько, что плакать хочется.

Когда скульптуры забирались в музей, верующие очень тяжело расставались с ними.

Если посмотреть на лик Христа скульптуры, которая происходит из церкви Спасо-Преображения села Усть-Косьва, и сравнить с фотографиями коми-пермяцких крестьян начала XX века, то сходство почти стопроцентное.

У трех скульптур из нашей коллекции странная одежда – длинная синяя рубаха, подпоясанная широким плетеным поясом. Это одеяние не описывается в священных текстах, и до сих пор до конца непонятно, что это такое. Одна из гипотез говорит, что одеяние очень похоже на повседневную коми-пермяцкую крестьянскую одежду, которая называлась шабур. Шабур – подобие русского летнего кафтана, верхняя одежда с запахом, подпоясанная широким поясом, сделанная из синего домотканого льна.

Христос в темнице

Если говорить про сам сюжет страстей Христовых, не везде он воспроизводится местными резчиками именно как страдание – где-то Христос изображается задумчивым, погруженным в Себя, где-то, наоборот, это очень мощный образ, напоминающий верующим о грядущем Воскресении.

Где сделаны находки ПЗС и сколько их всего?

Все находки пермского звериного стиля сконцентрированы в следующих регионах: Верхнекамье, Чердынский район и Коми-пермяцкий округ. Большая часть находок (более 300 пластин) приходится именно на Верхнекамье.

Другие исследователи указывают более широкий район — от Камы и Вятки до верховьев Енисея (то есть это уже не только Урал, но и бОльшая часть территории Сибири). Подробная картографическая классификация находок с указанием точного места нахождения каждой до сих пор никем не сделана.

Доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), который строил свои исследования на доскональной работе с архивами и документами, в своих видео говорил о том, что еще при Петре Первом с территории Урала и Сибири чуть ли не тоннами вывозились в Европу некие древности. Подтверждением тому может быть упоминание о подобных фигурках в книге Николаса Витсена 1692 года «Северная и Восточная Тартария», где он описывал свое путешествие по России, а также в документах Фридриха Вебера начала XVIII века, который прямо пишет о фигурках людей и животных из «золота и бронзы» находимых на Урале и в Сибири и свозимых ко двору Петра — то есть уже тогда о них было прекрасно известно даже иностранным путешественникам.

Ровно о том же, но другими словами писал Александр Теплоухов (отец известного собирателя пермских древностей) — он указывал, что ежегодно в Вятку на переплавку свозилось до 30 пудов серебряных и 20 пудов золотых изделий (!) со всего региона (пуд = 16,38 кг, то есть годовой объем приближается к тонне). При этом «серебряные вещи, находимые в земле, — из хорошего серебра, лучше чем наше, оно лучше плавится и меньше чернеет на воздухе».

Можете представить себе масштаб этой «исчезнувшей цивилизации русского Урала и Сибири», если в год на переплавку отправлялось столько исторических ценностей? А наши историки продолжают убеждать общественность в том, что-де не найдено за Уралом ни городов, ни артефактов, и до XV здесь царила полнейшая дикость и беспросветное невежество.

То есть сегодня мы в действительности располагаем лишь крупицами той культуры и, возможно, далеко не самыми выдающимися — тем, что осталось «невостребованным» для переплавки и перепродажи. Именно поэтому большинство оставшихся артефактов бронзовые, а серебряные и золотые — большая редкость. Кстати, уровень изготовления серебряных и золотых предметов выше, так что можно предположить, что именно они были «изначальными», бронзовое же литье — это более поздние и простые копии с тех самых оригиналов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Laguna-kurort
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: